Реализм в живописи кратко

Реализм в живописи

Реализм 20-го века

После ужасающих войн, мировой депрессии, испытания ядерного оружия и других событий, у реалистов 20-го века не было недостатка сюжетов и идей. В самом деле, современный реализм проявился в самых разнообразных формах, образах и школах, оказав влияние не только на живопись, но и на другие направления искусства.

Веризм (1890–1900)

Этот итальянский термин подразумевает экстремальный реализм, распространенный в Италии.

Сильвестро Лега на берегу моря

Прецизионизм (1920-е годы)

Движение, зародившееся в Америке. Энтузиасты прецизионизма рисовали сцены из городской и промышленной среды, в манере футуризма. В числе видных мастеров стоит выделить Чарльза Шилера, Джорджию О’Киф и Чарльза Демута.

Социальный реализм (1920–1930)

Художники жанра «социальный реализм» описывали сцены из жизни американцев, во время великой депрессии и концентрировался на рядовых вопросах и сложностях повседневности.

Соцреализм в России (1925–1935)

Вид общественного искусства, утвержденного Сталиным во время индустриализации страны. Соцреализм прославлял нового человека и работника в виде колоссальных фресок, плакатов и других форм искусства.

Сюрреализм (1920–1930)

Мягкая конструкция. Дали.

Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Сюрреалисты, чьи идеи первоначально основывались на работах Зигмунда Фрейда, стремились освободить творческий потенциал бессознательного ума. Существует два основных типа сюрреалистического искусства — Фантезийный (художникам этого направления можно отнести  Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Несмотря на всю странность и относительно короткий пик популярности, стиль оказывает устойчивое влияние и на текущий день. Стоит отметить и магический реализм, сочетающий в себе образы повседневной реальности и фантазий.

Синий 2. Миро.

Американская живопись и регионализм (1925–1945)

Многие художники, в том числе Грант Вуд (автор популярной Американской готики, написанной в этом жанре), Джон Стюарт Карри, Томас Харт Бентон, Эндрю Уайет, и другие художники, стремились охватить специфические образы присущие Америке.

Американская готика

Фотореализм (1960–1970)

Витрина в стиле фотореализм. Эстес.

Фотореализм появился в конце 1960-х годов, когда некоторые картины стали почти идентичны фотографиям. Объектами направления являются банальные и не интересные предметы, виртуозно изображаемые художником. Одним из первых художников жанра был Ричард Эстес. Его работы поражают и дают представления об этом движении.

Работа Ричарда Эстеса

Гиперреализм

В начале 1970-х возникает радикальная форма реалистического искусства, известная также под названиями «супер-реализм» и «гиперреализм».

Другие направления

Безусловно, это не все стили и подвиды реализма, так как существует огромное количество поджанров, опирающихся, в том числе на традиции и культуру определенной местности.

Частые вопросы

Для кого подходят курсы?

В нашей онлайн школе Вы сможете найти курсы для всех желающих! Мы удволетворим потребности как самых маленьких художников так и людей с опытом. Курсы начинаются для детей возраста 4+ где разбираются самые простые и понятные вещи в процессе работы, а для самых взрослых и требовательных художников есть курсы на разные техники и материалы!

Как проходит обучение?

Весь процесс обучения проходит онлайн в формате видео уроков. Вы смотрите урок и повторяете за преподавателем, выполняя все задания, по окончанию урока присылаете готовую работу на проверку и получаете обратную связь!

Как получить доступ к курсам?

Выбирайте любой курс, оплачивайте и на указанные Вами контактные данные придет доступ на образовательную платформу, где в личном кабинете будут доступны все уроки курса!

Какой у Вас опыт?

Мы не просто онлайн школа, созданная только для обучения в интернете. Художественная школа «Империя Пикчер» — существует в Краснодаре где открыто 6 филиалов в которых на очной форме обучения, учится более 500 детей, так что опыта у нас хватает!

Сколько стоит?

Стоимость онлайн курсов начинается от 490 рублей, более конкретную цену можно посмотреть на детальной странице каждого курса!

Реализм

В XVIII-XIX вв. в большинстве стран Европы происходит скачок в развитии науки и техники. С индустриальной культурой неразрывно связаны и новые стили архитектуры и живописи. В эпоху Ренессанса уже проявлял себя «идеализирующий реализм», воспевающий человека, но здесь в это время он стал главенствующим и настоящим.

Художники стремятся к максимальной объективности, историческому отражению действительности. Картины заговорили честным, ясным и твердым языком, рассказывая всю правду жизни. Изображались не только счастливые факты бытия, но и трагические события, развенчивающие иллюзии и мечты человека.

И. Репин. Бурлаки на Волге

Авторы и выдающиеся работы

Гюстав Курбе (1819-1877)

Создатель этого движения, в дополнение к его наиболее признанным работам «Камнелом» и «Молодые дамы деревни», есть еще один пионер под названием «Погребение в Орнане»..

Но когда эта работа и «Мастерская художника» были отклонены жюри Всемирной парижской выставки в 1855 году, он снял их и основал свой павильон реализма..

Жан-Франсуа Милле (1814-1875)

Он писал сцены сельской жизни, такие как «Стрижка овец под деревом». Таким образом он воздал должное французскому населению, которое мигрировало из сельской местности в промышленно развитые города..

Еще одна из его работ — «The Gleaners», которая показывает сельскую бедность того времени. А в «Женщина с Райкой» она дает своим фигурам скульптурное присутствие, похожее на искусство Микеланджело и Николя Пуссена.

Оноре Домье (1808-1879)

Этот художник выделяется для иллюстрации социально-экономических различий в городской местности. Это делается через опыт поездок на поезде в купе первого, второго и третьего класса.

В «Первоклассном экипаже» нет физического контакта между четырьмя фигурами. В «Карете третьего класса» толпа мужчин и женщин. Подчеркивая среди них молодую мать и ее спящего ребенка, показывающие ежедневные трудности, казалось бы, семьи без отца.

Домье также преуспел в графических работах для таких журналов, как «La Caricature» и «Le Charivari». В них высмеивают нравы буржуазии и чиновников.

Она также известна как «Рю Транснонайн», опубликованная 15 апреля 1834 года в журнале «Ассоциация Менсюэль». Там демонстрируется насильственное подавление демонстрации рабочих. Хотя Домье не присутствовал, ему удается описать жестокость правительства Луи-Филиппа.

За пределами Франции вы можете упомянуть:

Англия

У этого есть группа художников Прерафаэлитового Братства и тех из Форда Мэдокса Брауна. Те из Newlyn школы также признаны реалистичными (7).

О реализме и реалистичной живописи

На просторах интернета можно встретить статьи, где реализм в живописи и реалистичную живопись преподносят как синонимы. Однако это два разных понятия, которые имеют общие черты.

Реализм – направление в изобразительном искусстве, сформировавшееся в 18 веке, критерием которого является не только живописность, но также изображение того, что мы в действительности видим или могли бы увидеть. В этой связи, если взять, например, работы Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, то они не имеют отношения к реализму как к стилю, но в то же время являются реалистичными в плане живописи. А самые выдающиеся произведения этих великих мастеров можно даже назвать гиперреалистичными. Не даром говорят, что художники эпохи Высокого Возрождения победили и превзошли саму природу.

Именно к такой живописи мы стремимся, поэтому, в отличие от традиционных методик, учим работать в пространстве и с пространством – в иллюзии воздушной перспективы, которая создается при подготовке полотна, и которую мы удерживаем до самого конца. Таким образом, отпадают усложняющие работу и ограничивающие возможности художника смешивание красок на палитре, подмалёвок и акцент на цвет. Подробнее о том, как работать в воздушной перспективе и создавать реалистичную живопись без грубых следов кисти, с плавными тональными переходами, глубинным пространством и внутренним свечением рассказывается в этой книге.

Русские идеологи

Это течение приобрело различные формы и знаменитых последователей. Главным представителем реализма, который находился у его истоков, был Александр Сергеевич Пушкин. Именно он впервые начал писать о крестьянских судьбах, жизни различных сословий.

Пушкин стал революционером. Он преобразил собой некогда отстающую литературу. После Александра Сергеевича был Гоголь, сочетавший мистицизм и критический реализм с большим умением. Благодаря этим двум видным литературным фигурам появилось целое направление под названием “Натуральная школа”.

На мировую сцену вышли два самых известных представителя данного стиля. Лев Николаевич Толстой, который прославил свое имя остросоциальными романами, и Федор Михайлович Достоевский с психологическими драмами. Последним восхищался Ницше, создав модель «сверхчеловека» под впечатлением от произведения «Братья Карамазовы».

Оба писателя делали акцент на уникальности человеческой души. Они искали причины поступков собственных героев, и с особым эстетизмом изображали их.

Последними реалистами в России можно назвать Бунина и Куприна. После них, на смену им, пришел социальный реализм. Наступила новая эпоха. На Западе стиль развивался и дальше. Он подвергался влиянию других течений, видоизменялся.

Русская литература

В начале девятнадцатого века кризис переживали Просвещение и Романтизм. Субъективность быстро уходила из моды. Реальность интересовала все больше молодое поколение представителей искусства.

Только после выступления рабочего класса писатели задумались о его жизни. Они начинают критиковать и глубоко возмущаться крепостными законами и вместе с тем восхвалять стойкость человеческой души, которая не согнулась под тяжестью жизненного бремени.

Главными героями становятся обычные люди из низших социальных слоев. Им не обязательно обладать лишь положительными качествами. Реалисты допускают, что в человеке есть не только добродетель, но и пороки.

Ссылки

  1. Musée d’Orsay. (2006). «Реализм». Получено 30 мая 2018 г. с сайта musee-orsay.fr.
  2. Росс Финоккио. (Октябрь 2004 г.). «Французский реализм XIX века». Отдел европейской живописи, Музей искусств Метрополитен. Получено 30 мая 2018 г. с сайта metmuseum.org.
  3. Musée d’Orsay. (2006). «Реализм». Получено 30 мая 2018 г. с сайта musee-orsay.fr.
  4. Определите это искусство. «Движение искусства реализма» в разделе «Движения и стили в искусстве». Получено 30 мая 2018 г. с сайта identifythisart.com.
  5. Художественная история, Moderns Art Insight. «Реализм». Получено 30 мая 2018 г. с сайта theartstory.org.
  6. Хоакин Ярса Луасес. (15 февраля 2012 г.) «Реализм и английский прерафаэлит» в истории искусства. Встреча Кастилии и Леона. Получено 30 мая 2018 г. с веб-сайта web.archive.org.
  7. Донна Кэмпбелл (Пересмотрено). «Реализм (конец 1800-х — начало 1900-х годов)» из «Новой книги знаний». Сколастическое искусство.

Виды

Реализм в искусстве также делился на отдельные виды, определяемые темами, изобразительными приемами и персонажами.

Социалистический

Социалистический реализм как стиль в искусстве был утвержден на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей, состоявшемся в 1934. Перед писателями и художниками была поставлена ​​задача воспитывать людей в духе социалистической идеологии через правдивое и конкретное изображение действительности.

На том же съезде были провозглашены принципы социалистического реализма:

  • национальность,
  • правда жизни,
  • быть предвзятым,
  • конкретность,
  • критический реализм,
  • социалистический гуманизм.

Произведения социалистического реализма должны быть наполнены жизнеутверждающим пафосом.

Наиболее заметные и известные полотна, выполненные в стиле соцреализма:

  • Митрофан Греков. Трубачи 1-й Конной армии, 1934 г
  • «Ленин в Смольном» (1930) Исаака Бродского
  • «Оборона Севастополя» (1942) А. Дейнека

На полотнах, написанных в стиле социалистического художественного реализма, преобладают яркие краски. Художники были обязаны показать прекрасный дар советского народа.

Критический реализм

Критический реализм был назван потому, что живописцы и писатели в начальной фазе его становления изображали действительность с негативных позиций, рассказывая о том, как тяжела жизнь простых людей. Критический реализм в литературе представляли Оноре де Бальзак, Джордж Элиот, Чарльз Диккенс, Генрих Гейне.

Из художников представителями критического реализма были:

  • Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция),
  • А. Менцель и М. Либерман (Германия),
  • М. Мункачи (Венгрия);
  • В.Г. Перов, Н.Ге, Крамской (Россия).

Просветительский

Просветительский реализм — самая ранняя ветвь реализма. Он возник в 8 веке. Идеологами просветительского реализма были Д. Дидро, П. Бомарше, Г. Лессинг, И.-В. Гете, Д. Дефо, Д. Фонвизин

Суть этого направления заключается в том, что авторы делили поступки людей и явления общественной жизни на разумные и не очень разумные. Исходя из такой классификации, все положительные герои обладали глубоким умом, талантами и были образованны. А отрицательные воплощали варварские черты, неразумность, отсталость. Основоположники просветительского реализма приближали искусство к современной жизни своего времени, говорили и писали о том, что волновало их современников.

Просветительский реализм в живописи нашел отражение в творчестве У. Хогарта и Дж. Б. Шардена.

Классический

Классический реализм возник в 20 в. В нем сочетаются элементы неоклассицизма и реализма, присущие XIX веку. Стиль высоко ценит мастерство и красоту изображенных фигур.

Его последователи рассматривают мир как единый, живой организм, в котором все связано друг с другом, и состояние одного из элементов влияет на состояние другого. Классический реализм впитал в себя традиции классицизма, реализма и импрессионизма. Это все-таки художественный реализм, так как изображаемые предметы и явления основаны на представлениях создателя арт-объекта.

Классические художники избегают использования фотографий и других средств механического изображения. Они используют приемы, введенные в живописи импрессионистами и живописцами академической школы.

Магический

Магический реализм, также известный как мистический, представляет собой симбиоз реальности и сверхъестественного. Например, в литературе это произведение Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Основные черты этого стиля:

  • Контраст между прошлым и настоящим, конфликт между астральным миром и физическим, взаимодействие реальных героев друг с другом.
  • Потусторонние явления не поняты, не объяснены, но и не оспорены автором.
  • Наличие в произведении мистических образов и магических символов.

Наиболее значительными художниками в этом стиле являются Эндрю Уайет, Марк Шагал, Рене Магритт.

Основные признаки и особенности

Основными признаками, которые отличают реализм от прочих литературных направлений, являются:

Объективное и правдивое отображение окружающего мира

Соблюдение принципов народности (произведение должно быть доступно для понимания широкими массами), историзма (произведение отображает конкретные исторические события, эпохи, социум), психологизма (большое внимание уделяется внутреннему миру реалистического персонажа). Внимание к деталям (типизация человеческих характеров происходит с помощью правдивости отдельных деталей бытования персонажей)

Изображение простых людей (и влияние исторических событий на их быт, психологию, взаимоотношения и т.д.).

Философия реализма носит название «Tab­u­la rasa» (чистая доска). Это гностическая теория о том, что человек рождается без предопределения и набора каких-то качеств. Он – чистый лист, который заполняют многие факторы влияния: семья, окружение, среда и т.д. Изначально все мы – никто, и сделать из нас можно, кого угодно.

Соответственно, основы реализма зиждутся на том, что условия и обстоятельства жизни людей приобретают особенное значение. Они заменили реалистам таинственные силы рока, которые ранее бросали человекоподобную марионетку в неведомую простому смертному игру страстей. Теперь то, кто мы есть, обусловлено не предопределением и судьбой, а тем, как и с кем мы росли.

Реализм в литературе имеет ряд особенностей:

  • Авторское видение окружающей действительности. В реалистическом произведении изображаются общественные проблемы, которые кажутся для писателя наиболее животрепещущими, актуальными.
  • Детали отображают эпоху написания произведения.
  • Обращение к реальным историческим личностям, историческим темам.
  • Типичные ситуации в произведениях. Чаще всего это любовные конфликты или столкновение интересов — идей, сословий, поколений.
  • В рамках романтизма появляются новые образы персонажей: например, «лишний человек» (таковыми являются Печорин, Обломов, Евгений Онегин), «маленький человек» (Акакий Акакиевич Башмачкин, Макар Девушкин).
  • Зачастую писателями-реалистами используются приемы психологизма (портрет, пейзаж, психологический параллелизм, речь героя, сны, монолог, письма и т.д.) для того, чтобы раскрыть внутренний мир своего героя.

Основные литературные жанры реализма — это роман, рассказ и повесть. В социалистическом реализме можно встретить также фельетон, памфлет и пр.

Реальность объективна!

Конечно, можно возразить, сказав, что реальность субъективна, и каждый воспринимает её по-своему. Например, художник-абстракционист может сказать: «Я так вижу!», и будет по-своему прав. Однако существует конкретный критерий, благодаря которому реалистичная живопись воспринимается достаточно однозначно. 

Этот критерий называется воздушная перспектива. К нему можно всегда обратиться, когда необходимо дать оценку тому, насколько натуралистично выглядит изображённая на живописном полотне картинка. Воздух – естественная среда обитания человека и других живых организмов, а значит он наиболее объективно даёт представление о действительности – о кажущейся поначалу расплывчатой и неуловимой реальности.

Подробное описание стиля

Новый по содержанию и идейной направленности стиль проник в живопись 40-х годах XIX столетия. Его родиной стала Франция. Стремление творческих людей переосмыслить действительность, в которой они живут, говорить о ней, затронула все сферы жизни существовавшего в тот период общества.

Это был век стремительных изменений во всех сферах жизни и послуживших толчком для становления нового, реалистического стиля в искусстве. На становление реализма в живописи оказало свое влияние и возникновение фотографии, породившей новый вид искусства. Термин «реализм», как название нового стиля, дал литературный критик Шанфлёри в 50-е годы того же столетия. Художник Курбе так определил для себя задачу, которую ставит реализм перед искусством: «Запечатлеть нравы, идеи и облик эпохи, согласно моей оценке».

Реализм XIX века не ставил ограничений ни в выразительных средствах, ни в тематике. Живописцы имели возможность изображать все, что видели вокруг себя. Но наибольший интерес представляли картины, написанные на злободневные темы.

Из Франции стиль охватил другие страны, где он приобрел основные черты:

  • в России — передвижничество;
  • в Италии — стиль получил название веризма маккьяйоли,
  • в Австралии — Гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. Маккаббин),
  • в США — Школа мусорного ведра (Э. Хоппер).

В противовес грубой и рационалистичной живописи в начале ХХ века возникла живопись экспрессивная. Последователи экспрессионизма стремились передать эмоциональное, чувственное восприятие. И поскольку это течение в искусстве возникло в период первой мировой войны, то преобладающей эмоцией стали боль, крик, отчаяние, страх.

Где грань?

Великие реалисты – всегда «недореалисты». И сейчас, и ранее. Прелесть есть только в том реалистичном полотне, в котором помимо «копипаста» есть что-то еще, в первую очередь – видение автора и возможность для зрительского сотворчества. И именно на этом этапе реализм уже перестает быть реализмом как таковым и начинает представлять интерес для современного зрителя, пресыщенного фотографией.

Написать портрет «так, чтобы было похоже» –  это еще не искусство. Искусство – написать его так, чтобы изобразить душу, чтобы передать настроение, свое видение, мироощущение. Ведь гораздо интереснее не просто смотреть и видеть сходство, а искать сокрытые смыслы и пытаться вникнуть в художественный замысел!

Гиперреализм. Грегори Тилкер, Под безрассудным небом Рене Магритт, Чувствительная струна
Корнелис Норбертус Гисбрехтс. Тромплей с мандолиной, нотной тетрадью и другими предметами Пабло Пикассо. Гитара и скрипка

Книга для тех, кто хочет лучше понимать искусство:

«Пойми, почему это шедевр», Франсуаза Барб-Галль

Ренессанс

Определить стиль живописи эпохи итальянского Возрождения наверное, проще всего. Обращение к античности, восхваление человеческого тела как идеала мироздания, тщательная проработка всех деталей, точное следование греческим канонам красоты – все это сделало ренессанс с одной стороны очень реальным, с другой – чем-то фантастически прекрасным. Художники не отказывались от превосходства церкви, но говорили о том, что высшим творением Бога является человек. Они прославляли его физическую красоту, утверждали его право на свободу, гармонию и счастье.

Среди мастеров практически всем людям известны имена Л. да Винчи, Р. Санти, Микеланджело, Тициана.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Академизм (фр. аcademisme — традиционность)

Академизм фактически вырос из классицизма и пошел еще дальше в плане идеализации и шлифовки окружающего мира.

Русские академисты предпочитали создавать парадные портреты, картины на религиозные темы или салонные пейзажи. Часто для этих работ характерны изобилие фигур и планов, метафоричность сюжета, пышность и торжественность обстановки при высочайшем мастерстве исполнения. Среди русских художников назовем А. Иванова, К. Брюллова, Л. Лагорио, А. Харламова, Н. Чернецова, К. Крыжицкого и других. Некоторые из них даже в строгих рамках академизма умудрялись создать нечто оригинальное. Например, Г. Семирадский создал атмосферный античный жанр, перенеся античных героев на плэнер.

Параллельно с академизмом возник и так называемый салонный академизм. Сторонники этого направления также виртуозно владели всеми техниками академической школы, но часто создавали сюжеты с поверхностным замыслом или копировали свои удачные произведения, чтобы удовлетворить большой спрос аристократов на картины для украшения их интерьеров. Часто такие картины рисовались наспех и приносили большие доходы. Например, Ю. Клевер во многих случаях только дорисовывал картины своих помощников, Г. Семирадский собирал картины из отдельных фигур словно конструктор, а К. Маковский мог нарисовать картину за один раз. При этом все они имели прекрасный доход, а К. Маковский и вовсе считался одним из самых высокооплачиваемых живописцев эпохи.

Примеры картин известных русских художников в стиле академизма

Картина А. Иванова «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.

Картина Л. Лагорио «Лафотенский остров». 1895 г.

Картина Г. Семирадского «Танец среди мечей».

Картина К. Маковского «Счастливая Аркадия».

Картина Ю. Клевера «Зимний пейзаж». 1914 г.

Примеры реалистических произведений в русской и зарубежной литературе

Всех писателей и поэтов, произведения которых можно отнести к реализму, не перечислить. Самих творений еще больше. Приведу лишь небольшой список:

  • «Человеческая комедия», «Шагреневая кожа», «Папаша Горио» (Оноре де Бальзак);
  • «Красное и черное» (Стендаль);
  • «Приключения Оливера Твиста» (Чарлз Диккенс);
  • «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера;
  • «Мартен Иден» и другие произведения Джека Лондона;
  • «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина» А.С. Пушкина;
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
  • «Ревизор», «Шинель» и другие произведения Н.В. Гоголя;
  • «Обломов» И.А. Гончарова;
  • «Бедные люди», «Белые ночи», «Идиот» и другие работы Ф.М. Достоевского;
  • «Анна Каренина», «Война и мир» и другие творения Л.Н. Толстого.

Реалистическому направлению принадлежат также рассказы и повести А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко и других известных литераторов 19-20 веков.

Реализм – масштабное и огромное по своему весу явление в искусстве и литературе. К нему относятся творения большинства известных русских писателей, драматургов и даже поэтов 19 века. Для этого литературного направления характерны правдивость, психологизм, типизация, демократизм и многие другие черты.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы. Персонажи романа типические.

Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были — яркими и, главное, противоречивыми.

Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся всё более живыми и близкими к реальным людям.

Таким образом, реализм – это направление в литературе и искусстве, которое воспроизводит действительность в её типических чертах. Реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

  • Горнфельд А. А. Реализм, в литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
  • Кулешов В. И. «История русской критики XVIII—XIX веков» Учебное пособие для студентов филологических специальных университетов и педагогических институтов. — М.: «Просвещение», 1972;
  • Белинский В. Г., Взгляд на русскую литературу 1846, «Современник», 1847, т. I (Натуральная школа в русской литературе), перепеч. в «Полном собр. сочин. В. Г. Белинского», т. X, СПБ, 1914.

Символизм

Если пытаться расставить стили живописи в хронологическом порядке, в большинстве случаев культурологи отведут место символизму в XIX веке. Но правильнее будет сказать, что в это время просто возросла его роль. Если говорить о символах, ими прекрасно владели и нидерландские художники XV века (И. Босх, В. Эйк), французские живописцы XVI-XVIII вв. (Ф. Дюбуа, У. Блейк), даже итальянцы эпохи Возрождения.

Символисты ищут в обычных вещах знаки Мироздания и Судьбы. Они еще более, чем романтики, обращены к бесконечности бытия, к запредельной Вселенной. Они верят в то, что во всем есть скрытые знаки, и необходимо просто учиться их распознавать.

А. Беклин. Остров мертвых

Суровый стиль на смену соцреализму

Искусство 1960-1980-х гг. является новым этапом. Идёт разработка нового «сурового стиля», задача которого состояла в воссоздании действительности без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности и губительно влияет на творческие проявления. Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. Художниками этого стиля воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. «Суровый стиль» был определённым шагом к демократизации общества. Главным жанром, к котором работали приверженцы стиля стал портрет, также развивается групповой портрет, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Яркими представителями этого периода в контексте развития «сурового стиля» стал В.Е. Попков, писавший множество автопортретов-картин, В.И. Иванов сторонник группового портрета, Г.М. Коржев, создававший исторические полотна. Раскрытие сути «сурового стиля» можно увидеть в картине «Геологи» П.Ф. Никонова, «Полярники» А.А. и П.А. Смолиных, «Шинели отца» В.Е. Попкова. В жанре пейзажа появляется интерес к северной природе.

Геологи. П.Ф. Никонов. 1962

Полярники. Братья Смолины. 1961

Реализм в русском искусстве XIX века

На рубеже веков повседневная жизнь стала популярной в русской живописи. Одним из первых обратился к нему А.Г. Венецианов (1780-1847), картины крестьянского быта которого отмечены отпечатком сентиментальности («На пашне. Весна», «На жатве. Лето»).

Одним из ярких представителей жанра живописи был П. А. Федотов (1815-1852). Он стал основоположником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. В серии карикатур, акварельных батальных сцен, карандашных набросков, портретов П.А. Федотова в середине 1940-х он сформулировал программу критического реализма, призванную, прибегая к сатире, осуждать мораль и сочувствовать обездоленным: «Крутой рыцарь» »,« Майор сватовство »,« Опять еще один!».

Произведения А. А. Иванова (1806–1858) сыграли важную роль в развитии русской живописи. Художник, проникнутый верой в пророческую и просветительскую роль искусства, возможность с его помощью преобразить человечество, стремился понять в своем творчестве основные проблемы человеческого существования, предложить философские и более содержательные нравы. Его жизненным делом можно считать картину «Явление Христа народу». История Евангелия была истолкована А.А. Ивановым как подлинно историческое событие, основанное на духовной революции в жизни угнетенного человечества. Художник работал над этим гигантским полотном более 20 лет.

В 1863 году они оставили четырнадцать выпускников Академии художеств в знак протеста против академических догм, поскольку традиционно тема диссертации должна была быть написана на историческую или религиозно-мифологическую тему. В 1863 году для диссертации был предложен скандинавский эпос. Выпускники считали аргументы надуманными и не имели ничего общего с интересующими всех современными проблемами. Под руководством И. Н. Крамского (1837–1887), при участии критика В. В. Стасова и мецената П. М. Третьякова с 1870 г возникло Товарищество передвижных выставок. Диапазон творчества передвижников был необычайно широк: историческая живопись и светская жизнь, портрет, пейзаж. Критический реализм в их творчестве достигает большой глубины психологических обобщений. Художник В.Г. Перов (1833–1882) был автором обличительных жанровых картин, направленных против уродливых явлений действительности («Последний трактир на заставе», «Сельский крестный ход на Пасху»). Пейзаж играет важную роль во многих его картинах. Крупнейшими пейзажистами были А. К. Саврасов (1830–1897), И. И. Шишкин (1832–1898), А. И. Куинджи (1841–1910).

Первая четверть XIX века стала временем развития стиля ампир в архитектуре. В Санкт-Петербурге возводятся великолепные официальные здания и архитектурные комплексы, призванные символизировать процветание и непобедимость Российской Империи. В то время в Москве работали незаурядные архитекторы К.И. Росси, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, О.И. Бове, Д.И. Гиларди.

  • Реализм во Франции

Париж был европейским центром художников-реалистов. Основным определяющим фактором был постулат о демонстрации сцен из повседневной жизни, которые может видеть обычный человек. Реалистичная живопись не пользовалась уважением тогдашней парижской элиты. Честная и конкретная тематика этих произведений, затронувшая чуждые людям высших кругов сферы, была особенно трудна для понимания.

Наиболее значительными представителями были: Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Оноре Домье.

Барбизонская школа

Барбизонская школа действовала с 1830 по 1870 год в городе Барбизон во Франции. Барбизонцы черпали вдохновение для своей работы в первую очередь из мира природы, создавая пейзажи, жанровые сцены и т.д. Их картины обычно хранились в теплых, но приглушенных тонах. Они делают все возможное, чтобы создать соответствующие световые эффекты, такие как солнечный свет, сияющий сквозь ветви.

Наиболее известные ландшафтные архитекторы: Жан Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Жюль Дюпре. В 1960 году в Париже зародилось движение под названием «Новый реализм», участники которого выступали за интеграцию реальной жизни в искусство.


Иван Крамской, Пасечник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: