Микеланджело

Реалистичность людей

Караваджо изобразил святую Марию лет 55. Кажется, что она выглядит старше своих лет из-за постигшего ее горя. Приглядитесь к ее лицу. Это не старуха, как часто ее обозначают на этой картине. Это женщина за 50, убитая горем.

Караваджо. Положение во гроб. Фрагмент. 1603-1605 гг. Пинакотека Ватикана

Ее возраст реалистичен. Именно так и могла выглядеть женщина, сыну которой 33 года.

Дело в том, что до Караваджо святую Марию изображали молодой. Тем самым максимально идеализируя ее образ.

Аннибале Карраччи. Пьета. 1600 г. Музей Каподимонте, г. Неаполь, Италия

Например, Карраччи, немного-немало основатель первой художественной академии, следовал той же тенденции. Его святая Мария и Христос на картине “Пьета” – примерно одного возраста.

БРОСАЮЩАЯ В ТРЕПЕТ СИЛА

Говоря о силе воздействия работ Микеланджело, его современники часто употребляли слово «terribilita», что можно перевести как приводящая в трепет. Прошедшие с тех пор века ничего в этом смысле не изменили.

Больше всего поражает художественный универсализм Микеланджело. Он создавал одинаково гениальные произведения в области живописи, скульптуры и архитектуры. Кроме того, Микеланджело известен как превосходный рисовальщик и глубокий поэт.

Его характер и склад мысли можно представить по пятистам дошедшим до нас письмам художника и многочисленным отзывам современников.

Абсолютно все мемуаристы сходятся в том, что жизнь Микеланджело была без остатка посвящена работе. Вспоминают, что он даже спать ложился в башмаках и одежде, не желая тратить время на раздевание и одевание. Очень часто за весь день он ограничивался одним куском хлеба, который съедал прямо во время работы.

Микеланджело оставался равнодушен к внешним атрибутам успеха, но при этом очень гордился своим аристократическим происхождением. Его кредо — художник должен быть, прежде всего, творцом, а уж потом крепким ремесленником. К собственному творчеству он относился предельно эмоционально. Так, крушение планов, связанных с возведением усыпальницы Юлия II, повергло Микеланджело в глубокую депрессию. «В этой усыпальнице я похоронил всю свою юность», — с печалью писал он в 1542 году. Художник отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Он отваживался перечить самому Юлию II. Но со своими родственниками и друзьями Микеланджело был неизменно нежен, щедр и внимателен.

Нам довольно много известно о жизни Микеланджело. Вместе с тем есть в ней и «белые пятна». Непонятно, например, где, как и когда он столь блестяще овладел художественной техникой. В ученики к Доменико Гирландайо Микеланджело поступил в 1488 году, в возрасте 13 лет, то есть на несколько лет позже, чем это было принято. Странным выглядит то, что юный художник не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Это даёт основание полагать, что к этому моменту он уже обладал определёнными навыками. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, предпочитая называть свой талант богоданным и тем самым мифологизируя его.

Но если даже в живописи Гирландайо мог быть учителем Микеланджело, то совершенно неясно, где Микеланджело овладел приёмами резьбы по мрамору. Бертольдо ди Джованни, у которого он учился в «академии» Медичи, был специалистом по бронзе, но эту технику Микеланджело использовал крайне редко. Тем не менее, уже первые его скульптуры принесли ему славу несравненного и ювелирно-точного мастера.

Биография[править | править код]

Микеланджело родился в понедельник 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Леонардо Буонаротти, городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.

В г. Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую Доменико Гирландайо и занимается там в течение трёх лет. Именно Гирландайо даёт молодому художнику рекомендацию на учёбу и работу у тогдашнего правителя Флоренции, Лоренцо Медичи (Лоренцо Великолепного). С по 1492 г. Микеланджело учится в школе Медичи, к этому периоду относятся его барельефы «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы».

В г., после смерти Лоренцо его преемник, Пьеро де Медичи, отказывается поддерживать Микеланджело, и тот покидает Флоренцию, на три года обосновываясь в Болонье.

В г. кардинал Сан-Джорджо покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».

Біографія[]

Микеланджело родился 6 марта 1475 г. въ тосканскомъ городкѣ Капрезе около Ареццо, въ семьѣ Лодовико Буонарроти, городского совѣтника. Въ дѣтствѣ воспитывался во Флоренціи, затѣмъ нѣкоторое время жилъ въ городкѣ Сеттиньяно.

Въ 1488 г. Микеланджело противъ воли своего отца поступаетъ ученикомъ въ мастерскую Доменико Гирландайо и занимается тамъ въ теченіе трёхъ лѣтъ.

Въ 1496 г. кардиналъ Санъ-Джорджо покупаетъ мраморнаго «Купидона» Микеланджело и приглашаетъ художника для работы въ Римъ.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. въ Римѣ. Передъ смертью онъ продиктовалъ завѣщаніе со всей свойственной ему немногословностію: «Я отдаю душу Богу, тело землѣ, имущество роднымъ».

Геній Микеланджело наложилъ отпечатокъ не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнѣйшую міровую культуру. Деятельность его связана въ основномъ съ двумя итальянскими городами — Флоренціею и Римомъ. По характеру своего дарованія онъ былъ преждѣ всего скульпторъ. Это ощущается и въ живописныхъ работахъ мастера, необычайно богатыхъ пластичностію движеній, сложных позъ, отчётливою и мощною лѣпкою объёмовъ. Во Флоренціи Микеланджело создалъ безсмертный образецъ Высокаго Возрожденія — статую «Давидъ» (1501—1504), ставшую на многіе вѣка эталономъ изображенія человѣческаго тѣла, въ Римѣ — скульптурную композицію «Пьета» (1498—1499), одно изъ первыхъ воплощеній фигуры мёртваго человѣка въ пластикѣ. Однако наиболѣе грандиозные свои замыслы художникъ смогъ реализовать именно въ живописи, гдѣ онъ выступилъ подлиннымъ новаторомъ цвѣта и формы. По заказу папы Юлия II онъ выполнилъ роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую исторію отъ сотворенія міра до потопа и включающую болѣе 300 фигуръ. Въ 1534—1541 въ тойже Сикстинской капеллѣ для папы Льва X исполнилъ грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный судъ». Поражаютъ своей красотою и величіемъ архитектурныя работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и Соборъ св. Петра въ Римѣ.

«Оплакивание Христа», или «Пьета»

Прибыв в Рим в 1496 году, спустя два года Микеланджело получил заказ на статую Девы Марии и Христа.

Он изваял бесподобную скульптурную группу, включающую фигуру Богоматери, скорбящей над телом Спасителя, снятого с креста. Группа «Пьета», предназначенная для украшения капеллы Девы Марии в соборе Святого Петра, стала вершиной мастерства молодого скульптора.

Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобретал микеланджеловские статуи и всячески помогал ему. Договор был заключен 26 августа 1498 года, заказчиком выступал французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту, мастер обязывался выполнить работу за год и получал за нее 450 дукатов. Работа была закончена около 1500 года, уже после смерти кардинала, умершего в 1498 году. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет, и многие не верили в его авторство. Тогда уязвленный юноша на перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».

Шулеры (1596)

Караваджо мастерски изобразил карточных игроков в покер, двое из трёх явно жульничают, пытаясь обыграть молодого недотёпу, который по неопытности не замечает, как старый игрок подглядывает ему в карты и даёт сигналы пальцами руки своему напарнику. Второй молодой шулер изображён к зрителю спиной. Он открыто наблюдает за противником, и готовится выбросить нужные карты, которые спрятаны у него за поясом штанов. Эту картину можно разглядывать часами и находить все новые интересные детали. Например, перчатки старого жулика с отрезанными кончиками пальцев — прекрасное средство для прощупывания краплёных карт. Эта картина — настоящая карикатура на проблемы общества того времени, когда процветали карточные игры, а с ними и жулики всех сортов и мастей.

4

Интересные факты[]

Послѣдняя работа

Файл:1197184318 0868.250×200.jpeg

Последняя работа Микеланджело (архив Ватикана, черно-бѣлое фото)

Въ 2007 году въ архивахъ Ватикана была найдена послѣдняя работа Микеланджело — зарисовка одной изъ деталей купола базилики Святаго Петра. Рисунокъ, выполненный краснымъ меломъ, представляетъ собою «изображеніе детали одной изъ радиальныхъ колоннъ, составляющихъ барабанъ купола собора Святаго Петра въ Римѣ». Считается, что это послѣдняя работа знаменитаго художника, выполненная незадолго до его смерти въ 1564 г.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находятъ въ архивахъ и музеяхъ. Такъ, въ г. въ запасникахъ Національнаго музея дизайна въ Нью-Йоркѣ случайно былъ найденъ другой рисунокъ мастера. Онъ находился среди полотенъ неизвѣстныхъ авторовъ эпохи Возрожденія. На листі бумаги размѣромъ 45×25 см художникъ изобразилъ менору — подсвѣчникъ для семи свѣчей.

Въ честь Микеланджело названъ кратеръ на Меркуріи.

Значение творчества

Творчество гениального художника оставило огромный отпечаток не только на искусстве эпохи Возрождения, но и на дальнейшую мировую культуру. Деятельность Микеланджело связана с двумя городами – Флоренцией и Римом.

В первую очередь по его дарованию его стоит считать скульптором, что прослеживается даже его живописи – в работах много сложных поз, пластичности движений, отчетливой рельефности и объемности.

Статуя «Давид»

Именно во Флоренции он создал образец высочайшего искусства – статую Давид, которая на многие века стала эталоном изображения тела человека.

Самые грандиозные замыслы Микеланджело реализовал в живописи, став новатором формы и цвета. Он расписал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Роспись представляла библейскую историю от сотворения мира до потопа и включала более 300 фигур.

Еще одна грандиозная работа художника, наполненная драматизмом, – фреска «Страшный суд» в той же Сикстинской капелле.

Невозможно не оценить и архитектурные работы великого мастера. Они поражают красотой и величием. Это купол Ватиканского собора и ансамбль площади Капитолия в Риме.

Личная жизнь

Всю свою жизнь Микеланджело посвятил искусству. Он так и не женился, у него не было детей. Жил он аскетично. Увлекшись работой, мог ничего не есть кроме корки хлеба и спать в одежде, чтобы не тратить силы на переодевание. Отношения с женщинами у художника не складывались. Некоторые исследователи предполагают, что у Микеланджело были интимные связи с его учениками и натурщиками, однако достоверных сведений об этом нет.

Томмазо Кавальери

Известно о его близкой дружбе с римским дворянином Томмазо Кавальери. Томмазо годился художнику в сыновья и был очень красив. Микеланджело посвятил ему множество сонетов и писем, открыто говоря о своих пылких чувствах и восхищаясь достоинствами юноши. Однако судить о художнике по сегодняшним меркам нельзя. Микеланджело был поклонником Платона и его теории любви, которая учила видеть прекрасное не столько в теле, сколько в душе человека. Высшей стадией любви Платон считал созерцание прекрасного во всем окружающем. Любовь к другой душе по Платону приближает к любви Божественной. Томмазо Кавальери поддерживал дружеские отношения с художником до самой его смерти и стал его душеприказчиком. В возрасте 38 лет он женился, его сын стал известным композитором.

Микеланджело Победа(исследователи считают, что в этой работе Микеланджело изобразил Томмазо и себя)

Виттория Колонна

Еще одним примером платонической любви называют отношения Микеланджело с римской аристократкой Витторией Колонна. Встреча с этой выдающейся женщиной произошла в 1536 г. Ей было 47 лет, ему ‒ за 60. Виттория принадлежала к знатному роду, носила титул принцессы Урбинской. Ее мужем был маркиз де Пескара, известный военачальник. После его гибели в 1525 г. Виттория Колонна больше не стремилась выйти замуж и жила уединенно, посвятив себя поэзии и религии. С Микеланджело ее связывали платонические отношения. Это была большая дружба между двумя уже немолодыми, повидавшими многое в жизни людьми. Они писали друг другу письма, стихи, проводили время в долгих беседах. Смерть Виттории в 1547 г. глубоко потрясла Микеланджело. Он погрузился в депрессию, Рим ему опротивел.

Себастьяно дель Пьомбо Портрет Виттории Колонна

Знаменитое тенебросо Караваджо

Караваджо использует приём тенебросо. На заднем фоне – кромешная тьма. А фигуры словно вырисовываются направленным на них неярким светом.

Многие современники критиковали Караваджо за такую манеру. Называли ее “подвальной”. Но именно эта техника является одной из самых характерных черт творчества Караваджо. Он смог максимально раскрыть все ее преимущества.

Фигуры приобретают необычайную рельефность. Эмоции героев становятся предельно выражены. Композиция ещё более цельной.

Такая манера стала очень популярной благодаря Караваджо. Среди его последователей можно выделить испанского художника Сурбарана.

Посмотрите на его знаменитую картину “Агнец Божий”. Именно тенебросо создаёт иллюзию реальности. Ягненок словно живой лежит перед нами. Освещённый тусклым светом.

Франсиско де Сурбаран. Агнец Божий. 1635-1640 гг. Музей Прадо, Мадрид

Караваджо был реформатором живописи. Он основатель реализма. И “Положение во гроб” одно из величайших его творений.

Его копировали самые крупные мастера. Что также подтверждает его ценность для мирового искусства. Одна из самых известных копий принадлежит Рубенсу.

Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб. 1612-1614 гг. Национальная галерея Канады, г. Оттава

“Положение во гроб” – сюжет очень печальный. Но  именно за такие сюжеты Караваджо и брался чаще всего.

Думаю, это связано с детской психологической травмой. В 6 лет он наблюдал, как в муках умирал его отец и дед от бубонной чумы. После чего его мать сошла с ума от горя. С детства он усвоил, что жизнь полна страданий.

Но это не помешало ему стать величайшим художником. Правда прожил он всего 39 лет. Он погиб. Бесследно исчезло его тело.  Предположительно его останки нашли лишь 400 лет спустя! В 2010 году. Об этом читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.

* маньеристы – художники, работающие в стиле маньеризм (100-летняя эпоха между Ренессансом и Барокко, 16 век). Характерные черты:  перенасыщенность композиции деталями, удлиненные, часто закрученные тела, аллегорические сюжеты, повышенный эротизм. Яркие представители: Джорджо Вазари, Джулио Романо, Эль Греко, Аньоло Бронзино.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Извѣстныя работы[]

См. также Список работъ Микеланджело

  • Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренція, Академія изящныхъ искусствъ.
  • Мадонна у лестницы. Мраморъ. Ок. 1491. Флоренція, Музей Буонарроти.
  • Битва кентавровъ. Мраморъ. Ок. 1492. Флоренція, Музей Буонарроти.
  • Пьета. Мраморъ. 1498—1499. Ватиканъ, Соборъ св. Петра.
  • Мадонна съ младенцемъ. Мраморъ. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотръ-Дамъ.
  • Мадонна Таддеи. Мраморъ. Ок. 1502—1504. Лондонъ, Королевская академія искусствъ.
  • Апостолъ Матѳей. Мраморъ. 1506. Флоренція, Академія изящныхъ искусствъ.
  • Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренція, Галерея Уффици.
  • Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренція, Національный музей Барджелло.
  • Моисей. Ок. 1515. Римъ, церковь Санъ Пьетро инъ Винколи.
  • Гробница Юлія II. 1542—1545. Римъ, церковь Санъ Пьетро инъ Винколи.
  • Умирающій рабъ. Мраморъ. Ок. 1513. Парижъ, Лувръ.
  • Роспись свода Сикстинской капеллы. Ватиканъ.
  • Мадонна. Флоренція, Капелла Медичи. Мраморъ. 1521—1534.
  • Библіотека Лауренціана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренція.
  • Капелла Медичи. 1520—1534.
  • Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренція, церковь Санъ Лоренцо.
  • Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренція, церковь Санъ Лоренцо.
  • Скорчившійся мальчикъ. Мраморъ. 1530—1534. Россія, Санктъ-Петербургъ, Государственный Эрмитажъ.
  • Атлантъ. Мраморъ. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренція, Академія изящныхъ искусствъ.
  • Пьета (Положеніе во гробъ) собора Санта Марія дель Фьоре. Мраморъ. Ок. 1547—. Флоренція, Музей Опера-дель-Дуомо.
  • Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Страшный судъ. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватиканъ.

Биография[]

Микеланджело родился в понедельник 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Леонардо Буонаротти, городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.

В г. Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую Доменико Гирландайо и занимается там в течение трёх лет. Именно Гирландайо даёт молодому художнику рекомендацию на учёбу и работу у тогдашнего правителя Флоренции, Лоренцо Медичи (Лоренцо Великолепного). С по 1492 г. Микеланджело учится в школе Медичи, к этому периоду относятся его барельефы «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы».

В г., после смерти Лоренцо его преемник, Пьеро де Медичи, отказывается поддерживать Микеланджело, и тот покидает Флоренцию, на три года обосновываясь в Болонье.

В г. кардинал Сан-Джорджо покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».

Работы художника

Дельфийская сивилла

Вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них. Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони. После недавней реставрации свода великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.

Распятие святого Петра

«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам. Микеланджело же блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста.

Святое семейство

«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.

Юдифь, убивающая Олоферна (1597-1598)

Здесь художник обращается к известному библейскому сюжету о Юдифи и Олоферне. Олоферн, воевода царя Навуходоносора руководит войском, которое осадило город Втилуя. Его соблазняет иудейская вдова Юдифь и заманивает к себе в дом, где с помощью служанки убивает. Отрезанную голову Юдифь отправляет в стан врага, что приводит к панике в войсках. Иудеи воспользовались этим и одержали победу над войском Навуходоносора. Караваджо изображает момент обезглавливания Олоферна настолько реалистично, что кажется кровь вот-вот хлынет за пределы картины. Лица женщин напряжены и чувства, которые их обуяли, передаются зрителю.

7

«Давид»

История скульптуры началась с того, что в середине XV века в Карраре была добыта огромная глыба мрамора, которая лежала во дворе собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она предназначалась для колоссальной статуи библейского героя Давида.

Глыба имела девять футов высоты. К началу XVI века заброшенный мрамор представлял собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием мраморный блок неумолимо таял в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись со знатоками скульптуры, признали камень годным к доделке. После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. 16 августа 1501 года был заключен договор. Микеланджело выговорил два года, считая от 1 сентября, и 13 сентября в понедельник, рано утром, начал работу. Скульптор подготовил более сотни набросков будущей статуи, изготовил небольшую глиняную модель, которую заливал в емкости молоком, с помощью чего определял последовательность работы над мраморным блоком. Из-за грубых повреждений камня необходимо было предельно точно, до сантиметра, производить разметку будущей статуи. Сначала мастер вырезал левую руку Давида. Одну руку гигантской фигуры нужно было изобразить согнутой в локте из-за выбоин в мраморном блоке.

Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года. В 1504 году работа была закончена. Говорят, что закончив статую, Микеланджело украсил ее венцом из листовой меди.

25 января была созвана комиссия экспертов, на которой обсуждался вопрос, где поставить статую. По желанию автора ее решили разместить у входа на площади Синьории, здесь она и простояла в течение трех веков.

Транспортировка колоссальной статуи к стенам палаццо Веккьо заняла три дня. Открытие «Давида» состоялось 8 сентября. Флорентийцы были потрясены — мраморная статуя принесла Микеланджело славу и упрочила за ним репутацию первого скульптора Италии.

Положение во гроб (1602-1604)

Передний план картины занимает образ Христа, которого кладут во гроб Никодим и Иоанн. Тело Христа — тело молодого мёртвого человека, запрокинувшего голову, уже теряет тепло. Губы Христа посинели и рот приоткрыт. Это добавляет трагизма в его мученической смерти. Позади Иоанна и Никодима — три Марии в своём безутешном горе. Мать Христа состарилась от горя, Мария Магдалина печально опустила голову и ушла в себя. Третья Мария кричит, подняв к небу руки. Ракурс картины очень революционный — угол каменной плиты, на которую кладут Христа и локоть Никодима как бы вырываются за рамки картины. У зрителя возникает впечатления реальности происходящего. До этого, ни одна картина, изображавшая «положение во гроб Христа», не была такой впечатляющей. Смерть, скорбь и горе сквозит с полотна. Могильный холод веет из-под плиты.

Особенности картины

И в наши дни ценители искусства не перестают говорить, что «Положение во гроб» производит особенное впечатление на того, кто хотя бы раз видел эту картину. Этот эффект создаётся множеством технических особенностей и виртуозным мастерством Караваджо.

И если в пору расцвета эпохи Возрождения композиция напоминала устойчивую пирамиду, то в случае с «Положением во гроб» мы видим явный пример искусства барокко. Несмотря на диагональное расположение, представленная художником группа имеет монументальность. Она даже напоминает своеобразную скульптуру, запечатлённую кистями и красками на картине.

Эффект от восприятия картины усиливается расположением главных героев. Они – на переднем плане, очень близко к нам. Тело Христа и вовсе находится непосредственно перед зрителем. Использование автором такого ракурса помогает ощутить себя частью происходящего на полотне.

Кроме того, главной «изюминкой» работ Караваджо являются тёмные тона

Обратите внимание на темноту «Положения во гроб». Она практически стирает границу между гробницей-пещерой и местом действия, что добавляет сюжету мистических нот

Кроме того, каждая из фигур кажется особенно отчётливой. Почему? Секрет в том, что все персонажи, а особенно тело Христа, словно бы подсвечены прожекторами.

Каждая фигура на полотне, а особенно тело Христа настолько отчётливо выписаны, что создаётся впечатление, будто они подсвечены

«Положение во гроб» стало одной из самых известных картин Микеланджело да Караваджо. Мастер сумел максимально ярко продемонстрировать свой талант и наработанные умения. Эта картина по-прежнему поражает зрителя, заставляет нас задуматься о судьбе Спасителя, пережить вместе с героями полотна трагический момент, описанный в Библии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: