Возлюбленные Цирцеи
Одним из возлюбленных колдуньи стал морской бог Главк. К несчастью, на момент знакомства с нею его сердце уже принадлежало красавице Скилле. Главк просил Цирцею помочь ему в любовных делах, вызвав ответные чувства нимфы. Поняв, что сама она не интересует бога, Цирцея пустилась на жестокое коварство.
Она заверила его, что выльет в бухту, где каждый день купалась Скилла, волшебное любовное зелье. Вот только на самом деле вместо него Цирцея пролила яд. Когда Скилла погрузилась в воды, её тело стало преображаться на глазах. Прекрасная девушка обратилась в жуткое чудовище, что губило мореплавателей и их суда.
Джон Уильям Уотерхаус «Цирцея выливает яд в бухту», 1892 годМестонахождение: Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида, Австралия
Цирцея – роковая колдунья
О происхождении Цирцеи древнегреческие сказания имеют несколько версий. Согласно самой распространённой, некогда солнечный бог Гелиос без памяти влюбился в дочь титана Океана, Персеиду. От их союза на свет появилась прекрасная девочка, названная Цирцеей.
Родственницей её была Геката, таинственная богиня луны. По всей видимости, именно она передала малышке особый дар к магическим искусствам, наделив невероятными способностями. От своих отца и матери юная Цирцея унаследовала красоту и способность очаровывать всякого, кто видел её.
Цирцею можно по праву назвать роковой женщиной. Став взрослой, она вышла замуж за сарматского царя. Вот только муж чем-то не угодил своей возлюбленной колдунье, из-за чего был отравлен. Цирцея стала полноправной правительницей в своём крае, однако жестокость и своенравие сыграли с ней злую шутку. Разгневанные придворные изгнали волшебницу, и ей пришлось поселиться на отдалённом острове посреди океана.
Цирцея и её возлюбленные / KevinNichols / deviantart.com/kevinnichols
Джон Уильям Уотерхаус / John William Waterhouse
Биография мастера ниже, под картинами.
Леди из Шалотт. 1888
Пенелопа и женихи. 1912
Тщеславие. 1910
Магический кристалл. 1902
Диоген. 1882
Ариадна. 1898
Эхо и Нарцисс. 1903
Миранда. Буря. 1916
Тристан и Изольда с любовным эликсиром. 1916
Пробуждение Адониса. 1900
Леди из Шалотт. Я половина тени… 1915
Нарциссы. 1912
Мои любимые розы. 1903
В перистиле. 1874
Волшебница. 1911
Рассказ из Декамерона. 1916
Борей. 1902
Судьба. 1900
Аполлон и Дафна. 1908
Офелия. 1889
Полевые цветы. 1902
Study for The Lady Clare — 1900
Адонис и нимфы. 1896
Данаиды. 1904
Заклинательница. 1911
К прекрасной даме. 1893
Ламия. 1905
Нимфы, нашедшие голову Орфея. 1900
Магический круг. 1886
Одиссей и сирены. 1891 (Сирины по-нашему)
Офелия. 1894
Пандора. 1896
Психея, входящая в сад Купидона. 1904
Психея, открывающая золотой ларец. 1903
Русалка. 1901
Сирена. 1890
Цирцея. 1911
Биография мастера
Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse), английский художник.Джон Уильям Уотерхаус родился в 1849 в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию. Перед поступлением в Королевскию академическую школу в 1870 Уотерхаус помогал отцу в его студии. Живописи и скульптуре учился под руководством художника Пикерсгила. Ранние работы Уотерхауса на классические темы в духе сэра Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона, были показаны в Королевской Академии, Обществе британских художников и галерее Дадли.
В конце 1870-х и 1880-х Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. После брака с Эстер Кенуорти в 1883 Уотерхаус обосновался в Студиях Примроз Хилл. Там же проживали художники Артур Ракхэм и Патрик Колфилд. В 1884 Уотерхаус добивается признания, его картина “Леди из Шалот” была приобретена сэром Генри Тэйт, после выставки в Академии. Живописные работы этого периода показывают рост интереса Уотерхаус к темам связанным с прерафаэлитами, особенно к созданию образов трагических или властных роковых женщин (“Цирцея Инвидиоза”, 1892; “Клеопатра”, 1890; “Цирцея, завлекающая Одиссея”, 1891 и др.), а также к живописи пленэра.
В 1885 Уотерхаус был избран в Королевскую Академию, академиком стал в 1895. Его дипломной работой была “Нереида” (окончательный вариант картины в 1901).В середине 1880-х Уотерхаус много выставляется в галерее Гросвенор, Новой галерее, а также на провинциальных выставках в Бирмингеме, Ливерпуле и Манчестере. Картины этого периода широко показывались в Англии и за границей как часть международного движения символистов. В 1890-х Уотерхаус начинает писать портреты. С 1900-х годов принимает участие в различных общественных организациях художников и деятелей искусств Англии.Несмотря на страдания от наступившей болезни, Уотерхаус в течение последних десяти лет жизни продолжал активно заниматься живописью вплоть до своей смерти от рака в 1917 году.
Его часто относят к прерафаэлитам, хотя он формально и не принадлежал к этому течению. За свою жизнь он написал более двухсот полотен на мифологические, исторические и литературные сюжеты. Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии. Он безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой. Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей (считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника).
В 1908-1914 он создает ряд картин, основанных на литературных и мифологических сюжетах (“Миранда”, “Тристан и Изольда”, “Психея”, “Персефона” и другие). В этих картинах он рисует свою любимую модель, недавно идентифицированную исследователями творчества Уотерхауса, Кеном и Кэти Бейкр, как мисс Мюриэл Фостер. Очень немного известно о частной жизни Уотерхауса — только несколько писем сохранилось до нашего времени и, собственно, много лет персоналии его моделей оставались тайной. Из воспоминаний современников также известно, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона “Пылающий июнь”, позировала и для Уотерхауса. Эстер Уотерхаус пережила мужа на 27 лет, скончавшись в частном санатории в 1944 году.
* * *
Русский дух в англо-американской вариации
На Замковой горе людям давали языческие имена
Последние годы Цирцеи
Цирцея помогла возлюбленному найти дорогу в подземное царство, чтобы тот мог узнать собственную судьбу. На острове она принимала товарищей Одиссея как важных гостей, им оказывались всяческие почести. Вот только экипаж, пресытившись развлечениями и весельем, стал скучать по родным городам, по семьям, что ждали их где-то очень далеко.
Сам Одиссей тоже не оставлял надежды возвратиться к жене и сыну в Итаку. Узнав о том, каким маршрутом следует идти по морю к берегам Греции, он принялся собираться в путь. Несмотря на все свои способности и чары, Цирцея не смогла удержать Одиссея.
Некоторые предания рассказывают о том, что впоследствии Цирцея стала супругой сына Одиссея, Телемаха. Увы, в этот раз чувства волшебницы стали роковыми для неё самой. Её муж полюбил дочь Цирцеи и, чтобы жениться на юной красавице, убил супругу.
Жан-Жюль Бадин «Цирцея – знаменитая богиня-колдунья», 1875 год
Судьба Цирцеи оказалась трагической. У неё было всё – власть, красота, даже магические способности – но эта женщина так и не смогла познать искреннюю любовь, счастье семейной жизни. На мой взгляд, Цирцея преувеличивала свои силы, забывая о том, что магия никогда не заменит тепла родного дома и сердечной доброты.
*На обложке: фрагмент картины Франца фон Штука «Тилла Дюрье в образе Цирцеи», около 1913 года. Местонахождение: Старая и Новая Национальные Галереи, Музей Берггрюна, Берлин, Германия
Афиша Город: От «Офелии» до «Гиласа и нимф» – Архив
Самая, пожалуй, известная картина прерафаэлитов — и не просто так.
Идеал женской красоты, что искали все члены братства английских художников, воплотился в их будущей натурщице и музе — Элизабет Сиддал, а Джон Милле, в стиле которого была тщательная проработка деталей полотна, наилучшим образом сумел объединить черты женского идеала и красоту английской природы, а также трагичность сюжета, которая отразилась и на всей истории жизни знаменитой натурщицы — мистическое повторение, питающее умы писателей даже в наше время: Лиз Сиддал едва не утонула, позируя для «Офелии», а вследствие умерла молодой, подобно героине трагедии Шекспира.
Одна из первых и известнейших работ в рамках идеологии «Братства прерафаэлитов» — показывать жизнь такой, какая она есть, и в то же время видеть красоту и смысл в любом моменте: жизнь загадочна и удивительна сама по себе, ей не нужны приукрашивания, позы и пафос, привносимые разными стилями искусств, не нужна слепота реализма, ведь только тот, кто смотрит сердцем, а не глазами, видит правду. И прерафаэлиты смотрят именно сердцем. Дева Мария показана здесь простой девушкой — не с ритуальной торжественностью принимающей весть, а удивленной, немного испуганной, и сколько же в этой простоте возвышенного, неразглашенного, тайного.
Картина главенствует среди религиозных произведений Ханта. Поиски истины и смысла однажды неизбежно приводят человека к попытке понять духовное — такую линию успешно развивает Хант в своих картинах. На этом полотне Христос идет в ночи и стучится к каждому в двери — кто откроет ему? Кто готов увидеть этот свет?
Необычно проникновенный сюжет о детстве Христа. Христос был сыном плотника, простым, обыкновенным человеком, когда еще никто не знал о нем.
Он уже знает обо всем, что его ждет, и художник с поразительным чувством показал это. Взгляните в его лицо — простой ли он человек?
Полотно уже о взрослой земной жизни Христа, написанное с не меньшим психологизмом. Совершая омовение ног ученика перед началом Тайной вечери, Великий испытывает любовь там, где другие боялись пережить унижение. Христос своим ученикам преподает один из последних уроков — и это урок смирения, отказа от собственной гордыни.
Посмертный портрет Элизабет Сиддал, той самой, что позировала для «Офелии», и к тому времени ставшей супругой Данте Габриэля Россетти, основоположника «Братства прерафаэлитов».
«Беата Беатрикс» — вершина и память этой грустной истории любви, написанная словно икона, но прославляющая реальную женщину.
«Апрельская любовь» относится к картинам позднего прерафаэлитизма, когда уже сложились и стали узнаваемыми идеалы течения: душевная чистота в чертах лиц, поучительные сюжеты из античности, библейских времен и Средневековья — с точки зрения Викторианской эпохи. Глубокие переживания юности и первой любви автор сумел передать так тонко, что никто и не скажет, что ранние чувства легкомысленны и несерьезны, — ведь здесь все ровно наоборот.
Настоящий гимн непорочности и благочестию. Леди, пытающаяся защитить своих подданных перед жестоким мужем, сознательно идет на унижение, показываясь в городе обнаженной.
Но благодарный народ не выходит на улицы и наглухо закрывает ставни из уважения к ее поступку.
С таким же уважением художник изобразил эту прекрасную девушку — без вызывающей чувственности, но с преклонением перед ее чистой красотой.
Картина также относится к позднему прерафаэлитизму. Уотерхаус не был первопроходцем, но сумел найти и создать свой особый идеал — здесь он показан наиболее многогранно и полно: все русалки, заманивающие юношу в глубину источника, написаны с одной девушки. Этот сюжет символичен, как и сама суть искусства — увлекающего и манящего позабыть обо всем и сделать бесповоротный шаг.
Одиссей на острове волшебницы
Знаменитый древнегреческий поэт Гомер рассказывает о другой истории любви Цирцеи. В «Одиссее» он особое место выделяет появлению главного героя и его команды на загадочном острове, что встретился им посреди океана.
Одиссей долгие годы не виделся с сыном и женой, оставленными на его родине, острове Итака. Первые десять лет он провёл на Троянской войне вместе с боевыми товарищами, последующее десятилетие он боролся с преградами, которые на его пути создавали боги, не желающие скорого возвращения царя на родину.
Джон Кольер «Цирцея», 1885 годМестонахождение: Частная коллекция
В качестве искушения для героя, Посейдон решил направить корабль к острову Эзе. Оказавшись на суше, моряки поняли, что местность эта совершенно им незнакома. По приказу Одиссея несколько его товарищей отправились на поиски воды. Вот только прибывшие на остров люди оказались незваными гостями.
Именно на Эзе жила Цирцея, изгнанная из сарматских земель. В своём дворце она увидела путников, что пробирались к её владениям. За свою дерзость моряки были наказаны – всех их колдунья превратила в свиней.
Цирцея – чародейка / teteotolis / teteotolis.artstation.com
Когда первая группа не вернулась, Одиссей заподозрил неладное и отправил второй отряд. Когда и их оставшиеся товарищи не дождались, герой решил самостоятельно обследовать остров и выяснить причину исчезновения друзей.
Во время долгого пути ко дворцу Цирцеи Одиссей встретил Гермеса, бога-посланника. Он предупредил героя о могуществе чар волшебницы, но Одиссея это не остановило. Тогда Гермес дал мореплавателю волшебные травы, что могли противостоять магии колдуньи.
Джон Уильям Уотерхаус, «Цирцея подаёт бокал Одиссею», 1891 годМестонахождение: Галерея Олдема, Олдем, Великобритания
Оказавшись в обители Цирцеи, Одиссей сразу же удивил женщину. Её поразило, что даже под воздействием её заклятий он остался человеком. Кроме того, красивый мужественный герой понравился волшебнице, что захотела сделать его своим мужем.
Одиссею пришлось заключить сделку с Цирцеей: она обещала вернуть человеческий облик его товарищам, обращённых в животных, он же клялся остаться с ней в качестве супруга и царя её острова.
Баттиста Франко Венециано «Цирцея и Одиссей», 1550-е годыМестонахождение: Музей дворца короля Яна III в Вилянове, Варшава, Польша
Джон Уильям Уотерхаус: жизнь и творчество художника
Джон Уильям Уотерхаус (6 апреля 1849 — 10 февраля 1917) — английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма.
Биография Джона Уильяма Уотерхауса
Творчество Джона Уильяма Уотерхауса
Работы художника
Картины Джона Уильяма Уотерхауса
Биография Джона Уильяма Уотерхауса
Родился в Риме, в семье художников. Позднее они переехали в Лондон, где Уотерхаус прожил всю оставшуюся жизнь. Поначалу живописному мастерству его обучал отец, в 1870 году юноша поступил в Королевскую Академию художеств.
В ранних работах художника чувствуется влияние Альма-Тадема и Фредерика Лейтона.
В 1874 году, в возрасте двадцати пяти лет, представил на выставке картину «Сон и его сводный брат Смерть», которая была хорошо встречена критикой и впоследствии выставлялась практически каждый год, вплоть до смерти художника. В
1883 году Уотерхаус женился на художнице Эстер Кенуорти, чьи картины также появлялись на выставках Королевской Академии художеств. У них было двое детей, которые рано умерли, но, несмотря на это, брак был счастливым.
В 1895 году был избран членом Королевской академии. Художник умер от рака в 1917 году. Похоронен на лондонском кладбище Кенсал Грин.
Изображен на британской почтовой марке 1992 года.
Творчество Джона Уильяма Уотерхауса
Одной из самых известных картин Уотерхауса считается «Леди из Шалот», посвященная Элейне из Астолата (она же Лилейная дева) — девушке, умершей от неразделённой любви к рыцарю Ланселоту, персонажу из легенд о короле Артуре и героине поэмы Теннисона «Волшебница Шалот». Уотерхаус создал три варианта картины: в 1888, 1896 и 1916 годах.
Другая героиня художника — Офелия. На первой картине (1889) художник показывает её лежащей на лугу, затем, на картине 1894 года — перед смертью, сидящей у берега озера. На полотне 1910 года Офелия стоит на берегу ручья, придерживаясь за дерево, в готовности сделать последний шаг в воду.
В июне 2006 года картина «Святая Цецилия» была продана на аукционе «Кристис» фонду Ллойда Веббера за 6,6 млн. фунтов стерлингов.
Работы художника
- «Сон и его сводный брат Смерть», 1874
- «Вопрошание оракула», 1884 (галерея Тейт, Лондон)
- «Магический круг», 1886 (галерея Тейт, Лондон)
- «Леди из Шалот», 1888 (галерея Тейт, Лондон)
- «Офелия», 1889, 1894, 1910
- «Улисс и сирены», 1891 (Национальная галерея Виктории, Мельбурн)
- «Цирцея предлагает чашу Улиссу», 1891
- «La Belle Dame sans Merci», 1893
- «Сирена», ок. 1900
- «Хрустальный шар», 1902
- «Борей», 1903
- «Нарцисс и Эхо», 1903
«Срывайте розы поскорей», 1909 «Миранда — „Буря“», 1916
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Джон Уильям Уотерхаус: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Джон Уильям Уотерхаус: жизнь и творчество художника