1950-е и позже[править | править код]
После 1951 года работы Поллока стали темнее по цвету, часто даже чёрными, а также вновь возникли фигуративные элементы. Поллок стал выставлять свои работы в галерее, более ориентированной на коммерческий успех, и они пользовались огромным спросом со стороны коллекционеров нового искусства. Под этим давлением у Поллока усилилась склонность к алкоголизму.
Могила Джексона Поллока
Всю жизнь боровшийся с алкоголизмом, Поллок погиб в автокатастрофе, ведя машину в нетрезвом состоянии, в Спрингсе, 11 августа 1956 в возрасте 44 лет. Один из пассажиров скончался на месте, его девушка выжила. После его смерти галерея Поллока продала все его работы, оставшиеся в студии, включая и те, которые были не готовы.
Его работа «Выгляди как обезьяна» 1952 года была продана в 1973 за два миллиона долларов, в то время это была рекордно высокая цена за произведение современного искусства.
О нём сняты документальные фильмы «Джексон Поллок» (1987), «Джексон Поллок: любовь и смерть на Лонг-Айленде» (1999), «Что за хрен этот Джексон Поллок?» (Who the *$&% Is Jackson Pollock?) (2006), а также игровой фильм «Поллок» (2000), где его сыграл Эд Харрис.
Жизнь в Спрингсе и создание уникальной техники[править | править код]
В 1944 году Поллок женится на Ли Краснер и в 1945 они переезжают в Спрингс в Ист Хэмптон. В Спрингсе они покупают типичный для этой местности двухэтажный фермерский дом с сараем рядом, в котором Поллок обустраивает мастерскую. В 1947 Поллок изобретает новую технику, он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствии такую технику стали называть капельной живописью
илидриппингом , хотя сам художник предпочитал терминльющаяся техника . Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).
Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью — ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка. Он видел экспозицию в Музее современного искусства в 1940-е, кроме того он мог встретиться с ней во время своего путешествия по Западу, хотя этот вопрос до конца не выяснен. Другие влияния на его технику разбрызгивания — это упомянутые выше Ривера и Ороско, а также сюрреалистический автоматизм. Поллок не признавал существования случая
, у него обычно были конкретные идеи создания картины. Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст. Сочетание управляемого и неуправляемого. Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть.
Ханс Намут (Hans Namuth), молодой студент-фотограф, заинтересовался творчеством Поллока и хотел сфотографировать его за работой и снять фильм. Поллок даже обещал начать новую работу специально для фотосессии, однако, когда Намут приехал, извинился и сообщил, что работа уже окончена. Комментарий Намута:
Первая выставка работ Поллока в Галерее Бетти Парсонс в 1948 была сенсацией и имела финансовый успех. Поллок смог обзавестись мастерской большего размера и там создал в 1950 году серию из шести работ, впоследствии ставших наиболее известными. В 1949 журнал «Life Magazine» назвал Поллока величайшим американским художником.
Последние годы и смерть
Пытаясь достичь коммерческого успеха Поллок меняет цветовую гамму в своих работах добавляя больше черного. Так же в его полотнах появляются намеки на фигуры и силуэты. Ценители современного искусства оценили такой жест со стороны художника, и его картины начали покупать чаще и дороже. Не прекращая злоупотреблять спиртным Джексон полок погибает в автокатастрофе 11 августа 1956 года. После его смерти все картины были проданы вне зависимости от того законченные они или нет. Коммерческий успех достиг художника лишь после его смерти.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
История одного шедевра: «№5» Поллока
Сюжет
Картина в серо-коричнево-бело-желтых тонах разбрызгана на огромном куске фиброкартона. Ее название (как и любой другой работы Поллока) ничего не говорит ни о периоде, ни о содержании. Как и техника, имя — лишь абстракция. Впервые она была выставлена в 1949 году. Правда, это была не совсем та картина, которую мы знаем сегодня.
Во время транспортировки покупателю полотно было повреждено. Поллок взялся его исправить. В итоге переписал полностью, заявив, что никто не заметит произошедшего изменения, потому что только он, художник, знает, как правильно смотреть на его картину. Покупатель все же заметил, что полотно стало другим, но то ли искренне, то ли из вежливости заявил, что в таком виде оно нравится ему еще больше.
«Фреска» (1943)
Джексон Поллок придумал две принципиально новые вещи для искусства: он положил полотно на землю и, не касаясь его кисточкой, наносил краску — разливал, разбрызгивал, выдавливал.
Он описывал этот процесс как контакт с картиной: «Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, её частью, я могу ходить вокруг неё, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри неё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».
Контекст
Сегодня при новости об очередной рекордной сумме за полотно Поллока вновь и вновь возникает недоумение. Неужели это и правда столько стоит? И против армии тех, кто «и сам может такое набрызгать», держат оборону искусствоведы, напоминающие, что главная ценность Поллока в том, что он изменил мир искусства, взгляд на него, отношение к живописи и художнику.
«Номер 11» (1952)
Впервые об абстрактном экспрессионизме заговорили в Берлине в 1919 году. Десятилетие спустя этот термин употребляли в отношении работ Василия Кандинского, к тому времени отказавшегося от копирования реальных объектов. К 1940-м явление уже витало в атмосфере Нью-Йорка. Для Поллока абстрактный экспрессионизм был способом вырваться из плена одолевавших его бесов.
Судьба автора
Джексон был пятым ребенком в семье. Родители постоянно переезжали, меняя ферму за фермой: из Вайоминга, где родился Джексон, южнее и западнее. Не особенно интересуясь официальной учебной программой, Поллок наблюдал за жизнью людей, в частности, коренное население Америки.
В 1930-м вместе с братом Джексон переехал в Нью-Йорк. Они начали заниматься в студии Томаса Гарта Бессона, правда, научить их чему-то не удалось. Гораздо сильнее на Поллока повлияла монументальная живопись мексиканца Хосе Давида Альфаро Сикейроса. По иронии судьбы, сторонник коммунистов вдохновил на творчество того, кого впоследствии поднимут на флаг борьбы против соцреализма.
Джексон Поллок
Психическое нездоровье проявлялось с годами все четче. Приступы усугулялись запоями. К концу 1930-х Поллок регулярно посещал психотерапевта Джозефа Хендерсона. Именно он посоветовал Джексону потоковые рисунок как терапию. Кто бы знал тогда, что через несколько лет потоковая живопись сделает Поллока главным американским художником.
В середине 1940-х вместе с женой Поллок переезжает в нью-йоркский пригород и покупает дом. Здесь и была оформлена новаторская техника. На положенной на землю фиброкартон выплеснулись все бесы художника. Многие его работы не закончены. Поллока не интересовал результат — произведение искусства, его интересовал процесс.
Первая выставка его работ в Галерее Бетти Парсонс в 1948-м была сенсацией. Уже через год журналисты «венчали его на царство», назвав величайшим американским художником. Период, который принес Поллоку славу, был довольно коротким — 1947−1950. Последующие работы, выполненные уже в другой манере, не вызывали интереса и воспринимались как упадок.
«Номер 30» (1950)
Уже будучи суперзвездой, периодически художник вел себя в худшем смысле богемного распада: приезжая раз в неделю в Нью-Йорк на прием к психоаналитику, после сеанса Джексон напивается вдрызг и откровенно доставал всех своими грубостями. Тот же алкоголь свел его в могилу. Поллок разбился на машине в 44 года. Он был пьян вдребезги. Это был тот случай, когда популярность художника сыграла против него. За 20 минут до катастрофы его остановил полицейский. Узнав Поллока, он отпустил его.
Примечания[править | править код]
- ↑ 12 идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- Smith G. W., Naifeh S. Jackson Pollock: An American Saga (англ.) — 1989. — P. 43. — 934 p. — ISBN 978-0-517-56084-6
- ↑ 12 RKDartists
- Benezit Dictionary of Artists (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
- Museum of Modern Art online collection (англ.)
- Ghez D. The Hidden Art of Disney’s Mid-Century Era (англ.): The 1950s and 1960s — Chronicle Books, 2020. — P. 103.
- Varnedoe, 1998, p. 315–329.
- Horsley, Carter B., Pies, Jackson Pollock, Museum of Modern Art , November 1, 1998 to February 2, 1999, The Tate Gallery, London, March 11 to June 6, 1999
- ↑ 12Piper, David. The Illustrated History of Art (неопр.). — London: Chancellor Press, 2000. — С. 460—461. — ISBN 978-0-7537-0179-9.
- Our Lady of Loretto Elementary School: Local History Timeline (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 июня 2011. Архивировано 15 июля 2011 года.
- Glen Rounds (неопр.) . North Carolina Literary Hall of Fame. Дата обращения 15 сентября 2014.
- Malcolm Blue Society Celebrates 40 Years (неопр.) . ThePilot.com (8 июля 2013). Дата обращения 15 сентября 2014.
- (недоступная ссылка) Life за 1949 год с сакраментальным вопросом в заголовке: «Джексон Поллок: Он правда крупнейший из ныне живущих живописцев Соединённых Штатов?»
- ↑ 12John Molyneux. Expression of an age (англ.). Socialist Review Issue 229 (April 1999). Дата обращения 14 сентября 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
- Расплата — киноляпы в фильме, интересные факты
- В США пенсионер нашел в гараже утерянную картину Поллока
Значимые работы[править | править код]
- 1942 — «Мужское и женское» («Male and Female»)
- 1942 — «Стенографическая фигура» («Stenographic Figure»)
- 1943 — «Фреска» («Mural»)
- 1943 — «Женщина-луна разрезающая круг» («Moon-Woman Cuts the Circle»)
- 1943 — «Волчица» («The She-Wolf»)
- 1943 — «Голубое (Моби Дик)» («Blue (Moby Dick)»)
- 1946 — «Глаза в жару» («Eyes in the Heat»)
- 1946 — «Ключ» («The Key»)
- 1946 — «Чайная чашка» («The Tea Cup»)
- 1946 — «Мерцающая субстанция» («Shimmering Substance»)
- 1947 — «Full Fathom Five»
- 1947 — «Собор» («Cathedral»)
- 1947 — «Сближение» («Convergence»)
- 1947 — «Зачарованный лес» («Enchanted Forest»)
- 1948 — «№ 5, 1948»
- 1948 — «Живопись» («Painting»)
- 1948 — «Номер 8» («Number 8»)
- 1948 — «Лето: номер 9А» («Summertime: Number 9A»)
- 1950 — «Номер 1» («Number 1, 1950 (Lavender Mist)»)
- 1950 — «Осенний ри)
- 1950 — «Один: номер 31» («One: № 31, 1950»)
- 1951 — «Номер 7» («Number 7»)
- 1952 — «Синие столбы» («Blue Poles: № 11, 1952»)
- 1953 — «Портрет и мечта» («Portrait and a Dream»)
- 1953 — «Пасха и тотем» («Easter and the Totem»)
- 1953 — «Серость океана» («Ocean Greyness»)
- 1953 — «Глубина» («The Deep»)
Номер 5
В 2006 году на аукционе «Сотбис» за картину «№ 5, 1948» была предложена сумма 140 млн долларов. Купленное полотно стало на тот момент самой дорогой картиной в мире. Дэвид Гиффен, знаменитый кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.
В кинематографе
В фильме «Контрабанда» герои случайно крадут картину «№ 5, 1948», не предполагая её истинной стоимости и принимая за тряпку. Только в конце фильма они случайно узнают о её стоимости в 140 миллионов долларов. Напрямую название картины не упоминается, только имя автора — Джексон Поллок.
Фильм «Поллок», где Джексона Поллока играет Эд Харрис.
В фильме «Из машины» на примере картины «№ 5, 1948» создатель искусственного интеллекта объясняет принцип, который он использовал для создания искусственного интеллекта.
В кинематографической картине «Расплата» фигурирует знаменитое полотно Поллока «Free Form»,
выдаваемое за подлинное. Впервые встречается в трейлере над постелью главного героя.
В кинофильме Дэвида Кроненберга «Космополис» начальные титры стилизованы под Поллока, а главный герой упивается полотнами абстракционистов.
Конец, ставший началом
С любовницей жизнь у Джексона не складывается, и очень скоро он пожалел о том, что рядом нет Ли. Но вернуть жену Поллоку не удается. В 1956 году супруги разводятся, а сам художник продолжает пить еще больше. В один из таких дней он, пьяный, садится за руль и везет свою любовницу и ее подругу на вечеринку. Но достигнуть пути назначения им было не суждено. Путешествие заканчивается автокатастрофой, в результате которого погибает сам Поллок и подруга любовницы.
Что же касается Ли, то после расставания с Джексоном она возвращается к рисованию и очень быстро становится успешной художницей, по иронии судьбы, создавая свои полотна в мастерских своего бывшего мужа. Так закончилась история любви Джексона Поллока и Ли Краснер. Любви, подарившей искусству талантливого художника и наполнившей творчество Ли новыми красками. И пусть такую любовь не назовешь счастливой, все же, она стала знаковой для двух гениев, о существовании которых теперь знает весь мир.
http://autogear.ru/article/267/729/pollok-djekson-kartinyi-v-stile-lyuscheysya-tehniki/http://fb.ru/article/267729/pollok-djekson-kartinyi-v-stile-lyuscheysya-tehnikihttp://kulturologia.ru/blogs/090217/33396/
голоса
Рейтинг статьи
Становление стиля
Находясь в лечебнице чуть меньше чем полгода, художник открывает в себе вдохновение. Он делает сотни эскизов и нарабатывает собственный стиль. Пребывая в бреду от получаемого лечения, он отходит от реализма и берет за основу сюрреализм и абстракцию. Можно сказать, именно его пристрастие к алкоголю создало его неповторимое виденье. Покинув лечебное заведение, он решает бороться со своим пристрастием и начинает усиленно изучать психологию. Работы Фрейда и Юнга захватывают его больше всех, и он создает серию картин, написанных под впечатлением от изученного им.
Сопротивляться алкоголю он смог не долго, очередной срыв последовал с новой силой утягивая художника в омут алкоголизма. Знакомство с творчеством Пикассо и сюрреалистов того времени добавляет в его работы символику и загадочность. Внезапно пришедшая депрессия становится основной тематикой его работ начиная с 1938 года. Его картины будучи наполненными мрачными тонами и неземными сюжетами создают художнику образ шамана. Его полотна начинают воспринимать как связь с потусторонним миром и мистическую подоплеку каждой капли краски.
Самые известные работы авангардиста
В конце ХХ века в Америке очень возросла заинтересованность живописью в стиле абстрактного экспрессионизма, автором которой являлся Поллок Джексон. Картины «Волчица» и «Стенографическая фигура» стали одними из ранних и ярких работ художника, собравших наибольшее количество положительных отзывов строгих критиков.
Достойное место среди самых популярных полотен Поллока занимает «Фреска», сотворенная по заказу американского мецената и коллекционера живописи Одним из предположений искусствоведов было то, что изначально автор написал на холсте большие буквы, а уже потом выплескивал вокруг них свою фантазию. Сумма страхования этой картины в начале 2000-х годов составляла более ста миллионов долларов, однако ее стоимость доподлинно не известна и сегодня. Но это не единственный дорогой шедевр, который создал Джексон Поллок. Картины с названиями «Ночное пастбище», «Пасифая», «Лавандовый туман», «Собор», «Глубина», «Синие столбы» также стояли немалых денег.
Так, полотно «Выгляди, как обезьяна» в 1973 году было продано за два миллиона долларов, а произведение «Номер 5,1948» в 2006-м забрали с аукциона за 140 миллионов долларов. Эти суммы являются рекордными для творений современного искусства.
Сегодня работы Поллока можно посмотреть в Нью-Йоркском музее современного искусства, Галерее современного искусства Тейт, Национальной галерее Канады, Метрополитене и многих других крупных музеях.
Картины Джексона Поллока
После Второй мировой войны появился новый художественный авангард. Война и ее последствия были подкреплены движением, которое стало известно как абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок, с тревогой осознавая человеческую иррациональность и уязвимость, выразил свою озабоченность абстрактным искусством, в котором рассказывается о пытках и страданиях. К середине 1940-х годов он представил свои знаменитые «капельные картины», которые представляют собой одни из самых оригинальных произведений.
Джексон разбрызгивал и лил краску на холст. Он не любил мольберты и кисти, а предпочитал палочки и лопатки. Сам художник назвал свой метод льющейся техникой, за которую получил прозвище Джек Разбрызгиватель. Эта форма живописи имела связь с сюрреалистическим движением, поскольку она напрямую относилась к выражению эмоций и настроения создателя.
1 of 2
Во многом Поллоку помогала его жена Ли Краснер. Вместе они купили домик в Спрингсе, где новатор основал свою мастерскую. Есть несколько самых важных работ, которые позволяют проследить годы творчества и жизни художника.
«На Запад» 1934-35 года характеризуется темным, почти мистическим качеством. Закрученные формы, которые структурируют изображение, вызывают эмоциональную напряженность, как у Эль Греко и Ван Гога.
На запад
«Хранители тайн» 1943 года часто интерпретируется, как метафора возникновения бессознательных импульсов в сознательную мысль, представляя собой синтез источников вдохновения Поллока. Образы привлекают африканцев, коренных американцев, а также доисторическое искусство. Абстрактные мужские и женские «хранители» были интерпретированы множеством способов: как тотемы северо-западных индейцев, египетские боги, даже как сочетания игральных карт и шахматных фигур в африканских масках.
«Фреска» 1943 года отражает переход Джексона к «капельному искусству». Техника «all over» представляла собой вдохновение из различных источников, включая Пикассо, Бентона и Сикейроса. Картина стала первой крупномасштабной работой, которая была заказана для квартиры известной галеристки и коллекционера Пегги Гуггенхайм. Среди культовых работ также значатся картина «Мерцающая субстанция», «№ 5, 1948», «Свободная форма» и многие другие.
№ 5, 1948
В 1951 году, в разгар карьеры художника, журнал Vogue опубликовал фотографии моделей, созданные Сесил Битон на фоне картин Поллока. Хотя это общественное признание и было симптомом неизбежной популяризации культуры авангарда, художник постоянно сомневался в направлении своего искусства. На вершине своей славы он внезапно отказался от фирменного стиля. Работа Джексона после 1951 года была более темной по цвету, включая коллекцию, окрашенную в черный цвет на несвязанных полотнах. Эти картины были названы «Черной заливкой», и на выставке в галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке их никто не купил. Однако позже Поллок перешел в более коммерческую галерею, вернувшись к использованию цветных элементов.
Литература[править | править код]
- Флорковская А. К. Художники «другого искусства» и «живопись действия» Дж. Поллока // Вестник славянских культур. № 2. т. 28. 2013. С. 81—94.
- Ярцева, О. А. Джексон Поллок и «живопись действия» 1940—1950-х годов в США : истоки, художественные принципы, место в искусстве XX века //Диссертация … кандидата искусствоведения. Москва, 2011. — 298 с.
- Ярцева О. А. Влияние произведений Пабло Пикассо и искусства североамериканских индейцев на творчество Джексона Поллока начала 1940-х годов. // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова». № 1. 2010.
- Краусс Р. О. Джексоне Поллоке абстрактно // Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003.
- Bülent, Gündüz. Jackson Pollock. Die Biografie. Parthas, Berlin, 2013
- Karmel, Pepe; Varnedoe, Kirk, eds. (1999). Jackson Pollock: Key Interviews, Articles and Reviews. Museum of Modern Art. ISBN 0-87070-037-5.
- Varnedoe, Kirk; Karmel, Pepe. Jackson Pollock: Essays, Chronology, and Bibliography (англ.). — New York: Museum of Modern Art, 1998. — (Exhibition catalog). — ISBN 978-0-87070-069-9.
- Naifeh, Steven; Smith, Gregory White (1989). Jackson Pollock: an American saga. Clarkson N. Potter. ISBN 0-517-56084-4.
- Cernuschi С. Jackson Pollock, Meaning and Significance. N.Y., 1993.
- Cernuschi С. Jackson Pollock: Psychoanalytic Drawings. London, 1992.
Творчество Поллока
В период Второй мировой войны Нью-Йорк стал новой столицей современного искусства: в этот город прибывали художники из оккупированной Европы; здесь проходили многочисленные выставки, посвященные современному искусству. На Поллока огромное впечатление произвели выставки Пикассо — «Герника», представленная в 1940 г. и ретроспектива «Пикассо.
Сорок лет. 1900-1940″. Европейский сюрреализм и изучение теорий Юнга определили творчество Поллока в 1940-е гг. В это время к художнику пришел и первый успех. Он участвовал в выставке «Американская и французская живопись», где его работы соседствовали с произведениями Пикассо, Матисса, Брака и Дерена.
В 1943 г. состоялась первая персональная выставка мастера.
В 1950 г. в журнале «Art News» была опубликована серия фотографий Ханса Намута, запечатлевшая Поллока за работой и вызвавшая сенсацию в мире. Художник раскладывал на полу мастерской натянутое на подрамник полотно и судорожными движениями покрывал его красками, то используя кисти, то просто выдавливая краску из тюбиков прямо на холст.
В 1950 г. Поллок испытал потрясающий успех на венецианской Биеннале. В это время мастер написал такие произведения, как «Осенний ритм», «Лиловый туман», «Галактику» и «Белый свет».
Персональные выставки у Пегги Гуггенхейм сделали Поллока знаменитым. Посетив одну из них в 1945 году, Клемент Гринберг описал Поллока как «сильнейшего художника поколения и, возможно, величайшего, который появился после Миро». Критик Клемент Гринберг придумал, как объяснить эти работы. Галеристка знала, как их продать. А музейщики поняли, как ввести их в историю искусства XX века. Вот три института, которые создали авторитет американского искусства: галерея, пресса, музей.
В последние несколько лет своей жизни Поллок — и знаменитость, и алкоголик. Он начал опускаться по спирали, которая привела его к разрушению семьи, надежды на карьеру. 11 августа 1956 г. Поллок погиб в автомобильной катастрофе.
Критика[править | править код]
Работы Поллока всегда разделяли критиков на разные лагеря. Гарольд Розенберг говорил[источник не указан 1835 дней
] о трансформации живописи в экзистенциальную драму, то, что появляется на холсте — это не изображение, а случай. Важным событием было решение рисовать для того, чтобы «просто рисовать». Телодвижения Поллока вокруг холста — это телодвижения освобождения от ценностей: политических, эстетических, моральных.
Клемент Гринберг провозгласил абстрактный экспрессионизм и, в частности Поллока, кратким изложением эстетических ценностей. Таким образом, работы Поллока представлялись лучшей живописью этого времени, кульминацией художественной традиции, возвращающейся в работах кубистов и Сезанна к Моне, в которых живопись становилась чище и более концентрированной.
Левое крыло критиков рассматривало работы Поллока в политическом контексте и объясняло их успех идеологической ценностью в рамках американского империализма
Они обратили внимание на то, что посмертная выставка Поллока спонсировалась ЦРУ и сделали вывод, что правящий класс выбрал Поллока как средство борьбы с влиянием Парижа и как противопоставление соцреализму. Таким образом, Поллока поддерживали и продвигали как «оружие в холодной войне»
Другие критики, такие как Крейг Браун, были поражены тем, что «эти обои» могут иметь какое-то отношение к истории искусства и могут встать рядом с работами Джотто, Тициана и Веласкеса.
Заголовок «Рейнольдс Ньюс» (Reynolds News) в 1959 году гласил: «Это не искусство — это шутка, причём дурного вкуса».
Сальвадор Дали так охарактеризовал его в своём «Дневнике гения»: «Поллок: Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он ещё большее ничто».
Великие художники
Джексон Поллок «Номер 5», 1948
Абстракционизм
Продажу картины Джексона Поллока за $140 млн оформлял специалист из Sotheby`s Тобиас Мейер. Таким образом, Джексон Поллок (1912-1956) стал самым дорогим художником в мире, сместив с пьедестала Густава Климта с его «Портретом Адели Блох-Бауэр», за которую Рональд Лаудер уплатил $135 млн. Джексон Поллок прославился как изобретатель «живописи действия» (action painting), отвечавшей и его расхристанно-богемному образу жизни. Несколько лет назад в Голливуде экранизировали его биографию, по драматизму мало уступающую жизнеописанию Ван Гога.
То, как творил Джексон Поллок – нечто совершенно невиданное. Он никогда не натягивал полотна на холст, по его собственному признанию, стремился избавиться от обычных инструментов художника. Картина располагалась прямо на стене, но еще чаще – на полу. Над ней сначала расхаживал с банкой красок, потом приплясывал в неком почти трансе художник. Он лил, брызгал, бросал на полотно краску. Иногда – смешанную с песком, с другим материалом. Художник при таком подходе становится частью живописи, говорит Поллок. Абстрактная путаница линий и клякс несет на себе следы вдохновения мастера, выглядит осмысленной и символичной. Поллок отрицал случайное в живописи, чего сразу не скажешь, глядя на его картины. Но – каждое движение мастера было глубоко продумано, он принимал в расчет и впитываемость краски холстом, и силу гравитации. Поллок добивался именно того изображения, которое было ему нужно, не касаясь полотна кистью. Такое искусство стали называть «живописью действия».
«Номер 5», беспредметная картина размером 1,5х2,5 м, написанная на фиброкартоне в 1948 году,– классический пример этого метода.
А самого Поллока из-за необузданной манеры кружить над картиной в Америке прозвали «Джек-разбрызгиватель». По-английски, Jack, the Dripper, это всего одной буквой отличается от известного «Джек-Потрошитель», Jack, the Ripper. Но картины Поллака – настоящая гордость Америки.
Если смотреть на картины выполненные в подобном жанре, можно увидеть много чего, все зависит от фантазии созерцателя.
Поделиться
Тэги: абстракционизм,поллок
Рождение льющейся техники
Не смотря на то, что на выставках картинами Поллока восхищались знатоки искусства, их, практически, не покупали. Художник часто впадал из-за этого в депрессию, прикладывался к бутылке, и Ли прилагала огромные усилия, чтобы он не скатился в ужасную бездну отчаяния. Она говорила ему нужные слова, готовила ему завтраки, поправляла его одежду, когда самому Поллоку было наплевать на свой внешний вид. И очень скоро Джексон оценил ее старания. Вскоре они становятся мужем и женой и переезжают в уединенное местечко с красивой природой в Спрингсе.
После нескольких неудачных попыток продать здесь свои картины, Джексон понимает, что нужно что-то менять в своей работе. В этот момент у него рождается техника, которая взбудоражит весь мир художественного искусства, и которую сам Поллок назовет «льющейся». Новое направление в работе становится настолько удачным, что о Поллоке напишут первую статью в известном журнале, снимут документальный фильм и, наконец, начнут покупать его картины. В этот период своей жизни Джексон пытается бороться со своей тягой к алкоголю, и Ли поддерживает его в этом.
Кризис личности
Не желая забрасывать рисование Поллок отправляется в Нью-Йорк, в котором уже некоторое время жил его брат. Вместе с ним он берет уроки у Томаса Бентона и перенимает от него криволинейные и волнистые линии. Во многих полотнах которые он написал в ранний период своего творчества чувствуется влияние мексиканских рисовальщиков. Бентону искренне нравился Джексон, и он посоветовал ему изменить свой стиль и отношение к работе. Из застенчивого паренька он превратился в грозного ковбоя. Не только хорошие уроки мастер преподал своему ученику, будучи зависимым от алкоголя он напомнил юноше о старых привычках и тот снова начал злоупотреблять выпивкой.
В 1935 году наставник покинул Нью-Йорк потеряв поддержку близкого человека художник уходит в запой. Его состояние настолько ухудшилось что все деньги, на которые он жил были социальной помощью для бедных художников. Пытаясь улучшить свое материальное положение, он расписывает стены подъездов, моет музеи и памятники. Берется за помощь другим художникам в качестве подручного. Но в один день администрации социального проекта надоело его постоянное пьянство и от его помощи отказались. Это привело к тому что художник попал в больницу с алкогольной интоксикацией, после чего его перевели в лечебницу для зависимых от алкоголя.
Творческий прогресс
В 1941 году произошла судьбоносная встреча, один знакомый смотритель музея познакомил Джексона с его будущей женой Ли Краснер. Девушка была из семьи иммигрантов, и ввиду своей настойчивости была известна в кругах художников. Именно Краснер стала связующим звеном между Поллоком и миром Нью-Йоркского художественного общества. Практически сразу после знакомства молодые люди съехались. В 1943 году на одном из собраний художник познакомился с Пегги Гуггенхейм. Ее поразила манера исполнения и характер работ, выполненных рисовальщиком. Желая показать миру столь уникальную натуру, она организовала выставку на которой было представлено полотно «Стенографическая фигура». Узкий круг критиков с восторгом принял нового гения. В этом же году была организована выставка, посвященная только творчеству Поллока и она произвела колоссальный фурор. Однако картины так и не продавались. Пегги предложила художнику сменить агента что бы хоть как-то сдвинуть продажи с мертвой точки.
1944 год стал дня художника особенным, он и Ли Краснер поженились и сменили место жительства на городок Спрингс. Дом, в котором они поселились был самым обычных двухэтажным строением с небольшим сараем на заднем дворе. Именно в сарае художник обустроит свою мастерскую. В 1947 году Джексон изобретает для себя новое исполнение картин он расстилает огромные полотна и пишет прямо на полу. Стиль исполнения его работ называли капельным или разбрызгивающим, сам же художник любил название льющаяся живопись.
Первый финансовый успех был в 1948 году это поспособствовало смене мастерской, в которой он создал еще шесть полотен. Именно эти изображения в будущем имели самый большой успех и популярность. Про Поллока пишут в газетах и журналах, его называют сенсацией и прорывом в мире живописи. Критики воспринимали такой успех в равной степени с восторгом и недовольством. Одни считали, что его живопись слишком груба, непонятна и не имеет никакого творческого образования под собой. Другие пытались доказать, что его полотна это новое виденье экспрессии и абстракции соединенной в симбиозе, которого ранее не было. Натиск созданный публикой становится причиной очередного алкогольного срыва.