Микеланджело

Топ-10 самых известных работ микеланджело буонарроти

Интересные факты

  • Изучая биографию Микеланджело, можно узнать, что великий деятель искусств был поэтом, художником, архитектором, скульптором, мыслителем.
  • В жизни он испытал немало печальных моментов. Например, первые годы его жизни прошли без самого близкого человека – матери. Она часто болела. Из-за этого кроху поручили кормилице, совсем другой женщине, которая происходила из семьи каменотеса. Чуть повзрослев, Микеланджело был благодарен этой женщине. Он считал, что через ее молоко он получил талант.
  • Для него искусство заменяло всю личную жизнь. Микеланджело Буонарроти считал, что его творения – это его дети, а творчество ему заменяет жену. Только искусству отдавался он целиком.
  • Микеланджело владел писательскими наклонностями. Он сочинил множество сонетов.
  • Живописец без восхищения относился к пейзажам и натюрмортам.
  • Микеланджело изучал анатомию, для того чтобы идеально создавать человеческие скульптуры.
  • Микеланджело Буонарроти был неимоверно талантлив. В юности из зависти учитель сломал ему нос.

СКУЛЬПТУРА

В скульптуре в ряде случаев Микеланджело использовал бронзу и дерево, но подавляющее число его работ исполнено в мраморе. Много времени он проводил на каррарских мраморных карьерах, где сам выбирал мрамор для своих будущих работ. Превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами стало очевидным уже после появления скульптурной композиции «Пьета», установленной в римском соборе св. Петра. Когда Микеланджело закончил эту работу, ему было всего 25 лет.

«Пьета» была единственной подписанной работой Микеланджело — объяснение этому факту мы найдём у Джорджо Вазари. Он рассказывает о восторге, вызванном выставленной на всеобщее обозрение скульптурой. Затерявшись в толпе восхищённых зрителей, Микеланджело однажды подслушал, как двое миланцев клялись и божились, что такую великолепную скульптуру мог изваять только их земляк. Тогда ночью Микеланджело тайно прокрался в собор с лампой и резцами и высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Мекеланджело Буонарроти, флорентиец». На склоне лет Микеланджело ещё раз обратился к этому сюжету. В его композиции «Снятие с креста» (другие встречающиеся названия: «Пьета Бандини», «Положение во гроб», ок. 1550-1555 годов присутствует фигура Иосифа Аримафейского, которую считают скульптурным автопортретом Микеланджело.

Микеланджело спроектировал Лаврентьевскую Библиотеку

Скульптор и художник Микеланджело был также одним из ведущих архитекторов своего времени. В 1524 году папа Климент VII заказал Микеланджело разработать библиотеку для церкви Сан — Лоренцо во Флоренции, Италия. Строительство библиотеки началось в 1525 году. Однако Микеланджело пришлось покинуть Флоренцию в 1534 году, и только в 1571 году библиотека была открыта. Таким образом, библиотека объединяет части, выполненные Микеланджело, с остальными разделами, построенными намного позже другими в интерпретации его инструкций. Микеланджело разработал как интерьер самой библиотеки, так и ее прихожую. Он стал пионером стиля маньеризма в дизайне библиотеки, которая прославилась своей архитектурой. Лаврентьевская библиотека является одной из самых важных архитектурных достижений Микеланджело и его инновации и использование космического пространства в библиотеке были революционными.

Лестница Лаврентийской библиотеки по проекту Микеланджело

1.

Потолок Сикстинской капеллы
При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем. Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.

УСЫПАЛЬНИЦА ЮЛИЯ II

В 1505 году папа Юлий II предложил Микеланджело создать (разумеется, для собственной персоны) самую величественную усыпальницу христианского мира. Предполагалось, что это будет отдельный мавзолей девять на шесть метров, с просторной погребальной камерой внутри. Украшать гробницу должны были 40 установленных на трёх уровнях скульптур. На её возведение папа отвёл пять лет, хотя всем было ясно, что это совершенно нереальный срок — даже для такого работоголика, каким являлся Микеланджело

В 1506 году Юлий II приступил к реконструкции собора святого Петра в Риме, и этот грандиозный проект отвлёк его внимание — к собственной усыпальнице он заметно охладел. В результате гробница была закончена только в 1545 году, разместившись возле стены римской церкви Сан-Пьетро в Винколи (а не в соборе святого Петра, как планировал сам папа)

Из украшающих гробницу больших фигур три (среди них и знаменитая статуя Моисея) принадлежат резцу Микеланджело, остальные выполнены его помощниками. В парижском Лувре хранятся ещё две великолепные статуи, высеченные Микеланджело для этой усыпальницы в 1513 году. По каким-то причинам они не были установлены. Это «Умирающий раб» и «Восставший раб».

Гробница папы Юлия II

  1. Монументальный мавзолей, над которым работал Микеланджело, можно смело назвать воплощением амбиций мастера. Шутка ли, работать над проектом на протяжении сорока лет!
  2. Изначальный вариант предусматривал в разработанном в 1505 г. проекте наличие 40 (!) скульптур.
  3. В этом же, 1505 г., Микеланджело отправляется в каменоломни Каррара. Отсюда он собирался привезти материал для работы над скульптурами.
  4. Вернувшись обратно в спустя 8 месяцев Микеланджело узнает, что теперь планируемый им проект более не находится в приоритете интересов папы.
  5. Случилось это под влиянием Донато Браманте. Архитектор смог убедить Юлия II в том, что реконструкция базилики Константина куда важнее, и направить средства нужно именно на это.
  6. Параллельно против Болоньи и Перуджи намечалась военная кампания, что также способствовало смещению сроков по началу работ над проектом Микеланджело.
  7. Папа Юлий II скончался 21 февраля в 1513 г., после чего его наследники настоятельно попросили пересмотреть проект для внесения в него определенных изменений. Но и это не привело к тому, чтобы он был, наконец, реализован.
  8. Следующие годы проходили в массовых интригах. Микеланджело, к тому же, испытывал проблемы с финансированием. Он был одновременно обвиненным в том, что занимался растратой прежде выделенных денежных средств. Все это вынудило пересмотреть изначальный свой замысел Микеланджело.
  9. Гробница все же была утверждена, в своем шестом и последнем варианте. Произошло это в 1542 году.


Три скульптуры Микеланджело на гробнице папы Юлия II

Гробницу украшает 7 скульптур из мрамора, однако Микеланджело имеет непосредственное отношение лишь к трем из них. Речь идет об изваяниях сестер Лии и Рахиль, а также о пророке Моисее, который в композиции является ключевой фигурой.

Сам же Микеланджело впоследствии отмечал, что наличие одной лишь этой статуи, статуи Моисея, достаточно для того, чтобы почтить гробницу Юлия II.

Женские фигуры в композиции

Что касается женских фигур в композиции, то у них здесь свое значение. Обе фигуры скульптуры Микеланджело — это два варианта нашего бытия, при котором оно может быть созерцательным или созидательным. Созерцание в форме аллегорической реализации возложено на скульптуру Рахиль, второй супруги Иакова. Здесь она молится о спасении.

Лия, ее старшая сестра, исполнена в качестве римской матроны. Это своеобразный образ созидания, который пытался передать в виде этой скульптуры именитого творца. По мнению историков, общий замысел композиции Микеланджело заключается в указании на посредническую позицию, которой придерживался Юлий II. В частности это касалось католицизма в его устоявшейся форме и последующего внедрения реформ в нем.

Возлежащая на саркофаге фигура Юлия II также является причиной определенных споров. На протяжении длительного периода времени автором ее считался Томаззо Босколо. Однако после того как был проведен ряд исследований, историки сошлись во мнении, что это — работа Микеланджело.

Произведение, доступное сегодня к ознакомлению в базилике, очень отличается от того замысла, который намеревался воплотить в работе Микеланджело. По его же признанию, данный проект стал самой настоящей трагедией для него. Одно из его писем указывает на сожаление о том, что мастером была утрачена его молодость из-за привязанности к этому проекту. Он утверждал, что это погребение, хоть и не намеренно, но разрушило все в его жизни, и заплатить пришлось за это, как ростовщику и вору.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств еще грудного ребенка отдали на содержание другой супружеской паре Тополино. Именно они научили будущего гения разминать глину и работать резцом раньше, чем читать и писать. Сам Микеланджело говорил своему другу Джорджо Вазари:

Известную статую Давида Микеланджело создал из куска белого мрамора, который остался от другого скульптора. Ценный камень перешел в другие руки только потому, что прежний владелец не смог выполнить работу из этого куска, после чего бросил его.

Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра, до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.

Великий мастер часто жаловался на убытки, и его считали бедным человеком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем. В его доме практически не было мебели и драгоценностей. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело собрал целое состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние равнялось десяткам миллионам долларов.

В Сикстинской капелле Микеланджело разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло четыре года. За это время здоровье мастера сильно ухудшилось – при работе огромное количество краски попадало в его легкие и глаза. Микеланджело работал без помощников, сутками расписывал потолок, забывая о сне, и спал на лесах, не снимая сапоги неделями. Но это, несомненно, стоило таких усилий. Гете писал:

Зимой 1494 года во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро де Медичи, вошедший в историю под именем Пьеро Невезучий, вызвал Микеланджело и заказал ему вылепить снежную статую. Работа была выполнена, и современники отмечали её красоту, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, израильтянам было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

10 знаковых работ Микеланджело

10. Мадонна Дони.

Тип: Тондо.
Год написания: 1507.

Мадонна Дони

Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).

Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.

9. Вакх.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.

Вакх

Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.

8. Мадонна Брюгге.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.

Мадонна Брюгге

«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.

7. Лаврентьевская библиотека.

Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.

Лаврентьевская библиотека

Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.

Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.

6. Моисей.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.

Моисей

В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.

5. Пьета.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.

Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.

Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.

4. Страшный суд.

Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1541.

Страшный суд

В искусстве запада «Страшный суд» входит в число самых значимых работ. Окрашенная на алтарной стене капеллы, она демонстрирует второе пришествие Христа на землю. Иисус показан в центре и окружен выдающимися святыми, воскресшими из мертвых.

3. Базилика Святого Петра.

Тип: Архитектура.
Год выпуска: 1626.

Расположенная в Ватикане, Базилика Святого Петра — самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения. Над созданием работали множество известных мастеров (в том числа Антонио да Сангалло).  Хотя Микеланджело не создал его с нуля, собор дошел до нашего времени в том виде, в котором был задуман именно Буонарроти.

2. Сотворение Адама.

Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1512.

Краеугольный камень живописи эпохи Возрождения — Сотворение Адама, расположен на потолке Сикстинской капеллы, породивший ряд последователей и большое число пародий.

1. Давид.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.

Давид

Вероятно самой известной работой Микеланджело является шедевральная скульптура библейского персонажа Давида, который готов к борьбе с Голиафом. Тема Давида и Голиафа являлась достаточно популярной в искусстве того времени. У Караваджо, например, есть три работы посвященные этому сюжету.

Колоссальная статуя, высотой 5,17 метров демонстрирует исключительные технические навыки Микеланджело, а также силу символического воображения.

Личная жизнь

Всю свою жизнь Микеланджело посвятил искусству. Он так и не женился, у него не было детей. Жил он аскетично. Увлекшись работой, мог ничего не есть кроме корки хлеба и спать в одежде, чтобы не тратить силы на переодевание. Отношения с женщинами у художника не складывались. Некоторые исследователи предполагают, что у Микеланджело были интимные связи с его учениками и натурщиками, однако достоверных сведений об этом нет.

Томмазо Кавальери

Известно о его близкой дружбе с римским дворянином Томмазо Кавальери. Томмазо годился художнику в сыновья и был очень красив. Микеланджело посвятил ему множество сонетов и писем, открыто говоря о своих пылких чувствах и восхищаясь достоинствами юноши. Однако судить о художнике по сегодняшним меркам нельзя. Микеланджело был поклонником Платона и его теории любви, которая учила видеть прекрасное не столько в теле, сколько в душе человека. Высшей стадией любви Платон считал созерцание прекрасного во всем окружающем. Любовь к другой душе по Платону приближает к любви Божественной. Томмазо Кавальери поддерживал дружеские отношения с художником до самой его смерти и стал его душеприказчиком. В возрасте 38 лет он женился, его сын стал известным композитором.

Микеланджело Победа(исследователи считают, что в этой работе Микеланджело изобразил Томмазо и себя)

Виттория Колонна

Еще одним примером платонической любви называют отношения Микеланджело с римской аристократкой Витторией Колонна. Встреча с этой выдающейся женщиной произошла в 1536 г. Ей было 47 лет, ему ‒ за 60. Виттория принадлежала к знатному роду, носила титул принцессы Урбинской. Ее мужем был маркиз де Пескара, известный военачальник. После его гибели в 1525 г. Виттория Колонна больше не стремилась выйти замуж и жила уединенно, посвятив себя поэзии и религии. С Микеланджело ее связывали платонические отношения. Это была большая дружба между двумя уже немолодыми, повидавшими многое в жизни людьми. Они писали друг другу письма, стихи, проводили время в долгих беседах. Смерть Виттории в 1547 г. глубоко потрясла Микеланджело. Он погрузился в депрессию, Рим ему опротивел.

Себастьяно дель Пьомбо Портрет Виттории Колонна

История Пьеты — самой знаменитой скульптуры Микеланджело

Самым известным плодом творчества Микеланджело, как скульптора среди произведений искусств в Риме, является Пьета.

Заказчиком работы стал посол Карла VIII, он же Jean de Bilheres. Статую предполагалось установить в качестве надгробия после того, как короля постигнет смерть.

Что примечательно, у этой скульптуры Микеланджело имеется подпись мастера. Ни до, ни после нее он не подписывал своим именем скульптуры. Плечевой ремень, который можно заметить на мантии Девы, подписан следующими словами: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал». К решению обозначить свое авторство, Микеланджело пришел после того, как случайно услышал спор ломбардийцев, прибывших в Рим, в котором велись рассуждения об этом.

Скульптура как символ нетленности чистоты Девы Марии

Готовая скульптура с изображением тела Христа после того, как его подвергли распятию, на руках Девы Марии, вызвала бурю эмоций. И дело было не только в восхищении работой, но и в реакции на нее критиков. То, как была изображена мать 33-летнего сына, разительно отличалось от работ, прежде созданных.

По замыслу Микеланджело, скульптура стала символом нетленности чистоты Девы Марии. Его же слова стали тому подтверждением в ответе на выпады критиков. Он отмечал, что святость, целомудрие и неподкупность способны сохранить молодость на долгое время. Потому, задавался риторическим вопросом Микеланджело, что может вообще способствовать изменениям тела матери Христа, прежде не испытывавшем никаких похотливых желаний.

Душевнобольной австралиец пытался разрушить Пьету

То положение, которое ныне закреплено за скульптурой мастера, занято ею было в 1749 г. В течение многих столетий она не раз подлежала разрушительному воздействию.

  1. Самый серьезный ущерб на судьбу этой работы Микеланджело пришелся в 1972 году, 21 мая. В этот день праздновалась Пятидесятница.
  2. Воскресным днем австралиец, которому на тот момент было 34 года, набросился на статую с криками, что он — Иисус Христос, воскресший из мертвых.
  3. Душевнобольной, до того, как его схватили и обезвредили, успел нанести серьезный ущерб скульптуре Девы Марии с помощью геологического молота. Из-за этого по локоть была отбита в ней левая рука, почти уничтоженными оказались веки и нос.
  4. В общей сложности откололось порядка 50 фрагментов этой скульптуры Микеланджело.
  5. Присутствовавшие на тот момент невольные зрители происшествия стали подбирать отколотые части, присваивая их себе как сувенир. В дальнейшем значительная часть их была все же возвращена, но вот нос так и остался потерян.
  6. После обследования этой работы Микеланджело на предмет повреждений, практически сразу начались работы по ее восстановлению.
  7. Ранее, в 1944 г. тому, что Франческо Меркадали сделал гипсовый слепок скульптуры Микеланджело, что сыграло решающую роль в выполнении работ, связанных с реставрацией. Происходили они с максимальной точностью и соответствием изначальному ее состоянию.


Собор святого Петра в Риме

Несмотря на инцидент, каждый сегодня имеет возможность рассмотрения многострадальной работы Микеланджело. Только вот теперь скульптура скрыта за пуленепробиваемым стеклом, обеспечивающим должную ее защиту. Посетив собор св. Петра, ее можно наблюдать в правом нефе со стороны первой капеллы от входа в него.

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.

Немного о личном

О личной жизни такого великолепного мастера, как Микеланджело, даже не хочется говорить. Что эти знания могут нам дать? На мой взгляд, о человеке больше говорят его творения. Если они прекрасны, то скорее всего, внутреннее наполнение человека также будет прекрасно.

Дурной человек просто не может создать такую вещь, от которой все будут приходить в восторг. У Микеланджело не было жены и детей, да и женщин вообще, кажется, не было. Супругой гения было искусство, а детьми – его произведения, он и сам так говорил:

Энрико Фанфани «Микеланджело читает стихотворения Виттории Колонне», конец XIX века

Время «застоя» в творчестве Микеланджело

Каждое событие, которое происходит в государстве, влияет на жизнь человека и его успешность. То, что происходило с Италией, негативно отразилось на биографии Микеланджело. В творчестве наступает время «застоя». Он, как яркая и творческая личность, стремился к успешной, лучшей жизни. Но события в Италии неблагоприятно влияли на творческий процесс. Неумелое, неосознанное политическое правление Пьеро, который пришел к власти после смерти отца Лоренцо Медичи, приводит к началу военных действий. На Италию наступает французская армия, люди начинают бунтовать, Флоренция сдается, прекращает вести борьбу. Политическая и внутренняя обстановка только ухудшается. Микеланджело в этот период ничего гениального не создает. По этой причине он решает отправиться в Венецию и Рим. Там он изучает древние скульптуры, статуи, получает новые знания.

Живопись

«Муза Живописи»(Джованни Баттиста Лоренци)

Название Изображение Тип / техника Информация Примечания
«Мучения святого Антония»(итал. Tormento di sant’Antonio) Темпера Создано Ок. 1487—1488 Авторство Микеланджело под вопросом
Размеры 47 × 35 см
Материал Дерево
Хранится(хранилось) Кимбелл, Форт-Уэрт
«Манчестерская Мадонна»(итал. Madonna di Manchester) Темпера Создано Ок. 1497 Авторство Микеланджело под вопросом
Размеры 105 × 76 см
Материал Дерево
Хранится(хранилось) Лондонская Национальная галерея
«Стигматы Святого Франциска»(итал. Stigmate di san Francesco) Утрачено Темпера Создано Ок. 1500 О таком картоне Микеланджело вспоминает Вазари
Размеры ? см
Материал Дерево
Хранится(хранилось) Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим
«Положение во гроб»(итал. Deposizione di Cristo nel sepolcro) Темпера Создано Ок. 1500—1501
Размеры 159 × 149 см
Материал Дерево
Хранится(хранилось) Лондонская Национальная галерея
«Битва при Кашине»(итал. Battaglia di Cascina) Утрачено Картон(для фрески) Создано Ок. 1505—1506

Бастиано да Сангалло. Копия картона (гризайль)

Размеры 700? × 1750? см (больше 116 м2)
Материал Бумага
Хранится(хранилось) Палаццо Веккьо, Флоренция
«Мадонна Дони»(Святое Семейство)(итал. Tondo Doni) Темпера Создано Ок. 1506—1508 Единственная картина, авторство Микеланджело которой абсолютно не вызывает сомнений
Размеры 120 × 120 см
Материал Дерево
Хранится(хранилось) Галерея Уффици, Флоренция
Потолок Сикстинской капеллы(итал. Volta della Cappella Sistina) Фреска Создано Ок. 1508—1512 Считается компендиумом искусства Микеланджело, Возрождения и христианской теологии
Размеры 4093 × 1341 см
Материал
Хранится(хранилось) Сикстинская капелла, Ватикан
«Мадонна с младенцем»(итал. Madonna col Bambino) Рисунок Создано Ок. 1525
Размеры 54,1 × 39,6 см
Материал Бумага
Хранится(хранилось) Каза Буонарроти, Флоренция
«Титий»(итал. Tizio) Рисунок Создано Ок. 1533 Подарок для Томмазо Кавальери
Размеры 19,0 × 33,0 см
Материал Бумага, итальянский карандаш
Хранится(хранилось) Королевская библиотека,Виндзорский замок
«Клеопатра»(итал. Cleopatra) Рисунок Создано Ок. 1533—1534 Возможно, эскиз для статуи « Утро»
Размеры 35,5 × 25 см
Материал Бумага
Хранится(хранилось) Галерея Уффици, Флоренция
«Страшный суд»(итал. Giudizio Universale) Фреска Создано Ок. 1537—1541
Размеры 1370 × 1220 см
Материал
Хранится(хранилось) Сикстинская капелла, Ватикан
«Леда и лебедь»(итал. Leda e il cigno) Утрачено Темпера Создано Ок. 1530
Размеры ? см
Материал Дерево
Хранится(хранилось) Дворец Фонтенбло, Франция (до 1536)
«He тронь меня»(итал. Noli me tangere) Утрачено Темпера Создано Ок. 1531
Размеры ? см
Материал Дерево
Хранится(хранилось)
«Венера и Амур»(итал. Venere e Amore) Утрачено Темпера Создано Ок. 1532—1534
Размеры ? см
Материал Дерево
Хранится(хранилось)
«Падение Фаэтона»(итал. Caduta di Fetonte) Рисунок Создано Ок. 1533 Подарок для Томмазо Кавальери
Размеры 31,2 × 21,5 см
Материал Бумага
Хранится(хранилось) Британский музей, Лондон
«Обращение Апостола Павла»(итал. Conversione di Saulo) Фреска Создано Ок. 1542—1545
Размеры 625 × 661 см
Материал
Хранится(хранилось) Капелла Паолина, Ватикан
«Распятие Святого Петра»(итал. Crocifissione di San Pietro) Фреска Создано Ок. 1545—1550
Размеры 625 × 662 см
Материал
Хранится(хранилось) Капелла Паолина, Ватикан
«Распятие (для Виттории Колонна)»(итал. Crocifissione per Vittoria Colonna) Рисунок Создано Ок. 1545 Подарок для Виттории Колонна«rifinito»
Размеры 37 × 27 см
Материал Бумага
Хранится(хранилось) Британский музей, Лондон
«Пьета »(итал. Pietà per Vittoria Colonna) Рисунок Создано Ок. 1546 Подарок для Виттории Колонна«rifinito»
Размеры 28,9 × 18,9 см
Материал Бумага
Хранится(хранилось) Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон
«Богоявление»(итал. Epifania) Рисунок Создано Ок. 1550—1553
Размеры 232 × 165 см
Материал Бумага
Хранится(хранилось) Британский музей, Лондон

Эскизы и наброски

Ниже приведены примеры эскизов Микеланджело утраченного картона «Битва при Кашине», фрески «Сотворение Адама» Сикстинской капеллы и композиции «Воскресение Христа».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: