Культура, официальная идеология, инакомыслие в годы социализма в ссср

Достижения советской науки

В триумфе советской космонавтики как бы сконцентрировались могущество нашей индустрии, высшие завоевания нашей науки и техники.

Успехи в космосе органически связаны с выдающимися достижениями всей советской науки. Отличительную черту в развитии нашей науки на современном этапе составляет ее неразрывная связь с производством, с практикой. Наука все более становится непосредственной производительной силой общества. Возрастает и роль общественных наук, которые составляют теоретическую основу руководства развитием общества.

За годы семилетки значительно вырос объем научно-исследовательских работ, расширилась сеть исследовательских учреждений, численность научных работников в стране выросла до 580 тыс. Из года в год увеличивались затраты государства на нужды науки. Для координации научно-исследовательских работ в стране, рационального использования многочисленных научных кадров и материальных средств в 1961 году был создан общегосударственный орган — Государственный комитет по координации научно-исследовательских работ. Ряд отраслевых научных учреждений был передан из системы Академии наук СССР в совнархозы и другие ведомства, что усилило связь науки с производством. На Академию наук СССР возложена задача осуществления общего руководства развитием естественных и общественных наук. С 1961 года Президентом АН СССР является крупнейший математик и механик дважды Герой Социалистического Труда М. В. Келдыш.

В минувшем пятилетии советские ученые обогатили науку рядом важных открытий. Выдающиеся успехи достигнуты в разных областях знаний, связанных с космонавтикой. Зародилась и быстро развивается физика космоса. Намного продвинулась вперед ядерная физика, увеличившая возможности использования атомной энергии в различных областях. Крупный вклад внесли советские ученые и в современную теоретическую физику. Наиболее выдающиеся достижения советских физиков были отмечены Ленинскими премиями. Труды ряда крупных советских ученых удостоены международной Нобелевской премии.

За годы семилетки ученые много сделали для внедрения достижений науки и техники в производство,

Новые химические методы обработки материалов, использование природного газа в доменном производстве, получение сверхтонких металлических нитей и проводов, автоматической дуговой сварки сталей и т. д.- все эти и много других достижений в техническом прогрессе связаны с именами крупных ученых.

Высокие требования жизнь предъявляет наукам, связанным с сельскохозяйственным производством. Наряду с видными учеными плодотворно работали и внесли свой вклад многие практики-селекционеры, создавшие новые сорта ячменя, озимой пшеницы, кукурузы. Но в целом сельскохозяйственные науки серьезно отставали от потребностей земледелия и животноводства. Это связано с тем. что ученые во многих случаях трудились в отрыве от сельскохозяйственной практики.

Рост культурного уровня рабочих и крестьян

Народная мудрость гласит: «Ученье и труд вместе идут». СССР можно назвать страной учащихся, у нас учатся не только в обычных школах, но и в многочисленных внешкольных системах повышения уровня образования и знаний. В 1964 году в СССР учился каждый третий человек.

Рабочие и колхозники овладевают знаниями потому, что этого требуют жизнь, высокий уровень современной техники производства, это подсказывают им честь труженика, коммунистическая сознательность.

Партия и Советское правительство всеми мерами поощряют и стимулируют стремление масс к образованию и культуре.

Большую работу проводит советская общественность. Например, в 1959 году комсомол объявил всесоюзный поход за повышение общеобразовательного, технического и культурного уровня рабочей и сельской молодежи. Этот почин принес большой успех. Комсомол выступал инициатором многих других начинаний в области культуры. Огромное воздействие на культурный рост рабочих и служащих оказывают профсоюзы, в руках которых находится широко разветвленная сеть культурно-просветительных учреждений — клубы, дворцы культуры, библиотеки и т. д. В 1959 году по инициативе ударников коммунистического труда в стране возникли первые народные университеты культуры. За шесть лет страна покрылась густой сетью этих новых очагов культуры и знания. В 1964 году работало около 10 тыс. народных университетов, в которых училось почти два миллиона человек. Около 120 тыс. представителей советской интеллигенции бескорыстно, на общественных началах работали в народных университетах, отдавая своим слушателям знания по истории и литературе, педагогике и технике, естествознанию и политической экономии, философии и праву.

В СССР больше половины работающего населения в 1964 году имели образование от неполного среднего до высшего. На основе быстрого роста образовательного и культурного уровня рабочих и крестьян происходит стирание различий между умственным и физическим трудом. Советские рабочие и колхозники живут разносторонней, богатой духовной жизнью.

За последние пять лет значительно расширилась сеть культурно-просветительных учреждений. Намного увеличилось число киноустановок, клубов, дворцов культуры, библиотек и других учреждений культуры.

«А еще мы расскажем кубинцам о том, что библиотеки ваши полны народа — культура пришла в каждый советский дом» — так писали два кубинских журналиста, посетившие СССР в 1960 году. В этих кратких словах — глубокий смысл. Количество выпускаемых книг и их распространение — один из главных показателей степени культурности масс. В СССР каждую минуту выпускается более двух тысяч экземпляров книг. Пятая часть всех книг, выпускаемых в мире, приходится на нашу страну. Книга в СССР стала верным другом и советчиком миллионов трудящихся, наставником и воспитателем советской молодежи.

Будущее – единственная наша религия

Перспективами, которые открывала революция, вдохновлялись не в последнюю очередь люди искусства. Александр Блок искренне призывал « сердцем слушать революцию». Велимиру Хлебникову революция представлялась не борьбой классов, а космическим переворотом, открытием новых « законов времени». Валерий Брюсов увидел в культурном процессе своего времени « новые формы жизни» и думал о « новом языке, новом стиле, новых метафорах, новых ритмах».

1910-20-е гг. были расцветом русского авангарда, для которого характерны активная позиция, энтузиазм, творческий поиск без оглядки на авторитеты, презрение к общепринятым ценностям, стремление разрушить сложившиеся традиции.

Основными чертами нового искусства стали его особая утопичность, социальная направленность, революционность, стремление к созиданию нового мира. К. Малевич считал, что « кубизм и футуризм были движения революционные в искусстве, предупредившие и революцию в экономической и политической жизни 1917 года», конструктивист Эль Лисицкий выводил коммунизм непосредственно из супрематизма Малевича, а « Газета футуристов», издаваемая Маяковским, Каменским и Бурлюком, в 1917 г. стала выходить под лозунгом « революция духа», которая понималась как радикальная ломка устоев старой культуры. Основы нового языка в живописи – квадрат, крест, круг – успешно развивали идею преодоления пространства. Созданный К. Малевичем в 1915 г. « Черный квадрат» стал своего рода иконой для искусства ХХ и XXI веков. Картина оказалась символом некоей новой религии, один из постулатов которой сформулировал итальянский футурист Филиппо Маринетти – «будущее – наша религия».

Отрицание искусства как самоцели, его связь с реалиями жизни, производительным, полезным трудом отразилось в модном течении 20-х гг. – производственном искусстве. « Ни к новому, ни к старому, а к нужному», – провозгласил пионер советского дизайна В. Татлин. « Производственники» создавали современную мебель, образцы новой полиграфии, текстиля, одежды. Идеи о переделке мира и человека отразились и в быту. Ведущие архитекторы разрабатывали новый тип жилья, рассчитанного исключительно на коллективный образ жизни. Проекты носили различные названия – «дом-коммуна», «жилкомбинат», « дом нового быта».

Со временем основной функцией советского искусства стало воспитание « нового советского человека».

Советская архитектура: от конструктивизма — к неоклассике

Интересные процессы происходили и в архитектуре. Предвоенный период отметился бурным градостроительством. Первоочередной задачей советских архитекторов, в частности Алексея Щусева, Константина Мельникова, братьев Весниных, стало строительство городов с просторными улицами, функциональными зданиями и удобными интерьерами. Кроме сооружения домов и жилых кварталов, зодчие стремились запечатлеть красоту промышленного мира. Новые заводы, дома культуры, парки и кинотеатры были призваны показать, что СССР идёт в светлое будущее.

В середине 1930-х в монументальном и декоративном советском искусстве лидирующее положение занял сталинский ампир. Сменив конструктивизм, он отметился мощными декорированными постройками, барельефами и мозаиками, изображавшими главных героев того времени — рабочих, колхозников и военных.

В эти годы были разработаны грандиозные по масштабу проекты. Так, для проведения съездов Советов СССР, собраний трудящихся, массовых демонстраций было решено воздвигнуть в центре столицы «эмблему могущества коммунизма» — Дворец Советов. В 1931-м на месте предполагаемого строительства был взорван Храм Христа Спасителя, к 1939-му уже залит фундамент. Но, как это часто бывает, планы изменились: началась война. В итоге проект был заморожен и оставлен в прошлом.

Слайд 28 Послевоенная культура России В послевоенное время отечественная культура продолжала

новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. На документальной основе

создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Одним из первых попытался сказать правду о войне В. Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы не суждено было осуществиться. Литература и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. В искусстве была сделана установка на шедевры. Художественные музеи должны были экспонировать лишь высочайшие образцы отечественного искусства.

Союз писателей СССР: между властью и литературой

1920-е были временем плюрализма творческих стилей. Символисты, имажинисты, акмеисты, рапповцы, напостовцы — вся эта пёстрая картина приказала долго жить, когда в 1932-м в свет вышло постановление Центрального комитета ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В итоге была ликвидирована Российская ассоциация пролетарских писателей и под руководством Максима Горького образован Союз писателей СССР.

Летом 1934-го состоялся Первый съезд советских писателей, в рамках которого был разработан новый метод советской литературы, получивший название социалистический реализм. При всей своей специфике и неоднозначности новый художественный стиль породил плеяду потрясающих произведений: роман Николая Островского «Как закалялась сталь», «Педагогическую поэму» Антона Макаренко, романы «Пушкин» Юрия Тынянова и «Чингисхан» Василия Яна.

Кроме того, в 1930-е была создана совершенно уникальная по своему функциональному назначению детская литература. Это и Самуил Маршак, и Аркадий Гайдар, и Корней Чуковский. В этот же период работали такие поэты, как Эдуард Багрицкий, Николай Асеев, Александр Твардовский.

Продолжали творить те, чьи политические взгляды были далеки от большевистских: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, погибший в 1938-м; Михаил Булгаков. Кстати, пьесу последнего, «Дни Турбиных», снятую в 1929-м с репертуара МХАТа, спустя 3 года по личному указанию Иосифа Салина вернули на сцену.

Десятилетие стало периодом стилистического отката театрального искусства к традиции и классике. Всё большую роль начали играть Академический, Малый театры. Последний, например, был ориентирован на постановку классических пьес Александра Островского, Алексея Толстого, Антона Чехова. В это же время появились новые постановки Владимира Маяковского «Клоп» и «Баня», которые были далеки от авангарда.

Культ спорта

Неотъемлемым элементом жизни советских граждан стал спорт

Конечно, и в 1920-е ему уделялось немалое внимание, однако спустя десятилетие массовое увлечение физкультурой, спортивными праздниками достигло апогея. В 1930-е в Союзе была создана и реализована система «Готов к труду и обороне»

Советские граждане от 10 до 60 лет были разбиты на возрастные категории. Также существовали ступени по уровню сложности, за выполнение норм которых участники получали значки. В комплекс физподготовки входили не только прыжки, бег и плавание, но и военно-прикладные виды спорта. Постановление о введении норм ГТО было принято 11 марта 1931 года.


Знак ГТО I ступени, 1930-е. (ru.wikipedia.org)

Развитие программы физкультурной подготовки способствовало, во-первых, проведению массовых спортивных мероприятий и, во-вторых, развитию спортивных ассоциаций, обществ, в основу которых был заложен ведомственный принцип. Так, например, было образовано общество наркомата внутренних дел «Динамо», ЦСКА — спортивный клуб армии, железнодорожный клуб «Локомотив», сельское спортивное общество «Урожай» и другие.

Ликбез — самая успешная операция советской власти

К началу 1930-х в Советском Союзе была выстроена единая система образования, которая включала в себя 3 уровня: начальный, средний и высший. Более того, именно в предвоенное десятилетие для решения кадровой проблемы на местах советская образовательная машина применила совершенно феноменальный способ: практически в каждом регионе страны в обязательном порядке было создано как минимум 4 ключевых высших учебных заведения: медицинское, педагогическое, сельскохозяйственное и инженерно-техническое. Данная модель была выбрана неслучайно. Учитывая многонациональный характер страны, подготовка трудовых ресурсов на местах, знающих особенности коренного населения, говорящих с местными жителями на одном языке, позволила достаточно быстро насытить рынок квалифицированными кадрами и решить серьёзные задачи в области промышленности и сельского хозяйства.

Не осталась в стороне и наука. В середине 1920-х Российская академия наук торжественно отметила своё 200-летие. Юбилей повлёк за собой ряд преобразований. Во-первых, переименование. В 1925-м Российская академия наук стала именоваться Академией наук СССР. Спустя 2 года был утверждён новый устав учреждения, расширен его состав. Впервые в число членов-корреспондентов и действительных академиков стали входить представители большевистской партии. Первым руководителем АН СССР стал известный геолог и палеонтолог Александр Петрович Карпинский.

Согласно новому постановлению, Академия наук СССР переходила в подчинение Центрального исполнительного комитета, то есть высшего государственного органа страны. Кроме того, ключевые научные институты Академии, её руководство «в пожарном порядке» были переведены из Ленинграда в Москву. Также в 1932-м было решено в каждой национальной республике организовать академический филиал или научно-исследовательскую базу.

В 1930-е определённый перекос был в сторону точных и естественных наук

Большое внимание уделялось физике и математике. В этих областях значительных успехов добились Абрам Фёдорович Иоффе, Игорь Васильевич Курчатов, Сергей Иванович Вавилов, Павел Алексеевич Черенков.


«Рабфак идёт», 1928 г. Б. В. Иогансон. (Киевская картинная галерея)

С гуманитарными науками ситуация обстояла на порядок хуже. Особенно «страдала» история. В подтверждение этому — «академическое дело», сфабрикованное против ряда представителей научной интеллигенции. Также жертвами политической травли и террора стали Николай Николаевич Лузин, Николай Иванович Вавилов, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Павел Александрович Флоренский и ряд других учёных.

Состав движения

Диссидентское движение в СССР в 60-80-х годах прошлого века можно разделить на несколько категорий, например:

• Социал-демократы. Наиболее яркие представители – Рой и Жорес Медведевы. Эта группа занималась критикой действующей власти с точки зрения марксистской идеологии. Её участники говорили, что, судя по происходящему в стране, СССР не является социалистическим государством, поскольку Маркс имел в виду совершенно другое. Отчасти они правы, но следует понимать, что марксистская идеология была исключительно теоретической, а СССР существовал на практике.

• Либералы. Наиболее яркий представитель – академик Сахаров. К этой группе относятся ученые, которые доносили свое видение проблем внутри страны с научной точки зрения. Главная их претензия заключалась в том, что действующая партийная система и сложившаяся система власти не позволяют стране развиваться и в первую очередь тормозят науку. В этом они были правы. Достаточно посмотреть на количество нобелевских лауреатов в технических областях, чтобы всё встало на свои места. В 50-е годы у СССР было 3 лауреата по физике и 1 по химии. В 60-е годы – 3 лауреата по физике, ни одного по химии. В 70-е годы – 1 лауреат по физике, ни одного по химии. В 80-е годы у СССР не было уже ни одного лауреата по физике и химии.

• «Почвенники». Яркий представитель – Солженицын. «Почвенниками» можно назвать людей, которые выступали с точки зрения христианской идеологии и самобытности страны. Именно с позиции этих двух категорий они критиковали действующую систему.

• Правозащитники. Это люди, которые выступали в защиту прав человека в СССР, а также диссидентов, пострадавших от власти. Они выдвигали требования о соблюдении действующей конституции, которая утверждала свободу слова, печати, митингов и так далее. Яркими представителями правозащитников являются Ковалёв и Якунин.

Сделали ли советские диссиденты что-то полезное для граждан?
Подробнее

«Народная» и «официальная» модификации монументальной ленинианы: ход, идеология, эмоциональный и политический аспекты

Началом «официальной» ленинианы можно считать создание Комиссии по организации похорон В.И.Ленина в ночь с 21 на 22 января 1924 г.

Помимо решения чисто организационных вопросов комиссия особое внимание уделяла политической стороне процесса. В частности тому, «чтобы оставить миллионам трудящихся Европы и Азии образ» умершего вождя/. Посмертный облик Ленина были призваны запечатлеть специально приглашенные художники

В их обязанности входило «передать будущему» самого усопшего, отдельные сцены и общую картину прощания.33 23 января из состава основной Комиссии выделили подкомиссию в составе: Аванесова, Сапронова, Енукидзе, Луначарского, которым следовало решить вопрос «кого и в каком количестве допустить к зарисовке»/ Заявок поступило столько, что «не представлялось никакой возможности удовлетворить и в малой степени всех желающих».35 Каждую кандидатуру обсуждали отдельно, допущенным были посланы приглашения.36 Критерий отбора не известен, но несомненно, что главным принципом являлся талант. Поэтому среди художников, приглашенных, но так и не явившихся был, например, Ю.Анненков, который в воспоминаниях, вышедших уже в эмиграции, объяснял свое отсутствие следующим образом: «На ел едущий день после смерти Ленина я получил срочный вызов в Москву (он жил в Петрограде — Н.А.), чтобы написать портрет Ленина в гробу. Меня эта работа не вдохновляла, и чтобы избежать ее, я тотчас переселился на несколько дней, не оставив в моем доме нового адреса»

Посмертный облик Ленина были призваны запечатлеть специально приглашенные художники. В их обязанности входило «передать будущему» самого усопшего, отдельные сцены и общую картину прощания.33 23 января из состава основной Комиссии выделили подкомиссию в составе: Аванесова, Сапронова, Енукидзе, Луначарского, которым следовало решить вопрос «кого и в каком количестве допустить к зарисовке»/ Заявок поступило столько, что «не представлялось никакой возможности удовлетворить и в малой степени всех желающих».35 Каждую кандидатуру обсуждали отдельно, допущенным были посланы приглашения.36 Критерий отбора не известен, но несомненно, что главным принципом являлся талант. Поэтому среди художников, приглашенных, но так и не явившихся был, например, Ю.Анненков, который в воспоминаниях, вышедших уже в эмиграции, объяснял свое отсутствие следующим образом: «На ел едущий день после смерти Ленина я получил срочный вызов в Москву (он жил в Петрограде — Н.А.), чтобы написать портрет Ленина в гробу. Меня эта работа не вдохновляла, и чтобы избежать ее, я тотчас переселился на несколько дней, не оставив в моем доме нового адреса».

Однако большинство приглашенных явилось в установленный срок.

Были среди них и иностранные художники. Например, американка Сенди Амтер. Причем она не только получила право работать в Колонном зале, но и выступила на траурном митинге, где сказала: «Ленин олицетворял для Америки и американских рабочих великий дух пролетарской революции. Когда в России произошел великий октябрьский переворот, рабочие массы Америки охватило колоссальное воодушевление. Рабочие осознали тогда, что этим переворотом было положено начало концу капитализма. Ленин для всего рабочего класса Америки стал творцом нового строя».

Но, очевидно, для иностранцев получить пропуск было не так просто. Так, немецкий журнал «Ди Арбайт» на свое обращение с просьбой выдать пропуск художнику журнала получил отказ.

Все работавшие в Доме Союзов художники давали расписку: «Я, нижеподписавшийся, даю настоящую расписку в том, что без разрешения тов.Дзержинского (председателя Комиссии по организации похорон — Н.А.) выполненную мной работу по зарисовке тела В.И.Ленина (Ульянова) никому не покажу, не сдам в печать».

Архивные документы позволяют точно установить тех, кто в траурные дни работал по заказу Комиссии. Среди допущенных были «художники: тт. Радимов («Красная Нива»), Киселис («Рабочая газета»), Львов (Общество старых большевиков), Амтер и Тоот (коммунистические партии других стран), а также: тт.Афанасьев, Кацман, Петров-Водкин, Малютин, Юон; скульпторы: Шадр, Гинзбург; граверы: Ксидмас, Кравченко. Были сделаны различные зарисовки: тт.Пшеничниковым, Мешковым, Яковлевым, Сухотиной, Гореловым».

Слайд 27 С началом Великой Отечественной войны голосом советского Информбюро

1941 года зачитал в эфире Всесоюзного радио сообщение о нападении

фашистской Германии на СССР. Еще в 1934 году, услышав его в эфире, Сталин сказал, что только «этот голос» должен читать доклады Съездов партии. А. Гитлер назвал Юрия Левитана своим «врагом номер один» (под «номером два» в списке Гитлера значился Сталин). Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого была назначена награда в 100 тысяч (согласно другим источникам – в 250 тысяч) марок. Поэтому, во время войны Юрия Левитана оберегали на государственном уровне. Подсчитано, что за годы войны Юрий Левитан озвучил около 2000 сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений. Записи из студии не велись — только прямые эфиры.

Создание

Композицию «Рабочий и колхозница» сделали специально ко Всемирной выставке искусств и техники 1937 года, которая проходила в Париже. Учитывая настороженное отношение мира к СССР, советское правительство ставило задачу наиболее выгодно и ярко показать страну.

Памятник был идеологической и композиционной доминантой советского павильона. 25-метровую скульптуру установили на 34-метровом постаменте прямо напротив павильона Германии с фашистским орлом на крыше.


Фото: Public Domain

У «Рабочего и колхозницы» два автора: советский архитектор, автор «сталинских высоток» Борис Иофан придумал концепцию и создал набросок памятника, а скульптор Вера Мухина воплотила его в пластической форме.

Иофан вдохновлялся двумя историческими примерами. Это, прежде всего, древнегреческая статуя «Тираноборцы», изображающая Гармодия и Аристогитона: две фигуры, в развороте спиной друг к другу, стоят, выставив одну ногу вперёд и подняв руку с мечом. Вторая классическая статуя, повлиявшая на замысел Иофана, — Ника Самофракийская, древнегреческая мраморная скульптура, «шагающая» вперёд в стремительном порыве.

Наш лозунг – Всемирный Советский Союз

Официальной идеологией Советский Союз представлялся центром мира, источником обновления всей человеческой истории. « Начинается земля, как известно, от Кремля», – учили все советские дети, убежденные в том, что живут в лучшей стране мира. В воспитании « нового человека» огромную роль играла полнейшая изоляция от реальной жизни остального мира, все сведения о ней советские люди получали только из советских средств массовой информации. В Страну Советов могли приехать только друзья, настроенные лояльно к существующему в СССР режиму. Среди них были писатели Г. Уэллс, Р. Роллан, Л. Фейхтвангер, художник П. Пикассо, певцы П. Робсон, Д. Рид. Искусство большевистской манипуляции народом было в том, что « простого советского человека» возмущала несправедливость к людям везде, только в своей стране он ее не замечал. Он готов был кинуться на защиту негров Америки, шахтеров Англии, республиканцев Испании. Это называлось интернационализмом

Воспитание нового поколения в духе интернационализма было важной задачей, которая ставилась перед социалистической пропагандой. С 1919 по 1943 г

существовал Коммунистический интернационал (3-й Интернационал) – международная организация, объединявшая компартии различных стран и служившая при Сталине проводником интересов СССР. Частью этой организации был Коммунистический интернационал молодежи (КИМ). А в 1922 г. при Коминтерне была создана Международная организация помощи борцам революции (МОПР), которая оказывала материальную и моральную помощь политическим заключенным на Западе, готовила кадры для будущей революции и построения мирового социализма.

Во все время своего существования советская власть выделяла громадные финансовые ресурсы для поддержки « братских коммунистических партий» за рубежом, а лидеры государства публично демонстрировали дружеские отношения с главами социалистических стран (Ф. Кастро, М. Цзэдуном и др.) и руководителями компартий (Л. Корваланом, Б. Кармалем и др.).

Идеи интернационализма, дружбы и взаимопомощи между « братскими народами», то есть теми, кто хотя бы формально принимал социалистическую идеологию, находили воплощение в плакатах и лозунгах, с которыми проходили колонны демонстрантов, в песнях и кинофильмах. Идеями интернационализма были проникнуты молодежные фестивали (1957 г.) и олимпийские игры (1980 г.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: