Кульминация и закат карьеры
В 1914 году состоялась первая серьёзная персональная выставка Гриса. Экспозиция открылась в галерее Канвайлера на улице Виньон. Очень скоро Грис стал знаменитостью во Франции, а затем и во всей Европе. Его стали называть «третьим кубистом», уступающим лишь Пикассо и Браку.
Первая мировая война уничтожила профетическую самоуверенность кубистов – равно как и многих других их современников-авангардистов, многие из которых уходили на фронт добровольцами – и унесла жизни многих художников, среди которых было немало друзей и знакомых Гриса. Вдобавок, Канвайлер уехал из Франции, и художник лишился материальной поддержки. При этом, галерист крайне негативно относился к продаже картин за его спиной.
На протяжении двадцатых годов Грис активно развивал «утончённую и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своём творчестве». Работы, в которых отсутствует изобразительное начало, он называл «ущербным техническим упражнением». Он оставался верен кубизму даже после развала объединения кубистов.
В период с 1922 по 1924 Грис занимался оформлением ряда балетных постановок для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Художник оказался крайне разочарован атмосферой, царящей в мире балета, – интригами, скандалами и страстями – и от дальнейшего сотрудничества отказался.
Он также прославился как выдающийся книжный иллюстратор, оформив издания Аполлинера, Уидобро, Реверди.
В 1923 и1925 году в берлинской галерее Флехтхайм состоялись одни из наиболее масштабных персональных выставок художника. К этому времени были созданы наиболее выдающиеся работы Гриса: «Стол художника» (1925) и «Голубой ковёр» (1925). Гертруда Стайн продолжала всячески поддерживать художника – материально и морально. В 1924 году она написала о нём небольшую хвалебную заметку в журнал Little Revue. Нередко писательница сама посылала к нему журналистов, корреспондентов, пыталась продвинуть друга на художественном рынке. Грис, в свою очередь, спрашивал у неё совета по поводу своих картин и эссе.
В середине 1920-х гг. Грис пишет много теоретических работ. В 1924 году он прочёл лекцию Despossibilitésdelapeinture («Возможности художника») перед студентами философского факультета Сорбонны. В докладе говорилось: «ни одна работа, которой суждено стать классической, не может выглядеть как предшествующая классика. В искусстве, как и в биологии, существует преемственность, но отсутствует схожесть с предками
Художники наследуют характеристики предшественников; вот почему никакое важное произведение искусства не может принадлежать никакой другой эпохе, кроме своей собственной…»
Лекция имела большой успех, и её такст был позднее переведён на несколько европейских языков. Тем не менее, финансовое положение семьи Гриса (художник женился, и у него родился сын) оставалось незавидным; вдобавок он не мог получить французское гражданство – несмотря на ходатайства друзей и покровителей.
Практически все его соседи по Бато-Лавуар достигли благополучия и получили широкую, хотя порой и скандальную, известность. Пикассо, с которым Грис изначальо был в хороших отношениях, стал относиться к нему с нескрываемым раздражением. По воспоминаниям Гертруды Стайн, он был единственным человеком, «которого Пикассо не выносил». Особенно его раздражала манера Гриса шутливо называть его chermaitre («мой учитель»). Поначалу о Грисе говорили лишь как о последователе Пикассо, но, когда он стал не просто самостоятельным художником, но одним из лидеров кубизма, Пикассо стал ревновать его.
Работает
- Книга , 1911 г., холст, масло (55 × 46 см );
- Мужчина в кафе , 1912 год;
- Ле Лавабо , 1912 год, склеенные части зеркал;
- Бокал пива и игральные карты , гр. 1912/1913, холст, масло, 24 x 19 см, Дижон , Дижонский музей изящных искусств ;
- Гитара , 1913, масло, бумага, холст (61 × 50 см );
- Пейзаж и дома в Сере , 1913, холст, масло (100 × 65 см );
- Курильщик , 1913;
- Nature morte au livre , 1913 год;
- Груши и виноград на столе , 1913 год;
- Скрипка и стакан , 1913 год;
- «Музыкальная газета» , 1913–1914 годы;
- Посылка с кофе , 1914 г .;
- La Jealousie , 1914;
- Завтрак , 1914 г., Музей изящных искусств, Бостон ;
- Гитара , 1915 год, коллаж;
- Стекло и журнал , 1916 , холст, масло (41 × 33 см );
- Натюрморт на стуле , 1917 , холст, масло (100 × 73 см );
- Натюрморт с тарелкой , 1917 , холст, масло (81 × 65,5 см );
- Гитара и ваза с фруктами на столе , 1918 год;
- Арлекин, сидящий с гитарой , 1919, холст, масло (116 × 89 см );
- Le Verre à pied, 1919, бумага, акварель, 28,2 x 20,2 см, Дижон , Музей изящных искусств Дижона ;
- Ле Канигу , 1921 год;
- Гитара с видом на море , 1924, холст, акрил (50 × 60 см );
- Le Compotier, 1924, холст, масло, 19 x 27 см, Дижон , Музей изящных искусств Дижона ;
- Гитара и ваза для фруктов , 1926-1927;
- Женщина с гитарой, 1926 г. Музей SMK, Копенгаген.
- открытое окно 1921, Музей королевы Софии Мадрид
Бегство во Францию
Хуан Грис родился 23 марта 1887 года в многодетной семье зажиточного торговца и домохозяйки в Мадриде, Испания. Хуан был тринадцатым из 13 детей. Начальное образование получил в Школе искусств и Промышленности (Escuela de Artes y Manufacturas), куда поступил в 1902 году по желанию родителей и которую бросил ради занятий живописью. Интерес к изобразительному искусству мальчик проявил ещё в возрасте 6-7 лет. Именно в это время его отец разорился, и для семейства настали тяжёлые времена. Хуан стал подзарабатывать, продавая свои рисунки местным газетным издательствам.
В 1905 году будущий художник взял псевдоним «Хуан Грис», сократив своё длинное и трудно запоминаемое имя. После смерти отца в 1906 году, имея при себе всего 16 франков, Грис отправился во Францию – в первую очередь, ради того, чтобы избежать призыва в армию. Вернуться в Испанию он больше не мог. Оказавшись в парижском Бато-Лавуар, знаменитом общежитии на Монмартре и центре художественной жизни, он разом познакомился с наиболее выдающимися живописцами своего времени: Браком, Пикассо, Модильяни, Матиссом, Леже и др. Здесь он проживёт 16 лет в мастерской, в которой практически не было мебели.
В 1911 году Грис по ошибке был доставлен в полицейский участок, так как его перепутали с известным преступником Гарнье. Не имея никаких документов, Грис сумел выбраться лишь благодаря усилиям Анри Дерена – другого ставшего впоследствии знаменитым художника из Бато-Лавуар.
В начале пути Грис находился под мощным влиянием символизма в его немецкой и австрийской ипостасях – югендстиля и сецессиона. Его друг, Вилли Гейгер, сотрудничал со знаменитыми немецкоязычными символистскими изданиями Simplicissimus и Jugend. Эти журналы пользовались огромной популярностью в художественной среде Испании. Однако во Франции художник очень скоро оставил своё увлечение.
Поначалу, ещё не умея толком рисовать, Грис подрабатывал в различных юмористических журналах, таких как Le Rire, L»assiette au beurre, Le Charivari и Le Cri de Paris. Карикатуры Гриса носили пацифисткий и антиклерикальный характер; по воспоминаниям его подруги Алисы Халики, как и многие его приятели – Франтишек Купка, Феликс Валлотон, Виллон, Кес ван Донген – он был обеспокоен вопросами социальной справедливости. Искусствовед Вальдемар Георг называл его «этот атеист, этот революционер, этот дезертир испанской армии».
Параллельно Грис занимался самостоятельным изучением рисунка и живописи. На родине его первым учителем был академический художник Хосе Морено Карбонеро. Его консерватизм отталкивал Гриса; в Париже под влиянием своих новых друзей он стал писать в стиле кубизма и много экспериментировать
Работа Жана Метценже Le goûter («Чаепитие») натолкнула его на мысль о важности применения математического расчёта в живописи. Известно также, что он увлекался неевклидовой геометрией и учениями о четвёртом измерении
Хрустальный кубизм
Хуан Грис, сентябрь 1916 г., Женщина с мандолиной по Коро (Женщина на мандолине, д’апре Коро), холст, масло, 92 х 60 см, Художественный музей Базеля
Хуан Грис, 1915 год, Натюрморт перед открытым окном, площадь РавиньянХолст, масло, 115,9 х 88,9 см, Художественный музей Филадельфии
Работы Гриса с конца 1916 по 1917 год демонстрируют большее упрощение геометрической структуры, стирание границ между объектами и обстановкой, между предметом и фоном. Наклонные перекрывающиеся плоские конструкции, отклоняющиеся от равновесия, лучше всего можно увидеть на Женщина с мандолиной по Коро (Сентябрь 1916 г.) и в его эпилоге Портрет Жозетт Грис (Октябрь 1916 г .; Музей королевы Софии ).
Четкие геометрические рамки, лежащие в основе этих работ, по-видимому, контролируют более тонкие элементы композиций; составляющие компоненты, включая маленькие плоскости граней, становятся частью единого целого. Хотя Грис определенно планировал представление выбранной им темы, абстрактная арматура служит отправной точкой.
Геометрическая структура периода Кристалла Хуана Гриса ощутима уже в Натюрморт перед открытым окном, площадь Равиньян (Июнь 1915 г .; Художественный музей Филадельфии ). Перекрывающаяся элементарная планарная структура композиции служит основой для выравнивания отдельных элементов на объединяющей поверхности, предсказывая форму грядущих событий.
В 1919 и особенно в 1920 году художники и критики начали активно писать об этом «синтетическом» подходе и отстаивать его важность в общей схеме передового кубизма
Творчество Гриса
Испанец перенимает самые передовые стили в современном ему искусстве и быстро совершенствует своё мастерство.
Хуан Грис не был бунтарём или провокатором, он был полностью погружён в своё дело и дорожил каждой минутой, проведённой у мольберта.
Портрет Пабло Пикассо 1912 года был сразу признан шедевром и остаётся им до наших дней.
Написанные в этом стиле многие полотна Гриса нашли мировое признание и славу, любят и ценят его и в наше время. Франция, в которой он жил и нашел мирровую славу, а так же Испания, в которой он родился, считают его своим и гордятся великим кубистом.
В начале 20-х годов прошлого столетия Грис работал с группой «Русский балет» Сергея Дягилева. Хуан писал эскизы костюмов, работал над декорациями, оформлял сцену. В эти же годы испанец увлекался книжной иллюстрацией.
Примечания
- Грис 1998, стр. 124.
- ^ Справочник, Коллекция Пегги Гуггенхайм, Калифорнийский университет, 1983, стр. 26, 83
- Метцингер, Жан, Le Cubisme était né, Сувениры, Chambéry, Editions Présence, 1972, стр. 48
- Обзор печати, выпуски 18–20, Графический центр Пратта, Галереи Кеннеди, Мичиганский университет, 1984, стр. 69
- ^
- Джон Ричардсон: Жизнь Пикассо, том II, 1907–1917, Художник современной жизни, Джонатан Кейп, Лондон, 1996, с. 211.
- После смерти Гриса Штейн сказал Пикассо: «Ты никогда не осознавал его значение, потому что у тебя его не было», на что Пикассо ответил: «Ты очень хорошо знаешь, что я». Кауза, Мэри Энн (2005). Пабло Пикассо. Reaktion Книги. ISBN 1-86189-247-0. п. 66.
- Марк Антлифф и Патриция Лейтен, Читатель кубизма, документы и критика, 1906-1914 гг., University of Chicago Press, 2008, стр. 293–295.
- Честь, Х. и Дж. Флеминг, (2009) Всемирная история искусства. 7 изд. Лондон: Издательство Лоуренс Кинг, стр. 784. ISBN 9781856695848
- Купер, Филип. Кубизм. Лондон: Phaidon, 1995, стр. 56. ISBN 0714832502
- Каулинг и Манди, 1990, стр. 117.
- Грис 1998, стр. 136.
- ^ Кристофер Грин, Кубизм и его враги, современные движения и реакция во французском искусстве 1916–1928 гг., Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 1987, стр. 13–47.
- Роберт Крейг Хансен, Эскизы декораций и костюмов для Русских балетов, Выпуск 30 театральных и драматических исследований, UMI Research Press, 1 августа 1985 г., стр. 86, ISBN 0835716813
- Хосе Пьер, Кубизм, Heron, 1969, стр. 135
- Грин, Oxford Art Online: «Хуан Грис»
- ^
Синтетический кубизм
В 1911 Грис разорвал все контракты с сатирическими изданиями; тогда же появились первые серьёзные картины, выдержанные в духе аналитического кубизма (термин был позже придуман им самим): «Стол и кафе», «Натюрморт», «Гитара и цветы». На начальном этапе его цветовая гамма была строгой и ограниченной; доминировали оттенки серого и голубого.
Первой большой удачей Гриса стала работа «Оммаж Пикассо», она была продемонстрирована в 1912 году на Салоне Независимых. В том же году художник начинает активно выставляться: на выставке Exposicío d»art cubista и в галереях Ж. Далмау в Барселоне, в галерее DerSturm в Берлине, в Salon de la Société Normande de Peinture Moderne в Руане, наконец, в Salon de la Section d»Or в Париже совместно с художниками из группы Пюто (известной так же как «Золотое сечение»). Ещё в 1907 году Грис познакомился с искусствоведом и галеристом, знаменитым своим сотрудничеством с Пикассо, Даниэлем-Анри Канвейлером. Теперь Канвейлер сделался его покровителем, и художник передал ему эксклюзивные права на свои работы. Кроме того, он сдружился со знаменитой писательницей Гертрудой Стайн, и та приобрела несколько его картин. По мнению некоторых исследователей, именно ей принадлежит заслуга открытия таланта Гриса. Стайн полагала Пикассо основателем кубизма, а Грис, с её точки зрения. «пропитал кубизм ясностью и экзальтацией».
В 1913-1914 Грис приходит к синтетическому кубизму (снова его собственный термин): отказывается от совмещения различных ракурсов, изображает предметы схематично, интересуясь в большей степени сутью вещей, нежели их архитектоникой, в большом количестве создаёт коллажи и наклеивает кусочки газет прямо на холст. Если под аналитическим кубизмом им подразумевалось дробление и анализ форм, то синтетический был полной его противоположностью. Теперь предметы всегда были узнаваемы. Художник стремился отыскать их универсальные составляющие. Свою манеру художник определил как «вариант плоскостной, цветной архитектуры». Грис писал: «Сезанн из бутылки сделал цилиндр, я из цилиндра делаю особый индивидуум: из цилиндра я делаю бутылку». Сезанн был любимым художником Гриса. Что касается классики, то его привлекал XVII век, и в особенности Филипп де Шампань.
Целью и смыслом живописи Грис полагал активное взаимодействие с окружающим миром. В отличие от Пикассо и Брака, чьи работы отличались монохромностью, Грис пришёл к использованию насыщенных гармонических цветов, его палитра напоминала о полотнах его друга Матисса. Тем не менее, несмотря на это радикальное отличие, Грис стремительно заполучил репутацию одного из наиболее последовательных и ортодоксальных последователей кубизма – во многом благодаря своим фирменным «решётчатым» композициям, в которых детали предметов были вписаны в ячейки расчерченной плоскости. «По натуре я немного консерватор, — признавался Грис, — поэтому не могу заставить себя загрязнить голубизну или искривить прямую». Наконец, излюбленным жанром Гриса был натюрморт; объекты волновали его намного больше, чем люди. Исключениями в его зрелый период стали лишь несколько портретов приятелей и серия «Арлекины». Гертруда Стайн объясняла: «Для него натюрморт был не соблазном, а религией, но экстатическое восприятие вещей видимых, только видимых, испанской души не затронет».
Грис, которого приятели по общежитию полушутя называли гением логики, утверждал, что процесс создания картины сродни предсказанию. «Писать — это предвидеть, что произойдет в ансамбле картины, когда в ней появятся такие-то форма и цвет, предвидеть, что́ этот ансамбль, как некая реальность, сможет внушить тому, кто на него смотрит. Таким образом, развивая сюжет картины, я являюсь своим собственным зрителем».
Литература
- на русском языке
Хуан Грис / Крючкова В. А. // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 22. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
- на других языках
- Apollinaire G. Juan Gris. // Apollinaire G. Oevres en prose completes. II. — P.: Gallimard, 1991, p. 39-41
- Kahnweiler D. H. Juan Gris, sa vie, son œuvre, ses écrits. — P.: Gallimard, 1946 (переизд. 1969, англ. изд.: Juan Gris, his life and work. — N. Y.: H.N. Abrams, 1946).
- Juan Gris. — N. Y.: Skira, 1958.
- Jackson Martín R. Juan Gris. — Barcelona: Ediciones Polígrafa, 2005.
- Gris, Juan. 1998. Juan Gris: peintures et dessins, 1887–1927. : Musées de Marseille. ISBN 2-7118-2969-3.
Хрустальный кубизм
Начало Первой мировой войны в 1914 году нарушило жизнь и творчество Хуана Гриса. Гертруда Стайн оказывала ему финансовую помощь, и он проводил время в мастерской Анри Матисса на юге Франции. В 1916 году Грис подписал контракт с французским арт-дилером Леонсом Розенбергом, который помог укрепить его финансовое будущее.
«Кофемолка» (1920).
Изображения наследия / Getty Images
Упрощение Хуаном Грисом геометрической структуры его картин в конце 1916 года представляет собой дистиллированную версию кубизма. Он также стирает грань между фоном и центральным объектом на картине. Этот стиль получил название «хрустальный кубизм». Многие наблюдатели видят в этой технике логическое продолжение развития кубизма.
Первая крупная персональная выставка работ Хуана Гриса состоялась в Париже в 1919 году. Он также участвовал в заключительной крупной выставке художников-кубистов в Салоне независимых в Париже в 1920 году.