10 самых известных картин рембрандта

Техника и картины

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.

Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.

Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.

Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.

Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.

Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.

«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.

Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.

Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.

Рембрандт: краткая биография после смерти первой жены

Счастливый брак молодого человека продлился не очень долго. Спустя семь лет совместной жизни Саския скоропостижно скончалась в 1642 году. И с этого момента вся жизнь художника начинает меняться в худшую сторону.

Несмотря на то что Рембрандт женился во второй раз, такого же счастья, как в первом браке, у него уже не было. Его спутницей жизни стала его бывшая служанка Гендрикие Ягерс.

В тот жизненный период художник испытывает сильные материальные трудности, причем не из-за отсутствия работы и заказов, а по причине собственного пристрастия к собирательству произведений искусства, на которые он тратил большую часть своих доходов.

Его увлечение коллекционированием довело до того, что в 1656 году он был объявлен должником, который не в состоянии расплатится с долгами, а в 1658 году ему пришлось отказаться от собственного дома в уплату долгов. С того момента художник жил в гостинице.

Рембрандт: краткая биография после смерти первой жены

Счастливый брак молодого человека продлился не очень долго. Спустя семь лет совместной жизни Саския скоропостижно скончалась в 1642 году. И с этого момента вся жизнь художника начинает меняться в худшую сторону.

Несмотря на то что Рембрандт женился во второй раз, такого же счастья, как в первом браке, у него уже не было. Его спутницей жизни стала его бывшая служанка Гендрикие Ягерс.

В тот жизненный период художник испытывает сильные материальные трудности, причем не из-за отсутствия работы и заказов, а по причине собственного пристрастия к собирательству произведений искусства, на которые он тратил большую часть своих доходов.

Его увлечение коллекционированием довело до того, что в 1656 году он был объявлен должником, который не в состоянии расплатится с долгами, а в 1658 году ему пришлось отказаться от собственного дома в уплату долгов. С того момента художник жил в гостинице.

Творчество

Во время обучения у Ластмана, Рембрандт перенял у своего наставника пристрастие к пестроте и детализации. На полотнах того периода преобладали яркие насыщенные цвета. Мастер прорисовывал каждую мелочь, пытаясь достичь совершенства.

Позднее Рембрандт, как и другие последователи барокко, начал уделять большое внимание игре теней, посредством которых удавалось выразительно передавать эмоции персонажей. Работая в одной мастерской, Рембрандт и Ливенс нередко писали картины на одинаковые сюжеты

Рембрандта в молодости

Интересен факт, что оба художника восторгались работами Рубенса, который тогда считался одним из самых талантливых живописцев в Европе. Первое признание пришло к Рембрандту после написания ряда детализированных полотен, среди которых:

  • «Побиение камнями святого апостола Стефана» (1625);
  • «Паламедеи перед Агамемноном» (1626);
  • «Давид с головой Голиафа» (1627);
  • «Похищение Европы» (1632).

Одновременно с этим молодой живописец создал цикл гравюр с портретами, на которых изображал себя и родственников. В 1629 г

на творчество Рембрандта обратил внимание заместитель секретаря принца Оранского Константин Гюйгенс, который являлся популярным меценатом

Когда Гюйгенс увидел полотно Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать серебряников», он отозвался о нем как об одной из лучших работ в истории Италии и даже античности. Благодаря поддержке мецената Рембрандт начал получать заказы от состоятельных клиентов.

В частности, принц Оранский заказывает у мастера несколько религиозных полотен, включая «Христос перед Пилатом» (1636). Настоящая слава пришла к Рембрандту в Амстердаме. Здесь он создал ряд выдающихся картин и обрел высокое положение в обществе.

Тогда же мастер знакомится с дочерью зажиточного бюргера Саскией ван Эйленбюрх. Черпая вдохновение в красоте девушки, он пишет много ее портретов, а также изображает ее в качестве разных персонажей на других полотнах.

В 1632 г. Рембрандт представил свою знаменитую работу «Урок анатомии доктора Тульпа», которая принесла ему еще большую популярность. Его начали заваливать заказами разные высокопоставленные чиновники и деятели культуры.

Живописец существенно поправил свое материальное положение, купив для себя роскошный особняк и начав коллекционировать разные предметы антикварного искусства: картины, скульптуры, оружие, музыкальные инструменты и т.д.

После этого Рембрандт написал такие шедевры, как «Жертвоприношение Авраама», «Даная», «Похищение Европы» и «Пир Валтасара». В 1642 г. свет увидела одна из самых известных его картин – «Ночной дозор», которая была недооценена современниками художника.

Кроме этого, кисти голландца принадлежит немало пейзажей и натюрмортов. За годы творческой биографии он написал много автопортретов, созданных в разных ракурсах. В середине 1650-х годов он испытывал серьезные финансовые трудности и в 1656 г. объявил о своем банкротстве.

На протяжении всей жизни Рембрандт совершенствовал свою технику, часто прибегая к экспериментам. Особенный интерес представляют его последние произведения, которые сегодня считаются уникальным явлением в истории живописи.

Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок по сей день остается не разгаданным. Персонажи монументальны и намеренно расположены на передней плоскости композиции. Мэтр стремиться изображать наиболее сильные человеческие эмоции.

Рембрандт использовал минимум красок, но не смотря на это ему удавалось создавать полотна «живыми», за счет игры света и теней. За годы биографии он написал порядка 350 картин, свыше 100 рисунков и примерно 300 офортов.

Биография Рембрандта ван Рейна

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.

В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.

Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх. В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману.

С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.

Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам, и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.

Слайд 12 ДанаяЦарю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки

недоступную башню. Только служанка была при царевне. О красоте Данаи

прослышал Зевс и проник к ней, превратившись в золотой дождь. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов.
«Даная», как и «Флора», относится к тому периоду творчества Рембрандта, когда мастера увлекала возможность передать в живописи красоту зримого мира. От Данаи трудно оторвать глаза. Весь ее облик озарен неповторимым обаянием женственности. Она выглядит чуть старше, чем принято изображать избранницу Зевса, но именно это позволяет Рембрандту придать переполняющим ее чувствам особую глубину.

Ранние годы

Художник Рембрандт, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в семье мельника Хармена Герритса в 1606 году. Его мать звали Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн.

Благодаря тому что дела у отца шли в то время хорошо, будущий живописец получил довольно хорошее образование. Он был определен в латинскую школу, однако юноше не нравилось там учиться, поэтому его успехи оставляли желать лучшего. В итоге отец уступил просьбам сына и позволил ему пойти учиться в художественную мастерскую Якоба ван Сваненбюрха.

Биография Рембрандта интересна тем, что его первый наставник не оказал сильного влияния на художественный стиль живописца. Наибольшее воздействие на начинающего художника оказал его второй учитель, к которому он перешел через три года работы у Сваненбюрха. Им стал Питер Ластман, в ученики к которому Рембрандт определился, когда переехал жить в Амстердам.

Великий портретист

Такого портретиста история искусства ещё не знала. Картины Рембрандта Харменса ван Рейна год от года всё более поражали не просто сходством с моделями и искусно выписанными лицами. Они были одухотворены, они чувствовали, думали и переживали – они рассказывали зрителю о себе всё, будь то повидавший войну солдат, умудрённый опытом старик или измученная жизнью старуха. Самые известные картины Рембрандта относятся к последним годам его жизни, среди которых и великолепные автопортреты, и изображения апостолов. В их лица живописец привносил собственные черты, как-бы примеряя маски учеников Христа на себя.

Исследуя редкие библейские сюжеты, художник в своём мастерстве достигает невероятных высот. Сегодня, спустя три с половиной столетия, захватывает дух от ювелирно выполненных, полных человеческих переживаний работ мастера, созвучных с таким шедевром, как, например, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Секрет один – Рембрандт был гением, уникальным и правдивым.

Детство и юность

Начало 17 века было спокойным для Нидерландского государства, которое обрело независимость республики в момент революции. В стране развивались промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.

В старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия, в домике на Ведештеге прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1607 года.

Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника Хармен ван Рейн был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней. Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье, поэтому большая семья жила в достатке. Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами.

Несмотря на достаток, семья Хармена жила скромно, соблюдая строгие католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.

Рембрандт трепетно относился к своей матери в течение всей жизни. Это выражается в портрете, написанном в 1639 году, на котором изображена мудрая старушка с добрым и немного грустным взглядом.

Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».

Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывался красивый пейзаж лазурной реки, которую освещают лучи солнца, пробирающиеся сквозь небольшое окошко постройки и проходящие сквозь туманы мучной пыли. Возможно, за счет детских воспоминаний будущий художник научился искусно владеть красками, светом и тенью.

В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.

Первоначально мальчик ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.

Детство будущего художника было счастливым, так как родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу. Из биографии первого учителя Рембрандта известно мало, у представителя позднего маньеризма не сохранилось огромного художественного наследия, из-за чего проследить влияние Якоба на формирования выработки стиля Рембрандта практически невозможно.

В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.

Самые известные картины Рембрандта

Рембрандт написал около трех сотен живописных произведений, для которых характерны драматичные светотени в стиле Караваджо, живое отображение предметов и глубокое сострадание к людям. Вот несколько известнейших картин мастера:

Если вы цените старинную живопись или графику, то найдете прекрасные образцы изобразительного искусства на сайте Very Important Lot! Здесь регулярно проводятся аукционы, на которых можно приобрести уникальные произведения русских и зарубежных мастеров

Также рекомендуем уделить внимание перспективным молодым художникам. Их работы постоянно представлены в каталоге современного искусства

Гений Рембрандта настолько ярок, что художник признан не только выдающимся голландским живописцем XVII века, но и одним из величайших художников всех времён и народов.

Основу наследия Рембрандта составили портреты и картины на религиозные темы. Но список жанров, в которых он работал, этим далеко не исчерпывается. Художник писал исторические, мифологические и аллегорические полотна, пейзажи, жанровые сцены и натюрморты. Некоторые из картин Рембрандта настолько оригинальны, что не вписываются в традиционную жанровую систему. Кроме этого, Рембрандт был превосходным гравёром и рисовальщиком. Если переходить на цифры, то он оставил нам около 400 картин, почти 300 гравюр и более 1000 рисунков.

Под руководством своего первого наставника, Якоба ван Сваненбюрха, Рембрандт освоил лишь азы мастерства. Истинным учителем он считал Питера Ластмана (1583-1633). В молодости Ластман побывал в Италии, где навсегда влюбился в работы мастеров эпохи Ренессанса. Он считал, что для создания великой картины требуется, прежде всего, значительный исторический или мифологический сюжет. Рембрандт тоже любил сюжетную живопись, чем отличался от большинства своих голландских современников, привязанных к окружающей жизни. Особенно его привлекала библейская история, которую он знал буквально наизусть.

Одинокий живописец

Он никогда не был окружен воздыхателями. Ни один поэт не воспел его при жизни. Этого живописца не приглашали на официальные торжества, да и в дни грандиозных празднеств о нем тоже забывали. Однако он не огорчался. Привычная любимая компания Рембрандта состояла из лавочников, мещан, крестьян и ремесленников. Простой люд ему был чрезвычайно близок. Излюбленным местом художника был один из портовых кабачков, где сновали матросы, бродячие актеры и мелкие воришки. Там он просиживал часами, наблюдая и делая зарисовки. В мире искусства, которое есть не что иное, как особое отражение действительности, видеть которую дано лишь избранным, пребывал всю жизнь Рембрандт. Биография, краткое содержание которой представляет лишь самые значимые факты из жизни, изложена ниже. Однако чтобы прочувствовать невероятное мастерство этой гениальной личности, нужно видеть произведения. Ведь жизнь художника передана в его картинах.

Техника и картины

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.

Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.

Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.

Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.

Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.

Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.

«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.

Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.

Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна 1660 годов

Библейские композиции, созданные в 1660 годы, подводят итог рембрандтовским размышлениям о смысле жизни. В его творчестве этого времени имеются картины, посвященные столкновению светлого и темного начал в душе человека. Целый ряд работ на эту тему создал Рембрандт Харменс ван Рейн, биография и список картин которого нас интересуют. Среди таких произведений нужно отметить работу “Ассур, Аман и Эсфирь”, созданную в 1660 году; а также “Давид и Урия”, или “Падение Амана” (1665). Они характеризуются гибкой манерой письма, теплой насыщенной гаммой, сложной фактурой поверхности, напряженной игрой света и тени. Все это необходимо художнику для раскрытия сложных душевных переживаний и коллизий, для утверждения победы добра над злом.

Историческая картина Рембрандта под названием “Заговор Юлия Цивилиса”, известная также как “Заговор батавов”, была создана в 1661 году. Она проникнута героикой и суровым драматизмом.

Творчество и биография художника

Краткая биография Рембрандта ван Рейна не позволяет подробно изложить весь его творческий путь и жизнь, но основные моменты все же вполне возможно разобрать.

В 1623 году художник вернулся домой в город Лейден, где уже к 1628 году обзавелся собственными учениками. Сведения о самых первых известных его работах относятся к 1627 году.

Планомерно и усердно шел к своему творческому успеху Рембрандт Харменс ван Рейн – биография талантливого живописца свидетельствует о том, что на ранних этапах своего творчества он трудился не покладая рук.

В то время он писал главным образом своих родных и близких, а также сцены из жизни родного города. В галерее Касселя хранится портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее, относящийся как раз к этому периоду жизни художника, известного всему миру как Рембрандт

Биография и творчество этого живописца уже тогда стали привлекать к себе внимание

Библейские композиции и мифологические сцены 1630

В 1630 годы художник создавал и библейские композиции. Одна из самых известных – “Жертвоприношение Авраама”. Она относится к 1635 году. Библейские композиции этого времени отмечены влиянием живописи итальянского барокко. Его воздействие проявляется в динамике композиции (несколько форсированной), светотеневых контрастах, остроте ракурсов.

В творчестве Рембрандта этого времени особое место принадлежит мифологическим сценам. В них художник не стал следовать классическим традициям и канонам, бросив им смелый вызов. Одна из работ, которую можно здесь отметить, – это “Похищение Ганимеда” (1635 год).

1630 годы в жизни Рембрандта

Важное событие в жизни мастера произошло в 1632 году. Переездом в Амстердам отмечена биография художника Рембрандта

Жизнеописание его, относящееся к этому времени, следующее.

В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эта женщина была круглой сиротой. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Два брата Саскии являлись юристами. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Он скупал эстампы и картины, индийские и китайские резные безделушки, старое оружие, статуи, ценный хрусталь и фарфор. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Они вдохновляли художника. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.

Работы художника

Даная

Эту картину по праву можно считать одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века. Изображенная на полотне женщина явно ждёт кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать её образ с Данаей. Согласно греческой мифологии, Даная была соблазнена Юпитером, принявшим облик золотого дождя. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно повреждён психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезав её ножом.

Автопортрет

Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Мы не найдём здесь экзотических одеяний и поз. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель

Однако и сама рука, и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове

Ночной дозор

Это самая известная картина Рембрандта. Она получила своё нынешнее название лишь в конце XVIII века. Объясняется это просто. Тёмный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.

Возвращение блудного сына

История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идёт о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына.

Живопись

Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.

В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.

Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:

  • «Побиение камнями святого апостола Стефана» (1625),
  • «Паламедеи перед Агамемноном» (1626),
  • «Давид с головой Голиафа» (1627),
  • «Похищение Европы» (1632),

Юноша продолжает черпать вдохновение на улицах города, гуляя по скверам, дабы встретить случайного прохожего и запечатлеть его портрет резцом на деревянной дощечке. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.

Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христос перед Пилатом» (1636).

Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.

Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты. Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке. Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.

В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Дело в том, что ван Рейн отошел от канонов стандартных групповых портретов, которые изображались с лицами, повернутыми к зрителю. Крайне реалистичные портреты доктора и его учеников сделали художника знаменитым.

В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.

В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.

Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.

По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.

Переезд в Амстердам

В 1631 году Рембрандт ван Рейн уехал в Амстердам – за впечатлениями, опытом и публикой. Здесь его захватывает исследование человеческой мимики – он создаёт десятки этюдов, на которых женские и мужские лица выражают разные чувства. С этого времени портреты Рембрандта как отдельная страница его искусства приобретают особый смысл с точки зрения оттачивания мастерства и как довольно привлекательное, коммерчески выгодное умение – состоятельные горожане всё чаще делают заказы. Слава о незаурядном мастере растёт.

Привлекает художника и собственная персона – модель всегда под рукой и готова позировать. Жанр автопортрета позволяет особо скрупулёзно исследовать мимику, жесты и передаваемые эмоции. Наряжаясь в восточные костюмы и принимая замысловатые позы, Рембрандт неустанно стремится к совершенству. Корча физиономии, выражая то удивление, то испуг, то радость, причём в разной степени, старается в рисунке добиться наибольшей выразительности. Лицо – зеркало души, это художник осознал давно.

Личная жизнь

В 1634 г. Рембрандт женился на своей музе и возлюбленной Саскии ван Эйленбюрх. У пары рождается трое детей, но все они умирают еще в младенчестве. После этого девушка смогла родить сына Титуса.

В 1642 г., примерно через год после рождения Титуса, Саския скончалась от туберкулеза. После этого у мастера начался роман с Гертье Диркс. Позднее Диркс будет судиться с Рембрандтом за отказ жениться на ней. Стоит заметить, что Гертье родила ему дочь Корнелию.

Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын в таверне»

Последние годы, проходящие в бедности и забвении, повлияли на его творчество. Полотна Рембрандта утратили детализацию, на смену которой пришли широкие мазки, а яркие краски сменились мрачностью.

Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида

Во второй книге Царств можно прочитать о царе Давиде, который гулял по крыше своего дворца и увидел в купальне обнаженную женщину, которая мылась.

Давиду захотелось ей обладать, и он спросил у слуг, кто она. Ему ответили, что это дочь Елиама, жена одного из самых храбрых войнов Урии Хеттеянина, которую зовут Вирсавия.

Но Давида это не остановило. Он велел ее привести в свои покои, спал с ней, а потом, беременную, вернул мужу, обрекая на верную смерть.

Обычно художники изображали тот момент, когда царь увидел женщину и влюбился в нее. Но Рембрандт на картине «Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида» запечатлел ее в купальне с письмом. Она влюблена, что придает ее лицу мечтательное выражение.

Тысячи художников писали обнаженных женщин, но Рембрандт единственный смог сделать тело одухотворенным, показать не предмет вожделения, а объект сочувствия.

Заключение

Сегодня живописец и гравер Рембрандт, краткая биография и творчество которого были описаны в этой статье, является гордостью не только родной страны. О нем знают во всем мире, а его картинами восхищаются ценители искусства и живописи по всей планете. Картины художника охотно покупают за баснословные деньги на аукционах, где продают живопись и произведения искусства, а имя Рембрандта на слуху у любого человека, имеющего хоть малейшее представление об искусстве.

Сложно переоценить творческий вклад этого великого художника в живопись и культуру своей страны и всего мира. Недаром сегодня голландская школа живописи в первую очередь ассоциируется как раз с именем Рембрандта Харменса ван Рейна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: