Художник питер брейгель (старший) — жанровая живопись, пейзажи и натюрморты 16 века

«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (1565) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Картина «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» на выставке в Вене

На картине «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (1565) изображена типичная зимняя сцена фламандской деревни — люди катаются на коньках по замерзшей реке, а справа на берегу птицы клюют зерно вокруг большой ловушки, которая вот-вот прихлопнет с десяток из них. И несмотря на то, что все специалисты, как один, твердят о трагическом предчувствии, зашифрованном в этой картине, на меня она производит впечатление умиротворения и гармонии. 

Питер Брейгель Старший«Зимний пейзаж с фигуристами и ловушкой для птиц», 1565, дерево, масло, 37×55,5 смКоролевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия
Ловушка для птиц

Эту картину называют самым успешным проектом династии Брейгелей, потому что только Питер Брейгель Младший ухитрился скопировать ее 45 раз (одна из них находится в Музеи истории искусств в Вене). Всего же в XVII веке с нее было написано 127 копий, которые разошлись по разным собраниям мира. 

Питер Брейгель Младший (возможно)«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1601, дерево, масло, 39×57 смМузей истории искусств, Вена

В рамках венской выставки можно было увидеть сразу две картины «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц». Оригинал приехал из Королевского института изящных искусств в Брюсселе, а копию Питера Младшего предоставил венский Музей истории искусств. Их поместили максимально близко друг к другу, так что любой желающий мог попытаться сравнить эти работы и в очередной раз убедиться в гениальности Питера Старшего. 

Так обе картины выглядели на выставке в Вене
Их повесили максимально близко, чтобы каждый мог «найти десять отличий»

«Портрет старой женщины» (1568), Старая пинакотека, Мюнхен

Как известно, Питер Брейгель Старший портретов не писал, поэтому небольшой «Портрет старой женщины» («Голова крестьянки») из мюнхенской Старой пинакотеки является его единственной работой в этом жанре. Судя по всему, она была лишь подготовительным этюдом к другой картине, хотя выглядит вполне законченно и очень колоритно. 

Кстати, кроме «Портрета старой женщины» мюнхенская Старая пинакотека может похвастать еще и знаменитой «Страной лентяев» (Schlaraffenland), но эту картину на выставку привезти не смогли.

«Портрет старой женщины», 1568, дерево, масло, 22×18 см, Старая пинакотека, Мюнхен 

«Пьяницу заталкивают в свинарник» (1557), частная коллекция

До реставрации

Самое раннее на этой выставке и одно из двух самых ранних живописных творений Питера Брейгеля Старшего — тондо «Пьяницу заталкивают в свинарник» («Пьяница, запираемый в свинарнике») было написано в 1557 году маслом на деревянном диске диаметром 18 см. Это довольно загадочная картина, которую мало кто видел даже в среде известных специалистов. До 2001 года она находилась в семейной коллекции в Брюгге, а едва появившись, в 2002 году опять была продана в частное владение на аукционе Christie’s (£3,3 млн). Что касается атрибуции 2000 года, то она не вызывает сомнений, поскольку при помощи рентгена была найдена подпись «Брейгель» MDLVII (1557). А вот таким длинным и странным названием, которое, вероятно, появилось в XVII веке, картина обязана подписи на скопированной с нее гравюре (этот сюжет многократно копировался в разных вариантах как картина, рисунок и гравюра): «Те, кто любит пьяных свиней, тратят впустую свое время в «доме Венеры» и в конце концов оказываются в жалком положении и попадают в свинарник».

«Пьяницу заталкивают в свинарник», 1557, дерево, масло, 18 см, частная коллекция
Слева — гравюра, подпись на которой дала название этой картине

«Калеки» (1568), Лувр, Париж

«Калеки», 1568, дерево, масло, 18,5×21,5 см, Лувр, Париж, Франция
Она была передана в Лувр в 1892 году и является единственной работой Брейгеля в его коллекции

На еще одной маленькой картине, созданной в 1568 году, изображены пять нищих в карнавальных головных уборах, каждый из которых соответствует определенному классу общества: картонная королевская корона, бумажный солдатский шлем, буржуазный берет, крестьянская кепка и митра епископа. При этом у каждого из калек на одежде есть один или несколько лисьих хвостов, наличие которых, возможно, является намеком на анти-испанское движение (лисий хвост был их символом).
Это одна из последних работ художника, написанная за год до смерти. На ее обороте есть две надписи, сделанные в XVI веке. Одна из них на фламандском языке: «Калека, мужайся, и пусть твои дела преуспеют»; другая на латыни — выражает восхищение Брейгелем — «искусство превосходит саму Природу». Ее явно добавили уже после кончины художника. 

Пятеро нищих в карнавальных головных уборах

«Пьяницу заталкивают в свинарник» (1557), частная коллекция

До реставрации

Самое раннее на этой выставке и одно из двух самых ранних живописных творений Питера Брейгеля Старшего — тондо «Пьяницу заталкивают в свинарник» («Пьяница, запираемый в свинарнике») было написано в 1557 году маслом на деревянном диске диаметром 18 см. Это довольно загадочная картина, которую мало кто видел даже в среде известных специалистов. До 2001 года она находилась в семейной коллекции в Брюгге, а едва появившись, в 2002 году опять была продана в частное владение на аукционе Christie’s (£3,3 млн). Что касается атрибуции 2000 года, то она не вызывает сомнений, поскольку при помощи рентгена была найдена подпись «Брейгель» MDLVII (1557). А вот таким длинным и странным названием, которое, вероятно, появилось в XVII веке, картина обязана подписи на скопированной с нее гравюре (этот сюжет многократно копировался в разных вариантах как картина, рисунок и гравюра): «Те, кто любит пьяных свиней, тратят впустую свое время в «доме Венеры» и в конце концов оказываются в жалком положении и попадают в свинарник».

«Пьяницу заталкивают в свинарник», 1557, дерево, масло, 18 см, частная коллекция
Слева — гравюра, подпись на которой дала название этой картине

Архив блога

Архив блогаиюля 2023 (1)мая 2023 (1)апреля 2023 (1)февраля 2023 (3)января 2023 (2)октября 2022 (1)сентября 2022 (1)июля 2022 (2)июня 2022 (3)мая 2022 (1)апреля 2022 (3)марта 2022 (3)января 2022 (1)декабря 2021 (2)ноября 2021 (1)октября 2021 (1)сентября 2021 (1)августа 2021 (1)июля 2021 (1)июня 2021 (2)мая 2021 (1)апреля 2021 (1)марта 2021 (1)февраля 2021 (1)января 2021 (3)декабря 2020 (1)ноября 2020 (2)октября 2020 (2)сентября 2020 (2)августа 2020 (2)июля 2020 (1)июня 2020 (3)мая 2020 (3)апреля 2020 (2)марта 2020 (2)февраля 2020 (4)января 2020 (4)декабря 2019 (1)ноября 2019 (3)октября 2019 (3)сентября 2019 (7)августа 2019 (4)июля 2019 (8)июня 2019 (4)мая 2019 (3)апреля 2019 (2)марта 2019 (3)февраля 2019 (5)января 2019 (3)декабря 2018 (3)ноября 2018 (3)октября 2018 (6)сентября 2018 (1)августа 2018 (4)июля 2018 (2)июня 2018 (3)мая 2018 (5)апреля 2018 (1)марта 2018 (10)февраля 2018 (12)января 2018 (12)декабря 2017 (7)ноября 2017 (16)октября 2017 (8)

«Пьяницу заталкивают в свинарник» (1557), частная коллекция

До реставрации

Самое раннее на этой выставке и одно из двух самых ранних живописных творений Питера Брейгеля Старшего — тондо «Пьяницу заталкивают в свинарник» («Пьяница, запираемый в свинарнике») было написано в 1557 году маслом на деревянном диске диаметром 18 см. Это довольно загадочная картина, которую мало кто видел даже в среде известных специалистов. До 2001 года она находилась в семейной коллекции в Брюгге, а едва появившись, в 2002 году опять была продана в частное владение на аукционе Christie’s (£3,3 млн). Что касается атрибуции 2000 года, то она не вызывает сомнений, поскольку при помощи рентгена была найдена подпись «Брейгель» MDLVII (1557). А вот таким длинным и странным названием, которое, вероятно, появилось в XVII веке, картина обязана подписи на скопированной с нее гравюре (этот сюжет многократно копировался в разных вариантах как картина, рисунок и гравюра): «Те, кто любит пьяных свиней, тратят впустую свое время в «доме Венеры» и в конце концов оказываются в жалком положении и попадают в свинарник».

«Пьяницу заталкивают в свинарник», 1557, дерево, масло, 18 см, частная коллекция
Слева — гравюра, подпись на которой дала название этой картине

«Безумная Грета» (1563), музей Майер ван ден Берг, Антверпен

Старинная легенда гласит, что во времена восьмидесятилетней войны жила в Нидерландах бедная крестьянка Грета. Оба её сына погибли, муж спился и пропал, а в одно «прекрасное» утро пропала и любимая сковородка. Это уже был перебор, и Грета захотела во что бы то ни стало вернуть ее назад. Будучи хорошей христианкой, она точно знала, что сковородки есть в аду, и решила отобрать себе одну штуку у чертей. Поскольку в стране шла война, ворота ада найти было несложно, и, сняв доспехи с убитого солдата, Грета отправилась в ад.

Картина «Безумная Грета» на выставке в Вене
Главное внимательно слушать экскурсовода!

В центре картины расположена героиня фламандского фольклора — Безумная Грета, которая, являясь воплощением жадности, в порыве безумия штурмует ад. Ее долговязая воинственная фигура в тряпье, доспехах и каске выглядит очень трагикомично. Глаза выпучены, рот открыт,  в руках сковородка и меч, а под ногами вертятся вылезшие из пасти ада существа в стиле Иеронима Босха. Сюрреалистичную картину завершают люди, которые бьются за золото на фоне ярко красного неба. При этом они не знают самого главного. То что им кажется золотом — на самом деле всего лишь отходы жизнедеятельности гиганта.

Пасть ада и Безумная Грета во всей красе
Исчадия ада в стиле Босха

Архив блога

Архив блогаиюля 2023 (1)мая 2023 (1)апреля 2023 (1)февраля 2023 (3)января 2023 (2)октября 2022 (1)сентября 2022 (1)июля 2022 (2)июня 2022 (3)мая 2022 (1)апреля 2022 (3)марта 2022 (3)января 2022 (1)декабря 2021 (2)ноября 2021 (1)октября 2021 (1)сентября 2021 (1)августа 2021 (1)июля 2021 (1)июня 2021 (2)мая 2021 (1)апреля 2021 (1)марта 2021 (1)февраля 2021 (1)января 2021 (3)декабря 2020 (1)ноября 2020 (2)октября 2020 (2)сентября 2020 (2)августа 2020 (2)июля 2020 (1)июня 2020 (3)мая 2020 (3)апреля 2020 (2)марта 2020 (2)февраля 2020 (4)января 2020 (4)декабря 2019 (1)ноября 2019 (3)октября 2019 (3)сентября 2019 (7)августа 2019 (4)июля 2019 (8)июня 2019 (4)мая 2019 (3)апреля 2019 (2)марта 2019 (3)февраля 2019 (5)января 2019 (3)декабря 2018 (3)ноября 2018 (3)октября 2018 (6)сентября 2018 (1)августа 2018 (4)июля 2018 (2)июня 2018 (3)мая 2018 (5)апреля 2018 (1)марта 2018 (10)февраля 2018 (12)января 2018 (12)декабря 2017 (7)ноября 2017 (16)октября 2017 (8)

«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (1565) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Картина «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» на выставке в Вене

На картине «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» (1565) изображена типичная зимняя сцена фламандской деревни — люди катаются на коньках по замерзшей реке, а справа на берегу птицы клюют зерно вокруг большой ловушки, которая вот-вот прихлопнет с десяток из них. И несмотря на то, что все специалисты, как один, твердят о трагическом предчувствии, зашифрованном в этой картине, на меня она производит впечатление умиротворения и гармонии. 

Питер Брейгель Старший«Зимний пейзаж с фигуристами и ловушкой для птиц», 1565, дерево, масло, 37×55,5 смКоролевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия
Ловушка для птиц

Эту картину называют самым успешным проектом династии Брейгелей, потому что только Питер Брейгель Младший ухитрился скопировать ее 45 раз (одна из них находится в Музеи истории искусств в Вене). Всего же в XVII веке с нее было написано 127 копий, которые разошлись по разным собраниям мира. 

Питер Брейгель Младший (возможно)«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1601, дерево, масло, 39×57 смМузей истории искусств, Вена

В рамках венской выставки можно было увидеть сразу две картины «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц». Оригинал приехал из Королевского института изящных искусств в Брюсселе, а копию Питера Младшего предоставил венский Музей истории искусств. Их поместили максимально близко друг к другу, так что любой желающий мог попытаться сравнить эти работы и в очередной раз убедиться в гениальности Питера Старшего. 

Так обе картины выглядели на выставке в Вене
Их повесили максимально близко, чтобы каждый мог «найти десять отличий»

«Портрет старой женщины» (1568), Старая пинакотека, Мюнхен

Как известно, Питер Брейгель Старший портретов не писал, поэтому небольшой «Портрет старой женщины» («Голова крестьянки») из мюнхенской Старой пинакотеки является его единственной работой в этом жанре. Судя по всему, она была лишь подготовительным этюдом к другой картине, хотя выглядит вполне законченно и очень колоритно. 

Кстати, кроме «Портрета старой женщины» мюнхенская Старая пинакотека может похвастать еще и знаменитой «Страной лентяев» (Schlaraffenland), но эту картину на выставку привезти не смогли.

«Портрет старой женщины», 1568, дерево, масло, 22×18 см, Старая пинакотека, Мюнхен 

«Пьяницу заталкивают в свинарник» (1557), частная коллекция

До реставрации

Самое раннее на этой выставке и одно из двух самых ранних живописных творений Питера Брейгеля Старшего — тондо «Пьяницу заталкивают в свинарник» («Пьяница, запираемый в свинарнике») было написано в 1557 году маслом на деревянном диске диаметром 18 см. Это довольно загадочная картина, которую мало кто видел даже в среде известных специалистов. До 2001 года она находилась в семейной коллекции в Брюгге, а едва появившись, в 2002 году опять была продана в частное владение на аукционе Christie’s (£3,3 млн). Что касается атрибуции 2000 года, то она не вызывает сомнений, поскольку при помощи рентгена была найдена подпись «Брейгель» MDLVII (1557). А вот таким длинным и странным названием, которое, вероятно, появилось в XVII веке, картина обязана подписи на скопированной с нее гравюре (этот сюжет многократно копировался в разных вариантах как картина, рисунок и гравюра): «Те, кто любит пьяных свиней, тратят впустую свое время в «доме Венеры» и в конце концов оказываются в жалком положении и попадают в свинарник».

«Пьяницу заталкивают в свинарник», 1557, дерево, масло, 18 см, частная коллекция
Слева — гравюра, подпись на которой дала название этой картине

Цикл «Времена года» (1565)

Цикл «Времена года» состоял из шести картин, одна из которых утрачена; три, включая знаменитых «Охотников на снегу», входят в собрание Музея истории искусств (Вена); четвёртая — «Сенокос» — находится в коллекции Лобковицкого дворца в Пражском граде, а пятая — «Жатва» — в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (она на выставке отсутствовала). Все они написаны масляной краской на деревянных панелях большого формата и посвящены определенному времени года, который в северной Европе времён Брейгеля начинался от Пасхи и делился  на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму. 

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

Цикл «Времена года» (1565)

Цикл «Времена года» состоял из шести картин, одна из которых утрачена; три, включая знаменитых «Охотников на снегу», входят в собрание Музея истории искусств (Вена); четвёртая — «Сенокос» — находится в коллекции Лобковицкого дворца в Пражском граде, а пятая — «Жатва» — в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (она на выставке отсутствовала). Все они написаны масляной краской на деревянных панелях большого формата и посвящены определенному времени года, который в северной Европе времён Брейгеля начинался от Пасхи и делился  на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму. 

Путешествие и переезд

В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.

После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.

«Безумная Грета» (1563), музей Майер ван ден Берг, Антверпен

Старинная легенда гласит, что во времена восьмидесятилетней войны жила в Нидерландах бедная крестьянка Грета. Оба её сына погибли, муж спился и пропал, а в одно «прекрасное» утро пропала и любимая сковородка. Это уже был перебор, и Грета захотела во что бы то ни стало вернуть ее назад. Будучи хорошей христианкой, она точно знала, что сковородки есть в аду, и решила отобрать себе одну штуку у чертей. Поскольку в стране шла война, ворота ада найти было несложно, и, сняв доспехи с убитого солдата, Грета отправилась в ад.

Картина «Безумная Грета» на выставке в Вене
Главное внимательно слушать экскурсовода!

В центре картины расположена героиня фламандского фольклора — Безумная Грета, которая, являясь воплощением жадности, в порыве безумия штурмует ад. Ее долговязая воинственная фигура в тряпье, доспехах и каске выглядит очень трагикомично. Глаза выпучены, рот открыт,  в руках сковородка и меч, а под ногами вертятся вылезшие из пасти ада существа в стиле Иеронима Босха. Сюрреалистичную картину завершают люди, которые бьются за золото на фоне ярко красного неба. При этом они не знают самого главного. То что им кажется золотом — на самом деле всего лишь отходы жизнедеятельности гиганта.

Пасть ада и Безумная Грета во всей красе
Исчадия ада в стиле Босха

Деревенский художник

Несмотря на богатый жизненный опыт Брейгеля, на то количество мест, которое ему удалось посетить, чуть ли не три четверти его картин посвящены деревенскому быту и природе. На его полотнах зачастую даже нельзя различить лиц отдельных персонажей, иногда они просто сливаются с окружающей их природой. Скорее всего, именно поэтому Питера Брейгеля-старшего позднее окрестили Питером «мужицким».

Примерно в 40 лет Брейгель, живший в Брюсселе, увидел настоящее зверство: армия испанского герцога Альбы начала буквально вырезать всех еретиков в Нидерландах. Несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти, остальные несколько лет жили в страхе, опасаясь очередной жестокой расправы от испанцев. Картины, написанные Брейгелем в это время, носят откровенно депрессивный характер.

Умер художник 5 сентября 1569 года, его тело было похоронено в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. В российские музеи произведения Брейгеля, к сожалению, не попали — более трети его картин хранится в венском Музее истории искусства.

Архив блога

Архив блогаиюля 2023 (1)мая 2023 (1)апреля 2023 (1)февраля 2023 (3)января 2023 (2)октября 2022 (1)сентября 2022 (1)июля 2022 (2)июня 2022 (3)мая 2022 (1)апреля 2022 (3)марта 2022 (3)января 2022 (1)декабря 2021 (2)ноября 2021 (1)октября 2021 (1)сентября 2021 (1)августа 2021 (1)июля 2021 (1)июня 2021 (2)мая 2021 (1)апреля 2021 (1)марта 2021 (1)февраля 2021 (1)января 2021 (3)декабря 2020 (1)ноября 2020 (2)октября 2020 (2)сентября 2020 (2)августа 2020 (2)июля 2020 (1)июня 2020 (3)мая 2020 (3)апреля 2020 (2)марта 2020 (2)февраля 2020 (4)января 2020 (4)декабря 2019 (1)ноября 2019 (3)октября 2019 (3)сентября 2019 (7)августа 2019 (4)июля 2019 (8)июня 2019 (4)мая 2019 (3)апреля 2019 (2)марта 2019 (3)февраля 2019 (5)января 2019 (3)декабря 2018 (3)ноября 2018 (3)октября 2018 (6)сентября 2018 (1)августа 2018 (4)июля 2018 (2)июня 2018 (3)мая 2018 (5)апреля 2018 (1)марта 2018 (10)февраля 2018 (12)января 2018 (12)декабря 2017 (7)ноября 2017 (16)октября 2017 (8)

«Две обезьяны на цепи» (1562), Берлинская картинная галерея

«Две обезьяны на цепи», 1562, дерево, масло, 20×23 см, Берлинская картинная галерея, Германия

Крошечную картину «Две обезьяны на цепи» (20 на 23 см) организаторы выставки ухитрились разобрать буквально на молекулы. Изучив работу с помощью рентгеновских лучей, они реконструировали процесс ее создания от чистой доски до готовой картины. 

Каждая витрина соответствует определенному этапу работы
Процесс создания работы от рисунка до готовой картины
Визуальный ряд снабжен очень подробными объяснеииями

Не буду философствовать и рассказывать обо всех аллегорических смыслах, просто скажу, что на картине изображены две грустные обезьяны… а какими им быть, если они сидят на цепи…  Пейзаж на заднем плане идентифицирован как антверпенский, и это не удивительно, если вспомнить, что в это время Брейгель жил именно там. И еще  — образ почти таких же двух обезьян можно найти на картине «Безумная Грета». Правда, там они уже сидят за решеткой.

Грустные, как все кто сидит на цепи…

Фламандские пословицы. 1559 г.

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org

Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.

Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.

На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.

А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.

На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.

Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.

Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.

Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.

Ужасы

В последние годы жизни Брейгеля ситуация в Нидерландах была сродни нашему сталинскому террору. Разница заключалась лишь в технологиях: не расстреливали и не сажали в лагеря, а вешали и сжигали на кострах.
В 1567 году испанский герцог Альба прибыл с войском в страну с приказом короля Филиппа захватить самых почётных граждан, отправить их на смертную казнь и конфисковать их имущество, а также пресекать любые поползновения на католическую веру 3. В первые три месяца казнили почти две тысячи человек. Кого привлекали к следствию, был фактически уже осуждён 4. Ближайший соратник герцога кардинал Гранвелла стал организатором безвариантных судов. Одновременно он был поклонником Питера Брейгеля и прятал у себя его картины. Мы во многом обязаны именно ему тем, что картины великого художника сохранились.
За пять лет до 1562 года Брейгель написал три картины: «Падение ангелов», «Триумф Смерти» и «Безумная Грета»5, а в следующем году переехал из Антверпена в Брюссель, где потом и шли массовые казни. Все эксперты отмечают в этих трех картинах явное влияние Босха. Но в большей мере меня изумляет предчувствие надвигающихся массовых репрессий.

Питер Брейгель Старший. Часть картины «Падение ангелов»

Питер Брейгель, конечно, не Босх, у него все парадоксы в картинах, в том числе и в упомянутых трех, подчинены определенной идее. Клипы должны быть сведены воедино. Картина — уже не иллюстрация пословиц, она несет непроговариваемую, не выразимую словами идею.
Посмотрим лишь на один фрагмент картины «Падение ангелов». Падающая вниз женщина — бывший ангел. Кем она станет в будущем? Сколько таких комсомольских ангелов, бывших руководителей Центров научно-технического творчества молодежи превратилось в конце ХХ века в олигархов и казнокрадов! Вглядываюсь в лицо этой женщины и пытаюсь представить себе, как же она выглядела, когда была в ангелах? Наверное, была красивой, но сохранилась только прическа. А может быть, и удивленные глаза смотрели раньше с таким же ожиданием новой жизни. С легким налетом опасения. И руки она держит, похоже, как раньше, когда собиралась вспорхнуть, как у них, у ангелов было принято.

«Калеки» (1568), Лувр, Париж

«Калеки», 1568, дерево, масло, 18,5×21,5 см, Лувр, Париж, Франция
Она была передана в Лувр в 1892 году и является единственной работой Брейгеля в его коллекции

На еще одной маленькой картине, созданной в 1568 году, изображены пять нищих в карнавальных головных уборах, каждый из которых соответствует определенному классу общества: картонная королевская корона, бумажный солдатский шлем, буржуазный берет, крестьянская кепка и митра епископа. При этом у каждого из калек на одежде есть один или несколько лисьих хвостов, наличие которых, возможно, является намеком на анти-испанское движение (лисий хвост был их символом).
Это одна из последних работ художника, написанная за год до смерти. На ее обороте есть две надписи, сделанные в XVI веке. Одна из них на фламандском языке: «Калека, мужайся, и пусть твои дела преуспеют»; другая на латыни — выражает восхищение Брейгелем — «искусство превосходит саму Природу». Ее явно добавили уже после кончины художника. 

Пятеро нищих в карнавальных головных уборах

Битва Масленицы и Поста

Искусство Нидерландов 16-го векаКартина Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» имеет непосредственное отношение к театральному жанру фарса. Суть сюжета картины – противоборство Масленицы и Поста, олицетворяющих собой Добро и Зло, Веру и Неверие, Воздержание и Распущенность. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он создал картину «Битва Масленицы и Поста», представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок. Здесь нет ничего неподвижного: люди снуют между домами, выходят из дверей и выглядывают из окон, что-нибудь несут, держат, протягивают или попросту размахивают руками.

Художник в картине «Битва Масленицы и Поста» создает всеобъемлющую сцену народного веселья. Вместо безграничных, поглотивших в себе людей, равнодушных к ним и вечных пейзажей явилась бурлящая, шумная человеческая стихия. Осознав космическую необъятность мира, он почувствовал и другую космичность – людских, человеческих масс. Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей – насекомыми, паразитирующими на их коже). В этом отношении мировосприятие Питера Брейгеля не составляло исключения.

В представлении художника человеческое общество подобно муравейнику. И хотя Брейгель находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны – между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии. Вместе с тем существенно, что свое представление о человечестве как о величественном множестве ничтожно малых величин Питер Брейгель Старший воплощает на примере стихии городской, народной жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: