Вид в окрестностях Дюссельдорфа
Эта картина буквально насыщенна светом и воздухом. Глядя на нее можно явственно ощутить эту живую природу, ее волшебство и реальность.
Здесь хорошо видно, что Шишкину была очень близка эта простая и неброская красота просторов Дюссельдорфа, будто скрывающая какую-то тайну.
Живописец филигранно выписывает все детали картины. Правая часть полотна дарит полное ощущение надвигающейся грозы. Здесь Шишкин изображает мрачную тучу, заслоняющую солнечные лучи.
Мастер виртуозно играет с контрастом тоновой насыщенности, с удивительной точностью передавая на холсте перемены погоды.
Однако его гроза не носит угрожающий характер – в данной композиции он также является символом радости бытия. На это, в том числе, указывают человеческие фигуры — люди совершенно не намерены бежать от надвигающейся грозы, они принимают ее, ощущая себя частью огромного многогранного мира.
ПРЕДАННОСТЬ ИСКУССТВУ
Шишкин много ездил по России: писал этюды в Крыму, в Беловежской пуще,на Волге, на Балтийском побережье, в Финляндии и нынешней Карелии. Постоянно выставлялся — на персональных, академических, передвижных, торгово-промышленных выставках. В 1894—95 годах возглавлял пейзажную мастерскую в Академии, оказавшись на удивление «толерантным» педагогом, — застылой «партийностью» Шишкин не бравировал, на первое место в оценке художника ставя талант, а не верность тому или иному направлению.
Шишкин и умер за работой. 8 марта (20 марта— по новому стилю) 1898 года он с утра рисовал в мастерской. Потом навестил родных. Потом, пожаловавшись на недомогание, вернулся в мастерскую. В какой-то момент помощник увидел, что мастер падает со стула. Подбежав к нему, он увидел, что Шишкин уже не дышит.
Рожденный для творчества
Иван родился в семье купца, принадлежащего ко второй гильдии. Случилось это в 1832-м году 13 января в небольшом городе Елабуге. Отца Ивана не раз выбирали городским старостой за честность и неподкупность. Человек он был умный и разносторонний, на свои деньги построил в Елабуге водопровод, которого ещё не было даже в Казани.
Родители хотели, чтобы их дети, которых, помимо Ивана, было ещё пятеро, продолжили семейное дело, но маленький Ваня уже с детства проявлял талант и стремление совсем к другому. Будучи маленьким мальчиком, он уже делал неплохие наброски и рисунки.
И.Н. Крамской «Портрет Шишкина», 1873 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Мать, считая художество вещью несерьёзной, называла младшего сына мазилкой. Учиться юношу отправили в казанскую гимназию, куда, приехав один раз на каникулы, молодой человек вернуться уже не захотел. Ивану Ивановичу Шишкину было шестнадцать лет, когда он уговорил родителей позволить ему обучаться рисованию, отец поддержал сына в этом страстном стремлении, но хотел всё же приобщить сына к делу.
Иван Васильевич – отец Ивана, желая разбудить в младшем сыне предпринимательскую жилку и привить любовь к семейному делу, начинает давать юному Шишкину всевозможные поручения. У Ивана Ивановича дела пошли сразу не очень, его обманывали, обсчитывали и после поездки по Волге, вместо прибыли, он привез домой лишь прекрасные пейзажи волжских берегов.
В 1852-м году, когда Ивану исполнилось двадцать лет и отец понял, что предпринимательской жилки у сына нет, и ему точно не интересно и, даже невозможно по способностям, продолжить семейное дело, он отправил его в московское училище по живописи, которое тот успешно закончит спустя четыре года. После окончания этого учебного заведения, юноша едет в Петербург поступать в Императорскую академию художеств.
И.И.Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Лесные дали
Картина была написана в 1884 году. Работы Шишкина этого периода отличаются особой глубиной и удивительной мощью.
Протяжные, гулкие песни разлетаются над бескрайними просторами. Неторопливое чередование планов, могучие плечи русского приволья – вот основная тема этого полотна.
Здесь Шишкин особенно ярко проявляет переполняющую его любовь к родной земле и ее бескрайним красотам.
Написанная как будто с высоты птичьего полета, картина самобытна по своему композиционному ключу. В оптическом центре виднеется маленький водоем, который в какой-то степени символизирует лучезарность природы, насыщенной солнцем.
Зрителю становится понятно, что зеркальная, блестящая гладь воды отражает прекрасное летнее небо, но этот броский блик света в соединении с переливами света на кронах деревьев наполняет среду картины какой-то сказочной аурой.
Эпический масштаб произведению придает не только его формат, но и невероятно скрупулезно выписанные детали, наталкивающие на философские раздумия.
Рожь
В этом известном полотне Шишкин соединил два основных цвета отечественной школы живописи: голубой и золотой. Такая гамма часто использовалась в иконописи. Из этого можно сделать вывод, что в этом произведении художник ставит русский пейзаж вровень с природой божественной.
Также следует обратить внимание на символическое значение сосен, которые олицетворяют выносливость, силу жизни и несгибаемость. Деревья на этой картине выступают эдакими былинными богатырями, оберегающими ржаное поле
Диссонансом в их общем ансамбле выглядит засохшее дерево. Вероятнее всего, Шишкин, так хотел обозначить свое сложное душевное состояние, в котором он пребывал работая над созданием полотна, ведь незадолго до создания картины, художник потерял дорогих ему людей (отца, супругу и двоих детей).
Картины, удостоенные наград
В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили
Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем
Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.
Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды
Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».
И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.
«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.
На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов
Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует
Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.
В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.
И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЧИНОВНИК
Отъезду Ивана Шишкина в Москву предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к «положительным» занятиям. Особенно усердствовала в этом мать. Поняв, что Иван чуть ли не «идиотичен» в коммерции, она придумала ему кличку «арифметчик-грамматчик» и всячески досаждала, препятствуя его книжным «сидениям». Но Иван был тверд. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием «сделаться чиновником».
Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведенные в отчем доме после «побега» из Казани (1848—52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.»
Творчество Ивана Ивановича Шишкина
Раннее творчество
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Зрелость
В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.
Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .
С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.
Мы изучаем — Сочинение-описание по картине И. Шишкина Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. Подсказки школьнику
Иван Шишкин один из известнейших русских художников-реалистов второй половины 19 века. О Шишкине говорили: Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу… Но при этом в своих полотнах художник конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий природный спектакль. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной Мачтовый лес в Вятской губернии. За нее он получил первую премию. Позже эта картина была приобретена П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Художник часто бывал у себя на родине, в Вятской губернии, где собирал материалы для новых своих произведений. Одна из поездок в Елабугу в 1871 году и подвигла его к написанию Соснового бора. Для Шишкина, как и для его современников, образ природы был неотделим от идеи России, народа, его судьбы. В картине Сосновый бор нет ничего случайного, в том числе и время дня полдень, выбранный, чтобы создать образ России в расцвете ее внутренних сил. Известный критик Стасов называл картины Шишкина пейзажами для богатырей. Действительно, с этой картины на нас веет чем-то сказочным, былинным, мощным. Как будто это иллюстрация к повествованию о подвигах Ильи Муромца или Добрыни Никитича. На переднем плане мы видим устье ручья, плавно превращающееся в мелкое болотце, заводь. Сквозь прозрачную воду четко видно каменистое дно, песчаные, слегка размытые, берега.
По берегам ручья разбросаны камни, виднеются сухие коряги и размытые корни деревьев. Чуть повыше растут деревья, берега покрыты травой, но вся растительность вокруг словно угнетена какой-то неведомой силой. Маленькая, чахлая елочка окружена унылыми пеньками, зловещие корни деревьев переплетаются над ними. Все это создает ощущение заколдованного леса, очарованного каким-то злым волшебником. Развивает это ощущение и дальние планы картины. Так, на правом берегу, свободном от деревьев, мы видим останки ели, сломанной какой-то бурей. Хна ее уже пожелтела и кое-где осыпалась, корни почти целиком выкорчеваны из земли и покрыты мхом.
Какая неведомая сила здесь бушевала? На кого гневалась? Кого заколдовала, спрятав в этом суровом лесу? Немного оживляют пейзаж белые цветы, растущие на левом берегу ручья. Но они затеняются соснами, заполнившими почти все дальнее пространство картины. Художник довольно хорошо передал игру света и тени. Мы видим, что на переднем плане много солнечно света, он играет и бликует на траве, в воде. Мы замечаем тени деревьев, падающие на солнечный берег.
Солнце освещает нам и двух медвежат, сидящих под сосной на втором плане картины. Они высматривают что-то наверху дерева, может быть, в надежде полакомится медом. Изображение таких деталей напоминает нам, что Шишкин, в первую очередь, художник-реалист, передающий красоту природы своего родного края, России. Ведущим мотивом, настроением этой картины, на мой взгляд, является настроение тревожности, пасмурности, неспокойствия. Думаю, главную роль в создании такого ощущения играет небо. Оно готовится к дождю, который вот-вот, по моим ощущениям, должен разразиться над соснами.
Солнце настолько ярко светит в небе (мы видим большое огненно-белое пятно), что плавно переходит в пасмурные, грязно-фиолетовые тона предгрозовой стихии. На этом фоне тревожным знаком, даже зловещим предупреждением, выглядит коршун, парящий в небе. Он приближается к переднему плану картины, словно высматривая добычу. Все вместе контрастно-темное небо и эта хищная птица опять возвращают нас в ощущение сказочности всего изображенного на полотне. В цветовой гамме картины гармонично сочетаются оттенки зеленого и коричневого. По контрасту с ними изображено грязно-фиолетовое небо с белыми пятнами света. В целом, мне кажется, что Шишкин писал эту картину с огромной любовью к своей родине, к России в целом. Он видел ее прелесть не в штампованных деталях, прилизанном облике, но в каждом ее проявлении. Вообще, мне кажется, этот художник понимал красоту очень широко.
В немного неуютном, тревожном пейзаже своей родины он увидел особую прелесть России, выражение ее силы, мощи, показал тесную связь родной природы с русским человеком. Близкий друг И. Шишкина, тоже большой художник, Крамской писал о Сосновом боре: Он (то есть Шишкин) написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайно характеристическое произведение нашей пейзажной живописи. С этими словами художника я полностью согласна.
Все сочинения
Деревенский двор
Это полотно Шишкин создал в конце 60-х годов XIX века. Здесь перед зрителем предстает картина деревенского двора крестьян того времени.
В правом углу мастер изображает угол бревенчатого дома. Шишкин с детализацией фотографа передает структуру типичной деревенской избы.
Динамика композиции переносит нас в небольшой проем, виднеющийся вблизи с закрытыми воротами. Таким образом Шишкин показывает нам кусочек бескрайнего русского поля.
Одной из основных целей создания этого пейзажа стало изображение упадочности крестьянского быта. Можно отметить, что художник не написал ни одной фигуры домашнего скота. Создается ощущение, что хозяева просто покинули своё жилище.
На опушке соснового леса, Шишкин, 1882
Как будто само солнце опустилось в чащу и готовится там ко сну. Сколько таких людей прошло мимо этих сосен и сколько ещё пройдёт, минует много лет, а эти сосновые кроны все также будут утопать в золотистых лучах солнца на закате. Спокойствие, умиротворённость, мудрость столетий, которые впитали в себя эти могучие деревья и чистейшая первозданность, которую природа не теряет на протяжении тысячелетий. Иван Иванович написал картину «На опушке соснового леса» уже будучи в зрелом возрасте. Мастер отлично передает легкость и аромат, витающие в вечернем воздухе. Девушка выходит из лесной чащи в мир людей. Именно его потомки и выставили «На опушке соснового леса» на продажу. Впоследствии картина была вывезена за границу.
Впереди мир людей, постоянно изменяющих окружающий мир для своих нужд. Поначалу женская фигура в нежно-голубом наряде кажется лишней, придуманной деталью. Это стало известно из переписки Шишкина и Стахеева – его племянника. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Все это плоды человеческой деятельности. Лес словно светится изнутри. Тишина и нега разлились по опушке.
Летний зонтик в руках молодой женщины сложен, летняя жара спала. После полотно было частью коллекции бельгийского художника Шарля Дефрейна. Однако царь получил отказ и картину приобрел Николай Стахеев. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика.
Описание картины Ивана Шишкина «На опушке соснового леса»
В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. Вечерняя прогулка по сосновому лесу привела молодую женщину на опушку. Знаменитый пейзаж представлен в традиционном для Шишкина стиле реализм. Как всегда в работах художника, человек на фоне природы выглядит хрупким и маленьким. Человек ушел из леса и природа зажила своей, свободной жизнью. Высокие сосны, залитые закатным светом, величественно возвышаются над человеком. Картина была написана за год до смерти художника.
Именно вот таким образом работа буквально пропитана глубоким символизмом и является посланием ко всему человечеству. Сегодня картина «На опушке соснового леса» выставляется во Львовской галереи искусств. Создается впечатление, что тропинка ведет человека, а не человек идет по тропинке. В его работе нет призывов или протеста. С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Сказка осталась там, позади. Император хотел пополнить этим шедевром свою личную коллекцию. Хвоя на деревьях выглядит слегка серебристой. Автор ненавязчив. Этот художник является общепризнанным специалистов по изображению лесной флоры. В 1882 году автор дописал свою работу «На опушке соснового леса». Цвета картины создают особенное настроение в работе: умиротворение, радость, покой.