Поликлет
Древнегреческая скульптура Поликлета обладает следующей характерной особенностью — фигуре человека, стоящего с поднятой вверх рукой на одной ноге, присуще равновесие. Примером мастерского воплощения ее является статуя Дорифора-копьеносца. Поликлет в своих работах стремился идеальные физические данные сочетать с духовностью и красотой. Такое стремление его вдохновило на издание своего трактата под названием «Канон», к сожалению, не сохранившегося до нашего времени.
Полны напряженной жизни статуи Поликлета. Он любил изображать атлетов, находящихся в состоянии покоя. Например, «Копьеносец» — человек могучего сложения, который полон чувства собственного достоинства. Он неподвижно стоит перед зрителем. Однако этот покой не статичный, свойственный древнеегипетским статуям. Как легко и умело владеющий собственным телом человек, копьеносец немного согнул ногу, переместив на другую тяжесть корпуса. Кажется, что пройдет немного времени, и он повернет голову и шагнет вперед. Перед нами предстает красивый, сильный человек, свободный от страха, сдержанный, гордый — воплощение идеалов греков.
Поздняя классика
В IV в до н. э. греческая скульптура была совершенна, но всё же она приняла несколько иной характер: пластичные скульптуры стали более страстными, драматичными, в них стлала чувствоваться душевная красота. Также скульпторы стали прибегать к другому материалу для своих статуй: вместо слоновой кости и золота стали использовать мрамор.
Глава новоаттической школы, скульптор Скопас стал одним из представителем этого нового направления. В искусстве Скопаса дышат страсть, порыв, беспокойство и борьба с неведанными враждебными силами, глубокие сомнения и переживания.
Скопас работал и в Аттике, и в городах Пелопоннеса, и в Малой Азии. Его творчество, обширное как по количеству работ, так и по тематике, погибло почти без остатка, оставив лишь обломки.
Мастерство этого гения можно видеть на «Голове раненого воина». Эта голова с изогнутыми бровями, устремленными ввысь бровями, и приоткрытым ртом, голова, в которой всё – сострадание и горе – как бы выражает трагедию не только Греции, но и всего народа, в его постоянной борьбе.
Ещё одна мало сохранившаяся работа Скопаса – обломки фриза гробницы Мавсола, изображающие битву греков с амазонками. Раскрепощенность движений скульптур выливается в настоящую бурю. Также Скопасу принадлежали скульптуры Аполлона Кифареда, и сидящего Ареса виллы Лудовизи.
Но самая великолепная работа Скопаса – статуя Менады или Вакханки. В этой работе заметно характерное новшество, характерное для поздней классики, а также для развития реалистичного искусства. Это новшество заключается в том, что статуя рассчитана на обозрение со всех сторон и нужно её обойти, чтобы воспринять все аспекты созданного художником образа.
Великий скульптор Лисипп был создателем великолепной статуи Александра Македонского, а также он разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Канон Лисиппа исходит из того же принципа, что и у Поликлета: соотношение всей высоты человеческого тела и размера головы, за исключением того, что у Лисиппа общая высота статуй превосходит размер головы в восемь раз. Благодаря этой пропорции фигуры Лисиппа более изящны и стройны и воплощают уже другой идеал человеческого тела. А когда изображение тела превосходит размер головы более чем в восемь раз, мы сталкиваемся с пропорциями, более подходящими для героев или богов. Например, статуя Аполлона Бельведерского (автор Леохар) соответствует эталону, в котором общая высота равна восьми с половиной размерам головы. Насчитывается около 1500 статуй из бронзы, отлитых Лисиппом, из них множество колоссальных изображений богов и группы, показывающие все подвиги Геракла.
Скульптор Пракситель – великий мастер той же школы, выразил в своём творчестве иное начало. Как и Скопас, Пракситель изображал в своих работах глубокие чувственные переживания, страстные движения. Прекрасно получались у этого мастера идеальные фигуры юношей и полудетские фигуры, с мягкими чертами лица (Аполлон Сауроктон, Книдская Афродита, Гермес с младенцем Дионисом на руках). Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту в её прекрасной и грациозной наготе.
Праксителя признают самым ярким выразителем в античном искусстве того философского направления, которое в наслаждении видело высшее благо и цель всех человеческих устремлений т. е. гедонизма.
Праксителя не особо интересовал образ атлета, наоборот, он стремился воплотить идеал физически прекрасного юноши, не столь мускулистого, как у Поликлета, стройного, изящного, лукаво улыбающегося, излучающего счастье и радость.
Скопас, Лисипп и Пракситель – это величайшие греческие скульпторы периода поздней классики. Они оказали большое влияние на последующее развитие античного искусства. Каждый из них выразил свой идеал красоты, своё мироощущение и понимание совершенства.
Подписи к слайдам:
Шайхиева Надежда Ивановна, учитель изобразительного искусстваМОБУ СОШ№3 им.Ю.Гагаринаг. Таганрога Ростовской области Этапы развития древнегреческой скульптуры:Архаика КлассикаЭллинизм КОРА (от греч. kore — девушка),1) у древних греков культовое имя богини Персефоны.2) В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах.КУРОС — в искусстве древнегреческой архаики- статуя юноши-атлета (обычно обнаженного). Скульптуры куросов —Высота статуи до 3 метров;-Воплощали идеал мужской красоты,силы и здоровья;-Фигура прямостоящего юноши свыставленной вперёд ногой, руки сжатыв кулаки и вытянуты вдоль тела.-Лица лишены индивидуальности;-Выставлялись в общественных местах, вблизи от храмов; Скульптуры кор -Воплощали изысканность и утончённость;-Позы однообразны и статичны;-Хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий и каймой покраям;-Волосы завиты в локоны и перехвачены диадемами. -На лице загадочная улыбка 1. Гимн величию и духовной мощи Человека;2. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения;3. Духовный и физический облик гармоничны, нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Скульптор Поликлет. Дорифор (5 в. до н.э.) ХИАЗМ, в изобразительномискусстве изображениестоящей человеческойфигуры, опирающейся наодну ногу: при этом, еслиправое плечо поднято, топравое бедро опущено, инаоборот. Идеальные пропорции человеческого тела: Голова составляет 1/7 часть всего роста;Лицо и кисти руки 1/10 частьСтупня – 1/6 часть Скульптор Мирон.Дискобол. (5 в.до н.э.) Первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности. IV в. до н.э.1. Стремились к передаче энергичных действий;2. Передавали чувства и переживания человека: — страсть — грусть — мечтательность — влюблённость — неистовство — отчаяние — страдание — горе Менада. 4 в. до н.э. Скопас (420-355 гг. до н.э.) Голова раненого воина. Битва греков с амазонками. Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея. Пракситель (390 -330 гг. до н.э.) Вошел в историю скульптуры каквдохновенный певец женской красоты.По преданию, Пракситель создал двестатуи Афродиты, запечатлев на однойиз них богиню одетой, а в другой -обнаженной. Афродиту в одеждахприобрели жители острова Коса, аобнаженная была установлена наодной из главных площадей острова Книд. Лисипп. Голова АлександраМакедонского Около 330 до н.э. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Около 330-х гг. до н.э.. Лисипп. «Отдыхающий Гермес». 2-я половина 4 в. до н. э. Леохар Леохар. «Аполлон Бельведерский». Середина 4в. до н. э. В скульптуре: 1. Взволнованность и напряжённость лиц; 2. Вихрь чувств и переживаний в образах; 3. Мечтательность образов; 4. Гармоническое совершенство и торжественность Ника Самофракийская. Начало 2 в. до н.э. Лувр, Париж В час моего ночного бредаТы возникаешь пред глазами –Самофракийская ПобедаС простертыми вперед руками.Спугнув безмолвие ночное,Рождает головокруженьеТвоё крылатое, слепое,Неудержимое стремленье.В твоём безумно-светлом взглядеСмеётся что-то, пламенея,И наши тени мчатся сзади,Поспеть за ними не умея. Агессандр. Венера (Афродита) Милосская. 120 до н.э. Мрамор. Агессандр. «Гибель Лаокоона и его сыновей». Мрамор. Около 50 до н. э. http://history.rin.ru/text/tree/128.html http://about-artart.livejournal.com/543450.html http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=623 http://historic.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml
Зевс Олимпийский
К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами. Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога.Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ — перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна.
Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света». Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени.
Леохар
Леохар — афинский мастер, крупнейший из современников Праксителя. Этот скульптор, работая в различных эллинских полисах, создавал мифологические сцены и изображения богов. Он выполнил несколько портретных статуй в хризо-элефантинной технике, изображающих членов семьи царя. После этого он стал придворным мастером Александра Македонского, его сына. В это время Леохаром была создана статуя Аполлона, очень популярная в древности. Она сохранилась в мраморной копии, выполненной римлянами, и получила под именем Аполлона Бельведерского мировую известность. Леохар во всех своих творениях демонстрирует виртуозную технику.
После времени правления Александра Македонского эпоха эллинизма стала периодом бурного расцвета портретного искусства. Воздвигали на площадях городов статуи различных ораторов, поэтов, философов, полководцев, государственных деятелей. Мастера хотели добиться внешнего сходства и при этом подчеркнуть в облике черты, превращающие в типичный образ портрет.
XII – VIII века до н. э. – эпоха зарождения греческой скульптуры
Античной – так называли греко-римскую культуру итальянские гуманисты эпохи Возрождения, как самую раннюю из известных им. И это название сохранилось за ней и по сей день, хоть и были открыты более древние культуры. Историю и искусство античного мира принято делить на определенные периоды, каждый из который нанёс свой отпечаток изменений.
Древнейший период – эгейская культура: III тысячелетие – XI в. До н.э.
Гомеровский и раннеархаический периоды: XI – VIII вв. до н. э.
Архаический период: VII – VI вв. до н. э.
Классический период: V в. до последней трети IV в. до н. э.
Эллинистический период: последняя треть IV – I в. до н. э.
Период развития племен Италии: этрусская культура: VIII -II вв. до н.э.
Царский период Древнего Рима: VIII – VI вв. до н. э.
Республиканский период Древнего Рима: V – I вв. до н. э.
Древнегреческая скульптура ощущала сильное влияние искусства Древнего Египта в первые столетия своего существования. Почти все произведения скульптуры представляли собой полуобнажённых мужчин с опущенными руками. Но вскоре скульпторы начали экспериментировать с позами, одеждой, выражениями лиц.
Коренное отличие античной культуры от культуры Древнего Египта заключается в самом характере греческой мифологии, которую затем заимствовали римляне, лишь переименовав на свой лад.
Греческая мифология представляет собой подлинное художественное творчество народа, облекающее в конкретные образы силы природы. Греческая поэзия наделила образы, рождённые народной фантазией, совершенно конкретными, ярко индивидуальными чертами, которыми воспользовались живописцы и ваятели.
Плавность
Еще один скульптор этого периода, Пракситель, считается лучшим греческим мастером в плане передачи грации тела и внутренней одухотворенности. Одно из выдающихся его произведений — Афродита Книдская — современниками мастера признавалось лучшим творением, когда-либо созданным. богини стала первым монументальным изображением обнаженного женского тела. Оригинал ее до нас не дошел.
В полной мере особенности стиля, свойственного Праксителю, просматриваются в статуе Гермеса. Особой постановкой обнаженного тела, плавностью линий и мягкостью полутонов мрамора мастер сумел создать несколько мечтательное настроение, буквально окутывающее скульптуру.
Скульптуры из Сперлонги
Огромный и сложный ансамбль из многочисленных скульптур был найден во время раскопок виллы Тиберия в Сперлонге. Вилла находилась на побережье и там был организован огромный бассейн возле грота. Именно в том месте и были найдены скульптуры, которые окружали грот, обращенный к морю. Скульптурные группы показывают сюжеты из Гомеровской Одиссеи. В 26 году грот рухнул, похоронив скульптуры и разбив их на части.
Грот и бассейн сегодня
Скульптуры обнаружили в 1957 году, когда начали строить прибрежную дорогу.
При реконструкции групп стало понятно, что их выполняли разные мастера и в разное время, уж очень сильно они отличаются по качеству друг от друга. Предполагают, что 2 большие группы греческие оригиналы, а 2 маленькие очень хорошие копии с бронзовых скульптур.
В целом выделяют 4 группы скульптур и наверху Ганимед
А. Первая группа «Паскуино», где отображен сюжет Троянской войны, когда в скульптуре изображали Менелая, поддерживающего тело Патрокла. Но исследователи предполагают, что в данной группе, возможно, изображен Одиссей, несущий тело Ахилла. К сожалению, сохранились только фрагменты.
В. Вторая группа «Сцила» показывает сюжет, где на корабль напало чудовище Сцилла с щупальцами. Здесь, к сожалению, нет общей реконструкции, а найдены были лишь фрагменты.
Группа Сцилла
Рука Сциллы держит голову
С. Третья группа «Полифеомов» показывает сюжет, когда Одиссея и его команду поймал циклоп Полифем. Связал их, напился и уснул. Герои не могли выбраться, но Одиссей нагревает кончик кола оливкового дерева и ослепляет им единственный глаз гиганта.
Центральная группа в Сперлонге , с Ослеплением Полифема
D. Четвертая группа «Палладий», которая изображает Палладия, защищающего Трою. Здесь ведутся споры, т.к. у Гомера нет детального описания этого сюжета.
Голова Диомеда и палладий, который он держит
Ганимед над гротом
Точная датировка остается под вопросом, споры идут до сих пор, но вся группа датируется I в. до н.э. На некоторых скульптурах сохранились имена скульпторов, но здесь исследователи не знают точно, о каком именно скульпторе идет речь, потому что имена немного расходятся с теми, которые указал Плиний. Но в целом их считают работами скульпторов Пергама, которые выполнили Лаокоон, и скульпторов с Родоса.
Деталь головы Одиссея
Следующая скульптура была выполнена в I веке нашей эры.
Статуя Афины
Сильно пострадала скульптура этого храма. Еще в глубокой древности погибла Эта фигура стояла внутри храма. Создал ее Фидий. Древнегреческая скульптура Афины обладала следующими особенностями: голова ее с округлым подбородком и гладким невысоким лбом, а также руки и шея были выполнены из слоновой кости, а шлем, щит, одежда и волосы — из листов золота.
С данной фигурой связано множество историй. Настолько знаменит и велик был этот шедевр, что сразу же у Фидия появилось множество завистников, которые всячески пытались насолить скульптору, для чего искали причины, чтобы обвинить его в чем-либо. Этого мастера, например, обвиняли в том, что он якобы утаил часть золота, предназначенного для скульптуры Афины. Фидий в доказательство своей невиновности снял все золотые предметы со статуи и взвесил их. В точности совпал этот вес с количеством золота, предоставленным ему. Тогда скульптора обвинили в безбожии. Щит Афины стал причиной этого. На нем изображалась сцена боя с амазонками греков. Фидий среди греков изобразил себя, а также Перикла. Общественность Греции, несмотря на все заслуги этого мастера, все же выступила против него. Жестокой казнью закончилась жизнь этого скульптора.
Не исчерпывались достижения Фидия скульптурами, выполненными в Парфеноне. Так, он создал фигуру Афины Промахос из бронзы, которая была воздвигнута примерно в 460 году до н. э. в Акрополе.
Архаическая скульптура.
Первые скульптурные образы появляются в эпоху арха́ики (VII-VI вв. д.н.э.). Это изображения обнажённых юношей – ку́росов , и задрапированных в длинные одежды девушек – кор . Глядя на них становиться ясно, что греки учились у древнеегипетских мастеров (о древнеегипесткой скульптуре читайте здесь ).
Однако вследствие иных религиозных воззрений и другой эстетической установки, для греческой скульптуры характерен ряд черт, отличающих её от образцов египетского искусства:
— во-первых, перед греками в период архаики стояла задача научиться правдоподобно изображать человеческое тело , поэтому куросы – обнажены (коры – задрапированы в длинные одежды);
— во-вторых, греки, в отличие от египтян, никогда не стремились создавать портреты конкретных людей, поэтому лица кор и куросов – это обобщённый образ Человека ;
— в-четвертых, скульптурные изображения греческие мастера ярко раскрашивали , но в отличие от египетских канонов, правил здесь не существовало. Так волосы куроса могли оказаться синими, глаза – красными, борода (если таковая украшала лицо скульптуры) – зелёной. В данном случае, важна была не достоверность, а декоративность.
Женские фигуры
Образы женщин и девушек отличали волнистые волосы, длинные одежды, однако в них привлекали больше всего изящность и плавность линий, воплощение грации, женственности.
Архаические древнегреческие скульптуры обладали некоторой непропорциональностью, схематичностью. Каждая работа, с другой стороны, притягательна сдержанной эмоциональностью и простотой. Для данной эпохи в изображении фигур людей характерна, как мы уже отмечали, полуулыбка, которая придает им глубину и загадочность.
Находящаяся сегодня в Берлинском государственном музее «Богиня с гранатом» является одной из фигур, сохранившихся лучше всего среди других архаических скульптур
При «неправильных» пропорциях и внешней грубоватости образа руки, блестяще выполненные автором, привлекают внимание зрителей. Выразительный жест делает скульптуру особенно выразительной и динамичной
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VII-VI ВВ. ДО Н. Э.)
В VII-VI вв. до н. э. в искусстве господствовали два типа скульптурных изображений: обнаженная мужская фигура (курос) и драпированная женская (кора). На их формирование значительное влияние оказала египетская скульптура, с которой греки познакомились в ходе Великой колонизации. Как и фигуры фараонов, являвшиеся их прототипами, куросы высекались в строгой фронтальной позе, с поднятым лицом и устремленным вперед взглядом; их руки были опущены вдоль туловища, левая нога выдвинута вперед в робкой попытке передать движение. Тела куросов сведены к простым геометрическим формам. Анатомия фигуры представлена предельно обобщенно, детализированы лишь лица, оживленные архаической улыбкой. Большинство статуй имеют натуральную величину, встречались также и колоссы более трех метров высотой.
Статуи кор изображались в соответствии с теми же канонами жанра в статичной позе, стоящими во весь рост, с одной ногой, слегка выдвинутой вперед, одной рукой, опущенной вдоль тела, другой придерживающей край драпировки. Обычно корпус и голова статуи изготавливались из одного куска камня, а руки приставлялись отдельно.
Одежда кор, как правило, состояла из ионического хитона, пеплос изображался реже. Скульпторы детально прорабатывали складки ткани, создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх красками.
Умирающий галл: эллинистическое искусство
После походов Александра началась новая эпоха, когда основывались новые города, а греческие колонисты селились в новых землях. В новых условиях скульпторы меньше создают статуй божеств и мифических героев. Чаще они обращаются к образам обычных людей. Скульптурные портреты передают характеры и эмоции героев. Среди скульптур можно найти изображения жанровых сцен, увидеть людей разных возрастов. Например, статуя старого рыбака безжалостно показывает его дряблое, но некогда сильное тело.
Геракл Фарнезе. (Wikimedia.Commons)
Одновременно с ними продолжает жить официальное искусство — статуи царей и богов, создаваемые в честь побед. Например, знаменитая Ника Самофракийская была создана скульптором в честь победы Деметрия Полиоркета над Птолемеем I.
Мастерами официального искусства были скульпторы Пергамского царства. Их работы увековечивали победы царей из династии Атталидов. Величайший из них, Эвмен II, приказал построить в честь своих побед Алтарь Зевса. На его фризе была изображена сцена гигантомахии — битвы богов против гигантов. Другой фриз Алтаря Зевса содержал сцены из жизни героя Телефа, по легенде правившего в Малой Азии.
Скульпторы чаще изображают иноземцев. Они стараются передать особенности национальных костюмов людей, которых они изображают. В Египте сохранилась статуэтка нубийского уличного певца, которая отражает его негроидные черты лица.
Скульпторы Пергама, цари которого воевали с галлами, оставили изображения умирающих врагов. Знаменитая скульптура «Умирающий галл» запечатлела последние минуты жизни варвара. На скульптуре можно увидеть детали, указывающие на его происхождение, — тип лица, прическа, гривна на шее. Другая скульптурная группа изображает галла, поддерживающего убитую им же жену и поражающего себя мечом. Он убил жену и себя, чтобы не попасть в рабство.
До Эллинистической эпохи греческие скульпторы редко изображали детей. И никогда дети не имели самостоятельного значения. Отныне мастера уделяют много внимания грамотной передаче детской анатомии. Скульптуры детей изображают во время игр — девочка играет в кости или мальчик борется с гусем. Маленькие терракотовые статуэтки того же времени изображают играющих детей, женщин за бытовыми занятиями и ремесленников за работой.
Умирающий галл. (Wikimedia.Commons)
В I веке до н. э. оригинальное искусство эпохи Эллинизма угасает. К этому времени относятся последние шедевры — родосская скульптурная группа Лаокоона и Бельведерский торс. Последний подписан именем скульптора Аполлония. Обладатель торса, бог или герой, неизвестен.
Поздняя классика (IV век до н.э.)
Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы — широкое распространение получил мрамор.
Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.