Воздержанность Сципиона Африканского
Живопись эпохи рококо и неоклассицизма Картина итальянского живописца Помпео Батони «Воздержанность Сципиона Африканского» известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Размер картины 227 x 298 см, холст, масло. Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (Publius Cornelius Scipio Africanus Major) (235 год до нашей эры, Рим – 183 до нашей эры, Литерн, Кампания) – знаменитый римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала, c 199 года до нашей эры – цензор и трижды принцепс сената, консул. Сюжет «Воздержанность Сципиона Африканского» был очень популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения.
Сципион в 218 году до нашей эры принимал участие в сражениях при Тицине и Треббии. В битве при Каннах (216), в которой римляне были разгромлены Ганнибалом, Сципион сражался в качестве военного трибуна. В 212 году Сципион выдвинул свою кандидатуру на должность римского главнокомандующего в Испании. Высадившись в устье реки Ибер в 209 году и располагая 30-тысячным войском, Сципион предпринял неожиданное нападение на опорный пункт карфагенян в Испании – Новый Карфаген. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа.
Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее жениху (Тит Ливий, Римская история, XXVI, 50). В 207 Сципион нанес поражение карфагенскому полководцу Гасдрубалу и постепенно подчинил Риму большую часть Испании. Проявил дипломатические способности, подготовил вторжение в Африку. Разгромив армию Ганнибала при Заме (202), заключил выгодный для Рима мир. По возвращении в Рим Сципион был встречен с триумфом и прозван Африканским. После разгрома армии карфагенян играл видную роль в политической жизни Рима.
Картина Батони составляет пару полотну «Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде» и по структуре композиции похожа на него. Есть сходство и в цветовом решении: на фоне серовато-коричневой архитектуры выделяются нарядные краски одежд персонажей. Сципион в алом плаще (цвет героя-победителя) передает девушку коленопреклоненному жениху. Белое платье пленницы символизирует ее невинность. Великолепно написаны разнообразные вазы на первом плане. Батони, который в юности занимался ювелирным искусством, любил вводить в свои композиции различные предметы, составляя из них изысканные натюрморты.
Перейти к следующей работе мастера ►
Интересные факты
Любопытные моменты жизни Николы Пуссена, на которые стоит обратить внимание:
- По матери у художника были брат и сестра, но ни с ними, ни с родителями после отъезда в Рим он не общался и не упомянул их в завещании.
- Общее число полотен живописца на сегодняшний день – 244, еще 30 – под вопросом (авторство установить затруднительно).
- Самая известная картина Пуссена – «Мученичество святого Эразма» (Музей Ватикана).
- Предметы искусства, обнаруженные в доме художника после его смерти, оценили в 60 тысяч экю.
- Могила мастера находится в церкви, где проходило его венчание с супругой (Сан-Лоренцо-ин-Лучина, Рим.
- Чтобы уехать из Парижа и не обидеть короля, Пуссен солгал им о болезни жены.
- Последняя работа «Аполлон и Дафна» осталась незавершенной из-за смерти супруги: со дня ее кончины живописец не брал в руки кисть.
- Пуссен больше гнался за славой, чем за богатством: даже когда заказчик присылал за картину меньшую сумму, чем было оговорено, художник не возражал.
- Помимо художественных навыков, живописец подробно изучил анатомию, геометрию, чтобы создавать сюжеты, основываясь на точных знаниях.
- Картины мастер писал долго, медленно, всегда самостоятельно, не привлекая помощников или учеников.
- Памятники Пуссену установлены в Париже, Риме.
- В 1631 году мастера избрали членом Академии Святого Луки – римского объединения художников.
- Никола Пуссен прибыл в Рим, не имея за душой практически ничего, а умер одним из богатейших людей этого города.
Смерть
Из писем Пуссена известно, что состояние его здоровья было неважным, начиная с 1650 года. Самочувствие неуклонно ухудшалось, хотя достоверных сведений о том, каким заболеванием страдал великий мастер, нет.
Когда скончалась жена, силы оставили художника. Смерть родного человека приблизила его собственную кончину. Последние годы он не занимался творчеством, старался передать знания молодым живописцам – учил обмерять античные скульптуры, рассказывал о собственных принципах работы.
Танкред и Эрминия
Последние два месяца были мучительными – Пуссен медленно умирал. Осенью 1665 года его не стало. Мэтру был 71 год.
В доме гения обнаружили обширную коллекцию картин, гравюр, скульптур: около полутора тысяч экземпляров. Большая часть по наследству перешла к родственникам жены.
Никола Пуссен – основоположник живописи эпохи классицизма
Франция не подарила миру такого большого количества великолепных картин средневековой эпохи и эпохи Возрождения, как Италия или Испания, Голландия или Германия.
Однако именно во Франции появился художник, ознаменовавший своим творчеством наступление нового периода в искусстве – эпохи классицизма. Этого художника звали Никола Пуссен.
Никола родился в семье бывшего солдата, который после времён кровопролитных религиозных войн во Франции, стал простым крестьянином. Семья Пуссена жила очень небогато, и поэтому мальчик не мог получить сколь-нибудь систематического художественного образования, несмотря на то, что его с детства привлекала живопись и написание картин. Воспользовавшись случаем, мальчик Никола убежал из дома, прибившись к странствующему бедному живописцу. Так он оказался в Париже. Денег с собой у него никаких не было, и ему часто приходилось голодать.
Пейзаж с Полифемом – Никола Пуссен. 1649 год. 155х199
Однако в какой-то степени Николё всё же улыбнулась удача. Он познакомился с человеком, который заведовал королевской библиотекой и художественными собраниями. С его помощью подросток получил возможность копировать картины гениев итальянской живописи. Пуссен страстно желал отправиться в Рим, чтобы оттачивать там своё искусство живописца.Никола принял решение вернуться в свою деревню, чтобы упорным трудом накопить денег на поездку в Италию. Два раза он отправлялся в путешествие, но не мог добраться до Рима и снова возвращался в свою деревню, нищий и больной. Однако на третий раз он всё-таки оказался в Риме. Здесь ему повезло, ему помогли свести знакомство с самим кардиналом Барберини, которому целеустремлённый юноша понравился. Никола Пуссен стал получать свои первые заказы.
Венера, Фавн и путти – Никола Пуссен 1630-1635. 72×56
Со временем живописец приобрёл очень большую известность. Ему даже предлагалось место в академии искусств. Однако король Франции Людовик XIII по совету своего министра, всесильного Ришелье, решил вернуть художника на Родину. Приехав в Париж, Никола получил почётное звание первого придворного живописца короля. Художник, мальчиком голодавший на улицах французской столицы, теперь имел очень и очень солидный доход. Со временем Николе был дарован даже маленький дворец. Именно Пуссену было поручено расписывать Лувр – резиденцию французских королей и будущий музей, известный ныне по всему миру. Никола Пуссен имел теперь богатство и почёт, однако жизнь при дворе, дворцовые интриги мешали ему сосредоточиться на своей работе, на своих полотнах.
Возвращение Святого Семейства из Египта – Никола Пуссен 1628-1638. 117×99
Однажды Пуссен попросил у короля дозволения на время уехать из Франции обратно в Рим. Во время отсутствия художника умер великий Ришелье, а спустя полгода и сам король Людовик XIII. При дворе о живописце сразу забыли, и всю оставшуюся жизнь он так и провёл в Риме. Однако в отличие от многих других художников в схожих обстоятельствах Пуссен не стал нищим. Размеренная творческая деятельность позволяла ему жить в достатке.Пуссен писал свои картины, как правило, на библейские или античные темы. Особенно известны такие его полотна, как «Аркадские пастухи», «Святое семейство», «Царство Флоры» и ряд других. Живопись Николы Пуссена отличается величественностью и возвышенностью. Герои его полотен, как правило, благородные люди. При этом картины художника всегда очень гармоничны.
Аркадские пастухи – Никола Пуссен 1630. 101х82
Творчество Николы Пуссена положило начало классическому периоду в живописи. В те времена «классическими» называли произведения искусства высшего разряда, самые лучшие и совершенные. Однако позже многие художники в своих классических картинах начали слишком сильно подрожать сложившимся канонам данного направления в искусстве. В результате такие полотна были несколько безжизненны, лишены чувств и движения. Поэтому классицизм многие стали считать академическим, сухим стилем. Однако произведения француза Николы Пуссена, основоположника классицизма, заслуженно относят к шедеврам мировой живописи. Эти картины пользуются неизменной любовью посетителей музеев и картинных галерей.
Суд Соломона – Никола Пуссен1649, 101х150
живопись, рим, Никола Пуссен, классицизм, Суд, Соломон, Аркадские пастухи, Возвращение Святого Семейства из Египта, Людовик, Венера, Фавн и путти, Барберини, кардинал, Пейзаж с Полифемом, Лувр, античные.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1ПУССЕН (Poussin) Никола(1594 -1665) — французский художник, стоявший у истоков
живописи классицизма. Долгое время жил и работал в Риме. Практически
все его картины — на историко-мифологические сюжеты. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.
Слайд 2Никола Пуссен (1594-1665 гг.) родился в Лез-Андели, небольшом городке на
берегу Сены. Юному Пуссену было обеспечено хорошее образование и возможность
изучить начальные этапы искусства художника. Более подробное знакомство с секретами мастерства он узнал уже после переезда в Париж, где учился у мастеров.
Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера, зарисовывал и обмерял античные
статуи, занимался анатомией и математикой, что нашло отражение в живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп.
Слайд 5 В 1627 Пуссен написал картину «Смерть Германика» по сюжету
показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования.
Идея картины – служение долгу.. В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок.
«Смерть Германика»
Слайд 6Никола Пуссен «Царство Флоры»Одно из лучших произведений на античную тему
«Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанное по мотивам поэм
Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. В картине художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и другие).
Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и жесты подчинены единому ритму — благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию.
Слайд 7Пейзаж с ПолифемомВ представленном полотне заключена идея величия и мощи
природы, ее связи с человеком. В центре картины на заднем
плане сидит почти слившийся с горой циклоп Полифем. Полюбивший нимфу Галатею и тоскующий по ней, он вкладывает свое неразделенное чувство в песни, наигрываемые на свирели.
сохранению достоинства перед лицом смерти. Мысль о бренности человека и
проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи», около 1629-1630,к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). По сюжету картины, жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». Это сама Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях.
Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце.
Пуссена ?В каком городе изучал художник Никола Пуссен постигал азы
изобразительного искусства?На какой картине художник использовал пейзаж, как демонстрацию величия природы над человеком?
Техника и стиль
Особенность творчества Пуссена – в его стремлении к реализму. Чтобы достичь идеальных пропорций, он измерял античные статуи. Перед написание картины делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.
Нарцисс и Эхо
Художника классицизма чрезвычайно интересовали работы двух авторов эпохи Ренессанса – Рафаэля и Тициана. Его первые полотна («Битва израильтян с аморреями», «Битва израильтян с амаликитянами») техникой, исполнением схожи с картинами Рафаэля, изображающими батальные сцены.
Последующие холсты обрели большую индивидуальность. Для них характерны:
- гармония цвета – краски не слишком яркие, близки к естественным оттенкам,
- изображение людей в благородных позах и одеяниях,
- безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
- идейная, моральная направленность сюжета,
- точность рисунка, идеальность пропорций,
- четкое разделение планов при помощи игры цвета.
Никола Пуссен, первоначально писавший картины с библейскими сюжетами, не ограничивался только ими. В его коллекции – герои древних мифов, исторические события, изображение красот природы. Живописец решился создать два своих собственных портрета (1649, 1650 гг.). Благодаря этому есть возможность представить, как выглядел знаменитый художник.
Никола Пуссен. Вакханалия. 1620-е гг.. Н. Пуссен. Царство Флоры. 1625-1626. – презентация
1 Никола Пуссен. Вакханалия е гг.
2 Н. Пуссен. Царство Флоры
3 Н. Пуссен. Танкред и Эрминия е гг.
4 Н. Пуссен. Вдохновение поэта е гг.
5 Н. Пуссен. Аркадские пастухи
6 Н. Пуссен. Пейзаж со св. Матфеем
7 Н. Пуссен. Зима, или Потоп
8 Клод Лоррен. Классический пейзаж
9 К. Лоррен. Прибытие Улисса ко двору Ликомеда. 1640
10 Клод Лоррен. Полдень. 1651
11 Клод Лоррен. Похищение Европы. 1655
12 К. Лоррен. Утро. 1666
13 К. Лоррен. Морская гавань при восходе солнца. 1674
14 Антон Рафаэль Менгс. Парнас. 1761
15 А.Р. Менгс. Мадонна с младенцем и ангелами
16 А.Р. Менгс. А-т. 1774
17 Юбер Робер. Руины. 1779
18 Ю. Робер. Пейзаж с мостом
19 Ю. Робер. Пейзаж с мельницей
20 Ю. Робер. Пейзаж с каналом
21 Ж.-Л. Давид. Клятва горациев. 1784
22 Ж.-Л. Давид. Смерть Сократа. 1787
23 Жак-Луи Давид. Лекторы приносят Бруту тела его сыновей. 1789
24 Жак-Луи Давид. Смерть Марата. 1793
25 Ж.-Л. Давид. Генерал Бонапарт. 1797
26 Ж.-Л. Давид. Мадам де Веринак. 1799
27 Ж.-Л. Давид. Мадам Рекамье. 1800
28 Жак-Луи Давид. П-т художника Энгра. 1800
29 Ж.-Л. Давид. Переход Наполеона через Альпы. 1800
30 Ж.-Л. Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернард. 1800
31 Жак-Луи Давид. Прибытие Наполеона в ратушу. 1805
32 Ж.-Л. Давид. Наполеон в облачении императора. 1805
33 Наполеон коронует императрицу Жозефину
34 Ж.-Л. Давид. Наполеон коронует императрицу Жозефину (фрагмент)
35
36 Ж.-Л. Давид. Наполеон в своем рабочем кабинете. 1820
37 Ж.-Л. Давид. Папа Пий YII и кардинал Капрара. 1805
38 Ж.-Л. Давид. П-т папы Пия YII. 1805
39 Ж.-Л. Давид. П-т гарфа Франсуа де Нант. 1811
40 Ж.-Л. Давид. Леонид при Фермопилах. 1814
41 Ж.-Л. Давид. Дочери Иосифа Бонапарта. 1822
42 Жак Жермен Суфло. Пантеон
43 Жан Батист Пигаль. Гробница графа д Арктур
44 Жан Антуан Гудон. Дени Дидро. Ок. 1771
45 Жан Антуан Гудон. Вольтер. 1781
46 Жан Огюст Доминик Энгр. Наполеон как первый консул
47 Жан. Огюст Доминик Энгр. Мадмуазель Ривьер. 1805
48 Жан Огюст Доминик Энгр. Мадам Ривьер. 1805
49 Ж.О.Д. Энгр. П-т Гране. 1807
50 Ж.О.Д. Энгр. Купальщица Вальпинсона. 1808
51 Ромул, победитель Акрона, приносит богатые дары в храм Зевса. 1812
52 Ж.О.Д. Энгр. Сон Оссиана. 1813
53 Ж.О.Д. Энгр. Большая одалиска. 1814
54 Ж.О.Д. Энгр. П-т графа Гурьева. 1821
55 Ж.О.Д. Энгр. Мадам Лёблан. 1823
56 Ж.О.Д. Энгр. Апофеоз Гомера. 1827
57 Ж.О.Д. Энгр. Одалиски и рабами. 1839
58 Ж.О.Д. Энгр. Мадам Муатессьё. 1851
59 Ж.О.Д. Энгр. Мадам Муатессьё сидящая. 1856
60 Ж.О.Д. Энгр. Апофеоз Наполеона I. 1853
61 Ж.О.Д. Энгр. Источник. 1856
62 Ж.О.Д. Энгр. Наполеон I. 1860
63 Ж.О.Д. Энгр. Турецкая баня. 1862
64 Антонио Канова. Амур и Психея
65 Антонио Канова. Голова Елены прекрасной. 1811
66 Бертель Торвальдсен. Гаминед, кормящий зевесова орла. 1817
67 Карл Фридрих Шинкель. Готический собор у края воды. После 1815
68 К.Ф. Шинкель. Готический собор в Берлине
69 Антуан Жан Гро. Бонапарт на Аркольском мосту. 1796
70 Антуан Жан Гро. Битва при Эйлау. 1808
Живопись
Сюжет встречался в изобразительном искусстве Ренессанса, маньеризма и классицизма — в частности, Бернардино Фунгаи, Беллини, Рейнольдса, Никола Пуссена, ван Дейка и др.
Эпоха классицизма считала картины на эту тему посвященными «одной из важнейших проблем в эстетике классицизма — проблеме соотношения личного чувства и долга. (…) Сципион — образ справедливого и мудрого правителя, поступками которого движет сознание долга, его воля торжествует над страстями. Его поступок как бы иллюстрирует высказывание древних: „Гораздо проще разрушить город, чем победить самого себя
“. Покорив Карфаген, Сципион одерживает после этого еще большую победу — победу над своими страстями».
Творчество
В Риме Никола не только вдохновился работами гениев, но и получил желаемые знания, прожив здесь 20 лет. Следующий период творчества — после возвращения во Францию — короткий: в Париже живописец пробыл 2 года в статусе первого придворного. Но дворцовые интриги, устраиваемые коллегами и поддерживаемые Анной Австрийской, вынудили Пуссена в 1642-м вернуться в Рим, где ему покровительствовал кардинал Барбарини.
Особенностями творчества художника называют строгое подчинение его работ принципам рационализма, главенствующего в классическом направлении. Более всего Пуссена вдохновляли мифологические, библейские и исторические сюжеты.
Следуя канонам античной живописи и восхищаясь искусством Ренессанса, мастер избегал вычурности и лишних деталей: каждый предмет на его полотнах на своем месте и несет смысловую нагрузку. Пейзажи Пуссена излучают мягкое тепло и словно подернуты легкой дымкой, увидеть и запечатлеть которую можно лишь в Средиземноморье.
Никола Пуссен — «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой»
Никола Пуссен одним из первых использовал в работе локальный свет, поняв его художественную ценность. В дальнейшем приемы мэтра стали эталоном. Академия Франции позаимствовала их при составлении свода правил, характерных для академизма.
В скрижали мировой живописи великий нормандец вошел с произведениями «Смерть Германика», «Царство Флоры», «Чума в Азоте», «Парнас», «Святое семейство на лестнице». Для собора Святого Петра в Ватикане мастер написал полотно «Мучения святого Эразма», которое ценители творчества Пуссена считают лучшим в его наследии.
Для позднего периода характерны сюжеты из литературы и мифологии. Самые известные работы — «Пейзаж с двумя нимфами», «Отдых на пути в Египет» и «Четыре времени года».
В Лувре хранятся картины кисти Пуссена «Вознесение Богородицы», «Пейзаж с Диогеном», «Чудо св. Франциска Ксаверия» и другие, которыми может гордиться любая художественная галерея мира. Для работ мэтра характерны идеальная точность рисунка и выверенная композиция с четким разделением планов посредством цвета и формы.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Памятник в Шагборо[ | ]
Памятник в поместье Шагборо. В Шагборо (англ. Shugborough) в графстве Стаффордшир, на территории старого поместья, некогда принадлежавшего графу Личфилду, стоит памятник середины XVIII века. На барельефе изображена копия 2-го варианта картины Пуссена «Аркадские пастухи» в зеркальном отражении и с классической надписью «ET IN ARCADIA EGO» в правильном отражении. Ниже барельефа высечены буквы O·U·O·S·V·A·V·V в обрамлении вынесенных ниже строки букв D и M. DM может означать Diis Manibus, центральная же аббревиатура остаётся непонятной.
Такой памятник не мог остаться незамеченным современными энтузиастами альтернативной истории и эзотерики. Авторы «Священной загадки», на которую опирался Ден Браун в своей книге « да Винчи», пришли к выводу, что латинское Et in Arcadia ego является незаконченной и потому грамматически неправильной фразой. Это не соответствует действительности, но для истинных энтузиастов достаточно любой исходной зацепки. Далее Бейджент, Ли и Линкольн приходят к выводу, что Et in Arcadia ego на самом деле является анаграммой и, после некоторых перестановок, они получают (отбрасывая одно i
) Tego arcana dei — «Храню секреты бога».
След в искусстве
Никола Пуссен был выдающимся французским художником, одним из основоположников классицизма. В основном он писал полотна на исторические, мифологические и библейские темы, тщательно изучая литературные источники.
Никола Пуссен на гравюре из книги Беллори «La vita de’ pittori, scultori et architetti moderni», 1672 г.
Над всеми этапами создания картины Пуссен трудился самостоятельно, не прибегая к услугам учеников и коллег. Он сам делал многочисленные эскизы, добиваясь наилучшего варианта, создавал трёхмерную восковую композицию, искал натурщиков. Над одной картиной художник мог трудиться более полугода.
В работе мастер придерживался принципа рационализма. Его картинам свойственны сложные аллегорические сюжеты, гармоничность, идеально точный рисунок, стройное и ясное композиционное построение, чёткое разделение планов с помощью формы и цвета, использование локальных цветов. Художественные приёмы, применявшиеся живописцем, легли в основу академизма.
Анализ картины “Похищение Европы”
В основе сюжетного мотива картины «Похищение Европы» лежит древнегреческий миф о похищении дочери царя Агнеора Европы Зевсом, принявшем образ прекрасного быка. Этот сюжет позволил Лоррену изобразить один из его любимым мотивов — отправление в путь.
Пространство в картине организовано так, что пространственные планы плавно переходят один в другой, что вообще характерно для работ Лоррена.
Первый из них отмечен кулисами — деревом в коричневых тонах.
Второй — зеленая зона равнины, в данном случае в сочетании с водной поверхностью залива.
Третий — голубоватые дали, в которых небо сливается с горами.
Высокие темные деревья служат обрамлением всего вида, направляя наш взгляд в светлую даль и уходящее вглубь пространство второй и третьей частей. На ум приходит аналогия с театральной сценой. Изображения кораблей подталкивает нас к мысли о начале пути, что дополнительно подчеркивается плеском волн, дающих ощущение начинающегося движения туда, в голубую даль. Легкий бриз, развевающий одежды Европы и ее подружек, помогает нам справиться с жаром итальянского лета, да и глубокие тени деревьев указывают на то, что солнце клонится к закату. Эти длинные вечерние тени изящно контрастируют с солнечной дымкой, еще обволакивающей дали.
Глубина картины усилена с помощью холодных, голубых тонов, все более блекнущих в отдалении. Теплые коричневые и зеленые пятна кажутся ближе к нам, чем холодные цвета. Европа и бык белым пятном выделены из основной массы, а мелкие изящные детали, типа цветов в руках у девушек, придают картине дополнительное очарование.
Главное в картине — природа, для Лоррена она была образцом возвышенного, совершенного мироздания, в котором царит покой и ясная соразмерность.
Именно от его творчества идет путь к новому, лирико-интимному пейзажу состояний и настроений.
Литература:
1. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20-го века. 17 век. М. “Искусство”, 1995.
2. Шедевры ГМИИ им. Пушкина. Альбом. М. “Советский художник”, 1986.
3. ГМИИ им. Пушкина. путеводитель по картинной галерее. под ред. Седовой.
М.“Изобразительное искусство”, 1980.
4. Всеобщая история искусств. т IV. М. “Искусство”, 1963.
5. Государственный Эрмитаж. Живопись. Альбом. Л. “Аврора”, 1972.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез-Андели. Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Очень помогли ему оттачивать технику — посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения.
В этот период Пуссен обретает некоторое признание. Для дальнейшего совершенствования мастерства он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для живописцев всех стран. Здесь он продолжил оттачивать свои знания, изучая трактаты и , подробно изучая и измеряя пропорции античных скульптур, общаясь с другими художниками. Именно в этот период его творчество обретает черты классицизма, одним из столпов которого Никола Пуссен считается до сих пор.
Художник черпал вдохновение в творчестве классических и современных поэтов, в театральных представлениях, в философских трактатах, в библейских темах. Но даже канонические сюжеты позволяли ему изображать окружающую его действительность, наполняя полотна безукоризненно выполненными характерными образами, пейзажами и планами. Мастерство и уже сложившийся собственный стиль принесли художнику признание в Риме, его стали приглашать расписывать соборы, заказывали ему полотна на классические и исторические сюжеты. Именно к этому периоду относится программное полотно «Смерть Германика», собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты.
В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить Луврскую галерею. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта художника назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, у него стали наперебой заказывать картины для своих замков и галерей.
Но интриги завистливой местной художественной элиты вынудили его в 1642 году снова покинуть Париж и отправиться в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней, и последние годы жизни, безусловно, стали самым плодотворным этапом в эго творчестве. Пуссен в это время стал больше уделять внимания изображению окружающей природы, проводя много времени за рисованием с натуры. Безусловно, одним из лучших воплощений этого направления в его творчестве стал цикл «Времена года», завершенный незадолго до смерти.
Как и другие картины живописца, эти полотна гармонично объединили натуралистичность и идеализм, на протяжении всей творческой жизни Никола Пуссена не покидавшие его произведения.
Умер художник осенью 1665 года в Риме.