Детство и юность
Жан Огюст Доминик Энгр появился на свет 29 августа 1780 года в городе Монтобан, Франция. Он был старшим из семи детей в семье признанного художника Жозефа Энгра.
Талант мальчика к творчеству заметил отец, который решил передать сыну мастерство. Жана Огюста с детства учили рисовать, петь и играть на скрипке. Несмотря на то, что в дальнейшем Энгр связал жизнь с живописью, он сохранил любовь к музыке, хоть и не добился в этом такого же успеха, как в художестве.
Жан Огюст Доминик Энгр в молодости. Автопортрет / Domaine de Chantilly
Во время проведения конкурса среди начинающих художников юный Энгр удостоился 1-го места за свой рисунок. Это вдохновило его продолжить образование, и вскоре живописец переехал в Париж, где поступил в Школу искусств. Парню удалось стать любимчиком Жака-Луи Давида, привлекшего его к работе над изображением мадам Рекамье. Именно наставник оказал решающее влияние на формирование стиля портретиста.
Детство и обучение Энгра
Жану Огюсту Доминику Энгру (фр. Jean Auguste Dominique Ingres) здорово повезло с отцом, а вот его матери с мужем – не очень. Жозеф Энгр занимался живописью, гравюрой, музыкой. Причем, по мнению благодарного сына, уже обретшего к тому времени признание, если бы Энгр-старший имел те возможности, которые предоставил своему отпрыску, то стал бы величайшим художником современности. Одно из самых ярких воспоминаний Доминика Энгра о собственном детстве – красный мелок, которым он учился рисовать под руководством отца. А на плечи матери, урожденной Анны Муле, легли все остальные заботы о троих детях.
Личная биография художника
Первой невестой Энгра была Анна-Жюли Форестье, дочь судейского чиновника. Сохранился рисунок, на котором Энгр-художник изобразил семейство своей возлюбленной. Светлый, легкий, радостный набросок – это всё, что осталось от помолвки. Когда Энгр стажировался в Италии, родители девушки настояли на расторжении обручения. Они сочли, что этот неистовый живописец – не лучшая партия, да и сам Энгр под жарким итальянским солнцем охладел к невесте.
О том, что с будущей женой Энгра познакомила супруга служившего в Риме французского чиновника, известно всем. На самом деле ситуация была более пикантной: Энгр был влюблен в эту женщину, и она, желая его утешить, свела художника со своей кузиной, внешне очень похожей на нее. Сначала молодые переписывались, потом встретились, а в 1813 году Жан Огюст Доминик Энгр, художник, женился на Мадлен Шапель, модистке. Брак оказался удачным, они были очень счастливы. Совпали их взгляды на жизнь, чувственный темперамент, взаимопонимание в быту. Мадлен отлично уживалась с непростым характером Энгра. Семейную жизнь омрачила лишь смерть ребенка – через год после свадьбы у них родился малыш, который сразу же умер. Больше детей у Энгра не было.
В 1820 году скульптор Лоренцо Бартолини пригласил Энгра с супругой погостить к себе во Флоренцию. Художник принял приглашение, но через несколько месяцев они с женой покинули роскошный особняк практически со скандалом. Причина? То ли зависть всё ещё не вполне оцененного художника к обласканному публикой скульптору, то ли ревность. Да-да, есть версия, что Энгр приревновал жену к Бартолини.
Детство и юность
Жан Огюст Доминик Энгр появился на свет 29 августа 1780 года в городе Монтобан, Франция. Он был старшим из семи детей в семье признанного художника Жозефа Энгра.
Талант мальчика к творчеству заметил отец, который решил передать сыну мастерство. Жана Огюста с детства учили рисовать, петь и играть на скрипке. Несмотря на то, что в дальнейшем Энгр связал жизнь с живописью, он сохранил любовь к музыке, хоть и не добился в этом такого же успеха, как в художестве.
Начиная с 6 лет мальчик посещал братскую христианскую школу, но образование пришлось прервать из-за Французской революции. Тогда отец решил отправить сына в художественную академию в Тулузе. Наставником юноши стал Гийом-Жозеф Рок, который обучил его писать портреты с натуры и привил любовь к творчеству Рафаэля Санти.
Во время проведения конкурса среди начинающих художников юный Энгр удостоился 1-го места за свой рисунок. Это вдохновило его продолжить образование, и вскоре живописец переехал в Париж, где поступил в Школу искусств. Парню удалось стать любимчиком Жака-Луи Давида, привлекшего его к работе над изображением мадам Рекамье. Именно наставник оказал решающее влияние на формирование стиля портретиста.
Самые известные картины Жана Энгра
Картины Жана Энгра отличаются виртуозным исполнением и выверенной композицией. Сам живописец превыше всего ставил исторический жанр и воспевал красоту обнаженного женского тела. Современные искусствоведы больше ценят его портреты, позволяющие лучшие узнать ушедшую эпоху. Вот самые значимые произведения Энгра:
На сайте Very Important Lot можно найти работы старых мастеров, выполненные в стиле неоклассицизма и других направлений. Произведения искусства удобно приобретать на аукционах, которые регулярно проходят на нашем сайте. Здесь же можно недорого купить картины, графику, скульптуры напрямую у современных художников.
Жан Огюст Доминик Энгр с детства знал, что найдет призвание в искусстве. Неповторимый стиль и манера живописи сделали его признанным художником эпохи неоклассицизма.
Сюжет
В течение долгих столетий Жанна д’Арк и ее история, полная домыслов, вдохновляли художников, работавших в разных жанрах, на всевозможные интерпретации. Однако Энгр был, пожалуй, первым, кто представил Орлеанскую деву святой. В 1920 году она и правда будет канонизирована католической церковью. Но в 1854-м, когда было написано полотно, Энгр никак не мог этого предвидеть.
Между тем Жанна д’Арк, закатившая к небу глаза, выглядит как классическая мученица, которая, веря в бога, пережила невозможное. Жанна смотрит на небо, убежденная, что военные успехи французов — заслуга бога, а не ее или короля.
Полотно. (wikipedia.org)
Главную героиню Энгр писал, собирая по частям. Сначала — с обнаженной модели, затем были добавлены одежда и доспехи. И, конечно, в ее лице читаются образы Мадонн, написанных в эпоху Кватроченто.
Выбор темы не случаен. Энгр был обеспокоен состоянием французского общества после потрясений 1848 года. Жанна д’Арк как средневековая икона политической лояльности и религиозной верности должна была призывать к национальному единству.
Античные мотивы
Картина Энгра «Апофеоз Гомера» была написана в 1827 году. Художнику было поручено украсить потолок в Лувре, чтобы совпасть с открытием Музея, который был призван продемонстрировать культурное превосходство Франции и тем самым укрепить легитимность своего монарха. Критически важным для этого было создание континуума, который простирался от древнего мира до современной Франции, и, таким образом, эта картина стала проектом политической и культурной легитимации.
Художник чтит Гомера как создателя западной цивилизации. Он сидит в центре композиции, увенчанный лавровым венком Ники, богини победы, и в окружении олицетворений его двух шедевров, «Илиады» (слева, меч, лежащий рядом с ней) и «Одиссея» (справа, весло прислонилось к его ноге). Гомер окружен более чем 40 фигурами западного канона, в том числе греческим скульптором Фидиасом (держащим молоток), великими философами Сократом и Платоном (повернутыми друг к другу в диалоге слева от Фидия), Александром Великим (в крайнем правом углу в золотой броне) и других.
Энгр также включил фигуры из последних веков. Под Александром Великим сидит Микеланджело с чертежной доской в руке. Уильям Шекспир стоит рядом с художником Николасом Пуссеном внизу слева, вместе с Моцартом и поэтом Данте. Герой и вдохновитель Энгра, Рафаэль, одет в темную тунику, он соединил руки с греческим художником Апеллесом, и между ними, в основном скрытая фигура с юношеским лицом, предположительно, является портретом самого молодого Жана Огюста. Независимо от того, является ли это автопортретом, художник четко определил свою культурную родословную и подтвердил превосходство классических ценностей.
Слайд 8Первый римский период (1806-1820)Исключительное место в творчестве Энгра занимает картина
«Папа Пий VII в. Сикстинской капелле». Художника увлекла здесь двойная
задача: передать красочное богатство открывшегося ему зрелища и запечатлеть драгоценные росписи Сикстинской капеллы. Действительно, достигнутое ощущение большого пространства и соразмерное расположение в нем многочисленных фигур говорят о значительном успехе мастера. Что же касается колорита, то это одна из самых цельных и сильных вещей Энгра. В ней развернута целая симфония согласованных и в то же время разнообразных золотисто-коричневых и пурпурно-красных тонов — тонов самой капеллы и одежд присутствующих. С бережной точностью воспроизведены большая часть «Страшного суда» Микеланджело, фрески Синьорелли и Боттичелли. Художнику пришлось отступить от истины только в одном — изменить цвет одежды папы на белый, так как он не нашел иного способа сосредоточить яркий свет на его фигуре.
Слайд 6Первый римский период (1806-1820)С приездом в Рим увлечение дорафаэлевским искусством
не ослабело, хотя заметно возрос интерес французского художника к мастерам
Высокого Возрождения. Долгие часы проводит он в станцах Ватикана около фресок Рафаэля, в Сикстинской капелле и церквах Рима перед росписями и скульптурами Микеланджело, усиленно изучает полотна Тициана. Ясность и совершенная гармония рафаэлевского искусства импонировали творческим устремлениям Энгра, а у Тициана он учился тонкости колористических решений. Много рисунков было исполнено им в Риме и с разнообразных памятников античности. Анализируя энгровские произведения, созданные в последующие годы, можно уловить в них следы влияния многих прославленных произведений искусства.
Энгр, Рафаэль и Делакруа
Впоследствии искусствоведы сошлись во мнении, что Энгр-портретист – одна из сильнейших сторон его таланта. Сам же он считал портреты халтурой, ремесленным способом зарабатывать деньги. Всерьез Энгр относился к своим работам на античную и историческую тематику. И очень любил обнаженное женское тело, был его неутомимым певцом.
Говоря про Энгра, обычно вспоминают Делакруа. Противостояние этих титанов, противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности, изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй, их равновеликим по силе талантом.
Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres; родился 29 августа 1780 г. — умер 14 января 1867 г.) — это известный французский художник первой половины XIX столетия, ставший самым выдающимся академистом своего времени. Картины Жана Энгра выполнены в стиле неоклассицизма. Высшим расцветом изобразительного искусства он считал эпоху Итальянского Возрождения и стремился вернуть в живопись былую красоту. В творчестве этого автора оживают эпичные сцены из истории, мифологии и литературы. Не менее высоко ценятся его портреты.
Итальянские приключения и триумф Энгра
Известна легенда о том, как в 1837 году выдержка и спокойствие духа Энгра во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, – словно в то время были способы сбежать от такой напасти. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. В течение нескольких недель студенты и преподаватели не выходили из здания, упорно занимались, по вечерам устраивали музыкальные выступления, а иногда Энгр читал вслух Плутарха… Так эпидемия обошла Академию стороной.
В 1841 году Энгр возвращается в Париж уже навсегда. Встречают его с почетом: банкет на 400 персон, личные аудиенции короля… Более в его таланте не сомневаются, хотя отдельные картины будут подвергать критике, иногда вполне справедливой.
За его жизнь сменилось несколько эпох: Французская революция, правление Наполеона I, Реставрация, Вторая империя… Сквозь все эти вехи Жан Огюст Доминик Энгр прошел, не вовлекаясь в них. Он говорил, что ему совершено безразлично, кто у власти и какая форма правления в стране, главное, чтобы он мог заниматься живописью. Впрочем, он все же придерживался достаточно консервативных взглядов.
Особенности картины
Здесь художник продолжает эту традицию, рисуя фигуру посредством серии извилистых линий, которые подчеркивают мягкие кривые ее тела, а также помещают женщину в богатое пространство, украшенное блестящими тканями и тщательно подробными драгоценностями. Хотя он изобразил тело со скульптурной поверхностью и чистыми линиями, связанными с неоклассицизмом, в этой картине хорошо видны некоторые искажения.
Женщине понадобились бы два или три дополнительных позвонка, чтобы достичь такой драматической, скрученной позы, точно так же ноги фигуры кажутся несоразмерными, левая удлиненна и отличается по размеру в бедре. Результат парадоксален: она поразительно красивая и невероятно странная.
Способность Энгра объединить элементы неоклассической линейности и романтической чувственности, сопротивляясь легкой категоризации, послужила моделью для будущих авангардистов.
Контекст
Из биографии народной героини Энгр выбрал момент триумфа, причем не столько Жанны, сколько Франции. Обеспечив Карлу VII безопасный путь в Реймс, она тем самым проложила ему дорогу к легитимной власти, ведь французский монарх должен короноваться именно в Реймсском соборе. Торжественное миропомазание состоялось 17 июля 1429 года.
«Наполеон на императорском троне», 1806. (wikipedia.org)
Дальнейшие события складывались трагично для Жанны. Осенью следующего года она будет взята в плен и продана англичанам, а затем предана суду и сожжена. К 1453 году, когда в Столетней войне будет, наконец, поставлена точка, имя Жанны еще будет находиться под запретом, а все заслуги припишут Карлу VII.
Слайд 11Пребывание во Флоренции (1820-1824)Приглашенный своим старым другом итальянским скульптором Лорренцо
Бартолини, художник в конце лета 1820 г. переезжает во Флоренцию.
Период наибольшей душевной и творческой близости этих двух художников падает на конец 1820 г., когда Энгр работает над известным портретом своего друга. Этот второй портрет Бартолини существенно отличается от первого, исполненного в 1805 г. Внутреннее горение сменилось спокойствием, неукротимая энергия взгляда — утомленностью и почти равнодушием, и, наконец, главное — ощущение веры и готовность бороться за свои идеалы уступили место чувству самодовольства и даже высокомерия. Теперь перед нами человек, сознающий свою славу и гордящийся своим талантом.
Слайд 13Парижские годы (1824-1834)В конце 1825 г. мастер открыл в Париже
студию для своих учеников. Он становится педагогом, воспитателем нового поколения
художников. Энгр проповедовал культ прекрасного идеала, который представлялся ему неким соединением, построенным на изучении природы, античности и творчества Рафаэля. Мастер внушал своим ученикам, чтобы они избегали несовершенного и стремились к очищенной и возвышенной форме.Постепенно у художника созревает желание покинуть Париж, и его мысли обращаются к Италии. Он просит назначить его директором Французской академии в Риме. Эта просьба была удовлетворена, и в начале декабря Энгр уезжает из Парижа.
«Обет Людовика XIII», 1824
Когда Энгр покинул Париж в 1806 году, он поклялся, что не вернется, пока не станет признанным серьезным и значительным мастером. Эта работа 1824 года способствовала его победоносному возвращению. Монументальная картина более четырех метров в высоту представляет сложную тему, которая объединила исторические и религиозные образы.
Сцена картины Энгра посвящена знаменательному моменту царствования короля Людовика XIII, когда он посвятил Францию Деве Марии. Этот акт отмечался как ежегодный праздник до революции 1789 года, затем, после возвращения Бурбонов на французский престол, он был восстановлен. Это был, таким образом, исторический эпизод с очень специфическим современным смыслом. Картина демонстрирует способность Энгра объединить исторический и современный перевод классической сцены в упрощенную визуальную лексику XIX века.
Повествование потребовало, чтобы Энгр тщательно балансировал композицию между земным царством Людовика XIII и небесной сферой выше. Жан Огюст создал две разные атмосферы, чтобы различать пространства, купая Деву Марию в теплом, идеализированном сиянии, и более конкретно подчеркивая, материальность и текстуры Людовика XIII.
Через год после этого успеха Энгр был награжден орденом Почетного легиона и избран членом Академии.
Живопись
В 1801 году Жан Огюст стал обладателем Римской премии, что дало возможность обучаться во Французской академии в Риме. Но отправиться в итальянскую столицу парень так и не смог из-за нехватки бюджетных средств. Он остался в Париже и некоторое время жил в студии вместе с другими учениками Давида. В это время Энгр изучал творчество других художников и развивал мастерство написания портрета. Картины этого периода поражают точностью передачи деталей и богатством красок. Талант живописца оценил сам Наполеон Бонапарт, который доверил парню написать свой портрет.
Когда средства из бюджета все же были выделены, Жан Огюст отправился в Рим. В эти годы молодой человек продолжил совершенствовать навыки пейзажного и портретного искусства. В картинах прослеживается возрастающее увлечение художника античной мифологией. В итальянской столице живописец впервые начал работать в жанре обнаженной натуры, но старался передавать ее сдержанно и целомудренно. По условиям пребывания в Италии ученики академии должны были отправлять работы в Париж. Изображения Энгра «Эдип и Сфинкс» и «Большая купальщица» были раскритикованы.
Поэтому после завершения учебы Жан Огюст отказался возвращаться обратно в Париж и стал свободным художником в Риме. Мужчина зарабатывал на жизнь написанием графических портретов, выполненных графитным карандашом. Благодаря мастерству и находчивости Энгр прославился как модный живописец. Помимо написания картин, он начал получать заказы на декор интерьеров.
Однако в биографии портретиста наступила черная полоса — умер отец, с которым Жан Огюст не виделся 10 лет. В попытке прийти в себя после утраты мужчина начал проводить больше времени за работой. В этот период были созданы картины «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина». Затем последовала серия изображений, в которых прослеживаются исторические мотивы.
Когда наполеоновская империя пала, французы, проживавшие в Риме, начали покидать город. Заработок художника упал, но он не хотел работать во Франции, где его труды критиковали. Вскоре мужчина получил приглашение переехать во Флоренцию и поселился у своего друга Лоренцо Бартолини. В его особняке Энгр нарисовал графа Н. Д. Гурьева.
Только в 1824 году Жан Огюст начал вновь выставлять картины в парижском салоне. Затем он открыл школу, где обучал молодых художников. Это был период, когда художник мало рисовал и строил карьеру преподавателя искусств. Но после избрания президентом Французской академии он отбыл в Рим, где продолжал творить до 40-х годов 19-го века.
Творчество Энгра
В своём видении классицизма Энгр не разделял ни революционной тенденции своего учителя Давида, ни консерватизма Кановы; его идеал был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.
В числе множества написанных им портретов особенно стоит отметить портреты поставщика императорской армии Филибера Ривьера, его жены и дочери Каролины, из которых более всего известен последний (все три — 1805); портреты Наполеона — первого консула (1803-04) и императора (1806); Луи-Франсуа Бертена (старшего), директора газеты Journal des débats (1832).
Вот почему, несмотря на классическую направленность, его живопись привлекла к себе пристальный интерес импрессионистов (Дега, Ренуара), Сезанна, постимпрессионистов (в особенности, Сёра), Пикассо.
-
Смысл пословицы под лежачий камень вода не течет кратко
-
Атмосфера и гидросфера кратко
-
Дайте словесное описание музыкального образа кармен запишите свои эмоциональные впечатления кратко
-
Типы христианских храмов кратко
- Монтаж симметрирующих муфт кратко
Биография Жана Энгра
Жан Энгр — сын живописца из Тулузы, осевшего в городе Монтобан. Будущий прославленный академист родился 29 августа 1780 г. и стал старшим из троих детей. Учиться рисованию мальчик начал у отца, а продолжил в местной художественной школе. В 17 лет он поступает в парижскую Академию изящных искусств и становится учеником одного из самых ярких представителей классицизма — Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).
В 1806 году состоялась долгожданная поездка в Рим. Жан Энгр полюбил Италию и прожил в ней значительную часть своей жизни: сначала 14 лет в Риме, затем еще четыре года — во Флоренции. Когда оплачиваемая стажировка закончилась, художник не поспешил на родину. Во Франции его ранние работы принимали прохладно, а в Италии не было недостатка в заказчиках. Живописец восхищался шедеврами Рафаэля и создал в этот период многие из своих самых значительных произведений.
Жан Энгр был счастливо женат на Мадлен Шапель и тяжело переживал ее смерть в 1849 году. Спустя некоторое время 71-летний мастер женился повторно на Дельфине Рамель, окружившей его заботой и комфортом. Умер художник 14 января 1867 г. от воспаления легких, прожив 86 лет. Детей у него не было. Все имущество было завещано родному городу Монтобану, где открылся действующий и сейчас Музей Энгра.
- (Frederic Leighton); (Edgar Degas); (Auguste Renoir); (Henri Matisse); (Pablo Picasso) и другие.
Биография Жана Огюста Доминика Энгра
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.
Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида.
В 1806—1820 г.г. учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи.
В 1835 году вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии.
С 1841 года до конца жизни живёт в Париже. Скончался 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
Также он был скрипачом.
Энгр (1780-1867)
Несмотря на то, что живописец считал себя продолжателем традиций и идей Николя Пуссена и Жака-Луи Давида, творчество Энгра оказало влияние на последователей именно благодаря своей самобытности. Этот художник с уважением относился к старым мастерам, твердо придерживаясь академическим веяниям искусства, вопреки набирающего в то время популярность романтического стиля. Восхищаясь работами полотнами и фресками признанных гениев, Энгр считал себя консерватором, нежели новатором. Тем не менее, в наше время существует ряд мнений и концепций, рассматриваемых творчество этого неоклассика как воплощение романтического духа своего времени, а его экспрессивные искажения форм и пространств делают его предшественником современного искусства.
Турецкая баня
Ранние годы
Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на свет в Монтобане (Франция) и был первым из семи детей Жана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Его отец являлся успешным мастером на все руки в мире искусства, создававший картины и скульптуры, а также пробующий себя в музыке. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Благодаря своему отцу, Энгр смолоду принялся за изучение рисования и музыки, создав свою первую работу на гипсе в возрасте девяти лет. С 1786 года художник учился в местной школе, но его обучение было прервано из-за закрытия заведения, связанного с французской революцией.
В 1791 году Джозеф взял своего сына в Тулузу, где последний был зачислен в академию скульптуры и архитектуры. Там Энгр учился у Вигана, Бриана, Рокеса и других известных мастеров. Решающее воздействие на молодого художника оказали работы Рафаэля Санти. Музыкальный талант Энгра был развит скрипачом Леженом, и в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет талантливый юноша был второй скрипкой в городском оркестре Капитолия.
Одалиска и рабыня
Искусство
Стиль Энгра был сформирован в начале жизни и слабо изменялся с течением времени. Уже его ранние рисунки указывают на устойчивый контроль и необыкновенную штриховку. Изначально его картины характеризуются тонкостью, но твердостью контура. Сам живописец говорил: «Рисование – это не только воспроизведение контуров и линий, это также выражение внутренней формы композиции. Посмотрите, что остается от первоначального наброска карандашом в итоге..».
Выбор предмета живописи, зачастую, отражал литературные вкусы творца, которые были весьма ограничены. Энгр читал и перечитывал Гомера, Вергилия, Плутарха и Данте. На протяжении всей жизни он вновь и вновь возвращался к своим любимым темам, изображая их различные версии и композиции. Кроме того, художник не разделял стремления к созданию батальных сцен, предпочитая изображать моменты откровений или интимные сюжеты.
Наследие
Энгр считался хорошим учителем и был любим своими учениками. Вероятно, наиболее известным их них является Шассерио, начавший обучения в раннем возрасте. Жан-Огюст-Доминик считал его вернейшим своим учеником. Но повлияло творчество Энгра и на последующие поколения художников, среди которых можно выделить Дега, Матисса и Пикассо.
Судьба автора
Жан Огюст Доминик Энгр стал художником во многом благодаря отцу, который и сам был натурой творческой и все, что имел, вложил в старшего сына
Впоследствии его младший брат сетовал, что тоже мог бы стать великим человеком, если бы ему оказали должное внимание в детстве.. Энгр был рыцарем академизма
Имя Рафаэля, которому он поклонялся, заставляло его трепетать. А когда он слышал, как его портреты сравнивали с рафаэлевскими, то выходил из себя, считая такое чуть ли не богохульством. При этом среди современников равных себе Энгр не видел.
Энгр был рыцарем академизма. Имя Рафаэля, которому он поклонялся, заставляло его трепетать. А когда он слышал, как его портреты сравнивали с рафаэлевскими, то выходил из себя, считая такое чуть ли не богохульством. При этом среди современников равных себе Энгр не видел.
«Большая одалиска», 1814. (wikipedia.org)
Уже в академии он зарекомендовал себя как крепкий мастер, а после поездки в Рим и вовсе стал признанным живым классиком. При этом его не раз упрекали в пренебрежении анатомией. Например, у большой одалиски насчитали на два позвонка больше, чем положено, а в ее руке, напротив, недосчитались костей. Однако художника это не беспокоило. Он считался мастером линий и был полностью сконцентрирован на передачи их бега. Это же стало и поводом для конфликта с Эженом Делакруа, который был мастером цветопередачи. Искусствоведы шутили, что если бы в этом противостоянии победил Энгр, то каждого художника, замеченного с тюбиком краски, предавали бы суду. Если же победил бы Делакруа, то можно было бы отменить линию как таковую.
Автопортрет, 1804. (wikipedia.org)
С годами мастерская Энгра разрасталась, у него было такое количество учеников и помощников, что злые языки поговаривали, что художник не сам пишет свои полотна — якобы каждое из них было компиляцией трудов энгровских «рабов». Это очень задевало художника, крайне самолюбивого и вспыльчивого.
Вздорный характер Энгра, в конце концов, сыграл против него. Возвращаясь зимним вечером домой, он, вопреки настоятельным требованиям одеться потеплее, был в одежде нараспашку. В итоге — пневмония, от которой 86-летний мастер вскоре скончался.