Политика Алессандро Фарнезе
В ноябре 1578 г. наместником Нидерландов был назначен сын Маргариты Пармской Алессандро Фарнезе. Будучи искусным политиком и дипломатом, он сумел склонить южные земли на сторону Филиппа II, посеяв раздор между югом и севером.
Фарнезе смог убедить южные провинции заключить с ним сепаратный мир «Арраскую унию», по которой господствующей религией объявлялся католицизм, и сохранялась власть Филиппа II. Взамен Фарнезе обещал вывести войска.
В противовес, в северной части страны была принята «Утрехтская уния». В ней провозглашалась война с Испанией до победы. Так зародилось новое государство.
В июле 1581 г. Вильгельм Оранский был назначен штатгальтером Северных штатов. Также был подписан акт, низлагающий Филиппа II.
Между тем, в южных землях Алессандро Фарнезе уничтожил последние оплоты повстанцев. Он провел несколько удачных военных операций, покорив Брюссель, Гент, и Антверпен. Таким образом, южная часть Нидерландов осталась под властью Испании.
Крестьянская тема в работах Брейгеля
Брейгель первым в европейской живописи заявил, что крестьянин в такой же степени субъект ренессансной культуры, как и рыцарь. Разберем работы, изображающие крестьян и сельскую жизнь.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств
Поговорим о крестьянской теме в творчестве Брейгеля. Он поставил простого мужика вровень с господином — пожалуй, после него это по-настоящему сделал только Ван Гог.
В ренессансной литературе это сделали Рабле и Шекспир, а в изобразительном искусстве только он, Питер Брейгель — не зря его назвали «мужицкий».
️ До Брейгеля образы простолюдинов обычно встречались в сценах, связанных с религиозными сюжетами (Крестный путь, Распятие), где они выступали либо в роли мучителей, либо в роли зевак.
Простолюдин для Брейгеля — это всегда и исключительно крестьянин, человек, тесно связанный с землей. Он обращается к соответствующим темам: пахота, сев, жатва и праздники — все то, что составляло круг крестьянской жизни во времена Брейгеля (мы уже видели это во «Временах года»).
В 1567–1569 годы Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни — например, «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба». Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия, сами крестьяне — их облик, характерные типы и повадки.
️ Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах. Они выражают стихию и естественную мощь природы.
Питер Брейгель. Пейзаж с притчей о сеятеле, 1557
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь посмотрим на картину «Пейзаж с притчей о сеятеле».
На картине изображен крестьянин, сеющий зерно. Он занят явно привычным делом, от которого зависит ежедневное существование его самого и его семьи. Герой засевает крошечный участок земли, распаханный среди деревьев.Гармония крестьянина с природой и окружающим миром — продолжение темы «Времен года». В тех работах крестьянин тоже работает не для кого-то, а для себя: возделывает землю, сеет и жнет, гонит стада с полей, ходит на охоту и возвращается домой.
Крестьянин в «Сеятеле» определенно ощущает себя на своем месте. Ведь этот клочок — часть большого мира, в котором он живет и к которому принадлежит.
И все это — на фоне прекрасных гор и вечернего неба. При этом сеятель среди всего этого великолепия не кажется ненужным. Пожалуй, убери его Брейгель с картины, и она что-то непременно утратит. Крестьянин «собирает» весь пейзаж и наполняет его смыслом.
Питер Брейгель
1. Свадебный танец, 1566
2. Крестьянский танец, 1567
Теперь поговорим о картинах Брейгеля, посвященных крестьянским праздникам и досугу. В жизни крестьянина есть не только ежедневные заботы и труды, но и праздники. Связаны они, как правило, с особенно значимыми событиями в жизни: сбором урожая, окончанием полевых работ, свадьбой.
Иногда крестьянские радости выражаются вполне благопристойно — как в «Свадебном танце». Множество собравшихся крестьян танцуют, другие наблюдают за танцующими, третьи заняты степенным разговором.
Но порой радости обнаруживают себя буйно, как в «Крестьянском танце». Здесь танец превращается почти в языческую пляску. Пляшущие совсем не обращают внимания друг на друга, хотя и танцуют парами, каждый будто сам по себе. Никакой гармонии между ними в танце нет, движения резкие, порывистые, грубые. И в то же время все вместе они образуют единство.
Крестьянский танец — это веселье в той форме, в какой оно доступно простой и незамысловатой крестьянской душе. Это вполне укладывается в тот образ мира, который так близок Брейгелю.
Питер Брейгель. Голова крестьянки, 1564
В завершение дня поговорим о картине «Голова крестьянки» — единственном случае, когда Брейгель обратился к портретному жанру. Простолюдинов в принципе не особо изображали на картинах, а о портретах не могло быть и речи.
На картине мы видим некрасивую, простую крестьянку. Но есть очень интересные детали: на голове повязан белоснежный платок, который резко отделяет женщину от фона картины. Фон этот темный и создает ощущение, что рядом с крестьянкой никого нет, она одна.
Лицо крестьянки выражает мучительное ожидание. К ее образу «просятся» сложенные в молитве руки. Она явно ждет встречи с Богом — для него же каждая душа дорога.
Брейгель пытается увидеть крестьянку такой, какой ее видит Бог. И ему это в известной степени удается — взгляд Брейгеля любящий и принимающий.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба». Что в ней интересного?
Творчество его было невероятно разносторонним, а прозвище «Мужицкий» он получил за свои картины, отражающие быт крестьян.
Его дети — Питер Брейгель Младший (1564−1636) и Ян Брейгель Старший (1568−1625) — были не менее знамениты, чем отец.
- Питер Брейгель Младший получил прозвище «Адский»: ему приписывают несколько полотен, изображающих адский огонь.
- Ян Брейгель Старший отступил от манеры своего отца, он прославился прежде всего своими цветочными картинами. Его называли «Бархатным», «Райским», «Цветочным».
Судя по тому, насколько подробно знаменитый художник изображал жизнь в деревне, его детство прошло среди тех, кого он запечатлел на своих полотнах. Его работы — как бы документы, фотографии того времени. Они статичны, в них нет того, что можно было бы назвать «парад красок».
Доминик Лампсоний, портрет Питера Брейгеля Старшего, 1572 г.
Одна из таких картин — «Крестьянская свадьба».
Сюжет картины: осень, прохладно, все персонажи одеты достаточно тепло. В амбаре устроен свадебный пир: поставили длинный стол, собрали все скамейки и табуретки, чтобы усадить гостей. На стене висит зеленый коврик с каким-то подобием короны: видимо, так обозначено место невесты. Под ней сидит сама невеста, на ее голове — разрисованный обруч. Жених, судя по всему, сидит напротив невесты (в зеленой шляпе и с кувшином в руке). Есть и музыка — два волынщика.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Жених и невеста»
Перед невестой стоит тарелка со свиными ребрышками (невеста не то от волнения, не то по принятому обычаю не притронулась к этому яству), а у остальных участников банкета в тарелках какое-то подобие каши или повидла. Раздача этого блюда продолжается: два разносчика используют для этого снятую с петель амбарную дверь.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Свиные ребрышки»
На стенке амбара прибита пара небольших снопов — символ плодородия новой семьи.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Символ семейного плодородия» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Разносчики»
На свадьбе есть и маленькие гости. Один из них уплетает хлебные лепешки, сидя на специальном стульчике, который приставлен к большой скамье. А ребенок повзрослее устроился на полу и тоже наслаждается пиршеством, выскребая пальцем лакомство с тарелки.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Самый маленький гость» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Еще один малыш»
Что это может быть? Скорее всего, что-то сладкое вроде яблочного повидла.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Что можно так есть?» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Амбарная дверь, снятая с петель»
А разносчик — человек предусмотрительный: он в шляпу вместо пера воткнул ложку. Кто знает, может быть, к столу приготовили суп? Заметим, ложка — резная, деревянная.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Ложка в шляпе разносчика»
Льется рекой эль, в руках гостей — кувшины литра на два. Кравчий следит за тем, чтобы сосуды вовремя наполнялись: он стоит с большим кувшином и разливает питье.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Кравчий» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Музыканты»
Казалось бы, все в порядке. Но у этой свадьбы есть особенность: брачующиеся далеко не молоды. Видимо, они потеряли супругов. От предыдущих браков остались дети, которые присутствуют на свадьбе: младшенький — невесты, старшенький — жениха.
Что сулит им новый союз? Предчувствия никого не радуют. Может быть, поэтому на лицах нет ни какой-то живости, ни улыбок, совершенно не видно радости? Как бы все собрались поесть — и не более того.
Картины Питеря Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр — необычайно увлекательное занятие.
Теги: знаменитый художник, художники, сюжет картины, Питер Брейгель Старший
«Калеки» (1568), Лувр, Париж
«Калеки», 1568, дерево, масло, 18,5×21,5 см, Лувр, Париж, Франция Она была передана в Лувр в 1892 году и является единственной работой Брейгеля в его коллекции |
На еще одной маленькой картине, созданной в 1568 году, изображены пять нищих в карнавальных головных уборах, каждый из которых соответствует определенному классу общества: картонная королевская корона, бумажный солдатский шлем, буржуазный берет, крестьянская кепка и митра епископа. При этом у каждого из калек на одежде есть один или несколько лисьих хвостов, наличие которых, возможно, является намеком на анти-испанское движение (лисий хвост был их символом).
Это одна из последних работ художника, написанная за год до смерти. На ее обороте есть две надписи, сделанные в XVI веке. Одна из них на фламандском языке: «Калека, мужайся, и пусть твои дела преуспеют»; другая на латыни — выражает восхищение Брейгелем — «искусство превосходит саму Природу». Ее явно добавили уже после кончины художника.
Пятеро нищих в карнавальных головных уборах |
Голландия как «образцовая» капиталистическая страна XVII века
Итак, с XVII века начался экономический подъем Голландии, и она, превратившись в «образцовую» капиталистическую страну, стала. первая торговая и морская держава, «мировой кучер».
Как уже говорилось выше, экономический подъем Голландии в XVII в. этому способствовал целый ряд обстоятельств.
В результате Великих географических открытий мировые торговые пути были перенесены в Атлантический океан, а Голландия стала центром мировой океанской торговли. Она унаследовала ту роль в мировой торговле, которую ранее играли Испания и Португалия, а также Ганзейская лига. Нидерланды сосредоточили в своих руках посредническую торговлю между различными странами. Они также воспользовались неравномерным ростом цен в разных странах в результате «ценовой революции» и извлекли из этого большую прибыль.
Однако для восстановления экономики Нидерландов решающее значение имели внутренние факторы.
Важнейшим условием экономического подъема Нидерландов была буржуазная революция и раннее развитие капитализма в северных Нидерландах.
Пришедшая к власти буржуазия создала благоприятные условия для развития промышленности и торговли на капиталистических началах.
Промышленному подъему Голландии способствовала также во время революции и войн эмиграция торгового и промышленного населения из южных провинций на север.
Революция в Нидерландах
Датой первой буржуазной революции следует считать 1566 год. У неё были религиозные и экономические причины.
Рис. 1. Буржуазная революция в Нидерландах.
Религиозные причины были связаны с начавшейся в 1517 году Реформацией. В Нидерландах возникла протестантская община кальвинистского толка. Жили протестанты скромно и в глазах населения выглядели более привлекательно, чем католическое духовенство с его тягой к роскоши. Другая причина революции была экономическая. Нидерландами владел испанский король, он увеличивал налоги, мешал развитию капитализма и ликвидировал самоуправление.
Первый этап революции продолжался с 1566 по 1609 год. Против Испанской империи, где правили короли Филипп II и Филипп III, воевала созданная в 1581 году Республика Соединённых провинций. В ней правили штатгальтер Вильгельм I Оранский и его сын Мориц Оранский. Нидерландам помогали Франция и Англия. Косвенно союзником была и Османская империя, воевавшая с испанцами в Средиземном море.
Второй этап революции продолжался с 1621 по 1648 год. Он совпал с общеевропейской Тридцатилетней войной и завершился Мюнстерским миром. Испания к этому времени пришла в упадок. Она сохранила под своим контролем южные Нидерланды и признала независимость северных.
Рис. 2. Буржуазная революция в Англии.
Протекторат Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
В 1649 г. основные задачи революции были решены — король казнен, палата лордов ликвидирована, власть перешла к Государственному совету английской республики. Однако экономическое положение страны оставляло желать лучшего. Простолюдины, вынесшие на своих плечах все тяготы революции и гражданской войны, практически ничего не получили. Вполне реальную угрозу для республики создавала и армия — офицерам и солдатам долгое время не выплачивали обещанного жалования, а денег в казне для расчета с военнослужащими не было. Когда армия перестает воевать (дело, для которого и создается любая армия), возникает угроза ее вмешательства в политику; тем более явной она была в Англии, где многие офицеры высшего командного состава были одновременно и парламентариями.
Европейские соседи Англии, оправившись от тридцатилетней войны, начинают готовить военную интервенцию против республики. В этих сложных условиях Государственный совет и парламент принимают решение о введении войск в Ирландию, которая, воспользовавшись смутой в стране, к тому времени практически стала независимой.
Целями введения «ограниченного контингента» были:
а) ликвидация мятежа, грозившего потерей наиболее близкой и освоенной колонии;
б) решение финансовой проблемы — с солдатами и офицерами армии «новой модели» планировалось расплатиться землей, конфискованной у непокорных ирландских крестьян и феодалов;
в) устранение (хотя бы временное) армии от внутриполитической борьбы;
г) демонстрация перед европейскими соседями мощи новой английской армии (предостережение интервентам);
д) создание образа врага в лице ирландцев, возложение на них ответственности за беды и несчастья англичан, отвлечение народа от более важных внутренних проблем.
Жесткое подавление мятежа, разграбление ирландских земель разложили некогда революционную армию. Увенчанная «славными победами» над мятежниками армия вернулась в Англию. В стране устанавливается военная диктатура, армия и республика оказались вещами несовместимыми. «Английская республика разбилась об Ирландию» — писал впоследствии К. Маркс.
Установление военной диктатуры было законодательно оформлено «Орудием управления» 13 декабря 1653 г. — документом, который иногда именуют первым и достаточно удачным опытом создания писаной конституции Англии. Однако это не совсем верно, считать «Орудие управления» конституцией нельзя по следующим формальным причинам:
- была закреплена только форма правления (о форме государственного устройства и правах граждан умалчивалось);
- принцип «разделения властей» — основа любой буржуазной конституции был предан забвению (в руках Оливера Кромвеля — лорда-протектора сосредотачивалась как исполнительная, так частично и законодательная власть);
- основной закон государств, которым является конституция, не должен подстраиваться под конкретную личность — как только умер Кромвель (1658 г.), умерла и эта «конституция».
Тем не менее «Орудие управления» закрепляет традиционный для Англии принцип «смешанного правления» (монархия, аристократия и демократия) — монархическую ветвь власти олицетворял лорд-протектор (избираемый пожизненно), аристократическую власть осуществлял Государственный совет, демократическую — однопалатный парламент (однако в 1656 г. палата лордов была восстановлена).
Главой республики был лорд-протектор (Кромвелю предлагали корону, но он благоразумно отказался от такого «опасного головного убора»), осуществляющий свои властные полномочия при содействии Совета (в число членов которого входило от 21 до 30 человек).
Полномочия лорда-протектора:
а) назначение на должности (гражданские и военные);
б) командование вооруженными силами;
в) помилование (за исключением убийства и измены);
г) представительство страны на международной арене;
д) просмотр законопроектов, принимаемых парламентом, и ряд других функций.
Высшая законодательная власть вручалась парламенту, годовая сессия которого должна была длиться не менее пяти месяцев, а беспарламентное правление не могло продолжаться более трех лет. Устанавливается возрастной (21 год) и равный для всех парламентариев имущественный ценз в 200 фунтов стерлингов годового дохода (устранивший от политики большую часть взрослого населения). Однако нужно отметить, что парламент был лишь маскировкой, прикрытием для единоличной диктатуры генерала Оливера Кромвеля.
Революции в Англии и Франции
Вторым государством Европы, где произошла буржуазная революция, стало королевство Англия. Она не могла произойти в Испании, так как последняя была мало затронута в XVI–XVII веках Реформацией и развитием капитализма. Английская революция имела свои особенности. Её следствием стали две Гражданские войны в 1642–1649 гг. и отстранение от власти династии Стюартов. На короткий период, с 1649 по 1660 год, государство стало республикой во главе с лордом-протектором Оливером Кромвелем. Вскоре после его смерти, с 1660 года, была восстановлена династия Стюартов.
Революция во Франции началась со взятия Бастилии 14 июля 1789 года. Сначала власть перешла к Учредительному собранию. Короткий период, с 3 сентября 1791 года до 21 сентября 1792 года, государство было конституционной монархией. После упразднения монархии Франция была провозглашена республикой, но просуществовала в таком статусе всего 12 лет.
Республикой управлял Национальный Конвент. 1793–1794 годы стали периодом революционного террора, который также называются якобинским. Были казнены король Людовик XVI и его жена. В 1795–1799 годах республикой управляла Директория. В конце 1799 года он была разогнана и власть перешла к консулу Наполеону Бонапарту.
Кратко буржуазные революции в Европе можно представить в таблице.
Государство |
Датировка революции и результат |
Нидерланды |
1566–1648 гг. Нидерланды получили независимость от Испании и стали ведущей морской державой |
Англия |
1642–1649 гг. В Англии был свергнут и казнён Карл I Стюарт, к власти пришёл Оливер Кромвель, ускорилось развитие капитализма |
Франция |
1789–1799 гг. Упразднение монархии Бурбонов, провозглашение республики, но затем из-за разногласий в среде самих революционеров власть перешла к Наполеону, который сначала был консулом, а потом стал императором |
В 19 веке основным центром революционного движения стала Франции. В ней произошли три революции: в 1830, 1848 и 1870 годах. В итоге страна стала республикой, которая была третьей по счёту в её истории, так как первая и вторая долго не просуществовали. В 1848 году революции прокатились по ряду европейских государств — Италии, Австрии, Германии.
Рис. 3. Буржуазная революция во Франции.
Что мы узнали?
В 17–18 веках для наиболее развитых государств Европы было характерно усиление позиций буржуазии, а как следствие — начало её противостояния с королевской властью. Это привело к трём основным революциям, которые следует знать для понимания Нового времени, — голландской, английской и французской.
-
/10
Вопрос 1 из 10
«Времена года»
Цикл картин на эту тему содержал 6 или 12 работ. На сегодняшний день их осталось только пять. Питер Брейгель-старший картины с названиями «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Сенокос», «Жатва» и «Сумрачный день» написал предположительно в 1565 году. Именно с этих жанровых сцен мы начнем представлять произведения художника.
Работа «Охотники…» показывает, как предполагается, декабрь или январь.
Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Везде бурлит жизнь. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. Цветовая гамма темна, в особенности зеленый лед и небо, они контрастируют с белизной снега и холмов вдали.
Раннюю весну без единого просвета солнышка мы видим при изображении «Сумрачного дня». Один из персонажей занят обрезкой ветвей, другой собирает их в вязанки, еще трое подвыпили и бездельничают. По бурлящей реке несутся, как щепки, кораблики. По мрачному небу ветер гонит тучи.
Настроение радости несет произведение «Сенокос».
Оно создано в золотисто-оранжевых тонах и показывает оживленный и бодрый труд крестьян, слитых в гармонии с природой. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. А рядом на лугу его собирают в стога. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. Питер Брейгель-старший картины писал с любовью к своим персонажам, детальным знанием их труда и часто с легким юмором.
«Жатва» отражает работу более поздним летом, может быть, даже в начале осени. Кто-то активно трудится, другие уже подкрепляются перед дальнейшей работой. Один из мужчин заснул в тени дерева.
Поздняя осень, небо потемнело, почернело, пастухи торопятся загнать стадо, поскольку надвигается ненастье. Так Брейгель изобразил «Возвращение стада» с летних пастбищ.
Притча о слепых. 1568 г.
Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org
“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).
Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.
Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.
Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.
Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?
Ответ можно найти в истории Нидерландов.
Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.
Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.
Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.
Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.
Альба в в Нидерландах.
Филипп II послал отборное войско во главе с опытным полководцем герцогом Альбой.
Альба как нельзя лучше подходил для возложенного на него поручения. Высокомерный и упрямый, он не знал жалости и колебаний в борьбе с врагами испанского короля и католической церкви.
Прибыв в Нидерланды, Альба расположил войска во всех больших городах. Он говорил: «Каждого нужно заставить жить в постоянном страхе, что крыша может обрушиться на его голову». Для расправы с недовольными был создан суд под названием «Совет по делам о беспорядках». Народ прозвал этот суд «кровавым советом». Число его жертв превысило 8 тысяч человек. На городских площадях выросли леса пик с отрубленными головами казнённых. По улицам стлался удушливый дым костров, на которых десятками сжигали еретиков.
Альба хотел не только запугать население, но и пополнить казну испанского короля. Среди казнённых были богатые купцы и даже знатные дворяне. Их имущество поступало в королевскую казну. Альба ввёл в Нидерландах такие высокие налоги на торговлю, что торговать стало невыгодно. Купцы закрыли свои лавки, ремесленники — мастерские. Многие богатые люди, продав за бесценок имущество, бежали в Англию и Германию.
- < Распространение реформации в Европе и борьба с нею католической церкви 16-17в.
- -> Победа буржуазной революции на севере Нидерландов — 16 в >
PS.
Подведём итог про Брейгеля:
Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.
В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.
Брейгель НЕ был последователем Босха.
Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.
Брейгель – гениальный художник.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Финансы и кредит
В 1609 году был основан первый амстердамский депозитно-валютный банк. В 1610-1640 годах его вклады увеличились в восемь раз. Кредитные операции достигли большого размаха. Амстердам стал финансовым центром мира, международным рынком ценных бумаг, где распределялись кредиты всех европейских стран. В XVII веке Голландия также была международным центром спекуляций.
Развитие капиталистических отношений сказалось и на финансах Нидерландов. Создана система государственного долга.
В середине 17-го века голландский государственный долг составлял 150 миллионов гульденов, которые ежегодно поглощали 6,5 миллионов гульденов в виде процентов.
Сельское хозяйство и торговля
После революции феодальные отношения в деревне были почти полностью ликвидированы. Земли дворян-сторонников Испании и католической церкви — были конфискованы и отданы буржуазии и крестьянам.
Развивалось товарное земледелие и товарное животноводство, садоводство и огородничество. В сельском хозяйстве была создана многопольная и плодоносящая система, в то время как в других странах все еще использовалась трехпольная система и экономика широко развивалась.
В 17 веке Нидерланды занимали первое место в мире по развитию продуктивного животноводства. Ее чистокровный скот считался лучшим в мире. Масло и сыр, произведенные здесь, экспортировались во многие страны.
Успешно развиваются отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (пиво, водка, сахар, табак). Продукция этих отраслей успешно продавалась во многих странах.
Экономический подъем Голландии в 17 веке был тесно связан с торговлей. Голландия захватила торговлю в бассейнах Северного и Балтийского морей. Из Скандинавии голландские купцы вывозили лес (для судостроения), пушнину, рыбу, из Северной Германии, Польши и Литвы-хлеб, скот, лен и др. Голландские купцы установили связь с русским рынком. Они вывозили из России лес, лен и другое сырье. Голландцы торговали с Нарвой, Ревелем, Ригой, Либавой, Кенигсбергом, Гданьском, Гамбургом и др. В 16 веке голландцы заменили Ганзейский союз в торговле с Англией, а в 17 веке они установили торговые отношения с Францией.
Заключение «Вечного эдикта»
Филипп II назначил следующим штатгальтером Нидерландов своего сводного брата Хуана Австрийского. После вступления в должность наместника, им был подписан «Вечный эдикт». По этому документу дон Хуан признавал «Гентское умиротворение» и брал на себя обязательство вывести армию из страны.
Однако дон Хуан до последнего противился выводу войск, с помощью которых он мечтал подчинить полностью Нидерланды. Авторитет его как наместника падал. Вскоре Голландия и Зеландия отказались от исполнения «Вечного эдикта».
С небольшим войском Хуан Австрийский занял Намюр. В январе 1578 г. он смог захватить г. Исимбле, а затем Беннегад, Брабант, Фландрию. Однако Филипп II не поддержал его ни деньгами, ни армией. В конце концов 1 октября 1578 г. Хуан Австрийский умер от болезни в военном лагере.
Заключение
Итак, Голландия была страной, где первоначальное накопление капитала привело к экономическому подъему. Ярким показателем этого было то, что в середине 17-го века. из примерно 20 тысяч кораблей всего европейского флота 15-16 тысяч принадлежали Нидерландам. Фактически Нидерланды были крупнейшим в мире перевозчиком грузов.
В 17 веке. Голландия стала центром европейской и мировой торговли. Важнейшим экономическим центром страны был Амстердам, который был центром развивающегося мирового капиталистического рынка, товарного и денежного. Здесь были торговые и фондовые биржи, а в 1609 году был основан депозитный банк.
В первой половине XVII века доля колониальной торговли Ост-Индской компании составляла не более 25% от общего голландского товарооборота. Преобладала посредническая торговля с Севером и Востоком Европы. Голландцы торговали массовыми товарами — зерном, мясом, вином, солью, хмелем, соленой рыбой, оружием и т. д. Балтийское направление стало основным с европейской торговлей Нидерландов. В 1666 году она поглотила 75% всего капитала голландской фондовой биржи.
Голландия уделяла большое внимание торговле с Англией и Францией, несмотря на их политику меркантилизма. Во второй половине 17 века была налажена торговля с Испанией
После Вестфальского мира (1648) Голландия фактически монополизировала испанскую торговлю шерстью. Центром шерстяной промышленности был город Лейбден. В Голландии преобладающей формой производства была централизованная, что соответствовало ее ведущей роли в мировой промышленности, торговле и финансах. Но уже в это время стало сказываться чрезмерное развитие купеческого капитала в Голландии-купцы, защищая свои интересы, развивали торговлю в ущерб национальной промышленности и сельскому хозяйству.
В аграрном строе Голландии феодальные отношения не были полностью ликвидированы, феодальные пережитки остались в городе (например, мастерские).
В основном в Голландии преобладали мелкие предприятия и мастерские, что не позволяло им конкурировать с промышленным производством, которое постепенно внедрялось в Англии. Отсутствие собственного сырья, способствующее формированию устойчивой зависимости от английского рынка («заимствование мануфактуры у англичан»), а также стремление предпринимателей вкладывать деньги не в производство, а в торговлю или финансовое обращение, привели к потере лидерства к концу 17 века. Коммерческое господство Голландии далеко не соответствовало уровню ее промышленного развития. На смену Голландии шла Англия, опережая ее в развитии промышленного производства. Англо-голландские войны 17-го и 18-го веков закончились поражением Голландии, и ее капитал все чаще стал перетекать в сферу иностранных займов.
Усиление колонизаторских позиций Англии подорвало авторитет Голландии на арене международной торговли и к концу XVIII в. Голландия навсегда потеряла престиж великой державы, но с накопленным первоначальным капиталом.
В. Соколинский выделяет два подхода к проблеме первоначального накопления капитала: «В микроэкономическом подходе воспроизводство общественного капитала рассматривалось как конечный результат воспроизводства индивидуального капитала. Если каждый индивидуальный капитал увеличивался путем накопления, то рост общественного капитала представлялся как механическая сумма индивидуальных приращений. Макроэкономический подход учитывал, что результаты воспроизводства в общественном масштабе могут существенно отличаться от целей и намерений отдельных капиталистов.» Первоначальное накопление капитала в Нидерландах в XV — XVI веках характеризуется микроэкономическим подходом, в то время как дальнейшее развитие капитализма характеризуется макроэкономической тенденцией, обусловленной эволюцией экономической мысли.