Василий тропинин: жизнь и творчество художника

Тропинин василий андреевич

Полотно «Иней»

Больше всего любил изображать зимние картины природы Грабарь. Картина мастера «Иней», написанная в 1905 году, является одной из лучших его ранних работ. В ней в полной мере проявился талант живописца в изображении всех оттенков и цветов зимнего покрова. Сам художник говорил, что именно иней дает возможность художнику в полной мере использовать всю палитру красок, так как этот снежный покров постоянно меняется, каждый раз давая новую пищу уму и фантазии. На этой картине изображены березы, покрытые тонким слоем снега.

Следует отметить, что на этом полотне автору удалось не только показать иней во всей его чистоте, но и передать общую гармонию, царившую в природе. Это ему удалось за счет нежно-сиих красок неба и белоснежного цвета берез. Иней рисовал в разное время суток и при любом освещении Грабарь. Картина с одноименным названием была создана им в 1918 году. Она написана в более сдержанных тонах и уже не производит такого жизнерадостного впечатления, как первая, однако общий тон сохранился: рисунок снова дышит покоем и тишиной, которую автор передал в поэтичной картине лесной дороги.

Menu

Не вызывает сомнения тот факт, что оба портрета и кисти Кипренского и кисти Тропинина — выдающиеся произведения русской живописи. Уже при жизни Пушкина считали гением. Тем более интересно как рассматривали его современники, каким видели и каким хотели донести его образ до будущих поколений.

Содержание портрета Кипренского – это мысль и вдохновение, красота творческого деяния и высокое предначертание «избранника муз». Чистое, незамутненное чело, лицо спокойное и значительное, величавая, полная достоинства поза. Взгляд, устремленный вдаль, поверх зрителей, строгий сюртук и плед, перекинутый через плечо. Перед нами предстает поэт, историческое и всеобъемлющее значение которого не вызывает сомнений. Подмечена затаенная скорбь и тревога в глубине глаз, едва уловимая горечь в изгибе губ. Художнику удалось не только передать сходство, характер и психологию модели, но и уловить, и донести до зрителя редкостное мгновение творческого вдохновения, рождение поэтической мысли.
Тропинин видел Пушкина несколько иначе. Он не слагал возвышенных гимнов и элегий, он говорил чистым и ясным языком. В его произведении Пушкин дома, он одет в просторный халат, рубашку с мягким открытым воротом, вокруг шеи небрежно повязан платок. Образ поэта становится от этого мягче, интимнее, доступнее. Но художник не приземляет Пушкина, не низводит изображение великого поэта до уровня обычного жанрового портрета. Облик Пушкина исполнен высокой духовности, значительности, чувства собственного достоинства. Это не классик и романтик, как у Кипренского. Общительный и остроумный, злой и язвительный к врагам, нежный и мягкий с друзьями, мыслитель и писатель, поэт и прозаик – таким предстает Пушкин в портрете кисти Тропинина.

Портрет, написанный Кипренским, дает образ Пушкина – великого русского поэта. Тропинин пишет Пушкина таким, как он есть: в домашнем халате, растрепанным. В портрете Тропинина нет поэтической силы, присущей работам Кипренского, но зато он ближе к жизни и человечнее. Только всеобъемлющий гений Пушкина мог воедино соединить контрасты истории и культуры. Кипренский и Тропинин, каждый по-своему, отобразили одну из граней. Оба эти портреты великолепно дополняют друг – друга.

«Гитарист», Тропинин

Год написания: 1823Размер: 83,3 × 65 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Вариант 1 — Кратко

7 предложений/ 90 слов

Картина Василия Тропинина «Гитарист» — это поясной портрет молодого музыканта, играющего для своих слушателей. По мнению некоторых критиков, в образе героя отразились черты известного композитора и исполнителя того времени Владимира Моркова.

На полотне музыкант изображён в простой домашней одежде — белой рубахе с широким воротом и просторном сером халате. В руках герой держит семиструнную гитару. Его длинные тонкие пальцы виртуозно скользят по грифу.­Красивое лицо молодого человека, окружённое копной вьющихся русых волос, выглядит одухотворённым, на щеках героя розовеет румянец. Играя музыку, гитарист смотрит прямо на зрителя своими большими выразительными глазами.

Вариант 2 — Подробно

17 предложений/ 219 слов

Мастер жанрового портрета Василий Тропинин создал множество замечательных картин, изображающих представителей различных профессий за работой. Особое место в его коллекции занимают портреты гитаристов. Образ музыканта, играющего для своих слушателей, завораживал художника.

На одной из таких картин мы видим симпатичного молодого человека, который держит в руках семиструнную гитару. Длинными быстрыми пальцами левой руки он зажимает на её грифе аккорды, а правой рукой перебирает струны.

Гитарист изображён художником по пояс. Круглое лицо героя, обрамлённое копной вьющихся русых волос, выглядит одухотворённым. На щеках музыканта сияет румянец, а в его больших глазах мерцают едва уловимые азартные огоньки. Заметно, что юноша сам получает большое удовольствие от игры

Нравится ему и внимание благодарных слушателей

По мнению некоторых критиков, в образе молодого человека на картине Тропинина можно узнать черты известного гитариста того времени Владимира Моркова. Он был создателем собственной гитарной школы и сочинил множество произведений в переложении для своего инструмента.

На портрете мы видим Владимира в простой домашнее одежде. Слегка мятая белая рубашка с широким воротом, накинутый поверх неё серый халат, — всё это придаёт облику героя непринуждённый романтический характер.

Сейчас музыкант выступает не перед большим залом, а перед узким кругом слушателей. И зритель словно бы становится частью этой маленькой группы людей, которым посчастливилось присутствовать на замечательном камерном представлении. Глядя, как руки молодого музыканта виртуозно скользят по грифу, он буквально слышит в воздухе мелодичное звучание струн.

см. также:Все сочинения-описания картин

Краткая биография

Васи́лий Андре́евич Тропи́нин
родился 30 марта 1776 года, с. Ропино, Новгородская губерния — 3 мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

В. А. Тропинин. Семейный портрет графов Морковых, 1813 г.

Василий Андреевич Тропинин родился 1 апреля 1776 года в селе Ропино губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова, и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова — подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.

У него появился сын — Арсений. До 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу — под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской Академии художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного
художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Описание картины Тропинина «Кружевница»

На нейтральном, слабо освещённом фоне за простым деревянным столом да на таком же стуле, слегка наклонившись, сидит девушка. Перед ней специальная конструкция – так называемый станок для плетения кружев, сделанный скорее всего из берёзы (станок и коклюшки из прочной берёзовой древесины в России ценились больше всего). Молодая рукодельница очень мила, лукавый взгляд её устремлён прямо на зрителя – словно кто-то вошёл, вызвав на губах лёгкую улыбку. Девушка в простой одежде – в светло-сером платье с рукавом-фонариком, на шею накинут нехитрый платочек. Тёмные волосы собраны на затылке в аккуратную причёску, из которой выбилось несколько кудряшек у юного лица. Нежные руки ещё не огрубели от работы, изящные пальцы ловко перебирают коклюшки и подхватывают булавки для скалывания рисунка кружева. По-видимому, девушка старается над украшением белья. За настольным станком на краю стола лежат небольшие ножнички – так и представляется, как кружевница ловко поддевает их, чтобы в нужный момент перерезать нить.

Владимир Боровиковский

Еще один известный российский портретист — Боровиковский. Его личность связана с появлением сентименталистского жанра. Он писал полноценные портреты и миниатюры маслом. Наиболее известные образы:

  • Павла Первого;
  • Куракина;
  • Жуковского;
  • Державина;
  • Безбородко с дочерьми.

Он создал специальную композицию для изображения женских образов. Все его натурщицы были написаны на природном фоне, при этом они держали в руках цветы или фрукты. Каждая девушка изображалась исключительно по пояс, она обязательно на что-то опиралась. Постепенно стиль Боровиковского стал типичным для всей его эпохи. Его современники перенимали у него опыт и знания. Благодаря этому портретиста стали называть историографом.

Описание картины Василия Тропинина «Портрет Пушкина»

Василий Тропинин, 1827 год, картина «Портрет Пушкина», Фото: art-portrets.ru

Название Портрет Пушкина
Страна, художник Россия, Василий Тропинин
Год 1827
Жанр Портрет
Находится Пушкинский музей, Санкт-Петербург
Материалы холст, масло

История происхождения этой картины является загадкой. Некоторые исследователи считают, что его заказал друг Пушкина Соболевский. Другие уверены, что поэт сам обратился к художнику за собственным изображением. В любом случае, из-за известной неусидчивости Александра Сергеевича, Тропинину приходилось ловить его в гостях и делать эскизы буквально в походной обстановке.

Тропинин выбрал поясной портрет, изобразив литературного гения сидящим за письменным столом. Одной рукой он облокотился на столешницу, из-под широкого рукава видны бумажные листы – возможно, это новая незаконченная поэма.

Выбор наряда для героя можно считать вольной фантазией живописца. Одежда на поэте совсем простая, домашняя, словно в противовес портрету Кипренского, где художник изобразил Пушкина настоящим денди, одетым по последней моде.

Александр Сергеевич облачен в белую рубашку с поднятым воротником, вокруг шеи повязан шелковый изумрудный шарф, а на плечи небрежно наброшен домашний свободный халат – в девятнадцатом веке такая одежда считалась признаком свободолюбия и вольного нрава.

На ухоженной руке с длинными заостренными ногтями надеты два перстня. Один был подарен поэту Елизаветой Воронцовой – этой женщине были посвящены многие пушкинские стихотворения. Пушкин считал кольцо своим талисманом, приносящим удачу, и никогда с ним не расставался. О происхождении второго перстня историкам ничего не известно.

Других значимых деталей на холсте нет, поэтому внимание зрителей сосредотачивается на лице героя. Современники отмечали, что художнику удалось передать настоящее, «живое» выражение лица, которое было свойственно Александру Сергеевичу

На портрете зритель видит Пушкина как умного, свободомыслящего человека, ценящего правду и справедливость. Также видны порывистость и неусидчивость поэта – кажется, что он вот-вот вскочит со стула и пойдет по комнате в поисках ускользающей рифмы

Современники отмечали, что художнику удалось передать настоящее, «живое» выражение лица, которое было свойственно Александру Сергеевичу. На портрете зритель видит Пушкина как умного, свободомыслящего человека, ценящего правду и справедливость. Также видны порывистость и неусидчивость поэта – кажется, что он вот-вот вскочит со стула и пойдет по комнате в поисках ускользающей рифмы.

Тропинин, как талантливый портретист, с точностью ухватил не только внешние черты, но сумел отобразить внутренний мир гения. Благодаря этому современные читатели могут узнать знаменитого поэта чуточку лучше.

Портреты самых известных русских художников

Рассмотрим ряд известных работ именитых русских портретистов, которые высоко оценили зрители и коллеги по цеху.

У Владимира Боровиковского назовем несколько чувственных портретов женщин: портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных, портрет М.И. Лопухиной и портрет Е.А. Нарышкиной. Все три работы написаны художником в течение пяти лет и стали отправной точкой для его сентиментальных портретов. В них на первое место выдвигается женственность, мягкость и чувственность девушек вместо их высокого положения в обществе, что подчеркивается спокойным гармоничным фоном, плавными линиями и мягкими переходами одного оттенка в другой. Такой подход был оригинальным для своего времени и быстро сделал художника знаменитым.

Среди многочисленных удачных портретов Перова мы в качестве примера возьмем портрет Островского. Эту картину считают одной из лучших не только среди работ художника, но и в русской портретной живописи в целом. Перов любил творчество Островского и запечатлел его без пафоса и прикрас таким, каким нередко видел. Великий драматург предстает перед зрителем в домашней одежде без эффектного фона или красивых атрибутов. Это помогает сосредоточиться на его пытливом взгляде, проницательности и глубоких эмоциях. Портрет быстро стал известным, переместился в Третьяковскую галерею и позже неоднократно печатался на марках.

Как мы отметили ранее, Илья Репин создал огромную галерею портретов популярных современников. Среди них особенно отметим портрет Мусоргского, ставший одной из известнейших работ именитого русского художника. Это единственный портрет, который был создан при жизни Мусоргского, ушедшего из жизни всего в 42 года. Нашего современника может удивить, почему великий композитор изображен с красным носом в халате и всклокоченными волосами. Но это вполне объяснимо, так как Репин спешно писал его портрет в больнице за несколько дней до кончины композитора. Художник не отступил от своих принципов реализма и показал великую личность во всей полноте и многогранности. С одной стороны, мы видим изможденного алкоголизмом, неприятием общества и болезнью человека, с другой сильного человека с ясным и пытливым взглядом.

У Кустодиева не менее популярен портрет Федора Шаляпина, ставший одним из лучших в портретной живописи мастера. Несмотря на то, что художник на момент написания портрета был прикован к инвалидному креслу, он не отказался от идеи написать большой двухметровый холст. Чтобы воплотить ее в жизнь, Кустодиеву приходилось работать над отдельными частями портрета в положении полулежа и использовать специальные устройства для наклона холста. Жанровый портрет полностью отражал народный дух оперного певца и так понравился ему, что Шаляпин высокого ценил его и бережно хранил в своем доме. Кустодиев же сделал уменьшенную авторскую копию и представлял ее на выставках. Позже обе работы были переданы в музеи, где и хранятся сегодня.

Художественные портреты в 20 веке

Двадцатый век был непростым периодом для России. Политические потрясения, две кровопролитные войны наложили свой отпечаток на развитие страны. И тем не менее искусство было живо, в послевоенные годы возрождалась живопись, в том числе и портретная. Художников было немного, но все они прошли хорошую школу.

Русские художники портретисты 20 века:

  • Козлов Энгельс — советский художник-портретист, родился в 1926 году, окончил Ярославское художественное училище, затем поступил на курс живописи Ленинградского института имени Репина. В 1956 году представил выпускной комиссии свою дипломную работу «Будет жить!» Является членом Союза художников с 1957 года. Основная тематика творчества Козлова — портреты современников.
  • Ломакин Олег — портретист-живописец советского периода, родился в 1924 году. Занимался в Ленинградской художественной школе, затем — во Всероссийской Академии искусств. В 1942 году был призван в Красную армию, воевал под Курском, где получил тяжелое ранение и был отчислен из армейских рядов. Портреты, написанные художником, выставлялись на выставках начиная с 1952 года.
  • Невельштейн Самуил (1904-1983) — портретист-живописец, окончил ВХУТЕМАС. На счету художника несколько десятков работ. Основной тематикой творчества Невельштейна были портреты современников. Портретист провел пять персональных выставок, все они прошли в Ленинграде, первый показ состоялся в 1944 году.
  • Орешников Виктор (1904-1987) — советский живописец и портретист. Народный художник Советского Союза, лауреат двух Сталинских премий. В творчестве доминировали сюжеты, посвященные достижениям в народном хозяйстве, и портреты современников. — русский портретист-живописец, родился в 1943 году. Создатель уникальных портретов исторической направленности. Активно участвует в общественной жизни, член Общественного совета при президенте России.

Репродукция картины «Гитарист» Василия Тропинина

Василий Тропинин родился в 1776 году в Новгородской губернии в семье крепостного крестьянина. Его отец получил от своего хозяина графа Миниха вольную, а остальные домочадцы были переданы в качестве приданого за дочь графа, которая вышла замуж за выдающегося военачальника Моркова.

Отец Василия Тропинина вынужденно устроился на службу к Моркову, чтобы быть рядом с семьей.

В 1798 году 22-летний Василий был отдан на обучение кондитерскому ремеслу. Но талантливый юноша, имея склонность к рисованию, втайне от своего барина стал посещать бесплатные рисовальные курсы академии художеств.

Когда Морков узнал об этом, по убедительным просьбам многих, в том числе и его двоюродного брата, он согласился определить Василия Тропинина вольноприходящим учеником в петербургскую Академию художеств.

В 1804 году его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» была отмечена самой императрицей.

Но в том же году граф Морков отозвал своего крепостного в новое имение на Украине, где назначил его управлять поместьем вместо умершего отца Василия. Он стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка.

Здесь художник жил до 1821 года, затем переселился с женой и сыном Арсением в Москву вместе с семьей Морковых.

Свободу он получил в возрасте 47 лет в 1823 году.

За представленные в 1823 году Совету Петербургской Академии Художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е.О.Скотникова» Василий Тропинин получил звание назначенного художника. В следующем году за картину «Портрет К.А.Леберехта» ему было присвоено звание академика.

С 1833 года на общественных началах он преподает в публичном художественном классе, открывшимся в Москве, впоследствии преобразованном в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1843 году он был избран почетным членом Московского художественного общества.

Им создано более трех тысяч портретов.

Умер Тропинин в 1857 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени»

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Василия Тропинина  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

План сочинения-миниатюры

  1. По каким признакам можно судить о том, что на каждой картине перед нами мастер своего дела?

  2. Внимательно рассмотри и опиши лица и руки героев, изображённых живописцами.

  3. Какие качества мастеров смогли запечатлеть художники?

  4. Чем сюжеты картин В. А. Тропинина отличаются от картин А. А. Пластова?

  5. Что в них можно найти общего?

  6. Охарактеризуйте мастерство художников, воплотивших в своих произведениях любовь и уважение к красоте труда.

На уроке обществознания я познакомилась с репродукциями картин известных русских художников В. А. Тропинина и А. А. Пластова. Картины этих живописцев хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

На полотнах Тропинина изображены две юные девушки, усердно выполняющие свою ежедневную кропотливую работу. Одеты они в крайне простые платья. Волосы их убраны в аккуратные причёски.

Руки девушек изящны и красивы, как и выполняемая юными мастерицами работа.

Девушка-золотошвейка вышивает орнамент на белом полотне, при этом её руки уверенно держат иголку и по памяти наносят затейливый узор с помощью золотых нитей. Скорее всего она выполняет чей-то заказ на продажу. Из-под её умелых рук выйдет красивая ткань на дорогое платье, а, может быть, скатерть или покрывало для дома знатного человека.

На второй картине изображена молодая девушка-кружевница, и мы, благодаря таланту Тропинина, заглянули в мастерскую, где трудится эта красивая молодая девушка. А она, словно, увидела нас и на мгновение отвлеклась от своих коклюшек и внимательно смотрит на своих нежданных гостей. А умелые руки продолжают переплетать тонкие нити, превращая их в воздушные узорчатые кружева.

На полотнах Пластова изображён быт простых жителей русских деревень послевоенного времени. Картина «Жатва» повествует об обеде деревенской семьи

Прежде всего мы обращаем своё внимание на старика-колхозника. Борода его почти полностью бела, а густые волосы, растрёпанные ветром, сплошь перевиты паутиной седины

И мы не знаем, где отцы этих ребятишек, погибли на фронте или ещё не добрались до дома после окончания Великой Отечественной войны.

В центре второй картины «Сенокос» изображены ещё одни мастера своего дела – косцы. Трое взрослых и один мальчишка, совсем подросток, который на равных работает со своими напарниками, косят душистую полевую траву. Лето для крестьянина – пора тяжёлого труда. От выполняемой работы зависит последующая зима.

Поэтому крестьяне, изображённые на полотне Пластова, с таким рвением приступают к делу. Трудолюбие – тоже одна из черт характера мастера своего ремесла. Герои обеих картин А. А.

Главным отличием картин Тропинина и Пластова, как я считаю, является использованная художниками цветовая палитра. Картины Аркадия Александровича буквально пестрят цветом. В то время как Василий Андреевич предпочитает использовать более приглушённые, можно даже сказать тёмные краски. Также важным отличием является различие исторических эпох.

Тропинин – художник XVIII – XIX веков, а Пластов – советский живописец. Следовательно, герои картин живут в разное время и в разных социальных условиях. Девушки-мастерицы явно родились и выросли в городе, в семьях ремесленников, а герои картин Пластова – жители сельской местности и выходцы из среды крестьянства. Работы В. А. Тропинина можно отнести к жанру портрета, а полотна А. А.

Пластова, в большей степени, относятся к жанру пейзажа.

Но есть у картин «Золотошвейка», «Кружевница», «Жатва» и «Сенокос» кое-что общее. И работы Тропинина, и полотна Пластова пропитаны любовью и уважением к красоте труда.

Поэтому и самих художников Василия Андреевича Тропинина и Аркадия Александровича Пластова можно также смело назвать мастерами своего дела!

Описание портрета Пушкина. Кипренский-психолог

Композиция портрета проста и естественна. Поэтому ясно, что она продумана от первой до последней детали. Корпус написан прямо, а голова чуть повернута вправо. Именно там стоит деталь, указывающая на занятие модели – муза поэзии Эрато с лирой в руке.

Из желтовато-зеленоватого фона четко проступает фигура Пушкина со сложенными на груди руками. Видны изящные ухоженные пальцы правой руки. Левая закрыта клетчатым пледом. Свет выделяет лицо с характерными чертами: чуть приплюснутым носом и полноватыми губами. Кудрявые волосы, не закрывая лицо, переходят в бакенбарды.

Поэт одет в черный сюртук. Слегка выступает белый воротник. Он подвязан платком темно-зеленого цвета. Живописец создал простой, изящный, элегантный облик.

Самое сложное в портрете – глаза. Они совершенно живые – ясные и чистые с голубоватым оттенком. Они наполнены чувством вдохновения. Выражение каждого из них, если внимательно вглядываться, различно. Правый – спокойный с легкой грустью, в левом – ирония, насмешка, легкое удивление. Этот метод применял Т. Жерико. Зритель воспринимает глаза одновременно, и потому они выражают многообразие духовного мира.

Мимика лица сдержанна и спокойна, но готова к действию. Губы закрыты не жестко и плотно, а готовы открыться, но их изгиб печален. Мягко и ненапряженно обрисованы мускулы лица.

Поэт недавно вернулся из ссылки, переговорил с императором, встретился с друзьями. Облик полон достоинства, уверенности и прилива творческих сил. В образе прочитывается сложное политическое и общественное время.

Портрет понравился поэту. Об этом говорит поэтическое послание художнику.

Кипренский О.А. «Портрет А.С. Пушкина»

Зал 8

Работа Ореста Кипренского «Портрет А.С. Пушкина» — настоящая жемчужина Третьяковской галереи. Именно этот образ поэта и писателя, знакомый нам по многим книжным иллюстрациям, остался в нашей памяти с самого детства.

Орест Кипренский считался лучшим портретистом своего времени. Портреты он писал с натуры, причем, его работы всегда отличались тщательным воспроизведением всех деталей, а кроме того, он с необычайным мастерством умел передать душевное состояние героя. Поэтому мы можем уверенно сказать, что Пушкин на картине представлен точно и правдиво.

Полотно было написано по заказу поэта Антона Дельвига, самого близкого друга поэта. По просьбе Дельвига на холсте появился символ поэзии – фигура музы с лирой в руках, которая всегда была спутницей Пушкина, его вдохновением. Это единственная деталь на картине, чуть отвлекающая нас от одухотворенного образа модели.

Обратите внимание на одежду портретируемого – белоснежная рубашка, сюртук из дорогой ткани, небрежно накинутый плед (часто его называют плащом) и атласный платок на шее. Все в этом ансамбле говорит об изысканном вкусе и элегантности поэта

В своей работе художник использует теплые золотисто-коричневые тона и лишь подкладка плаща в красно-зелёную клетку нарушает этот сдержанный благородный фон. Светлый фон вокруг головы поэта нам кажется похожим на нимб мученика.

Глаза поэта ясные и чистые, взгляд выразительный, несколько грустный и устремленный вдаль. Кажется, что он уже предвидит грядущие трагические события.

Поэт находится в творческом поиске, в раздумьях над каким-то новым произведением, он сосредоточен, его губы сомкнуты, он весь в своем мире вдохновения. Кипренскому удалось достичь гармонии в изображении поэта, удачно отобразив характер героя и его романтический образ.

Картина Ореста Кипренского «Портрет А.С. Пушкина» является шедевром Третьяковской галереи. По мнению современников, это лучший портрет поэта. Сам Пушкин также высоко ценил работу художника. После смерти Дельвига полотно находилось у его наследников, позже поэт его выкупил и не расставался с ним до конца жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: