Работы периода неоклассицизма (1918 — 1925)
«Чтение письма» 1921«Купальщицы» 1918«Любовники» 1923«Мать и дитя» 1921«Ольга Хохлова в мантилье» 1917«Ольга Пикассо» 1923«Первое причастие» 1919«Пьеро» 1918«Портрет Ольги в кресле» 1917«Портрет Паула» сына художника 1923«Спящие крестьяне» 1919«Три купальщицы» 1920«Женщина с ребенком на берегу моря» 1921«Женщина в мантилье» 1917«Женщины, бегущие по берегу» 1922
В 1925 году художник написал картину «Танец», которая в полной мере отражает проблемы в личной жизни художника в это время.
Зимой 1927 года Пикассо встречает свою новую музу — семнадцатилетнюю Марию Терезу Вальтер, которая стала персонажем многих картин периода сюрреализма. В 1935 году у пары родилась дочь Майя, однако в 1936 году Пикассо уходит от Марии Терезы и от Ольги Хохловой, с которой он так и не оформит официального развода вплоть до самой смерти Ольги в 1955 г.
ТВОРЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ
В Париже Пикассо быстро вошёл в круг авангардистов и до конца жизни сохранил дружбу со многими поэтами. Среди них можно назвать Гийома Аполлинера, который одним из первых по достоинству оценил работы Пикассо, Макса Жакоба и Андре Сальмона, оставившего живые, хотя и не всегда правдивые воспоминания о тогдашней богемной жизни в Бато-Лавуа. Особенно сблизился Пикассо с Максом Жакобом. Зимой 1902-1903 гг., когда Пикассо буквально нищенствовал, Жакоб предложил художнику разделить с ним свою комнату. Кровать была одна, и приятели поделили её по времени суток: Жакоб спал ночью, а Пикассо днём, и это устраивало обоих, потому что Пабло предпочитал работать по ночам. Среди друзей Пикассо отметим ещё писателя и кинорежиссёра Жана Кокто и композиторов Эрика Сати и Игоря Стравинского. До самой старости сохранилась близость между художником и его другом детства Жауме Сабартесом, который с перерывами исполнял обязанности его секретаря.
Пикассо и Фернанда жили в Бато-Лавуа вполне богемной жизнью. Вместе с тем Пикассо не переставал трудиться и вскоре добился успеха. К 1907 году он стал известен среди коллекционеров и торговцев живописью, заинтересовавшихся юным талантом. При этом Пикассо ни разу не выставлял свои работы на обычных публичных выставках, и это было ещё одним проявлением его удивительного индивидуализма.
Годы обучения
В январе 1895 года, когда Пикассо был подростком, его младшая сестра Кончита умерла от дифтерии. Это трагическое событие повлияло на планы семьи. К этому же периоду Хуан был принят на должность учителя в художественную академию в Ла-Лондже, и семья переезжает. Отец способствовал независимости Пабло, сняв ему студию в Барселоне.
Год спустя он был принят в качестве студента королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде. Он продемонстрировал свою замечательную способность, завершив за один день вступительный экзамен, на который был отведен целый месяц, несмотря на то, что был моложе, чем официально требовалось для обучения. При финансовой помощи своих родственников Пабло отправляется учиться в Мадрид в конце 1897 года. Однако Пабло были скучны классические приемы художественной школы. Он не хотел рисовать как художники прошлого, а хотел создавать что-то новое. Вернувшись в 1900 году в Барселону, он часто посещал знаменитое кафе, ориентированное на встречи интеллигенции и художников «Четыре кота». Его визит в Орта-де-Эбро в период с 1898 по 1899 год и его связь с группой в кафе в 1899 года имели решающее значение для раннего художественного развития. Именно в Барселоне он отошел от традиционных классических методов, склонившись к экспериментальному и инновационному подходу к живописи. В этой литературно-художественной среде собиралось множество приверженцев современного французского искусства из Франции, равно как каталонского традиционного и народного искусства. Бытует миф, что отец был настолько впечатлен способностями сына, что в 1894 году он зарекся рисовать сам, но на деле Хосе продолжал рисовать до самой смерти. Отношения Пикассо с его родителями стали напряженными, когда он прекратил учебу. В кафе он подружился с молодым каталонским живописцем Карлосом Касахемасом, с которым в последствии переехал во Францию.
В 1900 году в Барселоне состоялась первая выставка Пикассо, а осенью он отправился в Париж.
СТАРЫЙ БУНТАРЬ
Франсуаза Жило оставила Пикассо в 1953 году, забрав с собой Клода и Палому. Её место быстро заняла Жаклин Рок.
В 1961 году Жаклин и Пикассо поженились. В том же году художник обосновался на уединённой вилле Нотр-Дам-де-Ви. Это был большой старинный дом, расположенный среди деревьев на живописном склоне холма неподалёку от Канн, на французской Ривьере.
Даже перевалив за восьмой десяток лет, Пикассо продолжал энергично работать. Очевидно, мысли о приближающейся смерти подстёгивали художника, и он спешил. Поздние работы Пикассо говорят нам об угасании в тематике, но не в исполнении. Как художник, Пикассо по-прежнему был на высоте.
«Герника». Отношение к войне
Картина «Герника» — символ жестокости войны. Разбираемся, как темы трагедии и военного конфликта проявились в работах художника.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
«Герника» — одна из самых известных картин Пикассо, символ жестокости и бессмысленности войны.
Что делает ее такой значимой
Герника — маленький городок в Стране Басков на севере Испании. Во время гражданской войны в Испании авиация Германии, поддержавшая генерала Франко, почти полностью разрушила его в ходе бомбардировки.
Картина создает страшное сюрреалистическое пространство. Фигуры и предметы ломаются, деформируются, рассыпаются на части — как Герника во время бомбардировки и как весь мир после нее. Лаконичный колорит имитирует цвета газетных вырезок.
Композиция классическая, но сама картина нет. Слева и справа от центральных фигур — плачущие женщины. В центре воин с разорванным телом и сломанным мечом — символом поражения. Лошадь с высунутым языком символизирует крах мира. Получился страшный, разрушенный мир — каким ощущал его сам Пикассо.
Во время оккупации Парижа к Пикассо однажды пришли немецкие офицеры. Они увидели на столе репродукцию «Герники» и спросили: «Это вы сделали?». На что Пикассо ответил: «Нет, это вы сделали».
️ На выставке картину не приняли. Ее критиковали за пропаганду и недостаточную художественность. Гораздо больший интерес и энтузиазм на Парижской выставке 1937 года вызвали павильоны СССР и Германии.
Пабло Пикассо. Герника, 1937
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
На рубеже 1930–40-х годов Пикассо остро чувствовал трагедию, охватившую весь мир. В это время даже картины не на военную тему наполнены агрессией.
Вот яркий пример
«Кошка, схватившая птицу». Мы видим не просто кошку, а страшного монстра, схватившего беззащитную птицу. Пара «сильный-слабый» наполняется новым смыслом.
Образ кота часто интерпретируют по-разному. Одни видят в нем очертания минотавра, другие — челку Гитлера. Пикассо мастер в создании многозначных символов, в которых каждый угадывает что-то свое.
Пабло Пикассо. Кошка, схватившая птицу, 1939
Что почитать
John Richardson. «A Life of Picasso, Volumes I–III».
Главная биография Пабло Пикассо, написанная его близким другом. Трехтомник подробно описывает жизнь и творчество художника с 1880-х до конца 1930-х гг.
Оливье Видмайер-Пикассо. «Пикассо. Интимный портрет». Короткая, но важная книга внука Пикассо о самых главных сферах жизни художника. Можно прочитать за один вечер.Арианна Стасинопулос-Хаффингтон. «Пикассо. Творец и разрушитель».
Объемный том рассказывает историю жизни гения мелким шрифтом и во всех подробностях.
Франсуаза Жило. «Моя жизнь с Пикассо».
Любопытная книга для тех, кому интересно не только творчество Пикассо, но и его личная жизнь. Мемуары одной из многочисленных женщин художника описывают десять лет их совместной жизни.
За этот урок мы узнали много нового о творчестве Пабло Пикассо. Самое время попробовать свои силы в тренажере.
Работы послевоенного периода (1945 — 1960e)
«Череп, книга и керосиновая лампа» 1946«Франсуаза, Клод и Палома» 1951«Клод (сын Пикассо)» 1948«Палома и Клод» 1950«Палома Пикассо» 1956«Портрет Франсуазы» 1946«Портрет сидящей женщины» 1960«Портрет Сильвет» 1954«Рыцарь, паж и монах» 1951«Женщина с зелеными волосами» 1949«Женщина в кресле» 1948«Палома с целлулоидной рыбой» 1950«Голубь» 1949
В 1961 году именитый художник, которому на тот момент было 80 лет, женился на 34-летней Жаклин Рок. В это время в творчестве Пикассо преобладали портреты Жаклин, которая была с живописцем до самой его смерти 8 апреля 1973 года в городе Мужен (Франция). Великий живописец скончался на 93-ом году жизни, будучи мультимиллионером. О смерти он высказывался так: «Я все время думаю о Смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня».
Пабло Пикассо покоится у своего замка Вовенарг. Еще при его жизни, в 1970 году в Барселоне, был открыт Музей Пикассо, куда картины передавал сам художник. Позднее в 1985 году наследники живописца открыли Музей Пикассо в Париже.
Учеба
В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и Эль Греко. Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».
Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.
Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, Ван Гога, Гогена, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.
Работы «голубого» периода (1901-1904)
«Завтрак слепого» 1903«Суп» 1902«Мать и дитя» 1903«Любительница абсента» 1901«Гладильщица» 1904«Нищий старик с мальчиком» 1903«Жизнь» 1903«Две сестры (Свидание)» 1902«Голубая комната (Ванна)» 1901«Гурман» 1901«Сидящая женщина в капюшоне» 1902
В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо. Помимо цирка вдохновляла его еще и модель Фернанда Оливье, с которой познакомился в 1904 г., в самом начале «розового» периода. Её же была музой художника на протяжении всего периода.
ПАРИЖСКАЯ ЖИЗНЬ
Подобно всем амбициозным художникам того времени, Пикассо мечтал попасть в Париж. Его мечта сбылась только в 1900 году. В 1904 году он окончательно обосновался в Париже. 1900-1904 годы называются «голубым периодом» в творчестве Пикассо, поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах. «Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более тёплую гамму (в основном оттенки розового).
В 1904 году Пикассо приобрёл студию в ветхом доме, расположенном в районе Бато-Лавуа. В течение следующих пяти лет он жил в этой студии. Именно здесь молодой художник познакомился с натурщицей Фернандой Оливье, ставшей его любовницей. Он не раз изображал Фернанду на своих картинах. Позже Фернанда вспоминала, что Пикассо в то время был «маленьким, смуглым, худым, жестоким, беспокойным, с тёмными, глубокими глазами, пронзительным взглядом… неуклюжим в движениях, с женскими неухоженными руками. Густая прядь волос, чёрных и блестящих, падала на его высокий выпуклый лоб».
Описание картины Пабло Пикассо «Семья вместе»
Творческую жизнь Пабло Пикассо можно четко разграничить по так называемым периодам: увлечение кубизмом, активная работа в стиле сюрреализма, постимпрессионизм, загадочные «голубой» и «розовый» художественные периоды.
Рассматриваемая работа «Семья вместе» 1903 года относится к периоду «голубому». А все потому что с 1902 до 1905 год испанский живописец творил в мрачных, холодных тонах синего оттенка. В это время он обращался к пугающим и больным темам: старость, нужда, разного рода страдания.
Искусствоведы считают, что толчком к подобным проявлениям в художестве было трагическое самоубийство друга Пикассо. Сам автор в эти годы тоже мало радовался солнцу, находясь в большой нужде.
Спасением для юного художника были любые заказы. В 1903 году к живописцу обратился товарищ Солер – успешный портной из Барселоны. Клиент пожелал получить собственный портрет, его жены и семейное изображение. В картине «Семья вместе» воплощено третье пожелание заказчика.
«Семья вместе» написана в жанре, популярном у французских импрессионистов, – «завтрак на траве». Мы видим позирующих членов большой семьи: муж с женой, их четверо маленьких детей, домашний питомец. Каждое лицо изображено с индивидуальными чертами, но общая схематика лиц однотипная, что очень характерно для Пикассо.
В центре холста – смятая белая скатерть с фруктами, пустой тарелкой, упавшей бутылкой и тушей кролика на ней; сбоку – охотничье ружье.
Хотя в семейном портрете соблюдена голубоватая гамма того периода творчества Пикассо, все же изображение лишено налета трагизма. Парадоксально, но синий на этой картине кажется теплым цветом, уютным, дружественным и располагающим.
Пикассо, как всегда, оказался на высоте: полотно прославилось в мире и попало в Музей современного искусства в бельгийском городе Льеже.
Война
В 36-м году на Родине Пикассо, в Испании, к власти пришёл генерал Франко, это привело художника в ужас. Он принял сторону республиканцев, и после бомбёжки города басков написал своё знаменитое полотно «Герника». Во время второй мировой войны, живя в оккупированном Париже, Пикассо создаёт мрачные натюрморты и странные, ломаные, искажённые портреты в тёмных и фиолетовых тонах.
Гуманистическое мировоззрение и ненависть к фашизму приводят к тому, что Пабло Пикассо в 1944 году вступает в Коммунистическую партию Франции. Позже, когда умер Сталин, Луи Арагон попросил написать портрет вождя для статьи в журнале французской компартии. Пикассо выполнил просьбу. Но манера исполнения, присущая художнику, вызвала скандал и обвинения в том, что черты лица искажены намеренно и карикатурно.
Творчество
Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».
Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.
Картина Пабло Пикассо «Свидание»
В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.
В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. А. С. Пушкина, где и находится до сих пор.
Картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре» и «Женщина в рубашке»
Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.
В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.
Картина в стиле кубизм Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»
Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.
В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.
Ольга Хохлова и Сергей Дягилев
Светлый период жизни отразился и на творчестве художника — на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».
Описание картины Пабло Пикассо «Петух»
В довоенный период, когда Пабло Пикассо увлекся сюрреализмом, воплощая в нем свою бурную, не поддающуюся описанию фантазию, появилось цветное графическое изображение под простым названием «Петух». Картина написана в стиле экспрессионизма, притягивая взгляд к грубому графическому изображению домашней птицы яркими красками, показав необыкновенную красоту и в то же время присущую ей тупость.
Картина выполнена в сочных, красочных тонах, где тщательно прорисована каждая часть петуха
Более детально изучив картину, стоит обратить внимание, что художник прибегнул ещё к одному жанру, используя кубизм в определенных элементах. Петух стоит, открыв клюв, в котором виднеется длинный язык
Насыщенной алой краской прорисованы детали головы петуха и гребешок.
Крупными мазками яркой контрастной друг другу краски выделены перья птицы, покрывающие все маленькое тельце. На ногах петуха выделяются острые шпоры, которые он с гордостью демонстрирует зрителю. Фон обозначен достаточно просто и незамысловато, художник решил оформить его плавными бежевыми разводами, которые своей невзрачностью и блеклостью позволяют ещё больше выделить красоту главного образа голосистой птицы.
Работая над картиной «Петух» Пабло Пикассо стремился показать всю роскошь и в то же время абсолютную дурость и агрессию, присущую данной птице. Художник изобразил его без лишних деталей и сложных мазков, также, не используя игру света и тени, однако, картина настолько притягивает взгляд, что стала одной из самых узнаваемых работ именитого автора.
Пабло Пикассо создал целую серию картин, главным героем которых был непосредственно петух. Эти работы привлекательны своей ненавязчивой простотой и в то же время яркой современной оригинальностью, присущей только работам Пикассо.
Описание картины Пабло Пикассо «Портрет Солера»
Практически весь 1903 год Пабло Пикассо провел в Барселоне, где обзавелся множеством друзей. Для некоторых из них, очень молодой на то время художник написал портреты. Среди числа счастливчиков оказался и Солер, модный портной того времени, помогающий молодым художникам.
Известно, что Солер отдавал одежду в обмен на картины, ведь Пабло Пикассо, как и большинство художников, вел полу нищенский образ жизни. «Портрет Солера» стал не единственной работой, написанной для друга. В течении всей дружбы, которая длилась не один год, художник работал над картинами, посвященными Солеру, также изображая на них семью известного портного.
На данном портрете Солер изображён одиноко сидящим за столиком в кафе. Лицо выполнено в жёлтых оттенках с четкой прорисовкой всех мелких деталей. Художник изобразил его выражение меланхоличным и печальным, что было поистине присуще другу. Фон изображен очень темными тонами, даже выглядывающие кисти рук из-под одежды выглядят бледно и приглушённо, весь акцент картины заключен непосредственно в лице, которое выглядит ярким пятном, среди глубокого полумрака.Пабло Пикассо в своей работе стремился обозначить элегантность и артистизм, присущую Солеру. Показать всю красоту худощавого лица с аккуратной бородкой и приподнятыми кончиками тонких усов. Оно у портного бледное и призрачное, с присутствующим лёгким нервным напряжением.
Глядя на «Портрет Солера», выполненный в темных сине-зеленых тонах, мы видим, сидящего перед нами человека, глаза которого полны печали и одиночества, заключенного среди людей. Именно эти чувства посещали и самого Пикассо в определенный период жизни. Возможно, в изображении друга, близкого художнику по духу, молодой Пикассо отразил и свой внутренний мир, с присущими ему эмоциями.
Описание картины Пабло Пикассо «Пьеро»
Испанский художник и декоратор Пабло Пикассо был основоположником кубизма в жанре живописи. Его работы были пронизаны эпохой классицизма. Эта направленность сопровождалась строгими канонами, которые придавали изображениям формы, соответствующие мирозданию. Художник любил кубический стиль, так как картины отличались своей тонкостью передачи чувств.
Работа «Пьеро» была создана в период классического начала ровных форм. Актёрская игра для Пикассо стала значимой стороной в изображении кубических образов. Грустный кукольный герой изображён на стуле, с опущенной головой. Его задумчивый взгляд напоминает чувства, когда нужно выходить на сцену, а ты боишься и теряешься. Пьеро, по сути, всегда выступает печальным и трагическим героем театральной игры.
При написании картины художник отчётливо выражает белый костюм актёра, с некоторыми разноцветными линиями. Непосредственность и угрюмость актёра, заставляет наблюдателей замирать. Пьеро не смог использовать время для счастливой жизни. Его удел играть на сцене, и развлекать зрителей. Поток красок театральной комнаты, больше напоминает кабинет мыслителя, об этом свидетельствует книга на столе. В целом картина составлена композиционно и правильно, что подчёркивает профессионализм художника.
Гигантская сила труда показывает не только восприимчивость живописца к творческой проблематике, но и говорит о его личности. Полное перечисление циклов жизни художника встречается в каждой его работе. Воплощение многих парадоксов увлекает зрителя, и втягивает в мир вдохновений.
Традиционный стиль живописи присутствовал в шедеврах Пикассо всегда, он умело воссоздавал изображения, как вызов прошлому, так и реальности. Пабло Пикассо – успешный деятель, творчество, которого практически никогда не поддавалось критике.
Кубизм
Этот большой период в творчестве Пабло Пикассо делиться на несколько этапов. Это время полного отказа от детализации персонажей: предмет и фон почти сливаются воедино, нет четко очерченных границ. Пикассо был убежден, что художник может больше, чем просто показывать то, что видит глаз.
Первый этап «сезанновский» он же «африканский» период. Этот этап отличается построением изображений с помощью простых- геометрических форм и преобладанием мутных размытых зеленых, охристых и коричневых тонов.
В 1907-1909 гг внимание художника было устремленно на африканское искусство, с которым он впервые познакомился в 1907 году на этнографической выставке в музее Трокадеро. Отныне в творчестве Пикассо стали преобладать простые, даже примитивные формы изображаемых предметов
В технике художник стал употреблять грубую штриховку. Первой картиной выполненной в «африканском» стиле считается «Авиньонские девицы» 1907 г.
Эта картина писалось автором на протяжении года. Ни с одной своей картиной Пикассо не работал так долго. В итоге эта работа так отличалась от предыдущих его картин, что была неоднозначно воспринята общественностью. Но нащупав новый, интересный для него стиль, Пикассо не собирался отступать и на протяжении 2 лет художник всячески развивал его.
Работы художника
Фрейлины (Менины) после Веласкеса
В последние годы жизни Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. Среди них 44 вариации «Фрейлин» Диего Веласкеса. Работа «Фрейлины после Веласкеса» — это очень смелая и крайне оригинальная вариация на милый сюжет. Пикассо сохранил композицию, но при этом трансформировал каждую деталь. Например, гигантский мастиф Веласкеса превратился в маленькую собачку, моделью для которой, возможно послужила одна из собачек Пикассо.
Рыдающая женщина
В 1937 году, во время работы над «Герникой», Пикассо написал несколько картин, изображающих голову рыдающей женщины. Одна из фигур «Герники» представляет рыдающую женщину с ребёнком на руках. На протяжении нескольких месяцев Пикассо разрабатывал эту тему, создав 17 работ, исполненных в различной технике. В том числе — четыре картины маслом. Последняя из них явилась кульминацией одного из самых плодотворных периодов в жизни художника.
Герника
Пикассо получил от правительства Испании заказ на большую картину для национального павильона на Международной выставке. Художник не приступал к работе до тех пор, пока не услышал о бомбардировке города Герники немецкими союзниками. Пикассо никогда не был в Гернике, но известие об убийствах мирных граждан разгневало и ужаснуло Пикассо. Картина написана маслом в чёрно-белых тонах и этим напоминает монохромную хронику страшных событий.
Как понять картины Пикассо
А теперь главный вопрос: как же понять работы Пикассо.
Пикассо виртуозно издевался над формой.
Сначала он деликатно вытягивал ее в своём Голубом периоде.
Пабло Пикассо. Две сестры. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Потом осмелел и начал дробить ее в коллажах и кубизме.
Затем надувал женщин, как воздушные шарики.
А ещё разбивал на мелкие осколки и «склеивал» их кое-как.
Пабло Пикассо. Плачущая женщина (Дора Маар). 1937. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.
Мы недоуменно смотрим на то, как форму и линию искажают и рушат каноны классического искусства. И пытаемся понять, за что же он так!
Но все это Пикассо делал с одной целью. Чтобы показать СУТЬ вещи или человека, а не их ИЗОБРАЖЕНИЕ.
Я попробую это объяснить на примере двух его работ.
1. Груша, 1914.
Пабло Пикассо. Композиция с разрезанной грушей. 1914. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
На картине «Натюрморт с разрезанной грушей» мы НЕ видим изображение груши. Но мы видим кусочки холста в крапинку, и мы вспоминаем о подобной текстуре грушевой мякоти. Нежный бежевый и коричневый тоже ассоциируются с грушей. Уже не говоря о характерной дуге.
Все эти обрывки образа груши вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.
Художник запускает в нашем мозгу цепочку ассоциаций, и вот ОН – полнокровный образ Груши.
2. Сон, 1932.
Пабло Пикассо. Сон. 1932. Частная коллекция. Ru.wikipedia.org.
Во время изматывающего брака с Ольгой Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.
Он, конечно, писал ее. Лицо в стиле кубизма – показано одновременно с двух точек зрения, и в профиль, и анфас. Это прямое указание на двойственную природу этой женщины.
Пикассо показывает нам, что чувственность и мягкость преобладали в этой женщине. Поэтому в целом образ соткан из плавных и округлых линий.
Но при этом в ней была заложена вторая сторона. Физически она была слегка мужеподобна, с узкими бёдрами и широкими плечами. И эту часть художник нам тоже показывает.
Мария-Тереза вся как бы разделена на две части. Одна часть с приоткрытой грудью, другая – как будто плоская. Одна – розового оттенка, другая – холодного бледно-желтого.
Да и фон двоякий. Слева – мужские полоски, справа – женские цветочки.
Вот такой вот Инь и Янь по-пикассовски.
Андрей Аллахвердов. Пабло Пикассо. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Как мне кажется, у Пикассо получилось показать самую большую фигу Ее Величеству Фотографии. Ведь фотография может передать любое изображение. А вот суть вещи – едва ли. Зато это может Живопись и Пикассо.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.