PS.
Подведём итог про Брейгеля:
Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.
В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.
Брейгель НЕ был последователем Босха.
Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.
Брейгель – гениальный художник.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Архив блога
Архив блогаиюля 2023 (1)мая 2023 (1)апреля 2023 (1)февраля 2023 (3)января 2023 (2)октября 2022 (1)сентября 2022 (1)июля 2022 (2)июня 2022 (3)мая 2022 (1)апреля 2022 (3)марта 2022 (3)января 2022 (1)декабря 2021 (2)ноября 2021 (1)октября 2021 (1)сентября 2021 (1)августа 2021 (1)июля 2021 (1)июня 2021 (2)мая 2021 (1)апреля 2021 (1)марта 2021 (1)февраля 2021 (1)января 2021 (3)декабря 2020 (1)ноября 2020 (2)октября 2020 (2)сентября 2020 (2)августа 2020 (2)июля 2020 (1)июня 2020 (3)мая 2020 (3)апреля 2020 (2)марта 2020 (2)февраля 2020 (4)января 2020 (4)декабря 2019 (1)ноября 2019 (3)октября 2019 (3)сентября 2019 (7)августа 2019 (4)июля 2019 (8)июня 2019 (4)мая 2019 (3)апреля 2019 (2)марта 2019 (3)февраля 2019 (5)января 2019 (3)декабря 2018 (3)ноября 2018 (3)октября 2018 (6)сентября 2018 (1)августа 2018 (4)июля 2018 (2)июня 2018 (3)мая 2018 (5)апреля 2018 (1)марта 2018 (10)февраля 2018 (12)января 2018 (12)декабря 2017 (7)ноября 2017 (16)октября 2017 (8)
«Безумная Грета» (1563), музей Майер ван ден Берг, Антверпен
Старинная легенда гласит, что во времена восьмидесятилетней войны жила в Нидерландах бедная крестьянка Грета. Оба её сына погибли, муж спился и пропал, а в одно «прекрасное» утро пропала и любимая сковородка. Это уже был перебор, и Грета захотела во что бы то ни стало вернуть ее назад. Будучи хорошей христианкой, она точно знала, что сковородки есть в аду, и решила отобрать себе одну штуку у чертей. Поскольку в стране шла война, ворота ада найти было несложно, и, сняв доспехи с убитого солдата, Грета отправилась в ад. |
Картина «Безумная Грета» на выставке в Вене |
Главное внимательно слушать экскурсовода! |
В центре картины расположена героиня фламандского фольклора — Безумная Грета, которая, являясь воплощением жадности, в порыве безумия штурмует ад. Ее долговязая воинственная фигура в тряпье, доспехах и каске выглядит очень трагикомично. Глаза выпучены, рот открыт, в руках сковородка и меч, а под ногами вертятся вылезшие из пасти ада существа в стиле Иеронима Босха. Сюрреалистичную картину завершают люди, которые бьются за золото на фоне ярко красного неба. При этом они не знают самого главного. То что им кажется золотом — на самом деле всего лишь отходы жизнедеятельности гиганта.
Пасть ада и Безумная Грета во всей красе |
Исчадия ада в стиле Босха |
Игры детей
Раннюю картину Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» не назовёшь грандиозной по габаритам: её размеры 118 на 161 сантиметр. Однако в этом сравнительно небольшом пространстве разместилось гигантское количество разнообразных фигурок, даже сосчитать которые (не говоря уже о том, чтобы понять, чем каждый занят) составляет серьёзную проблему. Одни исследователи считают, что количество персонажей «Игр детей» – чуть более 230-ти. Другие полагают, с учётом самых удалённых крошечных фигурок и тех, что видны лишь частично в окнах и дверных проёмах, речь должна идти примерно о 250-ти действующих лицах. При этом они «действующие» в самом буквальном смысле: все они крайне поглощены своими занятиями, а их игры практически не повторяются.
Кто-то стоит на голове, кто-то оседлал товарища и скачет во весь опор, кто-то катается верхом на бочке, кто-то играет с обручами, кто-то бросает кости, кто-то играет в дочки-матери или в свадьбу… Учитывая большое количество персонажей, только перечисление их игр и дел заняло бы не одну страницу. Кстати, у Брейгеля есть картина, написанная в тот же период, что и «Игры детей» и также ориентирующаяся на народные лубочные гравюры, по которой составлены целые таблицы и каталоги с указанием занятий персонажей. Она называется «Нидерландские пословицы», и в ней зашифровано не менее 118 пословиц и идиоматических выражений (несколько пословиц с картины расшифрованы в последней главе этого материала).
Эксперты считают, что единственный взрослый персонаж «Игр детей» – это женщина, обливающая водой двух сцепившихся в драке мальчишек. Однако чтобы разглядеть её, выходящую из боковой двери дома на втором плане (кстати, по архитектуре дом чисто голландский, но к нему почему-то пристроена итальянская лёгкая лоджия), понадобится серьёзное зрительное усилие. Или лупа.
И всё же, хотя изображаются дети, Брейгель, по-видимому, иносказательно говорит нам о мире взрослых, об их занятиях, которые так же часто бывают бессмысленны или даже жестоки, как и многие детские игры на картине. Брейгель не чужд здесь морализаторства. К тому же он, как считают некоторые специалисты, находится здесь под воздействием сочинения своего соотечественника Эразма Роттердамского «Похвала глупости», осмелившегося посмотреть на мир с точки зрения качества, присущего «всем временам, и всем народам» – глупости. «Нет ничего глупее серьёзного восприятия игривости, – утверждал Эразм. – Но также нет ничего более бессмысленного, чем игривость в серьёзных делах».
Есть в «Играх детей» аллюзия и на занятия самого Брейгеля. Девочка в правом нижнем углу толчёт красные кирпичи. Так поступают и художники: полученный порошок можно будет превратить в пигмент для красок.
Питер Брейгель Младший («Адский»): продолжатель дела отца
(1564–1636)
Питер Брейгель Младший известен тем, что повторял произведения отца. Действительно, именно он взял на себя семейную мастерскую. Для копирования работ мастер использовал прориси отца. Тем не менее произведения сына отличаются от работ отца по колористике и восприятию некоторых деталей. Цвета произведений обоих сыновей, как правило, контрастнее и ярче. Для копирования сыновья использовали картоны (эскизы в полный размер), которые прокалывали для того, чтобы с помощью припороха углем перенести рисунок. Иногда они меняли цвета.
- Питер Брейгель Старший, Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц, 1565 Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе
- Питер Брейгель Младший, Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц, 1626 Sotheby’s London (торги 9 июля 2014 года), частная коллекция
«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» — одна из самых популярных картин в наследии Питера Брейгеля Старшего. Его сын Питер Брейгель Младший и мастерская создали около 127 повторений. По современным подсчетам, только 45 из них являются авторскими копиями сына. В 2014 году на Sotheby’s в Лондоне «ловушка» Брейгеля Младшего установила ценовой рекорд на этот сюжет: полотно было реализовано за $6,664,097. Рекордной публичной продажей картины Питера Брейгеля Младшего стала «Битва между масленицей и постом», реализованная на Christie’s в Лондоне в 2011 году за $10,709,333. Качественную работу Питера Брейгеля Младшего можно приобрести и за несколько сотен тысяч долларов. Работа мастерской, последователя или круга Питера Брейгеля Младшего обойдется в меньшую стоимость: крохотное тондо с лицом крестьянина высотой 7,3 см на аукционе Christie’s в Лондоне в 2017 году стоило $4,010.
«Безумная Грета» (1563), музей Майер ван ден Берг, Антверпен
Старинная легенда гласит, что во времена восьмидесятилетней войны жила в Нидерландах бедная крестьянка Грета. Оба её сына погибли, муж спился и пропал, а в одно «прекрасное» утро пропала и любимая сковородка. Это уже был перебор, и Грета захотела во что бы то ни стало вернуть ее назад. Будучи хорошей христианкой, она точно знала, что сковородки есть в аду, и решила отобрать себе одну штуку у чертей. Поскольку в стране шла война, ворота ада найти было несложно, и, сняв доспехи с убитого солдата, Грета отправилась в ад. |
Картина «Безумная Грета» на выставке в Вене |
Главное внимательно слушать экскурсовода! |
В центре картины расположена героиня фламандского фольклора — Безумная Грета, которая, являясь воплощением жадности, в порыве безумия штурмует ад. Ее долговязая воинственная фигура в тряпье, доспехах и каске выглядит очень трагикомично. Глаза выпучены, рот открыт, в руках сковородка и меч, а под ногами вертятся вылезшие из пасти ада существа в стиле Иеронима Босха. Сюрреалистичную картину завершают люди, которые бьются за золото на фоне ярко красного неба. При этом они не знают самого главного. То что им кажется золотом — на самом деле всего лишь отходы жизнедеятельности гиганта.
Пасть ада и Безумная Грета во всей красе |
Исчадия ада в стиле Босха |
«Обращение Савла» или «Обращение Павла» (1567), Вена
В основе сюжета этой картины лежит описанный в Новом Завете эпизод, произошедший с будущим апостолом Павлом. Если коротко, то дело было так. Будучи воинствующим фарисеем, Савл участвовал в преследовании первых христиан и был послан из Иерусалима в Дамаск для борьбы с последователями учения Иисуса Христа. По дороге он увидел яркую вспышку света, ослеп и упал на землю, но, услышав укоризненный голос Иисуса, уверовал в Него. Шедшие с ним привели слепого Савла в Дамаск, где он был исцелён и принял крещение.
«Обращение Савла», 1567, дерево, масло, 108×156 см, Музей истории искусств, Вена |
На картине как всегда очень много персонажей в одежде и доспехах XVI века, и нужно очень постараться, чтобы найти среди них упавшего на землю Савла, но после поисков Иисуса Христа на картине «Путь на Голгофу» нам это уже по плечу!
А вот и упавший на землю Савл |
Картина Питера Брейгеля Игры детей 187 Художественная
Короткая поперечная улица выводит на зеленый берег реки, а за узкой голубой полоской воды до горизонта тянутся покрытые полями и лугами заречные дали. 3.
Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми12. Первый и самый значительный художник этой фамилии – Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий» (1525-1569) –талантливый художник и график, мастер жанровых сцен и пейзажа. Среди игр изображенных Брейгелем, больше всего игр индивидуальной направленности (35), что говорит о сосредоточенности ребенка на собственном результате. Нет, дети не одни, хотя никто не ограничивает их свободу. В своих произведениях он отражал мир именно таким, каким он был в ту эпоху. Выростут — развернуться в полную силу.
И дети играют не од- ни, а под присмотром взрослых. Уж не посмеялся ли Брейгель над архитекторами и их заказчиками, которые, вдохновившись итальянскими образцами, прилепляли к своим традиционным постройкам лоджии и аркады. Миру известны целых 5 художников, носящих эту фамилию, которая успела стать легендарной.
Человеческая масса становится наглядным выражением природной стихии». Источники по изобразительному искусству показали насколько. Были популярны игры развлекательного свойства можно отнести народные игры. Как и у вап Эйка, у Брейгеля жизнь природы выступает в многообразии проявлений.
Брейгель — яркий, своеобразный художник. Но это особая жестокость. Вот-вот взлетит вверх средневековый вертолетик. Так начинает свой искусствоведческий анализ картины Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» знаток фламандской живописи Сергей Львович Львов.
Очень мало развивающих игр (2), но как ярко виден результат этой игры. Подвижные игры, вовлекающие в энергичное действие ребят занимают второе место (представлено 15 игр), сюжетно-ролевые игры представлены всего 3-мя случаями. В живописном цикле «Месяцы» (1565) символом сменяющихся друг за другом времен года становится труд крестьян. Выводы: Исходя из полученных данных, мы можем предложить следующую гипотезу: картина Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» отражает время, т. е. Нет улыбок. и в структуре и в йзображенных играх содержится аллегория (для картин XVI века это было необходимым условием), но ее смысловая значимость ниже, чем в таких картинах Брейгеля, как «Падение Икара», «Фламандские пословицы» и т. д. Брейгель изображает город без взрослых, город еще неабсолютного сознания, город, в котором занимаются пустяками несовершенные, «незавершенные», несостоявшиеся (многие из которых, может быть и не состоятся) люди.
И эта традиция существовала не только при дворе. К сожалению, уже многие игры средневековья и эпохи Возрождения утрачены.
Целый город оказывается целиком наводнен этими маленькими фигурками. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император – король – епископ – дворянин – горожанин – крестьянин – гусляр – нищий». Фантазия художника создает новую убедительную реальность. Вот таким образом в некоторых альбомах «Игры де- тей» имеют пометку «Из так называемых лубочных картин».
Игры детей и взрослых на картинах Брейгелей
Брейгель тонко чувствует поэзию сельской природы, подмечает ее изменчивый облик, ее атмосферные состояния, эмоциональные и колористические тона, соответствующие различным временам года: бурное проявление ее жизни в месяцы пробуждения («Сумрачный день», Вена, Художественно-исторический музей), напряженный ритм летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, Метрополитен-музей). «Картина «Детские игры» кажется очень простой. Здесь соединены характерные нидерландские постройки с постройками фантастическими. Среди почти сотни игр изображенных Брейгелем в «Играх детей», нет даже намека на эту игру, хотя эта игра присутствует во многих его картинах.
Художник с симпатией изображает детей, предающихся играм со взрослой серьезностью. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. Это игра в карты. Вся улица и берег реки заполнены увлеченными игрой детьми. И художник это понимает. Искусство».
Именно они несут некоторую иносказательность, ярче напоминают жизнь взрослых. Каждый поклонник живописи сталкивался с фамилией Брейгель, причём в различных контекстах. 5. Да, детские игры несут в себе жестокость. 2.
Картины Ренато ГуттузоБиография БоголюбоваВатто Затруднительное ПоложениеМученичество Апостола Матфея КараваджоБродский Исаак Зима
«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (1565) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Картина «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» на выставке в Вене |
На картине «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (1565) изображена типичная зимняя сцена фламандской деревни — люди катаются на коньках по замерзшей реке, а справа на берегу птицы клюют зерно вокруг большой ловушки, которая вот-вот прихлопнет с десяток из них. И несмотря на то, что все специалисты, как один, твердят о трагическом предчувствии, зашифрованном в этой картине, на меня она производит впечатление умиротворения и гармонии.
Питер Брейгель Старший«Зимний пейзаж с фигуристами и ловушкой для птиц», 1565, дерево, масло, 37×55,5 смКоролевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия |
Ловушка для птиц |
Эту картину называют самым успешным проектом династии Брейгелей, потому что только Питер Брейгель Младший ухитрился скопировать ее 45 раз (одна из них находится в Музеи истории искусств в Вене). Всего же в XVII веке с нее было написано 127 копий, которые разошлись по разным собраниям мира.
Питер Брейгель Младший (возможно)«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1601, дерево, масло, 39×57 смМузей истории искусств, Вена |
В рамках венской выставки можно было увидеть сразу две картины «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц». Оригинал приехал из Королевского института изящных искусств в Брюсселе, а копию Питера Младшего предоставил венский Музей истории искусств. Их поместили максимально близко друг к другу, так что любой желающий мог попытаться сравнить эти работы и в очередной раз убедиться в гениальности Питера Старшего.
Так обе картины выглядели на выставке в Вене Их повесили максимально близко, чтобы каждый мог «найти десять отличий» |
«Портрет старой женщины» (1568), Старая пинакотека, Мюнхен
Как известно, Питер Брейгель Старший портретов не писал, поэтому небольшой «Портрет старой женщины» («Голова крестьянки») из мюнхенской Старой пинакотеки является его единственной работой в этом жанре. Судя по всему, она была лишь подготовительным этюдом к другой картине, хотя выглядит вполне законченно и очень колоритно.
Кстати, кроме «Портрета старой женщины» мюнхенская Старая пинакотека может похвастать еще и знаменитой «Страной лентяев» (Schlaraffenland), но эту картину на выставку привезти не смогли.
«Портрет старой женщины», 1568, дерево, масло, 22×18 см, Старая пинакотека, Мюнхен |
«Пьяницу заталкивают в свинарник» (1557), частная коллекция
До реставрации |
Самое раннее на этой выставке и одно из двух самых ранних живописных творений Питера Брейгеля Старшего — тондо «Пьяницу заталкивают в свинарник« («Пьяница, запираемый в свинарнике») было написано в 1557 году маслом на деревянном диске диаметром 18 см. Это довольно загадочная картина, которую мало кто видел даже в среде известных специалистов. До 2001 года она находилась в семейной коллекции в Брюгге, а едва появившись, в 2002 году опять была продана в частное владение на аукционе Christie’s (£3,3 млн). Что касается атрибуции 2000 года, то она не вызывает сомнений, поскольку при помощи рентгена была найдена подпись «Брейгель» MDLVII (1557). А вот таким длинным и странным названием, которое, вероятно, появилось в XVII веке, картина обязана подписи на скопированной с нее гравюре (этот сюжет многократно копировался в разных вариантах как картина, рисунок и гравюра): «Те, кто любит пьяных свиней, тратят впустую свое время в «доме Венеры» и в конце концов оказываются в жалком положении и попадают в свинарник».
«Пьяницу заталкивают в свинарник», 1557, дерево, масло, 18 см, частная коллекция Слева — гравюра, подпись на которой дала название этой картине |
Вместо послесловия. Как банкир вошел в историю?
Среди заказчиков, коллекционеров и покровителей художников из династии Брейгелей — именитые, состоятельные и просвещенные люди своей эпохи. В архивах Антверпена сохранился документ от 15 февраля 1566 года, согласно которому банкир Николас Йонгелинк подтверждает право собственности и стоимость (16 000 гульденов) за 16 картин Питера Брейгеля Старшего, среди них «Охотники на снегу», «Вавилонская башня», «Жатва», «Возвращение стада». Спустя четыре века эти произведения стали одними из самых узнаваемых полотен в мире, продолжающих вдохновлять все новые поколения. Ныне мы почти ничего не знаем о финансовой деятельности Йонгелинка, однако, коллекция сохранила его имя в веках.
Авторы: Светлана Затюпа.
Сюжет и описание
На картине изображена городская площадь; справа от неё вглубь уходит улица, а слева виден фрагмент пейзажа: несколько деревьев, лужайка и небольшая речка. Повсюду мы видим группки детей, поглощённых игрой. Интересно, что разные авторы приводят разные цифры касательно их количества: некоторые указывают, что детей на картине «более 230», другие — что их «более 250». Жан-Пьер Ванден Бранден в своей работе «Les Jeux d’enfants de Pierre Bruegel» называет более конкретные цифры: 168 мальчиков и 78 девочек. Разные цифры приводятся и относительно количества изображённых Брейгелем игр: 83, 86, более 90.
Участники этой массовой сцены не объединены никаким общим действием: они разбиты на изолированные, индифферентные друг к другу группы
Обращает на себя внимание тот факт, что в персонажах Брейгеля очень мало детского: они изображены скорее как маленькие взрослые. Идеализация детства, которая станет типичной при изображении детей в последующие столетия, отнюдь не практиковалась во времена Брейгеля: в детстве видели лишь этап подготовки ко взрослой жизни и к детям относились соответствующим образом
Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми. Ни один ребёнок не улыбается, их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным.
Поскольку дети изображены столь непривычным для нас образом, трудно сказать, есть ли на картине взрослые. Многие исследователи полагают, что Брейгель изобразил исключительно детский мир; другие допускают, что на картине присутствуют несколько взрослых (двое по Ванден Брандену, шестеро по Эми Оррок).
В композиции картины обращают на себя внимание необычно высокий горизонт и смещённая перспектива, направляющая взгляд зрителя вправо и вглубь
Фламандские пословицы. 1559 г.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org
Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.
Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.
На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.
А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.
На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.
Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.
Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.
Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба». Что в ней интересного?
Творчество его было невероятно разносторонним, а прозвище «Мужицкий» он получил за свои картины, отражающие быт крестьян.
Его дети — Питер Брейгель Младший (1564−1636) и Ян Брейгель Старший (1568−1625) — были не менее знамениты, чем отец.
- Питер Брейгель Младший получил прозвище «Адский»: ему приписывают несколько полотен, изображающих адский огонь.
- Ян Брейгель Старший отступил от манеры своего отца, он прославился прежде всего своими цветочными картинами. Его называли «Бархатным», «Райским», «Цветочным».
Судя по тому, насколько подробно знаменитый художник изображал жизнь в деревне, его детство прошло среди тех, кого он запечатлел на своих полотнах. Его работы — как бы документы, фотографии того времени. Они статичны, в них нет того, что можно было бы назвать «парад красок».
Доминик Лампсоний, портрет Питера Брейгеля Старшего, 1572 г.
Одна из таких картин — «Крестьянская свадьба».
Сюжет картины: осень, прохладно, все персонажи одеты достаточно тепло. В амбаре устроен свадебный пир: поставили длинный стол, собрали все скамейки и табуретки, чтобы усадить гостей. На стене висит зеленый коврик с каким-то подобием короны: видимо, так обозначено место невесты. Под ней сидит сама невеста, на ее голове — разрисованный обруч. Жених, судя по всему, сидит напротив невесты (в зеленой шляпе и с кувшином в руке). Есть и музыка — два волынщика.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Жених и невеста»
Перед невестой стоит тарелка со свиными ребрышками (невеста не то от волнения, не то по принятому обычаю не притронулась к этому яству), а у остальных участников банкета в тарелках какое-то подобие каши или повидла. Раздача этого блюда продолжается: два разносчика используют для этого снятую с петель амбарную дверь.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Свиные ребрышки»
На стенке амбара прибита пара небольших снопов — символ плодородия новой семьи.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Символ семейного плодородия» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Разносчики»
На свадьбе есть и маленькие гости. Один из них уплетает хлебные лепешки, сидя на специальном стульчике, который приставлен к большой скамье. А ребенок повзрослее устроился на полу и тоже наслаждается пиршеством, выскребая пальцем лакомство с тарелки.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Самый маленький гость» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Еще один малыш»
Что это может быть? Скорее всего, что-то сладкое вроде яблочного повидла.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Что можно так есть?» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Амбарная дверь, снятая с петель»
А разносчик — человек предусмотрительный: он в шляпу вместо пера воткнул ложку. Кто знает, может быть, к столу приготовили суп? Заметим, ложка — резная, деревянная.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Ложка в шляпе разносчика»
Льется рекой эль, в руках гостей — кувшины литра на два. Кравчий следит за тем, чтобы сосуды вовремя наполнялись: он стоит с большим кувшином и разливает питье.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Кравчий» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Музыканты»
Казалось бы, все в порядке. Но у этой свадьбы есть особенность: брачующиеся далеко не молоды. Видимо, они потеряли супругов. От предыдущих браков остались дети, которые присутствуют на свадьбе: младшенький — невесты, старшенький — жениха.
Что сулит им новый союз? Предчувствия никого не радуют. Может быть, поэтому на лицах нет ни какой-то живости, ни улыбок, совершенно не видно радости? Как бы все собрались поесть — и не более того.
Картины Питеря Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр — необычайно увлекательное занятие.
Теги: знаменитый художник, художники, сюжет картины, Питер Брейгель Старший
Ян Брейгель Младший: самый известный внук
(1601–1678)
Ян Брейгель Младший — пожалуй, самый «популярный» художник из династии Брейгелей на арт-рынке. Мастер широко представлен в частных собраниях. Его творчество повторяет основные мотивы и художественные находки отца — Яна Брейгеля Старшего. Живописец писал цветы, флору, фауну, аллегорико-мифологические композиции. Как и отец, Ян Брейгель Младший работал с Питером Пауэлем Рубенсом, Йоосом де Момпером Младшим, Хендриком ван Баленом и Давидом Тенирсом Младшим (кстати, мужем его сестры). Другие художники писали стаффаж на их совместных полотнах. Рекорд на полотно Яна Брейгеля Младшего «Вход животных в Ноев ковчег» был установлен на Christie’s в Нью-Йорке в 2010 году и составил $2,882,500. Стоимость полотен последователей и круга Яна Брейгеля Младшего колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.
У Яна Брейгеля Младшего был брат-художник Амброзиус (Амбросий) Брейгель, атрибуция произведений которого ныне представляет трудность для экспертов. Монограмма «AB» может быть приписана и Абрахаму Брейгелю. Произведения Амброзиуса редко появляются на арт-рынке, а их стоимость на аукционах, как правило, составляет несколько десятков тысяч долларов.
Абрахам Брейгель продолжил дело отца — Яна Брейгеля Младшего. Его наследие, состоящее по большей части из фруктовых и цветочных натюрмортов, обширно, а цены колеблются от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.