Живопись
Японская живопись опиралась на принципы, разработанные в Древнем Китае: система жанров, мировоззренческие основы живописи, символизм и многие другие чисто художественные средства были заимствованы с континента одновременно с буддизмом. Система жанров разительно отличалась от европейской. Даже самый, казалось бы, понятный — пейзаж — в традиции Дальнего Востока имеет свои особенности.
Как читать свитки
Формат горизонтального или вертикального свитка связан с формой рулона шелка — одного из самых ранних носителей письменности на Дальнем Востоке. Живопись на свитках шелка или бумаги не имеет рамы; четкой границы между изображением и окружающим пространством нет. Именно поэтому у первых западных коллекционеров и возникла ассоциация с обоями. Европейскому взгляду оказалось сложно приспособиться и к технике живописи, и к организации пространства в изображении. В классической японской живописи пространство выстраивается с помощью особой системы приемов. Четко обозначенные деталями (постройками на берегу, лодками на воде и т. д.) или тональными акцентами планы композиции на вертикальных свитках легко расслаиваются, часто отделенные друг от друга туманными полосами пустоты. Эти паузы в изображении и диагональные композиции помогают неторопливо переходить от рассматривания первого плана к дальним, создавая эффект глубины пейзажа.
Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года Honolulu Museum of Art
Почему дома изображены без крыш
Отсутствие в классическом репертуаре дальневосточной живописи сцен в замкнутых помещениях и городских пейзажей делало неактуальной линейную перспективу. А там, где следовало придерживаться строгих геометрических форм, на помощь как художнику, так и зрителю вновь приходило воображение.
Саэн Хосай (Сиюа Фанци). Майна на ветке сливы. Период Эдо, XVIII век The Metropolitan Museum of Art
Язык и культура
Выучить за год-два в совершенстве японский язык не получиться. Это не английский и не немецкий языки. Язык жителей японских островов формировался под влиянием философии, религиозных течений, политической системы
В современной письменности присутствуют три разных шрифта, хотя некоторые лингвисты говорят, что их четыре, если брать во внимание использование римского шрифта. Из-за такой неоднородности в использовании шрифтов японский язык считается одним из самых сложных в мире
При этом уловить отдельные звуки и выучить слова на слух это совсем не мешает. Язык не тоновый, произносятся слова понятно. Туристам из европейских стран выучить несколько слов, чтобы ориентироваться в том или ином городе, не составляет труда. Так можно и узнать, где поменять деньги, где находится остановка общественного транспорта или как добраться до аэропорта/вокзала.
На развитие и формирование культуры японцев огромное значение оказала религия. С древних времен население страны исповедовало синтоизм, который стал вытесняться буддизмом и конфуцианством. Буддизм пришел из Индии, сумевший быстро проникнуть даже в очень замкнутое японское общество. После него пришло конфуцианство, который стал понятным и доступным для жителей островов, благодаря наличию особой системы этических правил и философских норм. Они настолько соответствовали мировоззрению японцев, что синтоизм стал быстро отступать под натиском конфуцианских идей, которые в этой части Азии не стали религией. Это был способ жизни и сборник правил, которых нужно придерживаться в повседневной жизни.
Распространение в Японии получили и таоизм, и христианство, которое в государство проникло вместе с европейскими торговцами. Гонения христианских общин, а потом и верования началось в 17 в., когда был установлен режим Эдо. Собственно, именно из-за христианства сегун решил изолировать Японию от другой части мира, закрыв торговые фактории и порты для многих европейских стран.
Какие существуют стили и жанры живописи в Японии
Все о живописи в Японии в рамках одной статьи рассказать невозможно. Существует множество стилей и жанров , интересных и широкой публике , и узкому кругу специалистов. Поэтому остановимся на нескольких наиболее характерных явлениях.
Важный жанр японской живописи — это эмаки . Так называют рукописные свитки с рисунками и каллиграфическим текстом. Их читают , постепенно разворачивая в ширину , в направлении справа налево. Для эмаки характерно разнообразие сюжетов. Это не только пейзажи и портреты вельмож , но и изображения природных катаклизмов ( например , наводнений), персонификации мифических существ , изображения объектов архитектуры. В эмаки встречаются и портреты простолюдинов и прислуги , не только вельмож.
В XVI веке сформировалось художественное течение Тоса. Оно получило название в честь основателя — Тоса Мицуёси. Это была полихромная живопись с характерным изображением золотых облаков. Это направление просуществовало до XIX века , развиваясь параллельно с течением , созданным Кано Мотонобу.
Особенности живописи в Японии заключаются в том , что она долгое время развивалась в отрыве от западной. Но в XVIII веке голландцы привезли в Японию европейские гравюры. И западные традиции начали влиять на японское искусство. Так родились изящные гравюры суримоно , исполнявшиеся на бумаге квадратной формы. Часто их делали на заказ различные общественные учреждения как аналог современных открыток , поскольку изображение дополнялось каллиграфическими надписями. Главным жанром суримоно был натюрморт
Одновременно с искусством укиё-э развивались еще два направления в живописи — Нанга ( Будзинга) , на которую влияла китайская живопись , и Сидзё , в которой главным считалось натуралистичное изображение животного и растительного мира.
Манга и аниме
Многие художники пытаются изучить живопись Японии. А что такое аниме (японская анимация)? Оно от иных анимационных жанров отличается большей настроенностью на взрослого зрителя. Здесь имеет место дублирующее деление на стили для однозначной целевой аудитории. Мерой дробления выступает пол, возраст или психологический портрет кинозрителя. Очень часто аниме является экранизированным японским комиксом манга, который также получил большую известность.
Базовая часть манги рассчитана на взрослого зрителя. По данным на 2002 год, около 20% всего японского книжного рынка занимали комиксы с мангой.
Япония близка к нам географически, но, несмотря на это, на протяжении долгого времени оставалась непонятной и недоступной всему миру. Сегодня мы знаем об этой стране многое. Долгая добровольная изоляция привела к тому, что культура её совершенно не похожа на культуры других государств.
-
Личность это в литературе кратко
-
Люксембург экономика страны кратко
-
Климатообразующие факторы 8 класс география кратко
-
Матросы при петре 1 кратко
- Мотивация насильственных преступлений кратко
Памятники Японии
Японские памятники вовсе не похожи на привычные нам масштабные скульптуры, украшающие в СНГ площади и парки. Некоторым из них порядка тысячи лет и больше, это уникальное культурное достояние, дошедшее до современности от древних представителей буддизма. В префектуре Нара в известном районе Хорю-дзи, например, можно увидеть буддийские статуи, пережившие многие века. К ним до сих пор приходят молиться и просить помощи в просветлении верующие.
В этой же префектуре стоит древний город с тем же именем — Нара, также полный замечательных памятников старины. В особенности много образцов такого искусства в великолепном дворце Хэйдзё.
В Японии много памятников, связанных с военным временем, но они не очень напоминают наши стелы воинской славы. В Хиросиме стоит памятник в виде остова каменного дома, уничтоженного бомбардировками, а выше, на горе — скульптура, изображающая саму сброшенную на город бомбу. В городе Урава стоит памятник тыкве и батату — несмотря на всю его внешнюю комичность, он напоминает японцам о том, как тяжело жилось в годы войн и бедствий и что их спасло от неминуемой гибели. В Токио туристов привлекают памятник собаке породы акито, очень любимой японцами, а также одному из актеров знаменитого театра кабуки, который сыграл бесчисленное количество самураев за свою карьеру.
Традиции и мировоззрение японцев
О художественной культуре узнают по образу жизни, традициям жителей. Японцы вежливые и сдержанные люди, всегда следующие правилам. Существуют интересные действия и особенность поведения жителей этой страны:
- поклон при встрече;
- главное место в доме располагается дальше от двери;
- садятся после того, как присядет почетный гость;
- пришедших всегда чем-нибудь угощают;
- пользуясь палочками, нельзя их перекрещивать, оставлять в еде — у японцев это ассоциации со смертью;
- не двигать еду по тарелке;
- не перемещать блюдо по столу;
- не размахивают палочками и не указывают ими.
Японцы много работают, дотошно, педантично выполняя свои обязанности, строго соблюдая иерархию. Для продвижения по карьерной лестнице, работники трудятся сверхурочно, стараясь довести все до идеала.
Жители предпочитают темные цвета одежды, посуды, интерьера. Им свойственно спокойствие, уединение. За всем этим скрывается тайный смысл, возможность увидеть свет сквозь тьму. Чем сдержаннее человек, тем больше уважения, доверия он вызывает.
Образ мыслей в Японии издавна определялся религией:
- недосказанность, незавершенность, как символ продолжения жизни;
- во всех жизненных аспектах есть знаки;
- не изучать мир, а переживать его;
- восприятие мира через сравнение.
Красота мира для японцев не в предметах, а в непостоянстве момента, взгляде, состоянии души. Это добро, которое есть во всем и всюду, которое жители Японии всегда стараются увидеть, познать.
Японская художественная культура развивалась, приобретая заимствования из других стран. Используется все не отдельно, а переплетаясь между собой. Это позволило мастерам создать неповторимые произведения искусства.
Во всех отраслях художественной культуры действует одно мировоззрение, идея целостности. В японском искусстве нет противоречия – это единый подход ко всем сферам жизни.
Японцы придерживаются традиционного стиля, одновременно добавляя новое, создают неповторимые творения. Произведения искусства Японии не спутать с другими. Традиционная художественная культура используется для формирования положительного образа страны. Достижения в искусстве показывают вклад в мировую культуру, влияние на окружающий мир.
↑ Скульптура
Первые фигурки воинов, животных, слуг, жрецов, найденные в японских царских курганах, восходят к 3-5 векам нашей эры.
С 8 века увеличивается количество статуй, которые часто украшали дворцовые храмы. Для их изготовления использовали глину, бронзу, дерево, лак. В связи с развитием страны создается намного больше статуй божеств.
Примерно в этот период также появляется скульптурный портрет.
С 9-го века также меняются образы божеств, которые отныне изображаются многоликими и многорукими. Эта перемена связана с развитие религии, а вернее ее ответвлений в виде небольших сект. Для скульптуры этого времени характерна особый способ их разработки. Использовались дерево и лак.
Из дерева вырезали нужную форму, которую покрывали слоем лака. Когда последний застывал, дерево вынимали, и оставалась лишь тонкая лаковая оболочка. Ее раскрашивали и с легкостью переносили в любое место.
Декоративно-прикладное искусство Японии
В ранг искусства в Японии возвели изготовление холодного оружия, доведя изготовление самурайского меча до совершенства. Мечи, кинжалы, оправы для мечей, элементы боевой амуниции служили своеобразным мужским ювелирным украшением, обозначающим принадлежность к сословию, поэтому их выполняли искусные мастера, украшали драгоценными камнями и резьбой. Также в число народных ремесел Японии входит изготовление изделий из керамики, лакированных изделий, ткачество и мастерство гравюры на дереве. Традиционные керамические изделия японские гончары раскрашивают различными узорами и глазурью.
Характерные особенности изваяний Японии
Одной из основных отличительных особенностей японской скульптуры является строгий канон, определяющий ее построение. Все образы символичны и в то же время необыкновенно емки и лаконичны. Японские изваяния – это обращение к вечным истинам. В них нет абсолютно ничего житейского. Основной материал, который использовался при выполнении скульптур – древесина. Япония – страна, богатая на леса. А поэтому практически все здания, в том числе и культовые, строились из бревен. Следовательно, для достижения максимально гармоничного сочетания фигурки божеств тоже должны были быть деревянными. Доведенные до совершенства приемы резьбы – еще одна отличительная особенность японской скульптуры.
Скульптура Японии — фото, описание
Как и всякая островная культура, Япония — особенна во всем. Известно, что скульптура здесь появилась раньше живописи и традиции этого вида искусства весьма древни и старинны.
Говоря о японской скульптуре, нельзя не упомянуть миниатюрные работы — нэцке и окимоно.
Окимоно
Современная скульптура Японии необыкновенно разнообразна и интересна.
Хироо Амано — один из самых известных современных скульпторов Японии. Его работы — это изящные образцы сюрреалистического искусства.
Масаюки Нагарэ — художник-самурай. Его скульптурная композиция «Облачная крепость», установленная в Нью Йорке, была разрушена в результате теракта в 2001 году.
Национальная одежда страны
Гардероб современного японца отличает причудливая эклектика европейского делового и традиционного национального стилей. Японская культура предписывает одеваться неброско, потому далеко не все европейские тренды в области моды доходят до Японских островов.
Традиционные одежды в Японии до сих пор повсеместно распространены. Общее название таких одежд – вафуку. Основой вафуку является кимоно, которые делятся на множество видов и шьются из самых разных материалов. Согласно японской культуре и традициям, кимоно носят и женщины, и мужчины.
Стандартный набор кимоно состоит из следующих элементов:
- Оби – пояс.
- Гэта – сандалии, обычно на твердой подошве.
- Хакама – штаны на завязках из легкого материала.
- Юката – легкий запахивающийся халат.
Становление архитектуры
На формирование такой традиционной формы японского искусства, как архитектура, оказал влияние буддизм из Китая. Дворцы, монастыри и храмы построены в китайском стиле. В стране стали появляться первые изображения Будды. Конфуцианство возникло в 13 веке. Все это было впитано архитектурой того времени.
старшеклассникам полезно узнать об особенностях позднесредневековой японской художественной культуры. В архитектуре того времени соединились иностранные черты, органично перемешались с местными чертами. Рядом с храмами и дворцами всегда был красивый сад. При росписи этих построек использовались лаконичные, но яркие цвета.
Обратите внимание на влияние местной природы на японскую архитектуру. Архитекторы представили в своих творениях причудливый, красивый, захватывающий и разрушительный мир
Они не возводили величественных построек, впечатляющих размерами и сложностью.
Предпочтение отдавалось простым и понятным конструкциям, где не было ничего лишнего, только изящные линии. В строительстве использовалось дерево. Для домов были построены специальные каркасы. Чтобы влага не попадала в дом, между землей и полом возведена воздушная подушка. Дома, храмы и дворцы всегда имели прочные колонны для поддержки зданий во время землетрясений.
Окна старинных построек были нестандартными. Вместо этого использовались отверстия, на которые натягивали ткань или белую ткань, пропускающую лучи света. Любую стену, кроме несущей, можно было сдвинуть, снять, заменить. Дизайн менялся легко. В комнате было немного комнат. Крышу сделали большой и прочной, чтобы защитить дом от дождя и ветра, палящего солнца и холода.
Икэбана
В начале 10-11 столетия в буддистских монастырях возник обряд подношения цветочных композиций к алтарю храмов. Именно этот обряд, пройдя многовековой этап видоизменения, стал известен нам под именем икэбана.
Икэбана – это искусство сбора цветов для созерцания, а в последствии техника грамотной компоновки букетов. Изначально данному мастерству обучались исключительно монахи, далее, в период позднего средневековья, этим видом искусства заинтересовалась аристократия и появился целый ряд школ, где обучали различным техникам комбинирования цветов.
Некоторые школы функционируют и в наши дни. Одним из таких заведений является школа Косу Тсудзи, более известная в современном обществе под именем Сага.
Япония – удивительная страна, с колоссальным объемом исторических достояний, позволяющих прочувствовать дух величественной нации. Конечно говорить о искусстве и культуре Японии можно часами и без остановки, я постаралась охватить самые интересные детали данной темы в одной статье. Подписывайтесь на мой блог, здесь будет еще много чего интересного, а также рекомендуйте его друзьям. До скорого!
Лика Райдо
Современная культура Японии и ее особенности. Каллиграфия, скульптура, декоративно-прикладное искусство
В современной
культуре Японии каллиграфия носит название сёдо (書道 — путь письма). Как и письмо, каллиграфия является обязательным предметом в школах Японии. Известно, что это искусство пришло
в японский архипелаг вместе с письменностью Китая. Кстати, в старые времена по уровню мастерства владения каллиграфией судили о культуре человека. Стилей написания
существует много, а их развитием занимаются буддистские монахи.
Скульптура — это самый древний вид искусства Японии. В стародавние времена японцы изготавливали из керамики посуду
и фигурки-идолы. Затем стали устанавливать на могилах скульптуры, сделанные из обожженной глины — ханива.
Развитие скульптуры в современной культуре Японии связано с распространением в стране буддизма. Одной из наиболее древних
представителей японской скульптуры считается находящаяся в храме Дзенко-дзи статуя будды Амитабхи, созданная из дерева.
Хотя статуи чаще всего делались из дерева, выглядели они богато: мастера покрывали их золотом, лаком и яркими красками.
Особенностью культуры Японии стали необыкновенные изделия оригами (折り紙 — сложенная бумага). Своим появлением мастерство оригами обязано Китаю, где,
собственно, и была придумана бумага.
Сначала «сложенная бумага» использовалась в религиозных обрядах. Доступно это искусство было лишь высшим сословиям. Но после Второй
мировой войны оригами «покинуло» жилища вельмож и нашло своих поклонников по всему Земному шару.
Еще одной особенностью культуры Японии считается икебана (生け花 илиいけばな, что означает живые цветы). Японцы — приверженцы простоты и эстетики. Именно
эти два качества вкладываются в произведение. Изысканность образов достигается путем выгодного использования естественной красоты растений. Как и оригами, икебана также служила частью
религиозного обряда.
Бонсай (盆栽 — растение в горшке) — это уникальное искусство выращивания практически точной мини копии реального дерева.
Не менее распространено в Японии изготовление нэцкэ (根付 — миниатюрная скульптура). Нэцкэ — это своего рода резной брелок. Часто
именно в этом качестве эти фигурки прикреплялись к японской одежде, не имевшей карманов, служили не только украшением, но и своеобразным противовесом. Брелочки имели
форму кисета, ключа, плетеной корзинки.
Характерные черты японской культуры
Много веков подряд Страна Восходящего Солнца развивалась изолировано от других стран мира, что особо проявилось во времена сегуната Эдо (17-19 вв.). За это время культура, сформировавшаяся тысячи лет назад стала более традиционной и консервативной. После «открытия» страны миру во второй половине 19 в. в культуре появились новые черты, которые ярко проявились в 20-21 вв. К основным тенденциям развития, как древней, так и современной японской культуры можно отнести:
- Литературные жанры хокку, хайку, танка возникли в глубокой древности и продолжают оставаться популярными и сегодня. Используются поэтами в разных странах мира.
- Гравюры поражают глубиной, духовной выразительностью, законченностью.
- Младшие члены семьи уважают старших. Подобная черта в семейных отношениях и культуре быта присутствует в обществе многие века.
- Довольно специфическое отношение к женщинам и их положению в обществу.
- Постоянный поиск красоты и гармонии, что проявляется в каждом виде искусства и культуры, в повседневной жизни.
- В художественной культуре преобладает много веков жанр карикатуры. Ее создают разными способами, что позволяет получить довольно схематические рисунки и комиксы.
- Гротеск, страсть и необузданность присутствуют в литературе, живописи, архитектуре, гравюрах.
- Грациозность и искусность в архитектуре, что делает разные произведения шедеврами. При возведении сооружений обязательно учитывается не только красота, но и особенности географического расположения Японии.
- Точность в физических композициях. Если посмотреть на них, то можно увидеть спланированность, четкость, продуманность в размещении каждого предмета.
- Япония подарила миру два уникальных и неповторимых театральных жанра – театр Кабуки и Но. Для первого характерно использование эмоциональности и мелодраматичности, а для второго – использование масок.
- Использование в музыке древних традиционных и современных инструментов, которые используются в поп и панк-культуре.
- Древние литературные произведения создавались женщинами, которые знали только японский шрифт. Им не положено было учить китайский, такое право предоставлялось только мужчинам.
Эстетика, которой пронизаны все сферы и направления культуры и культурной жизни, отличается самобытностью и оригинальность. Например, для того, чтобы сделать то или иное произведение, применяются эфемерные материалы, которые отличаются непрочностью и нестойкостью. Также используют материалы, которые не проходили специальной обработки. Благодаря этому японцам удается подчеркнуть форму изделия, придать ему природный, естественный характер.
Что такое Артхив
Артхив — это сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с искусством, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать картины.
Японское искусство охватывает широчайший спектр художественных стилей, включая живопись тушью и каллиграфию на шелке и бумаге, картины Укиё-э и гравюры на дереве, керамику, скульптуру, оригами и весьма популярную в последнее время мангу.
Живопись является предпочтительным художественным выражением в Японии, практикуется как любителями, так и профессионалами. До Нового времени японцы писали кистью, а не пером, и их знакомство с техникой кисти сделало их особенно чувствительными к ценностям и эстетике живописи. С ростом популярной культуры в период Эдо, стиль ксилографии стал основной формой, и его методы были точно настроены для производства красочных отпечатков.
Кацусика Хокусай
Хиросигэ Утагава
Художники гравюры Укиё-Э: Утагава Хиросигэ, Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Кацусика Хокусай, Утагава Куниёси, Китагава Утамаро, Каванабэ Кёсай, Утагава Кунисада, Цукиока Ёситоси, Кэйсай Эйсэн, Тоёхара Кунитика, Огата Гэкко Хасуи Кавасэ.
Утагава Куниёси
Утагава Куниёси
Китагава Утамаро
Утагава Куниеси
Китагава Утамро
Одна из важных культурных традиций Японии – Манга, истории с минимальным набором текста, сопровождаемые красочными и понятными иллюстрациями. Искусство историй в картинках имеет довольно древнюю историю. Первые подобия манги были найдены в гробницах японских правителей. Распространению такого явления способствовала сложная система письма в Японии. Первые истории в картинках о жизни животных были созданы священником Тоба в 12 веке. С тех пор, распространение историй с картинками (комиксов) только усиливалось.
Мангака – это человек, рисующий мангу. Он же пишет к ней краткий текст. Иногда у такого автора бывает помощник. Реже для создания японского комикса люди объединяются в небольшие группы. Но, в большинстве своем, комиксы в Японии – это одиночное творчество, ведь никто не хочет делиться гонорарами.
На сегодняшний день, в Японии манги выпускают в черно-белом цвете. В них допустимо раскрашивать только обложку и те нарисованные сцены, на которых запланировано сделать особенный акцент. Существует и цветная манга. Большинство манг изначально печатают в популярных журналах. Самые понравившиеся истории переиздают отдельными книгами – танкобонами. Есть объемные манги, которые сразу печатают большими томами, другие же представляют собой короткие рассказы. Журнальные манги делятся на выпуски, как серии в телевизионном сериале, и выпускаются постепенно, чтобы к ним не угасал интерес.
По популярным мангам снимают аниме, а также могут создаваться ранобэ, видеоигры и другие производные. Мангака, рисующий мангу, часто является автором сценария к аниме.
В Японии мангу не воспринимают как какое-то сугубо молодежное развлечение. В стране восходящего солнца мангу читают абсолютно все, будь то дети или пожилые люди
Данный вид творчества считается важной частью японской культуры
Художественная культура Японии была сформирована под влиянием синтоизма, буддизма и конфуцианства. Эти же направления повлияли и на дальнейшее ее развитие.
В 13 веке возникает конфуцианство. В этот период времени и происходит разделение буддизма и философии Конфуция.
Хайкай — это пример уникального японского стихосложения. Невозможно представить себе художественную культуру Японии без искусства каллиграфии. Согласно преданиям, каллиграфия возникла из божественных небесных образов. Именно они дали жизнь письменности, отсюда и столь трепетное отношение к каждому знаку при написании.
Считается, что именно иероглифы подарили миру культуру Японии, так как из них возникали образы, которые могли окружать написанное. Впоследствии наблюдалось прочное соединение стихотворения и элементов живописи в одном произведении.
Если рассмотреть японский свиток, можно заметить, что в произведении содержится два типа символов. Это знаки письменности — стихи, печати, колофены, а также живописные. В тот же период становится популярным театр Кабуки. Другой вид театра — Но — предпочитают в основном военные. Самураи Японии, их жесткость и строгость оказали на Но сильное влияние.
Культура еды
Употребление пищи в японской культуре обставляется рядом правил. Так, запрещается передвигать посуду, показывать пальцем на присутствующих за столом. Также нельзя недоедать рис. Зато можно громко чавкать (хозяева поймут, что гостям все нравится), недоедать другие блюда (кроме риса).
Согласно японским культурным традициям, принимать пищу принято за низкими столами, за которыми сидят на татами в позе сэйдзо (подогнув под себя пятки с прямой спиной). Дома разрешает также сидеть по-турецки.
Едят японцы деревянными палочками. Из супов извлекается вся гуща, а жидкость выпивается. Японцы не любят наедаться до отвала. Они предпочитают разнообразие за столом – много подач разных блюд.
Архитектурное направление
Изначально японская архитектура сводилась к постройке древних традиционных домов – ханива. Они создавались до IV столетия, и об их внешнем виде можно судить только по сохранившимся миниатюрным моделям из глины и рисункам, так как до наших дней они не сохранились.
Здесь проходила жизнь и быт обычных людей. Это были своеобразные землянки, накрытые сверху соломенным навесом. Его поддерживали специальные каркасы из дерева.
Позже появились такаюка – аналог зернохранилищ. Они тоже состояли из специальных опор-балок, что позволяло спасти урожай от стихийных бедствий и вредителей.
Приблизительно в то же время, в I-III столетия, стали появляться храмы древней религии синто в честь божеств, покровительствующих силам природы. Они чаще всего возводились из необработанного и неокрашенного кипариса, имели лаконичную прямоугольную форму.
Храм Исэ
Соломенная или сосновая крыша была двухскатной, а сами сооружения строились на столбах, окруженных павильонами. Еще одна характерная черта синтоистских святилищ – П-образные ворота перед входом.
Самый известный подобный храм называется Исэ. Впервые он был построен еще в начале 1-го тысячелетия и, согласно традиции, постоянно перестраивался. Исэ состоит из двух похожих комплексов, расположенных чуть поодаль друг от друга: первый посвящен силам солнца, второй – божеству плодородия.
С VI столетия в Стране Восходящего солнца начинает распространяться буддийское учение, пришедшее из Китая и Кореи, а с ним – принципы строительства буддистских храмов. Поначалу они представляли китайские копии, но позже в храмовой архитектуре стал прослеживаться особый, истинно японский стиль.
Сооружения строились несимметрично, как бы сливаясь с природой. Лаконичность и четкость форм, деревянный каркас вкупе с каменным фундаментом, пагоды в несколько ярусов, не слишком яркие цвета – вот что отличает святилища того времени.
Многие из них сохранились до наших дней. Памятниками архитектуры можно назвать Хорю-дзи начала VII века с его знаменитым Золотым храмом и еще 40 зданиями, Тодай-дзи середины VIII века в городе Нара, который и сейчас считается крупнейшим сооружением из дерева на планете. При этом буддистская архитектура тесно переплетается со скульптурой и живописью, где запечатлены божества и мотивы из жизни Учителя.
Храм Тодай-дзи
На рубеже XII-XIII столетий в государстве начался феодализм и потому стал популярным стиль синдэн, отличающийся парадностью. Ему на смену пришел стиль сеин, во главе которого стоит простота и некоторая интимность: вместо стен – почти невесомые ширмы, на полу – циновки и татами.
Тогда же начали появляться дворцы-храмы местных феодалов. Шедевры этого вида сооружений – известный Кинкаку-дзи XIV века, или Золотой павильона, а также Гинкаку-дзи XV столетия, он же – Серебряный храм.
Храм Гинкаку-дзи (Золотой павильон)
Вместе с дворцами-храмами в XIV-XV веках стало зарождаться садово-парковое искусство. Во многом его появление обязано проникновению в Японию созерцательного учения дзен. Вокруг храмов и крупных жилищ стали появляться сады, где главными составляющими были не только растения, цветы, но и камни, вода, а также песчаные и галечные насыпи, символизирующие водную стихию.
Еще один вид садов – чайный, который называется «тянива». Он окружает чайный домик, где проводится особая, неторопливая церемония, а к домику через весь сад проходит специальная тропинка. Появившись еще в Средние века, тянива повсеместно встречается и сейчас.
Семейные традиции Японии
Патриархальные традиции в семье до сих пор процветают в японской культуре, и они часто кажутся иностранцам странными. Так, в стране до сих пор широко практикуются договорные браки, которые организуют специальные агентства, и это не кажется для жителей чем-то странным. Договор позволяет четко разграничить компетенции будущих мужа и жены, чувства при этом отходят на второй план.
Заботы о финансовом обеспечении семьи полностью ложатся на плечи мужа. Жена после рождения ребенка посвящает себя семье. При этом контроль и распоряжение семейными финансами полностью находится в зоне ответственности жены – муж не имеет права даже интересоваться стоимостью покупок.
↑ Архитектура
На становление и развитие архитектуры в первую очередь повлиял буддизм, проникнувший в страну из Китая. Дворцы, храмы, монастыри строились преимущественно в китайском стиле, который длительное время формировался изначально в самом Китае и соседствующей Корее.
Разумеется, что для полного внедрения буддизма в страну были необходимы и некоторый материальный комплекс этой религии, поэтому начинают появляться первые изображения Будды, бодхисатв.
Архитектура тех времен сочетала в себе иностранные ноты, органично смешенные с местной культурой. Храмы и дворцы расположены всегда посреди красивого сада. Роспись этих сооружений была достаточно лаконичной, но яркой.
В какой-то степени на стиль и особенности японской древней архитектуры повлияла и местная природа. Капризная, но прекрасная она уже тогда могла сокрушать и ломать, что отразилось в творениях местных архитекторов. Тут нет величественных древних построек, которые своими размерами или сложностью вводили в восхищение.
Постройки были просты и понятны, в них нет ничего лишнего, однако они отличаются изяществом линий.
Главным строительным материалом было дерево. Дома строились на каркасе, который позволял не пропускать влагу в дом, за счет воздушной подушки между землей и полом. Дома, храмы, дворцы всегда имели колонны, на которые «опирался» дом во время сейсмической активности.
Вместо привычных окон были отверстия, с натянутой тонкой тканью или полотном, пропускающим в дом мягкий свет. Все стены, кроме несущих, могли раздвигаться, сниматься, заменяться. Это позволяло менять планировку. Комната могла быть одна, две или более, в зависимости от нужного количества и доступного пространства.
Крыша всегда была широкой и прочной, для предохранения дома от влаги, дождей, ветра и холода, а также летнего палящего солнца.
Другие виды
Японское искусство многогранно, и о нем можно говорить часами. Расскажем еще о нескольких видах искусства, зародившихся в древности.
Каллиграфия
Ее называют седо, что значит «дорога извещений». Каллиграфия в Японии появилась благодаря красивым иероглифам, которые были заимствованы у китайцев. Во многих современных школах она считается обязательным предметом.
Хайку, или хокку
Хайку – особая японская лирическая поэзия, появившаяся в XIV столетии. Поэта при этом именуют «хайдзин».
Оригами
Это название переводится как «бумага, которую сложили». Пришедшее из Поднебесной, оригами поначалу использовалось в обрядах и было занятием для знати, но в последнее время распространилось по всему миру.
Древнее искусство оригами в Японии
Икебана
Слово в переводе означает «живые цветы». Подобно оригами, икебана изначально использовалась в ритуалах.
Миниатюры
Два самых распространенных вида миниатюр – бонсай и нэцкэ. Бонсай – это копии настоящих деревьев в сильно уменьшенном виде. Нэцке – небольшие фигурки наподобие брелоков-талисманов, появившиеся в XVIII-XIX веках.
Боевые искусства
Они в первую очередь ассоциируются с самураями – своего рода рыцарством, ниндзя – убийцами-наемниками, бусидо – воинами.
Театральное искусство
Самый известный театр, гордость всех японцев – классический театр Кабуки. Подробно про театральное искусство в Японии вы можете почитать здесь.
Театр Кабуки в Японии
Известность Хатико
История собаки, столь преданно ожидающей своего хозяина, поразила многих людей. Очень скоро о Хатико узнали журналисты, а благодаря им пёс прославился на всю Японию. Немало людей приезжало на станцию Сибуя, чтобы лично увидеть Хатико. Он был неизменно сдержан и печален, однако в его глазах читалась надежда.
Многие из тех, кому посчастливилось повидать Хатико, удивлялись, насколько глубокими могут быть чувства собаки. От себя же хочу сказать, что такая преданность и самоотверженность присущи далеко не многим людям (а может, нам и вовсе стоит поучиться у собак?).
Хатико не остался без дома. После смерти профессора его родственники забрали пса. Он стал жить у них, однако остался предан своему «исчезнувшему» хозяину. Ни с кем из родных Уэно собака так и не смогла найти общий язык, хотя вела себя смирно и послушно.
Для японцев Хатико стал особенным символом преданности. История этого пса действительно трогательная, но здесь надо понимать также особенности менталитета народа Японии. Во все времена он особенно ценил верность долгу (вспомнить тех же самураев).
Очень скоро на уроках в школах учителя стали ставить Хатико в пример детям, рассказывая о том, какой должна быть настоящая дружба. Этот пёс отождествлялся и с любовью. Многие влюблённые пары мечтали, чтобы в их отношениях царила бесконечная верность – такая, как у Хатико.
Таким был Хатико в 1934 году