Картина рафаэля «мадонна со щегленком, или мадонна дель карделлино» (1507)

История создания

«Мадонна со щеглом» написана в 1507 г., ближе к концу «флорентийского» периода, когда Рафаэль уже переходит от средневековой условности к ренессансному реализму. Сама картина по композиции близка к пасторали, но ее жанр все еще определяется как религиозная живопись.

Рафаэль создал полотно «Мадонна со щеглом» по заказу Лоренцо Нази – торговца и друга художника. Картина приурочивалась к свадьбе заказчика. Композиция произведения проста и вписана в привычный для художника треугольник. На своем веку «Мадонна со щеглом» пережила немало событий:

  1. После создания картина нашла свое место в поместье Нази.
  2. В 1548 г., дом, где хранилось произведение, подвергся частичному разрушению и «Мадонна со  щеглом» распалась на 18 обломков.
  3. Первое восстановление провел художник Ридольфо дель Гирландайо.
  4. Окончательная реставрация произведения, в результате которого картина вернулась к   первоначальному виду, состоялась в 2002-2008 гг, руководитель – Патризия Ритано.

Сегодня картина «Мадонна со щеглом» хранится и выставляется в галерее Уффици.

Вопрос-ответ:

Какова символическая значимость щегла на картине?

В средневековой Европе щеглы были символом вечности, их возврат к человеку после зимовки означал возрождение жизни. На картине Мадонна со щеглом щегол символизирует Христа и его жизнь, смерть и воскрешение.

Какова история создания картины и почему она получила столь известное название?

Картина была создана в 1506-1507 годах. Ее название «Мадонна со щеглом» связано с изображением щеголя на голубой шапке Иисуса Христа и символизирует его страдание и крест.

Каковы особенности стиля Рафаэля Санти в этой картине?

Картину характеризует привлекательная, мягкая красота, почти идеальное совершенство форм и контуры. Рафаэль использует световые эффекты, мягкие переходы и тонкие цвета.

Какие цвета используются на картинах Рафаэля Санти?

На картинах Рафаэля Санти преобладают светлые и яркие цвета. Его цветовые схемы обычно состоят из нескольких цветов, которые хорошо смешиваются, чтобы создать теплые и мягкие тона.

Какие эмоции вызывает картина «Мадонна со щеглом» у зрителей?

Картина вызывает чувство тепла и умиротворения, вызывая сознание о благодати и милости Божьей. Это возможно благодаря мягкому образу Девы Марии, ее теплому ликованию и тонкой игре света на коже и одежде.

Какую роль играет щегол на картине?

Щегол – это символ Христа во всей его живой красоте и посредничестве

Он привлекает внимание зрителя и направляет его взгляд на младенца, который является воплощением Христа и все-всеядного Слова Божьего

Вопросы авторства картины

История создания картины «Мадонна со щеглом» до сих пор вызывает много споров и вопросов в мире искусства. Некоторые исследователи считают, что картина была создана Рафаэлем Санти, одним из самых известных итальянских художников эпохи Возрождения. Однако, другие ученые возражают против этого авторства и связывают эту работу с другими художниками.

Одна из главных причин споров об авторстве картины заключается в ее стиле и технике исполнения. Некоторые исследователи настаивают на том, что Рафаэль, как автор картины, использовал индивидуальный стиль и технику, которую он использовал и ранее в своих работах. Однако, другие художники имели схожие художественные приемы, что усложняет процесс выявления авторства картины.

Кроме того, идентификация авторства картины «Мадонна со щеглом» затрудняется и тем фактом, что она была создана в XVI веке. В это время художники часто работали вместе над одним проектом, это могло привести к тому, что некоторые элементы картины были нарисованы одним художником, а другие — другим.

Другим фактором, затрудняющим идентификацию авторства картины, является ее реконструкция. В процессе ее истории картина подвергалась неоднократным реставрациям и изменениям в оформлении. Это усложняет задачу определения, какие элементы были созданы в оригинальной версии, и какие были добавлены позже.

В целом, можно сказать, что вопросы авторства картины «Мадонна со щеглом» до сих пор оставляют ученых в разных мнениях. Несмотря на то что некоторые аспекты могут быть доказаны научно, идентификация авторства картины все еще остается открытым вопросом в истории искусства.

Сочинение по картине Рафаэля Санти «Мадонна со щегленком»

Полотно не изобилует рефлексами, они просты по цвету. Все цвета являются спокойными, ни один из них не выбивается из общей гаммы, не «режет глаз» зрителя. Иисуса поддерживает Мадонна, защищая его между своими коленями, некоторых видят здесь подобие Мадонны Брюгге Микеланджело. Мы ничего не хотим убрать или добавить, все объекты и общий замысел легко читаемы.

Она обычно изображается в руках младенца — чаще всего это щегол. Вот таким образом изображение голубя в руках младенца Христа постепенно вытесняется изображением щеглёнка2.

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Первыми решились отбросить всякие традиции гениальные предшественники Рафаэля – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Во второе издание он включит очерк и о себе самом. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).

Она была создана в 1506-1507 годах. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Если фон условен, второстепенен, обобщён, то фигуры прописаны очень детально. Цвет почвы довольно однообразен.

Гуляя по залам, невольно обращаешь внимание на кессонированные потолки, затейливо украшенные лепным декором и росписями, на лепные картуши со свитками, напоминающими о расцвете династии Медичи, на росписи и мозаику Эта «рама» для произведений искусства – сама произведение искусства. — «Мадонна с безбородым Иосифом» (Эрмитаж)А

В «Мадонне со щегленком» о нём лучше всего свидетельствуют островерхие крыши и высокие шпили, необычные для средиземноморского пейзажа. В картине линейное начало выражено слабо, художник использует мягкие складки, текучие драпировки, в которых нет угловатости, жёсткости, резкости, весь контур фигуры един и «обтекаем». Рафаэль был большим поклонником женской красоты.

На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком» ныне находится в галерее Уфицци во Флоренции. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Ее бюст выделяется пейзажем, который увеличивает его доминирование над его тонкими формами.

Красивое оперение щегла сделало его самой любимой домашней птицей детей. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Условность пейзажа тяготеет к упрощению, как малозначимого. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Анализ картины Рафаэля Санти Мадонна со щегленком

Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Именно силуэт трёх фигур образует легко угадываемый треугольник, в который они вписаны. Везде различим чёткий контур. Интерьер галереи роскошен: заметно, сколь щедро он подпитывался деньгами Медичи. Рука Христа тянется к щеглу, сидящему в руках Иоанна.

При этом в работе присутствует динамика. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Кровь Спасителя брызнула и окрасила голову птицы в красный цвет. Его сын Лоренцо Медичи (1449-14920) – писатель, поэт, получивший прозвище «Великолепный», также был страстным коллекционером. Действующие лица изображены на фоне пейзажа. В левой руке она держит книгу (символ книги Мудрости), в чьем законе предсказана судьба ее Сына и перерывает чтения, чтобы обратить нежный свой взгляд к детям.

Духа и бескровной жертвы. Единственное, что говорит нам о том, что за Марией есть некое пространство, это уменьшающийся размер деревьев и обобщение заднего плана, который Рафаэль списывает с облаками.

Эрмитаж Картины Русских ХудожниковГустав Эйфель ВикипедияСкульптура Мыслитель МикеланджелоИван КонстантиновичБасист Лед Зеппелин

Происхождение иконографии

«Мадонна со щеглом» представляет собой распространённый иконографический тип изображения Девы Марии в искусстве Итальянского Возрождения и маньеризма. Вначале, в период интернациональной готики, обычными были изображения Мадонны с Младенцем, при этом Иисус держал в руке голубя, что прочитывалось в качестве символа Благовещения, Св. Духа и, одновременно, бескровной жертвы (имеется в виду кротость голубей). Общая символика птицы в руке связана с языческими представлениями о том, что душа человека со смертью отлетает, как птица.

Позднее сложилась легенда, согласно которой во время Крестного пути Иисуса Христа птица села Христу на голову и клювом выдернула из Его брови окровавленный шип от тернового венца. Кровь Спасителя брызнула и окрасила голову птицы в красный цвет. С тех пор у щеглов (лат. carduelis, от cardis — крючок, колючка), маленьких птиц отряда воробьиных, темя чёрное, а вокруг клюва красное кольцо. Поэтому изображение голубя в руках Младенца Христа постепенно вытеснялось изображением щеглёнка.

Однако в южных странах чаще изображали не щегла, а птиц особого подвида «канареек-неразлучниц» (англ. goldfinch — «золотая бахрома»). Это птицы с жёлтым оперением на груди и красной макушкой. Они обитают в жарком Средиземноморье и почитаются в качестве символа бескорыстной, самоотверженной любви. Согласно поверью, пара таких птиц неразлучна; когда одна из них погибает, другая птица пытается покончить с собой, бросаясь грудью на шипы терновника. Умирая, истекая кровью от пронзающего шипа, птица продолжает петь чтобы закончить песнь любви. Легенды о «поющих в терновнике» популярны в католических странах, и это не могло не найти отражения в изобразительном искусстве.

Примечания

  1. Власов В. Г. «Мадонна со щеглёнком» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 255
  2. Friedmann H. The Symbolic Goldfinch: Its History and Significance in European Devotional Art. — Pantheon Books, 1946
  3. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М.: Кронпресс, 1996. — С. 197—198
  4. Фергюсон Дж. Христианский символизм. — М.: Золотой век, 1998. — С. 27
  5. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — Т. V, 2006. — С. 255
  6. Cuzin, Jean Pierre (1985), Raphael : His Life and Works, Secaucus, N.J.: Chartwell Books

Описание картины

Композиция полотна «Мадонна со щеглом» — классическая для таких сюжетов. На первом плане картина изображает Богоматерь с Иисусом и Иоанном-Крестителем, в образе младенцев. Последний протягивает первому маленькую, умещающуюся в детских ладонях птицу отсюда название «Мадонна со щеглом». На заднем плане картина показывает деревья и холмы, за которыми виднеется город. Исследователи считают, что Рафаэль взял за прообраз Флоренцию.

«Мадонна со щеглом» поражает яркими, непривычными для религиозных мотивов красками. Рафаэль использовал для этой работы следующие оттенки:

  1.  Насыщенно-голубой.
  2.  Жемчужно-серый.
  3.  Светло-зеленый.
  4.  Красный.
  5.  Глубокий синий.
  6.  Кремово-бежевый.
  7.  Медово-золотистый.
  8.  Коричневый.

Особенно яркой выглядит сама «Мадонна со щеглом», в ее классическом красно-синем одеянии, и дети в центре композиции. Картина эта среднего размера – 107×77, форма холста «Мадонна со щеглом» – стоячий прямоугольник. Рафаэль выполнил полотно на холсте масляными красками.

История создания шедевра Рафаэля Санти «Мадонна со щеглом»

Первоначальное назначение картины

В начале XVI века Рафаэль Санти был одним из самых востребованных художников в Риме. В 1513 году он получил заказ на создание картин для францисканских монахов в городе Перуджа. Одной из них стала икона «Мадонна со щеглом».

Изображение основной героини

В центре картины изображена Мадонна со своим сыном Иисусом на руках. Она смотрит на щегла, который уснул на ее руке. Это символизирует умиротворение и счастье, которые приносит общение с Мадонной. Рафаэль стал настоящим мастером иконографии в изображении Мадонны, и «Мадонна со щеглом» — яркий пример его мастерства.

Символическое значение шедевра

Картина обладает большим символическим значением — щегол на руке Мадонны ассоциируется с последней вечерей, где Иисус заявляет, что один из его учеников предаст его. Этот же каждый раз возвращается к Мадонне, а не к Иисусу, уснув ей на руке. Символизирует, что у Иисуса возможно творятся многие вещи, но он всегда будет принадлежать своей матери Мадонне.

В целях копирования написанных текстов войдите в систему, используя свои аутентификационные данные!

Что хотел сказать автор

«Мадонна со щеглом», как и другие произведения прославленного цикла, отражает в первую очередь идею материнской любви. Пресвятая Дева, сидящая на камне, с нежностью смотрит на играющих детей, со спины как будто заслоняя их собою. На лице ее картина отражает любовь и смирение. Цвета одеяния, в которое облачена «Мадонна со щеглом», также символичны: синий – цвет католической церкви, красный – страдания.

Однако, картина несет в себе и другой, менее явный, символический смысл. Блаженная гармония и умиротворение идиллической сцены соседствует со смутной тревогой. Как и в других произведениях, где изображен Иоанн Креститель, Рафаэль заключил в работе «Мадонна со щеглом» аллегорически воплощенную идею неизбежности судьбы, принятия своего жизненного пути и священной жертвенности.

Картина «Мадонна со щеглом полна аллегорий и символов. Птица здесь символизирует будущие страдания и жертву Христа. Книга в руке Богоматери воплощает мудрость. Иоанн Креститель протягивает Богомладенцу птицу, которую Он гладит по голове. Таким образом Рафаэль хотел сказать, что, познав мудрость, Христос принял жребий, уготованный Ему божественным предназначением.

Автор

Рафаэль Санти (р. 1483 – ум. 1520) – уроженец города Урбино, в восточной части Италии. Родился гений Ренессанса в творческой семье – отцом его был придворный живописец герцога Урбино. Мать Рафаэль потерял рано – в восемь лет. Искусствоведы считают, что знаменитый цикл, к которому принадлежит «Мадонна со щеглом» вдохновлен во многом воспоминаниями о ней.

Ранний, «урбинский» период творчества художника тесно связан с именем Пьетро Перуджино – первого учителя и владельца мастерской, где юный Рафаэль работал и набирался опыта. Во Флоренцию художник переехал в 1504 г. Там он познакомился с ренессансным искусством в лице да Винчи, Бартоломео делла Порта и Микеланджело. Благодаря влиянию этих деятелей искусства Рафаэль формирует собственную манеру живописи, сочетая иконописное искусство европейского Средневековья с художественной манерой Византии и античности.

Умер художник в 37 лет. Причиной скоропостижной кончины послужило неправильное лечение простудного заболевания Рафаэль скончался через несколько дней после кровопускания, проведенного папскими лекарями.

Реставрация картины

В 2002 году в Уффици началась реставрация картины Рафаэля под руководством Патриции Ритано, сотрудники которой в течение шести лет очищали поверхность картины от загрязнения и устраняли последствия её разрушения. Перед началом работы было проведено доскональное изучение картины с использованием рентгеновского излучения, компьютерной томографии, инфракрасной фотографии и лазера. Исследователям удалось идентифицировать и удалить все слои реставрационных работ прошлых веков, вернув картине первоначальный облик. В 2008 году она была возвращена на своё место в галерею Уффици, где всё это время её заменяла старинная копия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: