«Лосиный остров в Сокольниках» (1869)
На картине изображен пригородный лес. Здесь проходили занятия воспитанников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Грозовые черные тучи почти скрылись за горизонтом, уступив место солнцу и голубому небу. Бескрайний сосновый бор, устремленный ввысь, говорит о богатстве русской природы. Все дышит свежестью: омытые дождем кустарники, мокрая травка, овраги, залитые дождевой водой, влажная мягкая земля… На лугу вольно пасется стадо рыжих коров. Они гуляют по всему лесу. Рассматривать картину можно очень долго. Когда-то здесь стоял деревянный мост. Теперь от него остались рассыпавшиеся гнилые бревна. Вокруг заваленных землей бревен образовались мелкие лужи-копытца, бесчисленные бугорки, заросшие мхом. В каждой лужице отражается небо. Зеркальная вода, сочные луга, могучие леса, пасущиеся коровы — прекрасный многообразный мир природы, который радует, утешает и вдохновляет человека.
Рекомендации родителям
Прочитайте сыну (дочери) стихотворение И. С. Тургенева
Сравните два произведения. Спросите ребенка:
- Что общего в стихотворении И. С. Тургенева и картине А. К. Саврасова? (Ясное небо, чистый воздух, блеск лугов после дождя)
- Кто может так красиво написать о природе? (Человек с удивительным чувством природы и абсолютным единством с ней).
- Радуются ли сосны и травы дождю? Нужен ли им дождь? Что стало с природой после ливня?
Попросите ребенка составить небольшой рассказ по картине.
Есть у художника картины философского взгляда на жизнь. Они рассказывают о предназначении человека, его неизбежном одиночестве и жизненных испытаниях. С ними можно познакомить детей в старшем школьном возрасте. Одна из таких работ – «Могила на Волге»
Популярные сочинения
- Причины преступления Раскольникова Главным героем романа « Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Он являлся типичным бедным студентом, который, как и большая часть людей хотел лучшей жизни. Он преобладал прекрасными чертами
- Сочинение по картине Айвазовского Корабль у берега Айвазовский очень любил рисовать море. Одной из его многочисленных картин на эту тематику является «Корабль у берега». Художник любил изображать на полотне бушующее и не спокойное море.
- Сочинение по творчеству Тютчева Не так много людей занималось стихотворным творчеством во второй половине XIX века. Фёдор Иванович Тютчев — один из них. Он является представителем так называемой «поэзии чистого искусства», которая является
Сочинение по картине А.К. Саврасова «Радуга»
Кажется, что во все времена радуга служила символом. Она предвещала что-то хорошее, новое и свежее. Ее появление радует каждого, и не только потому, что она приходит после чистых, умывающих природу дождей, но и как разноцветный праздник. И вот передо мною картина А.К. Саврасова, радуга, изображенная на ней удивительно яркая. Является ли это предзнаменованием нового дня, радости и счастья? Насколько сильно меня впечатлило полотно художника, воспевающего силу красоты природы в разных ее проявлениях?
Тихо. Кажется, что после дождя и воробьи еще не осмелились вылететь из гнезд. И маленькие детки, любящие бегать по лужам, еще сидят дома у окон, выглядывают удобного случая погулять. Только одна старушка бредет по грязным глиняным дорогам домой с полными ведрами. И это затишье после шума ливня и перед взрывом радостного веселья является единственным моментом, когда радуга осмелилась показаться.
Над ветхими домишками уже посветлело небо, предвещая чудесный день. Все тучи отошли на задний план и пугают проливным дождем жителей дальних селений. Но здесь появляется солнышко, оно освещает лесенку, крутой спуск к реке, зеленый травянистый ковер и крайние дома деревушки. Тучи, выпустив на волю радугу объявили о своем отступлении. Повеяло теплой свежестью и новизной.
Конечно, первое, на что я обратил внимание, была пестрая радуга. Она полудугой воспряла высоко в небо, унося все плохое
Отсветы от нее раскатом пронеслись по всему небу, озаряя надеждой каждого. Такая картина, которую художник передает зрителю, служит признаком веры в чудесные перерождения, и заложенного в законах природы волшебства. Затейливой игрой света с освежающей влагой, радуга будит воображение. Творческий дар поэта не позволил пройти мимо живописцу, он остановил время, запечатлев его на холсте.
Сочинение по картине Саврасова «Радуга»
Настоящей жемчужиной в творчестве художника Саврасова называют его картину «Радуга». Казалось бы, обычная картина, где изображена природа, бабушка с коромыслом и радуга после дождя. На самом деле это совсем не так. Произведение на полоне является символичным. Художник попытался показать не только чудесное явление природы, но и вложил в картину достаточно глубокий смысл.
На картине очень отчётливо можно рассмотреть старую деревню, которая расположена на косогоре. К ней ведёт от реки тропинка из глины, возле которой есть лесенка к деревне
По мокрой тропинке осторожно ступает старушка с вёдрами. Она идёт медленно, чтобы не расплескать воду
Деревня очень хорошо вписывается в окружающий её ландшафт. Здесь всё так гармонично, что хочется самому попасть в такое райское место. Зелёная трава, раскидистые кусты, высокие пышные деревья являются единым целым с покосившимися от старости избушками.
На небе видны тучи, но они совсем не грозные. Такие тучи бывают тогда, когда прошёл уже дождь. Сквозь белые и местами только серые облака, проскальзывают лучи солнца. Видя их, природа оживает и наполняется новой силой. После дождя воздух всегда такой свежий и приятный. Поэтому художник решил нарисовать то состояние природы, которое так положительно и благотворно влияет на душу человека.
На фоне всей этой простой русской красоты показана радуга. Художник пожелал изобразить её именно над домиками жильцов деревушки. Радуга настолько прекрасна и красочна, что, кажется – в мире нет ничего прекраснее и необычнее. Она тянется лестницей к небу, словно призывает к возрождению и освобождению от всех грехов. Данное явление природы очень необычное. Некоторые считают радугу божьим подарком или знаком. Можно сказать, что Бог благословляет всех жителей деревни и даёт им надежду. Вот почему радуга такая яркая и светится под лучами солнца. С картины так и веет запахом природы и свежестью дождя.
Смотря на эту картину, складывается впечатление, что художник использовал краски, которые создал из дождя и света. От картины веет теплом, нежностью, радостью и душевным спокойствием. Она повествует об обычных сельских буднях в деревне, где все равны между собой и, где люди ценят природу. Видно, что в это картину автор вложил всю свою душу, дабы показать нам истинную красоту природы. Таким образом, он призывает людей ценить каждое мгновение жизни и любить природу.
«Грачи прилетели»
Расцвет творчества Саврасова пришелся на 1870-е годы. Он по-прежнему преподавал в Московском училище, и одним из его учеников был Исаак Левитан, которому Саврасов часто говорил: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно». Весна была любимым временем года художника.
Живописец часто писал окрестности Москвы, любил бывать на Волге. В 1870 году художник вместе с семьей отправился в Ярославль, он много работал. Но случилось несчастье: умерла новорожденная дочь и заболела супруга. Саврасов болезненно переживал потерю. Потребовалось время, чтобы художник нашел в себе силы и вернулся к работе.
В 1871 году Саврасов написал полотно «Грачи прилетели» — под впечатлением от волжских пейзажей. Он поехал в Кострому и остановился в небольшом селе Молвитине — типичной деревушке с потемневшими избами и старинной церковью Вознесения XVII века. Живописец написал несколько этюдов и позже закончил картину в мастерской. Полотно стало громким событием в художественных кругах Петербурга.
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Дорога в лесу. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Саврасов представил картину на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок. Он входил в состав учредителей и был членом правления. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму — 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Проселок». Он изображал привычные обыденные виды, природу средней полосы, по-прежнему наполняя пейзажи тонкой лирикой и романтическим настроением.
«Грачи прилетели» — описание картины
Картина «Грачи прилетели» была представлена на открытии первой выставки передвижников в Петербурге в 1871 году. Ее появление сравнивают с наступлением весны в русской живописи. У картины останавливались в молчании тысячи посетителей.
Первый день весны. На сером небе показалось желтоватое облако. Теплый солнечный луч дотронулся до озябших веточек берез и замшелых бревен забора. Звенит весенняя капель. Повсюду лежит потемневший крупитчатый снег, деревья мерзнут в начавшихся разливах.
Здесь на окраине села образовалось озеро с талой водой и льдистой кашей. Прилетевшие с юга грачи облюбовали деревья для строительства гнезд. Кипит работа и стоит неумолчный птичий гомон.
Уходящая зима, заждавшиеся тепла деревья, коричнево-сизые дали, вьющийся из трубы дымок… У зрителя возникает чувство единства, близости, родства с этими до боли знакомыми явлениями.
Душевное состояние человека и жизнь природы перекликаются: цветовые оттенки травы и неба, ритм ветвей, заборов совпадают с оттенками чувств и мыслей художника.
Рекомендации родителям
Как помочь ребенку написать сочинение по картине «Грачи прилетели»?
Попросите ребенка описать картину. Для этого задайте ребенку несколько наводящих вопросов:
Какое время года показано на картине? Какие приметы ранней весны здесь видны? (рыхлый снег, возвращение грачей, изморозь на ветках деревьев, первый весенний разлив…)
Можно ли назвать картину музыкальной? Какие звуковые ассоциации она вызывает? (Эту картину отличает музыкальность
Это проявляется в звуковых ассоциациях в виде весеннего гомона грачей).
Что привлекает особое внимание? На какие мельчайшие детали обращает наше внимание художник? (Разбросанные сухие ветки, прогуливающийся по снегу грач, серый дым из трубы дома, снегирь, сидящий на дереве за забором, освещенные солнцем крыши, заборы, церковные здания…)
Какие люди замечают все тонкости природы? (Внимательные, чуткие, добрые…)
Какими качествами обладал Саврасов? Нравится ли эта картина? Какая она? Что в ней нам знакомо и близко? В чем же заключается красота? (в простых вещах и радостях: прилете и гомоне грачей, в строительстве птичьих гнезд, в звоне капели…)
Алексей Саврасов – мастер лирического пейзажа
Русские победы
Публике Саврасов известен картинами «Грачи прилетели», «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
А. Саврасов «Весна. Грачи прилетели», 1872
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве. В тот год в древнюю столицу пришла страшная эпидемия холеры, но семейство Саврасовых беда миновала.
Отец мелкий торговец, мечтал войти в купеческое сословие и стать купцом хотя бы третьей гильдии. Сына, естественно, представлял только в этом качестве.
Однако у Алеши были другие интересы, его увлекло рисование, в детстве, будучи учеником городского трехклассного училища, он начал писать картинки гуашью и акварелью. Его рисунками заинтересовались торговцы на Ильинке и Никольской улице. Там бойко торговали лубочными изделиями, книгами и гравюрами.
Здесь же Алеша познакомился с одним художником, который увидев творческий потенциал мальчика, посоветовал поступать в художественное училище. Алексей поступил Московское училище живописи и ваяния, здесь он учился на курсе у художника видописца Карла Рабуса.
За картину «Вид Московского Кремля при луне» (1851), написанную во время учебы, был удостоен звания неклассного художника.
После поездки в 1852 году по Малороссии написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи», вызвавшие положительные отклики у критиков.
«Пейзажи г. Саврасова… дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника, вследствие теплого и вместе с тем разумного воззрения на природу… самобытность его таланта несомненна», – отмечал художник Николай Рамазанов.
У Саврасова была возможность стать художником, приближенным к императорской семье, Мария Николаевна готова была ему покровительствовать, но он предпочел вернуться в Москву и трудиться самостоятельно.
Такова его самая известная картина «Грачи прилетели», на ней нет каких-либо необычных красот. Грязный проселок, серый снег, голое дерево, грачи – совершенно банальная картинка, которая, однако, искрится любовью к Родине.
Эта картина сослужила живописцу плохую службу, долгое время он считался художником одной картины. После смерти второй дочери в его пейзажах стали появляться трагичные, мрачные нотки.
Алексей Кондратьевич преподавал, среди его учеников знаменитые художники Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров. Был он одним из основателей и деятельных участников Товарищества передвижных художественных выставок.
В последние годы жизнь не была к нему щедра: у него началась болезнь глаз, пришлось оставить преподавательскую работу, он развелся с женой, много пил. На жизнь зарабатывал продажей копий своих старых работ.
Умер в 1897 году в одной из московских больниц, которую называли «чернорабочей». На его могиле, на Ваганьковском кладбище установили простой деревянный крест.
темы
Новости партнеров
Могила
Известное полотно Саврасова под названием «Могила» с первого взгляда навевает на зрителя печаль и тоску. Глядя на нее, на глаза могут невольно навернуться слезы.
Особо остро здесь ощущается очень тонкая грань между жизнью и смертью. Зимний пейзаж вокруг могилы олицетворяет сон природы и вечный сон усопших, покоящихся на кладбище.
Тишина доносится до зрителя через полотно. Кажется, что одинокие деревья плачут над могильным камнем.
Унылости полотну придает преимущественно серая гамма, и то, что небо потемнело от грусти. Все как будто застыло или уснуло.
На кресте могилы находится еле видный погребальный венок с живыми цветами, который чуть развеивает грусть и уныние, и говорит о смерти как о переходе в вечность.
Снежная гладь “поглотила” всю землю для длительного сна. Окружающая природа плачет.
Описание картины Алексея Саврасова «Пейзаж с радугой»
Необычная творческая судьба Алексей Саврасова началась уже в то время, когда юноше исполнилось двадцать четыре года. Став академиком, он продолжал напряжённо работать, дабы успеть закончить написание картины «Грачи прилетели» для представления её на 1-й Передвижной выставке. Бесспорно, она была оценена критиками и жюри как одна из лучших картин современности. Это событие и определило значимость творчества автора в русском искусстве середины XIX века.
Уже к этому времени художник, а по совмещению педагог, завоевал свой авторитет в московской художественной среде.
Им было написано много картин, однако, ни одно из полотен не могло затмить восхитительное обаяния этой работы. Красота природы на картине «Пейзаж с радугой» передана необычно свежо и чисто. Кажется, будто воздух прозрачный. Несмотря на то, что небо затянуто серыми красками, лучи разноцветной весёлой радуги, тянущейся ввысь, придают общей серости некую волшебную радость и наполняют жизнь красками. Угрюмое небо постепенно уходит вдаль, и белые птицы радостно парят в небе. Проступают светлые краски небосвода, наполняя светом всю поверхность, проникая через ели и деревья, которые тянутся ввысь, к радуге.
Эта картина лишена черт сентиментализма и эффекта панорамы, чем и отличался Саврасов от других художников. Ему был присущ метод исполнения пейзажа в реалистическом стиле. Он выбирал просто композиционный ракурс, любил экспериментировать со сложными тональными переходами и приглушённой цветовой гаммой.
Для передачи эмоционального состояния природы, обладая отличным развитым чувством чуткости, полотно в руках художника превращалось в «выразительный рассказ», который негласно описывал беззаветную любовь человека в родной земле.
Описание картины Алексея Саврасова «Пейзаж с радугой» | источник
Сочинение по картине Саврасова Радуга описание
Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России, но милыми сердцу и мысли. Описываемая картина так же не лишена этих качеств.
Покосившиеся лачуги, пестрящие листвой деревья, высыхающие коряги около реки и редеющая просёлочная дорога, являющаяся одновременно ручьём, показывают тяжкую жизнь в глуши. Всё выглядит обыденным и естественным. Вдали, за взмахом расплывающейся радуги, виднеются большие кучевые облака, висящие так низко, что кажется будто они пробороздят холм. На самом же еле это всего лишь тучи, уносящие с собой дождь, повисший над виднеющимся продолжении деревни.
Людей здесь мало, собственно потому, наверное, только одна женщина вышла набрать воды, возвращающаяся теперь с полными вёдрами домой. Река всё такая же мутная от недавно прошедшего дождя.
Возможно прошла сильная гроза, однако ярко изображённая зелень, омытая водой, передаёт ощущение свежести, а ручьи, всё ещё бегущие по склону, навевают мотив умиротворённости, спокойствия и безмятежности.
Радуга, как самая приятна часть картины, будто соединяет верхнюю половину холста, занятой небом, с лестницей, сделанной из досок.
По рассеивающейся разноцветной гребёнке можно увидеть кривую линию, делящую пополам картину, которая оканчивается на сереющем разделении дороги с ручьём. Холмистая не покорённая линия берега явно говорит о том, что природа здесь властвует над человеком, а не наоборот, как это обычно бывает ближе к городу. Люди здесь живут в согласии с миром, подчиняясь всем причудам окружающей среды.
В целом работа передаёт сезонную прохладу только что кончившегося дождя со всеми его прелестями. Опьяняющая пелена покрывает своим запахом свежести все окрестности и наполняет тела бодростью и жизнью.
Вот-вот из-за туч выйдет солнце и всё снова станет тёплым и жизнерадостным.
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Крымова Ветреный день. Бык
В 1884 году, родился талантливый художник — живописец Николай Петрович Крымов. Уже с малых лет Крымов испытывал тягу к рисованию. Его первым учителем стал собственный отец.
- Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.
- Сочинение по картине Портрет сестёр Шишмарёвых Брюллова 8 класс
На картине четыре главных действующих лица, — две молодых стройных девушки, игривый пес и красивый, породистый конь. Есть также два второстепенных действующих лица, — это другой конь и конюх
- Сочинение по картине Репина Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану
Картина «Запорожцы, пишущие письмо…» можно смело называть самой известной работой художника. Русский художники часто брали за основу своих картин героические мотивы. На написание данной картины у знаменитого художника Репина ушло много труда и времени
- Сочинение по картине Маковского От дождя 8 класс (описание)
Честное слово, уж простите, но не нравится мне эта картина. Ещё её описывать надо. Сам бы никогда не взялся! Она очень мрачная, краски все темные. Погода там, понятно, дождливая-тоскливая.
Куры на задворках
Полотно “Куры на задворках” было создано в 1874 году. Будничный отрывок деревенской жизни отобразил художник на этой картине.
На маленьком участке сада, недалеко от старенького дощатого дома, пасутся куры под надзирательством строгого петуха с пестрым хвостом. От дороги этот участок огорожен перекладиной из широких прутьев.
Куры ищут зерна среди больших лопухов, пушистых одуванчиков, стеблей мать-и-мачехи. Вблизи этой идиллии изображен широкий куст.
Вдоль участка проложена широкая старая деревянная доска, вероятно, во время ливней здесь скапливаются крупные лужи. Трава тут редкая и низкая.
Сочинение «Пейзаж с рекой»
«Пейзаж с рекой и рыбаком» написан известным русским пейзажистом А. Саврасовым в 1859 году. Эта картина является значимым этапом в его творчестве и саморазвитии. Глазам зрителя предстает берег Москвы-реки. Саврасов пишет пейзаж с натуры, находясь в Подмосковье, рядом с селом Архангельское.
На полотне изображено тихое летнее утро. Прохлада утра, свежесть пока еще противостоят надвигающемуся зною. Передний план картины находится в глубокой темной тени, солнце еще встает.
Далее в первых солнечных лучах виден берег и его желтый песок. Слева написан круто поднимающийся берег реки, он густо порос различными деревьями. Изображен изгиб реки — широкий, спокойный и чистый.
Похоже, что течение остановилось, будто еще не проснувшись.
Деревья, растущие на берегу, видны в отражении зеркальной глади воды. На дальнем плане картины предстает противоположный берег Москвы-реки. Берег холмист. Еще дальше чуть виднеется лес.
Небо прозрачно-голубое, с застывшими в нем густыми облаками. Картина словно пронизана светом, в ней много воздуха и он почти ощутим
Сам Саврасов говорил о том, что в пейзаже важно прописать именно воздух
И как не великолепно не прописывай пейзаж и деревья, без воздуха получится плохой пейзаж.
На переднем плане полотно одиноко бредет рыбак с уловом и снастями. Он кажется ничтожно маленьким в сравнении с бескрайней природой и рекой
Картина демонстрирует важность природы, ее преобладание над людским миром. Рыбак идет спокойно и медленно, он не нарушает покой природы, реки и отражающихся в ней деревьев
На картине спокойное раннее утро.
Цветовые оттенки, использованные художником в этой картине, в основном светлы и нежны (не считая тени). Контраст красок хоть и присутствует, но является гармоничным. Сам художник являлся чутким и лиричным человеком, что с успехом переносил на полотно.
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение «Пейзаж с рекой»« Забота о птицах сочинениеСочинение Зачем розе шипы нужны »
Описание картины Алексея Саврасова «Радуга» Картины художников
Саврасов искал красоту в простых, обыденных пейзажах. Его картины проникнуты любовью к родным просторам. Из под кисти художника выходят с виду простые уголки России, но милые сердцу и душе. Картина «Радуга» тоже из этой серии. Покосившиеся избы, густые заросли, овраги, размытые дороги, неровный берег и широкая река – все это так обыденно и так естественно.
На картине видна окраина деревни с серыми покосившимися домами, спуск к реке в виде деревянной лестницы. Над деревней после дождя появилась радуга, прозрачная, чуть заметная. С холма стекают ручьи, образуя канавки.
Вдали видно продолжение деревни. А над ней – черные тучи, которые уносят дождь с собой. Из людей изображена лишь одна женщина, которая возвращается домой с реки. Она несет коромысло с ведрами, наполненными водой. Справа на картине изображена река. В ней отражается коричнево-желтое небо. Вода еще мутная после дождя.
Небо занимает почти половину полотна. А на
нижней половине преобладает сочная зелень омытой дождем травы. Скорее всего прошла сильная гроза. Дождь кончился, тучи ушли, но ручьи текут до сих пор. Воздух прозрачен, нет пыли. Создается ощущение тишины и безмятежности.
Радуга – это самая светлая часть картины. Но в тоже время она не яркая, не искусственная. Она легкая, невесомая, как воздух и свет. Дощатая лестница как будто ведет к радуге. А сама радуга соединяет небо и землю.
Можно глазами проследить длинную линию, разделяющую картину на две части по вертикали. Она начинается в виде дороги у нижнего края полотна, которая потом ведет на холм. Этот подъем продолжает радуга, уносящаяся ввысь. Может так отражена связь земли и неба? Или гармония этого места? Люди здесь не покорили природу. Они научились жить с ней в единстве, смирились с ее силой. Они знают, что после сильной грозы вскоре появится свежая радостная радуга. От этого пейзаж совсем не грустный и тяжелый, а светлый и легкий.
Прислал: Калинина Инна . 2017-10-08 21:45:08
Саврасов: не только «Грачи», но и реки
Волга. Дали. 1870-е
Родоначальник русского лирического пейзажа А.К. Саврасов и русские реки.
Чаще всего он, разумеется, писал Волгу, а внимания больше всего уделял передаче воздуха. Сама живопись получилась многослойной и богатой оттенками.
Волга. 1870-еВолга. Дали. Первая половина 1870-х
Есть, впрочем, картины не такие туманные, но всё равно лиричные:
Пейзаж. Берег Волги. 1874Разлив Волги под Ярославлем. 1871На Волге. Первая половина 1870-х
Есть ещё ярче:
Вид Волги под Юрьевцем. 1870-е Волга близ Городца. 1870
Есть немного быта. Например, с рыбаками:
Рыбаки на Волге. 1872Пейзаж с лодкой. 1860-еПейзаж с рекой и рыбаком. 1859
Встречается и столь любимый Саврасовым вертикальный формат:
Волга. Пейзаж. Первая половина 1870-хНа Волге. 1875
Одна из самых узнаваемых картин художника:
Могила на Волге. Окрестности Ярославля. 1874
Другие реки:
Берег реки Ве. . ги в низовьях. 1870-еЛесистый берег реки Москвы. 1859
Необычный формат картины:
Речной пейзаж. 1880-1890-е
И ещё несколько удивительно красивых по колориту картин:
Берег реки. 1879Костер у рекиПейзаж с рекой. 1880-еПлоты. 1868
«Могила на Волге» (1874)
В картине отражены размышления живописца о мимолетности жизни. Критик Г. Урусов писал о ней так:
А. К. Саврасова затрагивала красота пробуждения природы, ширь русских полей, необъятность рек. Живописные полотна передают душевное состояние художника
Родителям важно научить детей улавливать эту связь. Произведения Саврасова привлекают юного зрителя любопытными подробностями: предметами крестьянского быта, развешанным во дворе бельем, птицами, сидящими на заборах и деревьях… Каждый ребенок способен видеть, рассуждать, сравнивать, анализировать, если ему предоставить эти возможности
Уважаемый читатель! Желаю вам и вашим детям приятного путешествия в творческий мир Саврасова!
«Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника
Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство — делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.
В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Гёте. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.
Алексей Саврасов. Украинский пейзаж. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Москвы с усадьбой. 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Камень в лесу у «Разлива». 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва