Корова и скрипка
Эта работа считается одной из самых ярких и необычных его картин.
Она была написана на обычной дощечке. В то время Малевич был стеснен в средствах и не мог купить дорогой холст. Он решил рисовать прямо на части деревянной полки. На ней даже видны отверстия для крепления.
Темный фон картины «Корова и скрипка» говорит о мрачном настроении художника, о его печали. Само произведение – это некий протест против того времени. Тогда литература и живопись должна была соответствовать определенным стандартам, даже музыку писали по правилам.
Казимир Малевич считал, что нет ничего важнее свободы, выступал против стандартов и сочетал несочетаемые вещи.
Его картина – насмешка над клише, она наполнена глубоким философским смыслом, призывает оглядываться не только на стандарты, но иметь и свое мировоззрение.
Небольшая подборка картин художника
Есть художники, у которых сюжеты картин понятны большинству их почитателей с первого взгляда. А Малевич призывает зрителей подумать над своими творениями и даже порой переосмыслить их. О полотнах Малевича много говорят и спорят, но всем давно уже ясно, что это работы человека, который резко продвинул авангардизм и абстракционизм к вершинам искусства и создал на их основе новое направление.
Картина создана в 1913 году. В то время художник с семьей снимал дачу неподалеку от Немчиновки, так было гораздо дешевле, чем арендовать московскую квартиру. Эта работа Казимира Малевича очень необычная. И в первую очередь тем, что написана на обыкновенной деревянной дощечке, которая раньше была частью полки. На ней сохранились даже отверстия и следы от креплений. Но позволить себе купить качественный холст в то время художник не мог, у него просто не было денег.
Картина создана в 1915 г. и входит в цикл других супрематических работ К. Малевича. На протяжении многих лет является одной из самых обсуждаемых картин в русском искусстве.
Они представляли на этой выставке три важных составляющих супрематической системы. Это были три эталона. На их основе должны были рождаться новые формы.
Сюжет картины довольно простой. Практически в центре картины изображена небольшая женская фигура в белом платье. Неподалеку от раскидистого дерева стоит стол. К домику с белыми стенами ведет тропинка, а на заднем плане, вдалеке видны строения. И все буквально утопает в летней зелени, пронизано воздухом и солнечным светом. В картине нет идей супрематизма. Малевич словно вспоминает далекие годы детства, проведенные в деревне, и не перегружает ее особым философским смыслом.
Художник работал над этой картиной в 1928 — 1930 гг. Ее цветовое решение дополняет и подчеркивает геометрические формы пестрых и вызывающих оттенков. Фон картины выстроен из плоскостей, цветовые сочетания которых можно назвать довольно резкими. В центре — женщина, для изображения фигуры которой, Малевич использовал всего лишь две краски: черную и белую. Этим он совершенно обезличил грубый и мрачный образ. Художник применяет этот прием для того, чтобы показать массовость, одинаковость и ничтожность всей жизни человека. Безысходность и тяжелый, непосильный труд женщин-крестьянок — вот основная идея этой работы. Но автор предлагает зрителям поразмышлять над этой картиной и сделать свои выводы.
Многим ценителям искусства картины Малевича (фото с названиями) могут объяснить процесс личностного развития большого реформатора. Он подчеркивал, что философия супрематизма позволит художнику вывести искусство к самому себе.
Как понять картины Пикассо
А теперь главный вопрос: как же понять работы Пикассо.
Пикассо виртуозно издевался над формой.
Сначала он деликатно вытягивал ее в своём Голубом периоде.
Пабло Пикассо. Две сестры. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Потом осмелел и начал дробить ее в коллажах и кубизме.
Затем надувал женщин, как воздушные шарики.
А ещё разбивал на мелкие осколки и «склеивал» их кое-как.
Пабло Пикассо. Плачущая женщина (Дора Маар). 1937. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.
Мы недоуменно смотрим на то, как форму и линию искажают и рушат каноны классического искусства. И пытаемся понять, за что же он так!
Но все это Пикассо делал с одной целью. Чтобы показать СУТЬ вещи или человека, а не их ИЗОБРАЖЕНИЕ.
Я попробую это объяснить на примере двух его работ.
1. Груша, 1914.
Пабло Пикассо. Композиция с разрезанной грушей. 1914. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
На картине «Натюрморт с разрезанной грушей» мы НЕ видим изображение груши. Но мы видим кусочки холста в крапинку, и мы вспоминаем о подобной текстуре грушевой мякоти. Нежный бежевый и коричневый тоже ассоциируются с грушей. Уже не говоря о характерной дуге.
Все эти обрывки образа груши вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.
Художник запускает в нашем мозгу цепочку ассоциаций, и вот ОН – полнокровный образ Груши.
2. Сон, 1932.
Пабло Пикассо. Сон. 1932. Частная коллекция. Ru.wikipedia.org.
Во время изматывающего брака с Ольгой Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.
Он, конечно, писал ее. Лицо в стиле кубизма – показано одновременно с двух точек зрения, и в профиль, и анфас. Это прямое указание на двойственную природу этой женщины.
Пикассо показывает нам, что чувственность и мягкость преобладали в этой женщине. Поэтому в целом образ соткан из плавных и округлых линий.
Но при этом в ней была заложена вторая сторона. Физически она была слегка мужеподобна, с узкими бёдрами и широкими плечами. И эту часть художник нам тоже показывает.
Мария-Тереза вся как бы разделена на две части. Одна часть с приоткрытой грудью, другая – как будто плоская. Одна – розового оттенка, другая – холодного бледно-желтого.
Да и фон двоякий. Слева – мужские полоски, справа – женские цветочки.
Вот такой вот Инь и Янь по-пикассовски.
Андрей Аллахвердов. Пабло Пикассо. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Как мне кажется, у Пикассо получилось показать самую большую фигу Ее Величеству Фотографии. Ведь фотография может передать любое изображение. А вот суть вещи – едва ли. Зато это может Живопись и Пикассо.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
«Бескартинный» период жизни художника[править]
После того, как его обманули пацифисты, Малевич окончательно перестал рисовать картины. На тот момент ему уже было 34 года. Казимиру пришлось идти искать работу, и куда бы он не пошёл, он везде видел копии своих картин, которые его очень раздражали. Это привело к тому, что он попал в психиатрическую больницу. Давно пора! Через некоторое время психиатр попросил Малевича поподробнее рассказать о его жизни и творчестве, после чего поставил ему диагноз «Мания величия», так как он не был знаком с творчеством этого великого художника.
В палате психиатрической больницы он познакомился с великим завоевателем Наполеоном Буонапарте, который рассказал ему о своей жизни, в частности о том, что в психушку его упрятал Кутузов, на что Малевич тоже рассказал ему о своей судьбе. С тех пор они стали друзьями.
Через 7 лет Наполеон, будучи в преклонном возрасте, умирает, оставив Малевича с одними психами, которые не отдавали отчёта в своих поступках и действиях. Казимир вскоре не выдержал и покончил самоубийством апстену в возрасте лет.
“Девушка с жемчужной серёжкой”. Ян Вермеер, 1665
Одна из самых знаменитых картин художника. Ею восхищаются миллионы – простая, ничем не примечательная девушка, что очаровывает вот уже 5 веков своей свежестью, невинностью и молодостью. Она – яркий представитель Золотого века голландского искусства.
Некоторые искусствоведы называют её “Нидерландской Моной Лизой” или же “Моной Лизой Севера” и, как и сама Джоконда она скрывает в себе загадки. Из подтверждённого можно лишь сказать, что картина была написана на заказ. Все остальное – догадки. Так, например, доподлинно неизвестно, кто же изображён на этой картине – существуют варианты, что это дочь самого автора Мария, или же дочь его покровителя. Одной из самых “пикантных” версий же является то, что это любовница художника – молодая служанка, в которую был влюблён Вермеер. На эту тему было написано немало книг и статей, снято фильмов и разработано гипотез.
Яркой иллюстрацией последней версии является одноимённый фильм 2003 года режиссёра Питера Веббера. В нем в деталях описывается процесс создания этого полотна и прекрасно показан внутренний мир самого художника.
Малевич. Биография и стиль.
Молодость и обучение
Русский художник Казимир Северинович Малевич родился в Киеве. В 1900-х годах он создавал пейзажи и другие работы под влиянием картин импрессионистов. В 1904 году, после смерти отца, он переехал в Москву, где с 1904 по 1910 год обучался в московском училище живописи, скульптуры и архитектуры, а также в студии Федора Рерберга.
В 1907 Казимир знакомится с Михаилом Ларионовым и в течение следующих нескольких лет оба мастера совершенствуют примитивистский стиль, а также вступают в объединение «Бубновый валет» и более радикальный «Ослиный хвост». Стоит отметить, что картины Малевича являются интенсивнее и ярче по цвету, чем Ларионова, отражающие влияние Матисса.
Точильщик
Первые выставки
В 1911 году работы Малевича появляются на второй выставке Владимира Татлина и группы «Союз молодежи» в Санкт-Петербурге. Год спустя работы Казимира на крестьянскую тематику находились на выставке «Ослиный хвост», в Москве.
Картины Малевича демонстрировали поглощение западных авангардных влияний, и сочетали в себе кубизм и футуризм, притом эти стили не были похожи на классические картины Брака или Пикассо.
Девушки в поле
Алогизм
Антиевропейские взгляды на живопись Ларионова привели художников к разрыву. Малевич вступает в новый интеллектуальный круг современных художников, писателей и композиторов. Группа присоединилась к концепции «алогизма», идеей которой было вырваться из границ и общепринятых правил. Работы мастеров подрывали различные принципы и законы логики.
Супрематизм
Черный квадрат
Кульминацией «алогизма» стало создание в Санкт-Петербурге, в декабре 1913 года, оперы «Победа над солнцем», для которой Малевич конструировал декорации. Занавес с черным квадратом символизировал новые возможности, появившиеся в связи с кончиной старых порядков.
Так началось исследование и совершенствование Малевичем революционной формы искусства, известной как супрематизм. Направление основывалось на утопических идеалах искусства и являлось политически-революционным.
Первая выставка супрематизма («0,10») состоялась в Санкт-Петербурге, в декабре 1915 года, и состояла из тридцати пяти абстрактных произведений Малевича, включивших в себя изображение множества треугольников, прямоугольников и кругов, исполненных в ярких красках. Основным произведением стал знаменитый Черный квадрат на белом фоне, который помог приобрести Малевичу его статус и влияние.
Красный квадрат
После публикации манифеста от кубизма к супрематизму (1915 год), Малевич начинает работать с другими супрематистами, такими как Любовь Попова, Дэвид Бурлюк, Натан Альтман и другими.
Малевич обосновывал свой супрематизм, ссылаясь на желание создавать искусство, независимое от объекта и осуждал классическую живопись, обвиняя ее в краже образов из природы, а старых мастеров в неумении придумать нечто новое. На этапе развития направления, Малевич, создававший первоначально строгие и концептуальные работы, подобные черному квадрату, столкнулся с дилеммой. Развитие абстрактных образов расширяло содержание картин, препятствуя идеям о простоте и аскетизме. Фактически, после долгих поисков и экспериментов с глубиной цвета и содержанием, признание того, что исследования супрематизма зашли в тупик, стала композиция «Белое на белом» (1918, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Белое на белом
Международное признание
В 1927 году работы Малевича выставлялись в Варшаве и Берлине. Эти выставки, наконец, принесли художнику международное призвание. К счастью для истории искусства, Казимир оставил большую часть своих работ не на территории Советского Союза, справедливо пологая, что советская власть со временем будет расправляться с модернистскими движениями.
Художник скончался от рака в мае 1935 года в Ленинграде
В настоящее время Малевич рассматривается многими критиками в качестве важной фигуры абстрактных художественных движений дореволюционной России и одного из самых инновационных художников 20-го века
Знаете ли вы, что…[править]
Купюра номиналом в 118 рублей, нарисованная Малевичем.
Казимир Малевич — первый в мире человек, который нарисовал фальшивые деньги. В тот день, когда он это сделал, ему не хватало на дозу герыча пропитание ровно 117 р. 50 коп. Малевич тогда был уже известным художником, и ему было стыдно занимать у кого-то лаве, поэтому он в связи со своим необычайным художественным талантом решил нарисовать нужную сумму сам. Прекрасно понимая, что банкноты с номиналом 117 р. 50 коп. не может быть в принципе, он нарисовал ставосемнадцатирублёвую купюру, и пошёл с ней в магазин. К сожалению, продавец этого магазина, неотёсанный лавочник, не был знаком с творчеством Малевича. Поэтому, когда художник дал ему свою уникальную купюру авторской работы, продавец выгнал его, а купюру выкинул в мусорное ведро.
Через некоторое время эту купюру нашли бомжи, которые, в отличие от продавца, были образованными людьми, и, зная о творчестве Малевича, найденную купюру сдали в музей Гугенхейма за ящик водки. В 1999 году музей Гугенхейма продал купюру на аукционе Сотби’с неизвестному лицу за 118 миллионов долларов (сделав, таким образом, гешефт в размере 44 328,41 % по тогдашнему курсу ЦБ РФ). Спустя 2 года неизвестное лицо, предъявив Дж. Бушу купюру Малевича, закупило в США партию оружия массового поражения для Ирака, новый эргономичный маховик для Оси зла и несколько комплектов WTC-разрушающей взрывчатки для «Боингов», но Казимир Малевич к этому не имел уже никакого отношения.
В книге «Приключения Незнайки и его друзей» главный персонаж Незнайка в той главе, где он рисовал портреты других коротышек, судя по его таланту и используемому им художественному стилю, олицетворял образ Малевича.
Казимир Малевич нарисовал в своей жизни так много картин, что он был не в состоянии определить их количество, так как не умел считать до такого большого числа.
- В честь художника названы:
- мера длины 1 км (Казимир Малевич);
- огнестрельное оружие АКМ (автомат Казимира Малевича);
- окружная дорога МКАД (Малевиче-Казимировская автомобильная дорога);
- автозавод КамАЗ (Казимировский ака Малевичевский автомобильный завод).
“Ночной дозор”. Рембрандт, 1642
Ещё одна исторически правдивая картина. Оригинальное, полное название этой картины – “Выступление стрелковой роты капитана Франца Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга “.
Написана она была на заказ Стрелецкого общества (гражданского ополчения в Нидерландах) и стоила всего 1600 флоринов (с учётом того, что сейчас картина бесценна).
Она должна была украшать одну из стен – статичное представление главных действующих лиц и подчёркнутая доблесть и смелость военных. Однако, Рембрандт написал её в более “живом ключе” – в тот самый момент, когда капитан отдаёт приказ о наступлении.
Существует также, несколько загадок в этой картине. Самая распространённая – это “девушка в золотом платье”. Кто она? Что она делает на картине?
У этой картины тяжёлая история – она трижды подвергалась порче, её обрезали (размеры превышали 363х437), чтобы она помещалась в других залах, и из-за этого были утрачены некоторые части этого полотна.
Однако, сейчас, её можно лицезреть в государственном музее Амстердама.
Белорусский акцент
Вот с жизнью самого маэстро дело обстояло куда сложнее — он, как никто иной, умел запутать следы и напустить туману в своей биографии, чтобы придать себе ореол таинственности и загадочности. Начать хотя бы с даты рождения — до сих пор толком не ясно, когда же будущий супрематист появился на свет: то ли в 1878, то ли в 1879 году. Да и с происхождением та еще путаница: всю жизнь Малевича записывали в поляки, сам он называл себя украинцем, притом что фамилию носил вполне белорусскую. Действительно, некоторые исследователи полагают, что его родителям принадлежала усадьба в деревеньке Малево под Несвижем, а художница Надежда Ходасевич-Леже отмечала в речи Казимира Севериновича сильный белорусский акцент.
В пятнадцать лет Малевич написал свою первую картину под названием «Лунная ночь», которая, впрочем, не сохранилась: приятель без спросу отнес ее в лавку и выручил целых пять рублей. Правда, до гордого звания настоящего художника было еще далеко — чтобы добывать хлеб насущный, Казимиру пришлось поступить на скучнейшую работу чертежником в Курское управление железной дороги. Мечты о рисовании он не оставил — собрал кружок единомышленников, вместе с которыми копировал полотна Шишкина и Репина. И неизвестно, куда бы завели Казимира творческие искания той поры, если бы в его жизни не случилась первая любовь.
Тайна в квадрате. Малевич не написал картину — он создал новый символ
Подробнее
Звали ее… тоже Казимира. На ней, 16-летней дочери местного врача, художник и женился. Вскоре после свадьбы у супругов родился сын Толя — и почти сразу же от инфаркта скончался отец Малевича. Однако перенимать звание главы семейства молодому человеку не хотелось, как и тянуть дальше чиновничью лямку, — и он отправился в Москву постигать искусство живописи, оставив в Курске жену с ребенком на руках.
Факты о Малевиче и его картине «Чёрный квадрат»[править]
- И сказал Бог: да будет свет. И сказал Малевич: да будет тьма внутри света. Так появился «Чёрный квадрат».
- Сразу после того, как художник нарисовал «Чёрный квадрат», появилась поговорка «Всё гениальное — просто».
- Казимир Малевич — художник-спринтер. Не потому, что он быстро рисует, а потому что он распечатывает свои картины с помощью принтера.
- Первая фраза, произнесённая художником в раннем детстве — это «чёлный квадлат».
- В детстве Малевич игрался не кубиками, как все дети, а квадратиками.
- Любимая игра Малевича — шашки. Что ни поле, то чёрный квадрат.
- По той же причине любимая шахматная фигура художника — чернопольный слон.
Кроссворд, разгаданный К. Малевичем.
- При разгадывании кроссвордов художник всегда вписывает буквы в чёрные разделительные клетки.
- Казимир Малевич предпочитает смотреть выключенный телевизор с форматом экрана 1:1.
- Вначале Малевич нарисовал «Чёрный круг», а затем сделал из него «Чёрный квадрат», разрешив так давно волнующую всех математиков проблему квадратуры круга.
- Квадрат гипотенузы впервые нарисовал именно Малевич, впрочем, как и квадраты катетов.
- Число «квадриллион» придумал Казимир Малевич для обозначения количества его картин.
- Когда художнику предложили придумать рифму к слову «звезда», он сказал «квадрат». Так появились белые стихи.
- Тихо помешанные на «Чёрном квадрате» получили название квадроты.
- Чека — это не деталь гранаты. Чека (ЧК) — это «Чёрный квадрат». А чекисты — это его поклонники.
- Некоторые чекисты сошли с ума от этой картины и специально создали сайт для умалишённых поклонников «Чёрного квадрата» (сокр. УПЧК, или упячка).
- Но самыми большими обожателями «Чёрного квадрата» являются готы.
- Нарушение психики под воздействием «Чёрного квадрата» получило название ЧёКнутость.
- Злоупотребление алкоголем приводит к белой горячке, а злоупотребление «Чёрным квадратом» приводит к чёрной квадрачке.
- Картина «Чёрный квадрат» признана лучшим маскировочным фоном для чёрной кошки в тёмной комнате.
- Пазл «Чёрный квадрат», состоящий из 10000 элементов, признан самым труднособираемым пазлом в мире.
- Многие люди не видели «Чёрный квадрат» вживую. Это не удивительно, так как эта картина редко подаёт признаки жизни.
- Негры с плохим зрением часто путают «Чёрный квадрат» с зеркалом.
- Площадь любого государства измеряется в квадратах Казимира Малевича (сокр. кв. км).
- Мало кто знает, но «Чёрный квадрат» способен к регенерации. Если разрезать его на 4, 9, 16 или даже 25 равных чёрненьких квадратиков, то каждый из них восстановится до отдельной картины.
- Если кто-нибудь посмеет спалить «Чёрный квадрат», то душа картины вселится в него и очернит всю его оставшуюся жизнь.
- «Чёрная смерть» — это последствия массового сожжения «Чёрных квадратов».
- О «Чёрном квадрате» обычно не шутят, поскольку все шутки о нём плоские и угловатые, а весь юмор — чёрный.
- За свою жизнь Казимир Малевич нарисовал 7 версий «Чёрного квадрата». Таким образом, общая площадь закрашенной поверхности составила 4 424 175 пикселей.
Скачет красная конница
Точное время написания картины неизвестно, но предположительно она появилась между 1928 и 1932 годом.
Долгое время это была единственная абстрактная работа, которая признавалась деятелями советского искусства. И все потому, что на ней были изображены события Октябрьской революции, о чем свидетельствует и ее название «Скачет красная конница».
Между небом и землей, на просторах страны, охваченной революционными волнениями, несется красная конница. Кажется, что вся страна движется к своему коммунистическому будущему.
Но сам Малевич писал, что у людей было множество вождей, часть из которых обещали материальные блага, другие духовные дары. Те, кто им поверил, сначала шли, потом бежали, в надежде достигнуть всех этих благ, а их все нет и нет.
Такое движение в надежде напоминает желание безумных людей, которые бегут к горизонту, надеясь добраться до края Земли.
Неужели до него никто не догадался сделать что-то подобное?
Формально ― были похожие произведения. Например, в 1883 году ― за тридцать лет до «Чёрного квадрата» журналист и писатель Альфонс Алле представил свою картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». Это был просто чёрный прямоугольник. Вот он:
Альфонс Алле. «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1883 годИзображение: Wikimedia Commons
Внешне ― мы видим очень большое сходство. Но это два принципиально разных произведения. Картина Алле входила в серию из семи листов, один из которых был чёрным, другой ― зелёным («Сутенёры в самом соку, валяющиеся на траве и пьющие абсент»), третий ― жёлтый («Возня с охрой желтушных рогоносцев»).
Несмотря на то что на этих картинах не изображено ничего, кроме цветного прямоугольника, они имеют вполне конкретный сюжет. Играя со зрителем, Алле предлагает найти, например, на красной картине красных кардиналов на фоне Красного моря. Он намекает, что всё это там есть, просто слилось в единую красную плоскость.
В отличие от шутника-Алле, Малевич предельно серьёзен. Он не пытается спрятать в своём «Квадрате» тёмных персонажей и окружить их чёрными декорациями. Он заявляет прямо ― персонажей здесь нет. И нет ничего привычного, на что мы могли бы опереться как зрители. Есть только форма ― квадрат и цвет ― чёрный.
“Боярыня Морозова”. В.Суриков, 1884-1887
Если предыдущие картины были по большей мере портретами, пейзажами, абстракцией или же экспрессионизмом, то сейчас перед нами картина отображающие реальные исторические события.
Феодосия Морозова – боярыня и деятель русского старообрядчества и главная героиня данного, надо отметить огромного (размер 304х587,5см) полотна.
По сути эта картина отображает церковный раскол в ХVII веке (когда исповедовать старые обряды стало “не правильно”).
Центральная часть картины – яркая иллюстрация фанатичной преданности вере в лице Морозовой. Вокруг нее огромное количество лиц и деталей, мастерски прописанных автором.
Забавно, но прототипом главной героини этой картины является тётка самого художника – Авдотья Торгошина (интереснейшая личность надо полагать), прототипом смеющегося купца – бывший дьяк, а странника с посохом Суриков и вовсе списал со встреченного по дороге переселенца.
Самые дорогие картины Малевича
Картины Казимира Малевича появляются на торгах крайне редко, так как в основном они находятся в музеях. На аукционы они попадают в тех случаях, если наследникам удается отсудить их у музеев или музеи вынуждены пойти на продажу части работ из-за бедственного положения. За период с 2000 по 2020 годы было продано на торгах всего 74 произведения художника. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.
Рекорд в продажах картин Малевича связан с работой «Супрематическая композиция». Художник написал ее в 1916 году, но вынужден был расстаться со своим детищем вот по какой причине. В 1927 году он показал картину на выставке в Берлине, однако там же ее и пришлось оставить, так как советские власти отказались продлять ему визу. Поскольку выставка продолжалась еще несколько месяцев, Малевич был вынужден оставить семь десятков картин на попечение Хуго Херинга. Забрать их художнику так и не удалось, так как из-за подозрений в шпионаже его больше не выпускали из СССР, а в 1935 году мастер скончался. В Германии картины едва не уничтожили как дегенеративное искусство, но Херинг успел продать их музею Амстердама, а позже пять из них отсудили наследники Малевича.
К. Малевич. «Супрематическая композиция (Синий прямоугольник поверх красного луча)». 1916 г.
В 2008 году наследники выставили «Супрематическую композицию» на аукционе Sotheby’s и продали за 60 млн долларов. Однако в 2018 году она снова появилась на торгах, на этот раз в аукционном доме Christie’s. Здесь работа была продана за 85,8 млн долларов, став самой дорогой картиной Малевича, когда-либо уходившей с торгов.
Следующие два крупных ухода также связаны с пятью картинами, отсуженными наследниками у музея. Первая из них — это ««Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале)». При взгляде на нее многие начинали искать религиозную подоплеку. Однако, как пояснял сам художник, его крест с религией не связан и является производной от базового элемента, то есть от черного квадрата. Если двигать квадрат в разных плоскостях, как раз и получится крест. Квадрат, крест и круг образуют, согласно супрематической теории художника, черный триптих. Последний и посвящен основным формам творения.
К. Малевич. «Мистический супрематизм». 1920–1922 гг.
В 2015 году картина появилась на аукционе Sotheby’s, но не сумела приблизиться к рекорду «Супрематической композиции». При заявленной начальной стоимости в 35-45 млн долларов картина ушла с молотка за 37,7 млн долларов. Тем не менее, эта сумма внушительная и превосходит совокупные продажи картин многих других известных художников.
Вторая картина называется «Супрематизм. 18-я конструкция». Работа была выполнена в 1915 году — в тот самый год, когда Малевич основал супрематизм. И является она одним из ярких символов этого художественного направления. По мнению художника, искусство представляет собой умение создавать конструкции на основании веса, скорости и направления движения. Если мы вернемся к фотографии выставки «0,10», то увидим там ряд картин с аналогичным сюжетом. Это полотно также появилось на торгах Sotheby’s в 2015 году и было заявлено в границах 31,6-47,3 млн долларов. Окончательная цена продажи в итоге составила 33,8 млн долларов.
К. Малевич. «Супрематизм. 18-я конструкция». 1915 г.
Отметим, что за последние 20 лет с аукциона ушло 74 работы Малевича, за которые новые владельцы суммарно заплатили 279,3 млн долларов.
Мы рассмотрели лишь наиболее показательные и дорогие картины художника, что не позволяет составить полное представление о его творчестве. Не удивляйтесь, если увидите подпись Малевича под реалистичным пейзажем, кубофутуристической композицией или работой в стиле импрессионизма. Он был разноплановым художником и пробовал себя в разных направлениях. И супрематизм — лишь наиболее яркое из них.
Супрематическая композиция
«Супрематическая композиция» является одним из самых высокооплачиваемых произведений русского искусства. Была создана в 1916 году.
На ней нарисован синий прямоугольник, он находится на красном луче. Это некий протест художника против натурализма. Каждая из фигур имеет свой смысл.
Картина была вывезена в Берлин на выставку в 1927 году, но из-за поспешного выезда художника обратно в СССР, он передал ее Гуго Герингу. Нацисты пытались уничтожить его произведения, но Геринг их спас.
После него она сменила несколько владельцев, пока в 2018 году ни была продана анонимному покупателю за 85.812.500 долларов.