Вчера и сегодня
Творчество не стоит на месте, представители искусства постоянно ищут новые формы. Какой он – современный сюрреализм? На смену ему пришли новые направления – такие как реализм, неосюрреализм и виженари арт.
Запоминаются оригинальные работы Олега Шупляка. Каждый созданный им портрет – это иллюзия. Если подойти поближе к полотну и присмотреться, то становится понятно, что в одной картине скрыто две истории.
Олег Шупляк за работой
Картины сюрреалистов – это монологи художников на полотнах, в которых они приоткрывают зрителям свое видение мира, делятся страхами, сомнениями и болью.
Художник-сюрреалист Сергей Лайск. Картина “Я&R”
Представители этого направления уделяют большое внимание быстротечности человеческой жизни и душевным переживаниям, которые находят в искусстве особое воплощение. Живописцы учат зрителей искать новые смыслы и разгадывать тайны, ограниченные рамками, но невероятно глубокие по смыслу
Читайте далее:
Импрессионизм и магические трюки художников-импрессионистов
Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?
Магия и геометрия: как в живописи 20 века появился кубизм
Художник Владимир Любаров и его «Деревенский астрал»
Chintamani Alchemistry. Интервью с автором бренда
Шарнирные куклы БЖД
Любовь Попова
Живописец, график, театр. художник. Сестра литературоведа и философа П.Попова. Училась в студии К.Юона в Москве (1908-09), затем в Париже (1912-13). Участница выставок. Представительница русского худ. авангарда, с 1914 близка к кубофутуристам. Член худ. об-в «Трамвай В», «Супримус». С 1920 сотр. моск. ИНХУКа. В 1922-24 входила в ЛЕФ, пропагандист «производственного» искусства. Живописные композиции (в т.ч. «Конструкция», 1920) и др. работы. С 1922 художник по текстилю и моде, театр. художник. Покончила с собой.
Родилась в имении Красновидово (село Ивановское, Московская губерния) 24 апреля (6 мая) 1889 в семье богатого предпринимателя. Занималась в студиях С.Ю.Жуковского (1907) и К.Ф.Юона (1908–1909) в Москве, в Париже – в студии «Палитра», под руководством А.Ле-Фоконье, А.Сегонзака и Ж.Метценже (1912–1913), и, наконец, в московской студии В.Е.Татлина (1913). В эти годы много путешествовала по России и Западной Европе.
В 1914–1916 участвовала в целом ряде авангардистских выставок («Бубновый валет», «Трамвай В», «О, 10», «Магазин»). Познакомившись с К.С.Малевичем, зимой 1916–1917 приняла участие в организации недолговечного общества «Супремус». Ранние вещи художницы решены в духе фовизма и аналитического кубизма. Позднее перешла к более динамичной, «кубофутуристической» манере (Человек + воздух + пространство, 1913; Портрет философа, 1915; обе работы – в Русском музее) и полуабстрактному синтетическому кубизму. Манера художницы воспринимать мир как гигантский натюрморт, воссоздаваемый на полотне или в графическом листе в остроритмичных, а колористически – в декоративно-насыщенных, красочно-звучных формах, в полной мере проявились в произведениях середины 1910-х годов. Этапным в этом смысле явился цикл Живописная архитектоника, исполненный в 1916–1918-х годах. Именно разнообразие красочных ритмов отличает эти произведения от более строгого супрематизма Малевича.
В 1920 художница обращалась к сценографии, предваряя в ней стиль компромиссного между модерном и авангардом «ар деко» (эскизы занавеса и кукол для спектакля Сказка о попе и работнике его Балде по А.С.Пушкину для Первого государственного театра для детей; оформление спектакля Канцлер и слесарь по пьесе А.В.Луначарского в Театре комедии). С 1920 преподавала во Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас) и работала в Институте художественной культуры (Инхук), занимаясь там в секции монументального искусства, руководимой В.В.Кандинским; в 1922 примкнула к ЛЕФу («Левому фронту искусств»). Ее дизайн спектакля Великодушный рогоносец по пьесе Ф.Кроммелинка (поставленного в 1922 мастерской В.Э.Мейерхольда) стал этапным шедевром авангардной сценографии, с доминирующим на сцене миром абсурдно-гротескных структур и вещей; конструктивизм здесь впервые столь решительно продвинулся в сферу театра, однако сами «инхуковские» конструктивисты устроили над Поповой показательный (по-своему театральный) суд, считая этот «выход из лабораторной стадии» преждевременным. Тем не менее теория авангарда продолжала переходить в практику: в 1923 Попова оформила для Мейерхольда еще один спектакль (Земля дыбом по пьесе М.Мартине – С.М.Третьякова), а в 1924 занялась «производственным искусством», разрабатывая рисунки текстиля для 1-й ситценабивной фабрики.
Дополнение:
«Дама и Рояль» Казимир Малевич 1913 год
«Два крестьянина на фоне полей» Казимир Малевич 1930 год
«Черный квадрат» Казимир Малевич 1915 год.
«Необъективная композиция» Александр Родченко 1917 год.
«Реалистичная абстракция» Александр Родченко
«Цель композиции» Александр Родченко
«Купание женщины» Владимир Татлин
«Моряк» Владимир Татлин
«Сюжет 1» Владимир Татлин
«Мужчина на улице» Ольга Розанова 1913 год
«Бессюжетная композиция на белом фоне» Ольга Розанова 1913 год
«Натюрморт с кувшином и яблоками» Ольга Розанова 1910 год
«Москва. Синтетический город.» Александра Экстер 1914 год
«Карнавал в Венеции» Александра Экстер
«Архитектоника Картины» Ольга Попова 1917 год
«Натурщица» Ольга Попова 1912 год
Часто задаваемые вопросы
Каким был художественный стиль Казимира Малевича?
Казимир Малевич писал в различных художественных стилях, начиная с влияния импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, кубизма, футуризма, что привело к тому, что его стиль был в основном кубофутуристическим. Затем он разработал свою теорию искусства и стиль под названием супрематизм, который стал одним из его самых известных художественных стилей и характеризует его как художника, а также его искусство.
Кто нарисовал «Черный квадрат»?
Русский художник Казимир Малевич написал картину «Черный квадрат» в 1915 году. Это было начало его художественного стиля под названием супрематизм, который также включал в себя похожие геометрические картины, такие как Красный квадрат (1915) и Белое на белом (1918).
Что Казимир Малевич верил в живопись?
Казимир Малевич стремился изобразить искусство, лишенное субъективности, он был пионером беспредметного искусства; прародителем абстрактного искусства. Через свою теорию и стиль искусства, названный супрематизмом, он верил в создание так называемого нового реализма через чистое художественное чувство. Для его работ были характерны геометрические формы, такие как квадраты.
Алле выбирал яркие цвета, а у Малевича получилось довольно уныло.
Выбор цвета картины легко объясним: чёрный цвет ― это квинтэссенция всех цветов, если смешать все краски разом, то получится именно чёрный. При этом для создания и восприятия живописи необходим свет. Чёрный цвет ― это отсутствие света. Поэтому «антикартина» Малевича будто бы показывает нам все цвета разом. И вместе с этим на ней изображено то состояние, при котором живопись невозможна.
Если же рассмотреть «Чёрный квадрат» вблизи, то можно также подметить интересные детали.
Во-первых, Малевич использовал не чистый чёрный цвет, макая кисточку прямо в банку. Тёмный оттенок, которым написан «Чёрный квадрат», получен из смеси жжёной кости, которая заменила сажу, а также чёрной охры и арсенида меди ― темно‑зелёного пигмента. Кроме того, художник добавил в краску мел, чтобы картина не бликовала и цвет казался глубоким.
Во-вторых, если вы решите рассмотреть самый первый из «Чёрных квадратов» внимательно, то обнаружите, что картина покрыта трещинами (художники их называют кракелюрами) и через них проступают другие цвета. Картина предлагает будто бы заглянуть за неё, узнать, что же сокрыто за чёрной фигурой.
Работы Фриды Кало
Непростая жизнь этой прославившейся на весь мир мексиканской художницы, ее переживания и страхи сохранены на полотнах. В 6 лет будущая художница тяжело перенесла полиомиелит, из-за чего осталась хромой, а через 12 лет попала в автокатастрофу. Девушка в течение года была прикована к постели. Тяжелой для Фриды стала новость, что после этого трагического инцидента она не сможет иметь детей. Именно в этот период мексиканка начала писать картины в стиле сюрреализм.
Художница Фрида Кало в молодости, ч/б фотография
Волнения и страхи на полотнах Фриды Кало передаются через тревожные образы – она часто создавала автопортреты, на которых изображена в мучениях.
Одна из самых известных работ – «Две Фриды» – написана в 1939 году после развода с мужем. Слева изображена женщина в европейской одежде, которую художница носила до брака. Справа она в традиционном мексиканском платье – так художница выражает с помощью смены наряда приверженность новым идеям национализма, которые были важны для ее супруга.
Картина “Две Фриды”
Рекомендации по книгам
Ниже мы приводим несколько рекомендаций по выбору книг для дальнейшего чтения о Казимире Малевиче, его теориях искусства и его работах
Для любого любителя искусства или студента важно понять подход Малевича, поскольку он был одним из ведущих художников, который стал пионером абстрактного искусства. Кроме того, он был важной фигурой в русском авангарде, что делает книгу необходимым чтением для всех, кто изучает русское искусство
В этой публикации подробно рассматривается творческая карьера Казимира Малевича и различные художественные стили, в которых он работал, такие как импрессионизм, фовизм, символизм, кубизм и его более поздний стиль — супрематизм. Работы принадлежат Николаю Хардзиеву и Жоржу Костакису, которые были известными коллекционерами русского авангардного искусства. Рецензенты пишут, что в этой книге есть прекрасные изображения картин, что делает ее достойным и универсальным ресурсом для любителей искусства и студентов.
- Прослеживая широту карьеры Малевича через его различные произведения искусства
- Здесь представлены все этапы развития художника
- Контекстуализация наряду с работами современников Малевича
Это копия или факсимиле публикации Казимира Малевича под названием «Беспредметный мир» (1927), которую он написал, когда основал свой новый художественный стиль супрематизм. Он написал ее после своего первого Манифеста в 1915 году. Эта книга была опубликована издательством Lars Müller Publishers в серии Bauhausbücher. Художественный стиль Малевича вдохновил школу дизайна Баухаус, которая обеспечивает пересечение двух стилей. Рецензенты пишут, что эту книгу стоит купить и стоит прочитать.
- Копия издания Баухауза трактата Малевича о супрематизме
- Перевод на английский язык с оригинальным дизайном и типографикой
- Продолжение оригинального супрематического манифеста Малевича
Малевич: вне цензуры (2022) Андрея Накова
Эта книга написана о Казимире Малевиче и его жизни, особенно о его ранней жизни и таких факторах, как его польская история и интересы в русском религиозном искусстве, а также о том, кем он был как художник и лидер художественной теории и стиля супрематизма. Автор Анджей Наков — историк искусства, автор множества других книг и работ о Малевиче и русском авангардном искусстве в целом.
- Исследователь русского авангарда оценивает его самого знакового художника
- Критическое исследование основополагающих мифов о биографии художника
- Исследование антимодернистских визуальных и культурных предрассудков.
Важные выставки
Казимир Малевич участвовал в многочисленных выставках на протяжении всей своей жизни, ниже мы перечислим несколько значительных выставок, включая посмертные. Он участвовал в различных ранних выставках, упомянутых выше, а именно в таких художественных группах, как «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912), среди прочих. Среди других ретроспективных выставок — основополагающая выставка «Кубизм и абстрактное искусство» (1936) Альфреда Х. Барра-младшего в Музее современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке.
Малевич стоит перед своими картинами, скорее всего, в Музее художественной культуры, Петроград, 1924 год; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Последняя выставка картин футуристов 0,10 (19 декабря 1915 — 17 января 1916)
Это была одна из первых выставок, которая ознаменовала поворотный момент в художественной карьере Казимира Малевича, вторгшись в его новый стиль, названный супрематизмом. Она проходила в Петрограде, который сейчас является Санкт-Петербургом в России, в художественном бюро Добычина.
На выставке было представлено 155 работ, в ней участвовало около 14 художников. По имеющимся данным, было представлено 39 картин Малевича. О выставочном пространстве можно судить по единственной сохранившейся черно-белой фотографии, на которой изображены различные картины рядом с другими, расположенными на двух стенах.
Секция супрематических работ Казимира Малевича, впервые выставленных на выставке «0,10», 1915 год; Неизвестный , Общественное достояние, via Wikimedia Commons
В верхнем верхнем углу, чуть ниже потолка, находится картина «Черный квадрат», размещенная не совсем ровно на поверхности стены, а перекрывающая зазор между двумя стенами. На всех картинах изображены характерные геометрические квадратные, прямоугольные и круглые формы разных размеров.
Малевич и американское наследие (с 3 марта по 30 апреля 2011 года)
Посмертная выставка 2011 года «Малевич и американское наследие» была организована галереей Gagosian на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке. На ней были представлены шесть картин Малевича вместе с работами нескольких современных американских художников. Выставка стремилась приблизить русский авангард к Америке, поскольку он всегда находился в России и его было нелегко увидеть.
Из описания выставки на ее сайте следует, что «не только формальная аналогия связывает Малевича и американских художников, но и более глубокие эстетические, концептуальные и духовные соответствия. В диалоге с его работами и идеями более поздние художники искали элементарные и универсальные формы, соответствующие упрощенным эстетическим целям».
Живописный реализм футболиста — цветовые массы в 4-м измерении (1915) Казимира Малевича, пример картины, представленной на выставке «Малевич и американское наследие» (2011) в галерее Gagosian, Нью-Йорк; Казимир Малевич, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Произведения искусства Казимира Малевича
Ниже мы приводим список нескольких картин Казимира Малевича, начиная с ранних и заканчивая поздними годами его творчества. Здесь указаны название, дата, размеры и использованные средства для получения более подробной информации о каждой картине. Многие картины Малевича хранятся в различных художественных музеях России и США в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке.
Название | Дата | Размеры | Средство |
Точильщик ножей | 1912 — 1913 | 79,5 x 79,5 см | Масло на холсте |
Утро в деревне после метели | 1912 — 1913 | 80 x 80 сантиметров | Масло на холсте |
Женщина у афишной колонны | 1914 | 71 x 64 сантиметра | Масло на холсте, коллаж и кружево |
Резервист первой дивизии | 1914 | 53,7 x 44,8 сантиметров | Масло на холсте, коллаж, термометр, бумага и почтовая марка |
Черный квадрат | 1915 | 79,5 x 79,5 см | Масло на льне |
Живописный реализм крестьянки в двух измерениях (Красный квадрат) | 1915 | 53 x 53 сантиметра | Масло на холсте |
Живописный реализм «Мальчик с ранцем». Цветовые массы в четвертом измерении | 1915 | 71,1 x 44,5 сантиметра | Масло на холсте |
Летящий самолет: Супрематическая композиция | 1915 | 58,1 x 48,3 сантиметра | Масло на холсте |
Супрематическая композиция: Белое на белом | 1918 | 79,4 x 79,4 сантиметра | Масло на холсте |
Крестьяне | 1930 | 53 x 70 сантиметров | Масло на холсте |
Спортсмены | 1931 | Около 142 x 164 сантиметров | Масло на холсте |
Малевич, правящий верховной властью
Казимир Малевич был художником в бурные времена мировой истории, он пережил не только Первую мировую войну, но и русскую революцию с 1917 по 1923 год. В результате жестких политических потрясений социалистический реализм стал доминирующим способом художественного выражения.
Таким образом, Малевич боролся за собственное самовыражение, которому радикально угрожали режимы. Это также поставило крест на его, казалось бы, переполненном беспредметным творчеством искусстве. Его называли антисоветчиком и запрещали выставлять свои работы или создавать их. В более поздние годы его художественный стиль несколько изменился в сторону более приемлемой тематики.
Творчество Сальвадора Дали
Один из самых ярких представителей направления – Сальвадор Дали. В своих работах он умудрялся сочетать и классические каноны, и сюрреалистические идеи. Он, подобно Фрейду, старался сразу после сна погружаться в работу, записывая яркие образы. Только сохранял их не на бумаге с помощью слов как известный психоаналитик, а воссоздавал на холсте необычные картины, поражающие воображение.
Почему Сальвадор Дали предпочитал творить по утрам, а иногда даже вскакивал ночью?
Одна из самых узнаваемых его работ – «Постоянство времени». У нее есть и другое название – «Мягкие часы». На полотне изображены четыре механизма. На циферблатах, которые как будто начали плавиться в пустыне, мы видим разное время. Картина наталкивает на мысли о быстротечности всего происходящего и смертности.
Сальвадор Дали “Постоянство времени” (Мягкие часы)
Избранные произведения
- 1912 — Утро в деревне после снежной бури
- 1912 — Дровосек
- 1912-13 — Жнец на красном фоне
- 1914 — Авиатор
- 1914 — Англичанин в Москве
- 1914 — Солдат Первой дивизии
- 1915 — Черный квадрат
- 1915 — Красная площадь †
- 1915 — Черный квадрат и Красный квадрат ††
- 1915 — Супрематическая композиция
- 1915 — Супрематизм (1915)
- 1915 — Супрематическая живопись: Летящий аэроплан
- 1915 — Супрематизм: Автопортрет в двух измерениях
- 1915-16 — Супрематическая живопись (Людвигсхафен)
- 1916 — Супрематическая живопись (1916)
- 1916 — Supremus No. 56
- 1916-17 — Супрематизм (1916-17)
- 1917 — Супрематическая живопись (1917)
- 1918 — Белое на белом
- 1919-26 — Без названия (супрематическая композиция)
- 1928-32 — Сложное предчувствие: Полуфигура в желтой рубашке
- 1932-34 — Бегущий человек
† Также известен под названием «Красная площадь»: Живописный реализм крестьянки в двух измерениях. ††† Также известна как «Черный квадрат и красный квадрат»: Живописный реализм мальчика с ранцем — цветовые массы в четвертом измерении.
Неужели до него никто не догадался сделать что-то подобное?
Формально ― были похожие произведения. Например, в 1883 году ― за тридцать лет до «Чёрного квадрата» журналист и писатель Альфонс Алле представил свою картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». Это был просто чёрный прямоугольник. Вот он:
Альфонс Алле. «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1883 годИзображение: Wikimedia Commons
Внешне ― мы видим очень большое сходство. Но это два принципиально разных произведения. Картина Алле входила в серию из семи листов, один из которых был чёрным, другой ― зелёным («Сутенёры в самом соку, валяющиеся на траве и пьющие абсент»), третий ― жёлтый («Возня с охрой желтушных рогоносцев»).
Несмотря на то что на этих картинах не изображено ничего, кроме цветного прямоугольника, они имеют вполне конкретный сюжет. Играя со зрителем, Алле предлагает найти, например, на красной картине красных кардиналов на фоне Красного моря. Он намекает, что всё это там есть, просто слилось в единую красную плоскость.
В отличие от шутника-Алле, Малевич предельно серьёзен. Он не пытается спрятать в своём «Квадрате» тёмных персонажей и окружить их чёрными декорациями. Он заявляет прямо ― персонажей здесь нет. И нет ничего привычного, на что мы могли бы опереться как зрители. Есть только форма ― квадрат и цвет ― чёрный.
Основные идеи сюрреализма
На формирование и развитие этого течения серьезное значение оказал психоанализ Зигмунда Фрейда. Для понимания сюрреализма лучше сперва познакомиться с анализом сновидений.
Картина Сальвадора Дали “Искушение святого Антония”
Выделяют два направления. Первое – это новый процесс создания произведений искусства, своеобразный эксперимент. Второе – отражение на полотнах оторванных от реальности картин, которые созданы подсознанием. Законы, привычные в академической живописи, не нарушаются – например, художники также передают игру света и тени, однако не боятся экспериментировать, создавая фантастические абстракции.
Ограниченной реальности противопоставляют мир внутренний, который не знает рамок. Художники сюрреалисты пробуют необычные сочетания форм и цветовых решений. Новый подход переносит зрителей в мир, живущий по собственным законам, – зыбкий, словно сон или размытое видение. Представители сюрреализма в живописи 20 века хоть и работали в одном направлении, но создавали совершенно непохожие работы – авторство многих картин можно угадать с легкостью.
Что такое супрематизм?
Супрематизм был единолично основан Малевичем в 1910 году и моментально сделался одним из самых важных столпов русского авангарда. Название выбрано не случайно — стильное слово с латинским корнем «супремус» можно перевести как «превосходство» или «доминирование» — и именно в доминации цвета над всеми остальными деталями картины заключалась суть этого течения.
По мнению Малевича, цвет в живописи всегда был угнетенным классом, который только подчинялся, унижался и вообще был всего лишь инструментом, который использовался для передачи смыслов и обозначения форм, перенесенных из реальной жизни на холст через восприятие творца.
«Супрематизм». 1914 год.
В супрематических полотнах художник попытался героически освободить цвет от рамок контуров и образов, сделав шаг в сторону «чистого, абсолютного творчества» — то есть уйти от подражания уже существующим в природе вещам и создать что-то поистине уникальное и новое. Таким образом супрематизм, по сути, смелая попытка сравняться в творчестве с Богом и/или Природой.
История сюрреализма
Сюрреализм появился во Франции в 1920-ые годы. Он пришел на смену нескольким направлениям, одно из которых – дадаизм. Дадисты постоянно бросали вызов обществу – придумывали арт-объекты из мусора, рисовали на заборах, создавали картины необычным способом. Например, краску на холст они наносили не кистями, а буквально бросали ее, чтобы получать яркие брызги разных цветов.
Дадаизм отвергал все принятые правила, вместо системы в творчестве появляется хаос. На смену разрушительному течению приходит сюрреализм. Хотя у двух направлений есть общие черты, но цели разные. Сюрреалист – это созидатель. Предшественниками французского сюрреализма считают также фюмизм, изощренно высмеивающий действительность, и кубизм, от которого сюрреалисты переняли необычный способ показывать трехмерные изображения.
Значение слова «сюрреализм» можно найти в литературной и художественных энциклопедиях, а также в философских словарях. Оно происходит от французского «surrealisme», что дословно переводится как «сверхреализм». Понятие введено драматургом Гийомом Аполлинером – первое упоминание встречается в одной из его работ начала 20 века.
Родоначальниками течения считаются Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Араго. В мае 1920 вышла в свет книга «Магнитные поля», в которой можно познакомиться с одной из главных художественных идей сюрреализма – автоматизмом.
На фото Андре Бретон
Андре Массон делал необычные «автоматические» рисунки – он долго водил по листу карандашом или ручкой, пока на бумаге не начинали проступать образы, в которых можно было угадать очертания привычных предметов.
Живопись Рене Магритта
Бельгийский художник Рене Магритт к психоанализу в творчестве относился негативно. На его полотнах мы видим привычные предметы, однако под новым углом. Одна из главных целей творчества, по мнению живописца, – заставить зрителей думать. Как сделать это с помощью искусства? Например, превратить картину в головоломку, оставив под обычным на первый взгляд изображением неожиданную подпись «это не он».
Сюрреализм Рене Магритта называют «парадоксальным» – простые вещи с его картин наталкивают на тревожные и пугающие мысли. Если присмотреться повнимательнее, то начинают открываться новые смыслы и тайны, бережно скрытые в его работах.
Часто на полотнах Рене Магритта можно увидеть мужчину в котелке. Кто же этот таинственный незнакомец? Существует две основных версии:
- Кто-то считает, что это – просто автопортрет художника.
- Часть критиков придерживается мнения, что так в творчестве художник показывает источник своего вдохновения, который кроется в обыденных вещах, и в незамысловатых образах.
Рене Магритт “Силуэт”
Одна из самых популярных работ художника называется «Влюбленные». Картина написана в 1928 году. На полотне сохранен необычный поцелуй – лица влюбленных укрыты тканью. К большинству картин Рене Магритт давал свои комментарии, однако эту работу решил никак не объяснять.
Картина “Влюбленные”
Поклонники творчества живописца дали немало интерпретаций. Например, предположили, что так передана любовь, которая, как известно, слепа. По другой версии – люди остаются загадками друг для друга даже в моменты близости. По третьей – на картине изображен серьезный разлад в отношениях, когда каждый в паре сосредоточен на самом себе.