Блаженство святого Франциска (1595)
Эпоха барокко, в которой жил художник, требовала определённых правил в изображении персонажей, в особенности если это были святые или ангелы. Святой Франциск, изображённый на картине, лежит в беспамятстве от изнурительного поста и бесконечных молитв. Его поддерживает Ангел, который явился в видениях святого. Ангел, изображённый Караваджо, как нельзя лучше передаёт черты эпохи. Его красота неземная, прекрасное тело окутано в белые одежды, а позади спины развиваются крылья. Тёмный фон прекрасно выделяет персонажей и делает их очень объёмными и реалистичными. Монах изображён босым в простой рясе, его руки расслаблены, а на лице блуждает улыбка. Всё говорит о блаженстве спящего монаха.
3
О творчестве великого живописца
Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.
Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы — Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д’Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина «Лютнист» относится именно к этому времени. Если в «Вакхе» (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в «Лютнисте» и в «Концерте» (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.
Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет «Гадалку» (1595) и «Игроков» (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать — намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.
Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597…..1599), «Распятие Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении — особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.
Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция «Положение во гроб» (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.
Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами — мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. «Смерть Марии» (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.
Tags:
- барокко
- европейская живопись
- живопись xvii века
- итальянский художник
- итальянское искусство
- караваджо
- картины караваджо
- контраст света и тени
- реформатор живописи
- творчество караваджо
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Датировка и происхождение
Розарий Мадонна является единственным запрестольными Караваджо, дата создания не документирована. Авторство частей композиции, таких как занавеска, сама Мадонна и портрет дарителя, в прошлом даже оспаривалось. Картина была исследована с близкого расстояния с помощью рентгеновской и инфракрасной рефлектографии, а также различных методов поверхностной фотографии , а также была тщательно исследована структура слоев краски. Результат сравнили с другими произведениями римского и неаполитанского времен Караваджо. Исследование пришло к выводу, что все указывает на создание картины в римский период Караваджо, то есть в первой пятерке 17 века, между боковыми изображениями часовни Чераси ( Распятие Петра и обращение Павла ) в Санта-Мария. дель Пополо с 1601 года и Мадонна деи Пеллегрини с 1605 года.
Первый письменный отчет о картине был написан в Неаполе . Оттуда 25 декабря 1607 года художник из Брюгге Франц Пурбус написал своему учителю Винченцо I Гонзага , что розарий Караваджо можно купить за 400 дукатов . Десять лет спустя в завещании антверпенского художника Луи Финсона, умершего в 1617 году, мы можем прочитать, что он купил картину в Неаполе. Когда Караваджо покинул Неаполь 14 июня 1607 года, он оставил две картины — Мадонна Розария (Караваджо) и Юдифь, обезглавившая Олоферна — в студии в Неаполе, которую совместно использовали Луи Финсон и его партнер, фламандский художник Абрахам Винк . Винк, вероятно, взял эти две картины с собой, когда переехал в Амстердам около 1609 года. Позже Финсон также переехал в Амстердам. Эти две картины упоминаются снова, на этот раз в завещании от 19 сентября 1617 года, которое Финсон написал в Амстердаме, где он умер. В своем завещании Финсон Винк завещал всю свою долю в двух картинах Караваджо, которые он и Винк совместно владели со времен Неаполя. Финсон умер вскоре после того, как завещание было составлено, и картины стали собственностью Винка.
Винк, в свою очередь, умер в Амстердаме в 1619 году и, согласно своему завещанию, оставил все свое имущество своей вдове. Его жена умерла два года спустя, и большая часть поместья, в том числе ряд картин, была продана на аукционах в Амстердаме. Среди картин, проданных на аукционах, Караваджо не было. Наследники продали Розария Мадонна после 1619 на 1800 гульденов в комитет фламандских художников и «любителей» под руководством Питера Пауля Рубенса для церкви Святого Павла в доминиканцев в Антверпене. Картина прибыла в Антверпен около 1623 года и заняла почетное место на главном алтаре церкви. В 1786 году император Иосиф II в Австрии утверждала картину Караваджо за его коллекцию произведений искусства после того, как он приказал закрыть все «бесполезных» монашеских ордена в Австрийских Нидерландах . Таким образом, работы Караваджо, которые были благочестивым подарком ведущих художников Антверпена и выражением их глубокой религиозной преданности, стали объектом грабежа со стороны австрийских правителей.
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мадонна со змеей»
«Мадонна Палафреньери» – таким было первое название картины Микеланджело Караваджо, на которой изображены святая Анна, Мария и мальчик Христос. Наиболее динамично написана фигура Марии, ребенок приведен в движение под мягким руководством матери, а пожилая Анна находится поодаль в смиренном покое.
«Мадонна со змеей» – второе наименование дано полотну из-за того, что на нем живописец изобразил змею как еще одного главного персонажа, олицетворявшего злое начало. Богоматерь с Иисусом в роли светлых сил придавливают ступнями ног голову змеи – символически попирают грех. Мадонна не просто умерщвляет змею, а подает пример своему дитя, учит бороться с темными силами.
Караваджо работал над картиной по заказу для центрального алтаря церкви Святой Анны в Риме. Начатая в 1605 году и завершенная через год, «Мадонна» находилась в соборе лишь несколько суток. Смелое для того времени искусство живописца часто вызывало возмущение у современников, особенно протестовали церковные служители. По всей видимости, духовенство было недовольно стремлением Караваджо очеловечить божественное: свергнуть объекты поклонения с пьедестала и максимально приблизить к людям. Мастер изобразил самых почитаемых святых особ так реалистично и непринужденно, будто писал первых встречных на улице.
Художник творил в период расцвета барокко – это выражено в театральной драматичности полотна. Отличительная манера Караваджо – отчетливое противопоставление темноты и освещения героев. Поразительная работа над светом и тенью, единство действия, богатая эмоциональная наполненность персонажей и чрезмерная откровенность в их изображении делают религиозную живопись художника оригинальной, правдивой и законченной.
По причине неприятия церковью «Мадонна со змеей» попала в собрание картин Шипионе Боргезе, и в настоящее время выставлена в одноименной вилле княжеского семейства в Риме.
Биография Караваджо
Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии де Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.
Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо художника Оттавио Леони (ок. 1621 г.)
В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.
После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.
Картины Караваджо в Палаццо Барберини в Риме
В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. К этому периоду относится одна из первых написанных им картин «Юноша с корзиной фруктов». Некоторые современники увидели в ранней работе Караваджо его автопортрет.
Юноша с корзиной фруктов (1593)
Тем не менее, один из биографов — Джованни Пьетро Беллори в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.
Слайд 17 «Он считает, что… ничего не может быть лучшего,
его современник, нидерландский художник и историк искусства Карел ван Мандер.
— Отсюда явствует, что он не делает ни одного мазка кистью без того, чтобы не изучать жизнь, которую он копирует и пишет». Но именно пристрастие к правде жизни, желание приблизить божественное к человеку и было тем новшеством Караваджо, которое всколыхнуло искусство европейских художников.
Впрочем, Караваджо великолепно умел «срежиссировать» задуманную им сцену как настоящий художник барокко, одним из зачинателей которого он был. И его манера «тенеброзо» (в переводе с итальянского — «мрачный, темный»), когда луч света прорезает темноту и освещает персонажей, усиливает момент театрализации изображенного.
Микеланджело Караваджо — художник-новатор
Созданное Караваджо направление, названное после его смерти «караваджизмом», берет свое начало в живописных традициях Северной Италии. Одним из учителей Микеланджело Меризи в Милане был Симоне Петерцано. Вероятно, именно у него художник научился использовать контраст света и тени, ставший впоследствии одной из главных отличительных черт многих его полотен.
Микеланджело Караваджо в своем творчестве продолжил традиции реалистического подхода мастеров Северной Италии. Он не стал последователем маньеризма или академизма, но положил начало новому течению, нередко вызывавшего критику со стороны как других живописцев, так и церкви. Однако некоторые религиозные деятели покровительствовали Караваджо. Среди них стоит отметить кардинала дель Монте, который благоволил к художнику в период с 1592 по 1594 год, когда Микеладжело жил и трудился в Риме.
Ответить головой
Знание анатомии сыграет с ним злую шутку. 29 мая 1606 г. он смертельно ранил Рануччо Томассони, с которым играл в мяч. Пустяковая ссора из-за ставки в 10 монет переросла в поединок, в ходе которого Караваджо тяжко оскорбили. Томассони съязвил: «Эй, ты, я тебе сейчас посшибаю рога, которые наставила Лена!» Лена — прозвище Маддалены Антоньетти, куртизанки, в которую был влюблён Караваджо. Художник отреагировал молниеносно и жестоко — Караваджо в ответ нанёс удар шпагой в самый пах, поразив мужское достоинство обидчика.
13 знаковых картин Микеланджело Караваджо
Первая дошедшая до нас картина Караваджо — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593). Public Domain
В Риме художник знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594). Public Domain
В 1593 Караваджо заболел римской лихорадкой и шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни он создал картину «Больной Вакх» (1593) —свой первый автопортрет. Public Domain
Первые многофигурные картины художник создал в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка». В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Public Domain
В 1596 году он создает первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами». Public Domain
В 1599 году Караваджо заключил контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Первым произведением цикла стало «Призвание апостола Матфея» (1600), где художник продемонстрировал свое искусство в применении кьяроскуро. Public Domain
Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростертом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя. Public Domain
Так произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава и заказы от других церквей. В это время он создает много картин на религиозные темы. «Обращение Савла» (1601). Public Domain
Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. Public Domain
В 1606 году Караваджо был обвинен в убийстве и объявлен «вне закона», из-за чего был вынужден скрываться. Художник продолжил писать, однако его стиль стал мрачным. «Ужин в Эммаусе» (1606). Public Domain
По заказу магистра мальтийского ордена Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608). Это единственная картина, подписанная художником. Public Domain
На картине «Давид с головой Голиафа» (1607-1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял. Public Domain
Необычайный реализм Караваджо
С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.
Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu
Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.
Никакой символичности. Все очень буквально.
Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com
Слайд 3 Микеланджело Меризи да Караваджо родился в 1571 году в
родился этот выдающийся человек, ни дата его рождения. Ученые предполагают,
что он мог родиться в Милане, либо в небольшом городке неподалеку от Милана – Караваджо. Микеланджело был самым старшим сыном в семье. У него было трое братьев и сестра, которая была младше всех. Их отец занимался строительством, и имел хорошее жалование и образование.
Когда в 1576 году началась эпидемия чумы, семье Микеланджело пришлось переехать из Милана снова в Караваджо. В 1577 году умер его отец, и тогда в семье стала начались некоторые проблемы. В этот период больше ничего неизвестно о биографии Микеланджело Меризи.
Следующая дата, 1584 год, прервала этот период. Микеланджело стал учеником миланского художника Симоне Петерцано. После обучение у этого несправедливо забытого всеми живописца, Микеланджело должен был получить звание художника, но никаких подтверждающих фактов по этому поводу, к сожалению не сохранилось.
В 1592 году семья Караваджо вновь пережила очередную трагедию – умерла мать. После этого случая все наследство родителей было поделено между детьми. Микеланджело получил хорошую долю, которой хватило, чтобы покинуть свой родной город и перебраться в Рим. По некоторым сведениям, Микеланджело не просто так сбежал из Милана. Многие биографы считают, что он убил человека, то ли очень серьезно ранил, поэтому, ему было необходимо переехать.
Слайд 13 Корзина с фруктами — Микеланджело да Караваджо. 1596.
Холст, масло, 46×64 см
Микеланджело да Караваджо в 22
года, сам того не ведая, стал основателем новаторского жанра в
живописи – натюрморта (именно он, а не голландские мастера!). Художник изобразил корзину, полную земных плодов: здесь и кисти спелого винограда и множество смоковниц, есть яблоки и груши. Фрукты сорваны вместе с листьями и совсем не приукрашены, уже заметны следы увядания и гниения, часть листьев желтеет, засыхает и заворачивается… всё естественно, как в природе.
Картина натуралистична до иллюзорности: край корзины и фрукты свисают со стола и как бы «вываливаются» на зрителя – мы становимся соучастниками изображения. Подчёркнуто безжизненный фон с полным отсутствием деталей, и занимающий большую часть пространства, довершает задуманное автором.
В этой работе Караваджо всё как в жизни – всё течёт и всё изменяется, на смену пышной свежести приходят неизбежные тление и смерть. Мастер не останавливается только лишь на максимально точном изображении натуры, здесь впервые заметна напряженная игра светотени: яркий свет слева сверху плавно переходит в тень справа внизу – такой узнаваемый позже Караваджо!
Слайд 11 Музыканты — Микеланджело Меризи да Караваджо. Около 1595.
Холст, масло. 92,1×118,4
В период написания этой работы Микеланджело
да Караваджо был еще молод и, несмотря на свой дерзкий
нрав, вел достаточно спокойную жизнь в доме своего покровителя кардинала Фран-ческо Дель Монте. Время драматических событий в судьбе художника и его исполненных страстей, борьбы света и мрака полотен, которые окажут сильное влияние на всю европейскую живопись, еще не наступило. Картины его пока светлы и лиричны. В них нередко музицируют, как в представленном произведении, в котором цветущая юность и возвышенное искусство сливаются в гармонии.
Музыкант, сидящий на полотне спиной к зрителю, раскрыл партитуру. На ней видна надпись, которая должна точнее объяснить происходящее. Это нередкий прием в творчестве Караваджо, но никто пока не смог прочитать написанного. Мальчик с рожком на заднем плане — самый ранний из автопортретов художника, который не раз будет изображать себя на своих картинах, и это последний автопортрет Караваджо, на котором мы видим его безмятежным.
В «Музыкантах» еще слышно дыхание Ренессанса. Но в плотной и сложной композиции произведения, в закрученных тканях одежд и драпировок чувствуются те напряжение и легкая нервная дрожь, которые отличают искусство барокко.
Караваджо в галерее Боргезе
Художественная галерея славится большим собранием полотен Караваджо, выдающегося и неоднозначного художника, работы которого потрясали, восхищали и даже приводили в ужас. Его произведения религиозной тематики вызывали резкую критику со стороны церковных деятелей и негодование общественности, подогревая тем самым интерес коллекционеров. Караваджо прослыл славой скандального гения и стал основоположником нового направления в живописи.
Советуем прочитать:
Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь
Юноша с корзиной фруктов
Картина была написана в 1593-94 годах, в тот период, когда Караваджо был занят в мастерской Джузеппе Чезари. Это одно из первых полотен Меризи, созданных в Риме. Реализм, с которым художник изображает детали сцены, делает осязаемым буквально каждый предмет. Пышущие сладостью гроздья винограда, сочные персики, яблоки и другие фрукты выглядят именно так, как и в реальной жизни. Небольшие изъяны в виде неправильной формы или испорченной кожуры вовсе не портят картину, а наоборот, делают ее настоящей.
Юноша с корзиной фруктов
Больной Вакх
Не менее известным произведением Караваджо, представленным в галерее Боргезе, является полотно «Больной Вакх», написанная в тот же период, что и «Юноша с корзиной фруктов». Серо-желтое лицо молодого человека, бледные губы, измученный взгляд говорят о болезненном состоянии персонажа. Принято считать, что данная картина является автопортретом художника.
Больной Вакх
Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей)
Одна из самых скандальных работ Караваджо, Мадонна Палафреньери, известная также под названием «Мадонна со змеей», была написана в 1605-06 годах. Картина, которая должна была украсить главный алтарь церкви Святой Анны Палафреньери, стала предметом многочисленных споров и разногласий. Некоторые так называемые доброжелатели узрели в образе Святой Девы Марии любовницу художника. Кроме того, Церковь посчитала крайне неприличным обнаженное тело младенца Иисуса, из-за чего богохульное произведение навсегда запретили размещать в каком-либо храме. Тем не менее, картина Караваджо заняла достойное место в коллекции кардинала Боргезе.
Мадонна со змеей
Святой Иероним
Данное полотно, написанное для коллекции Шипионе Боргезе в 1605-06 годах, представляет Святого Иеронима – Отца Церкви, папского советника и переводчика Библии на латынь, в образе старца-отшельника. Иссушенное тело старика прикрыто пурпурной тканью, напоминающей кардинальскую мантию. Его правая рука тянется к чернильнице, а сосредоточенный взгляд устремлен в открытую книгу. Образ Святого Иеронима был очень популярен среди художников XVI—XVII вв., в период так называемой контрреформации – церковно-политического движения, направленного на восстановление позиций католической церкви в Европе.
Пишущий святой Иероним
Давид с головой Голиафа
Одна из последних работ Караваджо, написанная во время его пребывания в Неаполе предположительно в конце 1609 года, куда художник перебрался после того как его обвинили в убийстве и приговорили к высшей степени наказания. Картину Меризи написал в качестве дополнения к письму с просьбой о помиловании, адресованному кардиналу Боргезе, племяннику Папы Павла V. На доле меча можно заметить буквы H-AS OS. Это аббревиатура, обозначающая на латыни Humilitas Occidit Superbiam, что переводится как «Смирение убивает гордость».
Давид с головой Голиафа
Святой Иоанн Креститель
Картина была написана весной 1610 года для того же кардинала Боргезе и имеет весьма интересную интерпретацию. Глубокий смысл, заложенный автором в данное полотно, становится понятен только после знакомства с биографией Караваджо. Данное произведение должно было стать своего рода дипломатическим подарком, выражающим благодарность за долгожданное помилование и возможность вернуться в Рим.
Святой Иоанн Креститель
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Вакх» (Бахус)
Микеланджело Меризи да Караваджо, итальянский художник, бывший одним из тех, кто первым начал работать в живописном стиле барокко, написал «Вакха» в достаточно спокойный и безмятежный период своей жизни. Это можно предположить на основании того, что этого персонажа Караваджо рисовал ранее, но не полным сил молодцом, а больным и несколько потасканным мужичком с испитым лицом.
Картина представляет собой портрет молодого человека в образе греческого божества Вакха. Одет он, а вернее, полураздет в белые одежды, подпоясанные черным пояском, конец которого Вакх держит в правой руке. Левой рукой он протягивает широкий бокал, полный вина, как бы предлагая зрителю принять участие в пирушке. На столике перед божеством стоит чаша с фруктами и пузатая бутыль с вином.
Вакх здоров и мускулист, щеки его лучатся румянцем здорового, ничем не обремененного человека. Но лицо его пухлое и какое-то женоподобное, во взгляде нет ничего, кроме полупьяного томления, которое неизвестно во что может вылиться – то ли в драку с мифическими собутыльниками, то ли в сон среди столовой утвари. Черные смоляные волосы юноши выглядят как искусственные, что может быть и правдой – существуют упоминания об использовании художником париков.
Вакх сидит на белом покрывале, но оно не загораживает давно не стиранную полосатую подушку – символ некоей нечистоты. Рука юноши, держащая бокал, видимо, давно не мыта, а под ногтями скопилась грязь – она больше похожа на руку какого-нибудь оборванца, нежели на длань античного божества.
Фрукты на столе по большей части годятся только на выброс – они измяты, надкусаны, а кое-какие из них подгнили и подпорчены гусеницами. Лежащий среди них потерявший товарный вид гранат являет собой символ утраты чистоты и невинности.
Караваджо в Риме
В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал в Риме у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому тот получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемым выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев, помогая ему расписать часовню Ольджати в базилике Санта Прасседе, а также создав декоративные фестоны капеллы.
Капелла Ольджати в базилике Санта Прасседе Livioandronico2013 / Wikimedia Commons
Однако вскоре творческие взаимоотношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, являвшимся близким другом художника, Микеланджело Меризи замечает известный деятель культуры и страстный поклонник искусств кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника в кругах римской знати стала быстро расти. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, становились предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Отдых на пути в Египет(1596-1597)
Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен для капеллы Контарелли, посвященных житию Святого Матфея, в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.
Картины Караваджо в капелле Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчези
После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.
«Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» в часовне Черази базилики Санта Мария дель Пополо Frederick Fenyvessy / Wikimedia Commons
Советуем прочитать:
Произведения Караваджо в Риме: все полотна с описанием и где увидеть работы художника