Личная жизнь
С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.
Пабло Пикассо и Марсель Умбер
Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова
Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.
Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.
Пабло Пикассо с Франсуазой Жило
После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети — сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.
Работы «сезанновского» кубизма («Африканский» период) (1907 — 1909)
«Фермерша» 1908«Голова мужчины» 1907«Купальщица» 1909«Натюрморт с чашей и кувшином» 1908«Обнаженная с драпировкой (Танец с покрывалами)» 1907«Портрет Мануэля Пальяреса» 1909«Три фигуры под деревом» 1907«Бокалы и фрукты» 1908«Бюст человека (Спортсмен)» 1909«Женщина» 1907
В аналитическом периоде Пикассо пришел к осознанию того, что нужно полностью сосредоточиться на объеме и форме предметов, отодвинув на задний план цвет. Таким образом отличительной чертой аналитического кубизма стала монохромность. Так же стоит отметить структуру работ этого периода — художник словно дробит предметы на мелкие фрагменты. Между разными вещами пропадает грань и все воспринимается как единое целое.
Работы периода сюрреализма (1925 — 1936)
«Акрабат» 1930«Девушка, бросающая камень» 1931«Фигуры на пляже» 1931«Натюрморт» 1932«Обнаженная и натюрморт» 1931«Обнаженная на пляже» 1929«Обнаженная на пляже» 1929«Женщина с цветком» 1932«Сон(портрет любовницы художника Марии Терезы Валтер)» 1932«Обнаженная в кресле» 1932«Обнаженная в кресле» 1929«Поцелуй» 1931
В 30-е и 40-е годы героем многих полотен Пикассо стал бык, Минотавр. Минотавр в творчестве художника — олицетворение разрушительной силы, войны и смерти.
«Минотаврия» 1935
- «Палитра и голова быка» 1938
- «Баранья голова» 1939
- «Натюрморт с бычьим черепом» 1942
- «Череп быка, фрукты, кувшин» 1939
«Три бараньи головы» 1939
Весной 1937 года маленький город Испании Герника немецкие фашисты буквально стерли с лица земли. Это событие Пикассо не мог оставить без внимания и так на свет появилась картина «Герника». Эту картину можно назвать апофеозом темы Минотавр. Размеры картины впечатляют: длина — 8 м, ширина — 3,5 м. Известен один случай, связанный с картиной
Во время обыска, который устроил гестапо офицер-нацист обратил внимание на картину и спросил Пикассо: «Это вы сделали?» на что художник ответил «Нет. Это сделали вы!»
«Герника» 1937
Параллельно полотнам о Минотаврах, Пабло Пикассо создает серию о монстрах «Мечты и ложь генерала Франко» (1937). Эта серия выражает позицию художника во время гражданской войны в Испании, в которой он поддерживал республиканцев и выступал против политики диктатора Франко.
«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)
Всю Вторую мировую войну Пабло Пикассо жил во Франции, где художник в 1944 году стал членом Французской коммунистической партии.
Биография Пикассо
Пабло Пикассо появился на свет 25 октября 1881 года в испанском городе Малага. Его отец, Хосе Руис, увлекался живописью, но не достигнув успехов на этом поприще, был вынужден устроиться смотрителем в музей изобразительного искусства.
Мать, Мария, принадлежала к богатому роду виноградных плантаторов, но после ухода отца из семьи, на своем опыте познала все тяготы бедности.
Детство и юность
Еще в раннем детстве Пабло обучался рисованию под предводительством своего родителя. С каждым годом он все больше преуспевал в художественном искусстве. В возрасте 8 лет мальчик создал свою первую серьезную работу маслом «Пикадор», которую бережно хранил до конца жизни.
В 1891 г. Пикассо-старший стал преподавать рисование в Ла-Корунье. Спустя 3 года Пабло поступил в местную школу искусств, где обучался 2 года. Вскоре семейство обосновалось в Барселоне. Там юноша продолжил получать образование в школе Ла-Лонха.
В 16-летнем возрасте Пикассо отправился в Мадрид. Тут ему удалось успешно сдать экзамены в Королевскую академию изящных искусств. Поскольку здесь велось традиционное преподавание, парню было скучно на занятиях. Настоящую радость он получал от посещений мадридского Музея Прадо.
Домой Пабло Пикассо возвратился летом 1898 г. Вскоре он примкнул к художественной общине «Els Quatre Gats». В те годы биографии он сдружился с Карлосом Касагемасом и Хайме Сабартесом, которых он часто изображал на своих картинах.
Формы и чувства
Пикассо не слишком доверял теориям и говорил: «Когда мы любим женщину, мы не начинаем измерять её конечности. Мы любим её нашими чувствами». Он стремился как можно живее и непосредственнее передать свои эмоции. Приём искажения человеческой фигуры всегда работал на решение именно этой задачи.
Характерным для художественной системы Пикассо было разложение на части человеческого тела. Перемещение в пространстве глаз, ушей, рта и носа позволяло художнику острее и адекватнее передать свои ощущения.
Многие работы Пикассо автобиографичны, и, в первую очередь, это относится к портретам женщин, которых любил художник. Некоторые из этих образов откровенно эротичны. За это Пикассо и хвалили, и осуждали. Некоторые поздние женские образы Пикассо отличаются грубой агрессивностью, однако другие написаны с удивительной нежностью.
Место, где был создан пейзаж
Для написания картины Клод Моне очень много работал на воздухе. В зимние, морозные дни художник выходил на улицу, и просиживал долгое время за мольбертом, изучая прекрасный снег, игру света и теней. Очевидцы рассказывали, что видели художника с замерзшим лицом, долго сидящего за мольбертом в зимний холодный день. У ног его была грелка, а сам он был одет в три пальто. На руках были перчатки. Это был Клод Моне, исследующий свет снега.
Картину Сорока живописец нарисовал в зимнее время, находясь в Нормандии, в небольшом городе Этрета. Там художника и его семью устроил жить на некоторое время Л. Годибер – покровитель Клода Моне. Сняв небольшой дом в этом месте, художник с женой Камиллой и маленьким сыном Жаном жил в сравнительно небольшом комфорте, и много работал. Конкретное место, с которого была описана мимолетная сцена пейзажа Сорока, точно не установлено.
Политические взгляды Пикассо
Пикассо публично заявил в 1947 году, что он коммунист. Когда его спросили о мотивах, он заявил: «Когда я был мальчиком в Испании, я был очень бедным и осознавал, как живут бедные люди. Я узнал, что коммунисты ориентированы на нужды бедных. Поэтому я стал коммунистом». После смерти Иосифа Сталина коммунисты Франции обратились к художнику с просьбой написать партийного деятеля. Его портрет вызвал шумиху в руководстве коммунистической партии. Советское правительство забраковало его портрет.
Несмотря на то, что Пикассо был в изгнании из своей родной Испании после победы в 1939 года генералиссимуса Франсиско Франко, он отдал более восьми сотен своих ранних работ Барселоне. Но из-за неприязни Франко его имя так и не появилось в музее. Среди огромного количества выставок Пикассо, которые проводились во время жизни художника, наиболее значительными были экспозиции в Нью-Йорке и Париже.
В 1961 году Пабло взял в жены Жаклин Роке, и они переехали в Мужен. Там Пикассо продолжил свою плодотворную работу, которая не прекращалась до конца его дней. Одним из последних произведений был автопортрет, сделанный карандашом на бумаге «Автопортрет, стоящего лицом к лицу к смерти». Он умер через год в возрасте 91 года в своей тридцатипятикомнатной вилле на холме Нотр-Дам- де-Ви в Мужен 8 апреля 1973 года.
Я, Пикассо (1901)
«Я, Пикассо» — картина, написанная 19-летним Пабло Пикассо летом 1901 года для совместной выставки с Франсиско Итуррино в знаменитой тогда галерее Амбруаза Воллара в Париже.
Готовясь к этому «главному» событию того времени, молодой, энергичный, полный уверенности в себе и в своих силах, Пикассо работал как вол, написав всего более 70 работ.
Париж, куда в то время стремились все художники мира, еще не показал Пабло его самую некрасивую сторону. Друг Пикассо Касагемас, который в итоге покончил жизнь самоубийством в парижском кафе, был еще жив — а потому думать об отчаянии холодных зимних тонов «голубого периода» пока рано . читать полностью
Детство и юность
Согласно официальной биографии Пикассо, он появился на свет в поселке Малага, что расположена в Андалузии. Его отец Хосе Руис был живописцем, не снискавшего большой славы и подрабатывавшего в местном музее смотрителем. Уже в 7 лет маленький Пабло помогал отцу писать полотна, а с 13 лет стал брать на себя основную работу.
В 1894 году Пабло поступил в Академию художеств в Барселону. Приложив большие усилия, 13-летний мальчик убедил преподавателей принять его. Проучившись 3 года, он меняет Барселону на Мадрид. Там, в академии «Сан Фернандо» в течении полугода он изучал технику таких художников как Франсиско Гойи и Эль Греко. Он так и не смог окончить обучение, виной чему стал своенравный характер. Бросив академию, юноша отправляется путешествовать по миру и писать картины.
«Дора Маар с кошкой» (1941 г.) Холст, масло. 128 × 95 см.
Картина хранится в Грузии у частного лица. Миллионер приобрел его в 2006 году за более чем 100 миллионов долларов.
На нем изображена та самая Дора, с которой судьба свела артистку за семь лет. Роман был ярким, как комета, и закончился его душевным срывом. Он никогда не позировал, но его образ запечатлен на многих портретах. В последние годы их отношений улыбка на холсте сменилась слезами. Плачущая Дора — персонаж целой серии ее работ. Но эта дама в шляпе довольно энергична, уверена в себе и чувствует себя победительницей. Черная кошка на плече демонстрирует независимый характер.
Сочетание цветов помогает зрителю погрузиться в атмосферу, раскрывая символы.
Личная жизнь
Его картины начинают пользоваться успехом и приносить прибыль. В 1917 году он в качестве декоратора и создателя эскизов костюмов начинает сотрудничать с известным русским художественным и театральным деятелем Сергеем Дягилевым в его «Русских сезонах».
А что известно из биографии Пабло Пикассо о личной жизни художника? В это время он живет в Риме, где знакомится с дочерью русского офицера-эмигранта — танцовщицей Ольгой Хохловой. Этот светлый период не смог не отразиться на его работах. И он пишет такие картины, как «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы» и т. д.
Пабло венчается с возлюбленной в русском храме в Париже, после чего супруги переезжают в особняк на берегу моря. Потом живут долгие годы, как зажиточные буржуа, тем более что приданое девушки и выручка от продажи его работ позволяют это делать. Ольга подарит своему мужу сына Пауло.
Вся эта пресыщенная жизнь все же надоедает Пикассо. Он уходит из семьи и начинает жить отдельно. Балерина не сможет простить измену мужа, тяжело переживая расставание и, по-прежнему любя его, женщина сходит с ума, а потом ее настигает болезнь (рак), и она умирает.
Однако Пикассо продолжает творить и любить. Он увлечен молодой девушкой — Дорой Маар. Но и она вскоре начнет сгорать от ревности к другой сопернице — Мари-Терезе Вальтер. Потом тоже сходит с ума и всю оставшуюся жизнь проводит в лечебнице.
А Пабло Пикассо связывают любовные отношения с Мари-Терезой Вальтер, которая рожает ему внебрачную дочь Майю. Впоследствии Пикассо так и не признает ее. Но Мари тоже очень самоотверженно любит художника, а потому, не выдержав тоски, вешается в собственном гараже.
Карлес Касагемас
В Википедии в биографии Пикассо очень подробно описывается, что из-за вольного образа жизни и своенравного характера Пабло опять не задержался в стенах учебного заведения: вместе с близким ему по духу другом, американским студентом Карлесом Касагемасом, он отправляется в свободное плавание и неоднократно посещает Париж. Художники занимались там изучением творчества таких метров изобразительного искусства, как Ван Гог, Гоген, Тулуз Лотрек, Делакруа.
Их также очень интересовали японские гравюры, египетские и финикийские фрески. В это время у них появляются знакомые среди богемы и богатых коллекционеров.
Но в 1901 году в жизни гения происходит первая трагедия, которая наложит свой отпечаток на все его творчество. Друг Карлес из-за несчастной любви покончил с собой.
Пикассо пишет в это время целый ряд картин, которые потом будут отнесены к «голубому периоду» его творчества. Среди них – «Свидание», «Трагедия», «Портрет Хайме Сабартеса», «Старый еврей с мальчиком». В этих картинах присутствует ощущение страха, тоски, уныния, тревоги, изобилуют синий и серый цвет. Техника письма — угловатая и рваная.
Все это говорит о подавленном состоянии юноши и отсутствии финансов.
Работы позднего периода (конец 60-х — 1973)
«Жаклин в студии» 1956«Жаклин Рок» 1954«Жаклин Рок» 1954«Жаклин Рок» 1954«Фигура Рембрандта Эрос» 1969«Голуби» 1957«Насилие над сабинианками» 1962-1963
«Обнаженная и курильщик» 1968
«Поцелуй» 1969«Портрет мужчины в шляпе» 1971«Кавалер с трубкой» 1968«Залив в Каннах» 1958«Завтрак на природе (По Мане)» 1961«Жаклин со скрещенными руками» 1954«Жаклин в студии» 1956
Как и многие талантливые люди Пабло Пикассо не боялся пробовать себя в разных ипостасьях и помимо вышеупомянутой керамики на протяжении всей своей творческой жизни не раз создавал скульптуры. Но общественности некоторые скульптуры были представлены в 1960 году на выставках в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. А затем лишь в 1966 году состоялась полная выставка скульптур известного кубиста, когда Пикассо исполнилось 85 лет.
«Бабуин с малышом» 1951«Беременная женщина» 1950Безымянная скульптура Пикассо в Чикаго«Человек с ягненком» г. Валлорис, юг Франции«Бокал абсента» 1914«Голова» 1958«Голова женщины» 1932«Голова женщины (Фернанда)» 1909
Всего скульптур насчитывается более 1220: выше представлены лишь некоторые работы. Несмотря на это уже можно сделать вывод о том, насколько разнообразным было творчество Пабло Пикассо, который навсегда вписал свое имя в историю искусства. Все творчество Пикассо оказало огромное влияние на развитие культуры и искусства XX века во всем мире.
Описание стиля
Художественный стиль кубизма стал необычным образцом искусственного авангарда, где первостепенное значение имеют острые углы, прямые линии и нейтральные оттенки. Главный аргумент — рисунок не должен быть реалистичным. Изображение больше похоже на головоломку, которую зритель собирает в уме.
Образная концепция этого направления построена на попытках разложить объект на пространственную форму или модель, тем самым выражая универсальность его представления. Полотна этого стиля легко узнаваемы по плоским и двухмерным изображениям, нейтральным и линейным видам. Кубические полотна отличаются обилием геометрически правильных пропорций, углов и линий на фоне равнодушного цвета.
Отказ от объема реальных образов в искусстве положил начало неповторимому стилю особого авангарда, полностью отрицавшему перспективу и светотень. Кубизм в живописи намеренно искажал, иррационально разделял и формировал ансамбли геометрических фигур, которые были совершенно нелогичны друг другу. Направление, лишенное реализма, оказалось противоречащим индивидуальному развитию кубизма в искусстве.
Юные годы
Пабло родился в провинциальном испанском городе Малага, позже семья перебралась в Барселону. Он взял фамилию матери, потому что отцовская ему казалась слишком простой. Пикассо был убежден, что стремление творить передала ему мать, рассказывавшая ему сказки, основываясь на пережитых за прошедший день впечатлениях.
Мальчик пошел по стопам отца Хосе Руиса, который был художником, и с семилетнего возраста стал осваивать технику рисования, дописывая картины Хосе. Первая собственная работа «Пикадор», написанная в 8 лет, которую он бережно хранил всю жизнь. Когда Пабло было тринадцать, ему доверили дорисовать большую часть натюрморта. Существует версия, что отец мальчика, увидев результат, бросил изобразительное искусство.
За неделю Пикассо подготовился к вступительным экзаменам в Академию художеств в Барселоне и с легкостью прошел их, несмотря на слишком малый возраст. В те времена лучшая школа искусств находилась в Мадриде, и Хосе мечтал, чтобы сын учился именно там. В 1897 году Пабло перебрался в столицу. Его больше интересовал опыт художников, а не классические лекции, которые навевали на юношу тоску. Он изучал работы в музеях, впервые посетил Париж.
Спустя год Пикассо вернулся в Барселону, где стал членом сообщества художников Els Quatre Gats. В одноименном кафе в 1900 году состоялись его первые выставки. Здесь же он познакомился со своими приятелями Х. Сабартесом и К. Касахемасом, ставшими впоследствии героями его работ.
Творчество художника было продуктивным и всегда находилось в состоянии развития. Поэтому его творческую жизнь принято рассматривать по периодам.
Творчество
Еще в академии Пабло написал свои ранние работы – «Первое причастие» и «Автопортрет». В 1901 году его лучший друг Карлес сводит счеты с жизнью из-за безответной любви и в память о нем Пикассо пишет картины, такие как «Трагедия», «Свидание» и другие. Они наполнены беспокойством, волнением, печалью и относятся к «Голубому периоду» творчества. Техника письма художника изменяется, приобретая черты угловатости, становится рваной и перспектива заменяется явными контурами плоских фигур.
В 1904 году художник переезжает в Париж, что дает толчок его «Розовому периоду». Теперь его творчество, представленное картинами «Актер» и «Семейство комедиантов», наполнено радостью к жизни и яркими красками. Содержание картин, ранее наполненное изображениями натуры, сменяется преобладанием строгой геометрии, которая составляет главную мысль портрета. «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Натюрморт с плетеным стулом» и другие картины все больше приобретают плакатность. Вопреки противоречивому отношению общества к его картинам, Пикассо начинает получать высокий доход с их продаж.
Интересные факты из жизни гения
25 октября 2018 года исполнилось 135 лет со дня рождения Пабло Пикассо – самого известного и самого «дорогого» художника в мире, полотна которого стоят сотни миллионов долларов.
В биографии Пикассо указывается, что после крещения его полное имя стало содержать 23 слова — имена различных католических святых и уважаемых в роду родственников.
Отца будущего художника звали Хосе Руис Бласко. Пикассо — это девичья фамилия матери, Марии Пикассо Лопес. Позже этим псевдонимом он будет подписывать свои картины.
Роды Марии были очень трудными. Родившийся ребенок был настолько слабым, что акушерка, оглядев малыша, подумала, что он неживой, и потому оставила его лежать на столе, а сама стала заниматься роженицей.
Роды принимал брат отца будущего художника, который был врачом и любил курить большие сигареты. Когда он увидел на столе якобы мертвого ребенка, взял и выдохнул сигаретный дым ему в лицо, на что младенец сразу отреагировал гримасой и громко заплакал.
Учеба
В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и Эль Греко. Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».
Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.
Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, Ван Гога, Гогена, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.
Работы в стиле сюрреализма
Жизнь богатого человека вскоре пресытила Пабло и он возвращается к старой жизни бедняка. В 1925 году он пишет картину «Танец» в совершенно новом для себя стиле – сюрреализм. Неудовлетворенность личной жизнью выплеснулась в искаженных и изогнутых линиях. В 30-е годы Пикассо прерывает карьеру художника и увлекается скульптурой, создавая «Лежащую женщину».
В 1937 году в ходе войны в Испании германской авиацией был уничтожен небольшой городок. Трагедия целого народа нашла отражение в картине Пабло, где собраны образы скорбящей матери, погибшего воина и частей людских тел. Войну он представляет в виде Минотавра. Даже после захвата Вермахтом Парижа, Пабло продолжал свою работу, создавая картины «Натюрморт с бычьим черепом» и «Утренняя серенада».
Герника (1937)
Герника — одна из самых известных картин Пабло Пикассо, написанная художником в период с мая по июнь 1937 года и сейчас принадлежит коллекции Музея королевы Софии в Мадриде. Название картины является прямым отсылкой к бомбардировке баскского города Герника немецким легионом «Кондор» 26 апреля 1937 года во время гражданской войны в Испании.
Картина была заказана Пикассо правительством Второй Испанской республики для экспонирования в испанском павильоне во время Парижской международной выставки 1937 года, чтобы привлечь внимание общественности к тяжелому положению республиканцев
Война
В 36-м году на Родине Пикассо, в Испании, к власти пришёл генерал Франко, это привело художника в ужас. Он принял сторону республиканцев, и после бомбёжки города басков написал своё знаменитое полотно «Герника». Во время второй мировой войны, живя в оккупированном Париже, Пикассо создаёт мрачные натюрморты и странные, ломаные, искажённые портреты в тёмных и фиолетовых тонах.
Гуманистическое мировоззрение и ненависть к фашизму приводят к тому, что Пабло Пикассо в 1944 году вступает в Коммунистическую партию Франции. Позже, когда умер Сталин, Луи Арагон попросил написать портрет вождя для статьи в журнале французской компартии. Пикассо выполнил просьбу. Но манера исполнения, присущая художнику, вызвала скандал и обвинения в том, что черты лица искажены намеренно и карикатурно.
Одна из самых трагических картин XX века
В 1937 году произошло событие, известное как «бомбардировка Герники», воздушный немецкий налет на город Герника во время гражданской войны в Испании. После бомбардировки возник пожар, который уничтожил большую часть города и стал причиной катастрофических разрушений — не менее 75 % построек. По разным данным, во время этого ужасного события погибли около 150-200 человек, и еще около 600 скончались позже в больницах. Через несколько месяцев после случившегося Пикассо написал картину «Герника», одну из самых беспощадных и трагических полотен прошлого столетия.
Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп так высказался о «Гернике»: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садистской бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале».
Современники художника рассказывали, что во время оккупации Парижа к Пабло Пикассо пришли немецкие офицеры и увидели репродукцию «Герники» на столе у художника. «Это вы сделали?» — спросил офицер. «Нет, — ответил Пикассо, — это сделали вы».
Черты кубизма
Для кубизма характерны линии прямых геометрических форм, завуалированные узкими предметами (портреты, натюрморты, здания), намеренно деформированные угловатыми, грубыми и лишенными реализма. Это направление живописи, где формальные части изображения важнее цветовой гаммы.
Картины кубизма асимметричны и неправдоподобны, в которых предметы предстают как комплекс плоских геометрических форм. Перспективные аспекты на чертежах не учитываются, цветовая шкала приглушена.
Например, портрет содержит одновременное изображение лица в профиль и лица. Или, как вариант идеологического самовыражения, привлекательность техники коллажа — добавление в основу разнородных элементов (склейка предметов, вырезок из газет, ткани разной фактуры) для создания особой формы произведений «синтетического» кубизма.
Игра с реальностью путем склеивания инородных вещей существует со времен барокко. В классике коллаж считался высшим мастерством художника, предлагая зрителю выбор: найти отличия оригинала от копии
В кубизме внимание приравняло эти концепции к двум идентичным реальностям. Коллажные эксперименты проводились в период 1910-1912 годов и связаны с формированием и развитием аналитической формы радикального направления живописи
Плачущая женщина (1937)
Картину Пабло Пикассо «Плачущая женщина» (1937) следует рассматривать как тематическое продолжение ужасной трагедии, представленной художником в эпической и монументальной картине «Герника», заказанной Испанской Республикой для Всемирной выставки 1937 года в Париже.
На таком восприятии картины зрителем настаивал и сам Пикассо: перед плачущей женщиной, искаженной страданиями, мы должны сначала увидеть реакцию художника на бомбардировку люфтваффе баскского городка Герника, из-за которого большое количество мирные жители погибли (26 апреля 1937 г.), а Герника из-за бомбежек и возникшего пожара была практически разрушена.
«Герника». Отношение к войне
Картина «Герника» — символ жестокости войны. Разбираемся, как темы трагедии и военного конфликта проявились в работах художника.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
«Герника» — одна из самых известных картин Пикассо, символ жестокости и бессмысленности войны.
Что делает ее такой значимой
Герника — маленький городок в Стране Басков на севере Испании. Во время гражданской войны в Испании авиация Германии, поддержавшая генерала Франко, почти полностью разрушила его в ходе бомбардировки.
Картина создает страшное сюрреалистическое пространство. Фигуры и предметы ломаются, деформируются, рассыпаются на части — как Герника во время бомбардировки и как весь мир после нее. Лаконичный колорит имитирует цвета газетных вырезок.
Композиция классическая, но сама картина нет. Слева и справа от центральных фигур — плачущие женщины. В центре воин с разорванным телом и сломанным мечом — символом поражения. Лошадь с высунутым языком символизирует крах мира. Получился страшный, разрушенный мир — каким ощущал его сам Пикассо.
Во время оккупации Парижа к Пикассо однажды пришли немецкие офицеры. Они увидели на столе репродукцию «Герники» и спросили: «Это вы сделали?». На что Пикассо ответил: «Нет, это вы сделали».
️ На выставке картину не приняли. Ее критиковали за пропаганду и недостаточную художественность. Гораздо больший интерес и энтузиазм на Парижской выставке 1937 года вызвали павильоны СССР и Германии.
Пабло Пикассо. Герника, 1937
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
На рубеже 1930–40-х годов Пикассо остро чувствовал трагедию, охватившую весь мир. В это время даже картины не на военную тему наполнены агрессией.
Вот яркий пример
«Кошка, схватившая птицу». Мы видим не просто кошку, а страшного монстра, схватившего беззащитную птицу. Пара «сильный-слабый» наполняется новым смыслом.
Образ кота часто интерпретируют по-разному. Одни видят в нем очертания минотавра, другие — челку Гитлера. Пикассо мастер в создании многозначных символов, в которых каждый угадывает что-то свое.
Пабло Пикассо. Кошка, схватившая птицу, 1939
Что почитать
John Richardson. «A Life of Picasso, Volumes I–III».
Главная биография Пабло Пикассо, написанная его близким другом. Трехтомник подробно описывает жизнь и творчество художника с 1880-х до конца 1930-х гг.
Оливье Видмайер-Пикассо. «Пикассо. Интимный портрет». Короткая, но важная книга внука Пикассо о самых главных сферах жизни художника. Можно прочитать за один вечер.Арианна Стасинопулос-Хаффингтон. «Пикассо. Творец и разрушитель».
Объемный том рассказывает историю жизни гения мелким шрифтом и во всех подробностях.
Франсуаза Жило. «Моя жизнь с Пикассо».
Любопытная книга для тех, кому интересно не только творчество Пикассо, но и его личная жизнь. Мемуары одной из многочисленных женщин художника описывают десять лет их совместной жизни.
За этот урок мы узнали много нового о творчестве Пабло Пикассо. Самое время попробовать свои силы в тренажере.
Париж любит победителей
Биографию Пикассо можно продолжить тем, что, несмотря на все эти сложности, в 1904 году он решает переехать в Париж. И у него начинается новый период его творчества, который потом будет принято называть «розовым».
В картинах художника появляется жизнерадостность. Артисты цирка Медрано стали натурами для гениального художника. Отсюда и целый ряд картин – «Сидящая обнаженная», «Актер», «Акробаты. Мать и сын», «Женщина в рубашке», «Семейство комедиантов».
В 1905 году он создает полотно «Девочка на шаре», которое через несколько лет купит русский меценат И. А. Морозов. Сегодня оно выставлено в Музее им. А. С. Пушкина.
Рождение кубизма
Ещё одна цитата из Пикассо: «Я рисую предмет так, как представляю его, а не так как вижу». В этой фразе выражена вся суть кубизма, созданного Пикассо в сотрудничестве с Жоржем Браком. Мировую славу принёс Пикассо именно кубизм, оказавший огромное влияние на развитие всего искусства XX века
Известный историк искусства Джон Голдинг писал, что «кубизм, совершивший полный и радикальный переворот в живописи, вероятно, самое важное и значительное явление в искусстве со времён Ренессанса»
Само название этого направления появилось случайно. Это слово впервые произнёс критик, написавший в насмешку, что на своих картинах Брак всё уменьшает до «маленьких кубиков».
Пикассо и Брак приняли этот термин, несмотря на то, что предметы на картинах художников-кубистов разложены не на кубы, а скорее на грани. Самым революционным в кубизме стал отказ от традиционного для европейской живописи изображения объектов в одном ракурсе. Теперь для изображения предмета одновременно использовались разные точки зрения. В результате художник показывал, из чего состоит предмет, а не то, как он выглядит «здесь и сейчас».
Последователи Пикассо и Брака научились разлагать предмет на формы и перемещать их таким образом, что их картины были не раскрытым в мир окном, а плоскостью, выражающей восприятие предмета художником.
Интересные факты об авторе
- Художник был известен, как максималист. В феврале 1889 г. он приступил к рисованию дуба, однако приостановил работу, вернувшись к дереву лишь в мае. Дуб весь зарос листьями. Клод Моне разнервничался. Как это дерево посмело испортить его замысел? И все же мастер закончил картину, расписав дуб в том виде, в котором видел его в феврале, без листьев.
- Клод Моне не хотел, чтобы его полотна принадлежали кому-то еще. Когда кредиторы в 1860 г. посягнули на его картины, Клод Моне собственноручно сжег некоторые работы.
- Клод Моне считается одним из самых дорогих художников в мире. Его картина Озеро кувшинок, написанная в 1919 г., была продана на аукционе за 80 миллионов долларов.
- Пейзаж Сорока, который написал Клод Моне, является вызовом всем Парижским ценителям искусства, не принимавшим импрессионизм.
Авиньонские девицы
«Авиньонские девицы», написанная в 1907 году картина относится к самым типичным примерам кубизма. Казалось бы, кубизм совершенно не уместен там, где нужно изобразить гибкие женские тела, но Пикассо удается сделать это так, что никакого диссонанса при взгляде на холст не чувствуется. Несмотря на то, что колени, лица, груди девушек изображены угловатыми, мы понимаем, что перед нами – жрицы любви. Прообразом для них стали реальные девушки из публичного дома в квартале Авиньон в Барселоне. Изначально на картине должны были присутствовать еще иные образы, олицетворяющие смерть, но впоследствии художник оставил лишь изображения женщин и фруктов как символ плодовитости. Здесь вызов заключается не в теме, не том, что изображается, а в форме, том, как это изображено.