Искусство
Надгробный сфинкс, 560—550 гг. до н. э., Археологический музей, Афины
Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. В эпоху архаики, бывшей временем становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система (в том числе дорический и ионический ордера).
Керамика
В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль.
В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.
С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.
В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем».
Архитектура
Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.
Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.
Скульптура
В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.
Примеры архаического греческого искусства
Архаический курос
Ориентализирующий стиль
Чернофигурная керамика
Реконструированная раскраска Коры архаического периода
Древнегреческая скульптура
Скульптура Древней Греции в первые века своего существования испытала достаточно серьезное влияние искусства Египта. Практически все произведения древнегреческой скульптуры представляли собой полуобнаженных мужчин с опущенными руками. Спустя некоторое время греческие скульптуры стали немного экспериментировать с одеждой, позами, а лицам стали придавать индивидуальные черты.
В классический период скульптура достигла своих высот.
Мастера научились не просто придавать статуям естественные позы, но даже изображать эмоции, которые якобы испытывает человек. Это могла быть задумчивость, отрешенность, радость или строгость, а также веселье.
В этот период стало модно изображать мифических героев и богов, а также реальных людей, которые занимали ответственные должности – государственные деятели, полководцы, ученые, атлеты или просто богатые люди, которые желали увековечить себя в веках.
Развитие скульптуры, как правило, определялось потребностями, а также эстетическими запросами существовавшего в то время общества. Достаточно посмотреть на статуи того времени и можно понять, насколько красочным и ярким было искусство в то время.
Великий скульптор Мирон
создал статую, которая оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это знаменитое изваяние Дискобола – метателя диска. Человек запечатлен в тот момент, когда его рука откинута немного назад, в ней находится тяжелый диск, который он уже готов метнуть вдаль.
Скульптор смог запечатлеть атлета в самый кульминационный момент, который предвещает следующий, когда снаряд высоко взметнется в воздух, а атлет выпрямится. В данной скульптуре Мирон овладел движением.
В другое время был популярен мастер – Поликлет
, который установил равновесие человеческой фигуры в медленном шаге и покое
. Скульптор стремится найти идеально правильные пропорции, на которых может быть построено человеческое тело при создании скульптуры. В конечном итоге был создан образ, который стал определенной нормой и более того, примером для подражания.
Поликлет в процессе создания своих работ математически рассчитывал параметры всех частей тела, а также их соотношение между собой. За единицу брался человеческий рост, где голова составляла одну седьмую часть, кисти рук и лицо – одну десятую, а ступни – одну шестую.
Поликлет свой идеал атлета воплотил в статуе молодого юноши с копьем. В образе очень гармонично сочетается идеальная физическая красота, а также одухотворенность. Скульптор очень ярко выразил в данной композиции идеал той эпохи – здоровую, разносторонне развитую и цельную личность.
Двенадцати метровая статуя Афины была создана Фидием.
Кроме того, он создал колоссальную статую бога Зевса для храма, который находится в Олимпии.
В искусстве мастера Скопаса дышат порыв и страсть, борьба и беспокойство, а также глубокие события.
Самое лучшее произведение искусства этого скульптора – статуя Менады. В то же время работал Пракситель, который в своих творениях воспевал радость жизни, а также очень чувственную красоту тела человека.
Лиссип создал примерно 1500 статуй из бронзы
, среди которых просто колоссальные изображения богов. Кроме того, есть группы, которые отображают все подвиги Геракла. Вместе с мифологическими образами в скульптурах мастера отображались и события того времени, которые затем вошли в историю.
Общество
Полисы
Микенская Греция была разделена на царства, на территории каждого из которых население жило в городах и крупных поместьях, принадлежавших знати. Царствами правили цари, претендовавшие на божественное происхождение и правившие из столиц — «полисов», в которых находились дворцы или цитадели-акрополи («высокие города»), которые для целей эффективной обороны возводились на наиболее высоких в данной местности холмах. В течение тёмных веков дворцы, цари и усадьбы перестали существовать, население уменьшилось, города были покинуты или превратились в деревни среди руин, а на смену царской бюрократии пришли более примитивные формы власти в виде племенной структуры.
Резкий рост населения в начале архаического периода стал причиной возврата к городскому образу жизни, основания новых городов и расширения старых центров.
Маргалит Финкельберг посвятила своё исследование обычаям наследования легендарных и исторических царей в доклассической Греции, где наследование от отца к сыну не было нормой, а существовал иной обычай: новый царь, обычно изгнанный из какого-либо иного царского рода, завоёвывал своё право стать «зятем» прежнего царя, что легимизировалось браком с его «дочерью» (термин, по-видимому, также условный). Такая традиция неоднократно повторяется в греческой мифологии и связана с такими известными именами, как Пелопс, Беллерофонт, Мелампой, Пелей, Теламон, Тевкр, Андраймон, Диомед, Менелай и рядом других. В Греции вплоть до эллинистического периода отсутствует перечень царей, столь характерный для Ближнего Востока и Анатолии. Если царю наследовал его «зять», то, как отмечает Финкельберг (1991:305), это означало, что царице наследовала её дочь, притом, что в остальном культура оставалась патриархальной: «Это означает, что в Спарте, очевидно, и в других местах, где засвидетельствовано царство по праву брака скорее чем по праву наследования, мы наблюдаем линию цариц от матери к дочери».
К концу Архаического периода, цари были смещены тиранами, появился новый вид правительства- город-государство, также называемый полисом. Царства окончательно исчезли, даже несмотря на то, что продолжали существовать царские династии, память о которых хранилась обществом. Взамен возникла новая организация: многие крупные населённые пункты стали автономными, во главе с правительством республиканского типа. Этот процесс обозначает древнегреческий термин синойкизм, который обозначает поглощение деревень и включение племенных структур в состав полисов. Типичным публичным зданием становится акрополь.
История
Конфликты
- Спартано-аргосские войны (VIII век — ок. 495 до н. э.)
- Первая мессенская война (ок. 750—730 гг. до н. э.)
- Первая священная война (595—585 гг. до н. э.)
- Лелантская война (конец VIII века до н. э.)
- Мелийская война (конец VIII века до н. э.)
- Коринфская экспансия (VIII — VI века до н. э.)
- Вторая мессенская война (640—620 гг. до н. э.)
- Саламинские войны (вторая половина VII — середина VI века до н. э.)
- Сигейские войны (конец VII — вторая половина VI века до н. э.)
- Спартано-тегейские войны (первая половина VI века до н. э.)
- Самосская экспедиция (525 до н. э.)
- Афинские демократические войны (510-е — 506 до н. э.)
- См. также
- Войны Древней Греции
- Войны Древнего Мира
Литература
- Андреев Ю. В. Гомеровское общество: Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции 11-8 вв. до н. э. — СПб., 2004. — 496 с. — ISBN 5-98187-029-X.
- Залюбовина Г. Т. Архаическая Греция: Особенности мировоззрения и идеологии. — М., 1992. — 92 с. — ISBN 5-7042-0793-6.
- Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в 6 в. до н. э. — М., 1964. — 272 с.
- Кембриджская история древнего мира. Т. 3. Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII—VI века до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда. Пер. с англ., подготовка текста, предисловие и примечания А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007. 653 с. ISBN 978-5-86218-467-9
- Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества: о. Родос 9-7 вв. до н. э. — Л., 1951. — 344 с.
- Лаптева М. Ю. У истоков древнегреческой цивилизации: Иония 11-6 вв. до н. э. — СПб., 2009. — 512 с. — ISBN 978-5-93762-061-3.
- Суриков И. Е. Проблемы раннего афинского законодательства. — М., 2004. — 144 с. — ISBN 5-9551-0040-7.
- Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. — СПб., 2004. — 272 с. — ISBN 5-288-03520-2.
- Шишова И. А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. — Л., 1991. — 224 с. — ISBN 5-02-027289-2.
- Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. — М., 1990. — 272 с. — ISBN 5-02-016456-9.
- Richter, Gisela M.A. A Handbook of Greek Art: Third Edition Newly Revised (англ.). — Phaidon Publishers Inc., 1963.
- Snodgrass, Anthony. Archaic Greece: The Age of Experiment (неопр.). — London Melbourne Toronto: J M Dent & Sons Ltd, 1980. — ISBN 0-460-04338-2.
- George Grote, J. M. Mitchell, Max Cary, Paul Cartledge, A History of Greece: From the Time of Solon to 403 B.C., Routledge, 2001. ISBN 0-415-22369-5
- Томас Мартин. Древняя Греция. От доисторических времен до эпохи эллинизма = Thomas R. Martin. Ancient Greece: From Prehistoric to Hellenistic Times. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — P. 472. — ISBN 978-5-00139-246-0.