Аньоло Дони и Маддалена Строцци. 1506 г.
Рафаэль. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью из Флоренции. Был ценителем искусства. Рафаэлю на собственную свадьбу он заказал свой портрет и портрет молодой жены.
В это же время во Флоренции жил и работал Леонардо да Винчи. Его портреты произвели сильное впечатление на Рафаэля. Именно в свадебных портретах четы Дони чувствуется сильное влияние да Винчи. Маддалена Строцци напоминает Мону Лизу.
Слева: Рафаэль. Портрет Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия. Справа: Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.
Тот же поворот. Так же сложены руки. Только Леонардо да Винчи создавал на картине полумрак. Рафаэль же остался верен ярким цветам и пейзажу в духе своего учителя .
Вазари, современник Рафаэля и Аньоло Дони, писал, что последний был скупым человеком. Единственное, на что он не жалел денег, это искусство. Скорее всего ему пришлось раскошелиться. Рафаэль знал себе цену и требовал за свою работу сполна.
Известен один случай. Как-то Рафаэль выполнил заказ на несколько фресок в доме Агостино Киджи. По договорённости ему должны были заплатить 500 экю. По завершению работы художник запросил денег в два раза больше. Заказчик был в недоумении.
Он попросил Микеланджело посмотреть фрески и дать свое экспортное мнение. Действительно ли фрески стоят столько, сколько запрашивает Рафаэль. Киджи рассчитывал на поддержку Микеланджело. Ведь тот недолюбливал других художников. Рафаэля в том числе.
Микеланджело не смог руководствоваться неприязнью. И оценил работу по достоинству. Показав пальцем на голову одной сивиллы (предсказательницы), он произнёс, что лишь одна эта голова стоит 100 экю. Остальные же по его мнению не хуже.
Работы художника
Галатея
Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.
Освобождение Святого Петра
Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.
Обручение Девы Марии
Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.
Сикстинская мадонна
Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.
Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502
Дерево, масло. 45 х 31 см. Галерея Боргезе, Рим
Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. 1502), приписывался Гольбейну, а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Его тип несколько идеализирован благодаря прекрасному моделированию объемов, распущенным волосам и живому выражению лица. Такой подход к портрету сильно отличается от реалистического стиля северных художников, которые стремились передавать с полной достоверностью все детали лица, не исключая и дефектов.
Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502
Зрелое творчество
В 1508 году Рафаэль переезжает в Рим, где проживет до самой смерти.
При содействии друзей-художников он становится официальным живописцем папского двора. Ему поручают работу над фресками в парадных покоях (станцах) в Ватикане.
Маэстро расписывает 4 зала по 4 стены. В своих произведениях он отражает виды человеческой деятельности: богословию, юриспруденцию, поэзию и философию.
Исследователи приводят следующие изображенные в станцах картины Рафаэля Санти с названиями и описаниями:
- На фреске «Парнас» изображен Аполлон с Музами и знаменитыми древнегреческими и итальянскими поэтами.
- «Афинская школа» — это композиция из 50 фигур, где представлены известные философы древности. Во многих из них можно узнать черты современников художника. Так, в облике Платона виден Леонардо да Винчи, в Гераклите — Микеланджело, Птолемей похож на самого Рафаэля.
- «Диспута» — беседа на земле и небе о таинстве Причастия.
- «Мудрость, Умеренность и Сила» — аллегорическое изображение добродетелей в виде прекрасных женщин.
https://youtube.com/watch?v=_PMe_U1KvNI
Сменивший Юлия II папа Лев X также восхищался творчеством Рафаэля. Он предложил ему продолжить роспись ватиканского дворца. Тогда же по заказу папы художник создает картины для шпалер, предназначенных для оформления Сикстинской Капеллы. В 1515 году по решению главы церкви Рафаэль был назначен главным архитектором строящегося Собора Святого Павла.
Одновременно художник продолжил создание изображений мадонн, число которых возросло до 42. Среди них самое известное произведение эпохи Ренессанса — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, написанная для монастыря Святого Сикста. Это картина стала самым совершенным творением художника. Она и сегодня поражает зрителей внутренним ритмом и гармонией.
Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505
Дерево, масло. 47 х 35 см. Галерея Уффици, Флоренция
Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля
Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля
Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505
Считалось, что на этом портрете изображён Франческо Мария делла Ровере, и это мнение, видимо, справедливо: портрет попал во Флоренцию с наследием делла Ровере в 1631, при браке Виттории делла Ровере с будущим великим князем Фердинандом II.
Римские портреты Рафаэля
В 1508 г. Рафаэль по приглашению Юлия II приезжает в Рим и с тех пор до самой смерти живет в этом городе. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает совершенства. Портреты римского периода в большинстве изображают приближённых папы Юлия II и самого папы. Эти портреты отличаются глубоким психологизмом, неповторимой индивидуальностью и в то же время идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством
Художник отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на портретируемом
К этому периоду относят 13 портретов, из них атрибуция Рафаэлю одного вызывает споры, а две работы утрачены.
Рафаэль Санти «Портрет Бальдассаре Кастильоне (1515) Масло, доска. 82х67. Лувр (Париж, Франция)
Архитектура
Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте, именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений.
К сожалению, немногие из строительных замыслов великого мастера существуют по сей день: некоторые из планов Рафаэля не были осуществлены из-за его смерти, а некоторые из уже построенных проектов были либо снесены, либо перемещены и переделаны.
Руке Рафаэля принадлежит план внутреннего двора Ватикана и расписных лоджий, выходящих в его сторону, а также круглой церкви Sant’ Eligio degli Orefici и одной из капелл в церкви Святой Марии дель Попполо.
Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506
Дерево, масло. 63 х 45 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция
Портрет Аньоло Дони составляет пару с изображением его жены, Маддалены Дони, автором которого тоже является Рафаэль.
Купец Аньоло Дони женился Маддалене Строцци в 1503 году, но портреты Рафаэля, вероятно, были выполнены в 1506, в период, когда художник пристально изучал искусство Леонардо да Винчи. Композиция портретов напоминает : фигуры представлены так же в отношении картинной плоскости. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой
Но низкий горизонт фонового пейзажа концентрирует внимание зрителя на человеческой фигуре, обеспечивая равномерный свет, который намечает поверхности и объемы. Эта связь между ландшафтом и фигурой сильно контрастирует с впечатляющим подходом Леонардо, у которого природа как бы грозит человеку
Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506
Но больше всего «Портрет Аньоло Дони» отличает от работ Леонардо чувство спокойствия, которое не ослабляется даже пристальным вниманием художника к подробностям одежды и ювелирных украшений (оно призвано подчеркнуть богатство семейной пары). Все элементы, даже второстепенные, работают с целью создать общее настроение
Портреты Аньоло и Маддалены Дони, связанные не только семейным родством тех, кто на них изображён, но и очевидной стилистической однородностью, знаменуют начало творческой зрелости Рафаэля. Эти два портрета, упоминаемые Вазари, находились поначалу в шарнирной раме и могли «открываться и закрываться», как книга. В эпоху Возрождения была очень популярна такая форма портретов-диптихов
Портрет мужчины, как правило, помещался слева, на стороне, более важной в геральдическом смысле
Рафаэль. Автопортрет, 1506
Дерево, масло. 45 х 33 см. Галерея Уффици, Флоренция
Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. Мягкий свет, который пронизывает портрет, напоминает живопись Леонардо да Винчи, но беспокойные и проблемные элементы, которые всегда наличествуют в образном поиске Леонардо, здесь отсутствуют. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности.
Рафаэль. Автопортрет, 1506
ВЕЛИКИЙ МАСТЕР СИНТЕЗА
В работах Рафаэля, созданных им в зрелом возрасте, просматривается удивительная способность художника синтезировать в своём творчестве все лучшие достижения как старых, так и современных ему мастеров, и, в первую очередь, Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Рафаэль был одним из трёх величайших художников эпохи Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Это было замечательное время, когда – по оценкам современников и исследователей последующих поколений – итальянское искусство достигло в своём развитии вершины величия и гармонии. Леонардо и Микеланджело традиционно считаются великими художниками-новаторами того времени, в то время как Рафаэль воспринимается чаще всего как мастер синтеза, художник, способный с необычайным изяществом соединять и совершенствовать чужие идеи. Джошуа Рейнольдс, один из наиболее выдающихся художников XVIII века, подытожил мнение о Рафаэле, когда написал: «Он использовал в своём творчестве столько образцов, что, в конце концов, сам сделался образцом для процветающих художников: всегда имитирующих и всегда оригинальных».
Сбалансированность манеры Рафаэля отражает основные черты его характера, столь резко отличавшегося от характеров двух его выдающихся современников. Если Леонардо и Микеланджело предпочитали писать в одиночестве, с головой уходя в работу, то Рафаэль никогда не уклонялся от общества, и в одном письме, датированным 1504 годом, его называют «отзывчивым и хорошо воспитанным». Работы Рафаэля не поражают интеллектуальной сложностью, как картины Леонардо, не удивляют мощью, как творения Микеланджело, но зато они полны здоровым, спокойным чувством собственного достоинства.
Джорджо Вазари, великий хроникёр искусства эпохи Ренессанса, отмечал это отсутствие крайностей в творчестве Рафаэля и полагал, что в силу этого его работы окажутся менее долговечными, чем творения Леонардо и Микеланджело. Он писал, что, «хотя многие считают, что он (Рафаэль) превзошёл Леонардо в свежести и лёгкости письма, ему никогда не достичь его возвышенности и величия» и что Рафаэль сам «в невозможности сравняться с Микеланджело в его умении изображать обнажённую натуру». Впрочем, многие критики последующих веков были склонны видеть в отсутствии крайностей сильную сторону творчества Рафаэля: некоторые художники могли превосходить его в определённых областях, — например, Тициан считался лучшим колористом, однако ни он, ни кто-либо другой не смогли выработать такой сбалансированной манеры письма, как у Рафаэля.
Аньоло Дони и Маддалена Строцци. 1506 г.
Рафаэль. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью из Флоренции. Был ценителем искусства. Рафаэлю на собственную свадьбу он заказал свой портрет и портрет молодой жены.
В это же время во Флоренции жил и работал Леонардо да Винчи. Его портреты произвели сильное впечатление на Рафаэля. Именно в свадебных портретах четы Дони чувствуется сильное влияние да Винчи. Маддалена Строцци напоминает Мону Лизу.
Слева: Рафаэль. Портрет Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия. Справа: Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.
Тот же поворот. Так же сложены руки. Только Леонардо да Винчи создавал на картине полумрак. Рафаэль же остался верен ярким цветам и пейзажу в духе своего учителя Перуджино.
Вазари, современник Рафаэля и Аньоло Дони, писал, что последний был скупым человеком. Единственное, на что он не жалел денег, это искусство. Скорее всего ему пришлось раскошелиться. Рафаэль знал себе цену и требовал за свою работу сполна.
Известен один случай. Как-то Рафаэль выполнил заказ на несколько фресок в доме Агостино Киджи. По договорённости ему должны были заплатить 500 экю. По завершению работы художник запросил денег в два раза больше. Заказчик был в недоумении.
Он попросил Микеланджело посмотреть фрески и дать свое экспортное мнение. Действительно ли фрески стоят столько, сколько запрашивает Рафаэль. Киджи рассчитывал на поддержку Микеланджело. Ведь тот недолюбливал других художников. Рафаэля в том числе.
Микеланджело не смог руководствоваться неприязнью. И оценил работу по достоинству. Показав пальцем на голову одной сивиллы (предсказательницы), он произнёс, что лишь одна эта голова стоит 100 экю. Остальные же по его мнению не хуже.
Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504
Дерево, масло. 54 х 39 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт
В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. Бембо позже стал кардиналом. Хорошо известен его портрет в старости, написанный Тицианом.
Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504
Портрет Пьетро Бембо, один из самых ранних у Рафаэля, представляет искусство художника в первые годы XVI века, в переходный период от его ранних работ в стиле умбрийской школы к флорентийскому периоду. Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Недавние исследования, однако, отождествили эту картину с той, что однажды видел венецианец Маркантонио Микиель в падуанском кабинете Пьетро Бембо. Она изображала Бембо в молодости и была написана молодым Рафаэлем, когда он встречался с Бембо при урбинском дворе в 1506.
Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507
Дерево, масло. 71 х 50 см. Галерея Уффици, Флоренция
См. комментарий к портрету жены Гвидобальдо да Монтефельтро, .
Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507
Тот факт, что на этой картине изображён именно Гвидобальдо, подтверждён убедительным сравнением с его же портретом в иллюстрированной рукописи из герцогской библиотеки в Урбино.
на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Джорджоне – краткая биография, Тициан – краткая биография, 80 портретов Тициана
«Автопортрет», Рафаэль Санти
Год написания: 1504-1506Размер: 47,5 × 33 смМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Вариант 1 — Кратко
6 предложений/ 92 слова
«Автопортрет» Рафаэля Санти — это одно из самых известных изображений художника. На полотне он запечатлён в возрасте двадцати с небольшим лет.
Таким образом, на зрителя с картины смотрит ещё совсем молодой человек в чёрной накидке с белым воротником и таком же чёрном берете. Лицо героя изображено вполоборота, поэтому становятся хорошо видны его правильные черты: большие карие глаза, обрамлённые густыми бровями, тонкий прямой нос, пухлые губы и изящный круглый подбородок.
Фон картины монохромен и имеет оливково-коричневый оттенок. Очевидно, герой сидит у стены, поэтому справа от него видна густая тень, повторяющая очертания фигуры художника.
Вариант 2 — Подробно
17 предложений/ 238 слов
«Автопортрет» Рафаэля Санти — это не просто картина великого живописца, но также и одно из наиболее известных изображений художника. Взглянув на него, можно с лёгкостью представить себе, как выглядел мастер в реальной жизни.
С полотна на зрителя задумчиво смотрит красивый молодой человек в чёрном берете. Он изображён художником вполоборота. На момент окончания работы над портретом Рафаэлю было всего двадцать три года, но во взгляде его больших карих глаз читается значительная мудрость, отчего герой на портрете выглядит значительно старше своих лет.
Знавшие Рафаэля люди нередко отмечали его удивительную проницательность и добрый нрав. Эти черты характера живописца также нашли своё отражение в портрете. Художник смотрит на зрителя спокойно и расслабленно, словно приглашая его к открытой беседе. Густые брови его слегка приподняты, а глаза широко раскрыты. В них читается интерес к тайнам мира и человеческой души.
Вьющиеся каштановые волосы молодого Рафаэля красиво обрамляют его утончённое лицо с правильными чертами. Изящный прямой нос, чувственные пухлые губы и круглый подбородок заставляют зрителя поистине любоваться внешностью художника.
Портрет выполнен в приглушённых тёмных тонах. Монохромный оливково-коричневый фон, чёрный головной и убор и чёрная накидка на плечах героя. На картине лишь два светлых акцента: узкий белый воротничок рубашки и бледная кожа героя с лёгким румянцем на щеках.
Благодаря такому цветовому решению всё внимание зрителя становится неизменно прикованным к лицу юного Рафаэля. Бесконечно путешествуя по нему взглядом, человек, смотрящий на портрет, узнаёт всё больше и больше не только о внешности, но и о внутреннем мире великого живописца
см. также:Все сочинения-описания картин
Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504
Дерево, масло. 54 х 39 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт
В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. Бембо позже стал кардиналом. Хорошо известен .
Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504
Портрет Пьетро Бембо, один из самых ранних у Рафаэля, представляет искусство художника в первые годы XVI века, в переходный период от его ранних работ в стиле умбрийской школы к флорентийскому периоду. Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Недавние исследования, однако, отождествили эту картину с той, что однажды видел венецианец Маркантонио Микиель в падуанском кабинете Пьетро Бембо. Она изображала Бембо в молодости и была написана молодым Рафаэлем, когда он встречался с Бембо при урбинском дворе в 1506.
Детство и юность
Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино предположительно 6 апреля 1483 года. Точный день его рождения неизвестен. Его отец был живописцем и работал во дворце герцога Федерико да Монтефельтро. Заметив у маленького сына интерес к художественному творчеству, он часто брал его с собой в герцогский замок. Там мальчик познакомился с такими мастерами, как Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа, что оказало большое влияние на его дальнейшее творчество.
Рафаэль рано остался без родителей. В возрасте 12 лет попечители отправили его на обучение в знаменитую школу живописи в Перуджу. Там он учился у Пьетро Ваннуччи, которого называли Перуджино. Юный Рафаэль около 4 лет постигал основы художественного мастерства.
Трудолюбивый и талантливый мальчик с интересом учился, перенимая приемы и навыки живописи у своих преподавателей. Очень скоро он освоил технику Перуджино, и его картины стало практически невозможно отличить от полотен учителя.
Первыми работами Рафаэли стали:
- «Распятие Монд» (или «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами»);
- «Хоругвь с изображением Святой Троицы»;
- «Обручение Девы Марии»;
- «Три грации»;
- «Мадонна Конестабиле»;
- «Сон рыцаря».
В 1504 году вместе с учителем юноша переезжает во Флоренцию. Там он знакомится с выдающимися художниками и архитекторами Микеланджело и Баччо д`Аньоло, со знаменитым скульптором Андреа Сансовино и многими другими мастерами. У них он узнал многие приемы портретной живописи и скульптуры.
Огромное влияние на творчество молодого художника оказала дружба с Леонардо да Винчи. Именно Рафаэль сделал известную копию картины да Винчи «Леда и лебедь», оригинал который не сохранился. В то же время он написал два художественных полотна «Битва святого Георгия с драконом» — картины большую и маленькую.
Во время проживания во Флоренции Рафаэль создает своих знаменитых мадонн — около 20 полотен. Сюжеты картин не отличаются разнообразием: Мария держит на руках младенца Христа, либо он играет с Иоанном Крестителем. Но все полотна индивидуальны и пронизаны материнской нежностью. Исследователи считают, что в них художник отразил тоску по рано утраченной матери.
Самыми знаменитыми считаются следующие картины:
- «Мадонна Грандука»;
- «Мадонна в шатре»;
- «Мадонна со щегленком»;
- «Мадонна в зелени»;