Айвазовский. Девятый вал. 1850.
Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?
Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.
Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.
Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.
Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.
Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.
О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.
Стремительное начало
В 1809 году юный Карл Брюллов начал учиться в столичной Императорской Академии художеств, что, конечно, неудивительно, с его-то отцом. Там одним из его учителей был художник Андрей Иванович Иванов. Получив строгую школу дома и блестяще овладев техникой рисования, Карл быстро снискал уважение у преподавателей.
Своим сокурсникам Брюллов правил экзаменационные работы, правда, не бесплатно. За время учебы в Академии молодой художник собрал все возможные медали, от серебряной малой до большой золотой.
Первыми значимыми работами Брюллова можно назвать “Гений искусства” и «Нарцисс, смотрящий в воду», которую купил его преподаватель Иванов. Студенты, получившие большую золотую медаль, могли поехать на практику за границу, а Брюллов получил её в 1821 году за свою выпускную работу, которой стала картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Президент Академии просил юношу остаться в стенах учебного заведения ещё на несколько лет для совершенствования.
Выпускная работа Карла Брюллова «Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов», 1821 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
В итоге Карлу дали преподавателя, который был менее искусен, чем ученик, и даровитого художника не устроил в качестве наставника, а заменить его по просьбе Брюллова не пожелали. Уже достаточно искусному живописцу больше нечего было делать в стенах Академии, так как ничего нового у плохого мастера он почерпнуть не мог.
Со своим старшим братом Александром Карл решает покинуть отчий дом и пуститься в свободное плавание, самостоятельно зарабатывая на жизнь. Младший начинает зарабатывать написанием портретов, и уже первые работы показывают талант юного художника. Несостоявшаяся заграничная поездка всё же состоялась, но не благодаря Академии художеств.
Карл Павлович Брюллов «Портрет архитектора Александра Павловича Брюллова», брата художника 1823-1827 годыМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Выдающийся талант заметили в молодом Обществе поощрения художников. Эта организация отправила обоих братьев за границу, так как без Александра Карл ехать отказался, честно признавшись:
Старший брат Брюллова был архитектором. В 1822 году, перед поездкой за границу, император позволил братьям Брюлло стать Брюлловыми, именно с тех пор их фамилия была русифицирована.
Самые дорогие картины Карла Брюллова
Работы Брюллова появляются на официальных аукционах не часто, в основном они сосредоточены в музеях. Большая их часть находится в Третьяковской галерее и Русском музее. Но некоторые представления об их стоимости можно составить на основе уже состоявшихся уходов.
Значительное произведение Брюллова попало на торги в далеком 1995 году. Это была выдающаяся картина «Портрет А.К. Демидовой», на котором изображена роковая красавица Аврора Демидова. Портрет в свое время заказал у Брюллова один из богатейших людей России Павел Демидов. Работа над портретом велась долго и была зафиксирована в дневнике писателя И.С. Тургенева и дневнике ученика Брюллова А.Н. Мокрицкого. Когда в 1995 году начались торги Sotheby’s в Лондоне, на которых была заявлена продажа этой картины, зал был забит коллекционерами, дилерами, журналистами, галерейщиками и другими ценителями искусства. Была среди них и известная певица Галина Вишневская (жена великого М. Ростроповича), а также представительница Третьяковской галереи. Все жаждали заполучить шедевр Брюллова, но в ходе торгов портрет достался Вишневской, отдавшей за нее 133,5 тысячи фунтов стерлингов. Третьяковской галерее такая покупка оказалась не по карману.
К. Брюллов. Портрет Авроры. 1837 г.
Впрочем, и после ухода из жизни Ростроповича содержание огромной коллекции оказалось слишком дорогим для Вишневской. Картина вновь попала на торги Sotheby’s в 2007 году по стартовой цене 0,8–1,2 млн фунтов стерлингов. Она была выставлена в собрании из 450 экспонатов, которую целиком выкупил миллиардер из России Алишер Усманов. Все собрание миллиардер преподнес в дар России, что спасло ценнейшие произведения русского искусства от разрозненного нахождения в разных коллекциях мира.
Всего за период с 2000 по начало 2022 года на официальных торгах появлялось 55 произведений художника, из которых к живописи относится только 13, а большая часть является графикой. Из дорогих продаж отметим такие. В 2005 году состоялась продажа картины «Возвращение папы Пия IX в Рим…» за 750 тысяч долларов, в 2009 году продали за 457 тысяч долларов портрет Джованины Пачини, а в 2007 году за 132 тысячи долларов с торгов ушел портрет Анатоля Демидова, князя Сан-Донато.
Мы разобрали в этой статье лишь некоторые известные картины Карла Брюллова. Ценителям живописи также рекомендуем самостоятельно изучить другие его произведения, посетив музеи и познакомившись с литературой. Детальное знакомство с творчеством известного русского художника поможет полно оценить его в клад в русскую живопись.
К берегам известности
Приехав в солнечную Италию, Карл страстно принялся за живопись. Он не только рисовал, но и стал изучать культурное наследие страны. Очень скоро молодой человек уже отправил в Общество поощрения художников свою первую итальянскую работу.
Это была картина «Итальянское утро», которую восторженно приняли в Петербурге. В Италии Брюллов пишет много портретов, картины национального быта и лишь через десять лет напишет ещё один свой шедевр «Последний день Помпеи». Это будет в 1833 году.
До этого была «Всадница», написанная на миланской вилле Юлии Самойловой в 1832 году. Эта картина станет одной из самых знаменитых и узнаваемых у Брюллова после «Помпеи». Многие спорят, не зная истории этой картины, о том, кто же изображен на данном полотне.
Карл Павлович Брюллов «Всадница», 1832 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Сама ли это Юлия Павловна Самойлова или одна из её воспитанниц? Юлия Самойлова действительно заказала эту картину, но изображена на ней её воспитанница Джованина Пачини со своей сестрой. Иногда и сама Юлия позировала вместе с воспитанницами, серию картин с которыми заказала, но на «Всаднице» её нет. И пусть вас не смущает надпись «Самойлова» на ошейнике одной из собачек возле лошади.
Не будем слишком забегать вперёд, ведь сейчас молодой Карл только окунулся в неповторимую атмосферу Италии, благодаря которой родятся затем все эти шедевры. В этот период Брюллову заказывают много портретов, он обретает полную финансовую независимость, так как знает своему таланту цену.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Именно в своей мастерской Карл встретил женщину, которая в четырёх образах будет присутствовать на картине «Последний день Помпеи» и романтической нотой войдет в его жизнь. Этой молодой особой стала графиня Юлия Павловна Самойлова. Эта дама была знатного и богатого рода, она была независима и покровительствовала искусствам. С портретов начался роман Карла Брюллова и Юлии Самойловой.
После «Помпеи» слава о новом Рафаэле разнеслась не только по всей Италии, но и достигла Санкт-Петербурга. Сам автор шедевра едет в Болонью, где планирует поселиться навсегда.
В 1835 году у живописца наступает творческий кризис, ему кажется, что в Италии он уже исчерпал себя. Наспех собравшись, морем Брюллов отправляется в Одессу, а оттуда в Москву. Конечной точкой этого путешествия станет Петербург.
Ге. Тайная вечеря. 1863.
Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863. Государственный Русский музей. Tanais.info
Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.
Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!
Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?
Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи. Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.
У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.
Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.
И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.
В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.
Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.
А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.
Брюллов. Последний день Помпеи. 1833.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей
4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).
Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.
Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.
Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.
Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.
Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.
Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.
Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.
Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.
Биография художника Карла Брюллова
Художник Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году, 23 декабря в столице Российской Империи – Петербурге. Его отец был достаточно известным в столице художником-декоратором и мастер резьбы по дереву.
В возрасте 10 лет Карл был принят в Академию в класс исторической живописи. Его учителями стали известный мастера-живописцы: Иванов А.И., Шебуев В.К., Егоров А.Е. Юный художник с самых первых дней обучения показал свою одаренность и учителя ожидали от него необыкновенных и талантливых работ.
Ещё будучи учеником Академии, Брюллов создает ряд сложных композиций, которые привлекают внимание публики и специалистов. Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры. Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики
Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики
Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры. Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики.
Нарцисс, любующийся своим отражением
Брат художника архитектор Александр, в 1822 году, отправляется в Италию. «Общество поощрения художников», таким образом, награждает молодого архитектора. И Карл решает ехать в Италию вместе с братом. Он и не подозревал, что вернется в Россию только через 14 лет.Италия просто поражает молодого художника и дает огромное количество тем для написания картин. В 1823 году – знаменитое и поразившее Петербург «Итальянское утро».
Итальянское утро
В 1824 году – «Эрминия у пастухов», 1827 – «Итальянский полдень». Брюллов изучает жанровые мотивы, ищет необходимую натуру и, самое главное, пытается найти совершенно новый «язык» для своей живописи.
Его картины воспевают красоту человека и красоту окружающего мира. Художник хочет показать радость бытия. Это новое видение он переносит и на свою портретную живопись. Я не буду перечислять все работы художника в этом жанре (о некоторых из них я расскажу ниже более подробно), но вспомните «Всадницу»… Это портрет, однако портрет, для своего времени, совершенно необычный. В нем легкость и огонь, в нем скрытое веселье и торжество живой человеческой плоти, и обузданная ярость лошади, и нежность прекрасных дам.
В работах художника того периода нет теней и скорби.
В 1835 году он посещает Грецию и Турцию. В результате этой поездки свет увидела целая серия акварелей: «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина» и другие. Невероятные краски и сюжеты восхищают любителей живописи.
Художник изучает творчество старых итальянских мастеров, архитектуру и историю. И в результате возникает «Последний день Помпеи». Эту работу специалисты называют самой значимой в творчестве художника. Работу над картиной Карл Брюллов начал ещё в 1830 году и писал её три года).
В 1836 году художник возвращается на родину и получает должность профессора в Академии художеств. Петербургский период творчества художника – это, в основной массе, портреты. Благородные мужчины и прекрасные дамы. Художник стремиться показать не только естественную красоту человека, но и его внутренний мир, переживания и радости, страсти и внутреннее благородство, которое есть в каждом (так считал художник).
В 1839 году художник начинает работать над картиной «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Эта работа выматывает художника. Тема совершенно не дается, в Петербурге мрачно и сыро. В это же период художник начинает расписывать купол Исаакиевского собора. Художник серьезно заболел. Он не смог закончить картину и роспись собора. Болезнь оказалась действительно очень серьезной и уложила художника в постель на долгих семь месяцев.В 1849 году Брюллов уезжает за границу на лечение.
В Италии он чувствует себя значительно лучше и снова начинает работать: рисунки, серия акварелей и портретов.
А 23 июня 1852 года художника не стало. Он скончался в предместье Рима в местечке Манциано.
Незадолго до своей смерти он сказал:
Годы учёбы в Академии
Все мальчики в семье Брюлловых учились в Петербурге в Императорской Академии художеств. В 1809 году, в возрасте десяти лет, поступил туда на учёбу и маленький Карл. Его зачислили на казённое содержание, проучился он здесь 12 лет.
Среди сверстников он сразу выделился своею одарённостью и отличной домашней подготовкой
Любознательный и талантливый мальчик обратил на себя внимание преподавателей, причём ученик был одарён разносторонне, не только в предметах живописи. Легко и блестяще Карл справлялся с любыми учебными заданиями, чем снискал уважение и популярность среди сверстников, они часто обращались к Брюллову за помощью. Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату
Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату.
Одним из преподавателей юного Брюллова был русский художник Андрей Иванович Иванов. Педагог сразу рассмотрел в мальчике недюжинный талант, выделял его среди остальных учеников и помогал. Карлу даже было разрешено обучаться вразрез строгой программе. Сначала надо было пройти курс копирования, потом рисовать с гипсовых голов и фигур, далее с манекенов и лишь после этого с живой натуры. Брюллову намного раньше, чем всем остальным, разрешили рисовать собственные композиции.
Ещё во время обучения в Академии Брюллов создал своё первое значимое произведение – полотно «Гений искусства». Над этой работой художник трудился почти три года. Картина была написана пастелью, в соответствии со всеми академическими требованиями. Классическим канонам в этой работе соответствовало всё – характер подсветки, пропорции лица и тела, чёткие контуры, устойчивые формы. Академический Совет признал её образцом для копирования, сейчас «Гений искусства» выставлен в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
В этом же музее хранится сейчас и вторая картина Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году. В классе Андрея Иванова студентам поставили задачу написать мужскую фигуру юноши, который расположился полулёжа и склонился над водой. В Академии для этого обычно служили натурщики, которые принимали соответствующую позу, а ученики, молодые художники, рисовали с них свои картины.
Брюллов чувствовал какую-то неудовлетворённость от отсутствия вокруг пейзажа. И тогда он оправился на Чёрную речку в Строгановский сад. Густые садовые заросли навеяли воображению Карлу присутствие мифологических образов, а также множество мелких живых деталей. Так появился мягкий солнечный лучик, который с трудом пробивается через листву, или одинокий листик, томно упавший на водную поверхность.
Академический этюд превратился в написанное маслом на холсте законченное произведение живописи. За эту работу Карл Брюллов получил вторую золотую медаль Академии художеств. Картина настолько поразила его педагога Андрея Иванова, что он выкупил «Нарцисса» для своей частной коллекции.
В 1819 году старший брат Карла Александр был приглашён на работу в качестве помощника Монферрана на строительство Исаакиевского собора. Карл съехал из родительского дома и поселился в мастерской у брата.
В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств. Им была написана выпускная работа – картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». За это произведение Карл был удостоен первой большой золотой медали по классу исторической живописи. Вместе с медалью он получил право на пенсионерскую поездку за границу.
Однако президент Академии художеств настоял на том, чтобы Брюллова оставили в учебном заведении ещё на три года, дабы усовершенствовать своё мастерство. Наставником Карлу поставили художника Ермолаева А. И., который был мало одарён и среди студентов не имел авторитета. Брюллов попросил заменить ему учителя, но молодому художнику отказали. И тогда Карл сам отказался от пенсионерской поездки за границу и от продолжения учёбы в Академии.
Детские годы
Карл появился на свет 23 декабря 1799 года в городе Петербурге.
Исторические корни семейства Брюлло брали своё начало во Франции. Там семья жила, пока не была изгнана из страны в конце ХVII века после отмены Нантского эдикта, так как принадлежала к протестантам. Убежав из Франции, Брюлло обосновались в немецком городе Люненбурге. А оттуда в поисках лучшей жизни прадед Карла Брюллова, Георг Брюлло, уехал в 1773 году в Россию. Его пригласили на императорский фарфоровый завод работать на должности орнаментного скульптора. Георг прибыл с младшим сыном и двумя внуками от покойного старшего сына. Одним из внуков был отец Карла Брюллова – Павел (Пауль).
Павел Иванович Брюллов родился в 1760 году. Он стал мастером живописной миниатюры и гравёры, очень силён был в искусстве резьбы по дереву. В петербургской Академии художеств Павел Брюллов занимался преподавательской деятельностью, вёл класс орнаментальной скульптуры, имел звание академика. Мама Карла Брюллова, Мария Ивановна Шрёдер, имела немецкие корни. Кроме Карла в семье Брюлловых было ещё пятеро детей – две девочки и три мальчика.
Ребёнком Карл рос очень болезненным, в возрасте семи лет переболел золотухой (это старое название наружного туберкулёза кожи и лимфатических узлов). Во время болезни мальчик на некоторое время оказался полностью прикованным к постели.
Несмотря на то, что Карл был слабым и часто болел, отец с ранних лет усердно заставлял его изучать искусство живописи. Павел Иванович был очень строгим родителем. Он давал сыну домашнее задание по рисованию, и если тот его не выполнил, то лишал ребёнка завтрака на следующий день. Карл видел, какой у него трудолюбивый отец, и очень хотел быть на него похожим. В то же время мальчик побаивался своего папу, потому что однажды ослушался его и был физически наказан, в результате чего оглох на левое ухо.
Тем не менее Карлу искусство живописи очень нравилось, он осваивал навыки, с удовольствием обучался, в различных ракурсах изображал животных и людей. В 1805 году ушёл в отставку отец, и с этого времени сын помогал ему, когда тот трудился над разными частными заказами. Например, отец часто брал Карла с собой на работу, когда оформлял Кронштадтскую церковь.
Снова в родных краях
В 1836 году Академия художеств горячо встречала вышедшего из её стен живописца, отсутствовавшего на родине 14 лет. Брюллова даже назначили профессором Академии. В 1839 году, несмотря на нежную привязанность к графине Самойловой, Карл Брюллов взял в жены молодую Эмилию Тимм.
Этот брак не задался и распался через три месяца. Имеются разные предположения о причинах этого разрыва, но не будем останавливаться на слухах и домыслах. Брак распался, детей не было. Общественность же восприняла эту новость воинственно, ополчившись против незадавшегося мужа.
Карл Павлович Брюллов «Портрет молодой женщины у фортепьяно» (жена художника Эмилия Тимм), 1838 годМестонахождение: Частная коллекция
В эту трудную для Брюллова пору утешить его приехала Самойлова. Они не были верны друг другу, но была верна их любовь. Он был её любимым художником, а она – его любимой музой. Карл Павлович вновь занялся портретами, он нарисовал множество известных по тем временам личностей. Среди них, конечно, была Самойлова, а ещё Крылов, Жуковский, Салтыкова и другие. Художник был популярен и признан. Гоголь говорил про творчество Брюллова:
Карл Брюллов «Портрет Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком», 1832-1834 годаМестонахождение: Музей Хиллвуд, Вашингтон, США
Трудился с детства
Павел Иванович Брюллов, в семье которого появилась будущая знаменитость, был преподавателем орнаментальной скульптуры в знаменитой Петербургской Академии художеств. Был он не только скульптором, но и художником. Сын Карл родился у него 12 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Матерью будущего живописца стала Мария Ивановна Шрёдер. Как видно из фамилии, она имела немецкое происхождение.
Семья Брюлловых издавна занималась живописью, начиная с прадеда Карла. Уже в пятилетнем возрасте мальчик рисовал на грифельной доске, так как болел и почти не вставал с постели. Когда болезненность Карла прошла, он во многом, что касается живописи, помогал отцу. У него было ещё трое братьев, которые тоже стали художниками, и две сестры. Хочется добавить, что изначально семейная фамилия звучала как Брюлло, но потом её адаптировали на русский манер.
Императорская Академия художеств, где учился Карл Брюллов
Закат великого таланта
В 1848 году, когда Брюллов был уже болен, он написал свой автопортрет. На нем видно, что художник устал, что в нем происходит какое-то внутреннее угасание. Тем не менее, портрет прекрасен, сравним с лучшими мастерами эпохи возрождения. В 1849 году Карл Павлович уезжает на лечение от болезни легких за границу. Лечение живописцу не помогло, он умер в 1852 году 11 июня в Италии. Ему было на тот момент 52 года.
Перед смертью за русским живописцем присматривал Гарибальди Титтони. Он сопровождал его к врачам, старался помочь чем может, а Брюллов рисовал его портреты. Рисовал он и членов семьи Титтони, поэтому многие последние картины художника до сих пор хранятся в частной коллекции этой семьи. А последним шедевром этого мастера кисти стал портрет Микеланджело Ланчи – археолога и старого знакомого Брюллова.
Карл Павлович Брюллов «Портрет археолога Микеланджело Ланчи», 1851 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Карл Павлович Брюллов стал известен далеко за пределами России. За прекрасное творчество ему дали прозвище Карл Великий, ведь его картины были безупречны. Брюллов был ещё и дамским угодником в плане живописи.
Попасть в его мастерскую на портрет мечтали многие представительницы прекрасного пола. Этого художник добился своим талантом изображать на полотне любую женщину гораздо красивее и очаровательнее, чем она есть на самом деле. Вот только если повнимательнее присмотреться к картинам и портретами Брюллова, можно заметить, что люди, изображенные на них, поразительно похожи, как будто они родились в одной семье.
Без сомнения, все произведения Карла Павловича прекрасны, красочны, с чудесной точной техникой, но в них присутствует своеобразная однотипность, проявляющаяся от картины к картине. Думаю, что так отразились на творчестве художника уроки отца, полученные в детстве. Однажды оглохнув и перестав делать ошибки, Карл Брюллов навсегда перестал их делать. Отсюда и однотипность образов, он как бы рисовал по единожды установленному лекалу, правильному и красивому.
Дом на Кадетской линии, 21 в Санкт-Петербурге, где жил Карл Павлович Брюллов / protect812.com
Могу предположить, что из-за жесткого, если не сказать жестокого воспитания отца, с детства живописец воспринимал критику болезненно и стремился её избегать. Тем более, накладывался ещё опыт “Итальянского полдня”, который был хоть и благосклонно принят самим императором, угодить которому так стремился научить своего сына Павел Иванович, но его немного пожурили за недостающий элемент.
Вот и получилось, что, учтя все наставления отца, пожелания общественности и тенденции моды, Брюллов рисовал превосходно, но наигранно, не всегда естественно и душевно. Несмотря ни на что, картины Карла Брюллова были и остаются неотъемлемой эстетической частью русской живописи.
На обложке: Фрагмент картины Карла Павловича Брюллова «Автопортрет», 1848 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(899)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Последние годы
В 1836 году Брюллов приехал в Россию. Его торжественно приняли в Академии художеств, присвоив звание младшего профессора и назначив руководить в Академии историческим классом. Наряду с занимаемыми должностями, Брюллов продолжал писать, особенно востребованными были его портреты. Также Карл Павлович принял участие в росписи лютеранской церкви на Невском проспекте.
В 1843 году его пригласили на роспись Исаакиевского собора. К 1848 году он завершил работу над эскизами и над созданием всех основных фигур плафона, но приступить к живописи ему не удалось, он попросил освобождения по состоянию здоровья.
У Брюллова обострился ревматизм, это осложнило работу сердца. Медики рекомендовали ему лечение на острове Мадейра. Оттуда он поехал в местечко Манциан под Римом, где проходил курс лечения минеральными водами. 23 июня 1852 года у художника случился приступ удушья, после которого он скончался. Похоронили живописца в Италии на протестантском кладбище Монте Тестаччо.
В жизни художника был длительный роман с женщиной, которая стала в его творчестве главной музой и натурщицей, это была графиня Юлия Самойлова. В 1838 году Карл заключил брак с 18-летней Эмилией Тимм, который продержался ровно месяц. Ни одна из женщин наследников Брюллову не родила.
Подведем итог:
Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.
“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.
“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.
“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.
“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.
“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.
“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.
“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.