Рассказывание по картине «таня не боится мороза»

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

В ДЕНЬ ПОБЕДЫ | Историк

Художник Пётр Кривоногов прошёл всю войну — от Москвы до Берлина. Награждён орденом Красной Звезды. Многие зарисовки делал прямо на передовой, в том числе в столице Рейха.

Именно там, в майском Берлине, он дал себе слово, что напишет картину о Победе, о поверженном Рейхстаге… Картину, в которой ощущался бы восторг тех дней. Сказано — сделано. И в 1948-м полотно было готово. Выставка, заслуженное признание, Сталинская премия… «Победа» принесла ему всесоюзную известность.

Но главное — картина по праву стала хрестоматийной. Такая картина должна была появиться, в этом есть острая необходимость. Кому-то следовало остановить это мгновение, переселить его на холст, расцветить и оживить красками… Чтобы не забылась радость бойцов в поверженном Берлине… Это сделал фронтовик, настоящий солдат и настоящий художник. Был он, как и многие в том поколении, человеком трудной судьбы. Отец погиб в Гражданскую. Пётр беспризорничал, потом воспитывался в детском доме в Кинешме. Увлёкся живописью. После семилетки его приняли на рабфак искусств при Академии художеств в Ленинграде, там он стал учеником Исаака Бродского. Искал свою тему, полюбил батальную живопись… А настоящим мастером его сделал фронт. И в самой знаменитой своей картине Кривоногов выразил себя сполна.

Есть немало картин о трудных буднях войны, картин трагических и величественных, душевных и ярких. Однако Победа — это счастье, которое опьянило, объединило в Берлине израненных, всё повидавших людей. Несколько дней безграничной радости — один миг по сравнению с боевыми тяготами. Хотя он возник, этот миг счастья, окрылившего всех. Безучастных не было. Во всех городах Советского Союза, во всех городах Европы, в которых находились части Красной армии, весть о Победе всколыхнула людей. Их тянуло на площади, чтобы вместе с товарищами разделить большую радость окончания войны. И не простого — победного. Всё это есть в картине Кривоногова. Искры той радости, искры 45-го года сверкают и в наше время.

С Днём Победы!

ВХУТЕМАС – точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью – научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСКУССТВЕ

Великому Дню Победы посвящается

А.А. Дейнека «Окраина Москвы». Ноябрь 1941 г.

А. Лысенко. 1941 г.

А. Лысенко «Москву отстояли» 1965 г.

А. Пластов «Фашист пролетел» 1942 г.

Б. Дрыжак «Война. Немцы пришли»

В. Богаткин «На подступах к Москве»

В. Гаврилов «За родную землю» 1959 г.

В. Памфилов «Подвиг Гвардейцев Панфиловцев»

В. Чекалов «Оккупанты» 1958 г.

Г. Нисский «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе» 1942 г.

Г. Нисский «На Ленинградском шоссе» 1942 г.

Ф. Коган «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»

К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» 1942 г.

К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» 1942 г.

Кукрыниксы «Военная Москва»

Л. Карташев «Москва 1941-й год» 1983 г.

М. Авилов «От Советского Информбюро» 1972 г.

Н. Гохберг «Комсомолка» 1942 г.

Н. Осенев «Комсомольцы на строительстве оборонительных рубежей под Москвой»

Н. Соколов «Под Москвой в 1941 году» 1956 г.

П.А. Кривоногов «Советская конница в боях под Москвой» 1949 г.-1950 г.

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв «Прости-прощай, родимый дом…», 1984 г.-1988 г.

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв «Сыновья»

А. Бантиков «Балтийцы на защите Ленинграда». 1944 г.

А.А. Дейнека «Оборона г. Севастополя». 1942 г.

А. Жабский «Хлеб». Из серии «Дети войны». 1985 г.

Б. Махов «Солдаты Сталинграда». 1972 г.

В. Серов, И. Серебряный, А. Кузнецов «Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года».

А. Прокопенко «В окопах Сталинграда». 1975 г.

Г. Марченко «На окраине Сталинграда».

Г.К. Севостьянов «Тревожный 1941 год». 1982 г.

И.И. Родионов «Участие надводный кораблей и батарей флота в разгроме фашистов под Ленинградом».

К.И. Рудаков К.И. Мать «Блокада». 1942 г.

М. Самсонов «Бойцы Сталинграда». 1983 г.

Н.C. Присекин «Севастопольцы. Год 1941-й». 1982 г.

Н.С. Присекин «Константиновский равелин». 1965 г.

Н. Цуцин «Блокадный Ленинград».

П.А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости«. 1951 г.

С. Боим «Вода с Невы». 1942 г.

С. Боим «Ладога – дорога жизни». 1949 г.

А. П. Ткачёв, С. П. Ткачёв «Дети войны».

А.С. Михайлов «Тревога (Колыбельная)». 1965 г.

В.А. Серов «Балтийский десант». 1942 г.

И. Балдин «Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская». 1984 г.

П. Белоусов «Из дневника блокады».

Ю. Кугач «Летом 1941 года. Наши солдаты». 1960 г.

А. Пахомов «На Неву за водой». Из серии «Ленинград в дни блокады»

А.Ф. Пахомов «Салют в честь снятия блокады». 27 января 1944 г.

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв «Безымянная высота»

Л. Голованов «В суровом походе» 1944 г.

Н. Присекин «Курская битва» 1995 г. (фрагмент диорамы)

Н. Присекин «Лихолетье» 1984 г.

Н. Присекин «Наше дело — правое» 1985 г.

Н.Я. Бут «Брестская крепость. 1941 г.» 1958 г. 

Н.Я. Бут «Глоток воды»

П. Мальцев «Штурм Сапун-горы» 1958 г.

П.А. Кривоногов «В районе Корсунь-Шевченковского» 1944-45 г.г.

П.А. Кривоногов «На Курской дуге» 1949 г.

Ф. Усыпенко «Бой под Моздоком» 1950 г.

Ф. Усыпенко «Ночной бой» 1957 г.

Ю. Непринцев «Форсирование Днепра»

Н.Я. Бут «Во имя жизни» 1965 г.

Николай Колупаев «1941 год (Знамя Победы)»

В. Волков «Освобождение Минска. 3 июля 1944 года»

В. Мочальский «Победа. Берлин 1945 года» 1947 г.

В. Пузырьков «Впереди мир» 1984 г.

В. Тутиев «Май 1945-гo»

В. Шаталин «Боевые товарищи»

Г. Гришин «Играй, мой баян!» 1985 г.

Г. Мелихов «День Победы в Берлине» 1960 г.

Е. Козанов, А. Орловский «В освобожденной Праге» 1957 г.

И. Петров «Освобождение Софии»

И.А. Владимиров «Русская армия в Берлине» 1946 г.

К.А. Васильев «В небе над Берлином»

Вячеслав Шумилов «Весна 1945-го» 1989 г.

И. Белоглазова «Салют Победы»

В. Шаталин «Победа»

К. Антонов «Победители»

В. Н. Костецкий «Возвращение» 1945 г. — 1947 г.

Как советские художники приближали славный день Победы? Часть 2. | Культура

Особое место в изобразительном искусстве военного времени занял портретный жанр. Художники, скульпторы и графика создали удивительную по выразительности галерею образов известных военачальников, боевых офицеров и рядовых солдат, партизан и тружеников тыла. В лицах людей, изображенных на портретах, созданных П. Кориным, А. Герасимовым, П. Котовым, нет пафосности, только суровая уверенность, что победа будет за нами. Вглядитесь в портрет Героя Советского Союза генерал-майора И. В. Панфилова, которого художник В. Яковлев изобразил в критические дни боев под Москвой. Перед нами человек, который будет стоять насмерть и остановит врага на подступах к столице.

Значительное количество скульптурных портретов создал в годы войны Е. Вучетич. Выдающийся скульптор В. Мухина в 1942 году выполнила портреты полковников Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка, находящихся после боевых ранений в госпитале. Её работа «Партизанка» стала обобщенным образом женщины, взявшей в руки оружие для отпора врагу. Выразительные скульптурные портреты создают 3. Азгур, Л. Кербель, С. Орлов. Некоторые скульпторы работали прямо на фронте, создавая свои произведения в перерывах между боями. Так, И. Першудчев выполняет на Юго-Западном фронте серию бюстов солдат и офицеров. В 1945 году он запечатлел и легендарных участников штурма Рейхстага — сержантов М. Егорова и М. Кантарию.

Новые прекрасные полотна создают в годы войны представители исторического жанра. П. Корин, написавший в 1942 году картину «Александр Невский», говорил, вспоминая об этом времени: «Я писал его в суровые годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который стал во весь свой гигантский рост». Стойкость и героизм наших предков прославляли в полотнах «Поединок Пересвета с Челубеем» М. Авилов, «Утро на Куликовом поле» А. Бубнов, «Трофеи русского оружия» Е. Лансере.

Высокое патриотическое содержание приобретает в годы войны пейзажная живопись, В своих пейзажах художники старались донести до зрителей красоту родной земли и те удивительные животворные силы, которые она придает людям. Пейзаж стал естественной частью многих батальных картин, зачастую придавая им нужную эмоциональную окраску. Появляется новый жанр — батальный пейзаж. Всмотритесь в полотна «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (А. Дейнеко), «Зимние залпы Балтики» (Я. Ромас), «На Неве. Зима» (М. Платунов), «Ленинград. 1941 год» (А. Мыльников), на них практически нет людей, но какое сильное впечатление они производят на зрителя.

В 1944 году Кукрыниксы создают картину «Бегство Фашистов из Новгорода», в которой пейзаж разрушенного и подожженного варварами древнего города играет главную роль.

Отмечая удивительную силу искусства в мобилизации людей на отпор врагу, художник А. Дейнека писал: «Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом». В годы войны изобразительное искусство по праву стало «сражающимся искусством», так как художники и скульпторы вместе с бойцами делили все тяготы войны и отображали в своих произведениях реальные события, свидетелями и участниками которых они были.

В самые тяжелые годы войны в стране продолжали работать музеи, проводились выставки, на которые приходило значительное количество зрителей. Именно понимание художниками того, что в эти суровые годы их искусство очень нужно людям, придавало им силы и способствовало созданию замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют людей равнодушными.

В наши дни вновь возрос интерес к Великой Отечественной войне, особенно среди молодежи. Люди, родившиеся в мирное время, узнают об этом великом и трагическом времени из рассказов ветеранов, из произведений литературы и искусства. Важнейшая роль в донесении до людей правды о Великой Отечественной войне принадлежит изобразительному искусству. Вглядываясь в картины, которые писали участники изображенных на них событий, мы лучше понимаем, через какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу.

Произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, не стареют, так как они всегда нужны людям, ведь память о тех годах будет в нашем народе жить вечно.

Первая часть статьи.

Художественный метод Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Новые работы на тему «День Победы», в разделе «картины»

Рисунки детей

Картина, панно, рисунок, Флешмоб

К Дню Победы выставка рисунков

Не определен

2 Освободитель

Поделка, изделие

38 С днем Победы!!!!

Поделка, изделие

1

С праздником!

Внеклассная работа

1 9 мая

Картина, панно, рисунок

5 Весна Победы

Картина, панно, рисунок, Коллективная работа

13 Рисунок ко дню Победы «Память»

Картина, панно, рисунок

1

Мы тоже готовимся к Дню Победы!

Картина, панно, рисунок

9 Панно ко Дню победы

Картина, панно, рисунок

4 Юбилейные цифры

Картина, панно, рисунок

8 Полотно Победы от МОУ Вернадавской СОШ

Поделка, изделие

1

9 Мая

Коллективная работа

3 К Дню Победы

Картина, панно, рисунок

21 С Днем Победы!

Стенгазета, плакат

101 Рисунки ко Дню Победы.

Не определен

3

«Поздравь ветерана с Победой»

Рама, паспарту

23 Коллаж ко Дню Победы

Картина, панно, рисунок

20 Голубь

Не определен

15 День ПОБЕДЫ.

Открытка

39

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Карикатуры художников Кукрыниксов

Будучи даровитыми живописца­ми, Кукрыниксы прежде всего и бо­лее всего — виднейшие мастера со­ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со­бытие в международной жизни на­чиная с 30-х годов и кончая сегод­няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.

В свое время карикату­ры Кукрыниксов беспощадно разо­блачали заговор империалистических держав против республикан­ской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Про­должение последней войны» и дру­гие). В этих, как и во всех других произведениях, художники высту­пают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.

С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры. Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

Содружество единомышленников

Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа – они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов

Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения – насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

День Победы! — Кусочки моей жизни…

В. Харламов. Победа.В.БОЖКО. Водружение знамени Победы над Берлином.

В. Мочальский Победа. Берлин 1945 года. 1947 г.

Кривоногов П.А. Победа.

А.Лопухов. Победа.

Н. Баскаков. Победа. 1974 г.

Кривоногов П.А. Капитуляция.

Ю. Бондаренко Победа. 1985 г.

В. Шаталин Победа.

М. Кугач. Возвращение.

А. Китаев. Возвращение с победой. 1985.

Горский А.П. Без вести пропавший.

В.Н.КОСТЕЦКИЙ. Возвращение. 1945. 1947.

Присекин С.Н. Парад Победы.

Антонов К.М. Победители.

Хмелько М.И. Триумф победившей Родины.

Б. Иогансон. Праздник Победы. 1947 год.

Ф. Коган. Салют на Красной площади.

П. Оссовский. Салют Победы.1985г.

В. Дмитриевский. День Победы. 1982г.

Для тех, кто пропустил предыдущие подборки: ПЕРВОМАЙ ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ!ПАСХА В ЖИВОПИСИ.

Бесславный конец

Знаменитая троица писала не только карикатуры. В 1945-м художники создали картину «Конец. Последние дни гитлеровской ставки». На самом полотне рукой Кукрыниксов выведено размашистое: «Конец фашистского логова».

21 мая 1945 года художники как корреспонденты газеты «Правда» были направлены в Берлин для сбора материала о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии. Побывали они и в бункере фюрера, где сделали зарисовки

Кукрыниксы уточняют: большинство изображенных на картине гитлеровских приспешников — не конкретные лица, было важно передать характеры. Рассмотрим полотно внимательно

ДЛЯ СПРАВКИ:

Фюрербункер — комплекс сооружений в Берлине, размещенных в 120 метрах от рейхсканцелярии на глубине 5 метров. Общая площадь — 250 кв. м, 30 комнат. Толщина потолочного перекрытия — 4,5 метров, наружных стен — 3,5 метров. Обеспечивал полную защиту от ядовитых газов. Туалетов в помещении не было, для фюрера и его женыЕвы Браун был сделан персональный сортир с ручным удалением отходов. Остальные ходили в имперскую канцелярию, что было небезопасно. В 1947-м здание рейхсканцелярии было снесено, а входы в бункер взорваны.

► Совещательная комната примыкала к кабинету, спальне, двум гостиным и ванной Гитлера. Комната рядом предназначалась для восточноевропейской овчарки фюрера Блонди и ее четверых щенков. 29 апреля 1945 г. перед самоубийством Гитлер отравил всех собак.

► В бункере имелись дизель-генератор, телефонный узел и телеграф. В феврале 2020 года красный аппарат, найденный здесь советскими солдатами, ушел с аукциона в Мэриленде (США) за $243 тысячи.

► Стены «каменного мешка» украшали полотна XIV века, вывезенные немцами из музеев Милана. В совещательной комнате висели шесть старинных картин.

► Часть вещей немцы вынесли из бункера при отступлении. Остальное сожгли.

► Фуражка унтер-офицерского образца со знаменитой «мертвой головой», которую носили в войсках СС в 1934 — 1945 гг.

► Гитлер безвылазно находился в бункере с 12 апреля 1945 года. 29 апреля его жена Ева Браун приняла цианистый калий, а сам фюрер застрелился. Тела обоих были сожжены.

Геббельс

после самоубийства Гитлера занял пост рейхсканцлера. Пробыв в должности один день, он, как и его жена, покончил с собой, предварительно отравив своих шестерых детей.

Двери

в бункере были 40-сантиметровые стальные, пуленепробиваемые. «Я сделал зарисовку толстенной двери. Представил, как тут «завоеватели» ждали своего конца», — вспоминал Николай Соколов.

► Одна из комнат в убежище была оборудована под бар, где хранились запасы спиртного: много токайского вина, а также коньяки, водки, в том числе русская, шнапс, шампанское.

Чемодан

отсылает к истории генералаФегелейна , мужа сестры Евы Браун. Тайно покинув бункер, он с чемоданом, набитым английскими золотыми монетами, фунтами стерлингов и долларами, изготовился бежать из Берлина, но был схвачен и расстрелян.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: