Неравный брак
1860 год. Россия на грани отмены крепостного права. Мечтатели читают Тургенева и что-нибудь про Московскую Русь, суровую и чистую нравом. Девушки начинают бороться за право образования, за право делать карьеру, зарабатывать деньги. Надежда Суслова, которая скоро станет первой в истории русской женщиной-врачом, уже успешно штурмовала Цюрихский университет, пообещав в своём дневнике привести за собой тысячи; эти тысячи втайне готовят к поступлению прогрессивно настроенные профессора Москвы и Петербурга. Девушка по имени Валентина Бергман, почти девочка, принятая было в консерваторию Санкт-Петербурга, к изумлению многих, перечёркивает все свои шансы: идёт на конфликт с её директором Антоном Рубинштейном.
Любовь эта, откровенно говоря, не слишком прилична. Серова она смущает — и с тем большим пылом юная Бергман пытается от искусства перейти к делам сердечным. Нет, ничего эпатирующего — она смотрит пылающим взором, обсуждает новинки литературы и особенно… Особенно — темы любви. Наконец, ситуация доходит до точки, когда приходится выбирать — или всё строго вернуть в русло отношений ученицы и учителя, или жениться. Такой точки в середине девятнадцатого века достигали куда раньше, чем в наши времена.
Валентин Серов и жена Ольга
1863 год. Серов и Бергман женятся. Мода на разницу в четверть века прошла давным-давно. Сестра Бергман младше своего мужа всего на четыре года, Ковалевская своего — на восемь лет, разница в год будет с первым мужем у той самой Надежды Сусловой. Брак Серова и Бергмана — несомненная пошлость; знакомые и друзья их обоих пытаются обыграть, придать ему вид разумного, судьбоносного. Ведь и он, и она — талантливые композиторы, что, если им суждено основать музыкальную династию? Когда через неполных два года после свадьбы у Серовых родился сын, его встретили уже ожиданиями. Он их, конечно, не оправдал.
Упрямый художник
Ещё маленьким Серов удивлял и пугал Репина своей манерой работать. С недетской серьёзностью и недетским же упорством. Не отвлекаясь. Хладнокровно заново перерисовывая и переписывая уже законченные, но неудавшиеся участки — на чём часто теряли дух ученики постарше. С неподвижным лицом, на котором жили, кажется, только светлые глаза — очень быстрым движением мальчик бросал взгляд на объект, и глаза его тогда коротко сверкали.
Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени
В середине дня Репин отправлял Тошку на улицу гулять. Если бы он этого не делал, мальчик бы не попросил сам, и вовсе не из-за стеснительности. Его устраивало работать часами. Всё детское ему было как будто чуждо.
Когда Валентин вырос, обнаружилась ещё одна странность. Все его портретные наброски выглядели карикатурами, заставляя понервничать наблюдателей и модель. И только когда эти карикатуры обрастали краской, всё вставало на свои места — портрет становился невероятно живым. Когда рядом висели портреты от Серова и признанного мастера Репина — репинские превращались в мёртвое полотно, настолько они проигрывали серовским в экспресии.
Девочка с персиками. 1887
Рисуя портреты, Серов обнаружил, что ему отвратительны люди. Без шуток: его зрение было устроены таким загадочным образом, что он только усилием воли мог сконцентрироваться на общем образе, выкидывая из него лишние детали. Детали он видел как будто сразу все, вплоть до пор на коже, и это его очень раздражало. Ещё его раздражало то, что модели порывались обсуждать неоконченные портреты. В таких случаях он прекращал работу и больше к ней не возвращался.
Но один из отказов вызвал настоящий скандал. Уже на пике славы художник стал получать постоянные заказы от царской семьи. Он оставил множество портретов, и, увидев новый портрет, Романовы торопились заказать ему следующий. Но однажды императрица с мужем зашла в мастерскую художника посмотреть, как идёт работа над её образом. Ещё не готовый, портрет выглядел довольно карикатурно. Александра Фёдоровна не стерпела, и, вооружившись кистью, стала показывать: вот тут надо добавить, тут убавить…
Летом. Портрет Ольги Серовой. 1895
Серов некоторое время крепился, но потом подал царице палитру и объявил, что дописывать она будет сама. Александра Фёдоровна, вспыхнув, побежала на выход. Следом было бросился царь, но всё же вернулся и попытался уговорить художника продолжить работу. Серов отказался наотрез и больше не принимал ни одного заказа от Романовых. Это выглядело как упрямство, обидчивость, даже мелкая злоба, но Серов был так устроен, что физически не мог себя заставить продолжить работу после замечаний.
Дети. 1899
Похищение Европы
Картина «Похищение Европы» была создана в 1910 году. Ее сюжет был взят из мифологии.
Зевс полюбил дочь царя Агенора Европу. Он явился к ней и к ее подругам в образе красивого быка. Девушки играли с ним. А когда Европа села на спину быка, он поплыл с ней на Крит. Там она стала женой Зевса.
Идея написать эту картину появилась у художника после посещения Крита в 1907 году, где он изучал остатки Кносского дворца.
У него получилось монументальное панно. Его бык – рыжий, а не белый, как до этого было принято его рисовать. Цвет выбран не случайно. На фоне сине-фиолетового моря ярко-оранжевое пятно смотрится особенно выразительно.
Дом, не знающий тишины
У Серова собирались люди с именами, перед которыми будут трепетать грядущие поколения: Тургенев, Ге, Антокольский. Они вели чинные разговоры о народе, о будущем России, о её славном прошлом, об искусстве… И время от времени вздрагивали от взрывов хохота и выкриков в саду Серовых — там гуляла со своими друзьями Валентина, начинающая входить в известность композиторша или, как предпочитали говорить славянофилы, композиторка.
Валентин Серов
Все её друзья были нигилисты, народники, социалисты, барышни-эмансипе; нестриженные парни, откромсавшие косы девицы и уже замужние молодые дамы; революционные идеи, громкое презрение к устоям, условностям, стереотипам, половой озабоченности «старого общества» (да, эта тема всплывала в разговорах молодёжи постоянно — как ответ на рассуждения о приличиях, которые надо соблюдать и именно ради них не давать девушкам учиться).
Она разрабатывала новые концепции в сфере дошкольного образования (и вошла с этим в историю). Племянник ей был очень кстати. Он был случаем интересным: почти до трёх лет не разговаривал, почти не проявлял эмоций и казался даже иногда отсталым (хотя на деле был очень наблюдательным и размышляющим мальчиком). Так что тесно общаться с мамой Валентин начал довольно поздно. Зато от мамы он получил прозвище: Тошка. Потому что Валентошка. Так его все и звали.
Когда Валентину было четыре года, родители повезли его в гости к Вагнеру, в смысле, тому самому, композитору — другу Александра Серова по переписке. Лето у Вагнера было сказочным, хотя недолгим. Тошку привело в восторг имя собаки — Русс (оно означало просто «чёрный», но мальчик уверял, что пёс тоже русский), он бегал с маленькой Евой Вагнер по саду.
Через два года умер его отец, а мать отправилась доучиваться в консерваторию. Самого Тошку отправили пожить в Смоленскую губернию, в нечто вроде экспериментального лагеря, проекту Натальи Николаевны Коган. Тогда это называлось колонией.
Валентин Серов с мамой и няней
Александр Серов
Без отца
Ему было 6 лет, когда отца не стало. Мать ушла из консерватории и уехала в Мюнхен – здесь тогда была сильная композиторская школа. Сына пристроила к своей подруге, Н.Н. Друцкой-Соколинской, которая в своём имении Никольское Смоленской губернии основала экспериментальную коммуну (из детей растили идеальных граждан). Единственное, что здесь нравилось мальчику, так это природа. Тогда же он начинает рисовать, особенно привлекали лошади, которые стали его любовью на всю жизнь. Однажды воспитательница в наказание порвала рисунки – в биографии художника Серова обида на эту неумную женщину сыграла особую роль, она застряла занозой, и он навсегда запомнил, что к детям надо быть чутким и внимательным. Коммуна долго не продержалась, и Тошу отвезли к матери в Мюнхен.
Но он был помехой в занятиях матери музыкой, и его снова пристроили к чужим людям. Фрау Риммершмидт была доброй женщиной – Серов всю жизнь её вспоминал с благодарностью.
Обучение
А Валентин продолжил в Москве свои занятия с Репиным, который к тому времени уже вернулся в Россию и поселился в Хамовниках. Также Серова определили на учёбу в третий класс первой московской прогимназии. Учиться парню не нравилось совсем, худшего ученика в классе вряд ли можно было отыскать, зато его рисунками восхищались все.
Когда уезжали с Украины, мама Валентина Семёновна оказалась беременной и в 1879 году родила дочь Надежду. Весной мать с младшими детьми уехала в Новгородскую губернию, а старшего Валентина оставила в Москве у своих родственников.
Но 14-летний юноша больше жил у Репина и под его руководством начал много и усердно работать. Репин писал портреты масляными красками, а Серов копировал их карандашом, так он учился передавать светотеневые эффекты. Юноше всё больше нравилось рисовать натюрморты, но уже в 1879 году он написал первые свои знаменитые портреты – мецената Саввы Ивановича Мамонтова и членов его семьи, а также своего учителя Репина.
Из гимназии Серова отчислили, и он с чистой совестью стал путешествовать с учителем Ильёй Ефимовичем. Репин много ездил, чтобы собрать материалы для своих работ, а Валентин всюду следовал за ним. Они проехали через всю Украину и Крым, побывали также в местах, связанных с Запорожской Сечью, а на лето уезжали в Абрамцево.
В 1880 году Репин направил Серова в Петербург, где парень поступил в Императорскую Академию Художеств. Как и советовал ему Илья Ефимович, Серов попал в класс П. П. Чистякова, который уже воспитал не одно поколение талантливых художников – Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля.
Валентин беспрекословно подчинялся Чистякову, порой его мнение было важнее для него, чем репинское. И Чистяков в свою очередь любил способного студента, гордился им и первым открыл юному художнику сокровища Эрмитажа. Он говорил о Серове, что «не встречал ещё в своей жизни человека, которому бы в такой полной мере природа отпустила талант в постижении художественного искусства. У него всё было превосходно: светотень и колорит, рисунок и характерность, композиция и чувство цельности».
Желание Серова творить самостоятельно было слишком велико, и, не окончив курса, он покинул Академию. Своё дальнейшее художественное образование он получил в голландских и итальянских музеях, где изучал живопись Европы.
Портрет Мики Морозова
На картине «Портрет Мики Морозова» вы видим 4-летнего мальчика, рожденного в семье состоятельного промышленника, который был и известным меценатом.
Когда он вырос, смог стать известным литературоведом и театральным критиком, изучал творчество Уильяма Шекспира, был главным редактором англоязычного журнала News.
Пока же мы видим мальчика, нарисованного в своем любимом кресле. Он сидит, но заметно его желание как можно быстрее вскочить и убежать.
Портрет получился очень выразительным. Глаза наполнены наивной шаловливостью, рот ребенка немного открыт и, как будто он хочет о чем-то рассказать.
Критики называют эту картину гимном беззаботного детства. Друзья Михаила не раз отмечали, как художник точно изобразил мальчика, т.к. сходство было очевидно, даже когда он повзрослел.
Лучшие картины Серова
«Девочка с персиками». На портрете изображена Веруша, одиннадцатилетняя дочь состоятельного промышленника и мецената Мамонтова. Картина была написана в 1887 году, когда самому Серову было двадцать два года.
«Девушка, освещенная солнцем». На нем изображена двоюродная сестра Марии Симонович, которая успела выслать полотно из Франции незадолго до своей смерти из Парижа в Третьяковскую галерею, где оно находится и по сей день.
Портрет, на котором изображен Иван Абрамович Морозов. Выполнен в стиле Матисса, чья картина виднеется на заднем плане.
«Похищение Европы». На создание данного шедевра Серова подтолкнуло предпринятое накануне путешествие на остров Крит, где он в сопровождении своих друзей близко познакомился с древнегреческой культурой и ее неповторимой мифологией.
Портрет Николая II, который Серов писал преимущественно по фотографиям. На сегодняшний день находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам царь высоко оценил таланты Валентина Серова, оказав материальную помощь семье художника после его внезапной смерти.
Портрет, на котором изображена Мария Акимова. На сегодняшний день полотно находится в Национальной галерее Армении.
Портрет Шаляпина, который был написан в 1905 году при помощи угля. Сам Шаляпин был большим другом семьи Серовых, и частенько захаживал к ним в гости.
Другие работы, которые также считаются знаменательными в творчестве Серова
- Портрет, на котором изображен художник Константин Коровин.
- Портрет Исаака Ильича Левитана.
- Картина коронации Императора Николая II.
- Портрет Иды Львовны Рубинштейн.
- Портрет, на котором изображен четырехлетний сын мецената и магната Мика Морозов.
- Картина, которая называется «Дети» (на ней изображены юные Юрий и Александр Серовы, сыновья Валентина Александровича).
- Полотно под названием «Петр I», написанное художником в 1907 году.
- Портрет княгини Орловой.
- Портрет Ильи Репина.
- «Баба с лошадью».
- Картина «Солдатушки», написанная Серовым на основании трагических исторических событий, известных как «Кровавое воскресенье».
- «Стог сена».
- Картина, на которой изображено окончание Куликовской битвы.
- «Открытое окно».
- Серия работ, написанных художником во время пребывания в Домотканово («Октябрь», «Заросший пруд» и другие). В картине «Заросший пруд» Валентин Александрович показывает свои выдающиеся способности живописца, создав глубокое произведение, на котором природа описывается в первозданном виде с минимумом лишних эффектов.
- Портрет, на котором изображен великий князь Павел Александрович.
- Портрет Елены Рерих, написанный в 1909 году.
Своеобразной визитной карточкой автора является написанный им автопортрет, раскрывающий особенности характера и поведения Валентина Александровича перед искушенным зрителем. Работы Серова оказали огромное влияние как на его современников, так и на развитие русской и мировой культуры.
История создания и судьба портрета Николая II
«Может, Вы сами поправите, Ваше императорское величество?» «В этом доме я больше не работаю.»«Это была совершенно немыслимая реакция для любого русского художника, но для Серова она была естественной: всё, что он хотел сказать о царской семье, он уже сказал.»
Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. (1901).Государственный Русский музей.| Фото: livejournal.com.
«Серов передал заурядность царя, его неспособность руководить огромной страной, даже растерянность его перед этой величайшей ответственностью, волей случая выпавшей на его долю. И царя становится по-человечески жаль, даже проникаешься сочувствием к этому маленькому человеку»,- писали критики.
Валентин Серов. | Фото: vserov.ru
«…его редкую живость и веселость нрава. Несмотря на небольшой рост и плотное сложение, он был легок, изящен в движениях, в домашних спектаклях в Абрамцеве или в Москве изумительно плясал, исполняя партию танцовщицы или комическую роль слуги.» «Я неразвратим»
Надгробный памятник на Новодевичьем кладбище. | Фото: jewish-memorial.narod.ru
«Две основные черты характера, которыми он резко отличался от всех окружающих, объясняют все его искусство: правдивость и любовь к простоте»современники опасались ему заказывать портреты и позировать.
Валентин Серов и значение его творчества для наших современников
Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь
В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой. К примеру, огромный портрет известной танцовщицы Иды Рубинштейн был воспринят критиками как выходящий за рамки любых стилей, бездарный и даже ужасный. Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Тем не менее на сегодняшний день Валентин Александрович входит в число русских художников, картины которых ценятся больше всего не только на родине, но и далеко за ее пределами. Дороже можно приобрести только работы таких мэтров, как Алексей Явленский, Марк Шагал, Казимир Малевич и Василий Кандинский.
Серов стал, сам того не ведая, образцом для подражания для нескольких поколений художников, вдохновленных его работами. Смелость автора, позволяющая смело экспериментировать с различными стилями и выходить за рамки общепринятых мнений, позволили другим художникам почувствовать уверенность в собственных силах и начать работать так, как требует их интуиция, а не в угоду сложившимся стереотипам и шаблонам.
На сегодняшний день работы Серова находятся в музеях, галереях и частных коллекциях.
Самые известные картины Валентина Серова
Картины Валентина Серова, особенно портреты, привлекают внимание своей точностью: художник словно заглянул в душу каждому из героев. Вот самые известные произведения автора:
- «Девочка с персиками» (1887) — моделью послужила Вера — дочь мецената и коллекционера Саввы Мамонтова. В усадьбе Мамонтовых художник проводил время в детстве.
- «Девушка, освещенная солнцем» (1888) — запечатлена Мария Симонович — кузина живописца. Ей приходилось часами позировать в жаркие летние дни.
- «Портрет Николая II» (1900) — написан в основном по фотографиям. Последний законченный портрет императора, созданный художником.
- «Портрет Марии Акимовой» (1908) — живописная работа на грани между реализмом и импрессионизмом.
- «Портрет Ивана Морозова» (1910) — выполнен в манере Анри Матисса (Henri Matisse), картина которого заметна на заднем плане.
Некоторые работы мастера можно приобрести на мировых аукционах. В каталогах сайта Very Important Lot представлены как произведения современных художников, так и предметы антиквариата. Также здесь можно недорого купить картины живописцев прошлых эпох.
Жизнь знаменитого художника
Валентин Александрович родился 19 января 1865 году в семье известного петербургского композитора и по совместительству музыкального критика и его ученицы, Марии Бергман. Он с самого раннего детства был окружен различными представителями творческой среды и богемы. Несмотря на это, мальчик зачастую был предоставлен сам себе, что отразилось во всей его дальнейшей изобразительной деятельности.
Портрет И. Репина. 1892 г.
Оставшись без отца в весьма юном возрасте, Валентин вынужден был переезжать с места на место, успев пожить в Мюнхене, Париже, Киеве, Москве.
Валентин был отдан в ученики знаменитому мастеру изобразительного искусства, Илье Репину, который смог разглядеть в мальчике огромные способности и таланты, что и было поворотным моментом в жизни юного Серова.
Быстро овладев азами художественной науки, он уже некоторое время спустя стал не только копировать труды гениального Репина, но и создавать свои работы, обладающие собственным стилем и неповторимым обаянием.
В 1880 году Валентин решил отправиться в путешествие по Украине, Крыму и Кавказу, где его сопровождали друзья и приятели.
Портрет Александра III с рапортом в руках. 1900. Холст, масло. 160 х 107
В 1890 году он заслужил определенный почет и уважение многочисленной публики, а от заказов на написание портрета от известных людей своего времени не было отбоя. В этом же году он стал преподавать изобразительное искусство, а еще несколько лет спустя Серов удостоился чести писать портрет Императора Александра III в сопровождении семьи.
На протяжении 1900 года художник создал ряд ставших в дальнейшем знаменитых работ, среди которых портрет царя Николая II, его дяди и других персон, приближенных к императорскому двору. В этом же году мастер оставил членство в Товариществе передвижных выставок, в котором он на протяжении нескольких лет занимался активной организаторской и пропагандистской деятельностью.
В 1903 году Серова выбрали на руководящий пост объединения под названием «Мир искусства», однако мастер предпочел от него любезно отказаться. В этом же году он серьезно заболел, однако благодаря вмешательству врачей и вовремя проведенной операции, его проблемы с перитонитом были на некоторое время решены, и художник «вернулся обратно в строй».
Портрет княгини З. Н. Юсуповой. 1902 г.
Вплоть до 1911 года Валентин Александрович трудился буквально не покладая рук, и за этот период он успел создать внушительное количество шедевров и знаменательных работ. Его полотна выставлялись на самых престижных выставках, а слава опережала художника, поэтому за возможность быть изображенными именно Серовым многие состоятельные люди готовы были отдать серьезные деньги.
В этот период мастер нарисовал такие известные полотна, как «Портрет Иды Львовны Рубинштейн», «Похищение Европы», портрет Грузенбергов, Олсуфьевы и другие.
Скончался он внезапно 22 ноября 1911 года по дороге на очередной портретный сеанс. Останки великого деятеля были перезахоронены и покоятся на Новодевичьем кладбище.