Венера с зеркалом

Мадрид

В Мадриде Веласкес начинает сразу с портретов «топов»: он пишет королевского капеллана Хуана де Фонсеку, знаменитого поэта Луиса де Гонгору и своего патрона Оливареса. Пишет настолько здорово, что это впечатляет короля. Первый же «пробный» портрет Филиппа IV (не сохранившийся) приносит Веласкесу звание pintor de camera – придворного художника, наделённого единоличным и исключительным правом писать монарха (, , ). Без промедлений, забрав жену и дочек, Веласкес перебирается жить во дворец. Здесь тянет пофилософствовать: что это было? Как смог 24-летний художник без видимых усилий и напряжения, вот так вот запросто, с первой попытки стать личным художником короля? Филипп IV был человеком утонченным и образованным, он был восприимчив к искусству, а Веласкес – почти сверхъестественно талантлив. Всё это так. Но даже это не выглядит достаточной причиной.

Мастерская Веласкеса располагалась прямо в королевских апартаментах. Ключи от неё имелись у двух людей – художника и короля. Внутри стояло особое королевское кресло. Монарх, управлявший половиной мира, по нескольку часов безропотно стоял «по стойке смирно», когда художнику хотелось запечатлеть какую-то особо торжественную позу. В отсутствие Веласкеса Филипп отпирал своим ключом мастерскую, усаживался в кресло, смотрел на незавершённые портреты и погружался в приятную задумчивость. Похоже, он нашёл себе друга. Того, кому можно доверять без остатка и кто превратит твои слабые стороны – в силу.

Испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет заметит, что всё наследие Веласкеса, за не особо многочисленными исключениями, – это портреты самого короля и его ближайшего окружения: его жён (Филипп был дважды женат) и детей, министров и фрейлин, шутов и карликов, лошадей и собак.

Веласкес недолго оставался придворным художником. Ведь что такое художник? Да просто ремесленник! Но очень скоро Филипп даровал ему более высокие должности. Сначала камергера, потом – ответственного за все работы в королевских покоях, еще позже – главного интенданта, высшей ступени в придворной иерархии. Под конец жизни Веласкес получит еще и чин обер-гофмаршала. Пожалуй, более головокружительной придворной карьеры из художников за всю историю не сделал никто.

История создания

«Менины» – одна из самых знаменитых картин Диего Веласкеса. В старину менинами называли свиту, сопровождающую наследника престола. Наиболее распространённым этот термин был в Испании и Франции. Как я уже заметила, Веласкес служил при дворе Филиппа IV, а потому сцены из придворной жизни часто появлялись на его полотнах. Впрочем, «Менины» во многом отличаются от других работ живописца.

Созданное в 1656 году творение по праву считается одним из самых изученных полотен европейских художников. К тому времени Веласкес уже имел должность камергера при дворе. Она позволила ему скопить значительное состояние, но дела занимали слишком много времени, которое могло бы пригодиться для создания новых работ.

В ту пору Веласкес писал редко, а потому каждая из картин была поистине особенной. Несмотря на то, что и сегодня учёные продолжают изучать «Менины», творение это хранит массу неразгаданных тайн.

Диего Веласкес «Автопортрет», 1645 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Картина уходит из семьи, и начинает приносить несчастья

Когда герцогиня скончалась, наследники решили продать всю коллекцию, включая и картину с Венерой. Покупателем стал Мануэль Годой, который по совместительству был фаворитом Королевы Испании.

Первый покупатель, тот самый королевский фаворит, имел огромное состояние, пока не стал обладателем картины Веласкеса. Положение его настолько ухудшилось, что он бежал из страны во время войны 1812 г., оставив своё имущество.

«Венера перед зеркалом» начала переходить от одних ценителей искусства к другим, разоряя своих владельцев.

Затем картина была куплена для национальной галереи в Лондоне. Её смогли увидеть все желающие посетители. Вместе с этим начали появляться слухи, что полотно так сильно влияет на психику людей. А некоторых буквально доводит до безумия.

Инцидент в галерее

Известен случай, когда одна особа хотела уничтожить работу и напала на неё с тесаком. Женщина смогла нанести полотну несколько порезов, прежде чем удалось её схватить. На допросе дама объяснила, что мотивом её поступка стало желание провести таким образом акцию протеста.

После этого случая полотно пришлось восстанавливать. Были проведены реставрационные работы, и оно вернулось в галерею. И до настоящего момента продолжает находиться там, доступное для просмотра всем посетителям.

Больше не было официально зафиксировано случаев, когда Венера оказывала какое-то мистическое, сильное влияние на психику людей.

Знаменитое полотно долгое время переезжало от одного владельца к другому, постоянно разоряя каждого из них. Возможно, банкротство этих семей является совпадением, но дурная слава плотно закрепилась за данным шедевром.

Судьба художника

Диего Веласкес родился в 1599 году в Севилье. Он был из дворян, но обедневших, возможно, португальского происхождения. В габсбургской Испании дворянину не приличествовало работать за деньги — только служить королю. Но поскольку Веласкес был старшим сыном в многодетной семье, ему приходилось искать обходные пути. С 11 лет мальчик учился живописи у Франсиско Пачеко, одного из лучших художников в Севилье в то время. В 18 лет Веласкес открыл мастерскую, но уже через несколько лет вместе с супругой (женился юноша на дочери своего учителя живописи) переехал в Мадрид.


«Иисус в доме Марты и Марии», 1618. (nationalgallery.org.uk)


«Продавец воды в Севилье», 1619−1622. (wikipedia.org)

Филипп проникся еще большей любовью к Веласкесу после личного знакомства. Художник был человеком замкнутым, спокойным, больше слушал, чем говорил, был прекрасно образован. Поэтому когда скончался один из придворных художников, его место сразу же занял Веласкес. У Филиппа был ключ от его мастерской. Король любил прийти, сесть в свое кресло и наблюдать за работой художника.


Филипп IV в коричневом костюме, расшитом серебром, 1631−1632. (nationalgallery.org.uk)

И хотя Филипп не особенно терзал художника своими пожеланиями, Веласкесу приходилось писать многочисленные копии портретов монарха и членов его семьи. Против нового фаворита Филиппа объединились старожилы двора — другие художники, которым было не по нраву соседство с новоиспеченным гением. Один из недоброжелателей обвинил Веласкеса в умении писать только портреты. Тогда король объявил конкурс на создание крупного батального полотна на тему изгнания морисков. И победил Веласкес. Окончание конкурса совпало по времени с кончиной главного придворного живописца — его место занял Веласкес.


«Сдача Бреды», 1635. (museodelprado.es)

Диего Веласкес в Испании был главным художников, но за пределами родины оставался практически неизвестным. Виной тому — закрытость испанского двора, инквизиционая цензура и консервативность испанцев XVII века

Во время второго визита в Италию Веласкес, чтобы привлечь внимание и расположить к себе знать и папский двор, быстро написал портрет сопровождавшего слуги и велел везде брать полотно с собой. Сплетни о невероятном таланте быстро распространились, Папа Римский Иннокентий Х пожелал портрет кисти Веласкеса

Когда понтифик увидел картину, то некоторое время сохранял молчание, а затем изрек: «Слишком верно». Но работу принял, и сегодня портрет считается одним из лучших из когда-либо написанных.


«Портрет папы Иннокентия X», 1650. (wikipedia.org)

Кисти Веласкеса принадлежит и один из самых известных портретов королевской семьи — «Менины». С ним связана одна из многочисленных загадок. Художник изображен как рыцарь Ордена Сантьяго (с красным крестом на груди), при этом картина была завершена до того, как Веласкес был удостоен награды. Считается, что красный крест дописал позднее сам Филипп IV — был же у него и ключ от мастерской, и навык работы с маслом.


«Менины», 1656. (wikipedia.org)

Орден Сантьяго был идеей фикс Веласкеса. Будучи дворянином не особенно знатным, он не имел права на данную награду. Но король упросил Папу сделать исключение. Правда, через два года после награждения Веласкес скончался, будучи еще довольно активным человеком — в 61 год. Подкосила его болезнь, которую он подхватил во время поездки в испанский павильон на границе с Францией — готовилась свадьба инфанты Марии Терезии и французского короля Людовика XIV, Веласкесу же была поручена организация празднества. Через несколько дней после возвращения в Мадрид художник скончался. Похороны прошли с невероятной помпой — король прощался с любимым художником. Вскоре, правда, он был забыт, и сегодня неизвестно, где находится его могила.

Итальянские путешествия Веласкеса

Первое путешествие в Италию Веласкес совершил в 1629 г. в качестве королевского камергера. Оно не было особенно приятным для художника в связи с тем, что итальянцы недоброжелательно относились к испанцам. Но сам Веласкес цель посещения Италии определил для себя как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Это ему удалось. Знакомство с творениями великих итальянских художников несколько изменило стиль живописца: он стал более свободным, колорит – менее тёмным.

Д. Веласкес «Вилла Медичи в Риме. Конец дня» (1630). Холст, масло. 48,5х43 см. Прадо (Мадрид)

В конце 1648 г. Веласкес совершил второе путешествие в Италию по приказу короля с целью приобретения для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и античной скульптуры. Но Веласкес был придворным чиновником, поэтому неофициальной целью визита было установление дипломатических контактов с разными высокопоставленными лицами Италии. В Ватикане его благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет.

Д. Веласкес «Портрет папы Иннокентия X» (1650). Холст, масло. 140х120 см. Галерея Дориа-Памфили (Рим)

Над этой картиной художник работал всего 3 месяца, но она наделал много шума в Риме, а сам папа сказал о портрете: «Слишком правдиво!» и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Веласкес был избран членом Римской академии, ему стали поступать множественные заказы, но король торопил его с возвращением в Мадрид. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой необычной картины Веласкеса «Венера перед зеркалом».

Д. Веласкес «Венера перед зеркалом» (ок. 1647-1651). Холст, масло. 122х177 см. Лондонская Национальная галерея

В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т.к. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Веласкес восхищается земной красотой, но в то же время интригует зрителя изображением в зеркале: кто же эта Венера Веласкеса? В 1914 г. на картину было совершено нападение – поборница прав женщин Мэри Ричардсон изрубила холст тяпкой, он долгое время находился на реставрации.

Картина уходит из семьи, и начинает приносить несчастья

Когда герцогиня скончалась, наследники решили продать всю коллекцию, включая и картину с Венерой. Покупателем стал Мануэль Годой, который по совместительству был фаворитом Королевы Испании.

Первый покупатель, тот самый королевский фаворит, имел огромное состояние, пока не стал обладателем картины Веласкеса. Положение его настолько ухудшилось, что он бежал из страны во время войны 1812 г., оставив своё имущество.

«Венера перед зеркалом» начала переходить от одних ценителей искусства к другим, разоряя своих владельцев.

Затем картина была куплена для национальной галереи в Лондоне. Её смогли увидеть все желающие посетители. Вместе с этим начали появляться слухи, что полотно так сильно влияет на психику людей. А некоторых буквально доводит до безумия.

Инцидент в галерее

Известен случай, когда одна особа хотела уничтожить работу и напала на неё с тесаком. Женщина смогла нанести полотну несколько порезов, прежде чем удалось её схватить. На допросе дама объяснила, что мотивом её поступка стало желание провести таким образом акцию протеста.

После этого случая полотно пришлось восстанавливать. Были проведены реставрационные работы, и оно вернулось в галерею. И до настоящего момента продолжает находиться там, доступное для просмотра всем посетителям.

Больше не было официально зафиксировано случаев, когда Венера оказывала какое-то мистическое, сильное влияние на психику людей.

Знаменитое полотно долгое время переезжало от одного владельца к другому, постоянно разоряя каждого из них. Возможно, банкротство этих семей является совпадением, но дурная слава плотно закрепилась за данным шедевром.

Картина уходит из семьи, и начинает приносить несчастья

Когда герцогиня скончалась, наследники решили продать всю коллекцию, включая и картину с Венерой. Покупателем стал Мануэль Годой, который по совместительству был фаворитом Королевы Испании.

Первый покупатель, тот самый королевский фаворит, имел огромное состояние, пока не стал обладателем картины Веласкеса. Положение его настолько ухудшилось, что он бежал из страны во время войны 1812 г., оставив своё имущество.

«Венера перед зеркалом» начала переходить от одних ценителей искусства к другим, разоряя своих владельцев.

Затем картина была куплена для национальной галереи в Лондоне. Её смогли увидеть все желающие посетители. Вместе с этим начали появляться слухи, что полотно так сильно влияет на психику людей. А некоторых буквально доводит до безумия.

Инцидент в галерее

Известен случай, когда одна особа хотела уничтожить работу и напала на неё с тесаком. Женщина смогла нанести полотну несколько порезов, прежде чем удалось её схватить. На допросе дама объяснила, что мотивом её поступка стало желание провести таким образом акцию протеста.

После этого случая полотно пришлось восстанавливать. Были проведены реставрационные работы, и оно вернулось в галерею. И до настоящего момента продолжает находиться там, доступное для просмотра всем посетителям.

Больше не было официально зафиксировано случаев, когда Венера оказывала какое-то мистическое, сильное влияние на психику людей.

Знаменитое полотно долгое время переезжало от одного владельца к другому, постоянно разоряя каждого из них. Возможно, банкротство этих семей является совпадением, но дурная слава плотно закрепилась за данным шедевром.

Тайны картины

Уж если речь зашла о монархах, то спешу отметить ещё одну необычную деталь картины. Как правило, члены правящего семейства находились в центре полотна (как в случае с инфантой). По этой логике король и королева должны были стоять рядом с маленькой принцессой.

Но их можно увидеть в зеркале, что висит на стене на заднем плане. Поразительно, но Веласкес предпочёл сделать центральными фигурами прислугу и карликов, а не монархов. И в этом – ещё одна новаторская “изюминка” живописца.

Сопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семей

Но, конечно, самой таинственной личностью остаётся человек в дверях, виднеющийся в дальней части помещения. Кто это? Исследователи так и не смогли точно определить, с кого был написан этот образ. Быть может, это друг или родственник художника (а может, и королевского семейства), что часто захаживал в мастерскую Веласкеса. Существует предположение, что это гофмейстер королевы Хосе Ньето Веласкес, который, по всей видимости, был родственником художника.

Не менее загадочной деталью кажется и взгляд персонажей картины. При первом знакомстве с полотном может показаться, что они смотрят на зрителя, но это не так. На самом деле взоры персонажей обращены к зеркалу, то есть они смотрят на короля и королеву.

В зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги Марианны

В своей картине «Менины» Веласкес создал поистине новаторский вариант живописи. В первую очередь, им были использованы необычные приёмы и варианты отображения, что прежде никем не применялись. Он сохранил загадочность и некую недосказанность, однако подчеркнул, что главными людьми в придворной жизни являются вовсе не монархи. Веласкес выделил тех, кто ежедневно трудится на благо двора, создаёт атмосферу и постоянно суетится – именно такими людьми и являлись менины.

«Зарубежная живопись в музеях СССР» – выпуск от 15 августа 1972 года

Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599-1660). «Крестьянский завтрак» (около 1617)

Оформление серии Г.Комлев, А.Рязанцев
Цвет многоцветная
Зубцовка 12½ × 12 гребенчатая
Размер 37 × 52 мм
Тираж 5 000 000
Способ печати Офсет
Бумага мелованная с лаковым покрытием
Номинал 4 копейки
Каталоги:  
ЦФА 4156
Ст.коллекция 4086
Michel SU4036
Scott SU4001
Yvert SU3863
Серия: состоит из 5 марок и блока:



  • Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599 — 1660). «Крестьянский завтрак» (около 1617 года)
  • Луи Ленен (1598 — 1648). «Семейство молочницы» (около 1641 года)
  • Мурильо Бартоломе Эстеван (1618 — 1682). «Мальчик с собакой» (Вторая половина 1650-х годов)
  • Ватто Антуан (1684 — 1721). «Капризница» (Около 1718 года)
  • Делакруа Эжен (1798 — 1863). «Марокканец, седлающий коня» (1855)
  • Антонис ван Дейк (1599 — 1641). «Автопортрет» (Около 1622 — 1623 годов)

около 1617 года
Испанская школа.
Бытовая сцена
Холст, масло
Размеры: 108.5 × 102 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Из личного собрания Екатерины II.

В период, когда сторонники религиозной живописи презрительно называли жанровые произведения «бодегоне», что означает «кабачок», Веласкес охотно обращался к этому виду картин еще в ранние годы творчества. Одной из подобных работ является картина «Завтрак». Три человека, изображенных на полотне, написаны Веласкесом с натуры – это простые люди, да и сама сценка носит обыденный характер: люди приступают к завтраку. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Рядом со спокойным, сосредоточенным стариком стоит, подняв в руке бутыль с вином, весело смеющийся мальчик – его радует возможность выпить с взрослыми

Иронически посмеивается над ним юноша, жестом руки предлагая и нам, зрителям, обратить внимание на неуместный восторг мальчика. Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса

Неудивительно, что в эти годы он опирается во многом на творчество итальянского реалиста Караваджо (несколько «тяжелая» и «плотная» живопись, темный фон, контрасты света и теней и т.д.).

Квадратный стол под белой скатертью. В центре сзади стоит пухлощекий мальчик с открытой широкой улыбкой, красноватое лицо и молодая рука, черная не пачкающаяся одежда, чистый белый воротничок детской чистоты души, не начатая бутыль вина жизни в высоко поднятой руке, – да здравствует жизнь! Похож на ягоду. Справа сидит молодой человек в лучшей поре: узкое энергичное лицо, желтовато-светлого цвета, желтый в красноту плащ и засученными для дела рукавами, белый чистый воротничок открытости и ясности, два треснувших от распирающих сил и зрелости граната. На стене висит его оружие солдата. Оно находится справа от мальчика, – ему еще предстоит познакомиться с ним. Оба смотрят на нас, на мир и радуются общению. Слева высокий старик в землистом кожаном халате. Рядом с ним стакан вина и хлеб. Натруженная рука держит старую вилку; узкая полоска белой рубахи; невидящие глаза смотрят прямо перед собой. Рыбу, символ веры и христианства, он пододвинул мальчику. Следующий «персонаж» – висящий на стене плащ с широким белым воротником и шапкой. Это умерший человек. Такое впечатление, что он держит бутыль с вином в руке и передает ее мальчику. Цикл жизни завершился. Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. На мальчика свет падает слева – это утро. Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику.

описание

Веласкес изображает Венеру, лежащую на кровати спиной к зрителю без каких-либо дополнительных атрибутов, она смотрит в зеркало, которое держит крылатое существо, Купидон . Здесь становится узнаваемой божественная связь; лицо, показываемое зрителю в зеркале, только размыто. Цветовая композиция существенно ограничена оттенками красного на фоне различных оттенков серого.

Возможные образцы для подражания

(мраморная скульптура с виллы Боргезе , сегодня в Лувре — длядревней фигуры, раскопаннойоколо 1610 года возле ванн Диоклетиана , Бернини построил базу в1620 году по поручению Боргезе )

Изображение Веласкеса Венеры от задней с отражением взора от около 1650 относится к Rubens » Венера перед зеркалом (прибл. 1615), но значительно отличается в особенностях и позы тела изображены так же , как с точки зрения декоративные украшения, темнокожая служанка и четкое изображение, отраженное там Купидоном. Тициан, с другой стороны, не изображает Венеру с зеркалом (ок. 1555) сзади, а его бодрствующая Венера из Урбино (ок. 1540) и Спящая Венера Джорджоне (ок. 1510), вероятно, изображают обнаженных женщин в лежачее положение, но их тела также не должны быть видны сзади, а лицо обращено к зрителю. Есть также сходство с мраморной скульптурой, изображающей спящего гермафродита, которую некоторые авторы считают возможной моделью.

Детальное рассмотрение

Взгляд зрителя, переходящий от центра картины по изогнутой спине к голове лежащей женщины, ловится, следуя за поворотом ее головы и принятием направления взгляда, в зеркале, которое показывает ее лицо, смотрящее на него. Но размытие черт лица позволяет взгляду зрителя вернуться к центральному мотиву — телу Венеры. Изображение лица Венеры долгое время было предметом дискуссий: технически довольно небрежно выполненное, скорее обозначенное, чем проработанное, оно кажется размытым или отчужденным по сравнению с остальной картиной. Удивительно, но в зеркале он кажется больше, чем можно было бы ожидать. Если перспектива правильная, зритель может ее вообще не увидеть — Амур держит зеркало таким образом, что, судя по ходу луча, должна отражаться не красная щека Венеры, а ее стыд. там.

Предположение о том, что Веласкес изначально нарисовал четко узнаваемое лицо, а затем закрасил его, с тех пор опровергается рентгеновскими снимками из Национальной галереи: в области зеркала есть только один слой краски. Геометрическое положение зеркала также было смоделировано в эксперименте, чтобы показать, что лицо не видно.

Кто изображён на картине?

Одной из главных загадок картины является изображённый на ней образ.Существует несколько разных версий, кого на самом деле написал художник и представил в виде прекрасной Венеры.

На картине женщина изображена спиной к зрителям.Её лицо отражается в зеркале, в которое она смотрит. Но разглядеть чёткие черты лица невозможно из-за того, что эта часть работы довольно мутная, затемнённаяи передаёт лишь общие штрихи. Можно расценить, что Веласкес хотел таким образом предоставить зрителю возможность самостоятельно дополнить образ, придав ему чёткие черты, исходя из индивидуальных представлений об идеале красоты.

Размытое лицо не позволяет точно определить, кого изобразил художник. Но это лишь породило множество версий по данному поводу. Основными являются две из них:

1. Картина была заказной и писалась для одного маркиза. Вобразе Венеры предстала его фаворитка и по совместимости танцовщицу Анну Дамину. Живописец специально размыл черты лица, чтобы зрители не смогли её узнать.

2. Вторая версия предполагает, чтона полотне была возлюбленная самого Веласкеса. Художник провёл в Италии 4 года. На родине у него остались жена и ребёнок. Но существует версия, что во время этих итальянских путешествий живописецувлёкся своей коллегой, Фламинией Тривио. Именно её он и запечатлел на картине. Некоторые утверждали, что от этой связи у Веласкеса остался ребёнок.

Точно выяснить ту самую музу, что решил изобразить творец на полотне, не получится. Ответить на это мог только сам Веласкес. Но указанные версии являются основными из существующих.

Кто изображён на картине?

Одной из главных загадок картины является изображённый на ней образ. Существует несколько разных версий, кого на самом деле написал художник и представил в виде прекрасной Венеры.

На картине женщина изображена спиной к зрителям. Её лицо отражается в зеркале, в которое она смотрит. Но разглядеть чёткие черты лица невозможно из-за того, что эта часть работы довольно мутная, затемнённая и передаёт лишь общие штрихи. Можно расценить, что Веласкес хотел таким образом предоставить зрителю возможность самостоятельно дополнить образ, придав ему чёткие черты, исходя из индивидуальных представлений об идеале красоты.

Размытое лицо не позволяет точно определить, кого изобразил художник. Но это лишь породило множество версий по данному поводу. Основными являются две из них:

1. Картина была заказной и писалась для одного маркиза. В образе Венеры предстала его фаворитка и по совместимости танцовщицу Анну Дамину. Живописец специально размыл черты лица, чтобы зрители не смогли её узнать.

2. Вторая версия предполагает, что на полотне была возлюбленная самого Веласкеса. Художник провёл в Италии 4 года. На родине у него остались жена и ребёнок. Но существует версия, что во время этих итальянских путешествий живописец увлёкся своей коллегой, Фламинией Тривио. Именно её он и запечатлел на картине. Некоторые утверждали, что от этой связи у Веласкеса остался ребёнок.

Точно выяснить ту самую музу, что решил изобразить творец на полотне, не получится. Ответить на это мог только сам Веласкес. Но указанные версии являются основными из существующих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: