Серп с молотом и троцкий в платье: как создавалась скульптура «рабочий и колхозница»

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Символизм деталей и описание памятника «Рабочий и колхозница»

По замыслу Б. Иофана, фигуры должны логично слиться с архитектурой павильона, где они были установлены. Они будто двигались вперёд, шаг в шаг, в руках у них были серп и молот — символы Советского государства. Однако скульптура получилась слишком вертикальной, ей явно не доставало динамики и лёгкости. Автор попытался скрыть этот недостаток с помощью развивающегося полотнища, расположенного на бёдрах мужчины.

Это никак не спасло ситуацию, в результате достаточно сырая идея памятника была передана Вере Мухиной, которая считала, что каждая фигура должна была отразить собственную неповторимую специфику, никак не связанную с существующей архитектурой павильона. Более того, она смущала её, поскольку павильон был похож на пьедестал для скульптуры и значительно искажал её параметры.

Мучительно долгие творческие поиски помогли принять единственно верное решение использовать для скульптурных объёмов принцип горизонтального построения. В результате воплощения в жизнь оригинальной идеи в руках женщины появился знаменитый шарф, который придавал всей композиции стремительность и динамику, гармонично связав фигуры с конструкцией павильона. Эффект усиливался разлетающимися складками юбки.

Другая новаторская идея известного скульптора позволила превратить грузные фигуры в утончённую летящую композицию, благодаря появлению свободного пространства между некоторыми деталями статуи. Монумент стал ещё динамичнее и изящнее. Однако согласование первоначального эскиза сопровождалось множественными эксцессами, в результате чего понадобилась его существенная доработка.

Изначально обнажённую фигуру рабочего необходимо было одеть, так на нём появился комбинезон. Колхозницу надлежало избавить от мешков под глазами. Кроме того, приёмной комиссии оказался не по душе пресловутый шарф. В. Мухина пыталась доказать, что без него утратится связь с павильоном. Её мнение было услышано, но определённую уступку пришлось сделать. Было решено оставить от сдвоенного шарфа лишь одну полосу.

Когда эскиз был единогласно утверждён, необходимо было создать уменьшенную копию памятника. Чтобы избежать ошибок и неточностей, размер её должен был быть не менее одной пятой от существующих оригинальных параметров. На эту работу у Мухиной совсем не оставалось времени. На помощь пришёл главный инженер машиностроительного завода Пётр Львов, который предложил изготовить метровую копию памятника.

Он взялся увеличить изготовленную копию в 15 раз. Специалист предложил использовать для отливки отдельных деталей хромоникелевую сталь, самостоятельно разработал технологию точечной сварки, чтобы их соединить. Стальные элементы создавали по деревянным шаблонам. Изготовить головы таким способом было невозможно, для их создания были изготовлены специальные глиняные болванки.

Практически 70 лет монумент стоял в своём первозданном виде, что не могло не сказаться на его состоянии. В 2003 году началась реставрация, которая продлилась целых 6 лет. Был выполнен огромный масштаб работ, создан новый прочный каркас, разработаны современные антикоррозионные материалы, проведён спектральный анализ каждого отдельного элемента композиции и рентгеноскопическое исследование сварных швов.

Конструкция обновлённого павильона практически полностью напоминала изначальный проект, который разрабатывал Б. Иофан, однако выделенный для его установки участок территории оказался сравнительно небольшим, поэтому длину сооружения пришлось сократить до 66 метров. Главный фасад павильона украшает герб СССР, который создавался в 1937 году, специально к парижской выставке.

Увидеть сегодня монумент «Рабочий и колхозница» можно на территории современного ВВЦ, можно посетить и нынешний павильон, который разделён на несколько этажей. Здесь проводятся всевозможные выставки и конференции. Постоянно действующая экспозиция рассказывает об истории создания памятника. Здесь много архивных документов и исторических фотографий, личных вещей авторов проекта В. Мухиной и Б. Иофана.

Верхние этажи павильона выполнены в стиле минимализма. Все помещения отданы под выставочные залы. Лаконичное внутреннее убранство оттеняет уникальные предметы экспозиции, выводя их на первый план. Помещения прекрасно оборудованы, отлично продумана инфраструктура — удобные лифты, просторная зона отдыха с мягкими кожаными креслами, комната матери и ребёнка, удобные пандусы для инвалидов.

История создания памятника «Рабочий и колхозница»

Скульптура «Рабочий и колхозница» была задумкой известного архитектора Бориса Иофана, разработкой которого стал величественный Дом советов, украшенный фигурой вождя пролетариата В. И. Ленина, высота монумента составляла 100 метров. Она должна была возвышаться на месте нынешнего храма Христа Спасителя. Началась война, которая помешала реализовать в жизнь грандиозный проект.

В своём первоначальном виде фигуры должны были быть обнажены. Прообразом для них послужила известная скульптура тираноборцев, созданная в Древней Греции как символ афинской демократии. Однако приёмная комиссия не одобрила первоначальный проект и велела скульптуры «одеть». В результате в руках колхозницы появился шарф — своеобразная драпировка, скрывающая тело. Изготавливали его достаточно долго.

В результате был донос на В. Мухину, будто она специально затягивает работу и отодвигает срок сдачи памятника. Для большей убедительности доносчики сумели усмотреть в складках шарфа черты лица Л. Троцкого, который тогда считался врагом страны. Подобная клевета никак не повлияла на творчество и судьбу скульптора. На открытие монумента приедет сам И. В. Сталин, который не увидит здесь никакого Троцкого.

Прототипом для фигуры колхозницы была телефонистка, работавшая в НКВД, Анна Богоявленская, славящаяся своей красотой и спортивным телосложением. Рабочего создавали сразу с двух прообразов. Фигуру лепили с танцовщика И. Басенко, а лицо готовой скульптуре «подарил» строитель С. Каснер, поскольку профилю и анфасу танцора, по мнению авторов проекта, не хватило пролетарского вида.

Собранный из 65 частей уникальный монумент произвёл настоящий фурор на выставке в Париже. Французы дружно ахнули от неописуемого восторга, газеты и журналы назвали скульптуру В. Мухиной монументальным произведением современности. Работа мастера получила гран-при, после чего французы захотели приобрести монумент, однако подобная символичная композиция должна была вернуться на родину.

В 1970-х годах появилась идея перенести монумент на другое место — на стрелку, расположенную неподалёку от знаменитого Дома художников на Крымском Валу, однако памятник порядком обветшал и в таком состоянии не был готов к переносу. Решено было оставить его на старом месте, а на стрелке установили памятник Петру Великому работы знаменитого Зураба Церетели.

Многие годы скульптура «Рабочий и колхозница» служила заставкой для кинолент студии «Мосфильм». Правда, стояла она на уменьшенном постаменте, который был высотой всего 10 метров, хотя первоначальный оригинал насчитывал 35 метров. Уже в 2003 году начался процесс реставрации уникального памятника. Чтобы разобраться в том, какие детали подлежат замене, его разрезали на 40 частей.

На долгие 6 лет фигуры исчезли с постамента и с поля зрения москвичей. Некоторые подшучивали, говорили, что рабочий и колхозница эмигрировали или развелись. В 2009 году обновлённую скульптуру установили на павильон, высота которого составляет 34,5 метра. В результате памятник стал пятым в стране по высоте, уступив монументу Победы, скульптуре «Покорителям космоса», памятнику Петру I и монументу «Родина-мать зовёт!».

Символизм деталей и описание памятника «Рабочий и колхозница»

По замыслу Б. Иофана, фигуры должны логично слиться с архитектурой павильона, где они были установлены. Они будто двигались вперёд, шаг в шаг, в руках у них были серп и молот — символы Советского государства. Однако скульптура получилась слишком вертикальной, ей явно не доставало динамики и лёгкости. Автор попытался скрыть этот недостаток с помощью развивающегося полотнища, расположенного на бёдрах мужчины.

Это никак не спасло ситуацию, в результате достаточно сырая идея памятника была передана Вере Мухиной, которая считала, что каждая фигура должна была отразить собственную неповторимую специфику, никак не связанную с существующей архитектурой павильона. Более того, она смущала её, поскольку павильон был похож на пьедестал для скульптуры и значительно искажал её параметры.

Мучительно долгие творческие поиски помогли принять единственно верное решение использовать для скульптурных объёмов принцип горизонтального построения. В результате воплощения в жизнь оригинальной идеи в руках женщины появился знаменитый шарф, который придавал всей композиции стремительность и динамику, гармонично связав фигуры с конструкцией павильона. Эффект усиливался разлетающимися складками юбки.

Другая новаторская идея известного скульптора позволила превратить грузные фигуры в утончённую летящую композицию, благодаря появлению свободного пространства между некоторыми деталями статуи. Монумент стал ещё динамичнее и изящнее. Однако согласование первоначального эскиза сопровождалось множественными эксцессами, в результате чего понадобилась его существенная доработка.

Изначально обнажённую фигуру рабочего необходимо было одеть, так на нём появился комбинезон. Колхозницу надлежало избавить от мешков под глазами. Кроме того, приёмной комиссии оказался не по душе пресловутый шарф. В. Мухина пыталась доказать, что без него утратится связь с павильоном. Её мнение было услышано, но определённую уступку пришлось сделать. Было решено оставить от сдвоенного шарфа лишь одну полосу.

Когда эскиз был единогласно утверждён, необходимо было создать уменьшенную копию памятника. Чтобы избежать ошибок и неточностей, размер её должен был быть не менее одной пятой от существующих оригинальных параметров. На эту работу у Мухиной совсем не оставалось времени. На помощь пришёл главный инженер машиностроительного завода Пётр Львов, который предложил изготовить метровую копию памятника.

Он взялся увеличить изготовленную копию в 15 раз. Специалист предложил использовать для отливки отдельных деталей хромоникелевую сталь, самостоятельно разработал технологию точечной сварки, чтобы их соединить. Стальные элементы создавали по деревянным шаблонам. Изготовить головы таким способом было невозможно, для их создания были изготовлены специальные глиняные болванки.

Практически 70 лет монумент стоял в своём первозданном виде, что не могло не сказаться на его состоянии. В 2003 году началась реставрация, которая продлилась целых 6 лет. Был выполнен огромный масштаб работ, создан новый прочный каркас, разработаны современные антикоррозионные материалы, проведён спектральный анализ каждого отдельного элемента композиции и рентгеноскопическое исследование сварных швов.

Конструкция обновлённого павильона практически полностью напоминала изначальный проект, который разрабатывал Б. Иофан, однако выделенный для его установки участок территории оказался сравнительно небольшим, поэтому длину сооружения пришлось сократить до 66 метров. Главный фасад павильона украшает герб СССР, который создавался в 1937 году, специально к парижской выставке.

Увидеть сегодня монумент «Рабочий и колхозница» можно на территории современного ВВЦ, можно посетить и нынешний павильон, который разделён на несколько этажей. Здесь проводятся всевозможные выставки и конференции. Постоянно действующая экспозиция рассказывает об истории создания памятника. Здесь много архивных документов и исторических фотографий, личных вещей авторов проекта В. Мухиной и Б. Иофана.

Верхние этажи павильона выполнены в стиле минимализма. Все помещения отданы под выставочные залы. Лаконичное внутреннее убранство оттеняет уникальные предметы экспозиции, выводя их на первый план. Помещения прекрасно оборудованы, отлично продумана инфраструктура — удобные лифты, просторная зона отдыха с мягкими кожаными креслами, комната матери и ребёнка, удобные пандусы для инвалидов.

История создания памятника «Рабочий и колхозница»

Скульптура «Рабочий и колхозница» была задумкой известного архитектора Бориса Иофана, разработкой которого стал величественный Дом советов, украшенный фигурой вождя пролетариата В. И. Ленина, высота монумента составляла 100 метров. Она должна была возвышаться на месте нынешнего храма Христа Спасителя. Началась война, которая помешала реализовать в жизнь грандиозный проект.

В своём первоначальном виде фигуры должны были быть обнажены. Прообразом для них послужила известная скульптура тираноборцев, созданная в Древней Греции как символ афинской демократии. Однако приёмная комиссия не одобрила первоначальный проект и велела скульптуры «одеть». В результате в руках колхозницы появился шарф — своеобразная драпировка, скрывающая тело. Изготавливали его достаточно долго.

В результате был донос на В. Мухину, будто она специально затягивает работу и отодвигает срок сдачи памятника. Для большей убедительности доносчики сумели усмотреть в складках шарфа черты лица Л. Троцкого, который тогда считался врагом страны. Подобная клевета никак не повлияла на творчество и судьбу скульптора. На открытие монумента приедет сам И. В. Сталин, который не увидит здесь никакого Троцкого.

Прототипом для фигуры колхозницы была телефонистка, работавшая в НКВД, Анна Богоявленская, славящаяся своей красотой и спортивным телосложением. Рабочего создавали сразу с двух прообразов. Фигуру лепили с танцовщика И. Басенко, а лицо готовой скульптуре «подарил» строитель С. Каснер, поскольку профилю и анфасу танцора, по мнению авторов проекта, не хватило пролетарского вида.

Собранный из 65 частей уникальный монумент произвёл настоящий фурор на выставке в Париже. Французы дружно ахнули от неописуемого восторга, газеты и журналы назвали скульптуру В. Мухиной монументальным произведением современности. Работа мастера получила гран-при, после чего французы захотели приобрести монумент, однако подобная символичная композиция должна была вернуться на родину.

В 1970-х годах появилась идея перенести монумент на другое место — на стрелку, расположенную неподалёку от знаменитого Дома художников на Крымском Валу, однако памятник порядком обветшал и в таком состоянии не был готов к переносу. Решено было оставить его на старом месте, а на стрелке установили памятник Петру Великому работы знаменитого Зураба Церетели.

Многие годы скульптура «Рабочий и колхозница» служила заставкой для кинолент студии «Мосфильм». Правда, стояла она на уменьшенном постаменте, который был высотой всего 10 метров, хотя первоначальный оригинал насчитывал 35 метров. Уже в 2003 году начался процесс реставрации уникального памятника. Чтобы разобраться в том, какие детали подлежат замене, его разрезали на 40 частей.

На долгие 6 лет фигуры исчезли с постамента и с поля зрения москвичей. Некоторые подшучивали, говорили, что рабочий и колхозница эмигрировали или развелись. В 2009 году обновлённую скульптуру установили на павильон, высота которого составляет 34,5 метра. В результате памятник стал пятым в стране по высоте, уступив монументу Победы, скульптуре «Покорителям космоса», памятнику Петру I и монументу «Родина-мать зовёт!».

«Всегда построю пейзаж»

Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге. Ее отец, Игнатий Кузьмич, происходил из старого купеческого рода заводчиков и торговцев пенькой. Мухины были известны в Риге еще в первой половине XIX века. Они отстраивали город, жертвовали деньги на просвещение, занимались благотворительностью — слыли настоящими хозяевами, и их быт мало чем отличался от дворянского.

Детство Веры и ее старшей сестры Марии было омрачено ранним уходом ихматери: когда она умерла от чахотки, Верочке было полтора года. После смерти супруги Игнатий Кузьмич переехал с дочерьми в Феодосию, где занялся воспитанием и образованием девочек: стал приглашать в дом педагогов по музыке, рисованию. Тогда-то и обнаружился первый Верочкин талант, она принялась рисовать, подражая отцу, который очень любил Айвазовского и занимался копированием картин художника. Здесь, в Феодосии, девочка поступила в гимназию, где училась на «отлично», но особый интерес проявляла к истории и литературе. Ее любимыми персонажами были герои прошлого, а настольной книгой — «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. «Я не могу читать философских книг, — нет зрительного образа. Когда я читаю что-либо, я моментально вижу все это, всегда построю пейзаж, где происходит действие», — поясняла Вера свои пристрастия. Или же: «Я воображала себе, как я путешествую по всей России. Я представляла себя идущей пешком рядом с поездом. Я одета во все зеленое, в цвет листвы, и меня никто не видит. Когда встречается кто-нибудь, я юркну в траву. Я чувствовала себя в пейзаже…» И это ощущение себя в пейзаже, равно как и способность копить впечатления и память на ароматы (у Верочки было тонкое обоняние), явно свидетельствовало о незаурядных способностях «высшего благоразумия», как называли племянницу отцовы братья.

В 1903 году Игнатия Кузьмича не стало, и воспитанием сестер занялись дяди — последние гимназические годы Вера провела у них в Курске. А потом, весной 1911-го, приехала в Москву в свой дом на Пречистенке. В столице она сблизилась с семьями Морозовых, Рябушинских и первое время увлеклась светской жизнью. Но это было недолго: танцы сменились занятиями в студии Константина Юона, мастерских Нины Синицыной и Ильи Машкова. У Машкова царил культ объема, большой формы. Он говорил ученикам: «Не смотрите на детали, берите главное». Все это очень привлекало молодую художницу.

Использование в символике

  • Считается, что скульптура стала символом советской (ныне российской) киностудии Мосфильм с 1947 года. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва».
  • Впервые изображение «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появилось в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы.
  • Скульптура изображена на почтовой марке Албании 1963 года.
  • Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР».

В кинематографе

  • Сразу после установки в Москве в июле 1939 года скульптуру увидели на киноэкранах миллионы советских зрителей в фильмах «Подкидыш» (1939) и «Светлый путь» (1940).
  • Финал х/ф «Самоубийца» (1990) происходит на постаменте скульптуры.
  • Скульптура показана в мультфильме «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» (2010).
  • Скульптура попала во фрагменты фильмов «Дневной Дозор» и «Утомлённые солнцем».
  • Почтовая марка СССР, 1938 год
  • Почтовая марка СССР, 1961 год

Биография Веры Мухиной

Вера Игнатьевна родилась в 1889 году в состоятельной купеческой семье. Она очень рано потеряла родителей и воспитывалась опекунами. С детских лет Вера отличалась настойчивостью и упорством. Ее увлечение живописью постепенно переросло в ремесло, которому она обучалась в течение двух лет в Париже в Академии Гранд Шомьер. Учителем девушки был известный скульптор Бурдель. Затем Мухина перебралась в Италию, где изучала живопись и скульптуру мастеров периода Ренессанс.

Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана. Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях. Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.

Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной — ей было 64 года.

История скульптуры

Создание

Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».

На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И. Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская».

На создание скульптуры был объявлен конкурс, который выиграла скульптор В. И. Мухина.

Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.

При перевозке из Парижа в Москву повреждена. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВВЦ). Реставрирована в 1979.

Скульптура была названа «эталоном социалистического реализма» в Большой советской энциклопедии.

Реконструкция

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами.

Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент, повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно укороченный в задней его части. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года.

Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 м выше предыдущего.

Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.

После окончания реконструкции МВЦ «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», в который также входят ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Народного художника СССР Д. А. Налбандяна и музей Вадима Сидура.

Не того происхождения

Многие были уверены, что Вера Мухина — рабоче-крестьянский художник, обласканный властью. В реальности же всё было совсем не так. Биография скульптора состоит сплошь из неизвестных, замалчиваемых в советское время фактов.


Вера Мухина. Фото: www.globallookpress.com

Вера Мухина была далеко не рабоче-крестьянского происхождения. Ее родители совсем не отвечали советским запросам: папа — рижский купец, меценат, покровитель искусств. Мама — немка по отцовской линии, дочь аптекаря Вильгельма Мюнде.

Папа денег на семью не жалел. У Верочки было всё, чего она хотела: лучшие наряды, дорогие игрушки. Когда девочка увлеклась рисованием, папа накупил ей всего, что могло понадобиться начинающей художнице: мольберты, краски, кисти, лучшая бумага.

Но родители ушли из жизни слишком рано, и тогда Веру и ее сестру Марию забрали к себе родственники из Курска. Вы думаете, что тут-то жизнь Веры Мухиной и стала тяжелой? Вовсе нет. Родня очень любила и жалела сестер Мухиных, поэтому им снова ни в чем не отказывали. Девушки одевались лучше всех в городе, ездили на курорты не только в России, но и в Европе.

Влияние

Советская выставка собрала 270 наград, из них 95 — Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, шесть бронзовых медалей, более полусотни дипломов. Ошеломительный успех в Париже заставил власть серьёзнее взглянуть на скульптуру, сделанную исключительно для павильона: в 1939 году памятник установили у входа в ВДНХ. В 1948 году «Рабочий и колхозница» стали официальным символом киностудии «Мосфильм». Неоднократно выходили серии марок и коллекционные монеты с изображением статуи.


Кадр: фильм «Джентльмены удачи»

Для рекламы сигарет «Ява золотая» были разработаны постеры с «Рабочим и колхозницей», в руках которых вместо серпа и молота была пачка сигарет. Швейная фабрика «Монолит» сделала изображение своим логотипом. Лианозовский ликёроводочный завод печатал его на этикетках.


Изображение: текстильное объединение «Монолит»

«Рабочий и колхозница» задали тренд — изображение людей простых профессий в качестве героев нового времени. В 1954 году на арке главного входа ВДНХ появилась скульптура, изображающая людей, которые поднимают над головами сноп колосьев. Этот монумент, «Тракторист и колхозница» Сергея Орлова, — явный оммаж «Рабочему и колхознице».


Фото: roundex / Shutterstock

С приобретением культового статуса изображение скульптуры стали использовать в дизайне в качестве символа советской эпохи и идеологии. Им украшают посуду, печатают на одежде, плакатах, используют в полиграфии, делают статуэтки и даже подстаканники.


Фото: артель «Варка подарка» / livemaster.ru

Растиражированный образ традиционно апроприировал китч. Например, работа известного соц-артиста Александра Косолапова — скульптура «Рабочего и колхозницы» с головами Микки-Мауса и Минни-Маус — подчёркивает «попсовость» монумента.

История памятника

Скульптура изначально создавалась как величайшее творение от мира советского искусства. Она призвана символизировать героизм советского народа, быть витриной индустриализации, первых советских «пятилеток». Пожалуй, сделать это удалось с лихвой. От памятника так и веет колоссальной мощью некогда великой Советской Империи.

Автором идеи стал архитектор Борис Иофан. Скульптурную работу выполнила Вера Мухина. Памятник не сразу был установлен там, где он стоит сегодня – сначала его увезли на Международную выставку в Париж, проходившую в 1937 г. Скульптура произвела неизгладимое впечатление на иностранные делегации. По окончанию выставки монумент был разобран и возвращен в Союз. При этом, горе-монтёры умудрились его изрядно повредить, так что на входе на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку он был установлен несколько изменённым.

«Рабочий и колхозница» простояли нетронутыми вплоть до 2003 г. Памятник успел местами проржаветь и обветшать, так что было принято орошение о реставрации. На своё историческое место монумент с триумфом был возвращен в 2009 г.

Не того происхождения

Многие были уверены, что Вера Мухина — рабоче-крестьянский художник, обласканный властью. В реальности же всё было совсем не так. Биография скульптора состоит сплошь из неизвестных, замалчиваемых в советское время фактов.


Вера Мухина. Фото: www.globallookpress.com

Вера Мухина была далеко не рабоче-крестьянского происхождения. Ее родители совсем не отвечали советским запросам: папа — рижский купец, меценат, покровитель искусств. Мама — немка по отцовской линии, дочь аптекаря Вильгельма Мюнде.

Папа денег на семью не жалел. У Верочки было всё, чего она хотела: лучшие наряды, дорогие игрушки. Когда девочка увлеклась рисованием, папа накупил ей всего, что могло понадобиться начинающей художнице: мольберты, краски, кисти, лучшая бумага.

Но родители ушли из жизни слишком рано, и тогда Веру и ее сестру Марию забрали к себе родственники из Курска. Вы думаете, что тут-то жизнь Веры Мухиной и стала тяжелой? Вовсе нет. Родня очень любила и жалела сестер Мухиных, поэтому им снова ни в чем не отказывали. Девушки одевались лучше всех в городе, ездили на курорты не только в России, но и в Европе.

Вера Мухина — признанный мастер скульптурного творчества

В благодарность советская власть наградила Веру Мухину Сталинской премией. Кроме этого, было еще множество наград и различных правительственных благ, которые получила известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» дали возможность Мухиной пользоваться полной свободой в творческой деятельности. Но, к большому сожалению потомков, легендарный скульптор осталась в памяти только как автор единственного монумента.

В расположенном в основании постамента знаменитой скульптуры, есть множество фотодокументов, кинохроника, свидетельствующие о том, что Вера Игнатьевна много и плодотворно трудилась. Она писала картины, создавала скульптурные проекты и композиции из стекла. В музее представлено множество эскизных макетов памятников, которые так и не смогла воплотить в жизнь известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» — это не единственный памятник работы Мухиной в Москве.

Использование в символике

  • Считается, что скульптура стала символом советской (ныне российской) киностудии Мосфильм с 1947 года. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва».
  • Впервые изображение «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появилось в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы.
  • Скульптура изображена на почтовой марке Албании 1963 года.
  • Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР».

В кинематографе

  • Сразу после установки скульптуры в Москве, в июле 1939 года, её увидели на киноэкранах миллионы советских зрителей в фильмах «Подкидыш» (1939 г.) и «Светлый путь» (1940 г.)
  • Финал фильма «Самоубийца» (1990) и телесериала «Конференция маньяков» (2001) происходит на постаменте скультуры.
  • Скульптура показана в мультфильме «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» (2010), а также появляется в числе «украденных» земных объектов в его продолжении — «Белка и Стрелка: Лунные приключения» (2014), где с ней сталкивается на Луне обезьяна Бонни.
  • Скульптура эпизодически появляется в фильмах «Дневной дозор» и «Утомлённые солнцем», а также в 7-й серии сериала «Бригада» (48-я минута).
  • Увидев постамент для установки памятника в Москве, Вера Мухина назвала его «пеньком».
  • В Бикине в 1938 году была поставлена аналогичная скульптура, правда, меньшего размера и из цемента.
  • В июле 1990 года на монументе «Рабочий и колхозница» прошла акция «Рождение агента» художников Сергея Ануфриева и Сергея Бугаева (Африка). С помощью лестницы они достигли некой дверцы, ведущей в полость скульптуры, в области промежности фигуры колхозницы, и проникали туда по очереди. После этого действия художники забрали дверцу с собой. Потом Сергей Бугаев (Африка) задействовал ее в своей инсталляции в Нью-Йорке.
  • В 1998 году была проведена акция по спасению памятника, который в тот момент находился в аварийном состоянии. «Рабочий и колхозница» были облачены в комбинезон и сарафан цветов российского флага и простояли так три дня. Одежду для памятника 560-го размера изготовило текстильное объединение «Монолит».
  • Скульптуре посвящена одноименная ретрофутуристичная песня группы «Где мое лето»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: