Кузница Вулкана
Описание картины Диего Веласкеса «Кузница Вулкана»
На этом полотне зритель узнаёт сюжет, который был позаимствован из древнегреческой мифологии. Однако Веласкес трактует его по-своему. Здесь изображён момент, когда Аполлон сообщает Вулкану, что богиня Венера была неверна.
На картине заметна ирония художника, но он не хотел как-то приземлить сюжет. Аполлон стоит на полотне слева, он весьма прозаичен, но над его головой виднеется яркое божественное сияние.
Бог огня Вулкан и его помощники совсем не выглядят божественно. Это вполне обычные люди.
Веласкес старался усилить передачу бытовой обстановки. В оригинальном мифе Древней Греции кузница находится в пещере в огнедышащем вулкане, а здесь мы видим обычную кузницу. Превосходно прорисован очаг, находящийся в глубине помещения, которое освещено его пламенем жёлто-оранжевого цвета. В воздухе даже можно разглядеть мельчайшие искорки, которые как бы застыли на одном месте.
Общий фон картины выполнен в коричневых тонах, на котором очень контрастно выделяются красные и жёлтые пятна. Максимально ярко они представлены в элементах одежды Аполлона и листе раскалённого железа. Ещё на картине присутствует нежно-голубой цвет — это небо вокруг головы Аполлона.
Веласкес очень точно изобразил все позы, жесты и мимику лиц. Мы видим, что работа кузнецов была неожиданно прервана. Это становится понятно по положению молотов. Они застыли в воздухе.
Картина эксплуатирует модную тенденцию для написания полотен — мифологию Древнего Рима, но сюжет для нее выбран неординарный и крайне редко используемый в живописи. Чаще применялся мотив мести Вулкана неверной супруге Венере, а здесь же изображен момент, когда в кузницу Вулкана спускается Аполлон и приносит ему неприятную весть о неверности жены.
О картине:
Никакой приземленности в созданной композиции не ощущается, но при этом чувствуется, что автор иронизирует. Несмотря на то, что вокруг Аполлона сияние, в его образе так и сквозит прозаичность. Вулкан и те, кто ему помогают, тоже лишены божественности. Это обычные люди. Возникает полное ощущение, что мы попали в тогдашнюю кузницу испанца-кузнеца, которого застали за привычным его занятием.
Вся бытовая конкретность обстановки также усилена. В мифе рассказывалось о пещере и огнедышащем вулкане. Веласкес же изображает обычную кузницу. Просто великолепно изображен очаг, который находится в самой глубине кузницы. Помещение освещается пламенем розово-оранжево-желтого цвета. Зритель видит даже мельчайшие искры, которые повисли в воздухе.
Веласкес мастерски разработал для всех персонажей характерные жесты, особенные позы и определенную мимику. Зритель видит как молотки, застыли в разных положениях. Это говорит о том, что работу неожиданно прервали.
Возникает ощущение, что эта картина написана не на основе мифологического сюжета, а на бытовую тему. Такое новое прочтение древнего сюжета было достаточно смелым и новым во времена живописца.
Рекомендации
(es) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на испанском языке под названием .
- (es) JM Pita Andrade ( ed. ), Corpus velazqueño. Documentos y textos , vol. II, Мадрид, Ministerio de Educación, cultura y deporte, Dirección general de bellas artes y bienes culturales,2000 г., 964 с. ( ISBN 84-369-3347-8 ) , стр. 107.
- (Es) Антонио Паломино , El Museo pictórico y escala óptica III. El parnaso español pintoresco laureado , Мадрид, Агилар,1988 г.( ISBN 84-03-88005-7 ) , стр. 223.
- (es) Джонатан Браун, Веласкес. Pintor y Cortesano , Мадрид, редакция Alianza ,1986 г., 322 с. ( ISBN 84-206-9031-7 ) , стр. 74.
- (Es) Шарль де Толне , Las pinturas mitológicas de Velázquez , Archivo Español de Arte, 1961, стр. 31-45 .
- (es) Хулиан Гальего, Диего Веласкес , Барселона, Антропос,1985 г., 206 с. .
- (es) Хосе Лопес-Рей, Веласкес , Барселона, Compañía Internacional Editora,1978 г., 190 с. ( ISBN 84-85004-74-4 ) , стр. 104.
- (es) Кармен Гарридо Перес , Веласкес, técnica y evolución , Мадрид, Музей Прадо,1992 г.( ISBN 84-87317-16-2 ) , стр. 242.
- , стр. 245.
- (es) Диего Ангуло Иньигес , » La fábula de Vulcano, Venus, Marte y La Fragua de Velázquez » , Archivo Español de Arte , vol. 30,1960 г., стр. 149–181.
- (es) Роза Лопес Торрихос , «Митология ан ла эспаньела дель Сигло де Оро» , Мадрид, Катедра Эдисионес,1985 г., 336 с. ( ISBN ).
- , стр. 239.
- (es) Мигель Моран Турина и Изабель Санчес Кеведо , Веласкес. Полный каталого , Мадрид, Ediciones Akal,1999 г., 270 с. , стр. 102.
Мифы
См. также: Гефест
Вулкан и Майя. Картина Бартоломеуса Спрангера второй половины XVI столетия
Представления о Вулкане значительно видоизменялись в течение тысячи лет существования его культа. Если вначале он был одним из главных божеств, то с течением времени его роль значительно уменьшилась. В индигитаментах — священных книгах римских понтификов, написанных до слияния древнеримских и древнегреческих религиозных верований и известных по цитатам античных писателей, — супругой Вулкана была богиня плодоносной земли Майя.
По мере эллинизации римской религии, когда греческая мифология стала отождествляться с римской, а традиционным богам для Рима соответствовать греческие прототипы, Вулкан приобрёл черты Гефеста. Вместе с ними он «получил» родителей Юпитера и Юнону, аналогов древнегреческих Зевса и Геры, а также жену Венеру, ставшую прототипом Афродиты (в статье не приводится дублирующаяся информация о древнегреческих мифах, связанных с Гефестом, которые могут быть экстраполированы на Вулкана).
Дети Вулкана
Сыном Вулкана в античных источниках выступает Цекул, легендарный основатель Пренесте. Появившийся в очаге ребёнок получил своё имя от латинского слова лат. caeculto («плохо видеть»), так как дым повредил младенцу глаза. Когда Цекул вырос, то собрал вокруг себя соседние племена и начал уговаривать их перейти жить на новое место под его начало. Вулкан, чтобы подтвердить его божественное происхождение, окружил собравшихся людей кольцом огня.
Ещё одним сыном Вулкана некоторые античные источники представляют шестого царя Рима Сервия Туллия. По преданию, его мать Окрисия попала в рабство к Танаквиле, жене царя Луция Тарквиния Приска. Во время выполнения ритуала возлияния вина на алтарь бога Вулкан пленился красивой рабыней и овладел Окрисией. От этой связи и родился будущий римский царь Сервий Туллий.
Мастерские Вулкана
Кузница Вулкана. Картина Теодора ван Тюльдена 1649 года Согласно верованиям древних римлян, мастерские бога огня Вулкана располагались глубоко в недрах земли под горами. Когда там особо усиленно работали, то дым и огонь могли вырываться наружу. Такие горы стали называть вулканами. Это слово перешло и в другие языки и сохранилось по сегодняшний день.
В «Энеиде» Вергилия содержится описание мастерской на острове Лемнос, в которой Вулкан с помощью циклопов, по просьбе своей жены Венеры, выковал Энею доспехи.
Анализ
Веласкес широко использовал свои исследования классической скульптуры, как говорит нам Паломино, в своего рода школьном упражнении, изменяя точки зрения и расставляя фигуры в беспорядке, и в то же время он объективно размещал натюрморты. холст, особенно камин, внимательный к качеству его поверхностей, как натюрморт из севильского периода.
В полумраке мастерской, освещенной камином и преобладающей землистым цветом, врывается бог Солнца, чья голова сияет. Он одет в желтое пальто, которое вместе с фрагментом голубого неба оживляет композицию. Тени формируют тела, но рассеянный свет, который детализирует неосвещенные области, выходит за рамки светотени, возможно, под влиянием Гвидо Рени . Небесный и подземный миры представлены Аполлоном и Вулканом и по-разному проявляются в обнаженных телах. Аполлон, светловолосый и увенчанный лаврами бог поэзии, демонстрирует юношеское тело с изящными формами и белой плотью, внешне хрупкое, но твердое, как древний мрамор. Однако нет никакой идеализации для тела Вулкана и Циклопа. Это работники с напряженной плотью и напряженными мускулами, отмеченные напряженными усилиями, которые смотрят на бога солнца тупо. Хотя это все еще академические обнаженные фигуры, напоминающие классические скульптуры, они были переосмыслены из жизни, с живыми моделями и общими лицами.
Техническое исследование музея Прадо выявило способы нюанса тона кожи на обнаженных торсах фигур. На первой цветовой основе Веласкес делает неровные пятна на участках такими же сильно разбавленными пигментами, как бы загрязняя поверхность» . Это создает эффект объема и болезненности плоти за счет игры света и тени. Веласкеса также привлекли драматические возможности темы, которые позволили ему жестами продемонстрировать различные реакции получателя сообщения и его товарищей.
Отвечая на интерпретации, которые, как полагают, видят в трактовке Веласкеса мифологии бурлескное намерение (за счет использования популярных и, хотя и вульгарных, типов, расположенных в общем контексте — кузнице -), Диего Ангуло собрал некоторые интерпретации в современной литературе художника. и отрицал демистифицирующий характер, приписываемый этим полотнам: в своей интерпретации мифа Веласкес не настаивал на уродстве и уродстве Вулкана, как это сделал Хуан де ла Куэва в Les amours de Mars и Venus , который в длинном стихотворении представляет Аполлона. действующий назло, идеальный рогатый вулканец и объект шуток, он также играет роль в « Духах Парнаса » Алонсо Кастильо Солорзано .
С мифологическими баснями Веласкес делает то же самое, что и с евангельскими сюжетами Тайной вечери Эммауса или Христа в доме Марфы и Марии : приближает миф к повседневной жизни и превращает миф в образ мышления. человек.
Италия – и снова Мадрид
В конце 1620-х годов в Мадрид из Антверпена приезжает Рубенс – главная величина в художественном мире своего времени. Он собирается писать испанских королевских особ, но всё же главная его миссия – дипломатическая. Ему представляют молодого Веласкеса, и Рубенс склоняет его к мысли, что для расширения собственного кругозора и пополнения королевской коллекции необходимо ехать в Италию. В 1629-м году в сопровождении испанского главнокомандующего королевский камергер Веласкес посещает Геную и Милан, Венецию и Рим. Конечно, итальянцы видят в нём не художника, а чиновника. Посланник Тосканы науськивает своих подчинённых: «С испанцем нельзя быть ни слишком любезным, ни непочтительным: и то, и другое оскорбительно для него». Атмосфера подозрительности и взаимного недоверия преследует Веласкеса по всей Италии, кое-где его даже принимают за испанского шпиона.
Из-за всего этого первое итальянское путешествие Веласкеса сложно назвать приятным. Единственная удача – знакомство с работами титанов Ренессанса. Из всех Веласкес отдаёт предпочтение Тициану. Тициановские изображения Карла V он берёт себе за образец монархического портрета . После Италии значительно меняется его колорит: Веласкес отходит, наконец, от традиционного андалузского тенебросо и на его картинах чуть ли не впервые появляются светлые и звучные цвета: ослепительный желтый, ярко-голубой. «Я рекрут армии Тициана», – скажет о себе Веласкес.
Возвратившись в Мадрид, Веласкес с волнением и радостью узнает, что за период его отсутствия Филипп IV не позволял писать себя никому другому. С удвоенным энтузиазмом Веласкес берётся за дело. Тем более, у короля родился долгожданный наследник – Балтазар Карлос, будущий любимчик Веласкеса, и значит, не пройдёт и десяти лет, как по всем европейским столицам нужно будет разослать его портреты, с прицелом на перспективные династические союзы.
Первая жена Филиппа Изабелла Бурбонская терпеть не может Веласкеса – ведь он ставленник ненавистного ей Оливареса, фактически узурпировавшего в стране политическую власть, поэтому Изабеллу Веласкес почти и не пишет. Зато очень много пишет своего друга – короля. Только Веласкес может сделать это изуродованное имбридингом (многократными близкородственными связями) лицо с шишковатым лбом, глубоко посаженными глазами и родовой отметиной всех Габсбургов – выдающейся нижней губой – благородным и утонченно-прекрасным. Исследователи подсчитали, что из почти 40 портретов монарха все, за исключением трёх или четырёх, написаны в трёхчетвертном развороте, – максимально выгодном для «сложного лица» короля.
Этимология
Происхождение имени неясно. Древнеримский учёный-энциклопедист Марк Теренций Варрон утверждал, что оно связано с латинскими словами, имеющими отношение к молнии (лат. fulgur), которые, в свою очередь, связаны с огнём (лат. ignis). Этой же версии придерживался британский филолог У. У. Скит.
В 1842 году итальянским филологом и археологом Джампьетро Секки было сделано предположение о происхождении слова «Вулкан» от имени бога природы и подземного мира минойской цивилизации Велханоса. По мнению Жерара Капдевиля, критский Велханос стал прообразом этрусского Велханса, который, в свою очередь, трансформировался в римского Вулкана.
Известные картины художника
Религиозные, исторические и мифологические сюжеты
«Поклонение волхвов» (1619, Прадо, Мадрид)..
«Христос в доме Марфы и Марии» (1620, Национальная галерея, Лондон).
«Изгнание мавров» (1627, Прадо, Мадрид).
«Триумф Вакха, или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид).
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид).
«Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову» (1630, монастырь Сан — Лоренсо, Эскориал)
«Распятый Христос» (1632, Прадо, Мадрид).
«Сдача Бреды (Лес Копий)» (1634—1635, Прадо, Мадрид).
«Бог войны Марс» (около 1640, Прадо, Мадрид)
«Эзоп» (около 1640, Прадо, Мадрид)
«Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид)
«Меркурий и Аргус» (около 1659, Прадо, Мадрид)
Портреты
«Портрет молодого испанца» (1630—1631, Старая Пинакотека, Мюнхен)
«Портрет графа Оливареса» (ок.1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
«Конный портрет короля Филиппа IV» (1635, Прадо, Мадрид).
«Автопортрет» (1640, Музей изящных искусств, Валенсия)
«Дама с веером» (1640—1642, Собрание Уоллеса, Лондон)
«Портрет Филиппа IV в военном костюме, называемый Ла Фрага» (1644, Нью-Йорк, Галерея Фрик)
«Портрет Филиппа IV» (1656, Прадо, Мадрид).
(Всего было написано около полутора десятков портретов короля в течение 37 лет).
«Портрет папы Иннокентия X» (1650, Рим).
«Портрет инфанты Марии Терезы» (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).
«Портрет инфанты Маргариты» (1660, Прадо, Мадрид).
«Менины (Фрейлины)» (1657, Прадо, Мадрид).
Внешние ссылки [ править ]
- Веласкес , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об Аполлоне в кузнице Вулкана (см. Индекс)
- Диего Веласкес, Аполлон в кузнице Вулкана , Colourlex
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеДиего Веласкес | |
---|---|
Список работ | |
Жанр |
|
История |
|
Религиозный |
|
Портреты |
|
Конные портреты |
|
Шуты |
|
Пейзажи |
Творчество Веласкеса
Смелый, испанский живописец, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись…
Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников.
Еще будучи юношей Диего Веласкес написал в 1617 г. картину «Завтрак» и в 1620 г. картины «Продавец воды», «Старая кухарка», эти картины написаны еще в темной манере, с резкими контурами света и тени, художник обратился к жанровой живописи, с любовью изображая простых людей, исполненных спокойного достоинства.
В мифологической картине «Вакх» (вакх — древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 — 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом. В этой картине еще остались некоторые детали от ранней темной манеры художника.
В исторической картине «Сдача Бреды», Веласкес запечатлил победу, которую одержали над голландцами испанские войска. Т
Веласкес будучи придворным художником постоянно писал портреты короля, королевы, принцев и принцесс. Но Веласкес не хотел изменять своему реалистическому искусству, он умел в каждом человеке, кем бы он ни был, найти основные черты характера и передать их ярко и красиво. Так, например, в портрете, написанном в 1644 г., короля Филиппа IV, одетого в роскошную красновато-розовую одежду, Веласкес изобразил безвольным, вялым, болезненным человеком. Графа Оливареса — суровым всесильным министром.
Веласкес писал портреты не только знати, но и придворных шутов, которые были призваны забавлять королевский двор. Он сумел подчеркнуть характеры этих шутов: скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Моро. Портреты всех этих шутов были написаны художником в 1640 — х г. и хранятся они в музее Прадо.
«Портрет папы Иннокентия X», написанный в 1650 г. в Риме, считается вершиной мастерства портретного искусства Веласкеса. В этом портрете он сумел правдиво и ярко изобразить характер, показав за внешней грубостью папы — жестокость, злобу, железную волю и упрямость. С большим мастерством Веласкес передал все оттенки багрового лица папы, блеск малинового шелка одежды, пены белых кружев. Еще никто и никогда из художников не осмеливался так правдиво показать характер главы католической церкви.
1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.
Диего Веласкес Кузница Вулкана: Описание произведения
Сюжет для картины «Кузница Вулкана» позаимствован Веласкесом в «Метаморфозах» Овидия. На пороге темноватой мастерской бога Вулкана, колченогого покровителя огня и кузнечного ремесла, неожиданно появляется Аполлон.
Крепкие помощники Вулкана, вместе с которыми он кует доспехи и оружие для богов и героев, раскрыли от удивления рты. А сам кряжистый и с проседью в бороде Вулкан (он изображён крайним справа) глядит на источающего сияние Аполлона исподлобья.
И недаром: лучезарный (хотя и несколько простоватый на вид) бог света принёс скверную новость. Жена Вулкана Венера забыла о супружеских обетах в объятиях бога войны Марса.
Веласкес, по словам современного испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, «не церемонится с мифологией», включая её в обстоятельства низменных земных дел. Мифологическая сцена приобретает сугубо бытовую окраску.
«Кузница вулкана» интересна с точки зрения эволюции стиля Веласкеса. Она написана во время первой поездки художника в Италию.
Здесь он дистанцируется от присущего более ранним работам караваджизма с его резкими светотеневыми переходами и землистой палитрой. В «Кузнице вулкана» очертания предметов становятся более мягкими, свет – более рассеянным.
В самой расстановке фигур есть определённая ирония. Мифологический сюжет используется Веласкесом как повод для размышлений о современном искусстве, о его разнообразных возможностях – и о том, какая из них предпочтительнее.
Как знаменитые «Менины» много позднее станут размышлением о природе живописи и месте художника в универсуме и социуме, так и «Кузница Вулкана» может быть прочитана как метатекст, «живопись о живописи», «искусство об искусстве».
Веласкес показывает, как сталкиваются два мира: мир академической живописи (его, естественно, олицетворяет Аполлон) и неприукрашенный, грубоватый мир реальности, «открытый» Караваджо.
Аполлон и хотел бы проникнуть в мастерскую, да только вход завален кузнечными инструментами, через которые ему без ущерба для себя – не перешагнуть. А, делая попытки установить коммуникацию с чуждым ему миром, Аполлон привносит в него катастрофу.
«Вулкан, который с одним из своих подручных обрабатывал кусок металла, опускает молот; он отшатывается и словно сникает – тело его расслабляется, так что хромота становится особенно заметной», – замечает Марина Торопыгина.
Интересно, что это противостояние по линии «светлое/темное», «высокое/низкое» в картине комически дублируется, на что указывает та же исследовательница: «В небольшом натюрморте вверху справа разыгрывается пантомима, которая зеркально повторяет ситуацию на картине: грубые детали, сложенные немного со смещением, – здесь есть неровность, как в фигуре Вулкана, – и изящный белый кувшинчик, форма которого напоминает о постановке фигуры Аполлона».
Культ
Почитание
Культ Вулкана, по преданию, был принесён в Рим сабинами и их легендарным царём Титом Тацием вскоре после создания города Ромулом и ещё при его жизни. Особо чтили бога огня Вулкана литейщики, которые присоединяли его к пенатам (личным богам-хранителям и покровителям своей семьи и домашнего очага).
Существовала практика сжигания трофейного оружия в честь Вулкана.
За соблюдением правильного исполнения жертвоприношений, празднеств в честь бога огня на государственном уровне был ответственным один из двенадцати младших фламинов.
Алтари и храмы
Месторасположения Вулканала на схематической карте римского форума первой половины XX столетия представлено в верхнем правом углу На римском форуме у подножья Капитолийского холма располагались посвящённые Вулкану алтарь и терраса с кипарисами, Вулканал. По преданию, их построили ещё при Ромуле. Вулканал был одним из наиболее священных, в понимании древних римлян, мест города. На начальном периоде Римского царства он служил местом, где правители Рима проводили собрания.
Храм Вулкана, по легенде построенный Ромулом, был вынесен за пределы померия на Марсово поле. Одна из приведённых Плутархом версий гласит, что римляне хоть и почтили бога огня храмом в его честь, но символически вынесли святилище за пределы городских стен, так как город часто страдал от пожаров.
Кроме Рима, храмы и святилища Вулкану строили и в других городах Римской империи.
Праздники
Фестиваль Вулкана, Вулканалия, отмечался каждый год 23 августа, когда из-за летней жары был наибольший риск возгорания амбаров и зерна. Во время фестиваля в костры, которые разжигали для почтения бога, бросали живую рыбу или небольших животных в качестве жертвоприношения и выкупа за души людей, что предположительно может свидетельствовать о первоначальной связи культа Вулкана с человеческими жертвоприношениями.
Кроме вулканалий, ему посвящали тубилустрии — праздник, связанный с духовыми инструментами, которые, как и любые другие металлические предметы, были связаны с искусством, покровителем которого являлся Вулкан. Также ему совершали жертвоприношения тибрские рыбаки на своём празднике 7 июня.