Описание картины Тициана Вечеллио «Даная»
Данную картину создал художник Тициано Вечеллио. «Даная» является одной из картин, которую некогда писали специально для короля Испании. Картина написана с помощью масла. В качестве заказчика выступил Филипп ІІ Испанский.
Образы, которые расположены на картине, символизируют трагические перемены в бытии. «Даная» имеет отличительные черты от предыдущего периода. Сравнивая эту картину с «Венерой Урбинской», можно отметить наличие драматизма, который пронизал все произведение искусства.
Судя по работе автора, невозможно не отметить то, что он восхищается существующей тяге к жизни. Безусловно, Тициан новатор, потому что сумел ввести долю драматических переживаний в свое творение и развить некую страсть. Тициан отлично справляется с цветовыми задачами и прекрасно справляется с тонами, хорошо сочетает их с тенями. С помощью этого, Тициан сумел передать подвижность и цвет, четкий контур и мягкую моделировку объема.
В своей картине Тициан возвышает человеческую красоту. Под счастьем он подразумевает мимолетное возвышение чувств. Автор неспроста решил сопоставить Данаи со служанкой преклонного возраста. Последняя только и занимается тем, что собирает монеты в свой фартук. Таким образом, художник сопоставил прекрасное и ужасное в своей произведении.
Тициан считает, что человеческой красоте и искреннему чувству Данаи всегда будет противостоять циничное и чрезмерное корыстолюбие. Это противостояние поддерживается с помощью огрубевшей руки старухи.
С помощью картины Тициан доносит до людей мысль о том, что хорошее всегда стоит на ступень выше плохого. Он не отрицает огромной мощи зла, но счастье выдвигает в качестве оружия в борьбе за добро. Картина наполнена глубочайшим смыслом. Об этом неоднократно заявляли люди, специализирующиеся в этой области знаний.
Тициано Вечеллио (Тициан). Шедевры мировой живописи
Вакх и Ариадна
После внезапной кончины Джорджоне главным представителем венецианской живописи эпохи Высокого Возрождения стал Тициан (Тициано Вечеллио; ок.1476/77 или 1489/90-1576). Он прожил долгую и плодотворную жизнь, о нем сохранилось много документальных свидетельств и легенд, но точная дата рождения его неизвестна; одни исследователи называют 1476-1477 годы, другие — 1489-1490.
Еще мальчиком он был вместе со старшим братом отправлен из маленького родного селения на учебу в Венецию.
Чтобы попасть в мастерскую Джованни Беллини, «отцу венецианской живописи» и основоположнику венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерских разных венецианских художников, пока не стал учеником великого мастера.
С этого времени его главная обязанность — писать портреты венецианских дожей. Он также завален заказами на религиозные и светские темы. Тициан много работал для герцога Феррары Альфонсо д’Эсте, выполнял заказы правящих династий Мантуи (Гонзага) и Урбино (Делла Ровере). Его работы этого времени красочны и полны упоения жизнью.
Смерть Актеона
Находящаяся в Лондонской Национальной галерее картина Вакх и Ариадна была написана в начале 20-х годов, она полностью отражает ту радость бытия, которую ощущает в это время сам художник. Работа выполнена Тицианом для украшения феррарского дворца д’Эсте.
Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесеем Ариадны. Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина.
За Вакхом — шествие его спутников: это и танцующие нимфы с тамбуринами, и девушки, несущие сосуды для вина, и сатиры.
Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Прекрасен окружающий сцену пейзаж. Высоко над танцующими нимфами и фавнами деревья раскинули свои разноцветные кроны. У самого горизонта можно рассмотреть почти растворившийся в дымке мифический город.
Тонкие белые облака словно прорезают небо. Работа удивительно декоративна.
Но все-таки главное в ней — это безмолвный диалог между Ариадной, всем своим существом стремящейся к морю, где еще может быть виден парус уплывающего корабля Тесея, и Вакхом, как бы говорящим ей этим, что Тесей принадлежит прошлому, а все ее будущее связано с ним.
Картина Noli те tangere (ее название можно перевести как Не прикасайся ко мне), запечатлела момент встречи только что воскресшего Христа, выдающего себя за крестьянина, с обессилевшей от горя и отчаяния Марией Магдалиной.
Художнику удалось запечатлеть удивительное слияние любви земной и любви небесной.
В 1530 году Тициан встретился с императором Карлом V, который испытывал к мастеру глубокое уважение. Художник и император становятся друзьями. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. А в 1550-1551 годах он работает уже для нового императора Филиппа II, сына Карла V.
Вернувшись в Венецию, художник почти полностью отказывается от заказов, передавая их более молодым коллегам, а себя посвящает выполнению работ для двора Габсбургов, с которыми он был связан до конца своих дней.
Поздняя живопись Тициана — это новый взлет творчества мастера. Его мазок становится объемней, цвет насыщенней, а градации цвета более сложными и тонкими. Между тем картины Тициана проникнуты трагическим ощущением неминуемой смерти.
Рассерженная богиня превратила юношу в оленя и затравила несчастного его собственными собаками.
На картине мы видим бегущую Диану, в одной руке она держит лук, второй рукой вынимает из колчана стрелу. Мчащаяся впереди нее свора собак набрасывается на получеловека-полуоленя. Полотно решено в мягких приглушенных тонах. Только силуэт Дианы в розовом хитоне контрастом выделяется на фоне холодного неба с мятущимися по нему облаками.
Не прикасайся ко мне
Как Тициан повлиял на развитие искусства
Тициан повлиял на многих художников и даже направления, например, Рубенса и импрессионистов. Поговорим, что они взяли у Тициана и подведем итоги урока.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
1. Веронезе. Вознесение Девы Марии, 1586
2. Рубенс. Венера и Адонис, 1614
3. Франсуа Буше. Геркулес и Омфала, 1735
4. Эжен Делакруа. Одалиска, 1857
5. Клод Моне. Прогулка, женщина с зонтиком, 1875
Тициан оказал большое влияние и на современное ему искусство, и на художников более поздних эпох.
Вот только несколько примеров
Веронезе — ученик Тициана, которого тот сам назвал своим преемником. Так же любит сочные краски, пишет чувственных красавиц, библейские и античные сюжеты, делая акцент на цвете, роскошных одеждах, эмоциональности.
Рубенс. Ориентируется на венецианскую традицию, учится у Тициана. Написал свою, барочную версию картины «Венера и Адонис». Также под влиянием Тициана и Рубенса находятся Франсуа Буше и Эжен Делакруа.
Импрессионисты. У них от Тициана свободный мазок, работа сразу цветом без предварительного рисунка. Тициан и вся венецианская школа живописи привели к революционным находкам в искусстве конца 19 века.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Весь урок мы говорили о Тициане Вечеллио. Давайте еще раз вспомним самое главное.
Тициан Вечеллио — итальянский художник эпохи Высокого Возрождения. Создатель венецианской школы живописи — она больше внимания уделяет цвету и работе красками, а не рисунку, как флорентийская.
Родился в Пьеве-ди-Кадоре в Венецианской республике. В раннем возрасте переехал в Венецию. Учился у Джованни Беллини, дружил с Джорджоне — оба повлияли на его стиль. Довольно быстро стал самым влиятельным живописцем Венеции. Выезжал за пределы Италии по приглашению высокопоставленных лиц. Среди заказчиков были аристократы, высшее духовенство, короли и императоры.
Как писал
Композиция. Заменил симметрию диагональной композицией: это создает динамику, движение вверх. Позже диагональная композиция станет частым приемом барокко.
Цвет. Писал сразу кистью и красками, не используя предварительный рисунок. Добивался светоносности красок за счет использования чистых цветов без подмалевка с коричневыми тонами — прием, позаимствованный у Джорджоне.
Интерес к современности. Венецианские художники любили изображать окружающий мир: роскошные одежды красавиц, местную архитектуру, приметы современности.
Поздний период. Начал терять зрение, разочаровался в мировой гармонии после религиозных войн — картины стали пессимистичнее, в мрачных тонах.
Что писал
Мифологические сюжеты. Использовал их, чтобы показать женскую красоту. Создавал яркие, чувственные образы обнаженных красавиц.
Портреты. Отличаются глубоким психологизмом, которого до Тициана в Высоком Возрождении не было. Часто делает акцент не на обстановке, а на личности, выбирая лаконичную цветовую гамму.
Религиозные сюжеты. Нарушал каноны при изображении привычных образов: использовал диагональную или вертикальную композицию вместо симметрии, добавлял динамики статичным фигурам.
Влияние. Повлиял на младших современников-венецианцев Веронезе и Тинторетто. Работами Тициана вдохновлялись художники барокко, рококо, романтизма. Тициановские приемы работы с цветом и красками оказали влияние на импрессионистов.
Подборка работ Тициана из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге
1. Портрет молодой женщины, 1536
2. Портрет папы Павла III, 1545
3. Даная, 1553
4. Кающаяся Мария Магдалина, 1560–1565
5. Мадонна с Младенцем и Марией Магдалиной, 1560-е
6. Несение креста, 1560-е
7. Христос-Вседержитель, 1570
8. Святой Себастьян, 1576
Многие спрашивают о том, как художественные ценности из Европы попали в Россию, и почему некоторые из них вернулись обратно.
Мы предлагаем прочесть отрывок из исследования искусствоведа Григория Козлова на эту тему.
В этом уроке мы познакомились с творчеством Тициана.
Какие у вас остались впечатления? Подумайте, изменилось ли ваше мнение о художнике? Может быть что-то стало открытием?
Описание картины и ее деталей
Молодая обнаженная женщина в постели
Мне нравитсяНе нравится
В центре полотна изображена сама Даная, лежащая на роскошном ложе. Весь ее облик и примятая подушка говорят о том, что еще мгновение назад она крепко спала. Белоснежное тело прописано очень живописно и контрастно выделяется на общем темном фоне картины.
Лицо и руки – это предмет особого внимания художника, и через них выражается духовная сущность Данаи. Девушка приподнялась навстречу Зевсу, протягивая ладонь и устремляя взгляд к свету. Она будто пытается прикоснуться к солнечному потоку и почувствовать его. И хоть весь ее вид выражает нетерпение, а на лице заметна искренняя радость, ее восхищение невинно, а любовь чиста и искренна.
Солнечный свет
Мне нравитсяНе нравится
Силуэт нагой Данаи выделен ярким солнечным светом, из-за чего кожа ее будто сияет изнутри. Яркий поток окутывает тело, нежно касаясь его и создавая вокруг собственное пространство. Он будто защищает и отгораживает девушку от окружающего мира, ведь теперь она принадлежит лишь ему – Зевсу, явившемуся в нечеловеческом облике.
Интересно, что при написании того самого мифического золотого дождя художник примешивал в краску толченый янтарь.
Ножки кровати
Мне нравитсяНе нравится
О незримом присутствии на полотне великого бога грома и молний свидетельствует и видимая зрителю массивная ножка кровати. Она богато позолочена и украшена головой орла. Согласно мифологии, спутником и символом Зевса являлся именно орел, более того – бог нередко сам мог перевоплощаться в него.
Силуэт служанки
Мне нравитсяНе нравится
Также на картине имеется изображение персонажа, который придерживает занавес. Если отталкиваться непосредственно от сюжета истории, то это, вероятнее всего, служанка, которая была приставлена к девушке для охраны.
Однако, важно отметить, что в образе подглядывающего художник мог изобразить самого себя. Целый ряд деталей свидетельствует об этом. Во-первых, достаточно мужеподобные черты лица персонажа, во-вторых, связка ключей, которая традиционно считается мужским символом
Ну и конечно, бархатный берет на голове служанки, встречающийся и на других полотнах Рембрандта
Во-первых, достаточно мужеподобные черты лица персонажа, во-вторых, связка ключей, которая традиционно считается мужским символом. Ну и конечно, бархатный берет на голове служанки, встречающийся и на других полотнах Рембрандта.
Даная (картина Рембрандта) Википедия
«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.
Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.
Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении девушке. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.
Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскинувшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.
-
Даная. Фрагмент: лицо женщины
-
Даная. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки
-
Даная. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету
-
Даная. Фрагмент: над изголовьем кровати — золотой младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание
Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты
В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.
Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.
Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.
Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Дал
Главный художник императора
В Болонье в 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. По случаю встречи художник выполнил портрет монарха в полный рост в натуральную величину, что было тогда не принято. Это полотно, увы, утраченное, оставило неизгладимый след в душе монарха, он больше не желал позировать кому-либо, кроме Тициана. Положение придворного художника подразумевало не только привилегии, почести и титулы, но также множество заказов. Венецианский мастер стал самым востребованным художником Европы. Когда императором Священной Римской империи стал сын Карла V Филипп, Тициан сохранил место при дворе.
Карл V. (wikipedia.org)
Филипп II. (wikipedia.org)
В 1530—1540-х Тициан находился под влиянием маньеризма. С этим направлением в искусстве его познакомили флорентийский скульптор и архитектор Якопо Сансовино и тосканский литератор Пьетро Аретино, которые прибыли в Венецию в 1527 году. Трое друзей были неразлучны, что стимулировало интерес Тициана к маньеризму. Воочию он увидел этот стиль в Риме во время своей поездки в середине 1540-х. Там же Тициан встретился с Микеланджело.
Биография
Рембрандт Харменс ван Рейн – известнейший живописец, офортист и рисовальщик «Золотого века». Всеобщее признание и слава, резкое падение и нищета – так можно охарактеризовать биографию великого гения искусства. Рембрандт стремился через портреты передать душу человека, о многих произведениях художника, овеянных тайной, до сих пор ходят слухи и догадки.
Начало 17 века было спокойным для Нидерландского государства, которое обрело независимость республики в момент революции. В стране развивались промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.
Автопортрет Рембрандта
В старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия, в домике на Ведештеге прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1607 года.
Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника Хармен ван Рейн был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней. Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье, поэтому большая семья жила в достатке. Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами.
Несмотря на достаток, семья Хармена жила скромно, соблюдая строгие католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.
Автопортрет Рембрандта в 23 года
Рембрандт трепетно относился к своей матери в течение всей жизни. Это выражается в портрете, написанном в 1639 году, на котором изображена мудрая старушка с добрым и немного грустным взглядом.
Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».
Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывался красивый пейзаж лазурной реки, которую освещают лучи солнца, пробирающиеся сквозь небольшое окошко постройки и проходящие сквозь туманы мучной пыли. Возможно, за счет детских воспоминаний будущий художник научился искусно владеть красками, светом и тенью.
Рембрандт в молодости
В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.
Первоначально мальчик ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.
Молодой Рембрандт. Автопортрет
Детство будущего художника было счастливым, так как родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу. Из биографии первого учителя Рембрандта известно мало, у представителя позднего маньеризма не сохранилось огромного художественного наследия, из-за чего проследить влияние Якоба на формирования выработки стиля Рембрандта практически невозможно.
В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.
Вознесение Богородицы
«Вознесение Девы Марии», украшающее алтарь в Венецианской Базилике деи Фрари, было первой крупной работой Тициана в городе, и когда картина была закончена и представлена публике (1518 год), она утвердила молодого художника в качестве одной из ведущих фигур венецианской школы. Известная своими смелыми цветами и огромными размерами (почти 7 метров высотой) Успение Богородицы стало революционным произведением искусства в свое время, и Тициан неоднократно получал заказы на украшение алтарей, включая Алтарь Гоцци в Анконе и «Смерть святого мученика Петра», уничтоженная пожаром в 1867 году.
Вознесение Девы Марии, 1516-1518
Бахус и Ариадна, Тициан: анализ Раздел в процессе наполнения и корректировки
Тициан — Вакх и Ариадна
. Считается одной из величайших картин венецианского ренессанса.
Для значения других знаменитых шедевров, пожалуйста, см.: Анализ знаменитых картин
(1250-1800).
Тициан был главным представителем венецианской живописи в 16 веке. Связанный как с Джорджоне (1477-1510), который, возможно, был его учителем, так и с Тинторетто (1518-94), который, возможно, был его учеником, Тициан славится своей венецианской портретной живописью и своими венецианскими алтарями – многие из которых остались в Венеции. Если можно сказать, что Микеланджело является примером флорентийского кредо дизеньо (первичность рисунка), Тициан воплощает венецианское кредо колорито (первичность цвета). Для получения дополнительной информации см. Также: Тицианская и венецианская цветная живопись (1500-76). Его почитали современники в Италии, он пользовался покровительством самых влиятельных европейских монархов и религиозных лидеров.
Среди выдающихся картин Тициана: Успение Богородицы (1516-18, Святая Мария Глориоза деи Фрари); Вакханалия Андрианцев (1523-25, Прадо, Мадрид); Венера из Урбино (1538, Уффици, Флоренция); и папа Павел III со своими внуками (1546, Музей Каподимонте, Неаполь).
Эта красочная историческая картина является одной из цикла мифологических картин, основанных на классических текстах, которые были заказаны Альфонсо и д’Эсте, герцогом Феррарским, для его Камерино д’Алабастро – частной палаты в его герцогском дворце в Ферраре. Эта работа – замена Рафаэля – была одной из трех, предоставленных Тицианом между 1518 и 1525 годами. Другие две – Поклонение Венере (1518-19) и Вакханалия Андрианцев (1523-5), сейчас обе находятся в Музее Прадо в Мадриде
Известная из рассказов римских поэтов Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и Катулла (c. 84-54 гг. До н.э.), эта картина изображает первую встречу между Бахусом (богом вина) и Ариадной (дочерью царя Миноса) на острове Наксос. Несмотря на жизненно важную роль в оказании Бахусу помощи в победе над минотавром, Ариадна покинула своего возлюбленного Тесея, чей корабль можно увидеть (в дальнем левом углу картины), уплывающим вдаль. Пока она наблюдает, как корабль уходит – ее печаль прерывается внезапным прибытием Бахуса и его неуправляемой компанией пьяных друзей, один из которых (сатир) машет головой только что убитого животного (его голова лежит на земле). Когда испуганная Ариадна поворачивается к гулякам, она видит, как Бахус выпрыгивает из колесницы и их глаза встречаются: это любовь с первого взгляда. Бахус спрыгивает со своей колесницы, запряженной двумя гепардами, и объявляет о своей любви. Он обещает быть более верным партнером, чем Тесей и предлагает ей созвездие (Северная Корона) в качестве свадебного подарка. В других версиях Бахус поднимает ее на небеса и превращает в созвездие, представленное восемью звездами над ней.
Тициану удается извлечь из сюжета максимальное количество драмы, в основном благодаря динамическим позам, которые приняли его два главных актера. Но не менее важны их закрученные драпировки с их яркими синими и розовыми тонами – два любимых цвета Тициана. Во всяком случае, композиция наполнена движением и цветом, поскольку полуголые фигуры изгибаются и прыгают в позах, взятых из греческой скульптуры классической древности, такой как сатир, который борется со змеями так же, как это показано на греческой статуе Лаокоон и его сыновья (ок. 42-20 г. до н.э.) Диагональная разделительная линия отделяет золото и зелень ландшафтной сцены от большой площади ультрамариново-синего цвета (полученной путем измельчения самого дорогого из всех цветных пигментов – лазурита, добываемого в Афганистане).
Почему “Даная” Рембрандта особенная
Так почему же Корней Чуковский перед Данаей Рембрандта “умирал от упоения”? Что в ней такого особенного?
Она удивительно естественна. Да, она не так красива, как Даная Джентилески. Ее грудь меньше принятых стандартов. Ее бёдра возможно крупнее, чем нужно. Живот расслаблен и слишком большой. Крупные ноги.
Рембандт не любил приукрашивать тех, кого изображал. Особенно он был беспощаден к себе. Даже любимой Саскии он не льстил. И рисовал ее с большим животом, оплывшим после нескольких родов.
Офорты Рембрандта. Слева: Автопортрет с растрёпанными волосами. 1631 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва; справа: Обнаженная Саския. 1639 г. Государственный Эрмитаж
Так что по рембрандовским стандартам, Даная прекрасна. Несмотря на недостатки, она живая, человечная. Ее тело тёплых оттенков. Линии плавные, уютные. От этого она завораживает, пленяет.
Видимо такой Саския и была до родов. Ее полный живот ещё не поплыл. Бедра крупные, но крепкие. Она была действительно такой прекрасной. И Рембрандт вновь ничего не приукрасил.
Судьба картины
«Даная» хранилась в кладовой художника до 1656 года, после чего за долги была продана на аукционе. Она неоднократно переходила от одного владельца к другому, пока в 1972 году ее не приобрела Екатерина II. Так картина наконец пополнила уникальную коллекцию Эрмитажа.
Вандализм
Долгие годы великолепный холст украшал стены музея, но 15 июня 1985 года случилось несчастье. В зал вошел неприметный мужчина средних лет и спросил у работниц музея, какая картина там самая ценная. После того, как девушки указали ему на работу Рембрандта, неизвестный подошел к ней и несколько раз пронзил ножом, а затем выплеснул прямо в центр полотна флакон серной кислоты.
Вандалом оказался 48-летний литовец Бронюс Майгис. На допросе он несколько раз называл разные причины, почему совершил этот поступок. Изначально он заявил, что это был политический протест. Существует не подтвержденный документально слух о том, что во время своих действий преступник кричал: «Свободу Литве!».
Позже Майгис изменил свои показания и рассказал, что всегда испытывал неприязнь к обнаженной натуре, которая якобы является настоящим образцом разврата. Направление ударов действительно может свидетельствовать о сексуальном подтексте, ведь больше всего было обезображено тело нарисованной девушки, а именно пах и живот.
По результатам медицинской экспертизы литовец был признан невменяемым. В связи с этим существует еще одна теория, касающаяся мотива преступления
Возможно, что таким образом Майгис пытался привлечь внимание к своей проблеме и добиться инвалидности. Мужчине был поставлен диагноз «вялотекущая шизофрения».
Реставрация
В результате покушения полотно было повреждено на 30 %. Для определения дальнейшей судьбы картины незамедлительно было собрано целое совещание искусствоведов, реставраторов и художников. Вердикт оказался обнадеживающим: восстановлению подлежит. При этом было решено максимально сохранить руку мастера.
Работа реставраторов была кропотливой и длилась целых 12 лет. Им удалось укрепить краску и грунт, восстановить лак и убрать натеки. Однако некоторые детали изображения все-таки оказались безвозвратно потеряны.
В одном из своих интервью директор Эрмитажа Михаил Пиотровский немного рассказал об этом: «Наши реставраторы работали только при дневном свете
Важно было ни в коем случае не дописать ничего за художника
Что можно восстановить – восстановлено, что нельзя –того нет. Это видно простым глазом. Ноги Данаи были покрыты прозрачным покрывалом. Сейчас покрывала в ногах Данаи нет, никто его не дописывал».
Спасенная картина Рембрандта хранит еще много тайн и загадок. Например, о чем же все-таки хотел рассказать автор, переписав улыбающегося купидона и сделав его плачущим?
Живопись
Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.
Картина Рембрандта «Побиение камнями святого апостола Стефана»
В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.
Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:
- «Побиение камнями святого апостола Стефана» (1625),
- «Паламедеи перед Агамемноном» (1626),
- «Давид с головой Голиафа» (1627),
- «Похищение Европы» (1632),
Юноша продолжает черпать вдохновение на улицах города, гуляя по скверам, дабы встретить случайного прохожего и запечатлеть его портрет резцом на деревянной дощечке. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.
Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христос перед Пилатом» (1636).
Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.
Картина Рембрандта «Портрет Саскии ван Эйленбург»
Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты. Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке. Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.
В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Дело в том, что ван Рейн отошел от канонов стандартных групповых портретов, которые изображались с лицами, повернутыми к зрителю. Крайне реалистичные портреты доктора и его учеников сделали художника знаменитым.
Картина Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа»
В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.
В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.
Картина Рембрандта «Ночной дозор»
Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.
По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.