Суриков «пир валтасара» описание картины, анализ, сочинение

Суриков "пир валтасара" описание картины, анализ, сочинение - art music

Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить

Самая любимая картина художника – «Меншиков в Березове». Композицию он подсмотрел случайно. Вернулся домой в дождливый день и увидел жену и детей, сидящих за столом у окна. Перебирая образы, он вспомнил сосланного при Петре I Александра Меншикова.

Натурщицей, с которой художник писал младшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна.

«Меншиков в Березове»

Последней большой работой художника стала картина «Благовещение». Подлинник находится в Красноярске, в Художественном музее имени В.И. Сурикова. Здесь он предельно лаконичен: архангел Гавриил протягивает руки к Богоматери.

На одном из альбомов своих рисунков Суриков пишет:

«Благовещение»

Последний раз Василий Суриков приезжал в Красноярск в 1914 году. Хотел остаться в Сибири, но началась война, его зять Петр Кончаловский был мобилизован, и художник решил вернуться к дочери и внукам.

В 1915 году он поехал в Крым, чтобы поправить здоровье. Пребывание на солнце усугубило наследственную проблему с легкими. Вернувшись, он тяжело заболел и 6 марта 1916 года умер.

На сегодняшний день еще нет полного каталога произведений Сурикова. В советское время Владимир Кеменов пытался его создать и включил туда более 2 000 названий. Но там нет многих работ, которые сегодня уже известны.

Фигура художника в бронзе выставлена в доме-музее

Сейчас специалист Красноярского художественного музея им. Сурикова Татьяна Резвых работает над созданием такого каталога. В него уже включены исторические, бытовые картины, этюды и эскизы к ним, книжные иллюстрации. До сих пор мало говорилось о том, что Суриков иллюстрировал произведения Пушкина и Лермонтова, у него есть и книжная графика. Так что исследователям еще предстоит большая работа по изучению наследия художника.

Светлана Хустик

Фото из архива Красноярского краеведческого музея

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Если бы мама пожалела, он мог не стать художником

Всю свою жизнь Василий Суриков вспоминал один эпизод. Когда пришла пора учиться, мама повезла его из села Сухой Бузим в Красноярск, в уездное училище.

Позже художник с братом не раз приезжал на это место и считал, что здесь произошел поворотный момент в его жизни, определивший его дальнейшую судьбу. Если бы мама тогда пожалела сына и забрала домой, скорее всего, он бы не стал художником.

О жизни и творчестве одного из самых знаменитых российских художников известно многое. Но исследователи до сих пор находят белые пятна в его биографии.

Портрет мамы Сурикова, написанный им

Иногда даже с экрана телевизора можно услышать, что Василий Суриков родился в селе Сухобузимо, где несколько лет назад стали возрождать старинную русскую забаву – «Взятие снежного городка» в память о картине художника с одноименным названием.

Однако в селе Сухой Бузим (нынешнее Сухобузимо) художник лишь жил несколько лет. А родился он в Красноярске, об этом есть записи в метрических книгах. Когда у отца художника начались серьезные проблемы со здоровьем – в роду Суриковых все мужчины были предрасположены к туберкулезу, он попросился перевести его на службу в село. И семья переехала в Сухой Бузим.

До сих пор не известно, откуда изначально пошел род Суриковых. По одной из версий предки художника пришли в Сибирь с Ермаком. Как утверждает историк Геннадий Быконя, точно известно, что сам Суриков пытался установить, откуда пошел его род, и просил брата заняться этим.

За год до своей смерти Суриков утверждал, что их роду более 200 лет и идет он от донских казаков. В 1893 году художник с дочерью Ольгой приехал на Дон для сбора материала для картины «Покорение Сибири Ермаком». И донские казаки признали его своим.

«Покорение Сибири Ермаком»

Также есть свидетельства, что предки художника Петр и Илья Суриковы были участниками красноярского бунта. Красноярск славился своим бунтарским духом. В конце XVII века красноярцы изгнали нескольких воевод подряд. Последний бунт закончился для них хорошо. Царь Петр I признал требования жителей справедливыми, назначил воеводу, против которого горожане не возражали, а прежних воевод отдал под суд. О бунте же велел никаких расследований не производить.

Отец художника Иван Васильевич, по некоторым сведениям, был казачьим сотником, но потом казачью службу оставил и служил чиновником средней руки в Енисейском губернском управлении. Дважды был женат.

От второй жены у него родилось восемь детей, но выжили только трое. Остальные умерли в младенчестве. Есть мнение, что смерть маленьких детей, которая происходила на глазах у Сурикова-ребенка, наложила свой отпечаток на творчество будущего художника.

Пир Валтасара — Рембрандт: загадка надписи

vivavivacceМного сегодня было вокруг Китая.Не лучше ли переключиться на … евреев! И их роль в творчестве великого Рембрандта. Которого евреи, может, и были бы счастливы объявить своим, но известна его родословная…Речь о картине «Пир Валтасара»:А точнее, о знаменитой надписи на стене. (Изобличающей его тесные связи с амстердамской еврейской общиной).

«Самое весомое доказательство связей Рембрандта с евреями — это его картина «Пир Валтасара». В духе барочной драмы Рембрандт изображает кульминационный момент пира, как он описан в Книге Даниила: появляется рука и пишет на стене слова, а все пирующие застывают в немом ужасе. Надпись на стене окружена особым свечением, на полотнах Рембрандта всегда знаменующим божественное присутствие. Надпись, как ей и полагается по Книге Даниила, гласит: мене мене текел у‑фарсин ( посчитал , взвесил , персам). Для сравнения: другие голландские художники XVII века, обращавшиеся к этой сцене, либо изображали пишущую руку, но без надписи, либо записывали эти слова на латыни, да и то с ошибками. Рембрандт же пишет без ошибок и на иврите, только не справа налево, а сверху вниз, пятью столбцами. Почему Рембрандт выбрал такую странную форму записи? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к Вавилонскому Талмуду (Сангедрин, 22а). Здесь мудрецы Талмуда задаются вопросом: почему халдейские толкователи, которых царь призвал для расшифровки надписи, не смогли прочесть ее, хотя она была на арамейском, то есть на их собственном вавилонском языке, и понадобились услуги Даниила? Рабби Йоханан предположил, что слова были записаны задом наперед (анам анам лакат нисрафу), рабби Аши — что были переставлены местами первая и вторая буквы в словах, Рав — что слова были записаны специальным кодом. А четвертый мудрец — рабби Шмуэль — сказал, что надпись была такой: мамтос нанкапи аалран. В Талмуде не объясняется, как получены эти слова, но объясняется в комментарии Раши. Это то, что выходит по горизонтали, если записать мене мене текел у‑фарсин по вертикали, как и сделал Рембрандт.

Откуда Рембрандту, не учившемуся в ешиве, могли быть известны талмудическая дискуссия и комментарий Раши? С большой вероятностью можно предположить, что ему рассказал об этом его сосед, сефардский раввин Амстердама Менаше бен Исраэль. Рембрандт написал его портрет в 1636 году, через год после «Пира Валтасара», то есть в то время они были знакомы.

Менаше бен Исраэль пользовался популярностью у голландских кальвинистских ученых того времени, он общался с ними, рассказывал им об иудаизме. Есть портрет одного протестантского теолога, где тот держит в руках Тору, изданную Менаше.

Менаше написал книгу на латыни «De termino vitae», «О конце жизни», где для протестантов излагал еврейское учение о предназначении человека. И, рассуждая о конце человеческой жизни на примере жизни Валтасара, он приводит надпись на стене пиршественной залы, причем именно в форме, предложенной рабби Шмуэлем и Раши.

Примечательно, что ту же надпись в той же форме приводит Ицхак Абраванель в своем комментарии на Книгу Даниила, а Менаше был женат на представительнице рода Абраванелей и, вероятно, уделял особое внимание трудам дона Ицхака. Казалось бы, Рембрандт мог пойти в книжную лавку, купить там книгу Менаше бен Исраэля и прочесть

Но книга была издана в 1639 году, на четыре года позже, чем появилась картина. Поэтому остается предположить личное общение между соседями, свидетельствующее о контактах Рембрандта с еврейской общиной.»

Такие дела… Иногда полезно изменить положение головы, дабы облегчить понимание сути…

Примечания

. Княжий суд. Х., м. 80×129. Третьяковская галлерея.

. Архитектурный мотив несколько напоминает нижнюю галлерею Коломенского дворца (хоромы царицы).

. Несколько напоминающий Черниговский собор.

. Или же Ярослава Мудрого, или Всеволода Ярославича (также женатого на византийской царевне), при которых особенно много было сделано в разработке русских судебных законов, собранных в «Русскую правду».

. Изображение оленя встречается и в скифском искусстве и в орнаментах славянских племен. «Как в образе коня олицетворялись и дневное светило, и вихри, и грозовые тучи, так и олень служил поэтическим символом для тех же самых разнообразных явлений» (А. Афанасьев, Поэтические воззрения славян на природу, т. I. М., 1865, стр. 640).

. Интересно, что когда через сорок лет Суриков станет разрабатывать эскизы композиции для картины из истории древней, языческой Руси — «Княгиня Ольга встречает тело Игоря», то в изображение войска, окружающего Ольгу и маленького Святослава, художник включит фигуры таких же полуобнаженных воинов, остриженных «в кружок» и с длинными свисающими усами.

. В этом случае интересно двойное подчеркивание такой детали, как обручальное кольцо на руке у варвара-ответчика и у князя.

. В литературе о Сурикове высказывалось предположение о том, что сюжет «Княжьего суда» был подсказан Сурикову Чистяковым, прозорливо угадавшим суть дарования Сурикова (Н. Машковцев, Василий Иванович Суриков, М.—Л., «Искусство», 1948, стр. 18). Однако пока еще нет конкретных фактических сведений, которые позволили бы это предположение считать доказанным, хотя оно представляется вполне вероятным.

. Действующий в то время устав 1859 г. устарел и во многом был тормозом в работе Академии: препятствовал поступлению в Академию талантливых художников из демократической среды (требование гимназического ценза от поступающих); перегружал программу ненужными предметами и т. д.

. ЦГИАЛ, фонд 789, год 1873, опись 8, д. 80.

. П.П. Чистяков, Письма, записные книжки, воспоминания, стр. 463.

. Быть может, обусловленный намерением Сурикова представить «Княжий суд» как эскиз для утверждения конкурентом на золотую медаль (как это было принято в то время в Академии). Сейчас трудно судить, сделал ли Суриков эскиз «Княжьего суда», имея в виду конкурс на Малую золотую медаль (как это считал возможным Чистяков). В 1873 г. Суриков уже значился в списках конкурентов на Малую золотую медаль (ЦГИАЛ, фонд 789, год 1873, опись 8, д. 238, л. 24). Сюжет конкурса — «Милосердный самарянин» — был объявлен 9 марта 1874 г., и если Суриков, в связи с мнением Чистякова, хотел «сделать пробу» на Малую золотую медаль, то эскиз должен быть отнесен ко времени до объявления сюжета конкурса, то есть до марта 1874 г., что маловероятно. Если же, разрабатывая эскиз «Княжьего суда», Суриков имел в виду использовать его для конкурса на Большую золотую медаль, то эскиз должен быть отнесен к периоду после 4 ноября 1874 г., когда им была получена Малая медаль за «Самарянина» и открылась возможность конкурировать на Большую медаль, тема конкурса на которую — «Апостол Павел» — была объявлена конкурентам лишь в следующем, 1875 г. При всех случаях следует считать, что«Княжий суд» был написан после «Пира Валтасара», над которым Суриков работал в начале года (и премию получил 4 марта 1874 г.).

. «Аттестат. Дан сей ученику имп. Академии художеств по живописи Василию Сурикову в удостоверение оказанных им успехов на выпускном испытании из наук: истории церковной — отличные; истории всеобщей — очень хорошие; истории русской — очень хорошие; истории изящных искусств и археологии — очень хорошие; механики, математики — хорошие; физики — отличные; химии — хорошие; русской словесности и эстетики — очень хорошие; перспективы и теории теней — хорошие; строительного искусства; строительного законоведения; архитектуры — отличные; анатомии — хорошие.

Товарищ Президента (подпись)
Конференц-секретарь (подпись)

Печать
4 ноября 1874 года № 2094».

. В.И. Суриков, Письма, стр. 41. Письмо от 20 декабря 1874 г.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Толкование

Ни один из мудрецов в Вавилоне не сумел прочесть загадочную надпись, что напугало молодого царя еще больше. Однако его мать подсказала, что есть еще один мудрец, некто Даниил, который пользовался уважением у Навуходоносора и даже был назначен им главным среди гадателей. Этого человека нашли и привели к царю, приказав ему расшифровать загадочную надпись.

Даниил справился с задачей, но его ответ Валтасару пришелся не по вкусу. Мудрец упрекнул царя в том, что он, как и его отец, не сумел впустить бога в свое сердце, прожил грешную жизнь, но последней каплей стало осквернение священных чаш Яхве и восхваление придуманных идолов. Как и Навуходоносор, его сын оказался горд и самонадеян, за что и понесет суровое наказание.

Царь, обещая мудрецу богатые дары, попросил его прочесть, что же написано на стене невидимой рукой, каков смысл появившихся символов. Даниил отказался от подарков, но перевел и разъяснил три слова, написанные загадочной рукой:

  • Исчислено. Это слово означает, что свою жизнь молодой властитель прожил неправедно, хотя и имел перед глазами пример своего отца, Навуходоносора, который держал в страхе соседние государства, не чтил бога и страдал излишней гордыней.
  • Взвешено. Сам Валтасар продолжил неправедный путь своего отца, все его деяния были оценены и взвешены, поэтому он обречен на гибель.
  • Разделено. Мудрец рассказал царю, что царство его разделят между собой мидяне и персы.

Таков смысл тайного послания, которое Даниил сумел прочитать испуганному царю.

Христиане или ещё язычники?

Над головой князя реют две хоругви — жёлтая и розовая, одна из них с изображением Спаса. Вывод напрашивается сам собой — на Руси уже принято христианство. Хотя язычество ещё крепко — не зря же террасу украшает голова оленя. Но новая религия активно вытесняет старую.

Об этом, прежде всего, свидетельствует присутствие представителей духовенства. На лестнице княжеского терема стоит высокий горбоносый чернец, читающий свиток. Возможно он прибыл из Византии или Корсуни в числе других монахов-греков, крестивших Русь.

Рядом с князем в мантии и клобуке, опираясь на посох, стоит представитель высшего духовенства, скорее всего, епископ, назначенный русскому княжеству из Византийской патриархии. Перед ним большая церковная книга в ярком переплёте. Слева от него монах, нагнувшись с крыльца, что-то говорит окружающим, подняв руку с перстосложением.

Работа-загадка и счастливый случай

Именно в училище он встретил преподавателя рисования Гребнева, который первым рассмотрел его талант и стал с ним заниматься, брал с собой на пленэр. Так появилась самая ранняя подписанная работа Сурикова – акварель «Плоты на Енисее». Василию Ивановичу на тот момент было 14 лет. И работа-загадка, отгадать которую исследователи не могут до сих пор – «Синий камень на Енисее». Пытаясь определить, где именно находится этот камень, называют самые разные места.

Затем в судьбе художника произошел еще один интересный и счастливый случай. К этому времени его отец умер, мама с сестрой и братом вернулись в Красноярск. Жить было не на что, и женщина решила сдать второй этаж дома постояльцам.

Первый — хозяйский этаж дома-музея Сурикова

Жильцами оказались дочь губернатора Красноярска Павла Замятина с мужем. Вскоре дочь рассказала отцу, что хозяйский сын очень хорошо рисует, и тот взял его в учителя для своей младшей дочери.

Обнаружив, что парень и правда талантливый, Замятин попросил у него 11 работ и отослал их в Санкт-Петербургскую академию художеств. Оттуда пришел отзыв, что у молодого человека есть задатки, он достоин у них учиться, но обучение платное. Денег у семьи Суриковых не было.

Второй — гостевой этаж дома-музея Сурикова

Тогда губернатор собрал купцов и промышленников и предложил им вскладчину отправить Сурикова на учебу. В те времена это была обычная практика. Бюджета у города практически не было, а дороги, больницы и другие важные объекты возводились за счет меценатов. Купцы не были в восторге от предложения губернатора.

Тогда известный золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов сказал, что готов без всякой складчины, на свои деньги отправить молодого художника в Петербург. Вместе с Суриковым Кузнецов отправил еще одного способного человека, Дмитрия Лаврова. Позже Лавров вернулся и стал иконописцем и священником Минусинского уезда.

Петр Кузнецов с семьей

Сходная ситуация

Если продолжить рассматривать картину, то слева у крыльца мы увидим румяного щёголя с пышными кудрями. Внешне он кажется равнодушным, но руки, которые перебирают кушак рубахи, выдают волнение. Ещё бы! С двух сторон от него тоже стоят две женщины, искоса поглядывающие друг на друга. А вдруг, поддавшись порыву, кому-нибудь из них придёт в голову пожаловаться на него князю, да прямо сейчас? Вот будет дел…

Сурикову мастерски удалось сопоставить эти два образа — воина-варвара, обитателя степей, и избалованного отрока. Ну а если говорить откровенно, то не все фигуры на этой картине выглядят равноценно. Например, старец и гусляр, что рядом с воином, нарисованы явно слабовато. По крупному счёту, композиции картины недостает внутренней собранности.

И всё же при всех недостатках и небрежности в написании отдельных персонажей «Княжий суд» имеет большие достоинства.

Жил в двух временах и не любил кровавую историю

Главный секрет картин художника наверняка еще до конца не разгадан. Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. Один из ключей к разгадке – Суриков жил в двух временах.

Суть в том, что, пожив в Питере и в Москве, художник заметил, что красноярцы ему напоминают москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что преодолел не только 3 000 верст, но и как минимум 200-300 лет. Это дало ему тот механизм, благодаря которому он смог приоткрыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему такие правдоподобные.

Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественной задумке. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол кремлевской стены, сделав его менее крутым, чтобы стена шла параллельно отряду петровских преображенцев. Так, по замыслу художника, наиболее явно видно противопоставление хаоса старой Руси новым порядкам, вводимым Петром.

«Утро стрелецкой казни»

Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне – стрельцов, идущих на казнь, или царя. Он вообще был далек от политики.

А с картиной приключилась любопытная история. Ее впервые выставили на Девятой выставке передвижников 1 марта 1881 года. А вскоре после открытия выставки раздалась весть о взрыве на Екатерининском канале и убийстве Александра Второго. Выставку тут же закрыли.

К слову, на самой картине, которая говорит о казни, казни нет. Говорят, Илья Репин советовал Сурикову добавить на полотно парочку повешенных, а не просто пустые виселицы. Суриков сделал набросок, вошла няня его детей и упала в обморок. И художник сразу же отказался от этой идеи. Он не любил «чернуху» и считал, что на картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» неправдоподобно много крови. Сам же он кровью поражать не будет, а лишь хочет, чтобы люди задумались о своей истории.

Вершиной творчества художника считается картина «Боярыня Морозова» – полотно на тему раскола в Русской Православной Церкви, который стал идеологической травмой для русского народа, сопоставимой с революцией 1917 года и Гражданской войной. Здесь Суриков также отходит от исторической правды.

«Боярыня Морозова»

Известно, что боярыню Морозову везли на санях, привязанную к стулу. Так и было на набросках картины, но стул мешает добиться динамики, и Суриков усадил Морозову прямо в сани.

Недавно специалисты Русского этнографического музея проанализировали картину «Покорение Сибири Ермаком». С точки зрения этнографии там очень богатый выбор костюмов и деталей эпохи. И обнаружили интересные моменты. Народы, которые там представлены, преимущественно западносибирского происхождения, а костюмы на них – эвенков и нганасанов, которые живут на берегах Енисея. Причем костюмы эти женские, а надеты на мужчин. Видимо, художнику они показались более яркими и красивыми.

Пир Валтасара

Живопись эпохи барокко Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Пир Валтасара». Размер картины 168 x 209 см, холст, масло. В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1–30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.

При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое». Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, текел, упарсин». Это означало: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел – ты взвешен и найден очень легким; упарсин – разделено царство твое и отдано мидянам и персам». «В ту же самую ночь, – продолжает библейское повествование, – Валтасар, царь халдейский, был убит» (Даниил, V, 30).

Творчество Рембрандта в Амстердаме приобретает постоянно расширяющееся универсальное содержание. Он получает большое число заказов на самые различные жанры живописи. В качестве исторического живописца Рембрандт работает между 1632 и 1639 годами для штатгальтера принца Фредерика Хендрика над циклом из пяти изображений Страстей (к ним присоединились впоследствии ещё две картины). В первой работе этого цикла барочно-католическому пафосу фламандца Рубенса явно противопоставляется безжалостный обнажённый реализм Рембрандта, такой как в гравюре «Милосердный самаритянин» (1633). Безусловность всегда противостоит любезности хорошего вкуса, так и у молодого Рембрандта ван Рейна, он, потрясённый противоречиями окружающей его бюргерской действительности, противоречиями мира, определяемого борьбой за власть и изменчивой военной удачей, пытается в изображении легендарного прошлого выразить без предрассудков и в образной форме живую действительность.

Примечания

. Суриков исполнил два варианта картины: первый — в 1870 г. (Краснодарский музей), второй — также в 1870 г. (Русский музей).

. Чистяков писал по этому поводу Поленову: «У нас допотопные болванотропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии, Сурикова, за то, что … мозоли не успел написать в картине!!» (Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1882—1919. М., 1953, с. 76. Письмо от 1 дек. 1875 г.).

. Цикл «Вселенские соборы» должен был показать историю христианской церкви с I по X в. н. э. Суриков работал над «Соборами» с 1876 по 1878 г.

. «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех… — писал он Третьякову, — у всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке…» (Репин И.Е. и Третьяков П.М. Переписка. М.—Л., 1946, с. 47. Письмо Репина Третьякову от 27 февр. 1881 г.).

. Имеется в виду картина «Боярыня Морозова» (1885, Новгородский художественный музей).

. Суриков посетил Германию, Францию, Австрию (1883—1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910).

. Кеменов В.С. Философско-исторические основы творчества Сурикова. — «Искусство», 1948, № 2, с. 51.

. Н.Б. Гребнев был воспитанником Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.

. П.И. Кузнецов выдавал стипендию Сурикову в годы его обучения.

. «Пчела», 1876, № 42, с. 14; см. об оценке ранних работ Сурикова статью С.Н. Гольдштейн «Произведения Сурикова в оценке современной ему критики» (В.И. Суриков. К столетию со дня рождения. М., 1948).

. Есть и другое предположение: Суриков хотел заработать деньги, чтобы потом целиком отдаться своим творческим замыслам.

. В диссертации В.С. Кеменова «Историческая живопись В.И. Сурикова в 80—90-е годы» приводится ряд интересных данных о работе Сурикова над «Соборами» (См.: Кеменов В.С. В.И. Суриков. Историческая живопись. 1870—1890. М., 1987-примеч. ред.)

. На дружбу Сурикова и Поленова в молодости указывает письмо Савинова Чистякову (Отд. рукописей ГТГ).

. Отд. рукописей ГТГ, фонд Ап. Васнецова (Васнецов Ап. Как я сделался художником. Отрывок из автобиографии).

. Иогансон Б.В. Суриков-портретист. — В кн.: В.И. Суриков. К столетию со дня рождения. М., 1948, с. 103.

. М.М. Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи, с. 414.

. Гаршин В.М. Заметки о художественных выставках. — Соч. Л. — М., 1960, с. 352.

. Гаршин В.М., с. 352.

. Проникаясь духом эпохи, Суриков оставляет все же за собой известную свободу в обращении с конкретными историческими данными, — если не нарушается внутренняя правда решения и того требуют выразительность и композиционная цельность. В первых эскизах Морозова изображена согласно историческим документам в телеге, но на особом возвышении — помосте. Но только когда художник посадил боярыню прямо на днище, на сено, силуэт ее фигуры приобрел необходимую динамичность и патетичность.

. Суриков развил и претворил в известной мере композиционный принцип картины Перова «Похороны крестьянина». В специальных монографиях неоднократно приводились слова Сурикова (в ответ на замечание Л. Толстого), что сани «не пойдут», если убрать пустое пространство. Это наблюдение очень верно.

. Иогансон Б.В., с. 103.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Примечания

  1. Ходж, Сюзи. Искусство. 50 идей, о которых нужно знать / Пер.с англ. М. Александровой. — М.: Фантом Пресс, 2014. — С. 41. — 208 с. — ISBN 978-5-86471-679-3.
  2. [https://mybiblioteka.ru/1-105638.html Успех в Амстердаме]. Культура . mybiblioteka.ru (18 сентября 2015).
  3. Марина Аграновская. [https://www.maranat.de/agr_01_12.html Библейские пророки ( Часть 2 )].Маранат проект (январь 2006 г).
  4. Александр Немировский. Мифы и легенды Древнего Востока. — Мифы. Легенды. Эпос, Детская образовательная литература. — М.,: Просвещение, 1994. — 567 с. — ISBN 5-09-004296-9.
  5. Харменс Ван Рейн Рембрандт. — Серия: Великие художники мира. — Рипол Классик, 2014. — С. 21. — 40 с. — ISBN 978-5-386-07844-7.
  6. Аграновская М. [https://www.partner-inform.de/partner/detail/2006/1/236/1984 Библейские пророки Часть 2].Культура. Живопись . Издательство «ПАРТНЕР» (2006 г).

Личность царя

Прежде чем рассматривать легенду о пире Валтасара, познакомимся кратко с личностью самого героя, который, как полагают историки, вполне мог существовать в действительности. Валтасар – один из правителей Вавилона, который занимал царский трон во время отсутствия своего отца, царя Набонида.

Отец Валтасара был известен своей любовью к мистике, древностям, поэтому очень часто покидал Вавилон и перекладывал обязанности правления на сына. Однако Библия гласит о том, что отцом легендарного царя был не менее знаменитый Навуходоносор, а сам Валтасар, царевич и соправитель в действительности, в Священном писании именуется как «последний халдейский царь».

Сам пир

Рассмотрим, как проходил пир царя Валтасара согласно библейским источникам. Есть две причины, объясняющие причину пиршества:

  • Царь знал о том, что его город осажден персами, и решил устроить прощальный пир.
  • После смерти Навуходоносора Валтасар, занявший его место, решил богато отпраздновать это событие.

Итак, пир Валтасара начался, на нем присутствовали царские вельможи, их супруги и даже наложницы. Желая еще больше поразить воображение гостей своим богатством, царь велел принести священные сосуды из чистого золота, которые некогда привез Навуходоносор из иерусалимского храма.

Противоречия

Рассмотрим некоторые разногласия библейского сюжета с реальными историческими фактами. Некоторые уже упоминались:

  • Отцом Валтасара на самом деле был Набонид, в то время как в Библии им становится Навуходоносор, вероятнее всего, как более известный вавилонский монарх.
  • Сам герой нашего материала царем не был, он выполнял функции соправителя и правил в Вавилоне лишь во время отсутствия Набонида.
  • Стены, которыми был обнесен город, были настолько толстыми, что взять его за одну ночь ученым представляется невозможным. Не зря историки называют Вавилон городом-крепостью: его окружали три ряда мощных стен и ров. Сделать подкоп враги также не могли, поскольку стены города уходили вниз не менее чем на 10 метров. Ширина укрепления, по сохранившимся данным, составляла не менее 5 метров.
  • Царь Валтасар не мог не знать о том, что под его стенами собралось вражеское войско, поскольку на стенах имелись смотровые башни с зубцами. Если предположить, что он был в курсе, понимал опасность и решил «встретить смерть весело», устроить грандиозный пир на прощание, то становится непонятным его испуг после появления таинственного послания. Зачем впадать в отчаяние, пытаться найти объяснение, если гибель и так предрешена?

Наконец, непонятно, по какой причине Вавилон будет разделен между мидянами и персами, чем они лучше идолопоклонника Валтасара и его подданных? Во времена правления этого царя и та, и другая народность оставалась язычниками, потом перешли в ислам, то есть к христианскому богу никакого отношения не имели, поэтому вопрос остается открытым – почему для наказания неправедного царя выбраны столь же неправедные люди?

Княжий суд

Во княжьем дворе толпятся дружинники и простой люд в крестьянской одежде. Их облик как раз и говорит о том, что Русь ещё не отказалась от язычества.

Можно предположить, что Василий Суриков постарался передать тот переломный период, когда княжеская власть с помощью церкви и новой религии устанавливает новые порядки. Из истории известно, что в то время княжьи суды особенно строго карали за убийство, конокрадство, многоженство, поджоги и т. д.

А кого же судят? Перед крыльцом князя видны две группы, разделённые небольшим пространством. В центре левой группы стоящая на коленях женщина в тёмной одежде. Она низко бьёт челом князю. Скорее всего это истица и она пришла на суд вместе со своими детьми: девочкой и мальчиком лет шести. Этот ребёнок изображён в центре картины, прямо напротив князя. Мальчик стоит спиной к зрителю. Его голова независимо поднята, нога смело выставлена вперёд. Словом, не взирая на то, что видеть князя ему приходится не часто, ведёт он себя без намёка на робость.

Ответчик, полуобнажённый воин, который на фоне других моделей выписан более тщательно, выглядит колоритно. Густые чёрные волосы, остриженные «в кружок» и длинные тёмные усы при бритом подбородке напоминают внешность полудиких воинов князя Святослава. Он вооружён луком и большим расписным колчаном. В ухе блестит золотая серьга, на пальце — обручальное кольцо.

Лицом он повёрнут к истице, а между ним и князем можно увидеть женщину с маленьким ребёнком на руках и с другим, который держится за подол матери. Создаётся впечатление, что она пытается заслонить мужа от гнева князя.

Может быть, эта женщина с маленькими детьми — вторая жена воинственного мужчины, а жаловаться на него князю пришла первая жена, которая надеется, что тяжба решится в её пользу. Как известно, церковь в то время активно внедряла моногамию и преследовала за многожёнство, хотя сам князь Владимир до принятия христианства имел целый гарем из жён.

Сюжет картины[ | ]

Сюжет картины с непосредственным появлением мистической руки был взят Рембрандтом из ветхозаветной книги пророка Даниила (Дан. 5:25-28). После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну — Валтасару. По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось много дней. В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города. Когда для всего множества наложниц, вельмож и гостей не хватило посуды, царь распорядился принести золотые ритуальные приборы из разграбленного ещё Навуходоносором храма в Иерусалиме. После такого кощунства на стене появилась человеческая рука, которая начала выводить письмена. Опомнившись от ужаса, Валтасар созвал гадателей, мудрецов и чернокнижников и приказал им расшифровать послание. Однако никто из них с поставленной задачей не справился. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил. Прорицатель расшифровал таинственное послание: Мене, мене, текел, упарсин. Даниил поведал, что за неугодные Богу деяния и осквернение святынь Валтасара настигнет погибель, а царство его будет разделено между мидянами и персами. В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: