Библиография
- Архип Иванович Куинджи: Альбом / Составитель альбома и автор вступительной статьи Н. Новоуспенский. — М.-Л.: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1961. — 40 с. — (Мастера русского искусства). — 27 500 экз. (обл.)
- Свет Куинджи: Роман / Виктор Шутов, Семен Илюшин; , 268 с ил., 5 л. цв. ил., Донецк Донбасс 1983
- Свет Куинджи: Роман / Виктор Шутов, 462, с., л. портр. 22 см, Киев Дніпро 1990
- Илюшин С. В. Юность Куинджи.:Повесть. — Донецк: Донбасс, 1977.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
- Мельникова Л. Куинджи / В серии «Великие художники» — Т.5 — К.,2010 — 48 с
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов:
smallbay.ru
Творчество. Свобода. Живопись.
сайт создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Полотна М.Ю. Лермонтова и Н.А. Ярошенко посвященные Эльбрусу
Желание увидеть Эльбрус на восходе солнца появилось у россиян достаточно давно. Мне кажется, толчком к этому стала картина «Эльбрус на восходе солнца», написанная Лермонтовым после его возвращения из первой ссылки на Кавказ, в 1837 или 1838 году.
Картина М.Ю. Лермонтова — Эльбрус на восходе солнца.
Она прямое свидетельство того, что Михаил Юрьевич Лермонтов не только посещал Большой Бермамыт, но и провел там не одну ночь, потому что ни с какой другой точки Эльбрус на рассвете, таким, как он изображен на картине, не увидишь.
Эльбрус на восходе солнца – таким бы его увидел сейчас Лермонтов.
Было и другое полотно, которое так и называется «Эльбрус с Бермамыта». Оно написано в конце XIX столетия художником Н.А. Ярошенко. Известно, что Николай Александрович не один раз посещал вершины Бермамыта, привозя с собою своих друзей-художников, которые тоже старались запечатлеть незабываемую панораму с величественным видом главной вершины Кавказа — Эльбруса.
Художник Н.А. Ярошенко — Эльбрус с Бермамыта.
Любовались видами Эльбруса с горы Бермамыт А.П.Чехов, и А.М.Горький. К сожалению, неоднократно перенесенное на холсты живописцев, это место так и осталась не запечатленной на страницах художественной литературы, кроме народного творчества в записанных легендах Нартов.
Кавказское горное общество и экскурсии на гору Бермамыт.
В свое время, Кавказское горное общество, заметив большой интерес курортной публики к экскурсиям на Бермамыт, позаботилось о том, чтобы превратить туристическую тропу, ведущую к вершинам Бермамыта, в дорогу, по которой могли проезжать экипажи. На самой горе был построен легкий гостиничный барак. В нем экскурсанты имели возможность скоротать ночь, для того чтобы с первыми проблесками рассвета устремить свой взор на юг, где на фоне бледнеющего неба проступали очертания величественного Эльбруса.
Эльбрус в сиянии звезд – почти как на картине Ярошенко.
Увы, не простояв и двух десятилетий, барак был разрушен. Некоторую замену ему составляла метеостанция, построенная здесь в 1934 году, но и она не дожила до наших дней. Поэтому сегодня, очень немногие экскурсанты, готовы провести ночь для того, чтобы на рассвете увидеть, как возникает из темноты слабо светящаяся громада Эльбруса. Как в проявляющейся темноте, она как в кино надвигается на зрителя, как растекаются по склонам розоватые, золотистые, сиреневатые волны света, чтобы смениться алым сиянием, превращающим огромный конус Эльбруса в яркий факел света, знаменующий начало нового дня.
Далее — Большой и Малый Бермамыт — вершины Кавказского хребта.
Категория: Горы Кавказских Минвод
Теги: горы, картины, тропы, экскурсии
«Закат в степи» Куинджи показали во Владивостоке
По словам директора Приморской картинной галереи Алены Даценко, идея показать во Владивостоке произведение «художника света», «певца широких горизонтов и просторов», как называли его современники, возникла во время подготовки к «Ночи музеев», посвященной Дмитрию Менделееву. Организаторы вспомнили о его дружбе с Куинджи.
— Ходят даже легенды, что именно эта дружба дала Архипу Ивановичу возможность использовать какие-то необычные краски, создавать такие удивительные цветовые эффекты… Ну и, конечно, выставка Куинджи в Третьяковке, где я побывала, укрепила наше желание знакомить с ним владивостокцев
Я обратила внимание, что этому полотну было выделено особое место. Нам повезло, что специалисты Третьяковки в феврале завершили реставрационные работы картины, а это очень непростое дело
Куинджи много экспериментировал с красками, и они ведут себя не так, как на работах живописцев его времени
Реставрировать его полотна нужно с особой осторожностью, — считает Даценко
Как отмечают искусствоведы, художник жил в одно время с Иваном Шишкиным и Василием Поленовым, но искал иные пути выражения восторга от наблюдения таинств природы. Он умел как никто другой передавать разнообразные световые эффекты в природе: пламя заката, серебристое мерцание лунной ночи, тепло и ласку ясного дня.
Полотно «Закат в степи» демонстрировалось в разделе «Тайны ночи» масштабной выставки в Третьяковской картинной галерее, посвященной 175-летию со дня рождения замечательного художника. Это был первый показ картины в Москве. Теперь ее увидели и приморцы.
Как рассказала директор Национального музея Республики Бурятия Татьяна Бороноева, в собрании музея есть еще несколько работ Архипа Куинджи, но в основном это этюды к картине «Закат в степи». На выставке в Москве работа «предваряла собой» зал «Предчувствие ночи», где были собраны его ночные пейзажи.
— Чем так ценен «Закат в степи»? Картина написана в начале XX века. Вечерняя туманная дымка на полотне имеет такие тонкие цветовые переходы, так подчеркивает силуэт мельницы вдалеке и следы колес на переднем плане, так постепенно переходит в сизые облака, закрывающие солнце, что кажется, будто перед нами — театральная постановка, занавес, который медленно скрывает солнечный свет… Законченных масштабных картин с изображением закатов в творчестве Куинджи не так много. Одна из самых известных — «Красный закат» — находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, — прокомментировала Бороноева.
Развитие
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству — «Украинская ночь».
Это видимый всем перелом в творчестве, экзотическое новаторство, присущее только ему одному. Теперь Куинджи начнет обдумывать все — и темы, и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, — «Вечер на Украине». Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа — «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся, и после этого Куинджи выставляет одну картину — «Лунная ночь на Днепре». Это был взрыв. Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку — со временем краски потемнели, и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно.
Это уже новый этап в творчестве, родился художник-философ — Архип Иванович Куинджи. Биография говорит о его размышлениях о реальности, о других способах ее выражения на полотне. Он стремится постичь глубину вещественного мира. Вспомните, что это был когда-то всего лишь мало обученный, не закончивший Академию художеств почти нищий сирота. До каких вершин духа при таланте и трудолюбии может подняться человек!
Куинджи А.И. «Эльбрус вечером». Художники-передвижники
«Эльбрус вечером» 1908 г. Масло, бумага. 39,3 x 50,3 см.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Лучшие картины Куинджи А.И.
Arkhip Kuindzhi. Mountain landscapes. (Kuinji) The description of the pictures
|
|
|
The two sets of themes that are clearly singled out within the framework of Kuindzhi’s romantic imagery developed by him along the lines of decorative painting may be referred to as the theme of a blazing, incandescent sun and that of majestic mountains. The romantic pathos permeating the observation of mountain ranges, of glistening inaccessible peaks luring one to the comprehension of the unknown, grew into a symbol of some beautiful and inaccessible realm. Thirty years later Kuindzhi’s infatuation with the theme of the universe would strike the imagination of Nicolas Roerich to become the subject of his Himalayan series with its unusual world perception. Mountains as the giant creations of nature, nearest to the infinite heavens and capable of contacting them-such is the message of the intensely dramatic works of Kuindzhi’s Caucasian series. Combined with a bright decorative setting, the romantic feeling broke down the fetters of the mundane, bringinig forth a beautiful and seemingly unreal image.
Alexander Pushkin 1829 The hills of Georgia are veiled by twilight, Aragva river rushes boldly. I’m both serene and sad, my pensive sorrow’s bright, My sorrow is about you only, With you and you alone… The vein of my heartache Can be perturbed and moved by nothing. My heart is set ablaze and steeped in love in that Infallibly it can’t help loving. Translated from Russian by Beljeva Dina
Кавказ
В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Кавказ».
Это краткое перечисление его работ, в которых он философски осмысливает грандиозность окружающего мира. Это абсолютно другой, обновленный и технически, и внутренне Куинджи, когда романтик сливается с философом. Критики считают, что именно кавказский период Куинджи повлиял на работы Н. К. Рериха в Гималаях. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.
Они воспевали Кавказ… (Архип Куинджи)
Немного найдется известных художников, о ком так скудны биографические сведения, как об Архипе Ивановиче Куинджи. Писать он не любил, переписки ни с кем он не вёл. Впервые на Кавказ Куинджи попадает в 1888 году по приглашению Н.А. Ярошенко, с которым в то время был очень дружен.
Гордое величие и грандиозность Кавказа находят в лице Куинджи своего поклонника. Сияние снежных вершин, окрашенных загадочным светом, монументальность горных кряжей, весомых и тяжёлых, противопоставляются мелочной суете жизни. Может быть, благодаря Куинджи его ученик Рерих стал воспринимать горы как живое дыхание сил природы, может быть, Куинджи направил его на спокойное философское созерцание величия гор и дал первый импульс к осознанию суетности человеческого бытия рядом с грандиозностью мироздания, к любованию непостижимой красотой безмерно глубокого неба
А Кавказским горам Рерих уделял особое внимание в своём литературном наследии. «Первая же поездка на Кавказ Куинджи отмечена встречей с поразительным эффектом, как бы предзнаменовавшим последующую красочность кавказских пейзажей
В Бермамуте Куинджи с Ярошенко посчастливилось увидеть редчайшее явление в горах – Брокенский призрак. На поверхности радужно окрашенного облака они заметили отражение своих увеличенных фигур».
Могущество гор, дикая стихия, неподвластная человеку, возвращали художника на Кавказ не один год. В течение лета он совершает иногда несколько поездок в поисках новых мотивов, впечатлений. Однако точно установить время всех его путешествий на Кавказ пока не удалось. Длительная работа в мастерской, большое количество эскизов, подготавливающих появление картины, создавали иллюзию многократности пребывания в местах, где он делал этюды. Возможно, поездки Куинджи на Кавказ не так часты, как это кажется по множеству начатых и неоконченных работ. Известно, что он выезжал к Эльбрусу, предпринял путешествие через Владикавказ по Дарьяльскому ущелью между 1890-1895 годами, а затем несколько позже – к высочайшей кавказской вершине Казбеку.
Последний раз художник побывал на Кавказе в 1909 году, когда 18 мая впервые по Военно-Грузинской дороге открылось автомобильное движение. Путешествие совершалось на 12-местных пассажирских автобусах I класса. Билет приобретался в гостинице «Гранд-отель».
Куинджи проникся своеобразием природы Кавказа, оставившей яркий след не только в его сознании, но и в творчестве этого времени: «Казбек», «Казбек. Горный пейзаж», «Горы (Дарьяльское ущелье)», «Горы», «Пейзаж с всадником», «Горный пейзаж», «Снежные вершины гор. Кавказ (Солнечный день)», «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь».
Людмила Тандуева, главный библиограф отдела краеведения
Творчество Куинджи
С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги.
Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.
В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году — две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 — знаменитую «Украинскую ночь». Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ.
В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.
В 1878 выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников. В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.
В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре».
После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.
В академии Куинджи сошелся с Репиным, В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.
Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.
Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.
Эльбрус. Лунная ночь (Этюд)
1890-1895, холст, масло, 97 х 181 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Эльбрус. Лунная ночь» — это этюд Архипа Куинджи на тему природы Кавказа. Набросок считается подготовительной работой перед написанием картины. Он выполнен масляными красками по бумаге.
К лунному свету русский художник всегда относился с трепетом. Ночью открываются сокровенные тайны природы и суть вещей – считал он. Вершина горного хребта и долина реки в поздний час представляются совершенно иначе. Света звезд и ночного светила достаточно, чтобы разглядеть скалы и снежную шапку Эльбруса. Это самый большой в европейской части континента вулкан, который спит крепким сном. Величие природы и хрупкость человеческой жизни – главная тема полотна.
Куинджи – достойный ученик Ивана Айвазовского. У старшего товарища Архип Иванович перенял силу, глубину и значимость красок. Холодные серебристые оттенки способны передать не только климат и явления природы, но также загадку мироздания. Цветовые решения создают объемное пространство, достойное величия гор. На границе света и тени заметна резкая граница и контраст цветов мы видим. Несмотря на сдержанные тона, в деталях можно обнаружить почти всю доступную автору палитру.
Лунный свет – особая материя. В отличие от известной «Ночи над Днепром» зритель не видит луну. Источника света нет, но интуитивно чувствуется его расположение в левом верхнем углу. Ночные метаморфозы на этом не заканчиваются
Обратите внимание: река на дне ущелья отражает свет не луны, а снежной вершины
Горная вершина возвышается, и ее видно на много километров. Этим и воспользовался художник в попытке передать величие и могущество гиганта. Покрытый толстым снегом вулкан уже долгие годы молчит. Было время, когда Эльбрус боялись, на него смотрели, как на угрозу. Теперь он расплачивается за этот страх, даря людям уверенность в своей защите. Днем и ночью, служа сторожевой башней, вулкан охраняет тех, кто поверил ему. Тихая луна в благодарность за службу, одаривает своим холодным, ярко-белым светом вершину. Горная речушка стекает с высоты, неся людям источник жизни.
Изобразив грандиозное величие Эльбруса, как показатель благоговения живописца перед этим гигантом, Куинджи внушает это чувство и зрителям. Я потрясена видом, вершины, и то, какую роль автор прописал своей любимице. Картина заслуживает благодарных отзывов.
Являясь художественным этюдом, полотно великолепно отражает чувства и эмоции, чего и хотел достичь Куинджи.