Сюрреализм

«сотворение адама» – что “зашифровал” в своём шедевре микеланджело?

Фольклорная живопись в картинах В. Васнецова и Е. Поленовой

Историю можно выражать по-разному, в том числе в виде былин и сказаний. Казалось бы, они относятся к вымыслу, но те же знаменитые богатыри жили на Руси в разное время на самом деле, а каждое сказание очень точно выражало их дух и силу. Виктор Михайлович Васнецов стал одним из первых художников, который не побоялся представить обществу свое художественное видение русских героев. Как и другим первопроходцам, ему приходилось сталкиваться с недоумением и неприятием при обращении к былинам вместо изображения реальных персонажей. Но он поставил перед собой колоссальную задачу — передать физическую и духовную мощь русского народа.

Как и Иванов, Васнецов рисовал свою знаменитую картину «Богатыри» более двадцати лет. Это было крайне трудно, ведь ему пришлось глубоко проникнуться бытом русского народа, много изучать, много искать и еще больше экспериментировать на холстах. И такая долгая напряженная работа себя оправдала, так как зрители испытывали потрясение при виде картины, а сегодня она украшает многие заведения, обсуждается на школьных уроках и продолжает волновать умы людей от мала до велика.

В. Васнецов. «Богатыри». 1881–1898 гг.

Собирательный образ русского народа ярко продемонстрирован в картинах «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке» и многих других. Много внимания художник уделил и религиозной тематике, рассуждая над темами рая и ада, смерти, страшного суда, добра и зла. В этом направлении интересны монументальные работы «Радость праведных о Господе», «Крещение Руси», «Положение во гроб» и другие.

В. Васнецов. «Крещение Руси». 1890 г.

Огромная увлеченность Васнецова народным творчеством повлияла и на русскую художницу Елену Поленову. Хотя она не училась у Васнецова, но, по ее словам, набиралась у него понимания русского народного духа. Чем больше она знакомилась с народным искусством и национальным складом жизни, тем активнее хотела проявлять себя в этой сфере. Она участвовала в организации музеев и мастерских, в которых обучала ребят русским ремеслам и создавала эскизы для прикладного искусства.

Е. Поленова. «Князь Борис перед убиением». 1896.

Проводя много времени с детьми, художница обратила внимание, с каким интересом они листают зарубежные книжки с яркими картинками. Тогда Поленова загорелась идеей создать такие же красочные детские книги у себя на родине

Причем дело было не столько в наличии иллюстраций, сколько в том, чтобы они тонко передавали особенности древнерусского склада. Она стала одной из первых в России художниц, которые иллюстрировали детскую литературу.

В конце девятнадцатого века создать красочные иллюстрации было непросто из-за ограниченных возможностей полиграфии. Для получения удовлетворительного качества печати художнице приходилось упрощать как рисунки, так и колористические решения. Ее картины на тему фольклора не относятся к монументальным в привычном понимании этого слова, тем не менее, ее работа стала большим вкладом в дальнейшее развитие книжной иллюстрации в России, а также помогла не одному поколению детей изучать русские сказки. Среди ее работ назовем иллюстрации к сказкам «Белая уточка», «Война грибов», «Сивка-бурка», «Волк и лиса» и прочие. Из других работ отметим картины «Иконописная мастерская XVI века», «Князь Борис перед убиением» и другие.

Е. Поленова. Иллюстрация к сказке «Белая уточка». 1889 г.

Мы рассмотрели ряд русских художников, которые внесли большой вклад в развитие исторической живописи

Однако этот список намного больше, так как немало русских мастеров уделяли внимание русской истории. Мы предлагаем вам самостоятельно познакомиться с исторической живописью И

Акимова, Г. Угрюмова, А. Егорова, В. Поленова, П. Филонова, И. Глазунова, А. Певзнера и многих других русских художников разных веков.

Творчество Сальвадора Дали

Один из самых ярких представителей направления – Сальвадор Дали. В своих работал он умудрялся сочетать и классические каноны, и сюрреалистические идеи. Он, подобно Фрейду, старался сразу после сна погружаться в работу, записывая яркие образы. Только сохранял их не на бумаге с помощью слов как известный психоаналитик, а воссоздавал на холсте необычные картины, поражающие воображение.

Почему Сальвадор Дали предпочитал творить по утрам, а иногда даже вскакивал ночью?

Одна из самых узнаваемых его работ – «Постоянство времени». У нее есть и другое название – «Мягкие часы». На полотне изображены четыре механизма. На циферблатах, которые как будто начали плавиться в пустыне, мы видим разное время. Картина наталкивает на мысли о быстротечности всего происходящего и смертности.

Сальвадор Дали «Постоянство времени» (Мягкие часы)

Исаак Левитан: сено лучше черепов

Любитель уединенных прогулок и мастер лирического пейзажа Исаак Левитан написал в 1879 году картину «Осенний день. Сокольники». Он показал ее другу Николаю Чехову, художнику и брату знаменитого писателя. Николай посмотрел на полотно и предложил добавить фигуру загадочной женщины в черном. Предложил — и сам сделал. Итоговая версия понравилась Павлу Третьякову, который поспешил купить работу.

И. И. Левитан «Осенний день. Сокольники» (1879). Источник

Людей Левитан изображал неохотно и редко, но нельзя сказать, что они живописцу совсем не давались. Он 11 лет отучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и блестяще прошел итоговое испытание: написал этюд с обнаженного натурщика — хотя в годы учебы он отказывался рисовать черепа, скелет и всё, что ассоциировалось у него со смертью.

Константин Коровин вспоминал, как поспорил с Левитаном, нужно ли художнику знать анатомию. Слова последнего объясняют многое в его творчестве: «Я хочу писать стог сена, в нем же нет костей и анатомии…»

Работы Фриды Кало

Непростая жизнь этой прославившейся на весь мир мексиканской художницы, ее переживания и страхи сохранены на полотнах. В 6 лет будущая художница тяжело перенесла полиомиелит, из-за чего осталась хромой, а через 12 лет попала в автокатострофу. Девушка в течение года была прикована к постели. Тяжелой для Фриды стала новость, что после этого трагического инцидента она не сможет иметь детей. Именно в этот период мексиканка начала писать картины в стиле сюрреализм.

Художница Фрида Кало в молодости, ч/б фотография

Волнения и страхи на полотнах Фриды Кало передаются через тревожные образы – она часто создавала автопортреты, на которых изображена в мучениях.

Одна из самых известных работ – «Две Фриды» – написана в 1939 году после развода с мужем. Слева изображена женщина в европейской одежде, которую художница носила до брака. Справа она в традиционном мексиканском платье – так художница выражает с помощью смены наряда приверженность новым идеям национализма, которые были важны для ее супруга.

Картина «Две Фриды»

Зрелые годы

Во время второй поездки в Париж Эдвард получил известие о скоропостижной кончине отца. Это — уже третья смерть близкого человека за его короткую жизнь. Художник впал в тяжёлую депрессию и замкнулся в себе. Смех друзей стал раздражать Мунка, и он перестал видеться с ними; общение художника ограничивалось горничными, официантами и проститутками, а каждый день превратился в день сурка: короткая прогулка, ресторан, сигареты и бесконечное одиночество в своей комнате перед лучшим другом — пламенем камина, в зеркале над которым — отражение собственного призрака. Мунк живёт с мёртвыми: дедушка, мать, отец, сестра… Не лучше ли убить себя, задавался он вопросом? Зачем жить, когда всё закончено?

С затяжной депрессией Мунку помогла справиться в том числе целительная сила творчества. Он окончательно решает посвятить свою живопись страданиям других людей: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…» «Моё искусство — самоисповедание. Через него я пытаюсь прояснить мои отношения с миром. Это можно назвать эгоизмом, однако я всегда думал и чувствовал, что моё искусство могло бы помочь другим прояснить их собственные поиски истины», — пишет художник. Этому принципу он будет следовать всю свою жизнь. Впечатления того времени отражены в картине «Ночь в Сен-Клу», где в лунном свете видится загадочная фигура-призрак — сам художник или его отец.

«Ночь в Сен-Клу»

К 1902 году Мунк окончательно обретает собственный уникальный авторский стиль на стыке импрессионизма и экспрессионизма. К тому времени художник закончил цикл картин под названием «Фриз жизни», тема которого — любовь и смерть. К этому циклу относится и картина Мунка «Крик», один из вариантов которой стал в 2012 году самой дорогой из проданных картин и ушёл с молотка на аукционе Sotheby’s за 120 миллионов долларов.

«Крик»

Творчество долгое время удерживало Мунка от прогрессирующей душевной болезни, однако неудачный роман с Туллой Ларсен, пытавшейся из-за Эдварда покончить с собой, окончательно подорвал его психику. В результате одной из ссор при загадочных обстоятельствах Тулла прострелила револьвером его ладонь. Впрочем, не исключено, что выстрел сделал и сам художник.

«Ревность»

В 1908 году Мунк пережил несколько нервных срывов, после чего лёг на полгода в психиатрическую клинику в Копенгагене. После он приобрёл неподалёку от столицы небольшую усадьбу в сельской местности, где и провёл дальнейшую жизнь. Поздние его картины написаны яркими резкими мазками и изображают, как правило, простые темы природы и сельской жизни. Они — пример самотерапии художника, стремящегося успокоить свой тревожный разум. Тем не менее, несмотря на мирные «толстовские» сюжеты, картины нельзя назвать образцами пресного умиротворения. В самой манере их исполнения повсюду — сдержанное буйство цветов и линий, стремящихся разлететься в разные стороны и только силой воли художника формирующих пасторальный сюжет на холсте. От картин веет тем же напряжением, что и от полотен Ван Гога, который также искал исцеления своих душевных недугов в изображении сельской идиллии.

«Сенокос»

В The Order мы много пишем о том, как трансформировать свой тяжёлый опыт в историю. Мунк неоднократно подчёркивал, что его картины сочетаются друг с другом «как страницы дневника». Его произведения — осколки великой исповеди, цель которой — заглянув внутрь себя, из временного и преходящего построить образ вечной истины. Череда смертей и душевных болезней позволила Мунку накопить тяжёлый уникальный опыт, а талант и беспрестанные занятия живописью помогли справиться с его осмыслением и сохранить в самобытной форме для потомков. Сегодня образы, созданные Мунком, в частности его «Крик», стали частью массовой культуры и вдохновляют и пугают людей во всём мире.

Фотография и произведение изобразительного искусства (сходство и различия)

Когда мы говорим об искусстве, в первую очередь многие вспоминают именно живопись. Плоскостное изображение – действительно, один из самых распространенных его видов.

Фотография стала естественным продолжением живописи. Попытки запечатлеть реальность развивались веками, и вот с появлением науки мечты воплотились в жизнь. Художественная фотография – наследие живописи. Если обычное фото просто фиксирует событие, то художественное отличается тем, что запечатлевает это действие или объект с целью воплощения определенной сцены и замысла, как и живопись.

Поэтому общее между данными видами искусства – плоскостное изображение, используемые приемы ракурса и перспективы.

Различия также несомненны. В обоих видах несомненно необходим талант художника. Только в случае с фотографией, этот талант выражается в умении видеть перспективу, чувствовать, ловить момент. А художник ко всему этому обязан еще добавить свои технические возможности – умение владеть кистью, понимать цвета красок, их смешение и пр.

Кроме того, фотография всегда (за редким исключением, связанным со сбоями камеры) запечатлевает реальные объекты. Сфотографировать единорога, который не существует, невозможно. Это может быть только лошадь, загримированная под него или фокусные ошибки, специально подобранные фотографом. Живописец же может придумать и нарисовать все что угодно. Практически всегда на фотографии можно узнать объект, а вот на картине можно увидеть что-то нереальное.

Образ в живописи формируется у художника чаще всего заранее, «в голове». А фотограф чаще использует те образы, которые уже существуют. Ведь реальность иногда интереснее выдумки. И лишь иногда применяет возможности по формированию сцен под свой замысел.

При этом существует и такой жанр искусства, как фотореализм. Большое распространение он получил в 70-е годы ХХ века. Это удачное сочетание фотографии и живописи. Полученный снимок дорисовывают красками, карандашами или другими средствами. Также часто полученное произведение снова фотографируют для придания еще большей необычности.

Появление фотомонтажа также способствовала развитию данного направления. Несколько фотографий объединяются в коллаж, дорисовываются, затем снова фотографируются.

Эти два вида искусства действительно очень близки друг к другу. Главное – они изображают на плоской поверхности окружающую (или выдуманную) действительность. И поэтому их объединение стало неизбежным.

Микеланджело Буонарроти

«Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. Живопись заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения» – Микеланджело Буонарроти.

Итальянский художник, скульптор, а также архитектор, поэт и мыслитель. Отдавал предпочтение масштабным проектам, его любимой живописной техникой всю жизнь была фреска. Он всегда стремился достичь гармонии в своих произведениях и выбирал для них исключительно серьезные темы.

Самые известные картины роспись потолка Сикстинской капеллы, фреска «Страшный суд», картины «Сотворение Адама» и «Мадонна Дони», мраморные статуи «Вакх», «Мадонна Брюгге», «Пьета», «Моисей» и «Давид».

Современники заслуженно считали его гением, обладающим сверхъестественной силой, способной влиять на человеческую душу. Свод Сикстинской капеллы, расписанный им, представляет собой всю историю мира, что не может не потрясать воображение. А его выдающееся произведение – картина «Страшный суд» – считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

Где почитать о художнике: Стендаль «Жизнь Микеланджело», И. Стоун «Муки и радости», Р. Кристофанелли «Дневник Микеланджело неистового», М. Буонарроти «Письма. Поэзия».

Рерих Н.К.

Рерих Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия)
Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.
Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А.И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ «Союз русских художников» и «Мир искусства» (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С.П. Дягилева (с 1907).
С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии. В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Китай — Алтай — Монголия — Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е.И. Рерих, работал над текстами главного своего труда — «Учение Живой этики». Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества («Пакт Рериха»). В 1942-1944 — почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.
Крупнейший представитель русского символизма. В его работах нашли отражение идеи «всеединства», множественности миров.

Образ человека в искусстве

Изображения людей – одни из самых первых. Еще в пещерные времена люди хотели оставить информацию о себе и том, что происходит в их жизни. Поэтому человеческие фигуры были окружены определенными действиями – вот здесь охота на мамонтов, а здесь люди собрались вокруг костра за вкусным ужином.

Схематические изображения сменялись фигурами – для детей делали куколки, чтобы играя, они могли познавать взрослый мир. Мифология и зачатки религии также сыграли большую роль в развитии человеческого образа – даже в те далекие времена люди всегда хотели понять, кто они и что делают здесь на земле.

С появлением живописи и скульптуры человек стал не только частью окружающего мира. Одним из популярных стал жанр портрета. Изобразить известную личность, членов своей семьи, друзей и знакомых считал необходимым каждый творец искусства.

Даже всматриваясь в портрет чужого человека мы ищем не его, а больше себя. Что уже говорить о таких жанрах, как литература, театр, танцы – именно здесь образ человека раскрывается наиболее полно.

При этом именно благодаря искусству мы так много знаем научных и исторических фактов о том, что же было раньше, как развивалось человечество. Мы понимаем идеи эпохи, характер уклада, уровень жизни людей. И благодаря этому появились и другие виды искусства, а самое главное – разнообразные науки.

По теме: Жанр портрет.

Леонардо да Винчи

«Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их» – Леонардо да Винчи.

Итальянский художник и ученый, изобретатель, родоначальник многих отраслей современной науки. Творил, применяя к своим работам экспериментальный подход и используя точные науки.

Самые известные картины: «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек», «Спаситель мира», «Дама с горностаем», «Иоанн Креститель», «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», «Автопортрет».

Его интересы никогда не ограничивались одной лишь живописью, он преуспел во многих областях человеческого знания, которые нашли свое отражение во множестве записей и иллюстраций его гениальных мыслей и наблюдений.

Все картины Леонардо да Винчи поражают оригинальностью своего замысла и совершенством мастерства. Он исполнил роскошную икону для алтаря капеллы Непорочного Зачатия и написал картину «Мадонна Литта», которая служит наглядным образцом искусства Ренессанса. Его работа «Дама с горностаем» изменила подход к написанию портретов, а фреска «Тайная вечеря» и улыбка Моны Лизы поистине являются одними из самых известных произведений во всем мире.

Где почитать о художнике: У. Айзексон «Леонардо да Винчи», Р. Уоллэйс «Мир Леонардо», Л. да Винчи «Дневник Леонардо да Винчи».

Известные художники-сюрреалисты

Предшественником и идейным основателем сюрреализма в живописи исследователи считают творчество нидерландского художника Иеронима Босха (XVI век), загадочные картины которого показали интерес творческой личности к фантазиям, нереальным изображениям и деформированной реальности («Аллегория чревоугодия и любострастия», «Извлечение камней глупости», триптих «Страшный суд).

(Сальвадор Дали «Постоянство времени»)

Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. Его работы, основанные на теории Фрейда о человеческом подсознании, служили формальным и визуальным языком для передачи его снов, фантазий и галлюцинаций окружающим людям. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т.д.

(Макс Эрнст «Луара»)

Немецким идеологом стиля сюрреализм считается художник, график и скульптор Макс Эрнст

Это признанный мастер коллажа и фроттажа, в работах которого сосредоточено большое внимание на творчестве людей с нарушенной психикой. Его работы: «Плеяды или Приближение половой зрелости», «Целебес», «Сомнительная женщина», «Царь Эдип», «Кастор и Полукас», «Око безмолвия»

(Фрида Кало «Две Фриды»)

Известная художница, работавшая в стиле сюрреализма Фрида Кало (Мексика), её работы имеют особую смысловую наполненность, эмоциональность и яркость. Её произведения отличает большое количество автопортретов: «Маленькая лань», «Две Фриды», «Сломанная колонна», «корни», «Что дала мне вода».

(Ив Танги «Я увидел три города»)

Французский сюрреалист Ив Танги, сменивший огромное количество разных профессий, некоторое время был моряком, что объясняет присутствие в его картинах темы моря, подводных обитателей. Его работы характеризуются некоторой мрачностью, романтизмом, использованием мягких, плавных линий, изображение облаков, морской волны, клубов дыма: «Завтра», «Ветер», «Рука в облаках», «Превращение», «Шторм».

В Бельгии способствовал развитию сюрреалистического направления в живописи художник Поль Дельво, центральной тематикой его картин было обнаженное женское тело, часто изображал скелетов, наиболее известные полотна: «Спящая Венера», «Деревня русалок», «Зеркало», «Леда», «Пигмалион». Также известный бельгийский художник сюрреалист Рене Магритт, его произведения «Дитя человеческое», «Влюбленные», «Фальшивое зеркало».

«Аллегория с Венерой и Амуром» предупреждает о сифилисе

Картина, которая показывает Венеру и Амура, собирающихся заняться сексом на фоне лысого мужчины, всегда тревожит воображение. Даже по меркам своего времени картина Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром» темновата.

Несмотря на восторженные отзывы о произведении как об эротический картине «особой красоты», есть много доказательств, что это действительно предупреждение о сифилисе. Об этом свидетельствует кричащая фигура в левой части картины.

Хотя в классическом описании картины сказано, что это метафора ревности или отчаяния, внимательное изучение показывает, что ей на самом деле очень плохо. Пальцы фигуры опухли, как у больных сифилисом, на них не хватает ногтей, а волосы имеют признаки сифилитической аллопеции. Беззубые дёсны предполагают отравление ртутью, которой пытались лечить сифилис в Италии эпохи Возрождения.

У одного из персонажей в ногу впился шип розы, но он этого не замечает. Такое отсутствие ощущений будет непосредственным результатом сифилитической миелопатии. Иными словами, на картине изображены страдания, которые ожидают в будущем тех, кто пойдет на поводу у страстей.

Основные идеи сюрреализма

На формирование и развитие этого течения серьезное значение оказал психоанализ Зигмунда Фрейда. Для понимания сюрреализма лучше сперва познакомиться с анализом сновидений.

Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония»

Выделяют два направления. Первое – это новый процесс создания произведений искусства, своеобразный эксперимент. Второе – отражение на полотнах оторванных от реальности картин, которые созданы подсознанием. Законы, привычные в академической живописи, не нарушаются – например, художники также передают игру света и тени, однако не боятся экспериментировать, создавая фантастические абстракции.

Ограниченной реальности противопоставляют мир внутренний, который не знает рамок. Художники сюрреалисты пробуют необычные сочетания форм и цветовых решений. Новый подход переносит зрителей в мир, живущий по собственным законам, – зыбкий, словно сон или размытое видение. Представители сюрреализма в живописи 20 века хоть и работали в одном направлении, но создавали совершенно непохожие работы – авторство многих картин можно угадать с легкостью.

“Скачет красная конница”. Казимир Малевич, 1928-1932

Малевич известен своей любовью к геометрии, симметрии и насыщенной гамме. Именно эти признаки принято считать основными приметами супрематизма. И “Красная конница”, несмотря на то, что это практически единственная картина, сюжет которой можно понять, просто взглянув на нее, полностью соответствует этим чертам.

Посмотрев на эту картину, можно сразу выделить 3 равные части картины – небо, конницу и землю. Символическое число 12 (12 всадников, которые скачут, 12 цветов, что были использованы при написании полотна), чёткое следование “золотому сечению” – все это позволяет спокойно отнести картину к супрематизму.

Однако, как я уже упомянула, чётко выписанный сюжет делает её особенной – единственной картиной, которую в советские времена признали произведением искусства (напомню, что супрематизм достаточно холодно воспринимался искусствоведами того времени). Тем более, что автор показал на ней события октябрьской революции. Для того, чтобы не возникало сомнений в том, о чем же она – Малевич специально датировал её более ранним временем – 1918г.

Античная живопись в картинах Г. Семирадского

Генриху Ипполитовичу Семирадскому пришлось буквально пробиваться в искусстве, так как и семья была против его художественного поприща, и в Академию художеств двадцатилетнего молодого человека брать не хотели по причине уже солидного по меркам образовательного заведения возраста. Тем не менее, упорство и талант помогли юноше все же стать учеником и с большим успехом завершить академию

Писал он в академическом стиле и особое внимание уделял античной истории и мифологии. Хотя мастер творил в общепринятом стиле, его достижением стало совмещение природы и античности, что заставило древние мотивы звучать по-новому

Слияние античных персонажей с природой, а также виртуозное владение техниками изображения света рождало на свет оригинальные произведения, которые вызывали восторг у зрителей.

Г. Семирадский. «Танец среди мечей». 1881 г.

Однако творчество Семирадского было по нраву отнюдь не всем. Многие критиковали его за неестественность и сумбурность композиций, которые художник порой собирал, словно конструктор из однотипных героев. Известный коллекционер Павел Третьяков даже принципиально не хотел покупать работы художника, полагая их слишком далекими от истинной русской живописи. Однако это не мешало славе картин Семирадского: одни из них уходили в царскую семью, а некоторые в конце концов все равно попали в Третьяковскую галерею. Среди его известных картин жанра исторической живописи назовем «Христос у Марфы и Марии», «Танец среди мечей», «Светочи христианства. Факелы Нерона», «Грешница» и другие.

Г. Семирадский. «Грешница». 1873 г.

Клод Моне

«Я ничего в жизни не делал, не считая того, что смотрел на то, что мир показывал мне для того, чтобы запечатлеть его посредством моей кисти» – Клод Моне.

Французский художник, пейзажист и один из основателей импрессионизма. Использовал технику рельефного мазка – яркие, чистые и смелые движения кистью.

Самые известные картины: «Кувшинки», «Впечатление. Восход солнца», «Сад в Живерни», «Стога», «Руанский собор», «Бульвар Капуцинок», «Вокзал Сен-Лазар», «Завтрак на траве», «Женщины в саду», «Мост Ватерлоо в пасмурную погоду».

Его первые картины поражали своей грамотной колористикой, компоновкой и использованием иллюзионистических эффектов. Позднее он начал двигаться в сторону импрессионизма. Первое время все его произведения отвергались и Моне находился в критическом финансовом положении, что чуть было не толкнуло его к самоубийству. К счастью, он получил неожиданную помощь и все-таки смог продолжить свою работу, а вскоре создал свой шедевр – пейзаж «Бульвар Капуцинок в Париже». А произведение «Впечатление. Восходящее солнце» дало название движению импрессионизма. Художник много путешествовал и постоянно рисовал поверхность воды. Последние годы своей жизни он провел в селении Живерни, где жил в доме с великолепным садом, и это место для него стало неиссякаемым источником вдохновения.

Где почитать о художнике: М. де Декер «Клод Моне», К. Бьерк и Л. Андерсон «Линнея в саду художника», К. Хейнрих «Моне».

Сочинение-эссе «Человек – винтик или творец истории?»

Моя точка зрения однозначна – человек, любой, даже самая «мелкая сошка», является творцом истории. И в пользу моего утверждения я могу привести несколько аргументов.

Ежедневно каждый из нас сталкивается с выбором: помочь или пройти мимо чужих проблем, отстоять свои взгляды или промолчать, сделать что-то или пройти другим путем. Каждый день мы выбираем, что же важнее для нас. Пойти на тренировку по карате или прочесть книгу, помочь маме постирать или засесть за «Миром танков».

А наш выбор всегда имеет последствия. Вчера я помог добраться до дому мужчине, которого скрутил приступ боли – по причине камней в почках. Думаю, он будет вспоминать меня добрым словом. Может, этот парень когда-нибудь станет выдающимся ученым и найдет лекарство от рака.

Примером из истории того, как масштабные мировые события творились так называемыми людьми-«винтиками», неприметными и даже серыми, может служить начало Первой мировой войны на планете. В 1914 году австрийский наследник престола был убит простым студентом Гаврилой Принципом, что привело к международному конфликту держав, а затем и к войне.

Вот и обратный случай: жил себе когда-то, еще при царе в городе Боровске скромный учитель математики. Богат не был, но и в нищете не прозябал, растил множество детей. Его частенько грозились уволить из школы за трактаты о полетах на небо, ракетах и других планетах.

Я сейчас привел пример жизни «отца русской космонавтики» Константина Циолковского… Этот человек всю жизнь чувствовал и считал себя «винтиком». Только в пожилом возрасте он получил признание в научном мире и осознал, что все это время поворачивал исторический процесс в сторону прогресса. Так и каждый из нас может еще не понимать, какую большую роль он играет в мировой истории.

Был ли советский человек лишь «винтиком», в то время как современный якобы во всем свободен? Я уверен, что нет, потому что каждый советский человек точно так же ежедневно делал свой выбор и его действия понемногу творили историю. И атеист, который рисковал искать истину самостоятельно, и баптист, что отказывался служить в армии даже под страхом наказания. И даже модница, первая подстригшая волосы по-мужски и надевшая короткую юбку, подавшая этим пример другим озорным девчонкам. Другое дело, что любой тоталитарный режим, какой был и в СССР, стремится ограничить свободу человека: от свободы выбирать прическу и длину юбки до свободы вероисповедания. Либо атеизма.

Поэтому, как я считаю, советскому человеку было труднее выражать свой выбор. Но не более. Все возможно. А жажда самовыразиться в человеке преодолевает любые препятствия.

Карл Брюллов и мертвая рука Крылова

Карл Брюллов, известный представитель классицизма и романтизма в русской живописи, взялся как-то раз за портрет Ивана Андреевича Крылова. Вообще-то, люди у Брюллова получались на славу: «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень», «Всадница»… Но в случае с портретом баснописца что-то пошло не так. Брюллов писал, писал, писал…

Крылов замучился позировать и даже пошутил, что не доживет до конца работы. И как в воду глядел.

Брюллову с горя расхотелось заканчивать портрет, на котором осталось написать одну лишь руку. Завершить произведение мастера взялся его ученик и в будущем известный художник Фаддей Горецкий. Картина была закончена. Жаль только, руку критики не оценили и назвали «мертвой».

К. П. Брюллов «Портрет И. А. Крылова» (1839)

“Полет влюблённых”. Марк Шагал, 1914-1918

Шагала всегда считали неоднозначным художником. Взять хотя бы эту картину – гротеск вперемешку с романтикой, кубизм вперемешку с наивностью и символизмом.

Картина в прямом смысле иллюстрирует полет двух влюблённых (по некоторому мнению полет самого художника и его невесты Беллы Розенфельд) – романтическое понимание выражения “на седьмом небе от счастья”. Однако, если присмотреться, то пролетают они весьма над странными образами – человеком со спущенными штанами, например. Или над козлом, что жуёт траву. Все это создаёт невероятно странное настроение картины – с одной стороны художник показывает возвышенность человеческих чувств, с другой же низменность физических нужд и моральных устоев.

Искажение, элементы кубизма, достаточно яркая цветовая гамма, гротеск – эти четыре приметы позволят узнавать Шагала в толпе и запоминать его произведения, что отображают обычную жизнь человека.

11 скрытых символов «Постоянства памяти», узнав о которых вы начнете понимать и другие картины Дали

  • 20+ человек рассказали, какие очевидные вещи осознали только недавно
  • 12 видов животных, которые прямо на наших глазах могут исчезнуть с лица земли
  • 20+ раз, когда таксист и пассажир катастрофически не поняли друг друга
  • Посмотрите, как преобразились 14 красивейших городов мира в ожидании Рождества
  • 15+ мифов о правильном питании, из-за которых так трудно похудеть
  • Вот как бы выглядели 17 знаменитых женщин, если бы родились мужчинами
  • 15 секретов зоомагазинов, которые не спешат раскрывать продавцы
  • Почему нам кажется, что современные актеры играют хуже советских
  • 13 кадров, которые обезоружат создателей хорроров. Ведь на них раскрыты главные кинотрюки
  • Покажите собаку ветеринару, если заметите эти 12 симптомов
  • Молодая мама рассказала, почему отпуск по уходу за ребенком пора перестать называть отпуском
  • Почему весь мир в восторге от Билли Айлиш
  • Я решила на неделю отказаться от бытовой химии, чтобы понять, можно ли без нее жить вообще
  • Женщины рассказали без утайки, каково это — встречаться с иностранцем
  • 30+ примеров того, в какие несуразицы люди верят в детстве
  • 15 историй про людей, которые попадают в неловкие ситуации практически на каждом шагу
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: