Искусство нужно всем — и первокласснику, и старшекласснику
Надо сказать, что есть большие успехи в преподавании изобразительного искусства в школе. Я не раз встречался с положением, когда учащиеся старших классов ревниво спрашивают: «А почему нас этому не учили? Это так интересно и нужно!»
Это помогает учащимся ориентироваться в современной культуре, по-новому видеть окружающий их мир, именно повседневный. Но есть и сопротивление директоров школ и родителей учащихся — там, где предмет ведётся по старинке, ведётся непрофессионалами или педагогами, не обладающими современным уровнем компетенций. Там это просто «рисование».
Я отстаиваю точку зрения, что изобразительное искусство в современном наполнении предмета нужно всем и до конца школы, или хотя бы до 9 класса.
Не только для развития особых художественных способностей, но именно как общеобразовательный предмет. При этом я считаю неправильным введение в основную или начальную школу уроков, объединяющих изобразительное искусство, поэзию, театр и другие виды искусства. Это так называемые полихудожественные или интегрированные курсы, например «Искусство» или «МХК».
Мировая художественная культура как обобщающий предмет необходим в классах старшей школы, когда у учащихся сформирован определенный уровень исторического мышления. Иначе это превращается в рассказы об искусстве, а не собственно художественное развитие личности ребенка.
Борис Неменский «О далёких и близких», 1950 г.
Вопросы истории искусства, восприятия произведений в период основной школы органично являются важной составляющей предметов ИЗО и музыки. Как и литературы
А вот во внеурочной деятельности все эти умения и знания прекрасно могут объединяться и в организации праздников, и в постановке спектаклей, и в историко-краеведческих проектах, и ещё разного рода замечательных и необходимых формах детской жизнедеятельности. Необходимо, чтобы музыку преподавал педагог музыки, изобразительное искусство — педагог-художник, а общегуманитарных или общехудожественных знаний здесь не достаточно.
За утверждение профессионального педагога-художника в общей школе и значение предмета изобразительного искусства я борюсь многие годы, и моя убежденность в этом только возрастает.
Музей представил выставку художника-фронтовика
15.12.2022
991
Фото: Победа РФ
В Музее Победы открылась выставка «Художник эпохи», посвященная 100-летию художника-фронтовика Бориса Неменского. Это первый выставочный проект в череде мероприятий, приуроченных к юбилею живописца.
«Трудовая деятельность молодого художника Бориса Неменского началась в годы Великой Отечественной войны в студии имени Грекова. Война прочно вошла в его сознание и отразилась на всем дальнейшем его творчестве. Военные художники студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки на местах боев, в самом пекле войны. Ни одна значительная операция не обошлась без участия художников данной студии. В нашем музее хранится небольшая коллекция подлинной фронтовой графики, чем мы особо гордимся», — сказала куратор выставки Нина Забаровская.
«Его видение мира сформировалось в юности, в период Великой Отечественной войны, когда он в качестве художника студии имени Грекова рисовал фронтовую жизнь. Здесь представлены многие работы того времени, рисунки, сделанные им в годы войны. Этот очень тяжелый период он всегда называет своими университетами. Будучи таким интеллигентным парнем, попав на фронт, он вдруг глубоко почувствовал свое единство с народом. И всегда это подчеркивает, что не помнит плохого, и для него было тепло и душевно с людьми. Он помнит, как ему, художнику, помогали солдаты», — отметила супруга живописца Лариса Неменская.
«Работы Бориса Михайловича – это победа добра над злом, жизни над смертью, победа искусства в его жизнеутверждающей силе, победа жизнеутверждающего стержня человека. Сегодня, в век новых технологий, совершено других скоростей, когда ты идешь и видишь вот эти рисунки, которые созданы буквально перед боем, после боя, во время сражения, это совершенное погружение в ту эпоху, другой мир, другую жизнь, понимаешь, насколько такие художники, как Борис Михайлович, живут искусством. Победа, война и мир – все сложилось в этой экспозиции», — подчеркнула академик Российской академии художеств, член Президиума РАХ Татьяна Кочемасова.
На выставке представлены полотна из фондов Музея Победы, Центрального музея Вооруженных сил, а также из личной коллекции художника. Всего в экспозицию вошли более 50 работ – это живописные картины, этюды, фронтовая графика. Среди знаковых полотен – «Мать» и «Машенька» (Сестры наши). В этих двух картинах запечатлены образы русских женщин – тех, кто как своих родных сыновей встречал солдат в каждом селе и городе, и тех, кто с сестринской заботой ухаживал за ранеными.
Посетители также увидят рисунки Бориса Михайловича, созданные в 1942-1944 годах, и серию знаменитых берлинских этюдов, на которых запечатлена германская столица весной 1945 года. Это бытовые и военные зарисовки – колонна пленных у Бранденбургских ворот, местные жители, расчищающие улицы, и т.д.
Выставка будет работать до 15 января 2023 года. Возрастная категория 6+.
Борис Неменский — член Союза художников СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, народный художник РСФСР, действительный член РАХ.
Родился 24 декабря 1922 года. Учился в МХУ «Памяти 1905 года» (1939-1941). В 1942 окончил Саратовское художественное училище. В годы Великой Отечественной войны с 1942 проходил службу в Студии им. Грекова, выезжал в командировки в Панфиловскую дивизию, в Великие Луки, на Украинский, Белорусский и Ленинградский фронты. Участвовал в боях на реке Одер и штурме Берлина.
Награжден боевыми и юбилейными медалями. В 1951 окончил МГХИ им. Сурикова. Преподавал в Московском городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина и в МГПИ, с 1966 – во ВГИКе. Автор произведений: серия «Берлинские этюды» (1945), «Дыхание весны» (1955), «Безымянная высота» (1961), «Судьбы» (1969), «Здесь твой сын» (1980), «Дом друга моего» (1985), цикл портретов современников «Поколение» (1976-1978), циклы картин «Притчи об инакомыслии» (1999-2000), «Чужие жизни» (2001-2004), «Жасмин» (2004).
#еу
Что нужно, чтобы искусство в школе не проходило даром?
Нужно иметь хорошую программу, хорошие учебники и талантливого учителя. Это одновременно и просто и сложно.
Однако массовый учитель предмета сегодня недостаточно готов для освоения и реализации заявленного во ФГОС содержания и нуждается в системном повышении квалификации.
Скажем по-другому: учебник — это ноты, а учитель — это исполнитель. И среди них не так часто попадаются «рихтеры».
Задача нашего Центра — научить влюблять детей в искусство. Задача очень непростая, так как сегодняшние учителя зачастую не видят всего многообразия искусства и тех педагогических возможностей, которые оно открывает.
Борис Неменский «Письмо с фронта», 1975 г.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в настоящее время является интегрирующим знания и навыки всех видов визуально-пространственных искусств. Кроме основ живописи, графики и скульптуры, он включает в себя развитие в области разных видов дизайна, архитектуры, народных и профессиональных видов декоративно-прикладных искусств, включает в себя первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии, а также инструментарий для понимания роли изображения во всех видах синтетических искусств — кино и театре.
Кино — это, конечно, искусство. Важнейшее! Хочу подчеркнуть, что кино базируется на изображении. И если мы лишаем человека культуры понимания зрительного образа, то мы лишаем его, в очень значительной степени, понимания художественного содержания кино. Лишаем массового человека доступа к высоким произведениям киноискусства.