Популярные сочинения
Сочинение Выбор жизненного пути Каждый человек на своем жизненном пути постоянно стоит перед выбором. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством различных ситуаций, которые вынуждают нас делать выбор
Сочинение Грей в повести Алые Паруса (Образ и характеристика) Артур Грей – один из главных героев повести «Алые паруса», родился и рос в прекрасном доме, в знатной семье
Единственный любимый сын с младенчества был окружён любовью и вниманием заботливых родителей
Сочинение Герои рассказа Муму (Характеристика) Произведение «Муму» считается самой известной работой И. С
Тургенева. Главными героями этого произведения являются не только люди, но и не большая собачка чьей кличкой и назван рассказ.
Сочинение 2
Произведение относится к циклу работ художника под названием «Поэма семи сказок», изображенных в смешанном стиле романтизма и символизма, и является полотном, написанным в поздние творческий период автора.
Картина выполнена на холсте в масляной технике и имеет своим композиционным сюжетом иллюстрацию сказочных народных мотивов, посвященных спящей царевне.
Структура живописного полотна представляет зрителю действие, происходящее в богатом царском дворце, где центральное место занимает изображение молодой девушки-царевны, лежащей на возвышенности, заменяющей постельное ложе.
Образ главной героини произведения представляется художником в качестве крепко спящей женщины, одетой в богатый красно-коричневый сарафан, увенчанной золотой короной на темных волосах. Одна из рук царевны свисает беспомощной плетью вниз, что подчеркивает ее крепкий и беспробудный сон.
Фон картины представляется в виде богатого убранства помещения, стены которого имеют искусную, узорную роспись, резьбу по дереву и сочный орнамент, а также яркие колонны, раскрашенные в алые тона. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей, подчеркивающих образ царевны, изображаются многочисленные герои, окружающие спящую девушку, со спокойными и умиротворенными лицами, одетыми в праздничную и нарядную одежду, также находящиеся в сонном покое.
Отдельных слов заслуживает изображение природы, представленной на заднем плане картины в виде густого дремучего леса, демонстрирующего состояние ожидания предстоящего пробуждения, находясь в беспредельной дреме. Этот акцент передается и посредством птиц и животных, иллюстрирующих всеобщее состояние сна, которое заколдованная по преданию царевна отражает и на окружающих ее людей и природу.
Отличительной особенностью полотна является использование художником холодных красок с акцентирующим добавлением теплых тонов, предающих прохладу летнего вечера и закат летнего солнца.
Картина передает ощущение присутствия колдовства, загадочности, волшебства, демонстрирующих элементы русского народного эпоса и фольклора, характеризующегося победой добра над злом. Именно поэтому смысловая нагрузка полотна отражает положительную энергетику в виде нежности, доброты, любви и искренности.
В настоящий момент картина хранится в Доме-музее, носящим имя художника и расположенном в Москве.
`
Образ в сказке
Персонаж царевна Несмеяна – нечто среднее между Спящей Красавицей и Василисой Премудрой. Первая ничего не чувствовала, находясь во сне, вторая обладала мудростью и логикой, а потому смеяться над глупостями в ее случае грешно. Характер Несмеяны совпадал с описаниями темпераментов подобных героинь восточных легенд. В них даже простая улыбка принцессы провоцировала цветение благоухающих садов, поэтому ее пытались выдать замуж за того, кто мог бы все время веселить девушку.
Спящая Красавица и Василиса Премудрая
Царь-отец всегда хотел видеть, как его любимая дочь смеется, а не плачет. Грустный лик царевны заставляет его переживать о состоянии девушки. Поэтому правитель использует любой шанс, чтобы заставить Несмеяну забыть о тоске. Смех царевны становится задачей государственного уровня. Рассмешивший царскую дочку возьмет ее в жены, чтобы веселить постоянно.
Любопытно, что даже имя царевны – Несмеяна – выбрано не случайно. Логично предположить, что оно описывает, насколько грустной была девушка. В то же время в скандинавских сказаниях упоминался персонаж по имени Сканди. Это – не смеявшаяся принцесса. Ее имя дало название государству, а также конфликтам – скандалам.
Царевна Несмеяна и Царь
Биография Несмеяны малопривлекательна. Девушка флегматична, постоянно находится во дворце и не может радоваться ничему из того, что ее окружает. Ее жизнь роскошна: отец позаботился, чтобы у дочери было все, чего может пожелать девушка такого статуса. Но ее не радуют ни немыслимые богатства и ресурсы, ни простые утешения смертных в виде солнечного света и других природных явлений. Доставить царевне удовольствие пытались все в государстве. Каких утех только не придумывали, чтобы проблеск улыбки озарил ее лицо. Но все было тщетно.
Удалось осуществить невероятное простому работнику. Угрюмая девушка весело расхохоталась от непринужденного поведения мужика, который не ставил себе цели стать ее женихом. Оказалось, что для радости героини достаточно простой, естественной и искренней глупости – такой, как чих или случайное падение.
Царевна Несмеяна (арт)
Настолько простым был работник, сумевший покорить царевну. Зарабатывавший своим трудом, он никогда не видел заслуженных денег, которые, как ни странно, ему предлагал хозяин. Скромный мужик брал свою монету, да и ту терял, подходя напиться воды у колодца. На третий год работы его угораздило сохранить деньги. На радостях работник решил мир посмотреть и себя показать. К тому моменту, как он прибыл ко дворцу Несмеяны, деньги закончились, так как по пути он помогал зверям: сому, жуку да мыши. Увидев красоты царского терема, работник обомлел и упал в грязь. Тут подоспели звери, которым он успел помочь. Они чистили его платье от грязи, и это рассмешило царевну Несмеяну.
Почему же такая мелочь смогла поразить девушку? Она – интересный персонаж для психологов. Специалисты считают, что окружающая девушку действительность чужда героине. Увидеть, насколько легка и проста жизнь, ей помогла случайность. Веселье и приятные стороны существования стали очевидными для царевны. В этом и заключается мораль сказки Афанасьева.
Войти на сайт
Она восседает на возвышении, зрительно «отсекающем» её от весёлой скоморошьей круговерти и суеты усердных целителей, развернувшейся подле ног
У столпившихся поодаль заморских женихов — ни малейшего шанса обратить на себя внимание царевны, ибо пустой и утомлённый взор её обращён то ли в абсолютное Никуда, то ли в бездну собственных раздумий
В.М. Васнецов, «Царевна Несмеяна», 1914 -1926 Её белоснежное облачение резко контрастирует с преобладающими тонами произведения
В совокупности с небрежно распущенными волосами, бледностью кожи и выразительной позой оно создаёт интереснейший эффект: образ героини как бы «выступает» навстречу зрителю, «перехватывая» на себя его внимание. Задумка живописца ясна: самым первым (а значит — главным) впечатлением наблюдателя должен стать эмоциональный холод, которым так и веет от облика сказочной царевны и ни тени улыбки
Лишь затем, проделав эту «подготовительную работу», наше сознание будет готово для путешествия по классическому «маршруту»: от переднего плана — к последующим, от общего впечатления — к символам и отсылкам; от выраженных доминант — к детальному изучению отдельно взятых элементов композиции. Но отныне уже ничто: ни трепещущие подобно алому пламени полы кафтана лихого танцора, ни пестрота собравшегося под окнами несмеяновой светлицы простонародья, ни расписные своды терема — не в силах «перетянуть» на себя «одеяло» главенствующей роли.
Фрагмент
Казалось бы: перед нами ещё одна работа, посвящённая теме народных сказок.
Однако, многое здесь остаётся неразгаданным. Отдавая должное изяществу использованных живописцем приёмов, мы пребываем в больших сомнениях касательно их конечной цели: «Улыбнется ли царевна?» Столь «многослойная», многогранная и изобилующая явно не просто так присутствующими в пространстве картины символами работа гениального живописца — простая дань уважения родному фольклору?
Фрагмент
Обращает внимание зрителя как специфично расположение и сколь различно умонастроение любопытствующих иностранных гостей, торжественно-хмурых бояр, озадаченных знахарей и «из кожи вон лезущих» скоморохов. И как далёк от всех этих попыток заполучить драгоценную улыбку (и целых полцарства в придачу) Несмеяны простой русский народ
Он — единственное (коллективное) действующее лицо данного полотна, не участвующее, а вернее даже — не допущенное в «гонке» за благосклонность царевны и прилагающийся сказочный «бонус». А уж фигура скелетообразного демона, выезжающего верхом на драконоподобной зверюге биться супротив добра молодца, «украшающая» собою своды терема, и вовсе не могла оказаться там иначе как по причине авторского намёка на некое серьёзное противостояние, зашифрованное на картине. Опять же: к чему здесь эти колонны, расписанные точь-в-точь как верстовые или пограничные столбы?
Фрагмент
Уж не является ли царевна Несмеяна вместе со своим теремом аллегорией на Россию? Особенно с учётом её крайне невесёлого положения, сложившегося к 1914 году, когда Васнецов как раз и приступил к созданию рассматриваемого полотна? В таком случае становится понятна безнадёжность жеста и усталый взгляд главной героини, «иерархия» персонажей, занимающих строго определённые положения относительно «трона» из слоновой кости, и хмурое небо за окнами, контрастирующее с надрывным весельем, царящем в торжественной зале.
Фрагмент
Словом, «Царевна Несмеяна» — наша личная Мона Лиза, только без «фирменной» загадочной улыбки. Великое произведение великого мастера, оставляющее тем больше вопросов, чем более внимательно мы вглядываемся в него.
Источник
История создания персонажа
Сказка о Несмеяне принадлежит перу Александра Афанасьева. Собиравший фольклорные легенды, он составил восемь книг. Объединенные в сборник, они изданы в период с 1855 по 1863 год. Первое издание готовил сам автор, а второе было опубликовано после его смерти. Четыре тома организованы писателем в соответствии с тематикой сказок. Афанасьев разделил их на легенды о животных, волшебные сказания, новеллы и сатирические сказки с юмором. Лубочные сказки стали отдельным направлением, выделенным в четвертый том.
Писатель Александр Афанасьев
Автор планировал создать иллюстрированный сборник для семейного чтения из 61 сказки, но цензура, препятствовавшая распространению неугодных произведений, долгое время не пропускала книгу. Сказки казались чиновникам вредными. Первое издание с публикациями вышло в 1870 году, а второе – в 1886 . Книга перевыпускалась 25 раз.
Сказание о царевне Несмеяне было в числе произведений, подготовленных Афанасьевым к публикации. Мотив и сюжет произведения были знакомы читателям, так как использовались в сказках других авторов. Например, в произведениях «Золотой гусь» и «Волшебный лебедь» центральным эпизодом становилась сцена, когда герои прилипали друг к другу, что вызывало смех у принцессы. Впоследствии она выходила замуж.
Царевна Несмеяна
Аналогичное действие происходит и в сказке «Перуонто», написанной Джамбаттистой Базиле. Проклятие колдуна заключалось в том, что героиня не могла испытывать радости. Сказка также имеет благополучный финал.
Выставка «Спящая царевна» В.М. Васнецова. История одного шедевра»
С 22 января по 23 мая 2021 года в Доме-музее В. М. Васнецова пройдет выставка «Спящая царевна» В. М. Васнецова. История одного шедевра».
Выставка «Спящая царевна» В.М. Васнецова. История одного шедевра»
Дом-музей В. М. Васнецова, один из малых музеев Третьяковской галереи, продолжает ежегодную традицию проведения временных выставок. Фокус-выставка посвящена картине «Спящая царевна» (1913–1917) Виктора Михайловича Васнецова, реконструкции истории ее создания, а также исследованию ее смыслов.
В основе сюжета картины «Спящая царевна» лежит весьма распространенный в европейской литературе сюжет о спящей красавице, широко известный в эпоху Средневековья и Новое время. Наиболее известные варианты сказки принадлежат европейским сказочникам Шарлю Перро и братьям Гримм, однако источником вдохновения для Васнецова все же стал поэтический вариант В. А. Жуковского.
Первые эскизы к картине Васнецов выполнил уже в первой половине 1880-х годов, однако реализовать замысел он не спешил. В 1901 году Виктор Михайлович задумал живописный цикл «Поэма семи сказок», в который помимо «Спящей царевны» вошли и другие сказочные картины: «Царевна-Несмеяна» (1916), «Царевна-лягушка» (1918), «Баба-Яга» (1917), «Кащей Бессмертный» (1917–1919), «Сивка-Бурка» (начало 1920-х) и «Ковер-самолет» (1920–1923; 1925).
Полотна «Поэмы семи сказок» при жизни Васнецова так и не были показаны широкой публике. После смерти Виктора Михайловича в 1926 году, в доме была устроена «Посмертная выставка картин и рисунков В. М. Васнецова» (1927–1933), на которой впервые перед зрителем предстала «Спящая царевна». Современники посчитали ее одним из лучших произведений Виктора Михайловича. «Так она неожиданна, поэтична, так в ней умен художник», — писал о ней М. В. Нестеров.
Эта выставка — попытка исследования одного из самых известных и важных произведений мастера. Впервые будут представлены подготовительные работы к картине из собрания Дома-музея В. М. Васнецова: эскизы, в которых прослеживается развитие творческой мысли автора от первой зарисовки театральной мизансцены до законченной живописной композиции; а также этюды, созданные в загородном имении художника Новое Рябово, где мастер искал вдохновение для создания сказочной природы спящего царства.
Выставку дополняет мультимедийная программа, раскрывающая смыслы картины. Виктор Михайлович стремился выйти за пределы сказочного нарратива, дополнив сказочный сюжет религиозно-философскими размышлениями о божественном мироздании. Включив в композицию картины легендарную «Голубиную книгу» — книгу духовных стихов, — Васнецов соединил сказочный мотив с христианским и наполнил картину глубоким религиозным содержанием.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/spyashchaya-tsarevna-v-m-vasnetsova-istoriya-odnogo-shedevra/
Начало творчества в Академии художеств
В 1867 году Виктор Васнецов принимает решение бросить семинарию, и, с благословения отца, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Выдержав вступительные экзамены, Васнецов, из-за скромности своей, даже не решился проверить себя в списке зачисленных студентов. Поэтому, по приезду в Петербург, начинает обучение живописи у Ивана Крамского.
И только спустя год он узнал, что был зачислен еще в первый год, и снова поступил в Петербургскую академию художеств. В академии Васнецов познакомился с Репиным, Максимовым и Антокольским, что заметно повлияло на его творчество. В это время Васнецов получает две серебряные медали за учебные работы, после чего за картину “Христос и Пилат перед народом” его награждают Большой серебряной медалью.
В 1870 году умирает отец художника, из-за чего ему приходится еще больше работать, дабы помочь своей семье. В этот период художник особенно активно занимается иллюстрированием сказок Николая Столпянского – “Народная азбука” и “Солдатская азбука”, для которых он создает более двухсот иллюстраций. Помимо этого, Васнецов работает над самостоятельными темами, создавая полотна с небольшими бытовыми сценками.
Проживая в Петербурге, Васнецов создал несколько полотен на тему бытового жанра – “Нищие певцы”, “С квартиры на квартиру” и “Рабочие с тачками”. В 1874 году художника награждают бронзовой медалью на Всемирной выставке в Лондоне за полотна “Книжная лавка” и “Мальчик с бутылкой вина”.
Описание №2
В.М.Васнецов — великий русский художник-сказочник. Его работы познакомили с миром сказок не в привычном литературном понимании, а художественном. Из под пера мастера появились на свет «Богатыри», «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Избушка на курьих ножках», «Аленушка». Удивительному сказочному миру посвящена одна из поздних работ Васнецова «Царевна Несмеяна».
С раннего возраста дети помнят прекрасную царевну из русской народной сказки, которая никогда не смеялась. Красивая, гордая, словно грациозная лань предстает перед зрителями девушка на картине «Царевна Несмеяна». Центральный образ невольно притягивает взгляд. На высоком троне, в царской одежде сидит молодая девушка с грустными, усталыми от всего происходящего глазами. Белая одежда подчеркивает, что царевна невеста. Левая рука придерживает лоб, что наводит на мысль, что девушка страдает головной болью. Бледный цвет кожи лица, цвет платье все бы слилось воедино, но художник подарил царевне длинные темные волосы, раскинутые по плечам, что эффектно подчеркнули ее целостный образ.
Не был бы так интересен центральный персонаж, если бы ее яркими красками не окружала толпа людей. Художник сумел в каждого человека, пришедшего «попытать счастье» в развлечении царевны, вложить индивидуальные черты лица, свой характер
Сразу за троном в красной одежде парень, который привлекает к себе внимание танцем. Ему подыгрывает на балалайке музыкант
Бояре стоят с опущенной головой, понимая, что ни один из присутствующих не сможет развеселить девушку. Сами они не способны помочь горю. Люди разных возрастов пришли побороться за счастье. Рядом с музыкантом старик пытается показать свои способности, забрасывая ноги к голове. Взгляд его устремлен на зрителя и понимаешь, что он не приятен. Борода скорее говорит о заморском происхождении. Недалеко от него примостился певец, исполняющий серенаду для прекрасной дамы. Все действия происходит одновременно. Кажется, что сам слышишь раздающийся со всех сторон шум. В таком количестве народа нет возможности разобраться, кто же истинный герой, которому удастся влюбить в себя царевну. Вероятнее всего он еще не появился в покоях девушки.
Особое внимание заслуживают росписи на стенах тронного зала. На каждой стене сюжеты сказочных историй, старинные фрески
Удивительно тонко прорисованы художником арки зала, его потолок. В небольших окнах проглядывает дневной свет, словно лучик той свободы, которой так сейчас не хватает Несмеяне. В окне же у трона просматривается уличная толпа, ожидающая своего часа.
Пересказы[ | ]
В Викитеке есть полный текст: Царевны Несмеяны |
Царевна Несмеяна — один из героев фильма-сказки «По щучьему веленью», поставленного Александром Роу в 1938 году.
В 16-м выпуске киножурнала «Ералаш» (1978 год) никто не может рассмешить Несмеяну, кроме школьника, который не умеет вести себя за столом.
В одну из книг Книжного клуба улицы Сезам под названием «Алфавитный сборник рассказов» включён пересказ «Царевны Несмеяны», в котором два человека с помощью ксилофона и йо-йо безрезультатно пытаются насмешить принцессу. История заканчивается тем, что Бисквитный монстр, который прятался за ними, съедает оба инструмента и смешит принцессу.
Читательский дневник по русской народной сказке «Царевна-Несмеяна»
Название: «Царевна Несмеяна».
Число страниц: 3.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Несмеяна, царь, рабочий молодец, мышка, жук, сом.
Характеристика главных героев:
Несмеяна — грустная и печальная царевна.
Ничто её не радовало.
Справедливая и простая.
Рабочий — трудолюбивый и честный юноша.
Недооценивал свои старания и трудился ещё больше.
Отзывчивый и добрый, щедрый.
Царь — несчастный отец, честный, добрый.
Мышка, сом, жук — друзья и помощники.
Краткое содержание сказки «Царевна-Несмеяна»
Жила в одном государстве царевна, которую ничего не радовало.
Обещал царь выдать её замуж за того, кто её насмешит.
И жил там же работник честный.
За свои труды он каждый год по монетке брал.
Монетки в колодец падали, но после третьего года всплыли.
Пошёл работник с монетами, а навстречу мышка, жук и сом.
И каждый монетку просит.
Отдал работник монеты, пришёл на царский двор и в грязь упал.
А звери его стали поднимать и чистить.
Увидела это Несмеяна и засмеялась.
Выдал её царь за работника.
Основная мысль произведения «Царевна Несмеяна»
Главная мысль сказки заключается в том, что любой труд и доброта будут оценены по достоинству.
Основная идея произведения в том, что надо быть помогать другим и тогда тебя не бросят в беде.
Сказка учит ценить то, что у нас есть.
Учит трудиться, чтоб достичь поставленной цели.
Учит помогать другим.
Краткий отзыв о сказке «Царевна Несмеяна» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что скромность и трудолюбие могут сделать человека счастливым.
Герой сказки честно трудился и брал всего по одной монетке.
И заслужил счастье.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней работник помог животным, а те насмешили царевну.
Мне понравился честный труженик, который очень недооценивал свою работу и самого себя.
Но ему помогли друзья и он стал мужем царевны.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что лучше быть скромным, чем хвастуном.
Пословицы к сказке
- Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Мир не без добрых людей.
- Доброе дело два века живёт.
- Справедливость темноту осветит.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
- «Вольга Всеславьевич»
- «Святогор-богатырь»
- «Микула Селянович»
- «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
- «Про прекрасную Василису Микулишну»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Сивка-Бурка»
- «Баба-яга»
- «Белая уточка»
- «Бой на Калиновом мосту»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
После побоища Игоря Святославича с половцами
Сюжетом для известной картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» стала битва, вернее ее исход.
На поле лежат тела убитых воинов. Совсем юные и опытные, половцы и русичи – перед смертью все равны. Она помирила их, успокоила. Больше не нужно оружие, но война продолжается. Теперь в бой вступают стервятники, они борются за добычу.
Художник изобразил здесь не только смерть, но и природу, которая продолжает жить, несмотря ни на что. Эта картина стала символом отваги русского народа, Васнецов гордится их подвигом. Пусть в этой битве они не смогли одержать победу, всегда нужно надеяться на лучшее.
Сочинение учашчихся в 5 классе по картине васнецова
Т.А. ФОМИНАучитель русского языка и литературыМОУ «Красковская средняя общеобразовательная школа № 55»Люберецкий район Московская область
Урок русского языка в 5-ом классе Обучение сочинению-описанию по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
2011 год
Первым сочинением учащихся в 5 классе может стать письменная работа по картине В.М. Васнецова «Аленушка», рассчитанная на 2 часа.
Урок по анализу «Аленушки» проводится на уроке русского языка параллельно с изучением на уроках литературы раздела «Устное народное творчество» после обобщения материала по русским народным сказкам. На дом учащимся дается задание прочитать сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Хорошо, если уроку по развитию речи предшествовала экскурсия в Дом-музей В.М.Васнецова. Цель ее — подготовить учащихся к восприятию картины, к беседе о картине и ее авторе. Учащиеся познакомились с жизнью и творчеством художника, с картинами, написанными на сюжеты русских народных сказок, недавно прочитанных и рассказанных на уроках литературного чтения
Это углубило знания школьников о сказках, активизировало их внимание к работе на уроке, пробудило интерес к занятиям, наполнило представление о жизни и творчестве художника конкретным содержанием, что несомненно помогло в работе над сочинением, над устной и письменной речью учащихся
УрокКласс – 5-ый (общеобразовательный)Тип урока- отработка навыков написания сочинений разных типов (описание картины)Тема лингвистическая -построение норматированных словосочетаний в предложениях разных типовТема по развитию речи — отработка навыков использования троповТехнология урока – развивающаяСредства обучения- слайдопрезентация
Цели урокаПознавательные:а) знакомство с творчеством В.М.Васнецова;б) показать связь живописца В.М.Васнецова с народным фольклором2.Практические:а) создание текста3. Общепредметные:а) воспитывать -интерес к предмету;-языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой)-способность вырабатывать определенный взгляд на нравственные понятия (чувства сопереживания, желания прийти на помощь и т. д.), определенное эмоциональное отношение к ним; эстетическое восприятие живописных полотен;б) развивать навыки устной и письменной речи
Ход урока1.Слово учителя.
А) Целевая установка.Б) Короткий рассказ учителя с элементами беседы о жизни и творчестве художника. Виктор Михайлович Васнецов, известный русский художник, прожил долгую и плодотворную жизнь. Он родился в 1848г. и за 78 лет жизни написал много прекрасных картин. Все они теперь бережно хранятся в Тре
educontest.net
История создания персонажа
Сказка о Несмеяне принадлежит перу Александра Афанасьева. Собиравший фольклорные легенды, он составил восемь книг. Объединенные в сборник, они изданы в период с 1855 по 1863 год. Первое издание готовил сам автор, а второе было опубликовано после его смерти. Четыре тома организованы писателем в соответствии с тематикой сказок. Афанасьев разделил их на легенды о животных, волшебные сказания, новеллы и сатирические сказки с юмором. Лубочные сказки стали отдельным направлением, выделенным в четвертый том.
Писатель Александр Афанасьев
Автор планировал создать иллюстрированный сборник для семейного чтения из 61 сказки, но цензура, препятствовавшая распространению неугодных произведений, долгое время не пропускала книгу. Сказки казались чиновникам вредными. Первое издание с публикациями вышло в 1870 году, а второе – в 1886 . Книга перевыпускалась 25 раз.
Сказание о царевне Несмеяне было в числе произведений, подготовленных Афанасьевым к публикации. Мотив и сюжет произведения были знакомы читателям, так как использовались в сказках других авторов. Например, в произведениях «Золотой гусь» и «Волшебный лебедь» центральным эпизодом становилась сцена, когда герои прилипали друг к другу, что вызывало смех у принцессы. Впоследствии она выходила замуж.
Царевна Несмеяна
Аналогичное действие происходит и в сказке «Перуонто», написанной Джамбаттистой Базиле. Проклятие колдуна заключалось в том, что героиня не могла испытывать радости. Сказка также имеет благополучный финал.
Несколько интересных сочинений
Наталья Савишна – старушка -служанка в доме главного героя. Она работает горничной и няней вот уже 60 лет. В молодости она работала служанкой в барском доме.
Федя — это обычный крестьянский мальчик, принадлежавший однако к семье зажиточных крестьян
Его поведение — всегда важное и заносчивое выдавало в нём не поддельную гордость. В комедии Ревизор освещаются главные пороки русского общества того времени, а именно недобросовестная работа чиновников и людей
В комедии Ревизор освещаются главные пороки русского общества того времени, а именно недобросовестная работа чиновников и людей
Каков реальный мир поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души? В своем произведении писатель смог правдиво отобразить действительность России в начале 19 века. Главными действующими лицами являются чиновники
Замечательный художник-реалист В. М. Васнецов первым подарил живописи сказку. Песни, былины, легенды, сказания оживают на его картинах. В яркий, красочный мир теремов и дворцов уводит нас и иллюстрация к русской народной сказке “Царевна Несмеяна”.
Расписные царские палаты, роскошное убранство, высокие узорчатые своды…
Веселится народ, старается. Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема –
И все это скоморошничество – для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троке у окна. “Всего много, есть все, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось”. Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто с чистым сердцем не подойдет?!
Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не придет единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придет, обязательно, ведь не то и сказка сказывается.
Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов исследовал историю и былины России и доносил до народа свои познания при помощи для живописных шедевров.
Васнецов вложил свой неповторимый характер в каждого, изображенного персонажа в правой части картины. В нижней части картины изображен старик с безумными глазами. На нем сидит скоморох. Старик готов сделать все, что бы только царевна засмеялась. Парень в красном кафтане, пытается развеселить своим танцем. Музыкант на своем инструменты разыгрывает радостные мелодии. Ко двору приглашены иностранные женихи и прочий люд. Посол в смеренном поклоне, возможно ожидает приема. Здесь же склонивши спины, стоят бояре. Все они изображены позади трона, на заднем плане картины. За окном царских палат собрался народ, с любопытством разглядывающий происходящее во дворце. Люди смеются над шутками скоморохов. Эти действия происходят одновременно и вероятно создают большой шум. Весь этот праздник, для дочки царя. Только бы она улыбнулась, а может даже рассмеялась. Но тщетно. Вид царевны показывает о бесполезности всего происходящего вокруг.
Удивительно тонко художник изобразил разрисованные арки и потолок в тереме. Четко прописана древняя старорусская роспись светлиц.
Художнику удалось передать настроение картины. Возможно, причиной грусти царевны, является отсутствие свободы. Постоянное заточение ее в палатах дворца не дает ей радоваться жизни.