Алжирские женщины — Википедия РУ
Алжирские женщины (фр. Les Femmes d’Alger) — серия из 15 картин и рисунков испанского художника Пабло Пикассо. Её создание было вдохновлено полотном 1834 года французского живописца Эжена Делакруа Алжирские женщины в своих покоях (фр. Femmes d’Alger dans leur appartement). Серия является частью ряда работ Пикассо, посвящённых творчеству художников, которыми он восхищался.
Вся серия Алжирских женщин была приобретена Виктором и Салли Ганцами из Галереи Луизы Лерис в Париже за $212 500 в июне 1956 года 10 картин и рисунков из серии позднее были проданы Галерее Сайденберг, Ганцы сохранили за собой версии «C», «H», «K», «M» и «O». Ныне картины и рисунки серии хранятся в различных музеях и частных коллекциях.
В декабре 1954 года Пикассо начал создавать серию свободных вариаций на картину Делакруа Алжирские женщины в своих покоях. Пикассо принялся за первую версию из серии спустя 6 недель после смерти Анри Матисса, его друга и в то же время соперника в искусстве на протяжении долгого времени. Таким образом, «восточный» мотив этой серии имеет не менее тесные ассоциации с творчеством Матисса, чем с Делакруа. Матисс известен изображениями томных, чувственных женщин, одалисок (французское слово для обозначения женщин из гарема турецкого султана). Пикассо шутил по этому поводу: «Когда Матисс умер, он оставил своих одалисок мне в наследство». Жаклин Рок, тогдашняя возлюбленная Пикассо, очень часто изображалась им в образе одалиски в 1955—1956 годы. Кроме того, было замечено поразительное сходство профиля Жаклин с одной из сидящих мавританок на полотне Делакруа.
В 1955 году Пикассо приобретает в Каннах виллу Калифорния. Эту покупку Пикассо так объяснял своему биографу Пьеру Де: «Я так много думал об Алжирских женщинах, что купил Калифорнию».
Одним из первых, кто отметил возвращение Пикассо к прежним вершинам в его творчестве в «Алжирских женщинах», был британский искусствовед и коллекционер Дуглас Купер, посетивший в июле 1955 года виллу Калифорния. Он с восторгом писал об увиденном там Альфреду Барру в апреле 1956 года.
«Версия H»
«Версия H» была написана 24 января 1955 года. Продана за $7,15 миллионов в ноябре 1997 года, как часть коллекции Ганца, на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Ныне она хранится в коллекции Джузеппе Нахмада, в Швейцарии.
«Версия J»
«Версия J» была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне в 2006 году за $18,6 миллионов. Ныне принадлежит коллекции Хелли Нахмада.
«Версия K»
«Версия K» была продана за $6,6 миллионов в ноябре 1997 года, как часть коллекции Ганца, на аукционе Christie’s в Нью-Йорке.
«Версия M»
«Версия M» была продана за $10 миллионов в ноябре 1997 года, как часть коллекции Ганца, на аукционе Christie’s в Нью-Йорке.
«Версия N»
«Версия N» хранится в художественном музее Университета Вашингтона в Сент-Луисе, будучи приобретённой Фондом Стейнберга в 1960 года для университета.
«Версия O»
«Версия O», последняя и самая знаменитая из картин серии, была написана в 1955 году.
Картина была продана за $31,9 миллионов в ноябре 1997 года, как часть коллекции Ганца, на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. «Версия O» была куплена британским арт-дилером Либби Хоуи для саудовского коллекционера, жившего в Лондоне и пожелавшего остаться неизвестным.
Во второй раз «Версия O» была выставлена на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в мае 2015 года Предпродажная оценка картины составила $140 миллионов. При этом, Три наброска к портрету Люсьена Фрейда Фрэнсиса Бэкона, проданные в 2013 году и державшие рекордную для открытых аукционов цену в $142,4 миллиона, имела стартовую цену в $85 миллионов Было очевидно, что «Алжирские женщины» превзойдут этот рекорд. В итоге картина была продана за $179,4 миллионов. Такую сумму за неё выложил бывший премьер-министр Катара Хамад бен Джасим бен Джабер Аль Тани.
Влияющий
После этого художники откажутся от Гранд-тура, чтобы превратиться в исследователей мифического Востока, выполняя научные миссии ученых-востоковедов или пользуясь возложенными на них консульскими или коммерческими обязанностями
«Поездка в Алжир становится для художников столь же важной, как и паломничество в Италию : они будут изучать солнце, изучать свет, искать оригинальные образы, примитивные и библейские манеры и взгляды» , — отмечает Теофиль Готье. Кроме того, картина является продолжением моды на политические гравюры, которые прославляют захват Алжира , изображая похищение женщин султана.
Описание картины Пабло Пикассо «Алжирские женщины»
Данная картина была создана известным художником Пабло Пикассо. Время ее создания датируется 1955 годом. Неоднократно искусствоведы отмечали, что серия картин «Алжирских женщин» является лучшей работой великого художника.
Состоит она из пятнадцати картин, каждая из которых обозначена соответствующей буквой алфавита. Тематика картин соответствует восточному стилю. Описываемая картина пятнадцатая по счету. Ее можно распознать под буквой О. На данный момент она пребывает в одной из частных коллекций.
Отметим, что «Алжирские женщины» Пабло Пикассо были навеяны одноименной картиной Эжена Делакруа, созданной в 1834 году. Длительный период времени это полотно было в коллекции Виктора и Салли Гантц. Они купили его через год после ее написания за 212 тысяч долларов, что на 1956 год было баснословной суммой.
Если внимательно присмотреться к картине, то можно заметить, как умело автор смог передать свои мысли и переживания. Впечатляет превосходная игра цвета. Во время работы над картиной Пикассо не побоялся совместить довольно большое количество цветов. Особенного внимания заслуживают отдельные элементы картины, которые выполнены с особой точностью.
Главным персонажем «Алжирских женщин» являются, как ни странно, женщины восточной наружности. Автор ставил перед собой цель передать весь колорит и внутреннее состояние своих натурщиц. Чувствуется особый подход работы художника. Ему удалось с помощью кисти запечатлеть людей, точно передавая их внутренний мир и состояние.
Картина привлекает внимание своей необычностью и экстравагантностью. Сейчас эту картину купили в Нью-Йорке
Ее стоимость оказалась рекордной и составила 179 миллионов долларов. Таким образом, картина Пикассо стала самой дорогой репродукцией, которую продали через аукцион.
Сколько стоит «Крик»
Картина «Крик» – самая известная работа Эдварда Мунка, норвежского художника и печатника, символ современной духовной муки. Художник изображает паническое существо, чьи контуры отражаются в закрученных линиях багряно-красного неба. В этой картине беспокойство и отчаяние достигают невиданного уровня.
«Крик» Эдварда Мунка
«Крик» долго находился в центре драматических краж и изъятий. В 2012 г. версия картины (одна из 40), созданная пастелью на картоне, была продана частному коллекционеру почти за 120 млн долларов (7,76 млрд рублей).
Арт-рынок – сфера художественной жизни, которая вызывает больше всего споров как у людей, непосредственно в нее вовлеченных, так и у тех, кто наблюдает за происходящим со стороны. Почему произошли такие изменения, почему для нынешних коллекционеров картины стали лишь средством инвестиций? Ответов на эти вопросы может быть много, стоит понимать, что арт-рынок не столько механизм купли-продажи произведений искусства, но и своеобразное пространство, где сталкиваются экономика, философия, искусство, социология.
Не только картины могут стоить дорого, но и кошки тоже. Узнайте топ 10 самых дорогих кошек мира.
Маленькая арабская страна Катар тратит на покупку произведений искусства около 1 млрд долларов в год. Если речь идет о шедеврах мировой живописи, предложение катарской королевской семьи не может побить никто. Таким образом, вполне может статься, что творения великих мастеров, как и современные произведения искусства, станут недоступны цивилизованному миру, так как в Катаре купленные картины не могут экспонироваться по ряду причин, а королевская семья страны использует искусство исключительно для саморекламы.
История
Эжен Делакруа, Алжирские женщины в своих покоях , 1834. Холст, масло. 180 × 229 см. Лувр, Париж.
Пьер Огюст Ренуар,Парижанки в алжирских костюмах (Гарем) , 1872. Холст, масло. 156 × 129 см. Национальный музей западного искусства, Токио. Также были вдохновлены полотном Делакруа.
В декабре 1954 года Пикассо начал создавать серию свободных вариаций на картину Делакруа Алжирские женщины в своих покоях
. Пикассо принялся за первую версию из серии спустя 6 недель после смерти Анри Матисса, его друга и в то же время соперника в искусстве на протяжении долгого времени. Таким образом, «восточный» мотив этой серии имеет не менее тесные ассоциации с творчеством Матисса, чем с Делакруа. Матисс известен изображениями томных, чувственных женщин,одалисок (французское слово для обозначения женщин из гарема турецкого султана). Пикассо шутил по этому поводу: «Когда Матисс умер, он оставил своих одалисок мне в наследство». Жаклин Рок, тогдашняя возлюбленная Пикассо, очень часто изображалась им в образе одалиски в 1955—1956 годы. Кроме того, было замечено поразительное сходство профиля Жаклин с одной из сидящих мавританок на полотне Делакруа.
В 1955 году Пикассо приобретает в Каннах виллу Калифорния. Эту покупку Пикассо так объяснял своему биографу Пьеру Де: «Я так много думал об Алжирских женщинах
, что купил Калифорнию».
Одним из первых, кто отметил возвращение Пикассо к прежним вершинам в его творчестве в «Алжирских женщинах», был британский искусствовед и коллекционер Дуглас Купер, посетивший в июле 1955 года виллу Калифорния. Он с восторгом писал об увиденном там Альфреду Барру в апреле 1956 года.
Описание картины Эжена Делакруа «Алжирские женщины»
Тем не менее, эта живопись отражает что-либо кроме действительности, а скорее представляет смесь наблюдения и общепринятых Европейских конвенций. Оно стало вехой в истории изобразительного искусства от «Алжирских женщин», в частности, были в восторге Ренуар, Пикассо и Матисс. Матисс известен изображениями томных, чувственных женщин, одалисок (французское слово для обозначения женщин из гарема турецкого султана).
Всего – 15 вариаций, которые обозначены в алфавитном порядке как Version А-О. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями. В мае 2015 картина вновь была выставлена на аукцион Кристис и на этот раз она побила все рекорды – была продана за 179 млн, став самой дорогой картиной Пикассо, а также самым дорогим в мире произведением искусства, когда-либо проданным на аукционных торгах. Когда скончался друг-соперник Пикассо Анри Матисс, то через шесть недель после его смерти великий испанец принялся работать над циклом картин-вариаций. Сейчас колониальное прошлое сказывается в том, что французским языком владеют 16 млн.
В 1947 году ведущие коллекционеры из Чикаго Ли и Мери Блок покупают портрет у Пьера Колле. Некоторые фрагменты полотна написаны двумя контрастными дополнительными цветами (зеленым и красным). На ее берегах боги дают свою самую священную клятву.
Когда они были завершены их оказалось пятнадцать. (см. жителей Алжира.
Пикассо принялся за первую версию из серии спустя 6 недель после смерти Анри Матисса, его друга и в то же время соперника в искусстве на протяжении долгого времени. Он пишет также картины на мифологические, религиозные исторические темы («Битва при Пуатье», 1830, Лувр, Париж «Битва при Нанси», 1831, музей, Нанси «Взятие крестоносцами Константинополя», 1841, Лувр, Париж), литературные сюжеты, преимущественно из Данте, Шекспира, Вальтера Скотта, Байрона, Гете, создавая не бытовые сценки, а грандиозные эпопеи. Делакруа много работал в графике серия его литографий к «Фаусту» была одобрена самим Гете.
Основные тона дополнены зеленым и красным цветом. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Это были одалиски, которых так любил Матисс. Изнутри гарем оказался совсем не таким загадочным, каким изображал его Делакруа на своих ранних «восточных» картинах.
«Алжирские женщины в своих покоях», Эжен Делакруа — описание картины
берберы, принявшие арабский язык и культуру, в том числе ислам. Под сходнями плещутся наяды. Это были одалиски, которых так любил Матисс. Пикассо шутил по этому поводу: «Когда Матисс умер, он оставил своих одалисок мне в наследство». Четыре женщины разных рас и национальностей сидят на коврах с подушками и курят кальян. И хоть «настоящие» женщины не такие как те, что изображены на полотне их жизнь самая обычная и не наполнена тем романизмом, что можно заметить на картине.
Матисс известен изображениями томных, чувственных женщин, одалисок (французское слово для обозначения женщин из гарема турецкого султана). На нем изображены четыре алжирские женщины. Далее – самые красивые, на мой взгляд известные алжирки (по месту рождения или происхождению).
Описание картины «Алжирские женщины»
Ведь Анри Матисс рассматривается как последователь Делакруа и с точки зрения колорита и по части выбора тематики. В частности, картина Алжирские женщины, Version O, ушла за 32 млн. Алжир – самая большая по территории страна Африки (2, 381 млн.
Чернокожая девушка, как бы уходит с картины, сообщая что-то другим прекрасным особам. Любопытна одна деталь. Таким образом, «восточный» мотив этой серии имеет не менее тесные ассоциации с творчеством Матисса, чем с Делакруа. Грешники цепляются за барку, она вот-вот опрокинется.
Примечания
- ↑ 123Mark Brown . Van Gogh, Picasso and others go on display before New York sales jamboree,The Guardian (10 апреля 2015). Проверено 9 сентября 2020.
- Picasso: Challenging the Past National Gallery p 109—114
- Pablo Picasso — Les femmes d’Alger (Version «O»). Christie’s. Проверено 9 сентября 2020.
- ↑ 12 Christie’s to Offer Picasso’s Iconic Masterpiece of the 1950s. Christie’s. Проверено 9 сентября 2020.
- Matisse Picasso: room guide, room 12. tate.org.uk .
- Pablo Picasso — Les femmes d’Alger (Version «H»). Christie’s. Проверено 9 сентября 2020.
- Picasso: Peace and Freedom: Room 5: The Women of Algiers. Tate . Проверено 9 сентября 2020.
- Colin Gleadell . Market news: Elizabethan portraiture, Peter Doig, Picasso and more,The Daily Telegraph (28 ноября 2006). Проверено 9 сентября 2020.
- ↑ 12Walter Robinson. Ganz sale results. Artnet. Проверено 9 сентября 2020.
- Kate Connolly . Pablo Picasso works draw art world to Berlin,The Guardian (7 июня 2013). Проверено 9 сентября 2020.
- International Council — Museum Berggruen. Museum Berggruen . International Council — Museum Berggruen. Проверено 9 сентября 2015.
- Les femmes d’Alger (Women of Algiers), Variation «N». Kemper Art Museum . Проверено 9 сентября 2020.
- Prized Picasso Leads the Ganz Collection to a Record Auction of $206 Million , New York Times, November 11, 1997
- Scott Rayburn . A Picasso Is the Center of Attention at Christie’s Auction,The New York Times (10 апреля 2015). Проверено 9 сентября 2020.
- Picasso’s Women of Algiers smashes auction record, BBC News Online (12 May 2015). Проверено 9 сентября 2020.
- Billionaire Qatari sheikh ‘identified’ as secret buyer of world record Picasso, The Daily Telegraph (21 мая 2015). Проверено 9 сентября 2020.
«Алжирские женщины» Пикассо
8 апреля 1973 года скончался один из самых плодовитых, влиятельных и дорогих художников из когда-либо существовавших. Имя ему — Пабло Пикассо. О себе он говорил так: «Хочу жить бедно, но с кучей денег в кармане». И последнее ему вполне удавалось. За его картины и при жизни, и сегодня отдают миллионы долларов.
«Алжирские женщины», версия О. (wikipedia.org)
Сюжет
«Алжирские женщины» — это не одна картина, а 15 вариаций на сюжет Эжена Делакруа, который в 1834 году написал полотно «Алжирские женщины в своих покоях». Все версии — разные по композиции, количеству персонажей и колориту, часть из них — в цвете, часть — монохромные. Чтобы объединить их концептуально, художник присвоил каждой вариации букву — от, А до О. Самая дорогая — последняя, «Версия О».
Что же касается Делакруа, к которому испанский маэстро обратился за сюжетом, то француз создал свое полотно под впечатление от поездки по Северной Африке. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы.
Особенно поразил Делакруа гарем, который он посетил в Алжире. Изнутри гарем оказался совсем не таким загадочным, а наложницы в цветистых арабских нарядах, представлявшиеся художнику необыкновенно романтическими персонажами, выглядели самыми обыкновенными женщинами. Такими Делакруа и изобразил их на полотне.
Эжен Делакруа, «Алжирские женщины в своих покоях». (wikipedia.org)
При всей условности и абстрактности, кажущемуся отсутствию натуралистичной телесности сами позы персонажей, степень обнаженности, фиксация внимания на определенных частях тела у Пикассо беспрецедентны. «Если бы Делакруа увидел мои работы, я бы ему сказал вот что: вы писали, имея ввиду Рубенса, но сделали как Делакруа. А я писал, имея ввиду вас, но я тоже сделал нечто своё», — заметил как-то художник.
Контекст
Пикассо начал создавать серию свободных вариаций на картину Делакруа в декабре 1954 года. Время начала работы не случайно: за несколько недель до этого скончался Анри Матисса, который своими одалисками (женщины из гарема султана) ввел ориентализм в современное искусство. «Когда Матисс умер, он оставил своих одалисок мне в наследство», — говорил Пикассо.
Анри Матисс, «Одалисски». (wikipedia.org)
Моделью для всех персонажей была последняя жена Пикассо Жаклин Рок (разница в возрасте составляла 46 лет). По словам художника, уже при первой встрече с Жаклин он был потрясен ее сходством с главным женским персонажем с картины Делакруа — сидящей женщиной с лицом, повернутым в профиль. Да и характер юной особы напоминал скорее восточных женщин, нежели западных: покорная и смиренная, она называла Пикассо «мой господин» и «солнце».
Судьба художника
Через год после написания всю серию за 212 тыс. долларов купил Виктор Ганц, знаменитый коллекционер современного искусства, известный позднее как попечитель Whitney Museum of American Art. 11 работ были распроданы еще при жизни коллекционера, а оставшиеся четыре, в том числе и итоговая Version O, — ушли с молотка в 1997 году. Тогда за Version O дали 32 млн долларов. Почти через 20 лет, когда картина была вновь выставлена на торги, она побила все рекорды — за 179 млн долларов ее купил человек, пожелавший остаться неизвестным.
Союз Пабло и Жаклин продлился 20 лет, и 17 из них художник писал только свою жену. Она стала его последней музой. Через 13 лет после смерти Пикассо она застрелилась из пистолета, который ей когда-то подарил сам художник.
Пикассо оставил после себя десятки тысяч работ, которые значительно повлияли на ход развития искусства и культуры всего XX века. А на мировых аукционах картины до сих пор бьют рекорды цены.
Гарем Делакруа
На полотне, прежде всего, можно увидеть уютную, тихую, безмятежную, расслабленную и даже сонливую атмосферу с неясной грустью. На нем изображены четыре алжирские женщины. Три из них – обитательницы, а может быть, и пленницы гарема, которые скучают в своем заточении. Кроме них имеется чернокожая служанка, которая собирается куда-то пойти, так как она не лишена свободы передвижения. Композиционно алжирские женщины разделены на три части. Одна из них неподвижно сидит слева, затем две центральные фигуры, томно склонившиеся друг к другу, и последняя, более динамичная, – это служанка.
Истоки творчества
Эжен Делакруа — еврейка Танжера в парадном костюме — 1835 г.
Жан-Этьен Лиотар , Мария Аделаида из Франции, одетая по-турецки (1753).
Жан-Этьен Лиотар, мсье Леветт и мисс Главани в турецких костюмах (1740 г.), Лувр, Париж.
Делакруа посетил Марокко в 1832 году, где пробыл три месяца. Эстетический шок от этой поездки огромен. На обратном пути он провел два дня в Алжире. По словам Шарля Курно , главный инженер порта Алжира Виктор Пуарель договорился с шаушем о том, чтобы тот согласился показать ему свой дом, но Делакруа не говорит ничего подобного в своем дневнике. Если Делакруа выступает против завоевания Алжира, которое он считает ошибкой, как мы можем прочитать в его тексте 1840 года Souvenirs d’un voyage au Maroc , он указывает, что внутреннее убранство мавританских домов было для него запрещено. Еврейские дома были открыты для него, предлагая ему «каприз и обаяние мавританского гения» , где он встречал «красивых и хорошеньких» женщин, одетых с достоинством, с последующим точным описанием одежды, соответствующей картине « Женщины из Алжира» в их квартиру. .
в 25 января 1832 г.в Танжере художник попал под чары жены и сестры Авраама Бенхимола, переводчика французского консульства, которое он описал так: «Его жена, его дочь и вообще все евреи — самые пикантные в мире и очаровательно красиво. У его дочери, как я полагаю, или у его сестры были очень странные глаза желтого цвета, окруженные голубоватым кругом, а края век были окрашены в черный цвет. Ничего более острого. Их костюм очарователен. » По просьбе голландского консула Жана Фраассине Лететия Азенкот, племянница Авраама Бенхимола, позирует художнику в алжирском костюме.11 февраля 1832 г.в Танжере. Впоследствии Делакруа был приглашен на свадьбу, на которой в 1839 году родилась картина La Noce Juive au Maroc .
Картина «Алжирские женщины в их квартире» сделана по наброскам, сделанным в Алжире , на которых Делакруа отмечает имена Муни Бен Сультре, который дважды позировал в разных позах, для фигуры, наклонившейся влево, и для той, кто сидит со скрещенными ногами. в центре, другой рисунок — это фигура справа, Зера Бен Султан. Для Ива Шёсберга в « Понять Делакруа» модели отождествляются с женщинами турецкого происхождения: Зохра Тубуджи, Бахья, Хадогджа и Муни Бенсолтане. Однако многие авторы сомневаются в реальности визита в алжирский «гарем», слух о котором ассоциировался с картиной критика Филиппа Бурти (1830-1890) и получил широкое распространение с тех пор, а к тому же книга за доской. Лодки La Perle, указывающие входы и выходы Делакруа, не дают ему времени рисовать на суше.
Картина написана маслом в Париже в 1834 году с парижскими моделями, в том числе, без сомнения, Элиз Буланже или Эжени Далтон, одетые в одежду, рубашки с рукавами, женские тапочки … и украшенные украшениями, купленными художником, с другими различными предметами. такие как подушки, в Танжере и Оране.
Картина Женщины Алжира в их квартире , кажется, вдохновленный «turqueries» модными в XVIII — м веке, как можно видеть в работах Жана-Этьена Лиотара (1702-1789). Таким образом создается образ воображаемого Востока — в частности, воображаемого гарема, воссозданного в Париже по парижским моделям в 1833-1834 годах.
«Спаситель мира» — самая дорогая картина
Произведение Леонардо да Винчи «Спаситель мира», или «Сальватор Мунди», было продано за рекордную сумму на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке. 500-летний шедевр ушел с торгов за 450 312 500 долларов (более 29 млрд рублей), что является абсолютным рекордом для художественных полотен, когда-либо проданных с аукциона. Cтартовая стоимость шедевра на аукционе составляла 100 млн долларов (почти 6,5 млрд руб.). Покупатель, нынешний владелец самого дорогого полотна в мире, предпочел остаться анонимным.
«Спаситель мира» Леонардо да Винчи
Ранее заветная картина входила в художественную коллекцию Карла I Стюарта, короля Англии, Шотландии и Ирландии, но она пропала в самом начале XX в. Кто-то закрасил шедевр, не зная о его ценности. «Спасителя» отреставрировали, выставили на небольшом региональном аукционе в Соединенных Штатах Америки в 2005 г. Долгое время творение великого мастера, написанное на деревянной панели масляными краскам, считалось копией, а потому было продано в 1958 г. на аукционе «Сотбис» всего за 45 фунтов стерлингов.
На деревянной панели размером 64,5 х 44,7 см маслом изображен Христос с использованием столь характерного для Леонардо приема сфумато (затушеванное изображение, словно исчезающее в дымке). Правая рука Спасителя застыла в благословляющем жесте, в левой он держит стеклянный шар, символизирующий мир. Этот шедевр неизменно заставляет зрителей испытывать сильные эмоции.
«Сальватор Мунди» является № 1 в топе самых дорогих живописных произведений в мире, которые были куплены за рекордную сумму, превышающую 450 млн долларов.
Украшаете ли вы свой дом картинами?
ДаНет