Каменные скульптуры

История скульптуры

Трансформация значения и особенности использования материала.

По мнению С.В. Иванова, значение каждого изображения могло меняться во времени и в зависимости от обстоятельств, контекста использования, а функции, выполняемые аналогичными изображениями, но изготовленными из разных материалов, могли различаться.

Интересно отметить случай трансформации неутилитарного предмета из Мальты – стержня, изготовленного из бивня мамонта и «орнаментированного» поперечными прорезанными линиями. На одном его конце верхний слой был удален для того, чтобы просверлить отверстие. Видимо, и здесь поверхность стержня изначально была также «орнаментирована», поскольку по краям остались небольшие углубления от имевшихся ранее поперечных линий. Возможно, это свидетельствует об использовании данного предмета сначала в качестве статуэтки, а затем «превращении» его в подвеску. Физические свойства материала и особые представления, связанные с ним, играли большую роль в жизни древних людей. Среди верхнепалеолитических предметов неоднократно встречаются изделия из бивня мамонта, форма и поверхность которых сымитированы под иной природный материал, специфическую текстуру (зубы, внутренняя часть бивня мамонта, рыбная чешуя, ракушки, и др.) Результаты изучения фрагментов каменных женских статуэток указывают на то, что данные фигурки, в отличие от изготовленных из бивня мамонта, были сознательно разломаны. Возможно, эти различия как раз и обусловлены назначением, ритуальной функцией предметов, использовавшихся для более и менее долговременных целей. По данным Дж. Хана, работа по изготовлению копии фигурки лошади из Вогерхельда заняла более 40 часов, что для охотников-собирателей немалый срок. Можно предположить наличие прямой связи между временем, необходимым для создания статуэтки, и длительностью ее использования. На гравветтийских стоянках Моравии отмечено преднамеренное разрушение терракотовых статуэток, связываемое исследователями с обрядами охотничьей магии. Интересно проследить разные контексты и способы использования одного материала – терракоты. Во Французских Пиренеях применялись различные технологии изготовления художественных предметов из глины – моделирование, скульптура, гравировка. В Моравии зафиксирована преимущественно скульптура, антропоморфная и зооморфная, выполненная по определенному канону, причем отпечатки пальцев на материале говорят о том, что эти изделия делали женщины и дети.

Интернет-ресурсы

1. http://docplayer.ru/42143811-Etnograficheskie-issledovaniya-i- izuchenie-verhnepaleoliticheskoy-melkoy-plastiki.html

2. http://civilka.ru/humanity/verhniy_paleolit.html

3. http://lektsii.com/1-38195.html

4. http://imenref.ru/paleoliticheskoe-iskusstvo.html

5. http://arheologija.ru/paleolit-yanin-ychebnik/?history=3&pfid=1&sample=22&ref=1

6. http://helpiks.org/1-84763.html

  • Виды компьютерных преступлений (Компьютерные преступления)
  • Правовые акты управления понятие, виды, юридическое значение
  • Исполнительная власть и государственное управление (Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления)
  • Источники административного права (Понятие и виды источников административного права)
  • Миниатюрная живопись мусульманского Востока: истоки зарождения. Роль литературы в развитии миниатюры.
  • Коммуникационный сервер
  • Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания
  • Организационно-правовые формы предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса
  • Значение Петра I в развитии русского искусства
  • Стиль рококо в искусстве и архитектуре Франции. Творчество Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара
  • Романский стиль (Романский стиль)
  • Элементы внутреннего и внешнего оформления книги

Последние новости

  • Галкин спел на латышском хит 80-х «Листья желтые» вместе с Вайкуле, а Пугачева изменила прическу после насмешек 1.08.2023 12:47
  • У итальянских берегов обнаружили древнеримский корабль с нетронутым грузом 31.07.2023 23:20
  • Апелляционный суд Америки возобновит разбирательство против Майкла Джексона из-за случаев насилия над детьми 30.07.2023 23:29
  • Дрейк купил кольцо Тупака Шакура с бриллиантами и рубинами более чем за 1 млн дол 29.07.2023 22:45
  • Роскошный мозаичный пол Сиенского собора 14-го века на 2 недели открыли для посетителей 28.07.2023 23:54
  • Ученым удалось узнать, кто погребен в могиле 2000-летней давности на острове Силли 27.07.2023 12:28
  • Ирландская суперзвезда Шинейд О’Коннор скончалась в возрасте 56 лет 26.07.2023 23:14
  • Навигация по жизни с Дизайном Человека: Понимание и Применение Карты Рейва 25.07.2023 19:54
  • Скандальная итальянская статуя стала мишенью для активистов-экологов 24.07.2023 20:57
  • Иран запретил кинофестиваль из-за плаката с актрисой без хиджаба 23.07.2023 22:24

Все новости

3

Давид Донателло (1430-1440)

Почти за 100 лет до Давида Микеланджело итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло создал культовую версию библейского героя. Бронзовый Давид Донателло моложе и задумчивее версии Микеланджело и он только что убил Голиафа. На самом деле Донателло ловко использует голову Голиафа и меч Давида в качестве опор для конструкции. В то время скульптура вызвала скандал, так как Давид абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Работа считалась настолько натуралистичной, что вызывала беспокойство.

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

Основные виды скульптуры

Различают две основные разновидности скульптуры: , которая свободно размещается в пространстве, и , где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура значительно меньше натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека).

Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (фриз, фронтон, плафон). По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (барельеф), и высокие (горельеф), углубленные и контррельефы.

По содержанию и функции скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и ее разновидность — скульптуру малых форм. Все эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.

: скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах — на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения.

, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где ее можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной ее средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, ее размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы.

Материалы

Постепенно менялся и материал, что использовало большинство скульпторов. Впрочем, у мастеров существовали и личные предпочтения. Мы привыкли, что скульптура – это произведение искусства из камня, но далеко не всегда для создания неповторимого образа использовали мрамор или другие разновидности минералов.

Не менее популярным материалом является бронза. И если мрамор прекрасно подходит для создания нежных линий и форм, то бронзовые изваяния могут в полной мере запечатлеть динамику и энергию. Неспроста многих древних героев античные мастера отливали из бронзы, что подчёркивала мужественность и движение.

Грегор Эрхарт «Святая Мария Магдалина», начало XVI век, липаМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

А вот одним из самых древних материалов стало дерево. Им пользовались ещё на заре существования человечества. Особое уважение к деревянным скульптурам было и в Средние века, а в эпоху Ренессанса деревянными творениями нередко украшали кафедры церквей и соборов.

Единственным минусом таких изделий стала их недолговечность, из-за чего многие знаменитые творения, описанные в источниках, современные люди так и не смогли увидеть. Помимо этого, распространёнными были изваяния из драгоценных металлов, искусственного камня и стекла.

Материалом для создания скульптур могут стать даже растения / 4tololo.ru

Бюст в искусстве скульптуры

Бюсты в натуральном и иных масштабах издавна считались достойной альтернативой массивным и монументальным скульптурам. Расцвет моды на миниатюрные скульптурные портреты приходится на середину 1 тысячелетия до н.э. В Элладе бюст изготовляли в основном из мрамора и хрупкого гипса, что обусловило потерю значительного объема скульптурного наследия. Непрочные материалы быстро разрушались под воздействием времени и иных неблагоприятных факторов.

Традиционно скульптурный портрет включал голову, плечи и верхнюю область груди модели, расположенные на подставке. Классический бюст, выполненный в традициях древнегреческих мастеров, должен идеально передавать портретное сходство с оригиналом. Однако современное искусство, не склонное к реалистичности, допускает свободу самовыражения художника при создании скульптурной композиции.

Известно, что чаще всего такой вид изделий, как и скульптурные портреты заказывают по следующим причинам и поводам:

• В память об известных личностях, заслуженных деятелях и т.д., как живых так и покинувших нас. Данные изделия изготавливаются в единичных экземплярах, а также большими или меньшими тиражами;

• В память о друзьях, родных и близких, в качестве ритуального памятника для размещения дома;

• В качестве прижизненного памятника себе нерукотворного, с целью запечатлеть себя в расцвете лет и сил – такие заказы также периодически бывают;

В случае заказа подарка скульптурного портрета другу или себе не последнюю роль играет цена вопроса. Поэтому бюст и 3D шаржи, выполненные по 3D моделям, приобретают в мире всё большую популярность.

Канон Поликлета: искусство эпохи Классики

В Классическую эпоху (V-IV вв. до н. э.) растет мастерство скульпторов. Они учатся создавать динамичные образы. Более широкое распространение, как материал, получает бронза. Мастера учатся создавать скульптурные группы. Например, Критий и Несиот создали скульптурную группу, изображающую борцов с тиранами Гармодия и Аристогитона.

На барельефе Трона Людовизи изображена выходящая из моря Афродита. Одежда изображенной на барельефе богини плотно облегает тело — скульптор освоил еще один прием сочетания одежды и тела.

В V веке до н. э. творили несколько мастеров, определивших направления греческой скульптуры. Во второй четверти столетия творил скульптор Мирон из Элевтер. Самая известная его работа — «Дискобол». Она изображает атлета, готовящегося метнуть диск. Статуя изображает фигура во время перехода от одного движения к другому. Мирон зафиксировал мгновение.

Дискобол. (Wikimedia.Commons)

Мирон создал статую аргосского атлета Лада. Этот человек одержал победу в беге, но умер от перенапряжения сразу после финиша. Хотя статуя Лада утрачена, эпиграмма неизвестного поэта описывает ее облик. Скульптурная группа «Афина и Марсий» изображает мифологический сюжет. Богиня Афина бросила флейту, на которой пыталась играть, а силен Марсий подобрал ее.

В середине V века до н. э. начал творить другой скульптор — Поликлет. В отличие от Мирона, он не создавал динамичных фигур. Он попытался разработать канон — математические отношения, опираясь на которые можно было бы изобразить идеальное человеческое тело. Уже в Античности писали, что работы Поликлета были по одному образцу.

Самая известная скульптура Поликлета — «Дорифор» (копьеносец). Также он написал трактат «Канон». В нем он изложил правила идеальной симметрии тела.

Воззрения древних вавилонян

Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море. Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой дождь или засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

Характеристика египетских скульптур

В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).

Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.

Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.

Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась:

  • мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет,
  • женские – в жёлтый,
  • волосы – в чёрный;
  • одежда – в белый;

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Описание

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот , бёдра , ягодицы , груди , вульва . Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия , применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую » и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия.
Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб .

«Венера Виллендорфская » и «Венера Лоссельская » были, по-видимому, покрыты красной охрой . Значение этого не до конца понятно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом — возможно, символизируя кровь при менструации или рождении ребенка.

Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.

Магический сад каменных изваяний

Чуть ли не единственной достопримечательностью о-ва Самуи является уникальный сад, расположенный в небольшом овраге. В саду расположено множество самых различных скульптур людей и зверей, вытесанных из камня.

Автором всего этого великолепия считается Ним Тхонгсак, который в середине прошлого века жил неподалеку от этого оврага.

Согласно официальной истории, резьбой по дереву, обычный фермер увлекся довольно поздно – в 77 лет. А создание сада заняло у него почти 15 лет. Причем при своей жизни мужчина никому не рассказывал о своем увлечении и не показывал свои произведения – все это увидели его потомки после того, как Ним Тхонгсак умер.

Орнамент

На верхнепалеолитических предметах, среди простейших его элементов мы встречаем «линии» и «точки». Часто на орнаментированных предметах выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах — наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие орнамента, построенного таким образом, позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета и лунного календаря в эпоху палеолита. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды. Орнамент в виде точек с линиями встречается на центральной подвеске из составного ожерелья, пластине с отверстием в центре и на обломке неопределенного предмета из бивня мамонта. Отличительной чертой данного сочетания элементов является создание рельефа. Орнамент в виде парных точек присутствует на двух женских статуэтках, мелкой подвеске из составного ожерелья и на обломках неопределенных предметов из бивня мамонта. В целом принцип выделения устойчивых сочетаний элементов орнамента и технологии их нанесения можно применять при сравнении предметов искусства с различных памятников эпохи верхнего палеолита для определения особенностей локальных изобразительных традиций и выявления их родства, возможного культурного взаимодействия.На верхнепалеолитических предметах, среди простейших его элементов мы встречаем «линии» и «точки». Часто на орнаментированных предметах выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах — наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие орнамента, построенного таким образом, позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета и лунного календаря в эпоху палеолита. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды. Орнамент в виде точек с линиями встречается на центральной подвеске из составного ожерелья, пластине с отверстием в центре и на обломке неопределенного предмета из бивня мамонта. Отличительной чертой данного сочетания элементов является создание рельефа. Орнамент в виде парных точек присутствует на двух женских статуэтках, мелкой подвеске из составного ожерелья и на обломках неопределенных предметов из бивня мамонта. В целом принцип выделения устойчивых сочетаний элементов орнамента и технологии их нанесения можно применять при сравнении предметов искусства с различных памятников эпохи верхнего палеолита для определения особенностей локальных изобразительных традиций и выявления их родства, возможного культурного взаимодействия.

История открытия

Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская ». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре . У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие . Ещё одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская », найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 году в пещерном жилище на территории одноимённого городка во Франции. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская » была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай , Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры .

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта — «Венера из Холе-Фельс », датируемую, по крайней мере, 35 тыс. до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 300-500 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями .

Самая старая фигурка из слоновой кости

В 2007 году группа археологов из университета Тюбингена провела раскопки в пещерах Швабского Альба. Там ими были обнаружены несколько фигурок из кости слона, чей возраст по примерным подсчётам составил 35 тысяч лет.

В пещерах Фогельхерда нашли пять фигурок из слоновой кости, а их анализ радиоуглеродным методом показал, что им приблизительно 30–60 тысяч лет. Вполне вероятно, что эти фигурки изготовили представители ауриньякской культуры. Они, кстати, считаются первой группой современных людей, пришедших в Европу. А в 2009 году в том же регионе археолог Николас Дж. Конард нашёл три статуэтки, датированные тем же периодом. Примечательно, что среди них были костяная фигурка птицы, фигурка, похожая на лошадь, и териантропическая фигурка, изображающая наполовину человека, наполовину животное.

Кстати, в пещерах на юго-западе Германии обнаружились и другие интересные находки. В частности фигурка человека-льва из Хохленштайн Стадель и Венера из Холе-Фельс, ещё называемая Швабской Венерой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: