Жизнь и творчество
Родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в дачной местности под названием Франковка или Бароновка (позже — территория металлургического завода) названной в честь барона Отто Франка, градоначальника Таганрога в 1832-1843 гг. Семья Савицкого, имевшая белорусское происхождение, в то время проживала в здании мужской гимназии, где его отец, по профессии военный врач, работал первым гимназическим врачом после его выхода в отставку, а в Бароновке снимала дачу на лето.
В пятом классе гимназии жизнь подростка резко изменилась: как-то неожиданно друг за другом умерли его родители. Костю забрал к себе брат отца, живший в Латвии, который стал его опекуном. Там Савицкий был определен в частный пансион, а после окончания курса в 1862 году он уехал учиться в Петербургскую Академию художеств.
Большое влияние на развитие таланта юноши и формирование его общественно-эстетических взглядов оказало общение с выдающимися представителями русской культуры — И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, М. М. Антокольским, Стасовым, и другими.
Более 20 лет отдал Константин Аполлонович педагогической деятельности. Он работал в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Среди многочисленных учеников художника был и его сын Георгий, впоследствии известный мастер, лауреат Государственной премии.
Умер в Пензе 31 января (13 февраля) 1905 года. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.
-
Структура и стадии конфликта кратко
-
Дайте классификацию легированных инструментальных сталей кратко
-
7 крестовый поход кратко
-
Конфликт на квжд кратко
- Статья 4 действие гражданского законодательства во времени кратко
Известные произведения Савицкого Константина Аполлоновича
Картина «Ремонтные работы на железной дороге» выполнена в 1874 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Пожалуй, картину эту можно сравнить с известным произведением И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Обе эти вещи рассказывают о тяготах того времени.
Большая группа рабочих с огромными тачками движется в разных направлениях. Они везут песок. Композиция спланирована таким образом, что рабочие движутся снизу прямо на зрителя, который видит их колоссальное напряжение. Груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести, на переднем плане. Каждый рабочий перед зрителем отдельно, тут и отчаянный юношу, и богатырски сложенный, но также прилагающий неимоверные усилия рабочий, пожилой рабочий не может вытянуть свою тачку, один из рабочих обессилив повис в лямке. С обеих сторон преградой возвышаются насыпи железнодорожного полотна.
И только вдали виднеется перелесок, зелёная трава и голубое небо, но выход в ту сторону преграждает резко очерченная фигура десятника с палкой в руке.
Колорит и композиция картины усиливают идейный смысл произведения.
Картина «На войну» выполнена в 1888 году, находится в Русском музее. Савицкий создал множество картин-эпопей, наполненный драматическими событиями и тяготами русского народа. Влияние на выбор жанра Савицкого оказал его друг и наставник И.Н. Крамской. Русский художник создавал произведения, сложные по композиции.
Предшествующим событием к произведению стала русско-турецкая война 1877-1878 годов. Первый вариант картины, оконченный живописцем в 1880 году, на протяжении десяти лет работал над ним художник, дошёл до нас во фрагментах. В последующие восемь лет был выполнен второй вариант картины.
Перед зрителем сцена проводов на войну, трактованных как народное горе. На лицах крестьян безысходность. На полотне солдаты и провожающие их близкие в минуту расставания. Композиция построена так, что в группах изображённых людей нет определённого центра, все они взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая целостный сюжет.
Картины Константина Савицкого
Картины Константина Савицкого пронизаны восхищением природой, сочувствием к нелегкой судьбе русского крестьянства и искренним интересом к жизни простого люда. За сострадание к обездоленным и угнетенным художника позже назовут «Некрасовым в живописи» и «печальником горя народного». Среди признанных шедевров:
- «Охотник» (1874) — прототипом героя стал Аполлинарий Михайлович Васнецов.
- «Встреча иконы» (1878) — образ Богоматери визуально разделяет присутствующих на тех, кто привез икону и тех, кто пришел помолиться ей.
- «Темные люди» (1882) — после окончания выставки, на которой впервые демонстрировалась картина, художник немного смягчил кровожадные лица героев.
- «На войну» (1888) — после ряда критических замечаний художник переписал картину. Первую версию он разрезал на части.
- «Отец» (1896) — отчаянные, молящие, упрямые глаза отца больного ребенка стали смысловым центром произведения.
- «Инок» (1897) — автору позировал один из учеников художественного училища Пензы. Во время первой русской революции этот молодой человек выстрелит в жандарма.
Для творчества художника характерны умелое объединение множества персонажей в одном произведении, сдержанный колорит. Яркие же, контрастные цвета в его произведениях уравновешивают, а не усиливают друг друга.
Интересные факты
На картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Константин Савицкий нарисовал всех медведей, но выкупивший шедевр Павел Михайлович Третьяков стер его подпись с холста скипидаром. Художники сумели сохранить дружбу, а справедливый Шишкин отдал часть гонорара за работу своему соавтору.
На онлайн-портале Very Important Lot всегда можно принять участие в тематических аукционах, ознакомиться с работами современных художников и недорого купить оригинальные картины для личной коллекции.
Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905 гг.)
Савицкий, Константин Аполлонович (1844-1905) — живописец, Отец Г.К. Савицкого. Первоначально учился живописи, пользуясь советами Л.Ф. Лагорио и А.Е. Бейдемана. В 1867-1873 гг. учился в Академии художеств, затем совершенствовался в Париже. С 1872 г. — экспонент, с 1874 г. — член Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1895 г. — действительный член Академии художеств, с 1897-го — академик. Автор реалистических многофигурных картин на острые социальные темы. Его героями выступают народные массы. Одним из первых в русском искусстве отобразил труд рабочих в картине «Ремонтные работы на железной дороге» (1874, ГТГ).
Крестьянская тема остро поднимается в картинах «Спор на меже» (1897, Государственный центральный музей современной истории России), «Павшая лошадь» (ГТГ). Трагедийное звучание приобретают народные сцены в полотне «На ворйну» (1888, ГРМ) — блестящем в композиционном отношении. Работал в области книжной и журнальной иллюстрации.
Исполнил офорты и литографии. Преподавал в Центрольном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи и зодчества. С 1897 по 1905 г. — директор Пензенского художественного училища. Среди его учеников — Г.Н. Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. Работы Савицкого К.А.
также имеются в музеях Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Казани. Пензы, Перми, Саратова, Смоленска, Минска, Полтавы.
Панихида в 9-й день на кладбище. 1885 г. Холст, масло. 86х140 см. Государственная Третьяковская галерея
Эта картина, экспонированная как на XIII, так и на XIV выставках передвижников, была для Константина Аполлоновича Савицкого одним из его самых любимых и творчески глубоко выношенных произведений. Художник показывает освященную народным обычаем встречу осиротевшей семьи у свежей могилы на девятый день после погребения. …Мерно рокочет голос священника.
Поток выработанных вековой традицией слов-формул воздействует на присутствующих не содержанием, а лишь общим торжественным звучанием, под которое каждый из присутствующих предается воспоминаниям, связанным с памятью об ушедшем из жизни человеке. Выразительны старик в шинели и склонившаяся на его плечо женщина в крепе.
Проникновенности изображения способствует и мотив зимней природы. Если в предшествующих работах Савицкого пейзаж чаще всего обозначал место и время действия, то в «Панихиде» он связывает все компоненты картины общей эмоциональностью.
Серьезные творческие успехи Савицкого в разработке проблемы колорита — еще одно подтверждение того, какую большую роль в деятельности передвижников в восьмидесятые годы играло художественное воплощение распространяемых ими идей.
Спор на меже. 1897 г. Государственный музей Революции СССР.
Холодно и голодно
У мирового суда. 1894 г. Пермская государственная художественная галерея
Встреча иконы. 1878 г. Холст, масло. 141х228 см. Государственная Третьяковская галерея
Передвижничеству с его смелой программой обличения пореформенной деятельности, приходилось не раз, говоря словами Н. А. Некрасова, ловить «…звуки одобрения Не в сладком рокоте хвалы А в диких криках озлобления».
Это особенно наглядно обнаруживает «встреча», которую дружно оказала реакционная печать картине Константина Аполлоновича Савицкого «Встреча иконы», находившейся в составе шестой передвижной выставки.
Так обозреватель газеты «Русские ведомости» безоговорочно заявлял: «Здесь что ни фигура — то или идиот, или большая каналья. Лицо выползающего из колымаги попа с малиновым нагрудником и болтающимся наперстным крестом просто отвратительно.
Ни одного человеческого лица не встретите вы и в этой группе несчастных забитых крестьян, взапуски спешащих подлезть под икону… Я все-таки не понимаю, зачем же нужно изображать эти вульгарные, отталкивающие сцены».
И в заключение, как главный аргумент «основательности» своей критики, он записал: «Такое полотно я ни за что не повесил бы в своем кабинете».
Но передвижники и не ставили своей творческой целью украшение гостиных или кабинетов господских холуев. Именно поэтому В. В. Стасов, приветствуя быстрое возмужание таланта Савицкого в коллективе Товарищества, указал, что выдающиеся достоинства его картины «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».
Путешественники в Оверни. 1876 г. Государственный Русский музей
Пожар в деревне. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Женитьба»
«С нечистым знается» 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Дети кормят цыплят у хлева. Офорт
Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист»
У крутого спуска. 1902 г. Холст, масло. 71,5х89. Пензенская областная картинная галерея
Художник Константин Савицкий: биография и творчество
Константин Савицкий появился на свет в Таганроге 6 июня 1844 г. Ребенок рано увлекся изобразительным искусством, и в его первых зарисовках уже явственно проглядывал талант. Во время обучения в гимназии самым любимым предметом мальчика было рисование. После смерти обоих родителей пятнадцатилетнего юношу взял на воспитание родной дядя, живший в Латвии.
В 1862 году Константин Савицкий был принят вольным слушателем в Императорскую Академию художеств, но из-за недостаточной подготовленности вынужден был вскоре оставить ее. Позже он все же вернулся в Академию, где учился у знаменитого исторического живописца Алексея Маркова, представителя академического направления Федора Бруни и известного педагога Павла Чистякова. Очень скоро молодой талант вошел в число лучших. Он удостоился 6 серебряных и одной малой золотой медали.
Константин Савицкий грезил большой золотой медалью, открывавшей путь к продолжению стажировки в Европе. Но из-за участия в передвижных выставках он был отчислен из Академии. Поводом к этому послужил не сданный в срок из-за свадьбы экзамен.
Одним из наиболее выразительных произведений того периода стала работа «Ремонтные работы на железной дороге». Главные герои монументальной картины — простые крестьяне. Художнику удалось показать всю тяжесть напряженного труда поденщиков, впервые проявить то «хоровое начало», которое красной нитью проходит в более позднем творчестве мастера.
Именно эта картина принесла автору и славу, и деньги. После того, как Павел Третьяков купил ее для своей галереи, художник смог поехать во Францию, где его уже ждали друзья — Василий Поленов и Илья Репин — и где в том же году состоялась первая выставка художников-импрессионистов. Наш герой был «слишком передвижником» для того, чтобы попробовать себя в импрессионизме, но все же в его работах становится заметной сосредоточенность на передаче световоздушной среды.
В феврале 1875 года свела счеты с жизнью из-за терзавшей ее ревности супруга художника. Вдовец возвращается в Россию и активно трудится, чтобы забыть о своей беде.
Именно этот период многие исследователи считают пиком творческого подъема живописца.
В 1880 году Константин Аполлонович переезжает в Петербург. Он снова вступает в брак, и наконец ему улыбается счастье. Вторая жена подарила мужу семерых детей. Обиженный малыш на картине «Семейная ссора» — один из сыновей пары, Георгий. В будущем он станет популярным советским художником.
Спустя десять лет семья обосновывается в Москве. Там Константин Аполлонович Савицкий отдает все силы «Товариществу передвижных художественных выставок». Имя его уже широко известно. В 1898 году живописец получает должность директора Пензенского художественного училища и внедряет в учреждении передовую программу обучения.
Скончался мастер 13 февраля 1905 года от внезапной остановки сердца, его могила находится в Пензе.
Художник Константин Савицкий: биография и творчество
Константин Савицкий появился на свет в Таганроге 6 июня 1844 г. Ребенок рано увлекся изобразительным искусством, и в его первых зарисовках уже явственно проглядывал талант. Во время обучения в гимназии самым любимым предметом мальчика было рисование. После смерти обоих родителей пятнадцатилетнего юношу взял на воспитание родной дядя, живший в Латвии.
В 1862 году Константин Савицкий был принят вольным слушателем в Императорскую Академию художеств, но из-за недостаточной подготовленности вынужден был вскоре оставить ее. Позже он все же вернулся в Академию, где учился у знаменитого исторического живописца Алексея Маркова, представителя академического направления Федора Бруни и известного педагога Павла Чистякова. Очень скоро молодой талант вошел в число лучших. Он удостоился 6 серебряных и одной малой золотой медали.
Константин Савицкий грезил большой золотой медалью, открывавшей путь к продолжению стажировки в Европе. Но из-за участия в передвижных выставках он был отчислен из Академии. Поводом к этому послужил не сданный в срок из-за свадьбы экзамен.
В феврале 1875 года свела счеты с жизнью из-за терзавшей ее ревности супруга художника. Вдовец возвращается в Россию и активно трудится, чтобы забыть о своей беде.
Именно этот период многие исследователи считают пиком творческого подъема живописца.
Скончался мастер 13 февраля 1905 года от внезапной остановки сердца, его могила находится в Пензе.
Примечания
- ↑
- стипендиат Императора Александра II
- ↑
- Савицкий, Константин Аполлонович // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — С. 483. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
- ↑
- ↑
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2013.
- ↑
- . городской краеведческий портал «Солнечный город Пенза». Дата обращения: 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
- . Художественные музеи и картинные галереи России. Отдел художественных музеев России Государственного Русского Музея. Дата обращения: 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
- . Информационное агентство «PenzaNews». Дата обращения: 27 сентября 2013.
- . Информационное агентство «PenzaNews» (31 октября 2011). Дата обращения: 27 сентября 2013.
Работает
- 1860: Группа людей прощается , картон, масло, Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
- 1868: Портрет уличного музыканта , холст, масло, 107 см X 80 см.
- 1872: У окна или Дети с цыплятами , гуашью, акварелью и карандашом, 24,5 см X 33,7 см
- 1874: Охотник , холст, масло, 97,5 см X 153,7 см
- 1874: Ремонтные работы на железнодорожной линии , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1875: Море в Нормандии или Рыбаки в опасности , холст, масло
- 1876; Путешественники в Оверни , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
- 1876: русская крестьянка на опушке леса
- 1878: Осень в лесу , холст, масло
- 1878: Вручение иконы , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1879: Мечты
- 1880: юная белорусская девушка
- 1883: Подозреваемые , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
- 1883: Беглецы , картон, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1884: Рабочий
- 1885: Отпевание на кладбище девятого дня , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1886: Крестьянин , картон, карандаш, 21,27 см X 12,7 см.
- 1888: На войне , холст, масло, Русский музей в Санкт-Петербурге
- 1890: Домашняя сцена
- 1892: На окраине села
- 1893: Первый шлейф , картон, гуашь, Нижегородский музей изобразительных искусств.
- 1895: В ожидании приговора , холст, масло, Третьяковская галерея в Москве.
- 1897: Монах , холст, масло.
- 1902: На мельнице
- 1902: Автопортрет
- 1903: Быстрый спуск , холст, масло.
Для нижеследующих названий работ даты не найдены.
- На вершине острова , холст, масло, 70 см X 176,5 см , Третьяковская галерея в Москве.
- В деревне
- Перед трибуналом
- Дети дома
- Беглецы в Сибири
- Зима в лесу , холст, масло, 37 см X 26 см
- Ведьма
- Поле
- Мертвая лошадь
- Отец
- Прихожая
- Деревня Косино . Эта деревня находится в Польше.
- Нищий
- Натюрморт с мальвами , холст, масло, 101,95 см X 85,72 см
- Крестьянин
- Крестьянка с корзиной, в лесу
- Портрет Е.К. Савицкого
- Портрет жены художника и их сына Жоржа
- Портрет Николая Карловича Грандковского , Третьяковская галерея в Москве
- Плачущий солдат , Русский музей в Санкт-Петербурге
- Больная лошадь
Рекомендации
- .
- Доминик Ларедо, « Ницца в Санкт — Петербурге: Serge фон Derwies Галерея: неопубликованной каталог коллекции Von Derwies (1904) ,» Русский журнал , п о 37,2011 г., стр. 150 ( DOI , www.persee.fr/doc/russe_1161-0557_2011_num_37_1_2473, по состоянию на 8 мая 2020 г. ).
- (ru) Киричек М. (Киричек М. С.), « родился во Франковке, а точнее в Бароновке (Родился на Франковке, точнее, на Бароновке …) » , 11 февраля , Таганрог, МУП «Редакция газеты» Таганрогская правда «»,1995 г., стр. 7
- Андрей Лебедев, Амбулаторные; общество передвижных художественных выставок , Ленинград, художественное издательство,1982 г., стр. 81-83
- (ru) Веретенников В. (Веретенников В.), « Савицкий в Динабурге (Художник Савицкий в Динабурге) » , , ХРОНОС — всемирнания инемирнаня инстожник в Динабурге) , , ХРОНОС — всемирнания инемирнания20 января 2000 г.
- (ru) , Pnzea News (Информационное агентство «PenzaNews») (по состоянию на 27 сентября 2013 г. )
- (рус) » Два автора А утром в сосновом лесу (Два автора одной картины» Утро в сосновом лесу «) » , 13 июня , Дом искусств,2012 г.
Биография
«На войну», (1888), холст, масло — Государственный Русский музей.
Родился в Таганроге в семье военного врача (село Красный холм, позднее — Бароновка). Был определён на обучение в Таганрогскую классическую мужскую гимназию.
Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии в местечке Биркенруэ Венденского уезда Лифляндской губернии, по окончании которого в 1862 году, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. Учился у профессоров Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова и П. П. Чистякова.
За время учёбы в Академии награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распятие Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В 1871 году за программу «Каин и Авель» награждён малой золотой медалью, после чего отправлен Академией за границу, где по 1874 год получал стипендию Императора Александра II. После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже, увлекался гравюрой по металлу.
С 1872 года экспонент, с 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже, в 1882 на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
После трагической гибели жены в феврале 1875 года вернулся в Россию, поселившись в Динабурге, где художник создал несколько своих самых значительных произведений: «Встреча иконы» (1878), «На войну» (1880).
Сыновья: Георгия и Андрея.
Педагогическая деятельность
Пензенское художественное училище имени Н. Д. Селивёрстова.
С 1883 по 1889 годы К. А. Савицкий жил в Санкт-Петербурге и преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1891 переехал в Москву преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1894 года руководил в Училище натурным классом. С 1895 года — действительный член Императорской Академии художеств, в 1897 году «за известность на художественном поприще» К. А. Савицкому присвоено звание академика живописи.
Согласно завещанию генерал-лейтенанта Н. Д. Селивёрстова, застреленного в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским, в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя наследодателя.
«Портрет Константина Аполлоновича Савицкого». Картина работы Н. К. Грандковского, 1902. Государственная Третьяковская галерея
Первым директором вновь построенной Пензенской картинной галереи и Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства Императорского Двора в 1898 году, был назначен академик живописи К. А. Савицкий. Художником была разработана собственная программа обучения, внесены изменения в планировку здания, лучшие выпускники Училища зачислялись без экзаменов в Императорскую Академию художеств. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки.
К. А. Савицкий возглавлял Училище до момента своей смерти 31 января (13 февраля) года. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.
Выбор жизненного пути
Константин Савицкий родом из Таганрога, однако, юность свою он провёл в Лифляндии (прибалтийские губернии России, современные Эстония и Латвия). Дело в том, что мальчик очень рано потерял родителей и был определён на воспитание родственникам, которые отдали его учиться в пансион частной дворянской гимназии в Лифляндии.
Но именно Таганрог и родное местечко Франковка оставили в душе юного Кости самый заметный след. Азовское море, бескрайние степи – милые сердцу пейзажи детства Савицкий вспоминал всю жизнь. Эта красота и сподвигла мальчика взяться за карандаш, тем более что семья часто специально выезжала на живописные морские берега, и Савицкий делал рисунки с натуры.
Годы зрелости и творчества
В 1871 году начинается зарубежное путешествие Савицкого, благодаря тогдашней практике Академии отправлять лучших учеников на стажировку в Европу. Здесь мастер много работает, изучает лучшие образцы изобразительного искусства, и даже выставляется в 1878 году ни где-нибудь, а на Всемирной парижской выставке.
Начиная с 1883 года, Савицкий успешно пробует себя в роли педагога. Более 5 лет он преподаёт в училище технического рисования в Петербурге, затем в Московском училище, и, наконец, переезжает в Пензу, где становится первым директором картиной галереи и художественной школы. В этой должности живописец проявил себя как талантливый и разумный управленец. Константин Аполлонович лично принимал участие в разработке программы для учеников и результаты были настолько успешны, что лучшие выпускники школы зачислялись в Академию художеств без вступительных экзаменов.
Константин Аполлонович Савицкий (6 июня 1844, Таганрог — 13 февраля 1905, Пенза) — российский художник, академик живописи.
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905)
Типичный представитель передвижничества,
замечательный мастер жанровой живописи К. А. Савицкий был
разночинцем по происхождению.
Учился в АХ (1862-73) вместе с
И. Е. Репиным, дружба с
которым, а также сближение с И.
Н. Крамским, М. М. Антокольским,
И. И. Шишкиным, В. В.
Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления
художника.
Уже в годы ученичества он связал свою
деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое
начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую
золотую медаль, что лишило молодого художника академического
пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.
Лето 1873 г. Савицкий вместе с
И. Н.
Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где
«возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге»
(1874) — первого и одного из наиболее значительных своих
произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того
«Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже
значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя
естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем
монументального полотна становится крестьянство.
В сложной, но мастерски построенной композиции,
где представлено огромное количество людей, движущихся в различных
направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и
напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших
рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые
с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В. Стасов),
которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое
персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно
выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство,
решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых,
желтых, сине-серых, коричневых красок.
Показанная на III передвижной выставке, эта
картина сделала имя автора широко известным и получила положительную
оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее
для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог
выехать во Францию, где уже жили его друзья — пенсионеры АХ
И. Е. Репин и
В. Д. Поленов. Вместе с ними
Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой
пленэра.
В созданных им во Франции картинах — «Море в
Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876)
— он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды.
Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая
жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные
социальные типы.