описание
На картинах изображен нагрудный портрет тучного мужчины, смотрящего вправо в полпрофиль, на однотонном белом фоне. Взгляд его карих глаз уходит далеко за пределы зрителя. У него темные волосы, коротко подстриженные, сбриваемые по бокам. Его лицо выбрито, на нем видны четкие тени от бороды. Он носит отороченную мехом тёмно- пегую шею с высокой шеей . Что примечательно, так это необычайно точное и реалистичное для своего времени изображение черт лица мужчины. В них нет никаких попыток лести или идеализации; вместо этого натурщик изображен таким, каким он, вероятно, выглядел: толстый, с двойным подбородком, обвисшими щеками, длинным, прямым горбатым носом с ярко выраженными ноздрями, морщинами на лбу и шрамами. Это необычное для своего времени и нелестное изображение, похоже, было принято заказчиком. С другой стороны, на обоих портретах нет ни сатирических, ни насмешливых, ни осуждающих деталей. У мужчины внимательная внешность и умные задумчивые глаза. За исключением простого пегого пегого с меховой подкладкой, здесь нет ничего, что указывало бы на его положение или статус, он не носит ни украшений, ни роскошной одежды. Узкий участок изображения на светлом фоне кажется намеренным, предположительно, чтобы подчеркнуть его личное присутствие и харизму.
Работы
Помимо Флемальского алтаря и Алтаря Мероде, кисти Кампена приписывается ещё десяток работ, включая диптих из собрания Д. П. Татищева в Эрмитаже, две створки из исключительного по качеству алтаря Верля в Прадо, раннее «Положение во гроб» из Института искусств Курто, парный портрет в Национальной галерее Лондона и «Рождество Христово» (1420) из музея в Дижоне. Атрибуция всех произведений Кампену спорна; не исключено, что те или иные произведения принадлежат кому-то из его учеников (например, Жаку Даре).
Флемальский алтарь
Основная статья: Флемальский алтарь
В настоящий момент находится в Штеделевском художественном институте (Франкфурт-на-Майне). Получил своё название от Флемальского аббатства, близ Льежа — прежде ошибочно считалось, что именно оттуда он происходит. Сохранилось 4 створки, 3 из них принадлежат Флемальскому мастеру: «Святая Троица», «Дева Мария с младенцем» и «св. Вероника». (ок. 1410).
Алтарь Мероде
Основная статья: Алтарь Мероде
Алтарь, или Триптих, семьи Мероде датируется 1428 годом. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение; возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера. Другая версия центральной панели того же триптиха выставлена в Брюсселе и, возможно, представляет собой оригинал кисти Кампена. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mérode), отсюда его распространённое название.
Автор книги: Кристина Ляхова
Соавторы:
Ян ван Эйк(ок. 1390–1441)
Ян ван Эйк был не только талантливым художником, но и прекрасным дипломатом. Филипп Добрый, герцог Бургундии, послал его в Испанию, чтобы договориться о свадьбе с испанской принцессой и написать ее портрет. Ван Эйк блестяще справился с этой миссией. К сожалению, портрет инфанты не сохранился, и современный зритель не может полюбоваться творением знаменитого мастера.
Нидерландский живописец Ян ван Эйк родился в местечке Маасэйк близ города Маастрихта. Нам известно совсем немного фактов из биографии художника, даже дата его рождения неточна.
Первым учителем живописи Яна был его старший брат, Губерт ван Эйк. В 1422 году Ян ван Эйк стал придворным живописцем герцога Иоанна Баварского в Гааге.
В 1425 году, после смерти Иоанна, ван Эйк оставил Гаагу и перебрался в Лилль, а затем в Брюгге, где занял должность художника при дворе правителя Нидерландов, герцога Бургундского Филиппа Доброго. В 1427 году по поручению герцога мастер побывал в Испании, а в 1428–1429 – в Португалии и Англии.
С 1430 года Ян ван Эйк постоянно проживал в Брюгге.
К ранним работам художника некоторые исследователи относят миниатюры «Турино-миланского часослова», хотя доказательств авторства ван Эйка имеется немного.
Самой значительной работой мастера стал многочастный алтарь для церкви Св. Бавона в Брюгге, расписанный ван Эйком совместно с братом Губертом. Судьба этого произведения, известного как Гентский алтарь, драматична. Во время кровопролитных религиозных войн в XVI веке его разбирали на части и надежно укрывали, чтобы спасти от разрушения. Позднее оказалось, что некоторые фрагменты алтаря вывезены за пределы Нидерландов. Лишь в XX веке большинство его частей были собраны, и алтарь занял свое место в церкви Св. Бавона. К сожалению, некоторые детали были безвозвратно утрачены, и их пришлось заменить копиями.
Среди персонажей Гентского алтаря (всего их более 250) представлены портретные образы заказчиков – донаторов (от лат. donator – «даритель»), гентского бюргера Иодокуса Вейдта и его жены, Изабеллы Борлют. Это не единственные портретные образы современников художника. В средней части алтаря, которая открывается только по праздникам, показана картина мироустройства в понимании человека, жившего в ту эпоху. Зрители видят здесь Святую Троицу, Богоматерь, Иоанна Крестителя, ангелов, поющих гимны. В верхней части композиции в рядах шествующих к жертвенному агнцу святых, апостолов, воинов, пилигримов можно заметить изображения здравствующих соотечественников мастера. В их числе – герцог Бургундский Филипп Добрый, а также Ян и Губерт ван Эйки.
оригинал
Картина в фондах Gemäldegalerie Berlin написана маслом на дубовой древесине и имеет инвентарный номер 537A. Размер доски 31,5 × 20,3 см с современными дополнениями, из которых видны 28,5 × 17,7 см. Оригинальной рамы для картины, которая шла вместе с ней, больше не существует. Картина происходит из коллекции сэра Генри Хоупа Эдвардса и была приобретена Ассоциацией музеев кайзера Фридриха на аукционе Christie’s в Лондоне в 1901 году . Хотя большую часть времени после того, как текущая мадридская копия стала известна, она считалась ее копией, после изучения подписей обеих картин эта точка зрения изменилась, и берлинская копия теперь обычно понимается как оригинал. Дата создания картины указана как «до 1430 года», причем 1425 год является часто публикуемой датой.
Копировать
Портрет в Национальном музее Тиссена-Борнемисы
Мадридская табличка в Национальном музее Тиссена-Борнемисы, инв. № 74 (1960.1), размеры 35,4 × 23,7 см, написана маслом по дереву. В отличие от берлинской картины, на этой картине сохранилась оригинальная профильная рама. Картина происходит из частной коллекции из графа Ван — дер-Стратена Ponthoz в Шато — де — Ponthoz, Coquier около Юи . Он был практически неизвестен до 1957 года и был приобретен в 1960 году Гансом Генрихом Тиссен-Борнемисой де Касоном через арт-дилера TP Grange London , коллекция которого составляет основу Museo Thyssen-Bornemisza, основанного в 1992 году. В 1961 году эти две картины впервые выставлялись бок о бок в Национальной галерее в Лондоне. Существование этой второй, почти идентичной картины такого раннего и известного мастера произвело сенсацию в искусствоведческих кругах в отношении ее создания, датировки и происхождения. Дендрохронологическим экспертиза древесины панели позволяет предположить , что эта картина должна быть сделана в 1440, так как младшие годичные кольца указывают , что дерево было срублено около 1433. Поскольку эта картина содержит несколько исправлений в предварительном чертеже и, как правило, немного менее детализирована, она считается копией берлинской модели. О намерении сделать эту копию можно только догадываться.
Литература
- Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1981
- Erwin Panofsky. Early Netherlandish painting: its origins and character. New York: Harper & Row, 1971. ISBN 0-06-430002-1
- Martin Davies. Rogier van der Weyden: an essay, with a critical catalogue of paintings assigned to him and to Robert Campin. London: Phaidon, 1972 ISBN 0-7148-1516-0
- Albert Châtelet. Robert Campin. Le Maître de Flémalle. La fascination du quotidien. Antwerpen: Mercatorfonds, 1996 ISBN 90-6153-364-3
- Stephan Kemperdick. Der Meister von Flémalle: Die Werkstatt Robert Campins und Rogier van der Weydens. Tournhout: Brepols, 1997 ISBN 2-503-50566-X
- Felix Thürlemann. Robert Campin. Monografie und Werkkatalog. München: Prestel Verlag, 2002. ISBN 3-7913-2807-7
- Felix Thürlemann. Robert Campin. A Monographic Study with Critical Catalogue. München: Prestel Verlag, 2002. ISBN 3-7913-2778-X
Индивидуальные доказательства
- Альбер Шатле: Роберт Кампен. Le Maître de Flémalle. Очарование повседневного. Mercatorfonds, Антверпен 1996, ISBN 90-6153-364-3 .
- Феликс Турлеманн: Роберт Кампен. Монография и каталог произведений. Престел, Мюнхен, 2002 г., ISBN 3-7913-2807-7 .
- Стефан Кемпердик: хозяин Флемаль. Мастерская Роберта Кампинса и Рогира ван дер Вейдена. Brepols, Turnhout 1997, ISBN 2-503-50566-X .
- Йохен Сандер, Фабиан Вольф: Новые возможности живописи. В: Йохен Сандер (ред.): В новом великолепии. Восстановленный фрагмент вора Мастером Флемалля в контексте. Каталог выставки Liebieghaus Skulpturensammlung во Франкфурте, 15 ноября 2017 г. — 18 февраля 2018 г. Schnell & Steiner, Регенсбург, 2017 г., ISBN 978-3-7954-3251-5 , стр. 15–38, здесь стр. 16 f.
- ↑
- ↑
- ↑ Фридрих Винклер: Портрет Роберта де Масмина (?) От мастера Флемаль . В: Музеи Берлина . Том 7, Выпуск 2, 1957 г., стр.37-41 , JSTOR : .
- ↑ Стефан Кемпердик: Портрет толстого человека . В: Стефан Кемпердик, Йохен Сандер (ред.): Мастер Флемалле и Рогир ван дер Вейден . Hatje Cantz, Ostfildern 2008, ISBN 978-3-7757-2258-2 , стр.269-271 .