Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)
Картина написана в 1889 году. На ней изображен Ной, который возвращается после потопа на землю. Это известный эпизод ветхозаветной истории. Вместе с Ноем спускаются жена, сыновья с женами, животные, которые спаслись, благодаря легендарному ковчегу.
Арарат – известный символ Армении. Художнику удалось передать все величие девственной природы. Библейские персонажи становятся с ней одним целым. Умело подобранные оттенки создают особое настроение. Зритель чувствует величие возрождения мира после вселенского потопа.
Сегодня картина хранится в Армении, в национальной галерее.
Лунная ночь на капри. Описание картин Айвазовского Описание картины айвазовского капри
В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию,
Францию, Англию, Испанию, Португалию. Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. Сотворение мира. (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Побережье. Штиль. (1843) и многие другие. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника.
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью. В.С. Кривенко очень хорошо передал свои впечатления от работы Айвазовского над большим полотном, оживавшим под кистью мастера: “…По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд – истинное наслаждение”. Это, конечно, было возможно благодаря глубокому знанию разнообразных технических приемов, какими пользовался Айвазовский.
Картина Лунная ночь на Капри относится к ночным маринам Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского – одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.
“На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!” (из записей Уильяма Тернера, посвященных одному из пейзажей Айвазовского).
Ночные марины: Неаполитанский залив 1841. Холст, масло. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф, Россия. Неаполитанский залив в лунном свете 1842. Холст, масло. Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина. Лунная ночь 1849. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Буря на море ночью 1849. Холст, масло. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник “Павловск”, Павловск, Россия. Море в лунном свете 1878. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
http://wpainting.ru/ajvazovskij/opisanie-kartiny-lunnaya-noch-na-kapri.htmlhttp://ayvazovskiy.su/%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BD%D0%BE%D1%87%D1%8C/http://www.tanais.info/art/aivazovsky61more.html
голоса
Рейтинг статьи
Описание и особенности картины
Композиция «Пушкин на берегу Черного моря» изображает морское скалистое побережье на закате. У самой воды, на каменистом склоне полулежит поэт и смотрит на воду. Одной рукой он подпирает голову, в другой – держит шляпу. Неподалеку сумрачной тенью лежит сброшенный плащ, или сюртук. На заднем плане полотна «Пушкин на берегу Черного моря» виднеются величественные скалы. В верхней центральной части картины виднеется восходящая, еще полупрозрачная луна. Оригинальный масштаб холста «Пушкин на берегу Черного моря» — 212×314, форма полотна – горизонтально ориентированный прямоугольник. Картина написана маслом на холсте. В нижнем правом углу Айвазовский оставил свою подпись. Цветовая палитра
Полотно «Пушкин на берегу Черного моря» написано скорее в естественной, приглушенной гамме оттенков. На картине много полупрозрачных тонов и почти нет ярких пятен. Единственным выделяющимся акцентом в композиции Айвазовский сделал фигуру поэта. Пушкин на берегу Черного моря отображен выразительно за счет контраста темно-серого и белого в костюме и ярко освещенного, несмотря на закатный туман, лица. Последнее – единственный нереалистичный момент композиции «Пушкин на берегу Черного моря». Такому ярком освещению взяться неоткуда, поскольку на фигуру не падают лучи солнца, практически заслоняемые скалами. Для картины «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский использовал следующие цветовые оттенки:
- Бледно-оранжевый.
- Темно-серый.
- Красно-коричневый.
- Белый.
- Зеленовато-серый.
- Бледно-голубой.
- Желтый.
- Бледно-синий.
Небо на картине переливается из прозрачно-голубого в нежно-оранжевый и розоватый оттенки. Вода на холсте «Пушкин на берегу Черного моря» серовато-голубая, волны накатывают медленно и спокойно. Скалы на горизонте Айвазовский изобразил в красновато-коричневый оттенках, очертания их окутаны сгущающимся вечерним туманом. Все оттенки пейзажа в композиции «Пушкин на берегу Черного моря» — легкие, полупрозрачные, отражающие естественный облик и игру заходящего солнца в закатный час.
Сюжет картины
«Пушкин на берегу Черного моря» — это не фантазия автора картины. Поэт в молодости бывал на Кавказе и неоднократно любовался с побережья величественными южными волнами – как в Крыму, так и в Арзруме. Айвазовский прекрасно знал об этом от общих знакомых. Сюжет картины «Пушкин на берегу Черного моря» прост и походит на романтическую идиллию. Здесь только поэт, морские волны, закатное небо и скалы на горизонте.
Оба они – классик живописи Иван Константинович, и классик литературы Александр Сергеевич – любили и восхищались морской стихией. Второго привлекала в ней романтика, ощущение бесконечного простора и свободы. Неудивительно, что именно композиция «Пушкин на берегу Черного моря» показывает Александра Сергеевича умиротворенным и даже счастливым – в гармонии со спокойным, притихшим морским пейзажем и романтичным закатом.
Контекст
Произведение «Пушкин на берегу Черного моря» отражает один из самых романтичных и ярких моментов биографии поэта. Во время путешествия на Кавказ он был молод, полон надежд и энергии, любил путешествовать и узнавать новые места. По сравнению с другими полотнами, посвященными классику, в работе «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский снизил драматический накал композиции до минимума. Эта картина насыщенна романтикой и грезами. Герой весел и мечтателен, ничто еще не предвещает трагической развязки – несмотря на то, что полотно «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский приурочивал именно к годовщине смерти поэта.
Лаконичная, упрощенная композиция подчеркивает гармонию пейзажа и портрета. Картина «Пушкин на берегу Черного моря» изображает поэта наслаждающимся тишиной и покоем, погруженным в счастливые мысли и мечты – это видно по выражению лица. Это путешествие классик совершил в 1820-1824 гг. – в пору юности и преобладания в его творчестве романтических настроений. Айвазовский же держался на позициях романтизма почти всю свою творческую жизнь – отчасти поэтому он выбрал для полотна «Пушкин на берегу Черного моря» именно такой сюжет. Однако, в большей степени момент в пушкинской биографии для картины был выбран потому, что Айвазовский лучше всего знал и больше любил именно эти, родные для него места.
Переход евреев через Красное море
«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).
Девятый вал (1850)
Этот шедевр пронизан бурей, как величественным погодным явлением. Живописца переполняют эмоции, которые пронизывают картину. Написана она в 1850 году. Практически сразу творение стало настоящим шедевром.
Девятый вал – это сверхмощная волна, пиковая точка шторма. На картине мы видим море, которому не удалось оправиться от прошедшей бури. Но оно уже предчувствует новую, сильнейшую и всепоглощающую. Оно безграничное и темное, еще не получившее долгожданного спокойствия.
Мы видим плот, на котором плывут люди, изможденные штормом. Они надеются, что море успокоится, и им будет даровано спасение. Но они еще не знают, что их ждет в ближайшем будущем.
Произведение создано Айвазовским в момент творческого подъема. Мастерски подобранные краски передают непередаваемый колорит и особое ощущение надвигающейся бури.
Самые дорогие картины Айвазовского
Работы Ивана Айвазовского высоко ценятся на аукционах международного уровня. За последние десятилетия в период с 2000 по 2020 годы на торгах было продано 664 его картины на общую сумму 198 млн долларов. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.
Рекорд всех продаж на торгах поставила картина «Вид Константинополя и Босфорского залива», которая выставлялась на аукционах трижды. Первый уход произошел в 1995 году в Лондоне на торгах Sotheby’s, откуда работа ушла за 426 тысяч долларов при примерно такой же начальной стоимости. В этом же аукционном доме картину выставили в 2008 году с эстимейтом 3,8-4,5 млн долларов. Однако продажа так и не состоялась. Зато она состоялась в 2008 году: при начальной стоимости 1,9-2,9 млн долларов картина ушла с молотка за 5,2 млн долларов (3,2 млн фунтов стерлингов), став самой дорогой картиной художника.
И. Айвазовский. «Вид Константинополя и Босфорского залива». 1856 г.
Другая крупная продажа касается картины «Американские суда у скалы Гибралтара», созданная автором в 1873 году. Эта работа является ярким примером того, насколько невероятно тонко художник мог запомнить и передать по памяти бушующую стихию. По словам самого Айвазовского, природные явления вроде бури, ветра, поднявшейся волны невозможно писать с натуры, а можно только запомнить и писать так, как подскажет холст, не следуя какой-то логике. Возможно, поэтому его работы столь живописны, так много внимания уделено именно природе, а не тяжести положения моряков. Работа была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов стерлингов.
И. Айвазовский. «Американские суда у скалы Гибралтара». 1873 г.
Еще один морской пейзаж Айвазовского был продан в 2020 году, причем это уже третий уход для картины «Кораблекрушение у берега Черного моря». В произведении мы видим тот же прием слияния темноты и безысходности с надеждой на благополучный исход.
Если посмотреть историю владения картин многих именитых художников, то многочисленные шедевры застревали за границей, были спрятаны от уничтожения, обменяны, распроданы в неспокойное время, отсужены у музеев наследниками или пережили другую непростую участь. Но эта картина попала на распродажу иным способом. Полотно приобрел у художника Джеймс Диксон для своего замка в Швеции, где она провисала добрую сотню лет. За такой долгий период все прямые наследники замка скончались, и после этого картину отправили на аукционы. Первая продажа состоялась в 2006 году на торгах Sotheby’s за 1,5 млн долларов. Но уже в 2014 году картина появилась здесь же и была продана за 2,7 млн долларов, а в 2020 году она ушла с торгов Sotheby’s за 2,9 млн долларов.
И. Айвазовский. «Кораблекрушение у берегов Черного моря». 1887 г.
Среди примеров картин, которые на торгах преодолели планку в миллион долларов, можно назвать еще немало работ. Это «Отплытие Колумба из Палоса», «Прогулка на закате», «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре», «Закат над Искьей» и многие другие работы жанра морского пейзажа.
И. Айвазовский. «Вид Венеции. Сан-Джорджио Маджоре». 1851 г.
Картины Ивана Айвазовского можно рассматривать еще долго, ведь за свою продолжительную творческую жизнь мастер создал более шести тысяч живописных полотен. Мы назвали лишь несколько самых известных его работ, однако каждый может сделать для себя свои открытия в творчестве русского художника и составить свой список гениальных творений мастера.
Большой рейд в Кронштадте
Иван Костантинович Айвазовский – наиболее выдающийся художник — армянин XIX века Ованнес Айвазян. Предки Айвазовского были из галицийских армян, которые переселились в Галицию из Турецкой Армении в XVIII веке.
Сохранилось также семейное предание о том, что среди его предков были турки: отец художника рассказывал ему, что прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и , будучи ребенком, при взятия Азова русскими войсками в 1696 году был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил.
Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Самостоятельно научился играть на скрипке
На художественные способности мальчика первым обратил внимание феодосийский архитектор Яков Кох
Он дарил ему бумагу, карандаши, краски , учил мастерству, помог поступить ему в феодосийское уездное училище. Затем Айвазовский закончил симферопольскую гимназию и был принят за казенный счет в императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.
Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. Несмотря на это, по совету профессора Александра Ивановича Зауервейда он сумел подготовить к выставке Академии художеств несколько картин.
Таннер пожаловался на самовольность Айвазовского императору Николаю I, по распоряжению царя все картины были сняты с выставки, несмотря на восторженные отзывы критиков.
Там он помимо создания морских пейзажей занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I.
В конце лета 1839 он вернулся в Петербург , получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
В 1840 году отправился в Рим. За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию.
Во время путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул в Бискайском заливе. В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели.
После четырехлетнего путешествия осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Россию и стал живописцем Главного морского штаба, а с 1947 года – профессором петербургской Академии художеств, состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штудгарда.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.
С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г.
В 1848 году Иван Константинович женился. Его женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет.
Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца.Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича.
Спустя год они поженились.
Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ивана Айвазовского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Встреча с Пушкиным
В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.
Сумерки в бухте Золотой Рог
За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.
Айвазовский в Италии
Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.
Неаполитанский залив
Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.
Тифлис
Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.
Хаос. Сотворение мира. 1841
Наследие Айвазовского
В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.
«Ночь в Гурзуфе» (1891)
Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850
В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.
- Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
- Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Айвазовский И.К.
Айвазовский Иван Константинович (1817, Феодосия – 1900, там же)
Живописец-маринист. Почетный член Императорской Академии художеств с 1887, профессор.
Член Римской Академии Св. Луки, Флорентийской, Амстердамской и Штутгартской академий художеств.
Кавалер ордена Почетного легиона. Член Русского географического общества.
Родился в Феодосии в семье армянского торговца. Учился у феодосийского архитектора Г. Коха, в Императорской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Ф. Таннера (с 1833). В 1838–1840 – пенсионер в Италии; посетил Германию, Францию, Испанию и Голландию (1840–1844).
Живописец Главного морского штаба. В 1845 совершил путешествие в Турцию, Малую Азию, на Греческий архипелаг с экспедицией Ф.П. Литке. По возвращении жил и работал в Феодосии (почетный гражданин с 1880), подарил городу картинную галерею (ныне Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского).
Сыграл большую роль в развитии русской маринистики. Написал около 6000 картин. Автор морских пейзажей, видов приморских городов, картин, посвященных истории отечественного флота, батальных сцен. Создал ряд полотен на библейские сюжеты.
Картина Айвазовского «Девятый вал»
Родившийся в Феодосии и большую часть жизни проживший на берегу, живописец настолько полюбил море, что сделал его главным героем своего творчества. И, как оказалось, именно оно принесло ему вековую славу.
Почему Айвазовский выбрал 9 вал
Как человек, живущий на побережье, художник слишком много общался с моряками, слышал тысячи увлекательных историй, в том числе легенд и поверий. Согласно одному из них, во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей мощью, непреодолимой силой и огромными размерами. Интересно, что древнегреческие моряки называли гибельной третью волну, древнеримские мореплаватели – десятую, а вот у большинства представителей других государств настоящий ужас вызывала именно девятая.
Это старинное суеверие воодушевило художника очередной раз взяться за кисть, в 1850 году Айвазовский пишет «9 вал». На удивление многим, картина получилась слишком реалистичной, но как мог так тонко передать глубину сюжета зрителю человек, который не был моряком? Ведь не на фото же видел Айвазовский 9 вал? К
ак оказалось, на полотно художник перенёс кое-что из увиденного и испытанного ним самим. В 1844 г. ему суждено было пережить сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором пребывал живописец, посчитали затонувшим, а в прессе появилось прискорбное сообщение о том, что во время шторма погиб и известный молодой художник. Благодаря этому эпизоду, а не фото, Айвазовский создает картину «9 вал», ставшую мировым живописным шедевром.
Описание сюжета картины
Что же мы видим, взглянув на картину? Раннее утро, первые лучи солнца, пробивающиеся, чтобы осветить воды моря, вздымающиеся почти до небес, и кажущееся совсем низким небо, которое практически слилось с высокими волнами. Воображению даже страшно представить, какая необузданная стихия бушевала ночью, и что пришлось пережить морякам с потерпевшего крушение судна.
Описать «9 вал» Айвазовского не так легко, как кажется, ведь художник смог до восхищения тонко передать всю мощь, силу, величие и непередаваемую красоту морской стихии. На переднем плане этого буйства несколько спасшихся моряков, пытающихся удержаться на обломках мачт разбитого корабля. Они в отчаянии, но пытаются вместе противостоять огромной, вспененной волне, которая вот-вот на них обрушится. Удастся ли? Никто не знает…
Описание картины Айвазовского «9 вал» не будет полным, если не сказать, что весь драматизм и ужас запечатлённого сюжета не подавляет у зрителя надежду на спасение и жизнь. Оптимизм картине придают очень тонко подобранные краски: мягкие лучи восходящего солнца, пробивающиеся сквозь тучи и грозовые всполохи бушующей воды и вселяющие веру, светящаяся и переливающаяся разными цветами радуги светлая дорожка, которая как будто раздвигает грозные могучие волны.
Колорит картины Айвазовского «9 вал» словно радостный гимн воспевает мужество людей, их волю к спасению, веру в свои силы и в смысл борьбы до последнего. Никогда не сдаваться, и тогда даже вопреки безжалостным законам природы можно выжить!
Где находится картина Айвазовского «9 вал»
На живописный шедевр могут полюбоваться все посетители Государственного Русского музея, где и находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня.
Полотно, написанное по легенде, теперь само стало легендарным, и побывало на многих выставках, проводимых в разных странах мира. Особенно полюбилось жителями Японии, созерцавшим это творение на открытии Токийского музея Фудзи, известного теперь собственной уникальной экспозицией и регулярно проводимыми выставками искусства и творчества народов других стран. Когда спустя время, в честь 30-летия этого музея, администрация провела опрос посетителей о том, что за всё время их работы запомнилось людям больше всего – бесспорным лидером стал именно «Девятый вал».
Интересные факты
«Пушкин на берегу Черного моря» — одна из знаковых картин, которые Айвазовский посвятил известным историческим личностям. Несколько интересных фактов о произведении и его авторе:
- Любопытно, что у трех картин Айвазовского, темой которого был именно Пушкин на берегу Черного моря, последняя цифра даты создания была 7 – 1877, 1887 и 1897. Все потому, что эти произведения художник писал к годовщинам смерти поэта.
- После смерти Александра Сергеевича, Айвазовский поддерживал дружбу с Натальей Николаевной, часто навещал ее в доме второго мужа Ларина и даже подарил ей картину «Лунная ночь на взморье».
- Несмотря на то, что Айвазовский в своих произведениях очень редко изображал людей, потрет поэта в композиции «Пушкин на берегу Черного моря» он создал самостоятельно.
- Существует распространенная версия, что образ Александра Сергеевича для картины «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский писал с себя. Их сходство замечали многие, в том числе Наталья Николаевна и общий знакомый П.А. Вяземский.
Хотя эта работа не так известна, как картины 1877, написанное в соавторстве с Репиным, именно «Пушкин на берегу Черного моря» лучше всего отражает внешнее и внутреннее сходства между героем и автором – двумя выдающимися деятелями русской культуры.
Что говорит наука о потопе
Изучая природу, наука, в отличие от религии, сосредоточена на материальном мире. Поэтому ее позиция отличается от богословской, прежде всего, тем, что демонстрирует совсем иной, нежели Библия, подход к случившегося. Под ними понимают «естественные», природные факторы, а не прогрессировавшую духовную деградацию людей или подобные проблемы. Фактически можно сказать, что вопрос «почему» произошла катастрофа, подменяется вопросом «как» она произошла с точки зрения природы. Поскольку как раз об этом не говорят ни Библия, ни какой-либо другой из древних текстов, восходящих к событию, то долгое время ученые находились как бы на перепутьи:
- с одной стороны, им был неясен (собственно, не прояснен даже до наших дней) сам процесс: например, каким образом воды могут покрыть вершины гор, вообще – откуда они появились в таком количестве; это заставляло относить библейский и другие рассказы к области «преданий», «мифов», не имеющих реальной основы;
- в то же время, просто отмахнуться от того, что существуют десятки только письменных (не считая устных) преданий о древней катастрофе, также было антинаучно.
Так возникают различные гипотезы о том, как случилось великое наводнение:
- американцы У. Райан, У. Питмен, российский историк В.А.Сафронов полагают, что случившееся было вызвано резким таянием ледника после «великого оледенения», а само событие могло начаться около 10000 лет назад; вероятно им же вызван резкий подъем уровня морей – Черного и Средиземного – на целых 140 м; именно этот процесс могут отражать предания;
- другие исследователи полагают, что землю затопило подземными водами; ведь, по Библии, дождь продолжался только 40 дней, а само наводнение – 150, причем, по библейскому тексту, кроме «окон небесных» также «разверзлись источники великой бездны» (Быт.7:11); это могло привести к резкому похолоданию, оледенению в приполярных областях земли; останки животных, растений, не свойственных северным широтам, палеонтологи ныне находят в вечной мерзлоте;
- выдвигаются также гипотезы столкновения земли с кометой или метеоритом, упавшими в океан, после чего гигантская волна смысла все живое;
- наконец, американский геолог Г.Рискин говорит о возможной «метановой катастрофе», некоем взрыве газа, накопившегося в водах океана, резко поднявшегося на поверхность после, может быть, падения метеорита; по подсчетам ученого, теоретически мощность такого катаклизма могла быть в 10000 раз больше, чем сила детонации всего запаса ядерного оружия на земле – что действительно представляло планетарную катастрофу.
Будет ли новый потоп?
Впрочем, гипотеза Рискина не пользуется широким признанием коллег. Наука сейчас более склонна считать толчком к катастрофе таяние ледников, поэтому вызывает опасение текущее «глобальное потепление», которое также может вызвать подобные катаклизмы. Разумеется, предавшись этой «борьбе за экологию», совершенно забывают Библию, раскрывающую истинную причину бедствия: людское нечестие, а не «таяние ледника» или «метеорит».
Для христиан несомненна непреложность слов Божиих, что новой подобной катастрофы более не случится. Но это не значит, что время на покаяние однажды не закончится. Просто ожидаемый «конец света» будет, вероятно другим.
Фразеологизм «Всемирный потоп»: что значит и в каких случаях используется
Само это словосочетание, употребляемое вне связи с библейскими событиями, несет на себе отпечаток давних сомнений ученых в факте самого события, высмеивания этой библейской «сказки», так характерном для многих безбожников. Потому «всемирным потопом» скорее иронично называют воду, обильно залившую, например, пол в доме. Лишь когда современный человек оказывается в ситуации вполне реального наводнения, ироничный фразеологизм почему-то перестает быть таковым. Вот тогда, вероятно, нет человека, который не вспомнил бы Ноя.
Смертоносная волна
В 1844 Айвазовский попал в шторм в Бискайском заливе. Российские газеты уже начали писать о смерти художника, но поврежденное судно все-таки вернулось в порт. Ощущение зарождающейся бури, буйства стихии надолго запомнилось художнику и вдохновило его на написание самой известной картины. В 1850 Айвазовский закончил полотно «Девятый Вал». Эта картина в начале 1898 года была передана в основанный Александром III Русский Музей, где и хранится до сих пор.
Иван Айвазовский. «Девятый вал», 1850 год
Иван Айвазовский. «Буря» 1857 год
Иван Айвазовский. «Зимний обоз в пути» 1857 год
Иван Айвазовский. «Чумаки в Малороссии» 1850-1860 годы
Популярные сочинения
- Герои произведения Слово о полку Игореве Одним из лучших памятником древнерусской культуры считается поэма «Слово о полку Игореве». До наших дней дошла копия, оригинал сгорел во время пожара в Москве в 1812 году.
- Сочинение Образ Бобчинского (Ревизор, Гоголь) Бобчинский – это один из героев Н.В.Гоголя «Ревизор». В комедии автор раскрыл много нюансов связанных с Помещичьей Россией. События происходят в маленьком городе, которым правят чиновники.
- Портреты с описанием мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева Самым старшим из всей этой гурьбы был Федя. Он был хорошо одет, что показывало то, что он из небедной семьи. Он находится здесь просто из интереса
Девятый вал как символ в разговорной речи
Из литературы образ девятого вала перекочевал и в повседневную речь. Хотя некоторые исследователи полагают, что люди упоминали это словосочетание и куда раньше 18-19 веков, как в читающей, так и в неграмотной среде. Однако в любом случае фраза символизировала страшный рок, нависший над человеком, некую неотвратимую опасность, или силу, которой трудно противостоять.
Можно назвать штормом вошедшую не в то русло жизнь человека, уже начавшуюся череду недобрых событий, которая могла закончиться роковым ударом – тем самым девятым валом, после чего уже нельзя будет вернуться на круги своя.
Интересно:
Почему у африканцев темная кожа, ведь она сильнее нагревается на солнце? Причины, фото и видео
Послесловие
Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.
Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так: