Иван крамской — биография, новости, личная жизнь

Художник иван крамской: галерея картин, биография крамского

Портрет Салтыкова-Щедрина. Описание картины Ивана Крамского «Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина»

Для галереи Третьякова Иван Крамской по заказу выполнял серию работ в жанре портрета. Изображать на полотнах нужно было деятелей русской культуры. Неслучайно попал в этот список М. Салтыков-Щедрин – человек большого ума, писатель разножанровой литературы, в частности, сатирических обличительных произведений о событиях в обществе России.

С первого взгляда на портрет Щедрина бросается в глаза четкая контрастность лица и рук с пиджаком, фоном и столом, на который облокачивается писатель. Намеренно Крамской озаряет светлыми красками выражение лица с подробно изображенными мимическими движениями и сплетение рук, неспокойных, напряженных. Неравнодушная душа мыслителя читается в этих чертах, его обеспокоенность судьбой народа и личная ответственность за нее.

Работа над картиной была начата зимой 1877 года. Вскоре творение кисти было готово к представлению публике. Но Третьяков изъявил желание, чтобы портрет охватывал не только голову Салтыкова-Щедрина, но и кисти, ведь в начальной версии их не было. Портретист мастерски исполнил пожелание, и в 1879 году полотно поступило в галерею.

Фигура писателя изображена в кажущемся полном спокойствии, лишь во взгляде и подробно прорисованных деталях просматриваются бурные потоки движущейся души. Целью художника было показать образ глубоко мыслящего человека. И наряду с иными картинами в портрете Салтыкова-Щедрина реализовать задачу удалось великолепно.

Люди, знакомые с творчеством писателя, сразу узнают его на полотне по взыскующему взгляду, негодованию в слегка сдвинутых бровях и по огромной душевной силе. В облике деятеля культуры мы видим понимание жизни и несокрушимую волю. Великий русский публицист предстает зрителям человеком, целиком посвятившим собственную личность и время служению на благо общества.

Второй потрет Веры Николаевны

В 1879 году, в том же Кунцеве, Крамской написал другой, поколенный портрет госпожи Третьяковой, на балконе.

Создание второго портрета своей мамы опять описала Александра Боткина: «Портрет Веры Николаевны писался на балконе. Вера Николаевна сидела в дверях, сзади неё стояли ширмы, служившие тёмным фоном, а также защищавшие Веру Николаевну от тяги, бывающей при разнице температуры воздуха в комнате и во дворе… Освещена она была натуральным светом из сада и с неба».

Этот портрет, где модель была изображена на однотонном фоне, в скромном платье и головном уборе, с руками, сложенными на коленях, со спокойным взглядом, устремлённым на зрителя, Александре Павловне нравился больше предыдущего. По её мнению, лучше всего были переданы глаза: «…слегка близорукие и слегка улыбающиеся».

Павел Михайлович приобрёл оба портрета, которые и сегодня находятся в собрании Третьяковской галереи.

Самые дорогие картины Валентина Серова

Картины Серова высоко ценятся на международных аукционах и нередко уходят с них в частные коллекции по высоким ценам. За последние двадцать лет в период с 2000 года оборот продаж работ художника составил 25 млн долларов суммарно за 83 картины. Посмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.

Рекорд принадлежит картине «Портрет Марии Цетлиной», которая наделала много шума на аукционе Christie’s. Появление здесь в 2014 году полотна такого большого значения стало полной неожиданностью. Обычно такие холсты висят в музеях и крайне редко оказываются на торгах. И именно из музея портрет попал на аукцион вот по какой причине. Картина украшала один из музеев города Рамат-Ган (Израиль), куда она попала после смерти наследников Цетлиной. Так как музеи города пришли в упадок, городские власти решили выставить некоторые работы на аукцион, чтобы на вырученные средства поправить положение. Местным жителям такой подход совсем не понравился, и они устроили забастовку. Однако эта мера не помешала холсту попасть на торги, причем ушел он с молотка за баснословные 14,5 млн долларов. Так как эта сумма оказалась в 4 раза больше ожидаемой прибыли, власти пообещали построить в городе новый музей русского искусства.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

Не меньшей неожиданностью для аукциона стал и портрет Оскара и Розы Грузенберг. На нем запечатлен знаменитый юрист, которого называли защитником угнетенных, Оскар Грузенберг и его супруга Роза. Репродукция этой картины неоднократно появлялась в монографиях о художнике. При этом копия была черно-белой, так как местонахождение оригинала никто не знал. Как выяснилось на аукционе, портрет все это время оставался в семье Грузенберг и был выставлен на торги правнучкой пары с портрета. Картину продавали в 2012 году на аукционе Fine Art Auctions в Майами.

Эксперты были весьма удивлены, что такая масштабная работа предлагалась на малоизвестном аукционе всего за 150-200 тысяч долларов. Однако покупатели по достоинству оценили это произведение и бились до тех пор, пока цена не взлетела в десятки раз и не достигла планки 4,67 млн долларов.

В. Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910 г.

Третьей работой стал портрет Прасковьи Мамонтовой, выполненный художником в те же годы, что и знаменитая картина «Девочка с персиками». На портрете изображена Прасковья — двоюродная сестра Веры Мамонтовой (той самой Веры, что позировала Серову в усадьбе Мамонтовых для «Девочки с персиками»). Этой картине не суждено было стать столь известной: то ли выражение лица девочки не способствовало этому, то ли мрачные тона, из-за чего в картине не ощущалось легкости момента, как в работе «Девочка с персиками». Однако это произведение имеет высокую ценность по другим причинам: оно не только демонстрирует известную семью Мамонтовых, но и является отличным образцом ранней живописи Серова, который уже в свои двадцать с небольшим лет создавал картины высокого уровня. Картина была выставлена на международных торгах Sotheby’s в 2012 году и ушла за 1,9 млн долларов.

В. Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889 г.

Мы рассмотрели только тройку наиболее крупных уходов, остальные продажи можно посмотреть в каталогах аукционных домов, в частности найти их на Sotheby’s и Christie’s. Заметим, что картины Серова появляются на аукционах достаточно редко. Как мы писали выше, за последние двадцать лет на аукционах было продано только 83 картины, а выставлено — 130.

Прекрасные работы талантливого живописца Валентина Серова можно перечислять и описывать еще долго. Хотя мастер ушел из жизни в самом расцвете лет, его наследие очень велико и сегодня восхищает зрителей не меньше, чем в годы работы художника.

О чем писал Салтыков-Щедрин. Политическая сатира в сказках писателя

И.С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова:

«В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьёзный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы».

Всё это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки — это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич, серый волк), художественные приёмы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза). Сказки Салтыкова-Щедрина имеют фольклорную основу — сказки о животных, но это только форма. По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.

Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио «Роман о Лисе». Лис в этой истории — мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников — волка, медведя, льва, и тогда читатель сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых — кур, зайца, он получает заслуженное наказание.

Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), в них отсутствует образ положительного героя.

При этом сказки не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII века, но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX века. Сам Салтыков-Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорил:

«…Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности».

Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались «премудрые пескари», жестокие хищные волки. Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную уже нам, живущим столько лет спустя, действительность. Рассмотрим некоторые сказки более подробно.

Два художника увековечили друг друга

    По словам художника, его многое поразило в облике и образе мыслей Толстого

Он почувствовал, что с Толстым происходит что-то важное. Наверное, именно поэтому ему удалось уловить выражение и общую атмосферу того времени, когда Толстой начинал работу над своим «романом из современной жизни», как он называл «Анну Каренину»

   В своём письме к Илье Репину художник скажет: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провёл с ним несколько дней и, признаюсь, был всё время в возбуждённом состоянии даже. На гения смахивает».

  Надо сказать, что художник и модель понравились друг другу. Более того, Льва Николаевича очень увлекла «очень хорошая и художническая натура» Крамского.

    Во время длительных сеансов они много общались. Говорили об «избрании пути» в жизни и искусстве, «старых мастерах», новом отношении к живописи, правде творчества и просвещении народа… К слову, некоторые из этих разговоров потом нашли своё отражение на страницах романа «Анна Каренина», а сам Крамской там показан под именем художника Михайлова…

      Вот так эти два художника увековечили друг друга для потомков навсегда. Ну а мы можем видеть портрет Льва Толстого в Третьяковской галерее, а при желании съездить в его усадьбу под Тулой, чтобы лишний раз убедиться — обе работы великолепны!

Наталья Швец

Репродукция портрета Льва Толстого работы Ивана Крамского

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Особое место среди портретов занимает эта работа Ильи Репина»

Липовая роща за спиной

Павел Михайлович был рад предстоящей встрече: «Вы надеетесь, что я буду терпеливо ждать приведения в порядок портрета жены? Ещё бы не быть терпеливым, когда обещается такое удовольствие, как двухнедельное общество Вашей особы, за это можно и потерпеть!».

Как ни странно, но вновь ничего не получилось. Просто добротный портрет дамы в модном платье, за спиной которой липовая роща. Этот образ не понравился Третьяковым. Как потом писала дочь модели Александра Боткина: «Я помню, мы были смущены и разочарованы. Вместо любимой красной шали на её руке шарф – белый, с голубыми полосками; вместо лета – осень; и сама она стала меньше, тише, менее жизнерадостной, но, может быть, более интимной, более близкой»…

«Всадница», К. Брюллов (Зал №9)

При посещении Третьяковской галереи первым пунктом вашего маршрута может стать «Всадница» Карла Брюллова. Полотно было написано по заказу графини Юлии Самойловой, с которой живописца связывали давние дружеские и романтические отношения. На картине — её воспитанницы Джованнина и Амацилия. Впервые в истории живописи молодая девушка была изображена в стиле парадных портретов военачальников и императоров. До Брюллова никто на такое не осмеливался. Также автор будто бы пренебрегает законами физики. Лошадь, на которой скачет всадница, начинает вставать на дыбы. Лицо и положение тела Джованнины невозмутимы, кудри в её прическе статичны, хотя должны были бы развеваться на ветру. Вероятно, целью художника было передать личные черты всадницы, её гармоничность и спокойствие, а также показать незыблемость красоты в изменчивом мире.

Фото: Shakko, CC BY-SA 4.0

«Княжна Тараканова», К. Флавицкий (Зал №16)

Константин Флавицкий за это самое известное своё произведение получил звание профессора исторической живописи. Однако княжна предстаёт на картине в не совсем исторически достоверном облике. В бальном платье, полураздетая, с отчаянием и ужасом на лице, явно раскаиваясь в содеянном, Тараканова вжимается в стену темницы, пытаясь спастись от потопа. В реальной жизни кончина Елизаветы — той самой княжны Таракановой — не была настолько трагичной. Она умерла от болезни лёгких, находясь под стражей по повелению Екатерины II за то, что выдавала себя за незаконнорожденную дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовала на российский престол.

Художник употребил всё своё влияние

  Вначале Лев Николаевич категорично отказался позировать. Крамской, как просил Третьяков, «употребил всё свое могущество». Главным аргументом послужил такой — через тридцать или сорок лет портрет будет обязательно написан, но тогда все будут жалеть, что он не сделан своевременно…

     Услышав подобное, писатель призадумался.  Заметив колебание, художник вновь пошёл в атаку. «Я начал делать ему уступки, — сообщит Крамской заказчику, — и дошёл до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».

    Сеансы проводились в доме, а сам художник работал сразу на двух холстах. Потом Софья Андреевна напишет своей матери: «У нас теперь всякий день бывает художник живописец Крамской, и пишет два Лёвочкиных портрета масляными красками… Замечательно похоже, смотреть даже страшно».

Примечания

. И.Е. Репин. Далекое близкое. Л., 1986, с. 183.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 2. М., 1965—1966, с. 150.

. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887. Спб., 1888, с. 21.

. Все претенденты на медаль назвались «историками». Право на получение диплома на звание классных художников предоставляло им обладание малой золотой медалью.

. Отдел рукописей ГТГ, ф. 16, ед. хр. 16, л. 20.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 182.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965, с. 407.

. Там же, т. 2, с. 192.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 433; т.3, с. 600.

. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 14, д. 85, л. 9.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 288.

. В. Чуйко. Русский художник в качестве критика. — Наблюдатель, 1889, январь, с. 326.

. Там же, с. 324.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 84.

. ГРМ. Сектор рукописей, ф. 15, ед. хр. 1, л. 17.

. Там же, л. 23 об.; 32 об.

. Устав Товарищества передвижных художественных выставок, утвержденный министром внутренних дел 2 ноября 1870 г.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. Так, например, уже в конце 1860-х гг. Крамской привлекался к работе комиссии, назначенной для пересмотра устава Академии художеств. С 1872 по 1874 г. он состоял членом нового состава комиссии, председателем которой первоначально был конференц-секретарь Академии П.Ф. Исеев, а затем Ф.И. Иордан.

. См.: В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977, с. 177.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Об искусстве. Избранные статьи, рецензии, высказывания. М.—Л., 1949, с. 155.

. Художник-любитель. На своих ногах. — Дело, 1871, декабрь. Современное обозрение, с. 114.

. «Христос в пустыне». Картина И. Крамского. Неизданный этюд. И.А. Гончаров. Сообщил Д.И. Абрамович. — Начала, 1921, № 1, с. 201.

. В.М. Гаршин. Письма. 1934, с. 153, 154.

. Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 67. М., 1955, с. 175.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 288, 289.

. И.Е. Репин. Далекое близкое, с. 176.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 235.

. Там же, с. 120.

. Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. М., 1953, с. 64.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 238.

. Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973, с. 219.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 203, 204.

. В.В. Стасов. Избр. соч. Т. 2. М.—Л., 1952, с. 471.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 366.

. Там же, т. 1, с. 81.

. Там же, т. 2, с. 230.

. Там же, с. 356.

. Там же, т. 1, с. 352.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 207.

. Там же.

. Там же, с. 351.

. Отдел рукописей ПТ, ф. 1, ед. хр. 1143.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, с. 126.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 345.

. Там же, с. 329.

. Там же, с. 331.

. Там же, с. 364.

. Там же, с. 268.

. Там же, с. 472.

. Анри Перрюшшо. Тулуз-Лотрек. М., 1969, с. 51.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312 и 263.

. Там же, с. 336.

. Там же, с. 345, 348.

. Там же, с. 348.

. Там же, с. 351.

. Переписка И.Н. Крамского. Переписка с художниками. Т. 2. М., 1954, с. 317.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 276.

. М.П. Мусоргский. Письма к В.В. Стасову. Спб., 1911, с. 111.

. См.: Иван Николаевич Крамской. 1837—1887. Каталог выставки к столетию со дня рождения. Под общей редакцией Н.М. Щекотова. М.—Л., 1937, с. 14.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 360.

. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965, с. 181.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 233.

. Там же, с. 427.

. Там же, т. 2, с. 125.

. Там же, с. 98.

. Там же, т. 1, с. 380.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Указ. соч., с. 165.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 460.

. Там же, с. 387, 388.

. Там же, с. 262.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 298.

. Цит. по: там же, с. 227.

. Там же, т. 2, с. 59.

. Там же, с. 190.

. Там же, с. 139.

. Там же, с. 81.

. Об этом, в частности, свидетельствовал сын художника А.И. Крамской. — См.: ЦГАЛИ, ф. 783; С.Н. Гольдштейн. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 341.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 219.

. Там же, т. 2, с. 96.

. П. Боборыкин. Крамской и Репин. — Новости и биржевая газета, 1883, 24 марта.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312.

. Там же, т. 2, с. 138, 139.

. Там же, с. 141.

. Художественные новости, 1887, № 7, 1 апреля.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 332.

. А.П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Т. 2. М., 1975, с. 230.

  К оглавлению Следующая страница

Вечная любовь

Жена никогда не препятствовала его деятельности и не упрекала в этих тратах, даже если они были чрезмерными – как, например, когда он приобрёл для галереи «Туркестанскую серию» Верещагина за 90 тысяч рублей (ровно столько составляло приданое Веры Николаевны). «Если ты доволен мной, дорогой мой, то я ещё больше дорожу любовью такого драгоценного человека», – говорила она мужу.

В 1887 г. в семье случилось несчастье: от скарлатины умер младший сын, и Третьяков лишился единственного наследника. Его второй сын Михаил страдал слабоумием, поэтому передать дело было некому. В 1892 г. умер и младший брат Павла Михайловича — Сергей. После этих трагических событий Третьяков замкнулся в себе, стал молчаливым и угрюмым. В том же году он передал галерею в дар городу, оставшись её попечителем. Император пожаловал меценату дворянский титул, но он не захотел отказываться от своего купеческого происхождения и не принял его.

Павел Михайловчи Третьяков скончался 4 (16) декабря 1898 года, через 3 месяца умерла его жена Вера Николаевна.

Портрет В.Н. Третьяковой Портрет В.Н. Третьяковой. 1876 г. ГТГ

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

  • Использование в ar.wikipedia.org
    • الأدب الروسي
    • ميخائيل سالتيكوف شيدرين
  • Использование в arz.wikipedia.org
  • Использование в avk.wikipedia.org
  • Использование в azb.wikipedia.org
  • Использование в az.wikipedia.org
  • Использование в ba.wikipedia.org
  • Использование в be-tarask.wikipedia.org
  • Использование в be.wikipedia.org
  • Использование в bn.wikipedia.org
  • Использование в ca.wikipedia.org
    • Literatura russa
    • Mikhaïl Saltikov-Sxedrín
  • Использование в cs.wikipedia.org
  • Использование в cv.wikipedia.org
  • Использование в de.wikipedia.org
  • Использование в de.wikiquote.org
  • Использование в el.wikipedia.org
  • Использование в en.wikipedia.org
    • Russian literature
    • Mikhail Saltykov-Shchedrin
  • Использование в en.wikibooks.org
  • Использование в en.wikisource.org
  • Использование в eo.wikipedia.org
  • Использование в eo.wikiquote.org
  • Использование в eo.wikisource.org
  • Использование в es.wikipedia.org
  • Использование в eu.wikipedia.org
  • Использование в fa.wikipedia.org
    • فهرست نویسندگان روس
    • میخائیل سالتیکوف-شچدرین
  • Использование в fi.wikipedia.org
  • Использование в fr.wikipedia.org
    • Littérature russe
    • Mikhaïl Saltykov-Chtchedrine
    • Utilisateur:BOTijo/Images for biographies/2
    • Annales de la Patrie
    • Modèle:Infobox Biographie2/Test
    • Utilisateur:TomT0m/TestsBio2
  • Использование в fr.wikisource.org
  • Использование в fy.wikipedia.org
  • Использование в he.wikipedia.org
  • Использование в hu.wikipedia.org
  • Использование в hy.wikipedia.org
  • Использование в id.wikipedia.org
  • Использование в incubator.wikimedia.org
  • Использование в it.wikipedia.org
  • Использование в ja.wikipedia.org
  • Использование в ka.wikipedia.org
  • Использование в ko.wikipedia.org
  • Использование в la.wikipedia.org
    • Michael Saltykov-Ščedrin
    • Litterae Russicae
  • Использование в lt.wikiquote.org

Просмотреть глобальное использование этого файла.

Работа заняла несколько лет

Однако портрет давался художнику с трудом, и работа растянулась на несколько лет. Крамской никак не мог достичь желаемого результата, хорошо ещё, что заказчик не торопил… На портрете менялись времена года, липовая роща то теряла листву, то наоборот, её обретала. Модель меняла фасон платья, цвет шали и зонтика, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица.

От милых смешных деталей, которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне о её детях, пришлось отказаться.

Через два года Иван Крамской, «бившийся» над удачным фоном, вдруг решил, что необходимо видеть Веру Николаевну в естественном освещении. «Теперь же я возьму преобладающий фон зелёный, а летом приеду на две недели в Москву, чтобы обработать в Кунцеве по натуре», — писал он Третьякову.

Маршрут на карте

Все эти картины расположены в порядке следования от зала к залу, чтобы не ходить по Третьяковской галерее кругами, а следовать от одной исторической эпохи в русской живописи к другой, от одного шедевра — к следующему. Чтобы не пропустить экспонаты, к которым необходимо сходить в первую очередь, можно проложить маршрут на карте галереи, скачав план экспозиции.

Если на посещение одного из крупнейших собраний русского искусства в России и мире у вас совсем мало времени, стоит заранее наметить маршрут. С помощью этого краткого гида по Третьяковской галерее вы не пропустите ни одного произведения искусства из тех, что нужно обязательно посмотреть.

Вера и Павел Третьяковы

Потомка старинного купеческого род Павла Третьякова друзья считали закоренелым холостяком. Ещё бы! Ему уже тридцать два, а он и не собирается жениться. Живёт с матушкой Александрой Даниловной и во всём её слушается.

Друзья прозвали его «неулыбой», а за слишком затянувшуюся холостую жизнь – «архимандритом». Все почему-то были уверены — он так и останется один. И вдруг Павел Михайлович объявляет о своей помолвке с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой промышленника Саввы Мамонтова. Один из его друзей, услышав эту новость, воскликнул: «И в голову не приходило, что Вы умеете влюбляться!».

Надо сказать, что Вера Николаевна тоже выросла в купеческой семье, в которой все увлекались искусством. Только она любила музыку. Третьяков часто бывал на знаменитых музыкальных вечера и всё больше привязывался к двадцатилетней Вере, которая не блистала яркой красотой, зато поражала интеллектом и женственностью.

Через несколько месяцев, Павел Михайлович решился сделать предложение: «Сударыня, я задам вопрос, на который вы должны ответить откровенно». Вера ахнула: вот оно — объяснение в любви! Однако вместо этого жених промолвил: «Желаете ли вы жить с моею маменькой или вам было бы приятнее, чтоб мы жили с вами одни?» — отчеканил, заливаясь краской, жених. Тут уж пришлось краснеть маменьке. Однако она твёрдо высказала желание жить отдельно, чего маменька ей так и не смогла простить. Сын купил Александре Даниловне особнячок и каждое утро ездил здороваться…

Лицензирование

Это изображение является точной фотографической репродукцией оригинального двумерного произведения изобразительного искусства. Данное произведение изобразительного искусства само по себе находится в общественном достоянии по следующей причине:

Это произведение находится в общественном достоянии в тех странах, где срок охраны авторского права равен жизни автора плюс 100 лет и менее.

Вы также должны пометить это произведение одним из , чтобы указать причину, по которой оно находится в статусе общественного достояния в США.

Официальная , занятая «Фондом Викимедиа», заключается в том, что «точные репродукции двумерных произведений изобразительного искусства, находящихся в общественном достоянии, также находятся в общественном достоянии, и заявления об обратном представляют собой нападки на саму концепцию общественного достояния». Для получения подробной информации см. Commons:Когда использовать тег PD-Art.Эта фотографическая репродукция, следовательно, также считается находящейся в общественном достоянии.
Просим учитывать, что в зависимости от местного законодательства повторное использование этого контента может быть запрещено или ограничено в вашей юрисдикции. См. Commons:Когда использовать тег PD-Art.

Парадный портрет

При жизни Павла Михайловича парадный портрет его жены находился в экспозиции. В дальнейшем коллекция стала пополняться другими первоклассными произведениями художника. И при создании новых экспозиций в зале Крамского парадному портрету предпочитался прекрасный камерный портрет Веры Третьяковой, написанный в 1879 году. Он и сейчас висит справа от «Неутешного горя».

А первый портрет отправился в хранилище галереи и входит в экспозицию зала Крамского в тех случаях, когда покидают свои места картины больших размеров, такие, как «Христос в пустыне» или «Лунная ночь». За последние годы это случалось трижды, и каждый раз портрет экспонировался по полгода.

Кроме того, портрет три раза покидал стены галереи: в 1887 году, когда в Санкт-Петербурге была открыта посмертная выставка художника, а также в 1937 и 1887 годах. Это были выставки, посвящённые 100-летию и 150-летию со дня рождения Крамского в Москве и Ленинграде.

Портрета Толстого в коллекции не было

  Известный московский меценат Павел Третьяков очень хотел, чтобы в его коллекции были представлены портреты всех знаменитых писателей, бывших ему современниками. И все должны были быть написаны русскими художниками.

   У него уже были портреты Ивана Тургенева, Фёдора Достоевского, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина. Не хватало Льва Толстого. Однако писатель категорически был против и никак не соглашался позировать. Даже посредничество его друга, поэта Афанасия Фета не помогло.

   Тогда Третьяков попросил художника Ивана Крамского лично поехать в Ясную Поляну: «Прошу вас, сделайте одолжение для меня, употребите всё ваше могущество, чтобы добыть этот портрет».

    И Крамской отправился выполнять просьбу. Случилось это осенью 1873 года. Как раз в это время Лев Толстой собирался писать роман «Анна Каренина». В тот момент ему ни с кем не хотелось общаться, не говоря уже о том, чтобы позировать для своего портрета. Вот что говорил тогда сам о себе Толстой друзьям: «Я как запертая мельница»… Какие тут портреты, когда самому надо творить. Тут каждая минута дорога.

    Но Иван Николаевич обо всём этом не знал и смело отправился в имение. Поселившись рядом в Козельск-Засеке, он часто бывал в гостях у графа, где его принимали очень радушно.

    Однако во время первого визита с писателем встретиться не получилось. Родные сказали, что тот отлучился по делам. Художник отправился его искать. По пути ему встретился работник, рубивший дрова. Из разговора выяснилось, что это и был великий писатель…

Как создавалась картина «Тройка» Василия Перова

Картина «Тройка» входит в пятерку самых известных работ, созданных художником-передвижником Василием Перовым. В ней он рассматривает социально значимую тему, связанную с эксплуатацией детского труда. Перов очень тщательно выбирал героев для своей картины «Тройка», несколько месяцев ему не удавалось отыскать подходящих моделей.

Василий Перов. Картина «Тройка»

Картину «Тройка», написанную Перовым, искусствоведы называют одним из наиболее эмоциональных полотен. Сейчас посмотреть на художественный шедевр, о котором много говорили в XIX веке, можно в Третьяковской галерее.

Картина «Тройка» Василия Перова — не первая работа художника-передвижника, рассказывающая о тяжелой судьбе крестьянских ребятишек. Этой теме посвящены «Дети-сироты на кладбище» (1864), «Мальчик-мастеровой» (1865), «Савояр (1864), «Спящие дети» (1870). Они также находятся в экспозициях Третьяковки.

Василий Перов. Картина «Дети-сироты на кладбище» Василий Перов. Картина «Мальчик-мастеровой» Василий Перов. Картина «Савояр» Василий Перов. Картина «Спящие дети»

«Тройка» — лучшая жанровая картина Перова

1860-е годы — наиболее продуктивное время в творчестве художника-передвижника. В это время он написал несколько своих лучших работ, вошедших в историю искусства. Много сделал для развития русской жанровой живописи.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин (Зал №30)

К созданию этой зловещей картины Илью Репина подтолкнули не менее жуткие события — покушение на Александра II и последовавшие за ним казни зачинщиков. Красные тона на холсте повсюду — в богатых коврах, в узорах на стенах и, конечно, в крови. Создаётся впечатление, что кровь залила всё пространство. Полотно всегда преследовала дурная слава. С самого его создания его хотели запретить то члены Святейшего Синода, то некие группы патриотически настроенных граждан. В 1913 году на «Ивана Грозного» совершили первое покушение. В мае 2018 года с картиной произошла ещё одна катастрофа: её в трёх местах при помощи металлического ограждения повредил вандал. Реставрацию завершили в мае 2022 года.

«Грачи прилетели», А. Саврасов (Зал №18)

Становление пейзажной школы в России началось с ещё одного передвижника — Алексея Саврасова. Его самое известное полотно «Грачи прилетели» можно увидеть в Третьяковской галерее. На холсте — типичный русский пейзаж: берёзы, деревушка с храмом, начало половодья, тающий снег и прилетевшие птицы, знаменующие начало весны. Зарисовки для картины Алексей Саврасов делал близ Костромы в селе Молитвино. Пётр Третьяков купил «Грачей» ещё до того, как картина впервые была представлена на выставке. Впоследствии это вызвало недовольство императрицы Марии Александровны — ей пришлось довольствоваться только копией.

Салтыков-Щедрин личная жизнь. Творчество Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин является одним из наиболее ярких представителей сатиры в русской литературе . Он обладал тонким чувством юмора и умел блестяще передавать его на бумаге.

Интересен факт, что именно им были придуманы такие выражения, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

Один из самых популярных портретов писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина

После того, как Салтыков-Щедрин возвратился из ссылки в Петербург , он опубликовал сборник рассказов «Губернские очерки» под именем Николая Щедрина.

Стоит заметить, что даже после того, как он приобрел всероссийскую популярность, многие его почитатели будут вспоминать именно это произведение.

В своих рассказах Салтыков-Щедрин изобразил множество разных героев, которые, по его мнению, являлись яркими представителями русского народа .

В 1870 г. Салтыков-Щедрин написал один из наиболее известных рассказов в своей биографии – «История одного города».

Стоит заметить, что данное произведение изначально не было оценено по достоинству, поскольку в нем присутствовала масса аллегорий и необычных сравнений.

Некоторые критики даже обвинили Михаила Евграфовича в намеренном искажении исторических фактов . В рассказе были представлены простые люди разного ума и характера , которые беспрекословно подчинялись власти.

В скором времени из-под пера Салтыкова-Щедрина вышла очень интересная и глубокая по содержанию сказка «Премудрый пискарь». В ней рассказывалось о всего боящемся пискаре, который до самой смерти прожил в страхе и одиночестве.

Затем он начал работать редактором в издании «Отечественные записки», владельцем которого был Николай Некрасов . В этом журнале, помимо своих прямых обязанностей, Михаил Салтыков-Щедрин также публиковал собственные произведения.

В журнале впервые были опубликованы наиболее выдающиеся произведения русской литературы 1840-х годов – стихотворения и повести Лермонтова , произведения Достоевского и Островского  (см. интересные факты об Островском ).

В 1880 г. Салтыков-Щедрин написал гениальный роман «Господа Головлевы». В нем рассказывалось о семье, которая всю сознательную жизнь думала только об увеличении своего капитала. В конечном счете это привело все семейство к духовному и моральному разложению.

«Незнакомка», И. Крамской (Зал №20)

Удивление ждёт посетителя Третьяковской галереи сразу же: попытка найти картину Ивана Крамского «Незнакомка» не увенчается успехом. Всё потому, что правильное название — «Неизвестная». Полотно шокировало общественность на XI выставке передвижников, поскольку изображённая на картине дама явно принадлежала к полусвету. Она одета роскошно, по последней моде, выглядит самоуверенной, вызывающей и в чём-то даже демонической. Из-за «красоты порока» на посещение выставки был установлен возрастной ценз 16+. О «Неизвестной» «Незнакомке» всегда говорили в связи с литературой и поэзией. «Незнакомкой» считали то Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского, то толстовскую Анну Каренину. А уж какое число изданий иллюстрировало этой картиной стихотворение Блока «Незнакомка», и сосчитать сложно. Современники Ивана Крамского думали, что это дочь художника София, любовница императора Александра II Екатерина Долгорукова или даже некая крестьянка Матрёна. Но сам живописец всегда отвечал: «На картине — неизвестная».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: