Синтез искусств в творчестве М. Чюрлёниса
ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура XX векаОпубликовано 17.11.2017 19:21
«Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе). Творчество Чюрлёниса невозможно охарактеризовать относительно какого-то определённого стиля или направления – он стоит в стороне от известных течений в живописи.
Возможно, его творчество ближе к символизму или абстракционизму, но при этом оно рядом с музыкой. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». А творчество человека, так щедро одарённого талантом проникать глубоко в самую сущность всего, что его окружало, понять и в самом деле непросто.
Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (1875-1911)
В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский.
На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения.Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти). Вторым языком был русский.Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). У мальчика рано проявились музыкальные способности, и его отдали в музыкальную школу князя Михаила Огинского.
В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.
Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории.
К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом. Вскоре он возвратился на родину, в Литву, где в 1907 г.
«В лесу»
В самом конце XIX века Чюрленис пишет симфоническую поэму «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. По тематике она близка с его первым живописным произведением «Музыка леса», которое он написал в 1903 году.
Стоит отметить, что картины Чюрлениса очень часто созвучны с его музыкальными творениями. «Музыку леса » он пишет маслом. Художественные образы просты и незатейливы. Шум в лесу сравнивается с музыкой, а ветер, шумящий в ветвях, с музыкантом, который прикасается к струнам инструмента. Такие аллюзии рождаются в голове каждого, у кого хорошо развито воображение.
На связь музыки и живописи намекают практически все образы. Такими особенностями отличаются все картины Чюрлениса. Стволы деревьев похожи на струны арфы, а из тумана вырисовывается рука, которая как будто на них играет. Исследователи отмечают, что эта работа во многом несовершенна, но в ней уже виден тот Чюрленис, который прославится всего через несколько лет.
Работает
Ее первые литературные произведения — стихотворение и оттиск — опубликованы в Габижа, первый литовский альманах, посвященный Антанас Баранаускас и издана в 1907 г. в Кракове. Позже она публиковала свои литературные произведения и критические очерки в различных антологиях и периодических изданиях, в том числе Науйоджи Ромува, Lietuva, Аушрине. Когда ее критика Sudrumsta ramybė (Нарушенный мир), пьеса 1925 г. Петрас Вайчюнас , не была хорошо принята, она перестала публиковать свои отзывы.
Ее первая книга Летувое (В Литве) был опубликован в 1910 году. Он содержал семь эссе Чюрленене и одно сочинение о музыке Чюрлениса, которое она перевела с польского. В книге дается критическая оценка литовской культуры и общества. Под влиянием идей Fin de siècle и Молодая Польша движения, она была недовольна реализм который был распространен в то время и поддерживался символизм которые искали более глубокий и значительный смысл, исследовали духовную жизнь и тоску. В своих различных эссе по искусству и литературе она призывала создателей не копировать зарубежные образцы, а заглядывать внутрь себя, исследовать национальный характер и дух, воплощенные в Литовский фольклор, и создавать более современные произведения. В этом свете она высоко оценила пьесы Марселинас Шикшнис и Видунас.
Большинство ее литературных работ — это театральные пьесы, что сделало ее одной из первых литовских драматургов. Ее первая игра была Калиныс (Заключенный) о побеге великого князя Витаутас от Кревский замок в 1382 г. Самыми популярными ее произведениями были комедии. Пинигеляй (Деньги; 1919; переведено на польский) и Vilos puošmena (Украшение виллы; 1932 г.). Эти комедии, противопоставляя идеализм материализму, показали недостатки общества и высмеяли жадность и стремление к наживе. Еще одна комедия Didžioji mugė (The Great Fair; 1939) исследовали семьи новой капиталистической элиты — мужей, гоняющихся за деньгами и славой, и их тщеславных жен, запускающих благотворительные инициативы и флирта с американцами. Ее драма Aušros sūnūs (Сыновья Аушры; 1922) изобразили жизнь книжные контрабандисты вовремя Литовский запрет прессы. Ее аллегорическая драма Ритерис будетояс «Рыцарь-сторож», 1934) была поставлена, но она была недовольна постановкой и отменила ее. В 1941 году написала драму. Галстук metai (В том году) о первая советская депортация из Литвы; он был впервые опубликован в 1992 году. Также она писала пьесы для школьных театров; первый сборник вышел в 1918 году.
На ее произведения большое влияние оказал литовский фольклор. В частности, ее стихотворение, посвященное Чюрленису. Гирия Жалиойи (Зеленый лес; 1915–1945), детская игра Dvylika broli, juodvarniais laksčiusių (Двенадцать братьев, летящих как вороны; 1932), стихотворение Mūs jauja (Наш сарай; 1910–1954) заимствовал сюжет, символы и мифы из литовских сказок. Например, в Гирия Жалиойи, девушка ищет цветок папоротника. Ее автобиографический роман Швентмаре (1937) — пример литературный реализм хотя она критиковала реализм в своих эссе. На нем изображен один приход в Жемайтия во время литовского запрета на прессу и рисует картину общественной и культурной жизни того времени. Главный герой — католический священник, но, несмотря на то, что она воспитывалась в семье своего дяди-католика-священника, Чюрленене не останавливается на католической морали и рисует молодого священника как вестника Литовское национальное возрождение. Роман был адаптирован для театральной сцены Люцией Армонайте и поставлен в Алитус в 2013. В романе также исследуется национальное возрождение. Bundanti žemė («Пробуждающаяся земля»; 1913–1934), в которой рассказывается о жизни двух молодых друзей, одного из дворянства, другого из крестьянства, и их пути к активной культурной деятельности. Чюрленене планировала продолжить роман, но он не был написан. Некоторые из ее работ были написаны в Жемайтийский диалект, включая ее последний незаконченный роман Жемайтишка поэма (Жемайтийская поэма).
Также она переводила французские комедии. Тартюф и Скупой к Мольер (оба в 1928 г.) и вместе с другими переводили и редактировали греческий эпос. Илиада (1930).
Вкушение
Варшава в конце ХIХ века представляла собой настоящий культурный центр, и каждый юный музыкант мечтал сюда попасть. Здесь кипела творческая жизнь – концерты местных и приезжих пианистов и дирижеров, богатый репертуар оперного театра, музеи, выставки и библиотеки. Здесь так просто найти нужные ноты!
Музыкальные пристрастия молодого Чюрлёниса в те годы разнообразны. В Бетховене ему нравился героический драматизм, а в Вагнере блистательная сочность. Шопен привлекал богатством своих чувств – от лёгкой грусти до пафосного трагизма. Но Бах затмевал всех своей глубиной и величием, своим масштабом.
В институте завязывается дружба с Эугениушем Моравским, ставшим впоследствии известным польским музыкантом и композитором. А к сестре Моравского Марии у Чюрлёниса вспыхивают нежные чувства, озарившие жизнь в чужом городе и ставшие источником светлых переживаний. Но, к сожалению, пылкий роман двух незаурядных людей так и не получил продолжения – отец Марии запретил дочери даже думать о браке с нищим музыкантом и отдал замуж за богатого вдовца. Константинас и Мария остались добрыми друзьями до конца жизни.
Константинас Чюрлёнис и Эугениуш Моравский
Живя в большом городе, Чюрлёнис прочувствовал «изнанку» жизни. В отличие от маленьких патриархальных городков, большой город усиливал контрасты – бедные были ещё беднее, а богатые богаче. Горе углублялось, а развращённость расширялась. Здесь, в Варшаве, юный музыкант понял, что хорошее образование ещё не делает человека порядочным, а принадлежность к высшему свету не добавляет благородства. Несправедливость, глупость и лицемерие явили свой отвратительный оскал. Чюрлёнис наблюдал окружающий мир, делал выводы и складывал впечатления в своём чутком и трепетном сердце.
Поступив учиться на пианиста, уже через год Чюрлёнис перевёлся на факультет композиции. Такая переменчивость продолжится в его жизни и далее – став композитором, он начнёт учиться живописи. Душа Чюрлёниса была беспокойной и мятущейся. Огромное дарование не давало ему шансов к спокойной и размеренной жизни.
За годы учёбы Чюрлёнис написал около 25 фуг. Он стал не только профессиональным композитором, но и потратил много сил для получения общего образования. Много читал, изучал философию, историю, математику и космологию. Пытался осмыслить свои корни в сложном и запутанном мире. Осознание личной национальной идентичности приходило через осмысление мировой истории и культуры.
Любознательность Чюрлёниса была потрясающей. У его сестры сохранилась тетрадь, содержащая на своих страницах сферу интересов мятущегося гения. Огромный массив заметок из разных областей: словари основных европейских языков, письмена древних финикийцев, ассирийцев и египтян, таблицы свойств химических соединений и физических тел, различные исторические даты, географические данные, придуманный алфавит и ещё многое, и многое другое. Он хотел вместить в себя всю Вселенную, чтобы в будущем воплотить тайну бесконечности на своих полотнах.
Это было время великих замыслов и масштабных людей. Подобным же образом проявил себя другой гений – поэт и художник Макс Волошин. Он был современником Чюрлёниса, близким ему по духу человеком, также мечтающим объять необъятное и воплотившим Симфонию – синтез искусств.
Кантата для хора и симфонического оркестра «De profundis» стала выпускной работой в Варшавском музыкальном институте. Это сложное произведение показало профессионализм автора, и стало вехой в литовской музыке. В начале века, а на дворе шёл уже 1900 год, начиналось становление нового искусства, яркого, с национальными чертами и местным колоритом. Чюрлёнис был его провозвестником не только в музыке, но и в живописи.
За кантатой последовала симфоническая поэма «В лесу». Музыка Чюрлёниса стала более печальной и медленной, более вдумчивой и чуткой. Появилось взвешенность, благородство и простота. Спокойствие литовских песен воплотилось в нежной и хрупкой симфонии. Лес в поэме раскрывается музыкально – ветер арф, журчание свирелей, таинственные призывы горнов, солнечный свет струнных…
Послушайте, друзья, симфонию Чюрлёниса «В лесу». Это свежая и всегда молодая музыка. Грустная, добрая и глубокая.
Погружение
После окончания консерватории Чюрлёнис навестил в Плунге своего опекуна, князя Огинского, и подарил написанный в его честь торжественный полонез. Князь, счастливый от успехов своего любимого воспитанника, тоже сделал ему подарок – прекрасное пианино. Это был предел мечтаний для любого небогатого музыканта.
Князь на этом не остановился и предложил Константинасу продолжить обучение, но теперь уже в Лейпцигской консерватории, учебном заведении, снискавшем европейскую славу.
Увы, учёба была недолгой – через год князь Михаил Огинский скончался. Чюрлёнис потерял друга, благодетеля и учителя, а также возможность учиться дальше. Сначала он пытался подзаработать уроками музыки, но денег на оплату обучения всё равно не хватало, поэтому ему пришлось уйти из консерватории и вернуться в Варшаву.
Время зря не пропало. Живя в Лейпциге, Чюрлёнис прослушал курс лекций философа и психолога Вильгельма Вундта (того самого, который занимался психологией народов и рас), посещал оперу и симфонические концерты, что значительно углубило его национальное осмысление себя в мире, расширило музыкальный кругозор и отточило критическую интуицию. Но, самое главное, именно в Лейпциге Константинас серьёзно увлёкся живописью.
С 1902 года Чюрлёнис жил в Варшаве и ходил в рисовальную школу. На жизнь зарабатывал уроками музыки и ещё содержал своих младших братьев. Он мечтал дать им серьёзное образование и поэтому работал не покладая рук. Свободное время он делил между сочинением музыки и своим новым, всепоглощающим увлечением – живописью.
Цикл «Похоронная симфония» 1903
Живопись была физически необходима Чюрлёнису. Многие образы, теснившиеся в его голове, не могли найти музыкального выхода. Они состояли из другой материи и требовали визуального проявления. Требовали кропотливой работы в новом пространстве творчества.
Весной 1904 года свершилось долгожданное событие – открылась Варшавская школа изящных искусств. Чюрлёнис и его лучший друг Эугениуш Моравский стали первыми слушателями курса.
Живопись, как прежде музыка, полностью поглотила всё свободное время нашего героя. С усердной увлечённостью он заполнял листы бумаги и тетради набросками, эскизами и рисунками. Копировал гипсовые фигуры в альбомы, фиксировал фигуры людей, мимику и эмоции. Пытался найти свой собственный стиль и почерк. Хотя где-то внутри, в глубине своей души, он знал, каким будет вектор его творчества. Он чувствовал то сокровенное, что выскажет позже, когда окрепнет и будет готов.
К этому времени относится одна из самых известных ранних работ мастера «Покой». Картина оставляет сильное чарующее и притягательное впечатление. Столь знакомая всем игра природы представлена в своём максимальном величии. Гористый остров и, вероятно, рыбацкие костры напоминают только что проснувшееся морское чудище. Но это первое впечатление. На более глубоком уровне художник абсолютно точно передал истинное состояние мистического покоя, возникающее вечером у воды, когда солнце начинает покидать завершившийся день.
«Покой» 1904
Погрузившись в живописную интерпретацию Бытия, мастер не забывал и о музыке. С 1903 по 1907 год Чюрлёнис работал над симфонией «Море» и когда закончил, посвятил её Брониславе Вольман, своей новой знакомой, сыгравшей в его жизни большое значение. Бронислава была матерью одной из частных учениц Чюрлёниса и большой поклонницей его творчества. Она одной из первых заметила художественный талант композитора и музыканта, дорожила знакомством с ним и всячески старалась помочь. Покупая его картины, она не только помогала вечно нуждающемуся художнику, но и сохранила их от исчезновения.
«Весть» 1904
«Гнев» 1904
«Истина» 1905
Летом 1905 года Бронислава пригласила Константинаса в совместную поездку на Кавказ и в Крым. А в 1906 году спонсировала путешествие по культурным центрам Европы. Это был целый океан новых впечатлений, просто необходимый для художника. Чюрлёнис вкушал окружающий мир, преображал его вихрями своего таланта, что-то возвращал задумками, эскизами и полотнами, а что-то складывал в своём чутком и прекрасном сердце.
В знак благодарности за поддержку Чюрлёнис подарил Брониславе картину «Дружба» – одну из лучших своих работ. Ясную, пронзительную и светлую.
«Дружба» 1907
Интересное рядом
Центральный Дом художника соседствует с парком «Музеон», который сам по себе является большой выставкой на природе. В летнее время на территории парка проводятся выставки начинающих и уже известных художников и фотографов, три площадки предоставлены для выступлений музыкальных коллективов. Приезжают группы из США, Британии, Латинской Америки. Проводятся музыкальные фестивали британской музыки, российского андеграунда и «Шагающие оркестры». В парке есть языковой клуб, в котором учителя-полиглоты учат желающих выучить разные языки. Посетители парка приходят послушать лекции о современном искусстве и дизайне.
Осенью участок Крымской набережной присоединился к культурной среде ЦДХ и «Музеона». Променад с кафе-киосками, библиотека под открытым небом, где можно с кем-нибудь поменяться книгами. На маленьком рынке можно найти забавную безделушку или редкую пластинку. В зонах отдыха можно посидеть у фонтанчика и отдохнуть после урока танго или йоги.
По близости от ЦДХ есть множество интересных и похожих по смыслу мест. Например: музей Тропинина. В этой галерее собраны работы московских художников. Уютная атмосфера музея создаёт отличное настроение.
В Центральном Доме художника жизнь кипит, меняется и когда бы ни пришел, всегда можно открыть для себя нечто новое, что украсит реальность и изменит твой взгляд на мир.
Что об этом месте говорят люди…
Будьте первым, чтобы оставить свой отзыв.
ТВОРЧЕСТВО
Первые работы Чюрлениса незатейливы: это маленькие деревенские пейзажи со свинцово-серым небом, избушками, заснеженными холмами и темными стволами деревьев. Они сделаны по рисункам с натуры. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).
Активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма. Взглянув на произведения Чюрлениса, можно заметить, что в его живописи чувствуется влияние символистов и art noveau, музыкальный язык стремится расширить возможности хроматической и гармонической систем мажора-минора, а творчество вцелом объединено четкой синестетической тенденцией. Все упомянутые черты представляют Чюрлениса типичным творцом центральной Европы рубежа девятнадцатого-двадцатого веков.
Картины зрелого Чюрлениса, пластика которых субтильно основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки, а также поздние сочинения для фортепиано, в которых серийная техника переплетается с остинатной логикой, мелодические и ритмические модули с образованиями гармонических комплексов, в истории всей европейской культуры являются уникальными образцами синтеза музыки и живописи. Это не «нарисованная музыка», а в живописи композитором сознательно использованные пластические соответствия средствам музыкальной выразительности – ритма линий и плоскостей, гибких форм, «наложений» нескольких слоев пейзажа, создавая эффект расширенного пространства
Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин «Сотворение мира» и «Знаки Зодиака».
Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы… Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность… Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу — надпись по-польски: «Да будет!» Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести.
Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.
В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.
«Жертвоприношение»
Картины М. Чюрлениса всегда отражали его внутренний мир. Яркий пример — «Жертвоприношение», написанное в 1909 году.
В тот год он живет в Петербурге, работе посвящает практически все время. Он одинок и чувствует себя непонятым. Намечается кризис в его личной жизни. Супруга София Кимантайте, которую он любил, бросает мужа и одна возвращается в Литву.
Именно тогда впервые проявилась душевная болезнь, которая через пару лет и привела к гибели художника. Но в 1909 году он еще пытается бороться и противостоять депрессии.
К этому периоду относится картина «Жертвоприношение». Она выполнена в максимально скупой манере. Сюжет ее таинственен и мрачен. Однозначно его толковать никто не берется. В центре полотна — фигура ангела, окутанного клубами темного дыма, поднимающегося от земли. Ангел в это время смотрит на небо, как бы вопрошая, какие еще жертвы от него потребуются. Картина полна тревог и мрачных предчувствий.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года. Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы — Дзукии, играл на органе. Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований. Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай. Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.
С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. В Варшаве в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью. Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву. Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком.
Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать.
Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств.
В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба — циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.
В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург. В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей.
Его жена вернулась в Друскининкай. В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Леон Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.
В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние. Жена перевозит его домой в Друскининкай.
В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг.
10 апреля 1911 года художника не стало.
Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Многие произведения утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.
«Фуга»
Многие его работы — яркие примеры синтеза искусств. Именно этого добивался Чюрленис. Картина «Фуга» — яркий пример. С ее помощью мы можем увидеть художественное и музыкальное значение произведения для автора.
Почему же художник назвал свою картину музыкальным термином? Ответ в образах, которые мы видим на полотне. Похожие друг на друга элементы чередуются и располагаются на нескольких уровнях. Все это явно напоминает мелодические ритмы музыкального произведения. Его ритм мы можем наглядно увидеть в образах, созданных художником.
При этом живописца постоянно мучили депрессии, с каждым годом справляться с ними становилось все труднее. В 1911-м он умер от внезапной простуды и полного психического истощения.
Вкушение
Варшава в конце ХIХ века представляла собой настоящий культурный центр, и каждый юный музыкант мечтал сюда попасть. Здесь кипела творческая жизнь – концерты местных и приезжих пианистов и дирижеров, богатый репертуар оперного театра, музеи, выставки и библиотеки. Здесь так просто найти нужные ноты!
Музыкальные пристрастия молодого Чюрлёниса в те годы разнообразны. В Бетховене ему нравился героический драматизм, а в Вагнере блистательная сочность. Шопен привлекал богатством своих чувств – от лёгкой грусти до пафосного трагизма. Но Бах затмевал всех своей глубиной и величием, своим масштабом.
В институте завязывается дружба с Эугениушем Моравским, ставшим впоследствии известным польским музыкантом и композитором. А к сестре Моравского Марии у Чюрлёниса вспыхивают нежные чувства, озарившие жизнь в чужом городе и ставшие источником светлых переживаний. Но, к сожалению, пылкий роман двух незаурядных людей так и не получил продолжения – отец Марии запретил дочери даже думать о браке с нищим музыкантом и отдал замуж за богатого вдовца. Константинас и Мария остались добрыми друзьями до конца жизни.
Константинас Чюрлёнис и Эугениуш Моравский
Живя в большом городе, Чюрлёнис прочувствовал «изнанку» жизни. В отличие от маленьких патриархальных городков, большой город усиливал контрасты – бедные были ещё беднее, а богатые богаче. Горе углублялось, а развращённость расширялась. Здесь, в Варшаве, юный музыкант понял, что хорошее образование ещё не делает человека порядочным, а принадлежность к высшему свету не добавляет благородства. Несправедливость, глупость и лицемерие явили свой отвратительный оскал. Чюрлёнис наблюдал окружающий мир, делал выводы и складывал впечатления в своём чутком и трепетном сердце.
Поступив учиться на пианиста, уже через год Чюрлёнис перевёлся на факультет композиции. Такая переменчивость продолжится в его жизни и далее – став композитором, он начнёт учиться живописи. Душа Чюрлёниса была беспокойной и мятущейся. Огромное дарование не давало ему шансов к спокойной и размеренной жизни.
За годы учёбы Чюрлёнис написал около 25 фуг. Он стал не только профессиональным композитором, но и потратил много сил для получения общего образования. Много читал, изучал философию, историю, математику и космологию. Пытался осмыслить свои корни в сложном и запутанном мире. Осознание личной национальной идентичности приходило через осмысление мировой истории и культуры.
Любознательность Чюрлёниса была потрясающей. У его сестры сохранилась тетрадь, содержащая на своих страницах сферу интересов мятущегося гения. Огромный массив заметок из разных областей: словари основных европейских языков, письмена древних финикийцев, ассирийцев и египтян, таблицы свойств химических соединений и физических тел, различные исторические даты, географические данные, придуманный алфавит и ещё многое, и многое другое. Он хотел вместить в себя всю Вселенную, чтобы в будущем воплотить тайну бесконечности на своих полотнах.
Это было время великих замыслов и масштабных людей. Подобным же образом проявил себя другой гений – поэт и художник Макс Волошин. Он был современником Чюрлёниса, близким ему по духу человеком, также мечтающим объять необъятное и воплотившим Симфонию – синтез искусств.
Кантата для хора и симфонического оркестра «De profundis» стала выпускной работой в Варшавском музыкальном институте. Это сложное произведение показало профессионализм автора, и стало вехой в литовской музыке. В начале века, а на дворе шёл уже 1900 год, начиналось становление нового искусства, яркого, с национальными чертами и местным колоритом. Чюрлёнис был его провозвестником не только в музыке, но и в живописи.
За кантатой последовала симфоническая поэма «В лесу». Музыка Чюрлёниса стала более печальной и медленной, более вдумчивой и чуткой. Появилось взвешенность, благородство и простота. Спокойствие литовских песен воплотилось в нежной и хрупкой симфонии. Лес в поэме раскрывается музыкально – ветер арф, журчание свирелей, таинственные призывы горнов, солнечный свет струнных…
Послушайте, друзья, симфонию Чюрлёниса «В лесу». Это свежая и всегда молодая музыка. Грустная, добрая и глубокая.
Биография художника
Исследовать картины Чюрлениса одно удовольствие. Ведь приходится анализировать не только их художественные особенности, но и музыку, под которую они создавались, или которая звучала в этот момент в голове автора. Но сначала расскажем немного о самом авторе.
Микалоюс Чюрленис родился в 1875 году в городке Варене Виленской губернии. Сейчас это самый юг Литвы. Его детство прошло в курортном городе Друскининкае, который и сегодня считается «чемпионом» Литвы по привлечению иностранных инвестиций.
Сегодня в Друскининкае в парке отдыха открыт практически музей деревянных скульптур Чюрлениса на открытом воздухе.
Отец будущего художника был органистом. Мать эмигрировала из немецкого Регенсбурга после начавшихся там гонений католической церкви на евангелистов. В семье говорили на польском. До конца жизни все свои произведения и письма Чюрленис писал только на этом языке.
В юности у него обнаружились способности к музыке. Он начал заниматься в школе князя Огинского, которая располагалась в Плунгянах, на территории современной Литвы. Именно здесь началась его профессиональная музыкальная карьера. Он играл в княжеском оркестре.
По инициативе князя Чюрленис поступает в Варшавский музыкальный институт. После успешной защиты диплома получает в подарок от своего покровителя настоящее пианино.
Зажжение
В 1889 году, хлопотами друга семьи, врача Юзефа Маркевича, Кастукас был зачислен в оркестровую школу князя Огинского, внука того самого Михаила Огинского, написавшего знаменитый полонез «Прощание с родиной». Школа находилась в городе Плунге, за 300 км от Друскининкая, и юному музыканту пришлось впервые покинуть стены родного дома.
Князь Огинский, известный филантроп и меломан, содержал бесплатную музыкальную школу с общежитием для оркестрантов. Для одарённых подростков из небогатых семей это был практически единственный шанс получить профессиональные музыкальные знания. Князь быстро разглядел в Чюрлёнисе незаурядный талант и прекрасные человеческие качества. Несмотря на большую разницу в возрасте, они подружились и относились друг к другу с большим уважением. Их дружба продолжалась около 15 лет, до самой смерти Огинского. Князь сыграл ключевую роль в становлении будущего мастера.
В годы учёбы Чюрлёнис изучил игру на флейте и занялся композиторской деятельностью. Музыка стала для него всем. Он погрузился в творчество полностью, с головой, впитывал новые знания и эмоции, вкушал музыкальную историю, воспарял в импровизациях. Игра в оркестре давала новые ощущения и переживания – чувство сплочения, общего дела и единого дыхания. Успехи Чюрлёниса в композиции позволили ему удостоиться большой чести – исполнять музыку собственного сочинения в составе оркестра. В такие моменты он словно пребывал у самого алтаря в прекрасном храме, имя которому «Музыка».
Во дворце, где располагалась школа, была огромная библиотека, а окрестности так и манили к чтению и размышлениям. Гуляя по парку и наслаждаясь красотами окрестностей Плунге, Кастукас начал рисовать. Просто так, без руководства, он зарисовывал всё, что попадалось ему на глаза – потаённые уголки парка, ухоженные домики местных жителей, лица друзей и коллег по оркестру. Но это было просто увлечением – главной страстью юного Чюрлёниса в те годы была музыка.
В 1894 году, благодаря материальной поддержке князя Огинского, Кастукас, уже ставший Константинасом, поступает на учёбу в Варшавский музыкальный институт. Это было не просто огромной удачей, но событием, похожим на чудо. Мир для Чюрлёниса расширился.
Цикл «Зима» 1907