Тинторетто (якопо робусти (jacopo comin)) ( tintoretto (jacopo robusti))

Смотреть картины тинторетто. информационный портал: последние новости россии и мира сегодня

Загадка архангела Михаила

В Ветхом завете архангелы как предводители никак не выделены. Лишь имена Михаила и Гавриила впервые названы в Книге пророка Даниила (8:16; 9:21; 10:13, 21; 12:1). Позже в апокрифах называют по имени ещё двоих — Рафаила и Сариила . По именам их стали предположительно называть после вавилонского пленения3. Михаил предстаёт у Даниила как великий защитник еврейского народа: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего…» (Дан. 12:1).

В Новом завете архангел Михаил вспоминается дважды. В новозаветном соборном послании апостола Иуды он говорил с Диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебя Господь». Здесь есть вопрос о споре с сатаной, не имеющий отношения к нашей теме, и есть важный для понимания исследуемой иконы ответ архангела. Он подчёркивает тот факт, что архангел есть всего лишь кроткий исполнитель воли Божией, поэтому им движет Господь, символически видимый из-за спины архангела.

Во втором случае архангел Михаил упоминается в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и Архангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (12:7-9).

И ещё одно упоминание символического характера: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имеет ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть Диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (20:1-2). В Толковой Библии А.П. Лопухина дракон, древний змий интерпретируется как указание на древний первогрех . Поскольку сатана — один из ангелов Господних, но отвергнувших Господа, и соответственно низвергнутых в бездну, то негативное отношение соотносит его с драконом и змием.

Не может не вызвать удивления тот факт, что первый ангел небесного воинства практически никак не разработан в библейских текстах и появляется на их страницах всюду почти на уровне случайного упоминания. Однако, он едва ли не единственный из ангельского чина, кому в более позднее время посвящена нескончаемая изобразительная галерея, как на Западе, так и в православном мире. Столь же велик ряд храмов, посвящённых имени архангела Михаила.

Это одна из неразрешимых загадок мировой культуры, когда недосказанность в первоисточнике активно восполняется в других производных.

Интересные факты, познавательные статьи, фото и картинки

Тинторетто

Художник-венецианец Тинторетто вышел из мастерской Тициана. В его ранних картинах сияют и золотятся краски. Он пользуется светом, изображая сверкающую наготу юных женских тел. Темами для его картин в палаццо Дожей служат античные мотивы: Паллада и Марс, грации, Вакх, Ариадна. Над дверью его мастерской красовались слова: «Рисунок Микеланджело, краски — Тициана «. Художника привлекают колоссальные фигуры и сложные движения. Его «Леда » балансирует на постаменте, почти насильственным движением привлекая к себе лебедя.

Как портретист, Якопо является предшественником придворных художников следующего столетия. Тициан и Тинторетто были почти современниками, но между ними лежит целый мир. Тициановские портреты государей, полководцев, художников — это галерея красивейших и благороднейших людей XVI века. Художник применил стиль изображения, подчеркивающий их красоту , силу и благородство. Тинторетто изображает только одних дожей, сенаторов и прокураторов св. Марка. Все они — должностные лица, члены венецианской иерархии. Замкнутые, холодные официальные лица, фигуры, окутанные отороченной горностаем мантиями. У Тициана на портретах детали указывают на среду, в которой живут эти люди. У Якопо фигуры вырастают из пустоты. Наиболее характерными портретами являются именно те, где сенаторы стоят на коленях перед Марией или перед св. Марком, с выставленным в церкви напоказ холодным, официальным выражением лица.

Величие этого демонического художника можно оценить не по рассеянным по разным галереям картинам, а по огромным стенным полотнам. В одной из находящихся в Скуоло ди Сан Рокко картине («Вифлеемское избиение младенцев») он впервые воспроизводит тему о Вифлеемском избиении. И с каким пафосом! Воины у него напоминают диких гигантов, женщины извиваются в безумном горе, взбирающиеся на стену беглецы передают нечеловеческий ужас происходящего.

Художник извлекает сюжеты из Ветхого завета и из святых легенд. Что касается его «Чуда св. Марка» (находится в Венецианской Академии), то это вообще одна из величайших картин, созданных на нашей земле. Марк спасает приговоренного к смерти раба. Он низвергается с неба, похожий на грозовую тучу, от него исходит магический свет, освещая определенные части картин.

Своими мрачно-могучими произведениями Тинторетто предопределил путь искусства XVII столетия.

Жорж Брак

Микеланджело Буонарроти

Познавательные статьи

Василий Суриков

Сальвадор Дали фото

Позднее итальянское Возрождение

Конец шестнадцатого столетия отразился на Италии тем, что экономика и торговля начали терять свои позиции, а в искусстве правил кризис. В нём господствовали тенденции, противоречившие классическому Возрождению. Активнее всего они проявлялись в маньеризме.

Венеция практически не пустила маньеризм в свои врата, однако в этом периоде времени она стала центром искусства позднего итальянского Возрождения. Роскошь и величие её культуры прикрывали собой упадок самого государства.

Тинторетто

Одним из гениальных мастеров позднего Ренессанса являлся Тинторетто. Его идеи были сугубо индивидуальными и просто шедевральными, по величию он по пятам следовал за Микеланджело и Тицианом. Современники видели в нём неиссякаемое трудолюбие, умение больше всех прочувствовать трагизм эпохи, внедрение в искусство собственных идей и замыслов. Вместо ранее принятых в живописи строгости и симметрии, на его произведениях господствует динамичность, драматичность, размах эмоций.

Тинторетто. Рай.

Венецианская погода не позволяла украшать стены зданий с помощью фресковой живописи. Вместо неё использовались большого размера картины, созданные с применением техники масляной живописи, творцом которых и был Тинторетто. На его счету довольно большое количество произведений такого плана. Они украшают залы школы Святого Роха. Именно произведения Тинторетто становятся заключительными в итальянской живописи Ренессанса.

Тинторетто. Распятие.

Прославленное явление

Шёл 490 год н.э., когда Эльвио Эмануэле, хозяин Монте-Гаргано, потерял самого лучшего быка из своего стада и нашёл его в неприступной пещере. Когда мужчина понял, что не сможет вывести оттуда быка, он решил, что застрелит его стрелой из своего лука. Но стрела вместо того, чтобы попасть в быка, повернулась и вонзилась стрелявшему в глаз. Раненый хозяин обратился к епископу в Сипонте (современная Манфредония) и рассказал ему о чуде. Прелат объявил три дня молитв и покаяния. Через три дня у входа в пещеру явился архангел Михаил и призвал к её освящению как места Божьего.

Епископ не послушался призыва архангела, потому что на горе по-прежнему отправлялся языческий культ. Через два года Сипонто захватил варвар Одоакар, который нам известен из учебников истории. В этой тяжёлой ситуации епископ и верующие объединились в молитве. Епископу явился архангел Михаил и пообещал ему победу. Во время боя действительно поднялась сильная буря, и песок с градом засыпал варваров так, что они бросились бежать. Весь город вместе с епископом взошёл на гору в благодарственной процессии. После этого снова явился Михаил. В пещере был найден красный алтарь с хрустальным крестом.

Епископ Лауренциус повелел выстроить перед входом в пещеру храм, посвящённый святому Михаилу, а сама пещера называется Небесной базиликой. Вокруг вырос город Монте-Сан-Анжело-Гаргано. Святая пещера стала одним из самых посещаемых мест паломничества в христианском мире.

Читайте здесь: Ангелы в реальности и художественном воплощении: мир, о котором сегодня мы мыло что знаем. Какова иерархия ангелов? Куда уходят ангелы-хранители погибших душ?

Мятеж ангелов

Так какова история Михаила? Вначале Бог создал, вместе с остальным миром, ангелов. Все ангелы были сначала святыми и блаженными, однако они должны были доказать свою доброту и таким образом заслужить особенные милости, которыми Бог наделил ангелов. Они должны были выбрать — или быть с Богом, или быть против него. Мы не знаем, каким именно было испытание ангелов. Существуют логические предположения, что Бог явил ангелам тайну Воплощения своего Сына. Но когда эта тайна была открыта ангелам, одна часть выступила против Сына Божьего и не хотела преклоняться перед ним. Эти мятежные ангелы считали его человеческое естество слишком жалким для того, чтобы Бог с ним связывался и тем самым возвысил его выше них.

Поэтому они выступили против Бога. План Воплощения казался им в их гордыне недостойным, так что они осмелились пренебречь волей Всемогущего. Сам Люцифер сказал известные слова: «Не буду служить!» — тем самым добровольно и навсегда сошёл с пути правды, справедливости и любви.

Напротив, мудрый Михаил ответил: «Кто, как Бог?» — и таким образом прямо последовал за правдой, справедливостью и любовью, а также указал на полное безумство Люцифера, который ступил на путь лжи, гибели и разочарования. Так Михаил ясно выразил, что служение Богу, с которым ничто несравнимо, не только обязанность всех творений, но и бесконечная радость.

Уникальные особенности иконы «Битва архангела Михаила с сатаной»

Художественное решение иконы в целом не противоречит её созданию в конце XVIII столетия. Светотеневая интерпретация лика имеет массу аналогий на рубеже веков. Эффектная колористическая разработка, построенная на противопоставлениях холодных синих, зеленоватых тонов с красными и жёлтыми различной тональности, создают дополнительную динамику произведения. Она усиливается за счёт мастерского распределения и движения складок одежд. Два цветовых акцента — золото нимба и белильные отвороты сапожек Господа уравновешивают и оживляют композицию иконы. Полукружие позёма с едва намеченными полукружиями холмов создают эффект всемирности, космичности происходящего события. И лишь позже можно заметить маленькую фигурку сатаны у самого нижнего края иконы. Нам дают понять, что он никто перед величием создателя мира.

И ещё одна неожиданная деталь. За алым плащом Михаила видна алая роза на длинном стебле без шипов. Она нас однозначно отправляет к западной символической системе. Известно, что роза у древних римлян была символом победы, гордости, а также цветком Венеры, цветком любви. В христианском контексте красная роза — символ страданий, а белая — символ чистоты. По свидетельству св. Амвросия райская роза была без шипов. Лишь после грехопадения она оделась шипами, чтобы напоминать человеку об изгнании из Рая .

Попутно напомню, что и сейчас у могилы св. Франциска в Ассизи в храме Санта Мария дельи Анджели произрастают уникальные розы без шипов из стеблей которых делают чётки. В контексте нашей иконы роза имеет как бы два значения. Первое и наиболее вероятное, что здесь ей присвоено первоначальное римское значение цветка победы, перед заключительным этапом которой мы присутствуем. Роза как знак страданий в данном случае если и присутствует, но лишь в очень слабой и далёкой привязке. Но, несмотря ни на что, изображение этого цветка остаётся уникальным и единичным явлением в русской иконописи.

Рассматривая икону «Битва архангела Михаила с сатаной», мы, скорее всего, имеем дело с уникальным единичным явлением, не исключающим возможности конкретного заказа в связи с конкретным событием, так как повторений этого иконографического извода больше встретить не удалось. Этот пример интерпретации сакрального образа позволяет утверждать, что в церковной культуре позднего времени воплощение православных ценностей в иконописи вбирало в себя европейские основы. Это культурное влияние, ориентированное на более высокий уровень секуляризованной культуры, входило в русскую конфессиональную жизнь и расширяло границы традиционной архаичной иконографии.

Литература:
1. Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Спб., 1893. С. 100.
2. Ринекер Ф., Г. Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. 1999. С. 34.
3. Комэй Дж. Кто есть кто в Ветхом завете. Словарь. М., 1998. С. 291.
4. Толковая библия или комментарий на все книги св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т. З. Петербург, 1911-1913 (репринт: Стокгольм, 1987), Откровение, гл. 12, комментарий к ст. 9.
5. Фергюсон Д. Христианский символизм. М., «Золотой век», 1998. Сс. 40-41. См. также: Fergusson G. Signs and Symbols in christian Art.

Статья предоставлена порталом Иконовед.рф.

Следующая страница: Кондитерские столы из нержавеющей стали

      • Начало   • Интерьер, декор, отделка   • Битва архангела Михаила с сатаной. Европейская живопись и русская икона  

Живопись

Первым шедевром Тинторетто стала картина «Чудо святого Марка». Это был заказ от монахов братства, которые не сразу прониклись особенностями композиции и предъявляли исполнителю претензии. Шумиха вокруг проекта привлекла к Тинторетто новых клиентов. Братство приняло работу художника, а его имя стало известным в Венеции. После смерти Тициана многие клиенты нашли в Тинторетто нового кумира.

Картина Тинторетто «Венера, вулкан и амур» / Web Gallery of Art

В 1549 году свет увидела картина «Святой Рох, исцеляющий чумных», а затем в промежуток с 1550-го по 1553-й Тинторетто написал цикл картин «Страшный суд». К финалу работы живописец обладал отличной репутацией и получил заказ на роспись Дворца дожей. В 1564 году он начал сотрудничать с братством святого Роха по вопросу росписи потолка в соборе Скуола ди Сан-Рокко.

По легенде, был объявлен конкурс эскизов для выбора мастера, и Тинторетто единственный не подготовился к нему. Придя на встречу с заказчиками, он указал на картину «Святой Рох во славе», висящую в помещении, и стал фаворитом конкурса. Живописец якобы проник в зал ночью и написал полотно заранее. Монахи хотели сделать выбор по рисунку, но Тинторетто заверил, что умеет работать только так и готов подарить картину. Заказ достался ему. К этому моменту в числе клиентов автора оказались испанский король Филипп II и римский император Рудольф II.

Картина Тинторетто «Тайная вечеря» / Freie Universität Berlin

Особенность творческой манеры живописца заключалась в уникальном умении передачи сложных ракурсов и световых эффектов, которые просматривались даже в ранних работах вроде «Рождение Иоанна Крестителя». Массовые сцены в изображении автора отличались разнообразием эмоциональных реакций персонажей. Тинторетто предпочитал нестандартные пространственные построения, асимметрию композиции и нетривиальные светотеневые переходы. В некоторых картинах художника присутствует драматичность и эмоциональная напряженность.

К числу батальных изображений относится «Битва при Заре», написанная в 1585 году. Уникальна и «Тайная вечеря», обладающая специфичным световым эффектом. Портреты Тинторетто отличает психологизм, простота и строгость линий, предшествующие манере Рембрандта. Ценители считают, что творчество живописца проникнуто духом бунтарства, сопровождавшегося идеями, характерными для 16-го века.

Картина Тинторетто «Сусанна и старцы» / Web Gallery of Art

Творческая манера мастера менялась с течением времени. Его дебютные произведения отличались проработкой каждого штриха, как это видно по деталям полотна «Сусанна и старцы»

Поздние творения не претендуют на подобное внимание к нюансам. Тинторетто поступало много заказов, и автор часто пренебрегал подробностями в угоду новым проектам

Тем не менее такая небрежность оказывалась преимуществом, как в случае с полотном «Крещение Христа».

Работы Тинторетто сохранились в Италии, в нескольких музеях и частных коллекциях в других странах мира. В России его картины представлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В их числе «Святой Георгий убивает дракона». Полотно было в коллекции барона Пьера Кроза, а в 1772 году картину выкупила Екатерина II.

Детство и юность

Биография Тинторетто полна интересных фактов. Художник родился в 1518 году Италии. Родиной мастера стала Венеция. При рождении мальчика назвали Якопо, его фамилия — Робусти. Тинторетто — прозвище, которое будущий живописец получил еще в детстве. В переводе с итальянского языка оно означает «маленький красильщик». Якопо звали так, потому что его отец работал красильщиком шелка.

Автопортрет Тинторетто / Филадельфийский музей искусства

О годах юности живописца известно мало. Эксперты в профильных исследованиях опираются на книгу Карло Ридольфи, описавшего биографию художника. Подавляющую часть информации литератор получил напрямую от сына живописца. Хотя не исключены и искажения фактов, так как автор книги был поклонником творчества Тинторетто.

Великий Тинторетто = Итальянский живописец 16 век

Картина «Тайная вечеря» (Венеция, церковь Сан Джорджио Маджиоре) была создана между 1592 и 1594. На первый взгляд кажется, что ощущение чуда затмевается видом пиршества; жанровые детали переданы весьма подробно. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.

«Святой Георгий» 1543-44, Эрмитаж

«Автопортрет» ок. 1547, Филадельфия

«Аполлон и музы»

«Создание животных» 1551-52, Венеция

«Дож Себастьяно Веньер»

«Бахус, Венера и Ариадна» 1576-1577, Палаццо Дукале, Венеция

«Благовещение» 1576-1581

«Дож Николо да Понте просит защиты у Пресвятой Богородицы», 1584 Палаццо Дукале Венеция

«Дож Николо да Понте принимает лавровый венок из Венеции» 1584, Палаццо Дукале, Венеция

«Рождение Млечного пути» ок. 1575, Лондон Национальная галерея

«Битвa архангела Михаила с сатаной»

«Введение Марии во храм» 1553-56, Церковь Мадонна делл’Орто. Венеция

«Венера, Марс и Вулкан» ок. 1551, Старая Пинакотека Мюнхен

«Венера, Марс и Вулкан фрагмент ок. 1551, Старая Пинакотека, Мюнхен

«Видение святого Петра» ок. 1556

«Искушение Адама» 1551-1552, Венеция

«Крещение Христа» Прадо, Мадрид

«Мадонна Камерленги (Мадонна казначеев)» ок. 1567, Венеция

«Похищение умершего Святым Марком» 1562-1566, Венеция, Галерея Академии

«Искушение святого Антония» ок. 1577, Церковь св. Тровасо, Венеция

«Рождение Иоанна Крестителя» 1554, Эрмитаж

«Минерва прогоняет Марса» 1576-1577, Палаццо Дукале, Венеция

«Чудо святого Марка — освобождение рабов» 1548, Галерея академии художеств, Венеция

«Христос и грешница» ок. 1550

«Святой Марк творящий чудеса» 1562-1566, Пинакотека Брера, Милан

«Введение Христа в храм» 1550-1555, Галерея академии художеств, Венеция

«Ecce Homo» 1546-47, Музей Сан Пауло

«Освобождение Арсиноя» ок. 1556, Картинная галерея, Дрезден

«Искушение святого Антония» ок. 1577, Церковь св. Тровасо, Венеция

«Завоевание Зары» 1584

«Битвa архангела Михаила с сатаной»

«Обращение Савла» ок. 1545, Национальная галерея, Вашингтон

«Св. Луис, Св. Георгий и принцесса» ок. 1553, Венеция

«Захват Пармы Федериком II» ок. 1580

«Портрет женщины с обнаженной грудью» Прадо, Мадрид

«Man in Armour» между 1555 и 1556

«Оплакивание мертвого Христа» ок. 1560, Венеция

«Распятие» 1565

«Распятие Христа» 1568 Церковь св. Кассиано. Венеция

«Снятие с креста» 1557-1559, Частная коллекция

«Погребение» 1592-1594 Церковь св. Джорджио Марджиоре. Венеция

«Рай» после 1588, Палаццо Дукале, Венеция

«Успения Пресвятой Богородицы» ок. 1550, Венеция

«Христос в доме Марфы и Марии» 1567 Старая пинакотека, Монако

«Святой Марк творящий чудеса» 1562-1566 Пинакотека Брера, Милан

«Сошествие во Ад» 1568

«Юдифь и Олоферн» ок. 1579, Прадо, Мадрид

«Христос, омывающий ноги ученикам», ок. 1547

«Брак в Кане» 1561, Церковь Санта-Мария дель Салюте, Венеция

«Евреи в пустыне» ок.1593, Церковь св. Джорджио Марджиоре, Венеция

«Портрет венецианского адмирала» 1560-1570, Музей изобразительных искусств, Лос-Анджелес

«Поклонение пастухов» 1581

«Воскрешение» 1565

Портрет женщины

Драматизм и эмоциональная напряженность в картинах Тинторетто | DesigNonstop

Драматизм и эмоциональная напряженность в картинах Тинторетто

О том, что картины итальянского живописца Якопо Тинторетто (1518-1594) обладают необычайно мощным воздействием на зрителя, я слышала давно. Говорят, что люди, стоя перед его картинами, забывают о пространстве и времени и пребывают в состоянии некоего оцепенения, полностью подчиняясь энергетике картины. Его картины — это головокружительные пространственные построения, драматические световые эффекты, чистые, сияющие краски, многогранность деталей и эмоциональная напряженность сюжета. Несомненно, Тинторетто можно назвать одним из величайших художников на все времена.

Ниже представлены уменьшенные варианты работ этого художника. Нажмите на понравившееся вам изображение и вы перейдете на сайт, где сможете рассмотреть картину в большом размере.

1. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

2. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

3. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

4. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

5. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

6. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

7. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

8. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

9. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

10. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

11. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

12. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

13. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

14. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

15. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

16. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

17. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

18. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

19. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

20. Картины Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto)

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Маньеризм

Маньеризм господствовал в искусстве практически всех европейских стран в шестнадцатом веке. Само слово идет от итальянского «манера», «приём». Временем его зарождения можно назвать 20-е года шестнадцатого века, а развитие длилось около семидесяти лет. Маньеризм отличается от классических представлений мира и показывает его с негативной стороны — напряжённым, тревожным и беспокойным. Всё это подчёркивается с помощью холодных и броских красок, сюрреалистичных изображений и игры света, вытянутости предметов.

Само течение маньеризм делится на два этапа: первый из них длится около двадцати лет и охватывает период с 20-х по 40-е года шестнадцатого века. Проявляется он, в частности, в изобразительном искусстве. Одним из его весьма интересных представителей является Якопо Понтормо. Его великолепное полотно «Снятие с креста» выделяется среди других шаткостью композиции, броскостью ярких цветов и невероятной изломанностью фигур. Как представитель эпохи маньеризма известен и Франческо Мацуола. Его знаменитые произведения — это «Мадонна с длинной шеей» и собственный портрет в выпуклом зеркале.

Снятие с креста

Следующий этап этого течения длится уже около половины столетия, примерно 1540–1590 годы. В это время он распространяется и на другие области культуры, его перенимают архитекторы и скульпторы. Он даже проникает в аристократические круги общества и постепенно распространяется по всей стране. Очень известным считается мастер второго этапа позднего итальянского Ренессанса Медичи Аньоло Бронзино. Его произведения — это, в основном, портреты. За лицами и манерами изображённых на них людей, порою, скрываются проблемы, скудность и мелочность их жизни. Искусство портретов итальянского маньеризма частично было перенято и другими государствами.

Культура маньеризма осуществила переход от оставшегося позади Ренессанса к последующему искусству барокко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: