Самые знаменитые картины эдварда мунка

Первые выставки

Впервые картины Мунка были выставлены публично в 1884 году в Христиании. Публика встретила полотна отборной критикой. Два года спустя он вновь принял участие в выставке. Скандал, разгоревшийся вокруг его работ (особенно ярыми были нападки на картину «Больной ребёнок», которую публика назвала мазнёй), вынудил закрыть экспозицию.

Примерно в 1890 году Мунк перешёл к символизму. В его пейзажах природа становится отражением эмоционального состояния человека, зеркалом его души. Особым местом для Мунка станет Осгорстранн. В этом городе и его окрестностях Мунк находил вдохновение и много работал.

В 1890 году Мунк встретил в Берлине ценителя искусства Альберта Кольмана. Последний был поклонником оккультизма. После долгих бесед с Кольманом Мунк начал работать над «Фризом жизни» — циклом картин о духовной жизни человека. По признанию художника, «Фриз жизни» задуман как ряд связанных друг с другом картин, как поэма о жизни, любви и смерти.


Основная картина во «Фризе жизни» — «Танец жизни». (commons.wikimedia.org)

В 1892 году Мунка пригласили сделать большую выставку в Берлине. Он отправился туда с 55 картинами. Но не успела выставка открыться, как несколько руководящих членов союза потребовали ее закрытия. В немецкой прессе можно было прочитать о сумасшедшем норвежском художнике. Группа молодых авангардистов выступила в защиту Мунка. Разгоревшаяся дискуссия только укрепила популярность живописца. Он переехал в Берлин и присоединился там к интеллектуальным кругам. Неизменным местом встречи была таверна «Чёрный поросёнок».

Одной из тем, которую Мунк последовательно и внимательно исследовал десятилетиями, была ревность. Разнообразные интерпретации появляются в живописи, рисунке и гравюрах. Женщина неизменно предстаёт виновницей душевных мук, с ней связаны самые большие страхи героя. Мунк полагал, каждая любовная связь требует жизненной силы, которую следовало бы приберечь для искусства.


«Ревность», 1913. (commons.wikimedia.org)

Мунк интересовался фотографией. В 1902 году он купил камеру, возможно, под влиянием Августа Стриндберга, с которым познакомился в 1892 году. Мунка интересовали мистические образы и фигуры, получавшиеся при двойной экспозиции (когда один кадр накладывается на другой), эффекты, возникавшие как ошибки при проявке, а также нечёткие контуры фигур, находившихся в движении во время съёмки. Позднее он использует этот опыт в живописи.


«Купающиеся женщины», 1917. (commons.wikimedia.org)

Крик (1893)

Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.

На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.

Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.

Самые знаменитые картины Эдгара Дега.

Беспорядочная юность

В 1885 году Мунк впервые отправился за границу — в Париж. Несколько лет спустя, получив государственную стипендию, он вновь поедет во французскую столицу, где познакомится с картинами Мане, Писсарро, Сёра, Синьяка. Они сформировали его понимание символизма, которое затем перерастёт в экспрессионизм. Позднее он скажет о времени во Франции следующее: «О Париже я ничего не помню. Помню только, что перед завтраком мы выпивали, чтобы протрезветь, а потом пили, чтобы опьянеть». После Парижа Мунк путешествовал по Франции, Германии, Италии, но весной он обычно возвращался в Норвегию.


Автопортрет, 1895. (commons.wikimedia.org)

Во время пребывания в Ницце в 1892 году Мунк выполнил три версии картины «Поцелуй». Оттенки синего и сгущающиеся сумерки символизируют смерть, невидимо, но неизменно следующую по пятам за жизнью. Шторы отделяют интимный мир любовников от улицы — внешнего мира. Над этим сюжетом Мунк работал, уже будучи художником, пережившим влияние импрессионистов и сформировавшим свой способ выражения переживаний. «Природа меняется в зависимости от субъективного настроения», — утверждал живописец. Это особенно ярко проявилось в его ранних пейзажах, которые по сути являются проекциями внутреннего состояния человека. Формированию такого подхода способствовали и научные открытия того времени: радиоволны, электричество, радиоактивное излучение. Всё это восхищало и вдохновляло художников.


«Поцелуй», 1892. (commons.wikimedia.org)

Один из мотивов, который проходит через творчество Мунка, — изолированность и чувство исключённости. Такова была сама природа художника, его характер. Он был чудаковатым персонажем, неизменно вызывал интерес, но тяготился любой необходимостью поддерживать беседу. И хотя в молодости он много времени проводил с представителями богемы Христиании, как тогда назывался Осло, всё же художник шумным сборищам предпочитал разговор тет-а-тет.

Вот как описывает его внешность биограф и современник Рольф Стенерсен: «У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Завидев его, прохожие оборачивались даже тогда, когда его имя ещё не было известно… Волосы у него были белокурые, волнистые, лоб высокий, выпуклый, глаза серо-голубые. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Сильный подбородок казался ещё сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нёс голову. Он был худ, немного выше среднего роста, строен, но не гибок. Никогда не занимался спортом. Как только появлялись деньги, шил у хорошего портного. И всё же никогда не производил впечатления хорошо одетого человека».


Эдвард Мунк, 1908−1909. (wikipedia.org)

Как появился Эдвард Мунк

Хрупкое здоровье самого Эдварда, преждевременная смерть сначала матери, а позже нежно любимой старшей сестры сформировали тревожного молодого человека, который относился к природе с опаской, ведь все, что она делала – отнимала.

Одна из первых картин Мунка — «Больная девочка» — воспоминание об угасании сестры Софии. Изможденная, больная и отчаявшаяся поза сидящей на стуле женщины передают, вероятно, обреченность, которую чувствовал художник после смерти сестры. Страх и тревога пропитывают холсты и всех последующих работ автора.

Главная заслуга художника в том, что он одним из первых изобразил на картине внутренний мир – не «что я вижу», «как я вижу». Консерваторам это пришлось не по вкусу. Выставку Мунка 1892 в Берлине освистали. Но этим они только добавили художнику славы – среди прогрессивных людей стало принято восхищаться его картинами. «Я не верю в искусство, созданное не по зову сердца. Мои картины – это мой дневник. Я все это пережил сам. Искусство дало смысл моей жизни. Я верю в картины, написанные кровью сердца», — пояснял Эдвард Мунк.

Поздние годы

Мунка привлекали живописные природные просторы, но не только для рисования, ещё для сельского хозяйства. В 1916-м он обзавёлся обширным землевладением, где с удовольствием занимался выращиванием фруктов, зелени, овощей, разведением домашней птицы.

В 1918 году пережил «испанку», что было удивительно, учитывая слабость здоровья художника. Может, благотворно повлияла жизнь на свежем воздухе, в трудах не только профессиональных, но и крестьянских.

В 1930-м начались проблемы с глазами. Писать мастер стал гораздо меньше, но картины теперь отражают степень нарушения его зрения.

Последние годы прошли в тревоге: оккупация Норвегии нацистской Германией в 1940 году заставила художника вспомнить, что такое страх – настроения нацистов по отношению к представителям искусства и их произведениям менялись непредсказуемо. Так он и пережил войну.

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года. Все хранившиеся у него работы 80-летний мастер завещал городу.

История создания

В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза (девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк). Совсем юная (Софи было всего пятнадцать лет) рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры. Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет.

Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»). В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр.) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет). Позднее Бетси сообщала, что картина отчасти вдохновлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний сын сломал ногу. Эдвард, ассистировавший отцу при оказании помощи мальчику, был впечатлён видом Бетси, со слезами на глазах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков.

«Крик» Мунка

Нет произведения искусства, в котором экзистенциальный, первобытный страх человека запечатлён более впечатляюще, чем в «Крике». Бесполое существо с испуганным выражением лица бредёт по мосту, уходящему в глубь картины. Художник стремился выразить свои сокровенные чувства, отвергая при этом уже известные стили и направления. Его живописные методы радикальны: фронтальность фигуры, экстремальная перспектива, пейзаж, который, кажется, растворяется в водовороте линий.

Известно, что картина была написана вскоре после одной из прогулок по Осло-фьорду в 1892 году. В дневнике художника сохранилась запись: «Я шёл по дороге с двумя друзьями, солнце садилось, и я почувствовал волну печали. Внезапно небо стало кроваво-красным. Я остановился, прислонившись к забору, уставший до смерти — над иссиня-чёрным фьордом и городом витали кровь и языки пламени. Мои друзья шли дальше — я остался позади, дрожа от тоски, и я почувствовал великий крик природы».

На переломе веков психическое здоровье Мунка оказалось под угрозой. Беспорядочный образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя, проблемы в личной жизни, в частности разрыв с Тулой Ларсен усугубили состояние художника. Он неоднократно проходил лечение в клиниках, однако это слабо помогало.

Вскоре после выставки его работ в Копенгагене Мунк поступил в клинику Даниэля Якобсона в декабре 1908 года. За время лечения, которое продолжалось 8 месяцев, психиатр, используя электрошок и массаж, сумел восстановить художника, вывести его из психопатического состояния. Начиная с 1909 года живописец жил уединённо в Норвегии, воздерживаясь от алкоголя и сексуальных связей.

Выйдя из больницы, он перестал ходить в гости. Во всяком случае, туда, где собиралась большая компания. Он так описывал своё состояние: «Я чувствую себя, как в тюрьме. Я не хочу быть заключённым. У меня не хватает нервов сидеть за столом. Сидеть часами и ждать, пока остальные наедятся. У меня не хватает сил быть любезным: следить за тем, чтобы не сказать чего-либо неподходящего. Я не терплю сидеть и слушать, как люди говорят о вещах мне неизвестных. Зачем мне туда ходить? Я не пью. Я воздерживаюсь от жирной пищи. И вынужден слушать:

— Что вам предложить, господин Мунк? Вы выпьете чего-нибудь?

Мяса я тоже не ем. Меня тошнит, когда я вижу, как кто-то режет мясо. Как течет кровь. Я не люблю смотреть, как люди едят».

Мнение искусствоведов

Историки искусств, наоборот, сходятся в мнении, что живопись Ван Гога – это проявление гениальности. Неповторимый стиль, основанный на классике и импрессионизме, указывает на индивидуализм художника. В перерывах между приступами безумия и галлюцинаций Ван Гог проявлял удивительную точность в постановке художественных целей и задач. Его самоконтроль подчеркивает ясность мышления в момент творчества.

Средство для создания воображаемого мира – такой видит свою живопись Ван Гог. Картина «Крик» пронизана мрачным предчувствием беды. Дребезжащее марево на заднем фоне, вопль ужаса на переднем плане – это поистине мистическое предчувствие будущей катастрофы.

«Мученик», автор неизвестен

Автор этой картины неизвестен, но из рассказа англичанина Шона Робинсона, который получил ее в наследство, выяснилось, что при ее создании художник использовал собственную кровь, смешанную с масляными красками.

Он назвал ее «Страдающий человек», после того, как работа была завершена, через некоторое время художник покончил с собой.

Шон Робинсон стал замечать в своем доме необъяснимые явления и призраков: по ночам его семья слышала в доме шепот и плач.

Сначала Шон все списал на природные явления, но однажды он увидел темную фигуру в доме… И его жена через какое-то время тоже начала ее видеть. Он сделал вывод, что картина была создана при содействии темных сил.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Становление Эдварда Мунка как художника

Его путь как живописца начался с презентации «Больной девочки». Несмотря на то, что критики считали полотно бездарным, выполненным небрежно, сам Мунк считал ее своим прорывом. После прохладной встречи обществом его творения, Эдвард перестал быть искренним в своих работах.

Была еще одна попытка увековечить память о своей сестре в полотне «Весна». Но выполнена она была больше в стиле импрессионизма. В 1889 г. происходит переосмысление творчества и Мунк создает одно из своих самых известных полотен — «Ночь в Сен-Клу», посвященную его отцу. Искусствоведы видят в картине как самого художника, так и его отца.

Он хотел показать становление человека: от рождения до его кончины. В этот цикл входят самые известные полотна Мунка:

  • «Мадонна»;
  • «Крик»;
  • «Танец жизни»;
  • «Пепел»;
  • «Меланхолия».

Всего цикл состоит из 22 картин, поделенных на четыре большие группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Полностью работа над «Фризой» была завершена в 1902 г. Эта работа передает жизненное восприятие Мунка, эти картины являются отражением его внутреннего мира. За время их создания у художника окончательно сформировался его собственный стиль, который будет известен как экспрессионизм.

Эдвард Мунк создал большое количество картин, вызывающих яркие, иногда противоречивые эмоции. Но самой известной его работой является «Крик», которая была представлена в 1893 г. на Берлинской выставке. Закат кроваво-рубинового цвета вызвал у художника чувство страха и отчаяния. Картина получилась настолько яркой, эмоциональной, поэтому она стала венцом его творческого пути.

Еще одни самые известные работы—«Созревание» и «Девушка и смерть», созданные в 1894 г. В картине «Созревание»изображена юная нагая девушка над которой нависла тень. В понимании Мунка любовь, женственность—это опасные силы, которые могут нанести вред человеку. В эскизе «Девушка и смерть» полная девушка обнимает скелет, олицетворяющий Смерть, как своего друга.

Женщины в творчестве Мунка выступали не как нежные вдохновляющие создания. Это были искусительницы, губящие мужчин. Такое восприятие прослеживается в ряде его работ: «Вампир», «Ревность», «Пепел».

Но некоторые специалисты и исследователи полагают, что таким образом Мунк хотел добиться интересных эффектов. Например, создать выцветшую матовую поверхность. Например, как в «Ножной ванне».

Биография Эдварда Мунка

Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Детство Эдварда было абсолютно безрадостным. В глубокой старости художник вспоминал: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».

После окончания школы Мунк какое-то время учился на инженера, но порвал с этой идеей, движимый стремлением заниматься живописью. В 23 года он выставил на суд зрителей свою первую картину «Больной ребенок», вызвавшую бурю негодования и давшую критикам повод для упреков в пессимизме и натурализме.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.

Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

Очередной роман

В 1898 году Эдвард стал предметом страстной любви. Тулла Ларсен, которой художник сначала отвечал взаимностью, со временем стала излишне навязчивой, что пугало Мунка. Он не знал, как высвободиться из этих становящихся нездоровыми отношений

Тулла, чувствуя охлаждение со стороны своего мужчины, прибегла к демонстративной попытке самоубийства, чем на время вернула внимание испуганного Мунка. Но, видно, чаша была переполнена: в 1902 году в результате ссоры художник оказался с простреленной рукой

Возможно, он отбирал револьвер у женщины при очередных её угрозах самоубийства. На этом они расстались, но эмоционально художник был выжат.

Описание картины Эдварда Мунка «Больная девочка»

Эта картина была первым шедевром Эдварда Мунка, выставленная в 1886 году, но сначала признания она не получила. Критики и зрители обвиняли Мунка за недобросовестное отношение к работе, а также в незаконченности и грубости композиции. В своих очерках писатели печатали множество негативных и даже рассерженных отзывов зрителей выставки. Только спустя половину века картина была принята людьми и стала частью художественного мира.

Мунка очень тяготила, но в то же время и вдохновляла тема смерти. Личная боль после потери родной старшей сестры Софи, ушедшей из жизни от туберкулеза, послужила для него толчком в создании полотна «Больная девочка».

Изображение заставляет проникнуться смотрящего трогательными и сентиментальными чувствами. Персонажи картины — это женщина преклонных лет и девочка, которая выглядит больной. Женщина, возможно, вознося отчаянные молитвы к небесам, держит хрупкое дитя за руку. Ярко-рыжие волосы, полулежащей на подушке девочки, подчеркивают нездоровый цвет ее кожи. От нее исходит легкое свечение, олицетворяющее ее скорый отход в мир иной.

Хотя на полотне есть яркие краски, оживляющие его вид, в целом работа Мунка производит довольно тяжелые впечатления. Множество темных цветов наводит на трагические мысли о неминуемой и приближающейся смерти.

Несмотря на всю мрачность комнаты и обстановки в целом глаза больной девочки не выражают боли или страха. Ее взгляд полон смирения и спокойствия, быть может, она не понимает, что с ней должно произойти. Это заставляет смотрящего сопереживать страданиям несчастной больной.

Внешность больной на этой картине Мунк писал с настоящей девочки, увиденной им случайно. Ей было всего 11 лет, но его до глубины души поразило чувство доброты и сострадания к болеющему брату, на которые было способно столь юное существо.

Юношество

В 1879 году способный к точным наукам Мунк с одобрения отца поступил в технический колледж. Одного года обучения хватило, чтобы понять: его призвание не инженерия, а художественное искусство. Вот что всё больше увлекает и чему надо учиться.

Отец, конечно, был не доволен, но тётушка, друзья и знакомые, не равнодушные к судьбе юноши, сумели убедить того не препятствовать сыну.

В 1881 году Эдвард стал студентом Королевской школы рисования. Наступило время пьянящей свободы. Появились новые друзья, общение с которыми было лёгким и беззаботным. С ними, соратниками по искусству, Эдвард поселяется в центре Христиании (ныне Осло). Вскоре начинающий художник уже завсегдатай богемных вечеринок. Так же легко, как налаживание взаимоотношений с яркими писателями и художниками, давались Мунку премудрости рисования. В 1883 году он не раз выставляется – влиятельные поклонники ходатайствуют о молодом даровании, и в 1884-м он уже стипендиат и едет во Францию. Цель – посещение Парижского салона.

В 1885 году Мунк, у которого не было никакого опыта в любовных делах, увлекается замужней женщиной, а та просто играла и кокетничала с милым юношей, смешным своей серьёзностью. Эдвард испытал все муки сердца, пока отношения себя не изжили, и не оставил ни единого портрета первой возлюбленной.

Интересные факты о художнике

Эдвард Мунк не любил писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти. Ему не нравились цветы из-за процесса их увядания, в поступках друзей пытался разглядеть происки врагов. Подозрительный, нервный, но при этом обладающий не только талантом художника, но и был великолепным рассказчиком. Поэтому его всегда с радостью принимали в богемном обществе.

Несмотря на свою привлекательную скандинавскую внешность, художник всегда добавлял на автопортретах возраст. Это лишние морщины, жесткий взгляд, никогда не улыбался. Женщины были очарованы его импозантностью, которая сочеталась со скромностью. И все это создавало образ загадочного красивого мужчины. Сам же живописец не искал женского общества. А иногда и вовсе сбегал от них в прямом смысле этого слова.

Но это не повлияло на его успех: свои первые он картины смог продать в 18 лет. А в 26 стал первым норвежским живописцем, у которого была организована персональная выставка в Осло. Позже он научился относиться к критике с юмором и иронией.

Кроме моря, Эдвард восхищался луной и в своих работах часто изображал ночное время суток.

Несмотря на успех и признание общественности, Эдвард Мунк не чувствовал себя счастливым. Тяжелое детство, нападки критиков, неудачные романы — все это наложило отпечаток на душевное состояние художника. Но лечение в психиатрической клинике пошло ему на пользу: его работы стали более сдержанными, а сам художник стал ощущать внутреннее спокойствие.

Эдвард Мунк стал одним из выдающихся художником своего времени. Несмотря на запреты на живопись в юности, жесткую критику, противоречивый и сложный характер, его работы теперь известны во всем мире. Он смог создать стиль, абсолютно противоположный радостному южному солнечному импрессионизму. Такое было под силу только норвежскому художнику с тонким восприятием мира, многогранным внутренним миром каким был Эдвард Мунк.

Снова Париж: поиски продолжаются и новый удар

Приехав в 1889 году во Францию, Мунк идёт учиться в мастерскую Бонна, известного портретиста. Тот нередко делал замечания по поводу применяемых учеником цветов, но в целом хвалил его. Кроме занятий, молодой ищущий художник посещал выставки, музеи, а после увиденного пробовал себя в разных направлениях, к примеру, как импрессионист и пуантилист.

В конце года получает из дома печальную новость – умер его отец. Хотя теплоты в отношениях давно не стало (отец ворчал по поводу влияния богемной жизни на сына и его дружбы со странными личностями), смерть родителя стала для Эдварда потрясением. К тому же он не смог с отцом попрощаться – письмо запоздало. В результате на него обрушивается депрессия: он обрывает все связи, бросает учёбу, замыкается, допуская к себе лишь одного человека (датчанина Эмануэля Голдштейна, поэта, ставшего другом).

В этот тяжёлый период происходит переосмысление всей жизни, и художник, отринув всё напускное, с его точки зрения, выводит на первый план истинные чувства реальных людей, которые «дышат и чувствуют, любят и страдают…» Результатом тягостных дум становится картина под названием «Ночь в Сен-Клу», произведение искусства замешивания красок на слезах.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».


Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.


Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.


Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».


Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: