В чём суть[править]
Футуризм являлся частью глобального художественного явления — модернизма (не путать с куда более узким понятием стиля модерн), стремящегося преодолеть реализм и изобрести новые художественные формы. В отличие от своих более умеренных предшественников (например, символистов, в побеге от реальности обращавшихся к мистике, религии и философическому угару), футуристы радикально порывали со всем предшествовавшим искусством, а в качестве источника вдохновения и предмета изображения видели современный город. Соратники Маринетти утверждали, что наиболее адекватен современному миру, преображённому урбанизацией, «телеграфный стиль» в литературе и пёстрый, контрастный, геометрический стиль в живописи (уже вошедший в художественный мэйнстрим благодаря кубистам). Прославление урбанизма сочеталось у итальянских футуристов с агрессивной эпатажной риторикой (например, призывами взорвать музеи) и специфической провокативной моралью, прославлявшей войну и насилие.
В Российской империи футуризм прижился едва ли не лучше, чем в Италии, хотя и был слегка переинтерпретирован — воспевание городских пейзажей и технического прогресса отошло на второй план, несмотря на старания отдельных авторов вроде Ильи Зданевича или Вадима Шершеневича, пытавшихся вернуть футуризм к истокам, а на первый вышло именно художественное новаторство и скандальные выпады. В отличие от итальянского, активно работавшего со всеми формами искусства, русский футуризм был преимущественно литературным течением.
Наиболее известна среди русских футуристов группа «Гилея», представлявшая из себя эдакую чрезвычайно эклектичную банду маргиналов от литературы: экспрессивный и провокационный Владимир Маяковский с фирменной манерой записи текста «столбиком» по несколько слов в строке (знаменитую «лесенку» он изобретёт уже в советские годы), антиэстетичный и нарочито примитивный Давид Бурлюк, основоположник и пропагандист зауми Алексей Кручёных, прославившийся стихотворениями, составленными из бессмысленных звукосочетаний, король авторских неологизмов и поклонник архаики Велимир Хлебников, дошедший до крайности в туманной метафорике поклонник французского символизма Бенедикт Лившиц…
Объединяло этих людей преимущественно одно: неприятие существовавшей до них литературы. В качестве теоретической концепции, позволившей бы примирить столь разные подходы к искусству, «гилейцы» выдумали концепцию «слова как такового», предлагавшую в качестве главного критерия ценности литературы считать фонетическую выразительность и формальную инновативность. Существовали, однако, и другие группы — например, пережившие с 1911 по 1914 г. несколько инкарнаций «эгофутуристы»: эти позаимствовали у символистов высокопарный эзотерический оккультрёп в манифестах («Жизнь — дробь вне Вечности», «Призма стиля — реставрация спектра мысли» и т. п.), а в поэзии сочетавшие высокий штиль с экзотическим лексиконом. Наиболее известным и выдающимся представителем эгофутуриза по праву считается Игорь Северянин, который, впрочем, кинул своих товарищей по направлению ещё в 1912 г., уйдя на вольные хлеба и сотрудничая то с почтенными символистскими мэтрами, то со скандальной «Гилеей».
Манифест русского футуризма
Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.
Русский футуризм
Русский футуризм в изобразительном искусстве
А. Нюренберг «В.Маяковский за работой в окнах РОСТА». Государственный литературный музейВ России футуризм сначала заявил о себе в живописи, а уже затем – в поэзии. Как направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов.
Д. Бурлюк «Футуристическая женщина»Наиболее известные русские художники-футуристы: Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер и другие. Как уже было сказано, художники-футуристы многое заимствовали у кубистов. Мы видим элементы кубизма, широко распространенные в изобразительном искусстве 1910-х годов, в «Уборке ржи» К. Малевича, где фигуры и пейзаж, толпа и снопы, живые и неживые тела трактуются одинаково.
К. Малевич «Уборка ржи»В. Маяковский был создателем нового искусства – революционного плаката.
Плакат В. МаяковскогоОдно из самых известных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича «Авиатор».
К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Пространство картины обычно лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов.Поэт-футурист Бенедикт Лифшиц, описывая работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка, невольно даёт характеристику художественному методу футуристов: «Владимир пишет мой поясной портрет… Меня сейчас разложат на основные плоскости, искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица».
Русский футуризм в литературе
Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. Представители же русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Другие отрицали революционные потрясения.Основными чертами русского футуризма были• бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы;• отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;• бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;• поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Поэтика русского футуризма
Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.
История
Развитие движения
Самые ранние проявления кубофутуристического стиля искусства можно найти в произведениях Наталья Гончарова, которая еще в 1909 году применила в своих картинах средства выражения кубизма и футуризма.
Благодаря современным технологиям (например, транспорту и телеграфии) и опыту художников из других стран, русские творцы знали многое об авангардных событиях в Европе. Кубофутуризм как художественный стиль начал принимать свою полную форму в период с 1912 по 1913 год. хотя стиль поэзии закончился, когда Русский футуризм сам тоже поблек.
Наталья Гончарова официально вышла на футуристическую сцену примерно с 1912 по 1913 год; Вскоре в ее творчестве проявилось влияние кубофутуризма. Для нее это не было резким изменением ее прежнего стиля живописи. В 1913 году в галерее русского искусства прошла выставка ее последних работ, получившая самые разные отклики. Михаил Ларионов последовал их примеру в последнем авангардном направлении, опубликовав два манифеста о новом художественном движении его и Гончаровой, Лучизм, вдохновленный кубофутуризмом.
Появились другие художники-кубофутуристы, например Александра Экстер, занимавшийся сценографией русского футуриста, и Любовь Попова, которая узнала о кубизме во время своего пребывания в Париже в 1912 году и писала в стиле кубофутуризма в 1913-1914 годах. Движение в России отличалось большим процентом женщин-художников, в отличие от движения в Италии.
В 1913 году опера Победа над солнцем — пролог Хлебникова, либретти Крученых, музыка Михаил Матюшин — было выполнено. Художником по костюмам и декорациям был Малевич; С тех пор опера стала известна тем, что в ней впервые появилась его знаменитая картина. Черный квадрат, как часть дизайна сценического занавеса. В следующем году вышла книга русского футуриста: Танго с коровами, написанная летчиком-поэтом Василий Каменский и проиллюстрировано братьями Бурлюками.
К 1914 году у русских футуристов (многие из них кубофутуристы) возникла неприязнь к итальянцам. Когда Маринетти в том году отправился в турне по России с лекциями, он был встречен общей недружелюбностью, в отличие от положительного приема, который он получил во время предыдущего турне 1910 года: например, у Ларионова был серьезный спор с деятелем культуры, поддерживающим Маринетти. , первый желая встретить его тухлыми яйцами, а второй — цветами, в то время как женщины-художницы-кубофутуристы, возможно, были отпугнуты женоненавистничеством Маринетти. Отношения ухудшились до такой степени, что Хилея начала фальсифицировать даты публикации их книг, как бы заявляя, что они были раньше и более футуристами, чем их коллеги в Италии.
Русским футуристам тоже было противно Эго-футуристы, конкурирующее русское литературное объединение, созданное в 1911 году поэтом Игорь Северянин. На этот раз негативные чувства пошли в обе стороны: Северянин не одобрял позицию кубофутуристов, в то время как они отвергали эго-футуристов как незрелых, безвкусных самозванцев.
Конец кубофутуризма
Можно сказать, что кубофутуризм закончился 0,10 Выставка 1915-1916 гг., также организованная Пуни и подпитываемая соперничеством между Малевичем и Татлиным; впоследствии большинство участников кубофутуризма начали направлять свою энергию на другие стили письма или живописи, например, новое направление искусства Малевича. Супрематизм, которая официально началась на выставке 0,10, или с Конструктивизм.
По словам итальянского художника-футуриста Джино Северини, который познакомился и услышал из первых рук рассказы русских художников-футуристов Ларионова, Пуни и Ксения Богуславская, механизм закончен в 1916 году, хотя, согласно Британская энциклопедия, стиль продолжал использоваться примерно до 1919 года.
Художник лирического кубизма Р. Фальк и его картины
Художник Роберт Рафаилович Фальк, как и Аристарх Лентулов отказался от монохромности французских кубистов и делал свои картины в стиле кубизма яркими и в то же время мягкими. Фальк был от природы очень чувствителен к цветам и воспринимал их малейшие оттенки. В то же время он проявлял большой интерес к психологизму в живописи, что нашло свое отражение в том числе и в его работах в стиле кубизма.
Р. Фальк (1886–1958).
Лиричность проявлялась где-то в смягчении форм, где-то в мягких цветовых переходах или акценте на психологическую составляющую героев. Например, интересна картина «Мулатка Амра». Когда смуглая стройная девушка Амра позировала художнику, он никак не мог придумать, как на бумаге передать ее удивительную пластику. На помощь ему пришел лирический кубизм, в котором ему удалось передать одновременно грациозность, сильный дух и пластичность девушки.
Р. Фальк. «Мулатка Амра». 1913 г.
Смягчение форм и тонов сделало многие его кубистические полотна более гармоничными, лиричными. Например, в картине «Сиена» привычное для кубистов нагромождение домов принимает более плавные очертания, а тона плавно перетекают один в другой. Картина «Солнце. Крым. Козы», напротив содержит контрастные оттенки, но очертания сохраняют мягкость, а в паре с необычным колоритом солнца холст может вызывать у зрителя чувство радости, пробуждения, любви.
Р. Фальк. «Солнце. Крым. Козы». 1916 г.
Также в этом стиле написаны некоторые его автопортреты и натюрморты, «Турецкие бани», «Дама в красном», «Красная мебель» и другие произведения. Так как Фальк пробовал себя в разных стилях, во многих картинах кубизм использовался лишь как один из них для достижения поставленных автором художественных задач.
Р. Фальк. «Дама в красном». 1918 г.
Изобразительное искусство
Казимир Малевич, Точильщик ножей (Принцип сияния) (1912-13), холст, масло, 79,534 см × 79,534 см, Художественная галерея Йельского университета
Для художников-кубофутуристов это движение означало сдвиг в стилистических ценностях от восприятия живописи как отражения их текущей реальности к изображению идеализма через изображения идеального будущего, определяемого равенством и организованным коллективным сознанием.
Художники-кубофутуристы уникальны своей независимостью и автономией от других членов группы. Художники без репрезентации, экспериментирующие с кубофутуризмом, такие как Кандинский, Ларионов, Малевич, и Татлин — приняли отличительные идеалы и теоретические основы движения, но пошли своим собственным эстетическим путем, таким образом изображая свободу, которую эти художники получили для выражения своего собственного восприятия модернизированного мира.
Скульптура
Скульптура была меньшей частью кубофутуристического движения. Создан под влиянием творчества итальянского скульптора и художника-футуриста. Умберто Боччони, и Пабло ПикассоВ кубистических скульптурах русские художники начали экспериментировать с сочетанием двух стилей. Художники, которые экспериментировали с кубизмом и футуризмом (или их комбинацией) в своих скульптурах, все выражали неприязнь к традиционным, классическим художественным традициям, тем самым подчеркивая характерный кубофутуристический интерес к трансформации, инновациям и омоложению.
Скульпторы-кубофутуристы включены Иосиф Чайков, Борис Королев и Вера Мухина, все они преподавали в Советской государственной художественной школе в Москве, Вхутемас.
-
Осакская декларация по туризму кратко
-
Опыт бесед с молодыми людьми герцен кратко
-
Александр борисович павлов биография кратко
-
Смерть степана разина очень кратко
- Нормы и ценности научного сообщества кратко
Художники нового стиля
У Казимира Малевича было немало последователей, но большинство художников супрематизма не так сильно захватила эта идея. Их только объединяло характерное сходство в форме.
Лазарь Лисицкий
После Великой Октябрьской революции художник был одним из ведущих мастеров, которые старались создать новое еврейское национальное искусство. С 1919 года он преподавал в Витебском художественном училище по приглашению М. Шагала.
В этот период художник больше занимался авангардным стилем в книжной иллюстрации, поэтому в 1920 году под влиянием Малевича увлекся супрематизмом. Именно в этот период он стал оформлять книжные издания, используя новый стиль. С 1920 года художник стал выступать под новым артистическим именем — Эль.
Каролингское возрождение – причины проявления, деятели и значение
В этот период он становится активным членом партии Малевича «Утвердители нового искусства», кратко — УНОВИС. Здесь Эль Лисицкий изобрел ПРОУНы (проекты утверждения нового), где по особому были решены проблемы взаимодействия различных объектов с пространством. Кроме того, мастер преподавал в нескольких московских художественных институтах.
В 1921 году Лисицкий уехал в Европу, работал в Германии, Швейцарии и стал членом организации «Стиль» в Голландии. В Германии он продолжал оформлять книжные издания, но после возвращения в Советский Союз полностью отошел от этих дел. Художник стал одним из первых, кто внес супрематизм в архитектуру. Его работа в основном заключалась в решении задач выполнения городских застроек в вертикальном измерении.
Ольга Розанова
Хотя О. Розанова прожила недолгую жизнь, но стала одной из самых самобытных художниц авангарда в России. Она практически всегда находилась в первых рядах обновления искусства. Передовые поэты тех времен, в том числе и В. Маяковский, посвящали ей свои стихи, стараясь подчеркнуть роль мастера в становлении супрематической живописи.
Она очень хорошо разбиралась в сочетании различных тонов, поэтому и в супрематизме ставку делала на цветовые формы. В тот период она написала ряд картин, которых можно было отнести к постмодернизму, а именно:
- Синий веер.
- Пивная.
- Разделение форм.
В 1910 году она уехала в Петербург, там познакомилась с молодыми русскими поэтами и художниками. При ее активном участии была создана организация «Союз молодежи», где она продолжала рисовать в стиле, близком к супрематизму.
В 1916 году она возвращается в Москву, вступает в организацию Казимира Севериновича и начинает развивать собственный вариант нового стиля. На следующий год О. Розанова создала один из шедевров XX века — картину «Зеленая полоса».
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Сильный человек (9 класс) У каждого человека свое понимание сильный, у кого-то сразу в голове вырисовывается силуэт накаченного силача, а у кого-то это слово ассоциируется с другим смыслом, с духовным. Так какой же он все-таки, сильный человек?
- Бунин Темные аллеи анализ рассказа 9 класс Отношение Бунина к теме любви было несколько своеобразным, если в начале произведения мы видим влюбленную пару, то в конце они неизменно расстаются или же один из них трагически умирает.
- Сочинение Хлестаков в комедии Ревизор (образ и характеристика 8 класс по Гоголю) В комедии «Ревизор», показывающей чиновничий беспредел того времени в России, проявился весь литературный талант Н.В.Гоголя. Уникальный стиль, тонкая ирония помогли автору изобразить героев, узнаваемых во все времена.
Термин «футуризм» произошел от латинского слова “будущее”, зародилось направление в начале 20 века в Италии, в России наибольшее распространение получил в 1920-х годах, наиболее известными его представителями были В.В. Каменский, А.Е. Крученых и В.В. Маяковский.
Русский футуризм
Стиль развивался в первой четверти XX века преимущественно в Италии и России. Некоторые иронично называют его кубизмом со скандальным привкусом. Отцы-основатели призывали перестать преклоняться перед искусством прошлого, а возвеличивать промышленный дух будущего: рисовать самолеты, автомобили, металлические мосты, пароходы и другие достижения прогресса.
Ленивой лани ласки лепестковЛюбви лучей лукаЛисток летит лиловый лягуновЛазурь легкаЛомаются летуньи листокрылыЛепечут ЛОПАРИ ЛАЗОРЕВЫЕ ЛУНЛилейные лукавствуют леилыЛепотствует ленивый лгунЛиван лысейший летний ларь ломаяЛитавры лозами лить лапы левизнуЛог лексикон лак люди лаяЛюбовь лавины = латы льну.1911
Ольга Розанова. «Испания»
Вульгарк ах бульваровВарвары гусарыВулье ара-битА рабы бар арапыТарк губят тара Алжир сугубят Ан и енно Гиенно Гитана.Жиг и гит телаВисжит тарантеллаВира жирн рантье Антиквар Штара Квартомас ФантомИлька негра метрессаГримасыГремитГимнСмерти
Крученых при участии Розановой. «Битва будетлянина с Океаном». 1916Лист №1 из альбома «Вселенская война. Цветная клей». Пг, 1916
Крученых при участии Розановой. «Битва Марса со Скорпионом». 1916Лист №2 из альбома «Вселенская война. Ъ. Цветная Клей», Пг, 1916
Крученых при участии Розановой. «Взрыв сундука». 1916Лист №3 из книги «Вселенская война. Ъ. Цветная клей». Пг., 1916
Крученых при участии Розановой. «Германия во прахе». 1916Лист №9 из книги «Вселенская война. Ъ. Цветная клей». Пг., 1916
В предисловии к книге Крученых пишет: «Эти наклейки рождены тем же , что и заумный язык — освобождением твори от ненужных удобств ( ярая беспредметность). Заумная живопись становится преобладающей. Раньше О. Розанова дала образцы ее , теперь разрабатывают еще несколько художников , в том числе К. Малевич , Пуни и др., дав мало говорящее название: супрематизма.
Отвергая прошлое , русские художники-футуристы черпали вдоховение не только в техническом прогрессе. Одним из источников их идей стало традиционное русское наследие , народные промыслы и религиозные взгляды. Русский примитивизм — лубок
Истоки этого жанра — восточные контурные гравюры. Лубок появился в Европе в XV веке, а в России — в XVII веке и завоевал большую популярность у крестьян и горожан, а его авторы в полной мере владели не только острым словцом, но и проявляли навыки мастерства иллюстрации и карикатуры. Яркие картинки с незамысловатыми фигурками и простыми, часто юмористическими, подписями – образец таланта русских народных художников, доставлявший немало радости неискушенным покупателям. Лубочные картинки выполнялись с использованием резных деревянных клише, с помощью которых делали оттиски на листах недорогой бумаги. Со временем контурные рисунки этих гравюр стали частично раскрашивать яркими красками, что делало их более выразительными и привлекательными. Читать дальше
и народный костюм , древние языческие скульптуры , иконопись — все это на картинах футуристов приобретало абстрактные формы и чистые цвета. Еще одна отличительная черта футуристов — представительная женская составляющая движения. Наталья Гончарова , Любовь Попова, Ольга Розанова занимали выдающееся место в художественном движении. Многие из этих женщин путешествовали или жили за пределами России , где новые идеи о равенстве процветали в космополитичных городах.
Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать – стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так, что мы воспринимаем не сами предметы, а отраженные ими лучи, то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга, благодаря чему мы можем любоваться яркими, сияющими, во всех смыслах энергетическими картинами лучистов. Читать дальше
кубистической версией импрессионизма. Пространственная структура этих картин базировалась на цветовых комбинациях , насыщенности , сочных цветах и энергетических векторах.
Для Казимира Малевича кубофутуризм стал промежуточным состоянием между статическим кубизмом и проявлениями движения и динамизма. Сочетания узнаваемых форм реалистических объектов и геометрических беспредметных плоскостей , объединенные в своеобразные ребусы-загадки , характерны для многих работ художника , написанных в промежутке с 1912 по 1914 годы.
Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (таких, как Брак).
Малевич и Клюн
В школе Рерберга Малевич встретился с Иваном Васильевичем Клюнковым (1873- 1943) , известным в истории русского искусства под псевдонимом Клюн. В первые московские годы именно он был ключевой фигурой для будущего авангардиста. Знакомство вскоре перешло в тесное общение, настолько тесное, что Малевич, перевезя семью в Москву, обосновался в доме Клюна. Что касается работ Малевича и Клюна во второй половине 1900-х годов, то нельзя не увидеть их общности и нельзя не признать ведущую роль Клюна в первые годы дружбы. Особенно полно выразились они в цикле, получившем название Эскизы фресковой живописи (1907, ГРМ). Символистские картины Павла Кузнецова, Петра Уткина, братьев Милиоти по своему характеру приближались к живописному панно, стенной росписи, гобелену, то есть стремились к монументально-декоративному воплощению. Эскизы фресковой живописи всецело вписывались в эту тенденцию. В них впечатляет общее золотистое сияние колорита, умело достигнутое с помощью «иконной» техники, темперной живописи; однако в стилистическом строе — симметрии, аппликативности, ритмичности, декоративности — несколько назойливо дает себя знать линейно-орнаментальная вычурность, свойственная модерну. К религиозным сюжетам примыкает гуашь Малевича «Плащаница» (1908, ГТГ) — эффектная узорчатость роднит ее с работами народных мастеров. Вместе с напыщенно-претенциозными Эскизами фресковой живописи в творчестве Малевича 1907-1908 годов присутствовал другой жанр противоположный по смысловому звучанию, но сходный по стилистическим приемам. Та же орнаментальность, симметрия, узорчатость, ритмичность, плоскостность определяли формальный строй таких работ, как «Древо жизни» (русалки), «Свадьба», «Отдых», «Общество в цилиндрах», «Порнографическое общество в цилиндрах», «Эротический мотив». Уже по названиям можно ощутить заряженность этих работ несколько иными эмоциями и настроениями, нежели благостность райской жизнью засушенных святых. И «Эскизы фресковой живописи», и «Порнографическое общество в цилиндрах» отличаются смертельной серьезностью и настоящим пафосом, в одном случае благолепным, в другом зло издевательским, неприемлемым для игровой стилистики примитивизма. В 1909 году Малевич вступил во второй брак, его избранницей стала детская писательница Софья Михайловна Рафалович (ум. 1925). Дачный поселок Немчиновка, где у тестя-врача был дом, превратился для художника в самое дорогое место на земле — с конца 1900-х годов и до конца жизни все свободное время он старался провести в Немчиновке и ее окрестностях.