Сочинение: описание картины шишкина «дубовая роща»

Сочинение: описание картины шишкина «дубовая роща»

ВведениеИ.И.Шишкин в собрании Казанского музея. (Живопись. Графика.)

Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Шишкин родился 25 января (13 по ст. стилю) 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

Описание картины Ивана Шишкина «Дубы в старом Петергофе»

Шишкин Иван Иванович всегда восхищался просторами российской земли. Он рисовал пейзажи и передавал через них свое отношение к природе и ее бесконечным красотам. Именно этот художник занимает первое место среди самых сильных и талантливых пейзажистов России.

Автор безупречно понимает растительные формы и передает их естественные детали. Каждая тень и совершенно любой листочек находиться на своем месте. Все так, как создала сама природа.

Дубы Шишкин И.И. нарисовал в 1891 году. Его восхищали эти многолетние великаны, которые величественно росли в старом Петергофе. Эти деревья, несомненно, повидали много на своем веку, их мощная крона возвышается вверх.

Автор уделял особое внимание рисованию деталей. Листики и кора прорисовывались до мелочей

Под дубами зелено-желтая растительность. Пейзаж получился солнечным, вот только сами деревья бросают огромные тени на землю. Из-за этого становиться непонятно полдень это или раннее утро. Чтобы естественно передавать природную растительность необходимо понимать ее и восхищаться. Эта любовь присутствовала в сердце и душе художника, которая умело ложилась в художественные творения.

Ветки величественно занимают центр картины. Иван Иванович регулярно прогуливался по этим местам и всегда брал с собой холст и краски. Он часами проводил время перед понравившимся пейзажем, чтобы выбрать самое подходящее время дня. Все естественно в его картинах.

Некоторые критики даже говорят, что эта правдоподобность мешает воспринимать общий характер полотна. Но разве можно не понять любовь, трепетные чувства к деревьям и всей природе. Его картины это, благодарность за окружающие пейзажи, которые никогда не надоедают. Он смог увидеть красоту в окружении, не каждый человек может восхищаться листвой и идеальной фактурой ствола.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

    В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.

  • Анализ произведения Андреева Иуда Искариот 11 класс

    Предательство, на протяжении долгих времён, было и остаётся актуальной тематикой для художественных произведений. Особенно остро стоит данный вопрос в непростые дни отсутствия взаимопонимания между людьми

  • Образ и характеристика Стародума в комедии Недоросль

    В комедии Дениса Фонвизина немало отрицательных героев, которых автор высмеивает, показывая их глупость. Но есть и благонравные персонажи, которые высказывают в пьесе взгляды самого Фонвизина

  • Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус 6 класс сочинение

    Стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» носит лирический характер. Тема его имеет тесную связь с реальными событиями, происходившими в жизни поэта.

  • Сочинение Аграфена Кондратьевна в пьесе Свои люди — сочтемся Островского

    Героиня Островского, второстепенный персонаж данной пьесы, является по своему происхождению – крестьянкой. Со временем она становиться женой купца, а также матерью красивой

Картина И. И. Шишкина «Зима» написана в 1890 году. Это был отдельный этап в творчестве уже зрелого пейзажиста. В этот период жизни художник обратился к теме, которая раньше его не занимала, — к изображению зимнего оцепенения природы.

Вероятно, виной этому был поиск художником новых сюжетов и приемов письма. В полотне «Зима» живописец решает сложную задачу – передачу едва заметных движений природы с помощью оттенков белого цвета.

Зимний лес скован морозом, он застыл и как будто окаменел

С большим вниманием разработан передний план с несколькими столетними соснами. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега

Шишкин изумительно схватывает и передает спокойную величавость лесных исполинов. Справа – непроходимая стена мрачного леса. Все вокруг погружено в тень. Но вот редкий луч солнца проникает в царство снега и освещает полянку, окрашивая ее розовато-золотистым цветом.

Мастерски рисует художник безмятежный зимний покой. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого дня. И даже птица на ветке кажется не живой, а какой-то хрустальной.

С помощью выразительных художественных приемов Шишкин добивается создания монументального собирательного образа зимнего леса. Картина «Зима» исполнена эпического звучания и относится к самым замечательным произведениям великого художника.

Помимо описания картины И. И. Шишкина «Зима», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Зима

На своей картине великий художник Иван Иванович Шишкин изобразил великолепие снежной зимы. Дремучий, зимний лес, густо окутан белым, пушистым снегом.

Могучие деревья словно окаменели от зимнего холода. Темные, широкие стволы огромных сосен четко выделяются на фоне белоснежного покрывала. Молодые, тонкие деревья согнулись от тяжести, навалившегося на них, зимнего снега. Буквально каждая веточка многочисленных деревьев покрыта слоем пушистого снега. На одной из веток сидит маленькая птичка.

На переднем плане изображена небольшая лесная поляна, укутанная зимним покрывалом. Из под больших сугробов видны, обломанные снежной вьюгой, ветки и стволы сосен.

Справа, лес стоит густой, непроглядной, черной стеной. Слева, сквозь ветки деревьев пробивается свет. Также, вдали виднеется белая полоса света, которая манит вглубь бескрайних просторов леса.

Тишина и спокойствие царит в зимнем лесу. Снег абсолютно чистый и нетронутый, на нем не видно ни человеческого, ни звериного следа. Хвойные деревья, до наступления весны, заснули глубоким, зимним сном.

Талантливый русский художник, для написания картины, использовал белый цвет, оттенки серого, а также слегка желтоватый цвет и множество оттенков коричневого цвета. Несмотря на преобладание на полотне белого, холодного цвета, суровой картина не кажется.

Пейзаж умиротворяет и заставляет с головой погрузиться в сказочную атмосферу зимней чащи. Реалистичность картины пробуждает желание прогуляться по хрустящему зимнему покрывалу таинственного леса.

Описание картины Ивана Шишкина «Мордвиновские дубы»

Удивительно поэтичное полотно Ивана Шишкина «Мордвиновские дубы» было создано под Питером. Летние солнечные дни у художника были заняты целиком. Словно рабочий к станку, приходил он к этим дубам и выписывал с особым тщанием едва ли не каждый листочек.

Такая детальность не была свойственна художникам своего периода, однако у Ивана Шишкина уже был свой стиль и, конечно, собственные пристрастия. Более всего, судя по полотнам, художник любил дубы и сосны. И те, и другие деревья по-своему могучи. Дуб олицетворяет недюжинную силу, а сосна – небывалую стать.

Два огромных дуба, широко раскинувших свои ветви, освещены щедрым летним солнцем, судя по желтизне тонов, это уже после полудня, но до заката ещё далеко. И что удивительно, это тепло чувствуется чуть ли не физически от одного только взгляда на картину. Такое впечатление, что налетит лёгкий ветерок, и зашумит листва на деревьях-исполинах.

По признанию современницы, Шишкин приходил пивать эти дубы ровно в один и тот же час, чтобы свет падал на них одинаково, а в другое время суток он параллельно с этим писал ещё несколько произведений. По утрам – ниву, по вечерам – пруд. В этом и заключается секрет плодовитости художника. Сам же он считал, что вдохновение непременно придёт во время самой работы, стоит только выбраться на натуру. А в окрестностях Петергофа природа даёт богатую почву для живописца. Главное – выбрать точку, почувствовать композицию.

В этой картине за дубами виден жёлтый домик с зелёными ставнями и козырьком над входом. В нём открыты окна – на улице зной. За домиком – пожелтевшие кроны, видимо, от жары. Только два могучих дуба держатся, их листва по-прежнему зеленеет. Только кое-где просвечивают голые ветви.

В тени такого дерева можно укрыться от палящих лучей солнца. Но как угадать: работал ли над картиной мастер на солнцепёке или прятался под таким же точно дубом? Вероятнее всего второе: на это указывают тени в самом низу картины.

Вопросы по картине Зима в лесу Шишкина

  1. Что изображено на картине? (зимний лес)
  2. Что изображено на переднем плане? (стволы деревьев, покрытые снегом)
  3. Какая погода в этом зимнем лесу? (тихая, безветренная)
  4. Почему лес справа темный? (он густой, кроны не пропускают солнечный свет)
  5. Что мы видим в середине полотна? (прогалину)
  6. Что может находиться за лесом? (поле, луг)
  7. Как художник нарисовал небо? (использовал ярко-голубые оттенки)
  8. Что художник пытался передать зрителю? (красоту зимнего леса)
  9. Какие ощущения вы испытываете, глядя на картину? (гордость за русскую природу, восхищение, любовь к ней)

Не одно сочинение не обойдется без плана.

Работы художника

Лесная глушь

Начало 1870-х годов — время расцвета в творчестве Шишкина. Он полон сил и замыслов, он участвует в художественном движении, которое, как всем тогда казалось, перевернёт понятия о живописи, изгонит из неё затхлую омертвелость академических форм. Об этой работе много говорили — именно за неё Шишкин в том же году получил звание профессора; это было заслуженным знаком общего признания, почти славы.

Дождь в дубовом лесу

1890-е годы — кризисные для передвижников. В это время их пытались «задвинуть» на второй план художники, исповедовавшие новые идеи. Многие не сумели понять необходимость перемен. Но Шишкин умел меняться. Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом своему творческому принципу цельности видения предметной формы. «Дождь в дубовом лесу» — лучшее тому подтверждение.

Корабельная роща

Шишкин написал «Корабельную рощу» в год своей смерти. Картина словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры, свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утратил твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки. Картина является прощанием с миром, прощанием с родной землёй, с прикамскими просторами, в которых он всегда черпал силу и вдохновение.

Рожь

Шедевр экспонировался на VI передвижной выставке среди других замечательных работ соратников. Но все они уступали «Ржи». Тему художник нашёл на родине, во время поездки в Елабугу в 1877 году. На карандашном наброске Шишкин написал «Эта» — этот набросок и стал основой полотна. Его содержание, его основная идея раскрыта художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство».

5 класс

Лес. Зима. Настоящая снежная русская морозная зима с её необыкновенно волшебными ощущениями сказочности. Лес – это всегда нечто таинственное и сказочное, а уж зимой-то и подавно. Смотришь по сторонам, морозец потрескивает средь веток. Тихо в лесу. С раннего утра лег на ветви деревьев иней. Так крепка сила мороза и так хорошо от этого на душе. Тут главное потеплее одеться, чтобы холод не забрался до самого нутра. И айда в лесную чащу. Небо синее-синее, почти хрустальная синева. Морозец всё сильнее, и это несмотря на то, что светит солнышко. Зимой оно слабое

Светит ярко, да греет не важно, лишь слепит глаза, потому как на солнце снежок не просто белый, а искристо-белый. Если долго на него глядеть, то можно от белоснежного блеска слегка ослепнуть

Лес зимой – это не летний лес с его шумом. Зимний лес – это тишина, это удивительное приподнятое настроение. А главное, в зимнем лесу можно почувствовать себя беззаботно счастливым. Конечно, глубоко в лес идти не стоит. Красота красотой, да зверьё шастает голодное. Мало ли кого встретишь. Тут тебе кабан может встретиться или волк. И тот и другой редко зимой поодиночке ходят, как правило, стаями. Именно ощущение величия зимнего русского леса удачно передал великий художник Иван Шишкин. Его полотно так и дышит морозным лесным воздухом и потому, порой, кажется, что полотно живое, а не нарисованное.

Сочинение по картине Зима Шишкина 6 класс

На картине И. Шишкина «Зима» изображен погожий день в зимнем лесу. Картина удивляет своим чётким изображением. Художник очень точно воспроизвёл мельчайшие детали зимней природы. Он использовал небольшое количество цветов и оттенков. Несмотря на это, лес выглядит живым и настоящим. картина Зима Шишкина фото В лесу очень красиво! Торжественный вид картине придаёт чисто-белый цвет свежего снега, укрывшего землю и ветви могучих лесных деревьев. Этот лес хвойный. Это видно по пушистым заснеженным веткам. Лиственные деревья не смогли бы удержать так много снега на своих ветвях. Зимой у них совсем нет листвы. У этих деревьев редкая крона. Сквозь неё хорошо просматривается их тёмный ствол. Это, наверное, сосны. Сосны в лесу уже немолодые. Деревья довольно высокие, стволы толстые, а их верхушек на картине вообще не видно. Они находятся где-то далеко за её пределами. Маленькие деревья в лесу есть, но их очень мало. В центре картины изображены три взрослых дерева. Среди них на земле лежат несколько погибших сосен. Они, вероятно, упали во время сильного ветра. Но было это давно. Их длинные стволы и мощные корни почти полностью укрыты снегом. Ещё несколько сосен в глубине леса завалились на соседние деревья. Они еле держатся и в любой момент могут рухнуть вниз. Это создаёт в лесу тревожную обстановку. По такому лесу спокойно не погуляешь, тем более что поваленные деревья превратились в тяжело преодолимую полосу препятствий. Эта картина в полной мере позволяет насладиться красотами хвойного леса. Но, к сожалению, она не может передать ни запаха зелёной хвои сосен, ни свежести морозного воздуха, ни пения сидящей на дереве лесной птички. Не побывав в настоящем лесу, никогда и не узнаешь продолжение его давней истории.

Популярные сочинения

  • Сочинение Нужна ли сатира сегодня? (7 класс) С начала существования жизни на земле между людьми по-разному складывались отношения. И в древности, и в современном мире они обладали разными характерами, наделены своеобразными чертами.
  • Стёпа дрова колет по картинке сочинение рассказ (6 класс упр 517) Ребята договорились встретиться после уроков и вместе пойти к Степке домой, чтобы посмотреть на умения хвастунишки. Во время уроков Степа думал только об одном: что же теперь будет?
  • Сочинение на тему Мы в ответе за тех, кого приручили Все когда-то слышали такую известную фразу «мы в ответе за тех, кого приручили». Но возможно не все понимают ее смысл. А некоторые возможно и не предает этой фразе никакого значения

Описание картины Шишкина Зима в лесу

Шишкин Иван Иванович знаменит своим многочисленным творчеством. Пытаясь отразить в работах широту русской души, лесных массивов и полей, он создал картину, являющуюся одним из самых лучших своих творений.

Иван Иванович объединял светлые и глубокие тёмные краски для пейзажей, разбавляя их сине-голубыми оттенками неба. По одну сторону стоит лес, охваченный инеем. Рассматривая эту часть ощущение, будто попал в царство известной нам королевы. По другую сторону более тёмная тенистая, густая местность. Сумрачная тень могучих деревьев так манит своим спокойствием и загадочной глубиной, что хочется скрыться в этот тихий мир. Наблюдаемая картина жива до такой степени, что против воли ощущаешь атмосферу морозного утра. Зимняя природа озаряется морозными лучами от короткого дневного солнца. Можно услышать хруст ветвей от падающих с них комьев снега, его мягкость и обжигающий холод.

Наблюдая за лучами, пронизывающими каждую ветку каждого куста или дерева, можно не заметить, как разговаривает лес, шёпотом вторя колыбели ветра. Даже при первом рассмотрении кажется, что в центре лежит тропа, используемая только в теплые периоды года. Она образно делит картину и лес на две части, ведя наблюдателя к просвету.

Едва заметным оставлено небо, но оно такое чистое бесконечное, что видится насыщенно голубым. Такое прекрасное и холодное словно необъятный горизонт океана.

Из впечатлений от картины складывается множество слов. Смотря на неё замечаешь спокойствие и одновременное побуждение к жизни, к действию. Автор заложил в неё много силы и умиротворения. Рассматривая деревья в прохладном ворсе инея и ощущая запах свежести, понимаешь величину окружающего мира. Кажется, художник хотел отразить в противоречивости оттенков этого леса характер души русского человека. Человека с противоречивой душой и поступками. Ведь россияне сильны своей широкой душой и обхватывающей всё любовью.

3 класс

Композиция зимнего пейзажа Шишкина

Перед глазами зрителя раскинулся зимний лес. Стволы и ветви деревьев запорошены снегом, но чувствуется, что перед нами ясный и безветренный день: сквозь ветви зрителю видно чистое небо кобальтового голубого оттенка. При написании сочинения по картине Ивана Шишкина Зима в лесу стоит обратить на особенность построения композиции: по центру полотна расположена просека, дающая зрителю наглядное представление о глубокой пространственной перспективе. Края полотна более плотные и тяжелые за счет увеличивающейся густоты деревьев. Известный художник мастерски показал зрителю, что лес большой и густой, тихий и засыпанный снегом. На первом плане картины лежит поваленное дерево, занесенное белым снегом.

Смотреть на видео картины, жизни и творчество художника И. Шишкина

Русский художник Шишкин совершенствовал свое мастерство годами, поэтому его работы приобрели особую художественную выразительность и реалистичность, а эта картина является наглядным тому примером. Стволы деревьев не идеально ровные – они имеют природный вид с различными недостатками, но именно такая достоверная подача пейзажа отличает работы Ивана Ивановича. Лес зимой – частый сюжет его картин, на каждом произведений этот вид природного окружения человека выглядит интересно и своеобразно.

Сочинение по картине художника Шишкина Зима в лесу

Нежные и чистые цвета снега, неба контрастируют с темными деревьями. Смысловой центр полотна усиливается свечением неба сквозь просеку по центру композиции. Этот зимний пейзаж Ивана Шишкина написан в светлых тонах, зимнее солнце освещает белый снег, придавая ему чуть заметный золотистый оттенок. Темно-коричневые стволы деревьев к краям полотна становятся гуще, притягивают взгляд зрителя к темной чаще леса. Облепленные снегом ветки деревьев и кустарников придают полотну воздушности и легкости. Чистота и глубина цвета неба подчеркивает особенную атмосферу леса, таинственного и торжественного. Если описывать картину художника И. Шишкина Зима в лесу в нескольких словах, то можно сказать, что автор талантливо изобразил настоящий русский лес в ясную и безветренную погоду.

Шишкин как никто другой смог передать всю красоту русской зимы в своей известной картине «Зима». Он настолько живо изобразил зимний лес, в связи, с чем кажется, что это не картина вовсе, а фотография. До такой степени прорисованы все мельчайшие детали, что пейзаж как живой. Весь лес будто скован холодом. На снегу нет ни одного следа, может он выпал накануне, однако сугробы говорят о том, что снежные бури были здесь не впервые. Весь лес занесен снегом, а поваленные деревья и маленькие елочки спрятаны под сугробами, поэтому можно разглядеть лишь их очертания.

На переднем плане стоят старые высокие сосны с мощными стволами. Их ветки выдерживают тяжесть снега, в то время как маленькие деревья согнулись под такой ношей. Деревья будто бы укрыты снежным покрывалом, они замерзли и от этого тяжелого покрывала не могут шевельнуться. Если приглядеться, то на ветке одного дерева можно увидеть птичку. Она тоже замерзла и сидит, распушив перья, чтобы хоть как-то согреться. Птица также как и лес будто заколдована и не может пошевелиться. Лес окутан таинственной тишиной, которая добавляет ему еще больше таинственности.

Сзади, в правой части картины находится небольшая чаща. Из-за густоты деревьев там темно, но лучам солнца удается проникнуть сквозь мрак, также как и в другие части леса. Вдали виднеется просвет, как бы выход из леса. Там светло и снег искрится в лучах холодного зимнего солнца. Хочется пойти на свет и выйти из загадочного леса навстречу чему-то светлому и доброму. Шишкин с помощью нескольких оттенков коричневого и белого смог настолько живо передать атмосферу тихого зимнего леса, что создается впечатление полного присутствия. Будто человек, такой же, как и я, смотрящий на картину, находится в лесу и своими глазами смотрит на нетронутые снега и великие могучие сосны.

Сочинение-описание картины

Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Зима в лесу” в 1877 году. На картине художник изобразил красоту леса в зимний период. Перед глазами зрителя раскинулось настоящее снежное царство. Деревья с изогнутыми ветвями, покрытые снегом и инеем, тянутся ввысь. Лучи света освещают снег. Создаётся впечатление, что белый покров переливается перед глазами зрителя.

На переднем плане полотна находится упавшее дерево, занесённое снегом.

Могучие деревья, покрытые снегом и инеем немного наклонены в сторону, как будто лес расступается перед зрителем и делится на две части. В правой части картины художник использовал более тёмные цвета. Оттенки тёмных цветов подчёркивают, что лес справа более густой. Здесь густая крона деревьев не пропускает лучи света. Глубь леса притягивает и манит своей неповторимой красотой и спокойствием. В левой части полотна изображены редкие деревья, поэтому здесь больше света. Когда смотришь на середину картины, то перед тобой простилается воображаемая дорога, разделяющая лес. Возможно, когда-то здесь была тропинка.

Если рассматривать детали, то обращаешь внимание на сочетание тёплых и светлых оттенков красок, выбранных для пейзажа. Над лесом возвышается бесконечное небо без облаков

Тёмные и светлые оттенки глазури неба только подчёркивает красоту пробуждения природы от крепкого сна в морозную ночь. Более светлые оттенки небесной глазури использованы на заднем плане картины. Деревья словно расступаются перед зрителем, чтобы он лучше рассмотрел хрустальную синеву неба. В некоторых местах видны желтоватые засохшие стебли травы, но зимний покров уже завладел всем остальным пространством.

Тишина и спокойствие царит в лесу. На картине не изображены птицы или лесные звери, но от этого картина не проигрывает

Всё внимание зрителя сосредоточено на изображение красоты природы зимой в лесу. Вдали едва можно рассмотреть поле, увидеть выход из этого зимнего лесного царства

Кто был автором полотна?

На самом деле к произведению приложили руку сразу два художника – сам Шишкин и его добрый друг, Константин Аполлонович Савицкий. Но, изучив музейное описание картины Утро в сосновом лесу, Вы увидите там только одного автора. В чём же причина такой несправедливости?

Савицкий – великолепный жанровый живописец. С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские, и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином. Позже он поддерживал мастера, когда умерла его первая жена, а тот, в свою очередь, помог Савицкому пережить самоубийство его супруги. Позже Шишкин, описывая этот период жизни в своём дневнике, отметил, что провидение, заставляя художника страдать, воспитывает в нём Божий дар.


Однажды, встретившись с Савицким, Шишкин рассказал ему о задуманном масштабном полотне, на котором изображались бы медведи. Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г.). А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». «Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу». А когда Константин Аполлонович выразил своё восхищение работой, Шишкин предложил ему вписать в пейзаж семейку диких зверей.

До сих пор неизвестно, почему мастер так поступил. Он был учеником художника-анималиста Р. Коллера (Швейцария), и на многих его картинах есть животные и птицы, изображенные вполне профессионально. Есть медведи и на эскизах к полотну. Но, так или иначе, кисть была уступлена Савицкому, и под завершенным произведением появилось две подписи вместо одной. А затем Шишкин поделился с Савицким и гонораром, отдав ему одну из четырёх тысяч рублей, полученных от продажи.

Но Константин Савицкий расписался на картине уже после того, как она была показана на выставке и продана Третьякову. Поэтому, когда покупку доставили, и коллекционер обнаружил на полотне два автографа, он очень возмутился. Как отметил в своих мемуарах Н. А. Мудрогель (старейший работник Третьяковской галереи), меценат сразу же приказал принести скипидару из Франции и стёр подпись.

Именно это событие и привело к путанице с авторами. Кроме того, возникли и другие слухи – например, что Шишкин просил нарисовать медведей, потому что просто не мог изобразить их самостоятельно, а ещё – что Савицкий очень разгневался из-за такого подлога и оборвал всякие связи с другом. На самом деле, ничего подобного не случилось – художники были приятелями на протяжении всей жизни, и поступок Третьякова на это никак не повлиял.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: