Иван шишкин: жизнь и творчество художника

Иван шишкин. картины с названиями и описанием. все картины

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Иван Иванович Шишкин


Иван Иванович Шишкин один из самых знаменитых и великих русских художников. Писал картины в различных жанрах. Он был одинаково хорошим пейзажистом, живописцем и гравер–аквафортистом. Вот такой вот, разносторонний художник. Родился Иван Иванович в купеческой семье Ивана Васильевича Шишкина. Произошло это знаменательное для русского и мирового искусства событие 25 января 1832 года. Семья жила в городе Елабуге, Вятской губернии Российской Империи.

Когда Ивану исполнилось 12 лет, он поступил в первую казанскую гимназию. Отучившись в ней до пятого класса, поступил в московское училище живописи.

После окончания курса наук в Московском художественном училище, он продолжает обучение в Петербуржской академии художеств. Иван Иванович был не очень доволен учебным процессом, проходившим в стенах художественной академии.

В свободное от занятий время Шишкин с большим усердием трудился над совершенствованием своего мастерства, и рисует картины – пейзажи. Пейзажи Шишкин писал с Петербуржских красот, благо красивых мест, вселяющих в художника вдохновение, в городе было предостаточно.

За свой первый год учебы в академии, он добился больших успехов, был награжден двумя малыми медалями из серебра.

В 1858 году художник впервые получает большую серебряную медаль. Этой чести он удостоился за картину, описывающую красоты Валаама. Годом позже удостоился золотой медали за Петербуржские пейзажи.

Шишкин благодаря усердной учебе и своему потрясающему творчеству, добился право от академии на поездку за границу. Поездка, естественно была бесплатной. В 1861 году он поехал в Мюнхен, где посетил мастерские, таких художников – мастеров, как Бено Адамова и его брата Франца.

Дальше путь его лежал в Швейцарию, в Цюрих. В Швейцарии он работал под началом профессора Коллера, который доводил до совершенства мастерство Шишкина. Побывав потом в Женеве, он выполнил картину, отобразив в ней вид Женевской окрестности. Картина была выполнена очень профессионально и, благодаря этому шедевру, Иван Иванович получил звание академика.

Две сосны как два разных человека

Иван Иванович справедливо считал излишним нагружать картины природы психологизмом. Тем не менее вышло так, что каждая картина Шишкина – это автобиография художника, проекция его личной жизни, боль и радость его души. Сравните – «Сосна на скале», написанная в 1855 году, тогда художнику было 23 года, и «На севере диком», год написания — 1891.

Ему без малого 70 лет. Он уже дважды вдовец, похоронил сыновей. Чего можно ждать от жизни? До чего пронзительно одинокой и неприкаянной выглядит валаамская сосна (картина Шишкина «На севере диком»). Сравните её с более ранней работой 1884 года «Сосна на песке».

В том году Ивану Ивановичу исполнилось 52 года. В его работах (полотна «Сосна на песке» и «Перед грозой») ощущается надежда на перемены, на возможность начать новую жизнь. Посмотрите, сосна на песке словно поднимается на дюну. Песчаные холмы выглядит скорее щитом от холодных ветров Балтики, чем препятствиями. И всё же почва зыбкая. Нет прежней уверенности в своих силах. Появились сомнения, хотя надежда ещё не потеряна.

Интересные факты

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен К. Марксом, большим поклонником его творчества.

Интересные факты

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен К. Марксом, большим поклонником его творчества.

Смерть

Иван Иванович покинул этот мир, как и полагается мастерам, за работой над очередным шедевром. В солнечный весенний день 1898 года художник с утра засел за мольберт. В мастерской, помимо него, работал помощник, который и рассказал подробности смерти учителя.


Могила Ивана Шишкина

Шишкин изобразил нечто вроде зевка, затем его голова просто опустилась на грудь. Врач поставил диагноз – разрыв сердца. Незаконченной осталась картина «Лесное царство», а последней завершенной работой живописца является «Корабельная роща», сегодня радующая посетителей «Русского музея».

Ивана Шишкина сначала похоронили на Смоленском православном кладбище (Санкт-Петербург), а в середине 20 века прах художника перевезли в Александро-Невскую лавру.

Источник

Поздний период

В конце XIX века когда в среде Товарищества передвижных художников стало возникать всё больше разногласий между поколениями живописцев

Иван Иванович Шишкин встал на сторону молодых авторов, относясь к ним с большим вниманием и стараясь отражать что-то новое в своём творчестве. Им двигали рассуждения, согласно которым художник не может перестать развиваться и привносить в своё творчество что-то новое

Прекращение развития, по мнению живописца, будет означать упадок для автора.

В 1894 году Иван Иванович Шишкин стал преподавателем высшего художественного училища при Академии Художеств. Теперь он не только творил, но и обучал других — тех самых молодых художников, к творчеству которых относился с таким интересом. Среди учеников автор знаменитых русских пейзажей пользовался большим уважением.

Несмотря на то что его творчество стояла особняком относительно классических эстетических норм, а его художественная система было несколько иной, молодёжь вдохновлялась реалистичными образами его картин и мастерством, которым мастер передавал всё, что заметно глазу: стройные стволы в берёзовой роще, густая сосновая хвоя, кроны раскидистых дубов Старого Петергофа на фоне неба, голубой оттенок теней на снегу.

Не стало великого художника в 1898 году. Он умер? не отрываясь от любимой работы, создавая свой новый, ставший последним, живописный шедевр, прямо за мольбертом.

Автобиографии живописец не писал. Об особенностях его жизненного пути известно из рассказов родственников и товарищей.

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Последние годы

В 1891 году Академия художеств устроила персональную выставку, на которой было представлено более шестисот работ: этюдов, гравюр, рисунков.

В 1894 году популярный художник стал не менее признанным преподавателем в Высшем художественном училище при столичной Академии художеств.  Авторитет Шишкина был непререкаем. Он, со своей стороны, к ученикам был чуток, умел выделить, оценить и развить таланты.

Иван Иванович Шишкин считал, что в искусстве овладения профессией художника нельзя останавливаться. Решение, что всё выучено основательно и до конца, губительно. Да, на какое-то время знаний будет хватать, но затем «впечатления бледнеют, и художник сам не заметит, как уйдёт от правды».

Таким вечным учеником, учителем которого была сама Природа, Иван Шишкин и ушёл из жизни. Это случилось 20 марта 1898 года прямо перед мольбертом, на котором стояла новая работа, неоконченная картина «Лесное царство».

Работы художника

Лесная глушь

Начало 1870-х годов — время расцвета в творчестве Шишкина. Он полон сил и замыслов, он участвует в художественном движении, которое, как всем тогда казалось, перевернёт понятия о живописи, изгонит из неё затхлую омертвелость академических форм. Об этой работе много говорили — именно за неё Шишкин в том же году получил звание профессора; это было заслуженным знаком общего признания, почти славы.

Дождь в дубовом лесу

1890-е годы — кризисные для передвижников. В это время их пытались «задвинуть» на второй план художники, исповедовавшие новые идеи. Многие не сумели понять необходимость перемен. Но Шишкин умел меняться. Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом своему творческому принципу цельности видения предметной формы. «Дождь в дубовом лесу» — лучшее тому подтверждение.

Корабельная роща

Шишкин написал «Корабельную рощу» в год своей смерти. Картина словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры, свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утратил твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки. Картина является прощанием с миром, прощанием с родной землёй, с прикамскими просторами, в которых он всегда черпал силу и вдохновение.

Рожь

Шедевр экспонировался на VI передвижной выставке среди других замечательных работ соратников. Но все они уступали «Ржи». Тему художник нашёл на родине, во время поездки в Елабугу в 1877 году. На карандашном наброске Шишкин написал «Эта» — этот набросок и стал основой полотна. Его содержание, его основная идея раскрыта художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство».

Репродукция картины «Первый Снег» Ивана Шишкина

Иван Шишкин родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина, продолжателя древнего вятского рода Шишкиных.

С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. За годы учебы дополнительно к занятиям в академии самостоятельно писал этюды в окрестностях Петербурга и во время пребывания на острове Валааме. За три года за достигнутые успехи ему были присуждены три малые серебряные медали, малая и большая золотые как раз за виды окрестностей Санкт-Петербурга и за виды местности на Валааме. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика. За границей он создал много рисунков пером, которыми восхитил иностранцев, некоторые рисунки даже были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с произведениями первоклассных европейских мастеров.

В 1866 году Иван вернулся в Санкт-Петербург, хотя срок его пенсионерства еще не был закончен. Шишкин предпочел путешествие по России.

После учреждения Товарищества передвижных выставок производил для них рисунки пером.

В 1870 году стал членом кружка аквафортистов, образовавшемся в Санкт-Петербурге, принялся за гравирование «царской водкой», уделяя ему столько же времени, сколько и живописи.

Его работы обеспечили ему репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и замечательного аквафортиста.

В 1873 году Шишкин за картину «Лесная глушь» получил звание профессора Академии.

В 1892 году был приглашён на должность руководителя учебной пейзажной мастерской.

Умер скоропостижно в Петербурге в 1898 году, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ивана Шишкина  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Описание картины Ивана Шишкина «Дети в лесу» Картины художников

Иван Иванович Шишкин – великий русский художник, снискавший себе славу картинами, изображавшими родную природу. Особенно вдохновлял Шишкина лес. На картинах художника он разный – хвойный и смешанный, летний и зимний – но всегда прорисованный с удивительной достоверностью, точностью и любовью.

«Дети в лесу» — одна из таких картин, характерных для творчества Шишкина. Достаточно бросить мимолетный взгляд на холст, чтобы уже по манере исполнения и сюжету определить автора. Практически все пространство картины занимает изображения травы и деревьев. На переднем плане мы видим лужайку, чуть пожелтевшую от летнего зноя, с трогательными головками одуванчиков.

По обеим сторонам изображены мощные стволы деревьев: слева – темно-коричневые стволы сосен, а справа – светлая кора российской березки. Деревья как бы обрамляют картину, придают ей законченность, композиционную завершенность. Их прямые стволы устремлены вверх, а кроны теряются

за пределами полотна.

Задний фон тоже представляет собой сплошную зеленую стену деревьев и кустарников. Сквозь ветки деревьев виднеется кусочек бледно-голубого неба, которое так характерно для летнего дня в средней полосе России. Но такое небо не оставляет впечатление пасмурности и холода. Его уравновешивают солнечные блики на поверхности травы.

Замечательно выстроена перспектива картины. Видно, как опушка, начинающаяся на переднем плане, простирается вдаль и уводит нас за собой, к деревьям, изображенным на заднем фоне. В центре композиции находятся две детские фигурки, удивительно маленькие и беззащитные в этом зеленом лесном царстве. Красная одежда одного из детей выделяется на общем фоне картины и невольно притягивает к себе взгляд. По сравнению с ним, второй ребенок практически незаметен.

В картине Шишкин использует различные оттенки зеленого цвета. Здесь мы видим и насыщенный темный в изображении хвойных деревьев, и теплый, почти желтый, в прорисовке травы. Цвета сменяют друг друга, создавая удивительную гармонию и реалистичность.

Прислал: Кузьмина Юлия . 2017-10-08 21:34:32

Краткая биография Шишкина Ивана самое главное для детей

Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Там будущий художник скучал. Не закончив учёбу, он вернулся домой. Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. После окончания училища, И. Шишкина зачислили в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, по окончании которой он получил золотую медаль. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру.

По возвращении на родину Иван Иванович обзавёлся семьёй, которую трепетно и нежно любил. В этот период художник активно писал. Так за работу «Лесная глушь» он получил звание профессора Академии. Среди его друзей были художники-передвижники: И. Крамской, А. Куинджи, К. Савицкий. После смерти жены в 1874 г. И. Шишкин переживал творческий кризис. Семейная трагедия спровоцировала череду запоев, которые сказались на его характере и работоспособности.

Через несколько лет И.И. Шишкин женился во второй раз. Но и этот брак не был долгим. Супруга скончалась спустя всего год после свадьбы. Чтобы отвлечься от грустных размышлений художник все силы отдавал работе. В это время он создал такие полотна как: «Дорога в сосновом лесу», «Рожь».

В 1894 г. Иван Иванович стал преподавателем Высшего художественного училища при Академии художеств, где пользовался уважением коллег и учеников. Художник не переставал активно трудиться вплоть до своей кончины в 1898г. Его похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, а в середине XX в. его прах был перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: